Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  1 гигиена как главная профилактическая медицинская дисциплина. Гигиена. Гигиена Основная профилактическая дисциплина. Личная гигиена: главные правила

1 гигиена как главная профилактическая медицинская дисциплина. Гигиена. Гигиена Основная профилактическая дисциплина. Личная гигиена: главные правила

ҚР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ

С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

Кенесариев У.И.

ЛЕКЦИЯ

ВВОДНАЯ. ГИГИЕНА – ОСНОВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА МЕДИЦИНЫ. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.

Алматы, 2008 год

. С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2008 г.

Утверждены на заседании кафедры общей гигиены и экологии Казахского национального медицинского университета им . С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2009 г.

Утверждены заведующим кафедрой,

Д.м.н., профессором _____________________ Кенесариевым У.И.

Утверждены на заседании кафедры общей гигиены и экологии Казахского национального медицинского университета им . С.Д. Асфендиярова

Протокол №_______ от “_____” _____________2010 г.

Утверждены заведующим кафедрой,

Д.м.н., профессором _____________________ Кенесариевым У.И.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Цель гигиены.
  2. Объект изучения гигиены и задачи.
  3. Методы гигиены.
  4. Санитарное законодательство.
  5. Особенности гигиены аптек и фармацевтической промышленности.
  6. История развития гигиены.
  7. Перспективы развития гигиены в РК.
  1. Определение гигиены как науки.

Термин «гигиена» происходит от греческого слова хигиейнос, что означает «приносящий здоровье» (Слайд №1). Согласно древнегреческой мифологии, у бога врачевания Асклепия (в древнеримских мифах – Эскулап) была дочь Гигиейя, помогавшая отцу в его делах. Гигиейя занималась предупреждением заболеваний и древние греки считали ее богиней здоровья. От имени богини и происходит само название гигиены – основной профилактической науки в медицине.

Забота о здоровье человека – основная задача всей медицины и ее решение достигается двумя путями (Слайд №2):

  1. Профилактическим (укрепление здоровья и предупреждение заболеваний). Пример: эндемический зоб – профилактика – йодирование соли. Рахит – недостаток витамина Д.
  2. Восстановительным (лечение болезни).

При этом профилактический путь является наиболее эффективным и должен быть первоочередным, что подчеркивает значение гигиены в системе медицинских наук.

Существует много определений гигиены как науки. Так, выдающийся отечественный гигиенист Ф.Ф. Эрисман в начале ХХ века писал, что гигиена – это наука, которая путем экспериментов и статистики приобретает знания для улучшения общественного здоровья.

В толковом словаре русского языка В.В. Даля (1898) говорится: Гигиена – искусство или знание сохранять здоровье, оберегать его от вреда (Слайд №3)

В современном понимании гигиеной называется наука, изучающая закономерности влияния факторов окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, высокой умственной и физической работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний (или реализация которых обеспечит сохранение и укрепление здоровья человека).

  1. Цель гигиены.

В середине XIX века английский ученый Эдвард Паркс сказал (Слайд №4) , что цель гигиены – «… сделать развитие человека более совершенным, жизнь – более сильной, увядание – наименее быстрым, смерть – наиболее отдаленной». Это выражение вполне соответствует современному представлению о цели гигиены – сохранение и укрепление здоровья человека.

3. Объект изучения гигиены.

Объектом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая его среда. В данном случае под окружающей средой понимается не только природа, но и среда обитания человека в течение всей его жизни, в том числе во время труда и отдыха. Под окружающей средой понимается и общество с его производительными силами и производственными отношениями, а также все обилие разнообразных факторов, связанных с этими процессами.

Вне окружающей среды жизнь живых организмов, в том числе и человека, невозможна. Важным фактором, способствующим жизни, является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Еще в 1863 году физиолог И.М. Сеченов говорил: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Но эта же самая среда, необходимая для жизни, может оказывать и неблагоприятное воздействие.

В зависимости от своей природы, все факторы окружающей среды, воздействующие на человека, делятся на физические, химические, биологические и психогенные (Слайд №5) . К химическим факторам среды относятся химический состав воздуха, воды, почвы, пищи. Многие из этих компонентов необходимы для жизни человека и их недостаток приводит к патологии. Наличие повышенных концентраций токсических веществ также ведет к заболеванию.

К физическим факторам относится солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность, скорость движения воздуха, а также ионизирующие излучения, шум, вибрация и др. Умеренное воздействие многих из этих факторов способствует нормальной жизнедеятельности, однако их повышенная интенсивность оказывает отрицательное влияние. Неблагоприятными могут оказаться и пониженные уровни воздействия.

Психогенными факторами являются слово, речь, письмо, печатная продукция, взаимоотношения в коллективе и др. Они вызывают у человека различные эмоции, то или иное психическое состояние.

В реальной жизни человек подвергается воздействию факторов разной природы одновременно. Иногда это воздействие может оказаться нейтральным или даже благоприятным для здоровья, а в ряде случаев способно причинить существенный вред – вплоть до смертельного исхода.

Основные задачи гигиены заключаются (Слайд №6) в следующем:

  1. Изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека или популяцию.
  2. Прогнозирование санитарной ситуации на перспективу.

Рассмотрим по отдельности каждую задачу.

  1. Изучение природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека.
  • уровни содержания и распространения химических веществ в воде, воздухе, почве, в продуктах питания. Например, металлов в воде, в почве, в продуктах питания. Газообразных соединений в воздухе населенных мест, в производственных помещениях и др. источники их образования.
  • содержание и распространение бактерий, вирусов, гельминтов, грибов в почве, воде, воздухе, в продуктах питания.
  • Уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения в производственных помещениях заводов, на шахте, уличный шум городов. Природно-климатические факторы – солнечная радиация, температура, влажность, давление, скорость движения воздуха.
  1. Изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека на популяцию (население).
  • влияние химических веществ при поступлении с воздухом, водой, продуктами питания. Например, ряд металлов – цинк, железо, медь, марганец, ванадий, кобальт и цезий входят в состав ферментов, гормонов и витаминов и необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Но, при повышенном поступлении в организм они становятся токсичными.

Недостаток йода - вызывает эндемический зоб.

Дефицит фтора - кариес зубов.

Избыток фтора - флюороз.

- в производственных условиях шум вызывает утомляемость, снижение слуха, болезни нервной системы, вибрация - вибрационную болезнь, ионизирующее излучения вызывает злокачественные новообразования, генные мутации и т.д.

Эта задача выполняется путем эпидемиологических исследований состояния здоровья населения.

3. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

Эта задача является основным звеном в системе профилактических мероприятий.

Гигиеническое нормирование - это определение концентраций, дозы, уровня веществ и факторов, которые при ежедневном воздействии на человека в течение всей его жизни не окажут на его здоровье и будущие его поколения прямого или опосредованного влияния.

Все факторы нормируются:

- ПДК - для химических веществ

- ПДУ - для физических факторов

C анПиН

ГОСТы

СНиПы

Этой задаче будет посвящена отдельная лекция.

4. Внедрение нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство, оценка их эффективности.

Если гигиеническая наука занимается разработкой нормативов, правил и мероприятий, то их практическое применение возложено на санитарию, (лат. санитас - здоровье). Выдающийся гигиенист Г.В. Хлопин дал этой дисциплине такое определение: "Если гигиена - наука о сохранении и улучшении здоровья, то санитария - практическая деятельность, при помощи которой это достигается". В целом санитария - это система контроля за соблюдением гигиенических норм, правил, мероприятий, который осуществляется санитарно-эпидемиологической службой.

Оценка эффективности - социально - экономический расчет прибыли от внедрения гигиенических нормативов, правил и мероприятий в практику здравоохранения и народное хозяйство.

5. Прогнозирование санитарной ситуации на перспективу. Это более современная задача. В 1972 году академик Г.И. Сидоренко выдвинул теорию гигиенического прогноза, позволяющую дать перспективную оценку состоянию ОС и ЗН. Прогнозные расчёты на ближайшую и отдаленную перспективу дают возможность планировать перспективные профилактические мероприятия, а также оценить их эффективность.

4. Методы гигиены

Существует 4 основных метода гигиенических исследований (Слайд №7) :

1. Санитарного обследования

2. Эпидемиологический

3. Гигиенического эксперимента

4. Санитарной экспертизы.

Метод санитарного обследования - один из основных приемов в работе врача-гигиениста по изучению средовых факторов, влияющих на здоровье человека и условия его обитания. Его суть состоит в том, что врач-гигиенист составляет заключение о санитарном состоянии исследуемого объекта (предприятие, цех, детсад, школа, населенный пункт, водоисточник и др.). При этом используются два основных приема (Слайд №8) :

1. Санитарное описание - оценка объекта по внешним признакам, что не представляет трудности и всегда доступно, но носит субъективный характер.

2. Углубленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных исследований факторов окружающей среды. Этот прием дополняет санитарное описание объективными аналитическими данными. Они могут быть получены следующими методами:

а) физическими - температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрация, радиоактивное излучение, освещенность и др.;

б) химическими - определение химического состава объектов природной и производственной среды; вода, атмосферный воздух, приземная атмосфера, почва, сельскохозяйственные продукты, продукты питания.

в) физико-химическими - спектроскопия, полярография и др.;

г) биологическими - наличие в объектах микроорганизмов, гельминтов, насекомых.

На основании углубленного санитарного обследования составляется санитарный паспорт изучаемого объекта с его подробным описанием, в котором излагаются выявленные санитарные нарушения и меры по их устранению. В дальнейшем разрабатывается план мероприятий по устранению отмеченных недостатков (санитарное предписание), который передается администрации объекта.

Эпидемиология: Исследование распределения показателей состояния здоровья и событий в популяции и применение этих исследований для решения проблем здравоохранения.

Эпидемиологический (Слайд №9) метод заключается в изучении состояния здоровья населения при воздействии различных факторов. Является одним из ведущих методов гигиены и состоит из двух основных этапов:

1. Санитарно-статистическое изучение состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию каких-либо факторов. Для этих целей используется официальная учетная медицинская документация, утвержденная приказом Минздрава РК. Изучается заболеваемость, некоторые демографические данные, физическое развитие, инвалидность. На основании полученных сведений рассчитываются специальные статистические показатели, например, частота той или иной патологии среди населения, структура заболеваемости и др.

2. Медицинское обследование населения (Слайд №10) , подвергающихся воздействию тех или иных факторов. Проводится группой врачей-специалистов и позволяет установить истинную заболеваемость населения, а также выявить ранние признаки патологии.

Помимо опытной группы населения (группы риска) обязательно подбирается контрольная группа (Слайд №11) , на которую изучаемый фактор не действует или действует в незначительной степени. Сопоставление результатов наблюдения позволяет дать оценку влияния на здоровье того или иного фактора.

Контрольный регион (населенный пункт) необходим и при проведении санитарного обследования.

Эпидемиологический метод и метод санитарного обследования применяется в виде трёх основных форм (Слайд №12) :

1. Ретроперспективные исследования - сбор статистического материала за предыдущие годы.

2. Поперечный разрез - одномоментное изучение состояния вопроса на данное время.

3. Проспективные исследования – длительные динамические наблюдения. Необходим для прогноза.

Метод гигиенического эксперимента проводится для обоснования в лабораторных условиях различных гигиенических нормативов: ПДК, ОБУВ, ПДУ и др. Существует два вида таких экспериментов:

1. На людях-добровольцах - при условии полной гарантии безопасности для здоровья (установление максимально-разовых ПДК атмосферных загрязнений по порогу запаха).

2. На лабораторных животных - для изучения влияния на организм химических, физических и биологических факторов для установления безопасных величин. Этому методу будет посвящена отдельная лекция.

Метод санитарной экспертизы (Слайд №13) - решение вопросов на предмет соответствия санитарным нормам и правилам. Экспертиза проводится при осуществлении санитарными врачами предупредительного и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор заключается в проверке соблюдения гигиенических норм и правил на этапе проектирования и строительства различных объектов, а также в контроле за выпуском различных видов продукции.

Текущий санитарный надзор заключается в систематическом наблюдении за санитарным состоянием объектов в процессе их эксплуатации.

Санитарной экспертизе подлежат (Слайд №14):

- проекты планировки и застройки населенных мест;

- проекты коммунального, жилищного и промышленного строительства;

- отвод земельных участков под все виды строительства;

- проекты водоснабжения и канализации;

- сами объекты в процессе эксплуатации;

- питьевая вода и пищевые продукты;

- новые виды посуды, тары, оборудования;

- детские игрушки, книги, одежда и др.

По завершении санитарной экспертизы составляется обоснованное заключение: заключение по отводу земельного участка, заключение по проекту, акт санитарной экспертизы пищевых продуктов, детских игрушек и т.д.

5. Санитарное законодательство.

При осуществлении санитарного надзора санитарный врач использует санитарное законодательство, которое включает (Слайд №15):

- государственные стандарты;

- санитарные правила и нормы (СанПиН);

Инструкции;

Строительные нормы и правила (СНиП);

- методические указания;

- постановления и распоряжения Минздрава и др.

Основным руководящим документом деятельности санитарного врача является "Положение о государственном санитарном надзоре". Санитарно-эпидемиологическая служба состоит из руководящего органа (КГСЭН) и сети республиканских, областных, городских и районных СЭС. Каждая из них включает три основных отдела: санитарно-гигиенический, эпидемиологический и дезинфекционный.

6. Особенности гигиены аптек и предприятий фармацевтической промышленности .

Гигиена аптек и предприятий фармацевтической промышленности является разделом гигиенической науки, изучающей влияние производственных факторов этой отрасли на организм работающих и разрабатывающей меры и нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней.

Условия труда и производственные факторы в аптеках и на предприятиях химико-фармацевтической промышленности имеют свои специфические особенности:

1. Только в условиях аптечной и заводской технологии, работающие в течение всего рабочего дня имеют контакт с различными лекарственными средствами, являющимися в то же время биологически и физиологически активными веществами.

2. Лекарственные средства могут оказывать специфическое неблагоприятное воздействие: токсическое, раздражающее, сенсибилизирующее, при этом, получаемая в течение дня доза значительно превышает терапевтическую дозу при лечении этими средствами.

3. Технологический процесс получения, фасовки, хранения лекарственных средств требует соблюдения строгой стерильности, что достигается обязательным соблюдением гигиенического режима, в том числе личной гигиены работающих.

Эффективность лекарственных препаратов во многом зависит от микроклиматических условий производственных помещений - температуры, влажности, освещенности, они могут разрушаться при высокой температуре, подвергаться изменениям под действием света и т.д.

5. Работающие, в силу непосредственного контакта, постоянно подвергаются эпидемической опасности.

Учитывая вышесказанное, провизор должен хорошо разбираться в вопросах гигиенического нормирования параметров окружающей среды, знать характер действия вредных факторов производства, разрабатывать и проводить гигиенические мероприятия по охране труда, соблюдать гигиенический режим, участвовать в гигиенической оценке проектов аптек в процессе предупредительного надзора, соблюдать правила личной гигиены.

7. История развития гигиены

Развитие гигиены можно условно разбить на два основных, не равных по временной протяженности, периода (Слайд №16) :

1. Эмпирическая гигиена (основанная на опыте) развивалась на протяжении многих веков.

2.Научно-экспериментальная гигиена, занимающая сравнительно короткий период.

Первый период уходит корнями в доисторические времена, когда человек, борясь за свое существование, постепенно накапливал опыт общения с окружающей природой и ее разнообразными факторами. Не понимая истинных причин тех или иных явлений, человек лишь констатировал отдельные факты и делал определенные выводы об их вреде или пользе для здоровья. Многие положения таких наблюдений, и обобщений были верны и сохранили свое значение до наших дней, получив соответствующее научное обоснование.

Так, ряд религиозных предписаний в странах Древнего Востока содержал разумные указания профилактического характера. В законодательных документах Вавилона и Ассирии содержались положения имеющие отношение к личной и общественной гигиене (19 век до нашей эры).

В Древнем Египте существовали санитарные рекомендации по применению пищевых продуктов, водолечению, массажу, надзору за рынками и др. В медицинских трактатах Древнего Китая подчеркивалась необходимость предупреждения болезней, в виду сложности их лечения.

В трудах Гиппократа (460-377 года до нашей эры) уже выделяются факторы, влияющие на здоровье человека: общие (почва, вода, погода) и личные (питание, наследственность, образ жизни). В древней Греции проводился надзор за продажей напитков и пищевых продуктов, сооружались водопроводы, канализация (Афины), велась планировка населенных мест. Наибольшее развитие санитарно-технические сооружения получили в древнем Риме (знаменитые римские акведуки, канализации, бассейны, общественные бани).

В раннем средневековье выдающимся врачом Востока Ибн-Синой.; 980-1037 годы) написан пятитомный "Канон врачебной науки", включивший главы о гигиене воздуха, воды и др.

В XII веке был создан "Салернский кодекс здоровья". В целом же средние века характеризуются резким упадком санитарной культуры. Достаточно сказать, что в крупных городах Европы нечистоты выливались на улицу прямо из окон, в семьях королей и знати не соблюдались самые элементарные требования ухода за телом и одеждой. Такое положение дела приводило к развитию массовых заболеваний, сопровождалось высокой смертностью населения.

Однако в XV веке происходит некоторое повышение санитарной культуры. К этому времени происходит развитие промышленного производства, что также дает толчок науке и культуре. Левенгук создает микроскоп, появляются серьезные научные работы по медицине и естествознанию. В конце XVIII века выходит в свет сочинение Петра Франка "Полная система медицинской полиции", обобщающая все известные на тот период сведения по санитарии. Однако гигиена ещё не выделяется в самостоятельную науку и остаётся на своём прежнем эмпирическом уровне .

Только в XIX веке эмпирический период развития гигиены сменяется научно-экспериментальным. Этому способствуют промышленная революция и крупнейшие научные открытия. Наряду с натуральными наблюдениями исследователи начинают ставить научные эксперименты. Появляются первые работы по гигиене, например англичанина Э. Паркса (Руководство к практической медицине, 1857).

Значительный вклад в научно-экспериментальную гигиену был внесен Максом Петтенкофером - санитарным врачом Мюнхена. В 1865 году он создал первую кафедру гигиены в Мюнхенском университете, а затем институт гигиены. Заслугой Петтенкофера является проведение многолетних лабораторных экспериментов, превративших гигиену в точную науку. В тот период возбудители инфекций не были известны и поэтому многие положения Петтенкофера оказались ошибочны (локалистическая почвенная теория, этиология холеры и др.). Однако им выдвинут ряд косвенных положений, имеющих гигиеническое значение, а главное - дан толчок для проведения дальнейших исследований.

Из гигиенистов России следует, в первую очередь, следует отметить А.П. Доброславина, создавшего в 1871 году кафедру гигиены на базе Военно-медицинской академии в Петербурге. С этого года в России начато самостоятельное преподавание гигиены. А.П.Доброславин широко внедрял в практику гигиены лабораторные методы исследования, что способствовало формированию научной дисциплины.

В 1869 году в Петербург приехал из Швейцарии молодой врач - офтальмолог Ф.Ф. Эрисман. Защитив докторскую диссертацию по глазным болезням, он особое внимание уделял вопросам этиологии близорукости у школьников. Это привело ученого к гигиене, стажировку по которой он проходил у М. Петтенкофера. В 1882 году Ф.Ф. Эрисман организовывает вторую в России кафедру гигиены при Московском университете. В дальнейшем им создается санитарно-гигиеническая лаборатория и санитарная станция в Москве. Ф.Ф. Эрисманом написано большое количество гигиенических работ. Именно он первый указал на неразрывную связь гигиены с медициной. Однако в 1896 году Ф.Ф. Эрисман был уволен из университета за поддержку прогрессивного студенчества и поселился в Швейцарии.

Ученик Ф.Ф. Эрисмана Г.В. Хлопин (1863-1929) возглавлял кафедру гигиены Военно-медицинской академии и много внимания уделял санитарно-гигиеническим исследованиям в области гигиены водоснабжения, охраны водоисточников, жилища и т.д. Является автором многих учебников и руководств, был редактором журнала "Гигиена и санитария".

В 1872 году в России была утверждена первая должность санитарного врача, которую занял И.И. Моллесон (1842-1920). Ему принадлежит инициатива санитарной печати и устройства сельских яслей. И.И. Моллесон широко рекомендовал составление санитарно-топографических описаний местности, способствующих объективной оценки влияния природной среды на здоровье человека.

В 1922 году в России был принят декрет "О санитарных органах республики", сформулировавший основные положения санитарной службы страны. В этом же году стал выходить журнал "Гигиена и санитария", который первые 10 лет назывался "Гигиена и эпидемиология".

В ряде городов создаются научно-исследовательские институты гигиенического профиля. Начиная с 1931 года, при медицинских вузах стали организовываться санитарно-гигиенические факультеты, а в 1933 году создана Всесоюзная государственная санитарная инспекция СССР.

Из выдающихся гигиенистов того времени следует особо отметить А.Н. Сысина (1879-1956), который с 1913 года работал санитарным врачом города Москвы, а затем являлся первым начальником санэпидотдела Наркомздрава РСФСР и профессором кафедры гигиены 1-го Московского медицинского института. С 1944 года А.Н. Сысин до конца своих дней являлся директором созданного им института общей и коммунальной гигиены АМН СССР, который в настоящее время носит его имя и называется Институт гигиены окружающей среды и экологии человека РАМН.

А.В. Мольков (1870-1947) - основоположник отечественной школьной гигиены. По его инициативе в СССР созданы первые кафедры по этой дисциплине. С 1923 года он возглавлял институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР. Является автором учебника по школьной гигиене.

Особо существенный вклад в развитие коммунальной гигиены внесен А.Н. Марзеевым (1883-1956) - первым начальником санэпидотдела Наркомздрава Украины. Им создан Киевский институт общей и коммунальной гигиены (ныне имени А.Н. Марзеева), написан первый в СССР учебник по коммунальной гигиене, а также ряд книг по указанной проблеме.

Касаясь последних десятилетий, можно назвать немало выдающихся отечественных гигиенистов, однако лишь некоторые из них создали свои научные направления в той или иной области гигиены.

К таким ученым следует отнести В.А. Рязанова (гигиена атмосферного воздуха), С.Н. Черкинского (гигиена воды и санитарная охрана водных объектов), Г.Н. Сердюковскую (гигиена детей и подростков), Б.Г. Кроткова (радиационная гигиена), Е.И. Гончарук (гигиена почвы), Г.И. Сидоренко (гигиена окружающей среды), Г.Н. Красовского (гигиена воды и санитарная охрана водоёмов), Измерова (гигиена труда) и др.

Выше уже говорилось о двух основных этапах развития гигиены - эмпирическом и научно-экспериментальном. Второй этап характеризуется рядом структурных изменений. Первоначально гигиена развивалась как единая научная дисциплина. Однако, по мере углубления исследований и накопления научных данных в ряде областей, рамки одной дисциплины стали тесны и от гигиены отпочковались самостоятельные дисциплины: коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда, военная гигиена, больничная гигиена, личная гигиена, радиационная гигиена и др. При этом общая гигиена является вводным курсом в изучение указанных дисциплин (пропедевтикой гигиены).

Гигиена состоит из ряда разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики (Слайд №17):

Коммунальная гигиена - изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для

создания оптимальных условий проживания. Ведущие ученые РК: Даулбаев Ф.А., Амрин К.Р., Неменко Б.А.

Гигиена питания - изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение зависимости от условий груда и быта; разрабатывает меры профилактики алиментарных заболеваний. Ведущие ученые РК: Шарманов Т.Ш., Терехин С.П. и др. В РК действует Казахская Академия питания.

Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней. Ведущие ученые РК: Алтынбеков Б.Е. НЦ гигиены и эпидемиологии и НУ гигиены труда и профпатологии.

Гигиена детей и подростков - изучает влияние факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребёнка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

Радиационная гигиена - изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.

Список литературы:

  1. Г.И. Румянцев и соавт. Гигиена. – М.: Медицина, 2005. – 607 с.
  2. А.И. Гурова, О.Е. Горлова. Практикум по общей гигиене. – М.: Изд. Университета дружбы народов, 1991. – 176 с.
  3. У.И. Кенесариев, Н.Ж. Жакашов. Экология и здоровье населения: Учебник для медицинских ВУЗов и колледжей. Алматы. 2002. – 260 с.
  4. И.Р. Голубев. О мониторинге «Здоровье – окружающая среда». - Гигиена и санитария, 2001 г., №4.
  5. Р.М. Хвастунов. Т.С. Тихова, Е.В. Трофимова, Н.А. Кочнова. Возможности использования данных космической съемки и в гигиенических исследованиях. – Гигиена и санитария, 2000 г., №2.
  6. Тулебаев Р.К., Слажнева Т.И., Кенесариев У.И., Белоног А.А., Корчевский А. «Оценка гигиенических рисков в промышленных регионах РК», Алматы, 2005 г.
  7. Муминов Т.А., Неменко Б.А. «Окружающая среда и доказательная профилактическая медицина». Алматы. 2005 г. – 171 с.
  8. Неменко Б.А., Кенесариев У.И. «Коммунальная гигиена». Учебник, Алматы « Ғ ылым», 2003 г., 464 с.
  9. Муминов Т.А., Кенесариев У.И., Балмахаева Р.В. «Страницы истории профилактической медицины в Казахстане» - Вестник КазНМУ, №1, 2007 г., Алматы – 18-21 с.
  10. Кенесариев У.И., Будесова Ж.А., Суюнгараев К.А. «Особенности реальных химических нагрузок на организм жителей региона Карашыганакского нефтегазового месторождения» - Вестник КазНМУ, №1, 2008 г., 46-47 с.

стр. 1 из 12

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематичес-кая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений спо-собствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты средств гигие-ны (зубных паст, эликсиров) обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, вита-минами, повышая их устойчивость к вредным воздействи-ям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо-собствует активации обменных процессов, улучшению кро-вообращения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зу-бов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные сред-ства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее вре-мя их ассортимент стал особенно широк и разнообразен.

Используя современные средства для удаления зубного налета с поверхностей зубов, нельзя не учитывать метод, с помощью которого это осуществляется. В настоящее время известны различные методики удаления зубного налета, однако, учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно рекомендовать пациенту наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект.

Для достижения этой цели от врача требуется подроб-ный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента - последовательное исполнение дви-жений до полного овладения выбранной методикой с еже-дневным проведением чистки зубов.

Круговой метод Fones. При этом методе происходит очи-щение вестибулярных поверхностей зубов в сомкнутом со-стоянии. Щеточное поле ставится в правый угол на верх-ние или нижние вестибулярные поверхности зубов, очище-ние производится круговыми движениями, исключая крае-вую часть десны. При открывании рта производят очище-ние оральных поверхностей маленькими вращательными движениями. Горизонтальными или вращательными дви-жениями очищаются окклюзионные поверхности зубов. Этот метод показан детям и взрослым.

Метод Leonard. Зубную щетку устанавливают перпен-дикулярно к поверхности зубов, производят вертикальные движения только в направлении от десны к коронке зуба:

на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней челюсти - снизу вверх. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых челюстях, жевательные поверхности очищают движениями щетки вперед-назад. Этот метод известен как метод "от красного к белому" - "от десны к зубу".

Метод Bass . Головку зубной щетки располагают под уг-лом 45°к оси зуба. Концы волокон при этом придавливают к эмали и к сосочкам. В такой позиции производят вибри-рующие движения с небольшой амплитудой. Волокна про-никают в межзубные промежутки и десневую бороздку, тем самым способствуя хорошему удалению налета. Метод Басса не совсем прост. Неправильное положение зубной щет-ки, например, вертикально к оси зуба, приводит к повреж-дению эпителиального прикрепления и десны. Данный ме-тод показан взрослым.

Метод Charters. Головку зубной щетки устанавливают под углом 45° к оси зуба так, что концы волокон, касаясь наружной поверхности коронки, достигают режущего края. Легким нажатием кончики щетинок осторожно проталки-вают в межзубные промежутки. В этом положении осущес-твляют вибрирующие движения. Волокна контактируют с краевой десной и совершают массаж.

Метод Stillmann. При этой методике щетинки зубной щетки устанавливают под углом 45° в направлении корней зубов с последующим разворотом щетки в направлении коронок. При этом щетинки под давлением вычищают меж-зубные промежутки. Во фронтальном участке полости рта зубную щетку устанавливают вертикально, и техника чист-ки повторяется. В области каждого зуба эти движения ре-комендуется повторять 4-5 раз.

Модифицированный метод Stillmann. Зубная щетка уста-навливается параллельно оси зубного ряда, при этом ще-тинки покрывают коронковую часть зубов и слизистую. Щетинки придавливаются к зубному ряду в области сли-зистой, а затем мелкими вибрирующими движениями щет-ка поднимается до уровня жевательной поверхности.

Стандартный метод чистки зубов Пахомова Г. Н. Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки распо-лагают под углом 45° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями так, что волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и меж-зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов вер-хней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг-лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движе-ниями.

Зубные щетки

Зубная щетка является основным инструментом для уда-ления отложений с поверхности зубов и десен. Известно, что народы Азии, Африки, Южной Америки использовали приспособления, подобные зубной щетке, еще 300-400 лет до н. э. Зубные щетки стали применять в России примерно в XVIII в. В настоящее время существует множество моде-лей зубных щеток, предназначением которых является уда-ление зубного налета с гладких и окклюзионных поверхнос-тей зубов. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части (голов-ки) с расположенными на ней пучками щетинок. Типы зуб-ных щеток отличаются формой и размерами ручек и рабо-чей части, расположением и густотой, длиной и качеством щетинок. Для зубных щеток используют натуральную щетину или синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дедерлон, полиуретан и др.). Однако по сравнению с синтетическим волокном натуральная щетина обладает рядом недостатков: наличием срединного канала, заполненного микроорганиз-мами, трудностью содержания щеток в чистоте, невозмож-ностью идеально ровной обработки концов щетинок и слож-ностью придания ей определенной жесткости. Эффективность использования зубной щетки определя-ется правильным индивидуальным подбором с учетом ее жесткости, величины щеточного поля, формы и частоты кустопосадки волокон.

Существует пять степеней жесткости зубных щеток:

  • Очень жесткие;
  • Жесткие;
  • Средние;
  • Мягкие;
  • Очень мягкие.

Рекомендации пациентам по использованию зубной щет-ки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавли-вают из очень мягкого или мягкого волокна. Зубные щетки такой же степени жесткости рекомендуется использовать пациентам с поражением пародонта. Жесткие и очень жес-ткие зубные щетки можно рекомендовать лишь лицам со здоровыми тканями пародонта, однако, при неправильном методе чистки они могут травмировать десну и вызвать ис-тирание твердых тканей зуба.

Следует отметить, что щетки средней жесткости и мяг-кие наиболее эффективны, так как щетинки у них более гибкие и лучше проникают в межзубные промежутки, фис-суры зубов и поддесневые участки.

Величина рабочей части определяет способность зубной Щетки очищать все поверхности зубов, даже труднодоступные. В настоящее время (как для взрослых, так и для детей) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, Которыми легко манипулировать в полости рта. Ее размеры для детей - 18-25 мм, для взрослых - не более 30 мм, при этом волокна организованы в пучки, которые располага-ется обычно в 3 или в 4 ряда. Такое расположение волокон позволяет лучше очистить все поверхности зубов.

Существует множество моделей зубных щеток с различными фор-мами рабочей части.

  • Зубные щетки с V - образной посадкой пучков волокон рекомендуется использовать для очищения налета с кон-тактных поверхностей зубов у лиц, имеющих широкие меж-зубные промежутки. В большинстве случаев рабочая часть зубных щеток име-ет пучки щетинок различной высоты: более длинные (мяг-кие) по периферии, более короткие - в центре.
  • Новые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров и глубокого проникновения в межзубные промежутки, а также активное углубление, ко-торое позволяет очищать все поверхности зубов и прово-дить массаж в области прикрепленной десны. Некоторые головки зубных щеток состоят из сочетания пучков щетинок, различной высоты и расположенных, под разным углом к основанию. Каждая группа пучков способ-ствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, про-никая в зубо-десневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области. Новые модели зубных щеток часто имеют индикатор -два ряда пучков волокон, окрашенных разноцветными пи-щевыми красителями. По мере использования щетки про-исходит их обесцвечивание. Сигнал для замены щетки - обес-цвечивание на 1/2 высоты щетинки, что обычно происходит через 2-3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.
  • Формы ручки зубных щеток также могут быть различны: прямые, изогнутые, ложкообразные и др., однако, длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов.
  • Существуют зубные щетки, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 минут) изменяется первоначальный цвет ручки. Такую модель зубной щетки целесообразно реко-мендовать детям, что дает возможность приучить ребенка правильно чистить зубы. Таким же свойством обладают зуб-ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издает-ся звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щет-ка "молчит".
  • Электрические зубные щетки - с их помощью осущес-твляются круговые или вибрирующие автоматические дви-жения рабочей части, это позволяет тщательно удалять зуб-ной налет и одновременно осуществлять массаж десен. При-менение электрической зубной щетки можно рекомендо-вать детям, инвалидам или пациентам с недостаточной лов-костью (сноровкой).
  • К дополнительным средствам гигиены полости рта от-носятся зубочистки, зубные нити (флоссы), специальные зубные щетки и ершики.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых повер-хностей зубов. При использовании зубочисток их помещают под углом 45° к зубу, при этом конец ее находится в десневой бороздке, а сторона прижата к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бо-роздки к контактной точке зубов. При неправильном исполь-зовании зубочистки возможна травма межзубного сосочка и изменение его контура. Это в свою очередь приводит к образо-ванию пространства, щели между зубами. Зубочистки изготавливают из дерева и пластмассы, фор-ма их может быть треугольной, плоской и круглой, иногда зубочистки ароматизируют ментолом.

Флоссы предназначены для тщательного удаления зуб-ного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Флоссы могут быть вощеными и невощеными, круглы-ми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой.

Способ применения нити. Нить длиной 35 - 40 см накру-чивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью ука-зательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, ста-раясь не травмировать зубодесневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. После-довательно производят очищение контактных поверхнос-тей со всех сторон каждого зуба. При неумелом примене-нии можно поранить десну, поэтому использование нитей возможно только после предварительного обучения паци-ента. Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9 - 10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.

В настоящее время стали использоваться нити, пропи-танные фторидами. Такой вид гигиенической продукции позволяет дополнительно укрепить эмаль в труднодоступ-ных местах для чистки зубов и способствовать предотвра-щению кариеса. Кроме того, существуют суперфлоссы - нити с односто-ронним утолщением. Эти нити позволяют очищать кон-тактные поверхности зубов, а также способствуют более тща-тельному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, про-странств под мостовидными протезами и несъемными ортодонтическими конструкциями. Их рабочая часть может со-стоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде ко-нуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду.

Зубные пасты

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошим дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст являются абразив-ные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также отдушки, красители и вещества, улучшающие вкусовые ка-чества пасты. Эффективность чистки зубов зависит от аб-разивных компонентов паст, которые обеспечивают очи-щающее и полирующее действие.

  • Абразивные вещества ре-агируют с неорганическими соединениями эмали зуба. В связи с этим, наряду с классическим абразивным соедине-нием - химически осажденным мелом, широко используют дигидрат дикальцийфосфата, моногидрат дикальцийфосфата, безводный дикальцийфосфат, трикальцийфосфат, пирофосфат кальция, нерастворимый метафосфат натрия, гид-роокись алюминия, двуокись кремния, силикат циркония, полимерные соединения метилметакрилата. Часто приме-няют не одно абразивное вещество, а смесь двух компонен-тов, например, мела и дикальцийфосфата, мела и гидро-окиси алюминия, дигидрата дикальцийфосфата и безводного дикальцийфосфата и др.
  • Каждое абразивное соединение имеет определенную сте-пень дисперсности, твердость, значение рН, от которых за-висят абразивная способность и щелочность полученных на их основе паст. При разработке рецептур выбор абрази-ва зависит от свойств и назначения зубных паст. Среди синтетических гидроколлоидов широкое применение находят производные целлюлозы, хлопчатника или древесины - натрийкарбоксиметилцеллюлоза, этиловый и метиловый эфиры целлюлозы.
  • Многоатомные спирты - глицерин, полиэтиленгликоль - применяют в составе зубных паст для получения пластич-ной, однородной массы, которая легко выдавливается из тубы. Эти спирты способствуют сохранению влаги в пасте при хранении, повышают температуру замерзания, увели-чивают стабильность образующейся при чистке зубов пены, улучшают вкусовые качества пасты.
  • Из пенообразующих веществ в зубных пастах использу-ют поверхностно-активные вещества, такие как ализари-новое масло, лаурилсульфат натрия, натрийлаурилсаркозинат и натриевую соль таурида жирных кислот. Ком-поненты зубной пасты должны быть безвредными, не ока-зывать на слизистую полости рта раздражающего действия и обладать высокой пенообразующей способностью.
  • В последнее время нашли применение гелеобразные зуб-ные пасты, полученные на основе соединений окиси крем-ния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Гелевые пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способ-ность некоторых из этих паст ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что делает возможным их использование в качестве основных средств и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторидсодержащие зубные пасты. Эти пасты ре-комендуются детям и взрослым для профилактики кариеса зубов.

В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат, под-кисленный фосфатами фтористый натрий, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроор-ганизмов налета. Установлено, что непременным условием для профилактики кариеса является наличие активного (не-связанного) иона фтора.

Зубные пасты для взрослого населения, содержат от 0,11% до 0,76% фторида натрия или от 0,38% до 1,14% монофторфосфата натрия. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в меньшем количестве (до 0,023%). Сочетание фторида натрия и кальций и кремнийсодержащих абразивов в составе некоторых зубных паст пред-ставляет собой особую систему Флуористат.

Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов зубного камня в зубные пасты вклю-чают такие компоненты, как триклозан, который оказыва-ет антибактериальное воздействие на грамположительные и грамотрицательные бактерии, и кополимер, способству-ющий пролонгированному действию триклозана в течение 12 часов после чистки зубов. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее ре-зистентность к кислотной деминерализации за счет обра-зования более устойчивых к растворению структур. Пасты, содержащие в своем составе фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действи-ем. Подобный эффект имеют зубные пасты, содержащие производные хитина и хитозана, которые обладают сродст-вом к белкам и способны ингибировать адсорбцию Strepto-coccus mutans, mitis, sanguis на поверхности гидроксиапатита. Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент 3%, глицерофосфат кальция 0,13%, синтетический гидроксиапатит (от 2% до 17%) способству-ют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

Применение лечебных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещес-тва: ферменты, витамины, микроэлементы, соли, антисеп-тики, лекарственные травы.

Зубные пасты, содержащие в качестве активного ком-понента рапу Поморийских лиманов, улучшают кровоснаб-жение тканей пародонта, их трофику, оказывают профилак-тическое и лечебное действие.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пас-ты с добавками препаратов на основе лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болот-ного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Зуб-ные пасты, содержащие экстракт лаванды, оказывают уме-ренное бактерицидное действие на стрептококки и стафи-лококки и выраженное действие - на грибы Candida albicans.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой обо-лочки в зубные пасты вводят биологически активные ком-поненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин.

В последнее время широко используются лечебно-про-филактические зубные пасты, способствующие уменьшению кровоточивости десны, обладающие слабым обезбо-ливающим, выраженным противовоспали-тельным и реге-неративным эффектом. В состав таких паст входят несколько лекарственных растений. Например, шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация, мирра и ратания; комплексная смесь, сочетающая хлорофилл, витамин Е и экстракты лекарствен-ных растений.

Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения ко-личества слюны и скорости слюноотделения, что способ-ствует очищению поверхностей зуба и нейтрализации орга-нических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Жевательная резинка проявляет свое воздействие на ткани полости рта следующими способами:

  • увеличивает скорость слюноотделения;
  • стимулирует выделение слюны с повышенной буфер-ной емкостью;
  • способствует нейтрализации кислот зубного налета;
  • благоприятствует смыванию слюной труднодоступных участков полости рта;
  • улучшает клиренс сахарозы из слюны;
  • способствует удалению остатков пищи.

В состав жевательной резинки входят: основа (для свя-зывания всех ингредиентов), подсластители (сахар, куку-рузный сироп или сахаро-заменители), отдушки (для хоро-шего вкуса и аромата), размягчители (для создания соот-ветствующей консистенции во время жевания).

Одним из наиболее важных свойств жевательной резин-ки является ее способность в три раза, по сравнению с со-стоянием покоя, увеличивать слюноотделение, при этом слюна поступает и в труднодоступные межзубные участки.

В настоящее время преимущественным влиянием поль-зуется жевательная резинка, содержащая сахарозаменители, особенно ксилит, антикариесо-генный эффект которого впервые был показан исследованиями в Университете Турку, Финляндия. Ксилит, поступивший с жевательной резин-кой, остается в полости рта достаточно долго и оказывает благоприятное воздействие.

Следует остановиться на возражениях против использо-вания жевательной резинки, упоминающих о заболеваниях желудка, поражениях височнонижнечелюстного сустава. Если жевательную резинку использовать правильно, такая патология не возникнет.

В соответствии с результатами многочисленных иссле-дований, можно предложить следующие рекомендации по использованию жевательной резинки:

  • жевательную резинку следует использовать и детям, и взрослым;
  • лучше применять жевательную резинку, не содержа-щую сахара;
  • пользоваться жевательной резинкой следует, по воз-можности, после каждого приема пищи и сладостей;
  • во избежание нежелательных последствий использо-вать жевательную резинку следует не более 20 минут после приема пищи;
  • необходимо помнить, что бесконтрольное и беспоря-дочное исполь-зование жевательной резинки много раз в течение дня может принести вред.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания по-лости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, пред-упреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров обычно добавляют биологически-активные компоненты. Эликсир "Ксидент" содержит фторид натрия, препарат ксидифон, который, являясь регулятором уровня кальция в организме, препятствует образованию зуб-ного налета и камня. Он оказывает противокариозное, про-тивовоспалительное и дезинфицирующее действие.

Выраженным противовоспалительным и дезодорирую-щим свойством обладают эликсиры "Лесной", "Paradontax", "Salviathymol", содержащие в своем составе комплексы рас-тительных добавок - настои трав шалфея, ромашки, мир-ры, эхинацеи.

Регулярное использование перед чисткой зубов ополас-кивателя "Plax" с активными компонентами (триклозаном, фторидом натрия) способствует эффективному удалению зубного налета, снижению кариеса зубов.

Эликсир "Sensitive", имеющий в составе фторид олова, оказывает противокариозное действие и способствует сни-жению повышенной чувствительности эмали зубов.


Медицина- область науки и практической деятельности, имеющая целью сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Из данного определения совершенно очевидно просматриваются два направления медицины: лечебное и профилактическое. Дихотомия цели медицины предполагает для ее достижения использовать два метода: первый - лечение заболевших людей и второй -предупреждение болезней и преждевременного изнашивания организма, то есть профилактику.

Гигиена как родоначальница профилактической медицины является коллективной дисциплиной. Она, как и лечебная медицина, имеет свой специфический объект изучения - практически здорового человека (индивидуальное здоровье), коллективы практически здоровых людей, популяции, все население страны (общественное здоровье). При этом под практически здоровым следует понимать такого человека, который способен полностью выполнять свои биологические и социальные функции.

Мировоззренческой категорией, выражающей состояние здорового человека, является здоровье. Единого общепринятого определения термина «здоровье» в медицинской науке нет. По определению Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ), под здоровьем понимают состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Специалист, занимающийся предупреждением болезней, относится к врачам-профилактикам (их еще называют «врачи-гигиенисты», «санитарные врачи»).

Несмотря на принадлежность медицинских специалистов к лечебному (клиническому) или профилактическому профилю, все они в той или иной мере обязаны заниматься профилактикой. Другое дело, что масштабы и характер их деятельности в этой области различаются. В настоящее время ВОЗ выделяет три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную.Первичная профилактика имеет целью предупреждение возникновения и развития любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей у человека болезни, перехода ее в хроническую форму. Третичная профилактика имеет целью предупреждение инвалидности и смертности.

Нетрудно заметить, что цель первичной профилактики полностью совпадает с целью гигиены. Поэтому выполнение данной установки - задача преимущественно врачей-профилактиков или санитарных врачей.

Что касается вторичной и третичной профилактики, то они лежат в плоскости задач лечебного, а точнее - лечебно-профилактического направления медицины. В этой связи их нередко объединяют и именуют вторичной профилактикой.

Профилактические мероприятия могут носить многоуровневый характер: индивидуальный, общественный (семья, коллектив, ведомство и пр.), государственный, межгосударственный и планетарный.

В достижении цели первичной профилактики приоритетное значение имеют меры социально-экономического характера: рациональные условия труда, быта и отдыха; полноценное и безопасное питание и водоснабжение ; благоприятная окружающая среда и другие. Меры медицинского характера предполагают проведение гигиенического воспитания, санитарно-эпидемиологического надзора, иммунизации и других мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Немаловажное значение в профилактике заболеваний имеют установки индивидуального характера и прежде всего соблюдение здорового образа жизни (ЗОЖ).

Нельзя не признать того факта, что благодаря использованию метода профилактики в медицине удалось достигнуть больших успехов в снижении заболеваемости, смертности, продлении жизни людей.

Особенно наглядно это видно на примере инфекционной заболеваемости, детской смертности. Ушли в историю эпидемии таких грозных заболеваний, как чума, натуральная оспа, холера и др. До минимальных уровней снизилась заболеваемость брюшным тифом и паратифами, детскими болезнями и т.д.

2)Развитие гигиены в России. Вклад Доброславина и Эрисмана в формирование гигиены

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460-377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме. Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Первую кафедру гигиены в России создал в 1871 г. в Военно-хи­рургической академии Алексей Петрович Доброславин (1842-1889). Ученый придавал большое значение необходимости внедрения в практику гигиены лабораторных методов исследования, организовал химико-аналитическую гигиеническую лабораторию, основал первый в России гигиенический журнал «Здоровье» и стал его редактором. А.П. Доброславин был убежденным сторонником необходимости научно-экспериментального обоснования практи­ческих санитарных рекомендаций.

Федор Федорович Эрисман (1842-1915) был уроженцем Швейца­рии, однако как ученый и общественный деятель он сформировался в России. В 1882 г на медицинском факультете Московского универ­ситета была создана кафедра гигиены, которую в 1884 г. он возглавил. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения , доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детског

о населения.

3)Деятели отечественной гигиенической науки и санитарного дела (Хлопин, Семашко, Соловьев)

Значительный вклад в становление и развитие отечественной ги­гиены внес также известный ученый-гигиенист Г. В. Хлопин.

Григорий Витальевич Хлопин (1863-1929) окончил физико-ма­тематический факультет Петербургского (1886) и медицинский факультет Московского (1893) университетов. Он был учеником Ф.Ф. Эрисмана, возглавлял (1918-1929) кафедры обшей и военной гигиены Военно-медипинской академии. Г.В. Хлопин - автор учеб­ников и руководств по гигиене, таких как «Основы гигиены», «Курс общей гигиены», «Практические пособия по методам санитарных исследований», «Военно-санитарные основы противогазового дела» и др., редактор журнала «Гигиена и санитария». Большое внимание Г.В. Хлопин уделял разработке методов санитарно-химических ис­следований, вопросам гигиены водоснабжения, охраны чистоты во­доемов, жилища, гигиены питания и т.д.

В дореволюционной России не существовало общегосударствен­ной системы санитарного надзора.

После революции 1917 г. (пятый период) в России наступил новый этап развития отечественной гигиены. Первоочередными задачами советской власти были ликвидация эпидемий и улучшение санитар­ного состояния страны.

В развитии гигиенической науки и санитарной практики значи­тельную роль сыграли выдающиеся ученые и организаторы советско­го здравоохранения. Первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко с первых дней советской власти проводил титаническую организа­торскую работу по обеспечению санитарного благополучия страны, разрабатывал важнейшие законодательные документы по вопросам профилактической медицины.

Большая роль в развитии санитарной организации СССР принад­лежит и 3,П. Соловьеву - многолетнему руководителю Военно- санитарной службы Красной армии. Особое значение имеют его труды, обосновывающие необходимость единого лечебно-профи­лактического направления медицины. З.П. Соловьев подчеркивал, что «одни только лечебные мероприятия, взятые сами по себе, без связи с широкими мерами воздействия на вызывающую те или иные болезни среду, остаются бессильными и обречены на заведо­мую неудачу». Как выдающийся гигиенист он многое сделал для ор­ганизации гигиенического обеспечения Красной армии в отношении норм питания, обмундирования, строительства казарм.

4) Вклад крупнейших клиницистов и физиологов (Мудров, Пирогов, Сеченов, Павлов) на развитие профилактической гигиены

Мудров – система гигиенических мероприятий по предупреждению болезней; сформулировал задачи гигиены вообще и военной гигиены в особенности; предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания; М. Я. Мудров – создатель первого руководства и многих работ по военной гигиене. Он утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики и химии. Он привлек внимание русской медицинской общественности к задачам гигиены , заложил основы военной гигиены в России.

Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». В актовой речи, произнесенной в 1873 г.

На необходимость развития профилактического направления в медицине указывали в свое время крупнейшие отечественные физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов, доказавшие, что ме­жду организмом человека и окружающей средой существует тес­ная взаимосвязь и постоянное воздействие факторов среды на организм является причиной многих болезней. И. П. Павлов го­ворил: "Только познав все причины болезни, настоящая меди­цина превращается в медицину будущего, т. е. гигиену в широ­ком смысле слова", тем самым предопределяя глубокий смысл, важность и благородное назначение гигиены как науки.

Боткин подчеркивает профилактическое направление русской клиники. "Главнейшие и существенные задачи практической медицины - предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека". В этой формуле, которая и по настоящее время наиболее правильно и вместе с тем предельно лаконичной форме определяет задачу борьбы с заболеваниям и, на первом месте стоит принцип профилактики.

5) понятие о « Биосфере « и « Окружающей среде»

В настоящее время существуют три взгляда на биосферу.

1.Биосфера – это совокупность живых организмов в сферическом пространстве планеты.

2.Биосферой следует называть не только живые существа, но и среду их обитания. Между тем средой обитания являются: воздух, вода, горные породы и почвы, которые представляют собой самостоятельные природные образования со своими специфическими свойствами и присущим только им вещественным составом. Поэтому отнесение их к биосфере является неправильным, так как эти природные образования – компоненты других сред.

3.В биосферу необходимо включать не только среду обитания, но и результат деятельности организмов, живших ранее на Земле. Однако более 30 % пород земной коры имеют органогенное происхождение. Вряд ли можно все эти породы включать в биосферу

С гигиенической точки зрения окружающая среда представляет собой совокупность природных и социальных элементов, с которыми человек неразрывно связан и которые оказывают на него влияние на протяжении всей жизни (см. рис. 1.2), являясь внешним условием или средой его существования.

К природным элементам относятся воздух, вода, пища, почва, радиация, растительный и животный мир. Социальными элементами окружения человека являются труд, быт, социально-экономический уклад общества. Социальные факторы во многом определяют образ жизни человека (подробнее см. гл. 13).

Понятие окружающей среды (природной и искусственной) включает в себя понятия внешней и производственной среды.

Под внешней средой следует понимать часть окружающей среды, непосредственно контактирующей с эпителием кожи и слизистых оболочек , а также воздействующей на все виды рецепторов человека, воспринимающих окружающий мир индивидуально, в силу своих особенностей. Состояние внешней среды сугубо индивидуально для каждого человека.

В окружающей среде выделяют такие понятия, как среда обитания и производственная среда.

Среда обитания - комплекс взаимосвязанных абиотических и биотических факторов, находящихся вне организма и определяющих его жизнедеятельность (Литвин В.Ю.).

Производственная среда - часть окружающей среды, образованная природно-климатическими условиями и профессиональными (физическими, химическими, биологическими и социальными) факторами, воздействующими на человека в процессе его трудовой деятельности. Такой средой являются цех, мастерская, аудитория и т.д.

Неизмененная природная (естественная) окружающая среда - неизмененная в результате прямого или опосредованного влияния человека, общества часть окружающей природной среды, отличающаяся свойствами саморегуляции без корректирующего воздействия человека. Такая среда обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма человека.

Измененная (загрязненная) природная окружающая среда - среда, измененная в результате неразумного использования ее человеком в процессе деятельности и отрицательно воздействующая на его здоровье, работоспособность, условия жизни. В отношении названной среды существуют идентичные по смыслу понятия: антропогенная, антропическая, техногенная, денатурированная среда.

Искусственная ОС - прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно созданная человеком среда для временного поддержания своей жизни и деятельности в искусственно созданных замкнутых пространствах (космические корабли, орбитальные станции, подводные лодки и т.д.).

Деление элементов ОС на природные и социальные является относительным, так как первые действуют на человека в определенных социальных условиях. При этом достаточно сильно могут изменяться под влиянием деятельности людей.

Элементы ОС обладают определенными свойствами, которые обусловливают специфику их влияния на человека или необходимость в них для обеспечения жизнедеятельности людей. В гигиене названные свойства природных и социальных элементов принято называть факторами окружающей среды, и саму гигиену тогда можно определять как науку о факторах окружающей среды и их влиянии на организм человека, подчеркивая этим предмет и объект ее исследования.

Природные элементы характеризуются своими физическими свойствами, химическим составом или биологическими агентами. Так, воздух - температурой, влажностью, скоростью движения, барометрическим давлением, диоксида углерода, вредными для здоровья загрязнениями и т.п. Вода и пища характеризуются физическими свойствами, химическим составом, микробными и другими загрязнениями. Почва характеризуется температурой, влажностью, структурой и химическим составом, бактериальной обсемененностью, а радиация - спектральным составом и интенсивностью излучения. Животный и растительный мир отличаются биологическими свойствами.

Группа социальных элементов также обладает определенными свойствами, которые изучаются и оцениваются количественно или качественно. Все они формируют так называемую социальную среду - часть окружающей среды, которая определяет общественные, материальные и духовные условия формирования, существования и деятельности общества. Понятие социальной среды объединяет совокупность составляющих социальной инфраструктуры общества: жилье, быт, семья, наука, производство, образование, культура и т.д. Социальной среде принадлежит ведущая роль в процессе снижения уровня здоровья населения вследствие воздействия на человека через абиотические и биотические факторы, денатурированные в результате деятельности человека и общества в целом.

Под охраной окружающей среды понимают совокупность технических и организационных мероприятий, позволяющих свести к минимуму или в идеальном случае совершенно исключить выбросы в биосферу материальных и энергетических загрязнений
- охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
- охрана поверхностных вод от загрязнения;
- охрана окружающей среды при обращении с отходами;
- организация производственного экологического контроля на предприятиях;

- система документации по вопросам охраны окружающей среды на предприятии

6) Химический состав атмосферного воздуха, физиолого-гигиеническое значение его составных частей

В результате взаимодействия организмов между собой и окружающей средой в биосфере образуются экосистемы, которые связаны между собой обменом веществ и энергии. Важная роль в этом процессе принадлежит атмосфере, являющейся составной частью экосистем. Атмосферный воздух оказывает постоянное и непрерывное действие на организм. Это воздействие может быть прямым и косвенным. Оно связано со специфическими физическими и химическими свойствами атмосферного воздуха, который является жизненно важной средой.

Атмосфера регулирует климат Земли, в атмосфере происходят многие явления. Атмосфера пропускает тепловое излучение, сохраняет тепло, является источником влаги, средой распространения звука, источником кислородного дыхания. Атмосфера является средой, которая воспринимает газообразные продукты обмена веществ, оказывает влияние на процессы теплообмена и теплорегуляции. Резкое изменение качества воздушной среды может отрицательно сказаться на здоровье населения, заболеваемости, рождаемости, физическом развитии, показателях работоспособности и т. д.

Химический состав воздуха

Воздушная сфера, составляющая земную атмосферу, представляет собой смесь газов.

Сухой атмосферный воздух содержит 20,95 % кислорода, 78,09 % азота, 0,03 % диоксида углерода. Кроме того, в атмосферном воздухе содержатся аргон, гелий, неон, криптон, водород, ксенон и другие газы. В небольшом количестве в атмосферном воздухе присутствуют озон , оксид азота, йод, метан, водяные пары. Кроме постоянных составных частей атмосферы, в ней содержатся разнообразные загрязнения, вносимые в атмосферу производственной деятельностью человека.

Гигиена наука, изучающая закономерности влияния среды обитания (ОС) на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и активное долголетие человека.

Выдающийся отечественный лингвист, этнограф, врач В.И. Даль (1801-1876 гг.) в русском толковом словаре дал следующее определение: «Гигиена – искусство или знание сохранить здоровье, оберегать его от вреда».

Разработка и реализация основ первичной медицинской профилактики – цель гигиенической науки и практики.

В широком понимании профилактика – комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, культурных, медицинских, экологических и пр.) по сохранению и укреплению здоровья населения, творческого долголетия, устранению каких бы то ни было причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения, охране природной среды.

Три уровня профилактики:

Первичная – охрана здоровья населения, предупреждение заболеваний всей совокупностью мероприятий по обеспечению благоприятной среды обитания и здорового образа жизни. Это активная наступательная профилактика.

Вторичная – донозологическая профилактика. Включает оценку реального и потенциального рисков здоровью людей, обусловленных неблагоприятным влиянием факторов среды обитания. На этом уровне, приоритет принадлежит управлению рисками на территориях с высокой техногенной нагрузкой, включая диагностику донозологических нарушений в здоровье населения и проведение оздоровительных мероприятий. Не менее важно устранение или уменьшение влияния на здоровье факторов риска социальной природы.

Третичная – профилактика прогрессирования заболеваний, возникшей болезни, предупреждение осложнений и инвалидности как следствие хронической болезни и преждевременной смерти человека. Это оборонительная, пассивная профилактика.

Профилактическая медицина решает кардинальные проблемы: как вырастить ребенка здоровым, как сохранить здоровье в зрелом возрасте и обеспечить активное долголетие.

Основные направления первичной профилактики и методы гигиены:

1. Эколого-гигиеническая охрана природной среды обитания и обеспечение защиты населения от техногенных нагрузок, природных геохимических аномалий, а также аварий и катастроф.

2. Утверждение здорового образа жизни (ЗОЖ) каждого человека и общества в целом. ЗОЖ – норма жизни человека, прежде всего врача и фармацевта. В рамках этого направления формируется приоритет «здоровья» в ранге жизненных ценностей, решаются вопросы по воспитанию культуры общения, поведения, питания, режима труда и отдыха, физической культуры, по повышению общей гигиенической грамотности и искоренению вредных привычек.

3. Диспансеризация населения. Первичная диспансеризация обеспечивает периодические медицинские осмотры отдельных групп населения. В группы риска наиболее подверженных воздействию неблагоприятных факторов среды обитания включены дети и подростки, беременные женщины, работники тяжёлых и вредных профессий, а также ветераны и инвалиды, утратившие здоровье в период военных действий, ликвидации аварий и катастроф. Первичная профилактика отличается высокой экономической эффективностью при соотношении затрат и экономии 1:8.

Во время профилактических осмотров активно выявляют лиц с донозологическими проявлениями болезней, проводят оздоровительные мероприятия в образовательных учреждениях, внедряют здоровьесберегающие технологии.

Вторичная диспансеризация – метод работы врачей лечебно-профилактических учреждений с людьми, имеющих хронические заболевания, которых периодически обследуют в установленные сроки.

Приоритетная задача гигиены – гигиеническое нормирование , т.е. установление гигиенических нормативов (регламентов) по факторам природной и социальной среды обитания человека для разработки санитарных правил и мероприятий и их дальнейшему осуществлению.

Гигиенический норматив – научно обоснованный показатель фактора ОС, систематическое воздействие которого не вызывает неблагоприятных изменений в организме и не сопровождается генетическимиизменениями.

Этапы гигиенического нормирования, как основы санитарного государственного законодательства:

Изучение фактора;

Изучение влияния фактора на организм человека;

Регламентация параметров фактора: минимальный гигиенический норматив, допустимый, оптимальное значение фактора для жизнедеятельности человека (ПДК, ПДД, ПДУ, ОБУВ, нормативы температуры, влажность и т.д.).

Конечный этап – научное обоснование мероприятий по оздоровлению окружающей среды в интересах сохранения и укрепления здоровья населения.

Методы гигиены:

1. Метод гигиенического наблюдения (санитарное описание, обследование)

2. Метод гигиенического эксперимента:

Естественный эксперимент

Лабораторный эксперимент

В гигиене творчески и широко используют методы других наук. Для изучения факторов окружающей среды применяют:

1. Физические методы, химические, биологические методы.

2. Состояние здоровья оценивают по совокупности физиологических, биохимических и клинических методов адекватно отражающие реакции организма на воздействие факторов.

3. Анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения проводят с помощью методов статистики, математического моделирования.

В полости рта человека постоянно накапливаются бактерии. Практически все продукты и напитки, содержащие легкоферментируемые углеводы - сахар и прошедший кулинарную обработку крахмал - обеспечивают питание бактерий. Колонии бактерий и выделенные ими вещества образуют зубной налет (впервые бактерии были обнаружены именно в зубном налете голландским ученым А. Левенгуком в 1683 году).

Продуктами жизнедеятельности бактерий являются кислоты, выделение которых может способствовать началу процесса разрушения зубов - кариеса. Кариес зубов является одним из наиболее распространенных стоматологических заболеваний. Он, конечно, не представляет собой угрозу для жизни человека, однако, не проведенное вовремя лечение приводит к необратимому поражению зубов и как следствие - к боли и дискомфорту. Если кариес не остановить - зуб постепенно разрушится.

Здоровье зубов, десен и слизистой оболочки зависит от индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта. Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека.

Основные инструменты для чистки зубов - зубная щетка и зубная паста. Щетки могут отличаться формой, размером, материалом, конфигурацией ручки, но они должны соответствовать особостям полости рта.

При выборе зубной щетки надлежит учитывать три основных момента:

  • щетки из искусственного волокна более предпочтительны;
  • жесткость щетки обязана соответствовать особостям полости рта (нужно будет руководствоваться собственными ощущениями, также советами стоматолога);
  • зубную щетку нужно будет менять один раз в 2-3 месяца.

Уход за зубной щеткой предусматривает выполнение следующих правил:

  • в последствии каждой чистки зубов щетку нужно будет тщательно вымыть;
  • хранить щетку нужно будет так, чтобы она могла хорошо просохнуть, поэтому не надлежит сразу в последствии использования укладывать ее в закрытый футляр.

Что касается зубной пасты, то ее выбор лучше согласовать со стоматологом. Врач рекомендует вам пасту в зависимости от состояния ваших зубов.

Язык также нужно будет держать в чистоте, так как неприятный запах изо рта может быть следствием налета на языке.

Итак, эффективность гигиены полости рта зависит от того, насколько систематически, точно и тщательно выполняется чистка зубов, также насколько качественно подобрана зубная щетка и паста. Дополнительными препаратами по уходу за полостью рта являются зубные нити, ополаскиватели, фторосодержащие гели и жевательные резинки.

Гигиена полости рта сама по себе является профилактической мерой, но она не исключает регулярных профилактических посещений стоматолога, т. к. очень важно контролировать состояние полости рта и вовремя вылечить заболевший зуб.


Справочник по болезням . 2012 .

Смотреть что такое "Гигиена и профилактика" в других словарях:

    ПРОФИЛАКТИКА - (от греч. prophylatto предупреждаю). Профилактика в СССР совокупность предупредительно оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физич. развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и… …

    ГИГИЕНА - ГИГИЕНА, (от греч. hygieia здоровье; Гигиея богиня здоровья, дочь Эскулапа), наука о здоровьи, имеющая своей целью, с одной стороны, изучить все влияния, к рые оказывают на здоровье населения внешние физико химические, а также и биол. и соц.… … Большая медицинская энциклопедия

    ГИГИЕНА - (греч. hygieine, от higies здоровый). 1) учение, обнимающее правила относительно предохранения организма от заболеваний и поддержания здоровья. 2) уход за здоровьем, согласный с гигиеной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    Гигиена военная - отрасль гигиены (См. Гигиена), в задачи которой входит: изучение влияния различных факторов внешней среды на здоровье военнослужащих; изыскание мер борьбы с отрицательным воздействием этих факторов на боеспособность войск; разработка… …

    Гигиена детей и подростков - отрасль гигиены (См. Гигиена), изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий… … Большая советская энциклопедия

    Профилактика - I Профилактика (от греч. prophylaktikos предохранительный) совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. II Профилактика в медицине, совокупность мер по укреплению здоровья,… … Большая советская энциклопедия

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, иначе личная гигиена, отрасль общей гигиены, изучающая влияние биосоц. факторов (факторов внешней природы и соц. эконом. условий) на здоровье и развитие отдельных индивидуумов. На основании этого изучения устанавливаются… … Большая медицинская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. В обычном в буржуазных странах понимании С. г. означает «учение о воздействиях общественных и экономических влияний на народное здоровье? (Вольф). Гротьян различает «дескриптивную» С. г.,… … Большая медицинская энциклопедия

    Социальная гигиена - в СССР, социальная гигиена и организация здравоохранения, комплексная научная дисциплина, изучающая состояние здоровья населения и отдельных его групп, влияние социально экономических факторов на общественное здоровье и здравоохранение,… … Большая советская энциклопедия

    Подмывание (гигиена) - У этого термина существуют и другие значения, см. Подмывание (значения). Подмывание гигиенические процедуры, заключающиеся в очищении наружных половых органов и ануса от загрязнения, смегмы. Содержание 1 Гигиеническое подмывание 2 … Википедия

Книги

  • Санитария и гигиена парикмахерских услуг , Л. Д. Чалова, С. А. Галиева, А. В. Кузнецова. Рассмотрено строение кожи, волос и ногтей человека. Изложены виды их заболеваний и профилактика. Приведены санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к работе парикмахерских, описаны…