Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  Что говорят о смерти? = что говорит библия о смерти =

Что говорят о смерти? = что говорит библия о смерти =

Как свидетельствует Священное Писание, евреи на протяжении сотен лет придерживались библейского понимания смерти души и тела. «Учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе… хотя… Казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путем откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона» .

Однако положение начало меняться после Вавилонского пленения и утверждения канона (списка Ветхозаветных книг) при Ездре, после последнего ветхозаветного пророка Малахии (около 400 года до Р. Хр.). Тогда «в Иерусалиме мало-помалу образовались две знаменитые секты — саддукеи и фарисеи. Первые из них, состоящие из самых зажиточных и самых выдающихся членов общества, строго придерживались буквального смысла Моисеева закона и из чувства благочестия отвергали бессмертие души как такое учение, которое не имеет поддержки в содержании священных книг, считавшихся ими за единственное основание веры. А фарисеи присовокупляли к авторитету Священного Писания авторитет преданий, и под именем преданий принимали некоторые умозрительные положения, заимствованные от философии или от религии восточных народов… так как фарисеи, благодаря строгости своих нравов, успели привлечь на свою сторону большинство иудейского народа, то бессмертие души сделалось преобладающим убеждением синагоги» . Итак, понятие бессмертия души пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов, ее окружавших. Но благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов, молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение, не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако, по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, через которых начинает действовать дьявол, который еще первым людям Адаму и Еве в Едеме пообещал: «…нет, не умрете… но… будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4—5). С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Понятие бессмертия души было сильно развито в греческой философии, последователи которой хотели научить людей не бояться смерти, которую они называли «роковым ударом, прекращающим нашу жизнь и избавляющим нас от житейских невзгод». «Они пришли к убеждению, что, так как ни одно из свойств материи не может быть применено к деятельности ума, то, стало быть, человеческая душа есть такая же субстанция, которая отлична от тела, чиста, несложна и духовна, что она не может подвергаться разложению и доступна для гораздо более высокой степени добродетели и счастия после того, как она освободится от своей телесной тюрьмы… философы, шедшие по стопам Платона, вывели весьма неосновательное заключение: они стали утверждать не только то, что человеческая душа бессмертна в будущем, но и то, что она существовала вечно, и стали смотреть на нее как на часть того бесконечного и существующего самим собою духа, который наполняет собой и поддерживает вселенную» . Воспитанные на этой философии греки, приняв христианство, привнесли в него понятие о бессмертной душе. И если в первые 100—200 лет это вызывало многие протесты, то к 4 веку по Р. Хр. даннаядоктрина окончательно вошла в церковь. Это также облегчалось тем, что, кроме греков, все народы — от населения Африки до славян — верили в бессмертие души как в один из неотъемлемых элементов язычества. У каждого народа были и свои понятия о царстве мертвых, аде: у египтян — Дуат, у вавилонян — «Страна без возврата», у греков — царство Аида; рае: у хеттов — Куммии, у скандинавов — Валгалла и т. д. В мифах народов мира описываются понятия ада и рая таким образом, что их трудно отличить от христианских. Учение об аде окончательно утвердилось в 533 году по Р. Хр. на церковном соборе в Византии под руководством императора Юстиниана Первого. Позже католическая церковь разрабатывает учение о чистилище, о котором мы уже писали. Можно было бы много писать о языческих корнях догмата о бессмертии души у разных народов, но мы остановимся на русских. К тому же это, думаю, представляет больший интерес, чем, скажем, у англов или франков.

Древняя Русь приняла христианство от Византии, а вместе с ним и положение о бессмертии души, уже утвердившееся в христианской религии. Это понятие не только не вызвало вопросов, но напротив, было принято с радостью как вполне привычное для языческой Руси. Вскоре эта доктрина приобрела черты, присущие русским обычаям. Вот что пишет о русском язычестве крупнейший исследователь славян, археолог академик Рыбаков Б. А. в своей книге «Язычество древних славян»: «Одно из таких погребений наблюдал на Волге у средневековых славян в 922 году арабский дипломат Ибн-Фадлан. Он оставил очень подробное описание этого… ритуала и записал диалог арабского переводчика с одним из русских купцов, выявляющий идеологическое обоснование сожжения покойников… Русский обратился к арабу-переводчику: «Вы, о, арабы, глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас». Рай русских, обиталище душ умерших… где-то высоко-высоко… Рай (крий, вырий) — это чудесный сад, находящийся где-то в далекой солнечной стране… Оказавшись в раю-вырии, души умерших могут невидимо для людей прилетать оттуда к друзьям и врагам и напоминать о себе» . «Общеизвестны… обряды, связанные с культом предков и поминовением усопших на радуницу. К приему душ предков торжественно готовятся: топят им баню (это отмечено еще источниками 12 века), моют хату, готовят обрядовые кушанья и вспоминают умерших… Душам предков откладывают часть ритуальной еды» . «С другой стороны… представление о душах умерших, которые могут кружиться над близкими людьми, над местом погребения (до сорокового дня после смерти)».

Как видим, поминовение усопших на сороковой день, оставление еды на могилах для их душ, рассказы о встречах с душами умерших близких — все это пришло к нам из язычества и не имеет с Библией ничего общего. Мы также знаем, что при отправлении обряда погребения усопших «на лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью «Святый Боже» в знак того, что умерший как христианин… умер с надеждой… получить венец на небесах… на руки ему полагается крест или какая-нибудь икона…» . Кроме того, в гроб кладется молитва к Богородице. Этот обряд, хотя и считается сугубо христианским, также пришел из язычества, из Египта». Подготовленное таким образом тело тщательно бинтовалось крест-накрест невероятно длинными бинтами из королевского льна. На них, а также на капюшонах и на саванах из керамической нити, размещались магические надписи и амулеты, чтобы не дать телу последовать за душой» . «На лоб покойного клали магические папирусные свитки» .

Учение о бессмертии души открыло широкие двери спиритизму, магии, колдовству, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения к церковным отступлениям. Сколько людей были обмануты бесами, являвшимися к ним под видом их умерших близких! Сколько ложных чудес совершалось и совершается с помощью этого! От учения Христа к спиритизму привело многие церкви отступление от Евангельской истины о душе и смерти. Сегодня нередко пытаются библейскую основу подвести под лжеучение о бессмертии души, ссылаясь на описанный в Библии случай, когда отошедший от Бога царь Саул приходит ночью к колдунье: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему… тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть… волшебница» (см. 1 кн. Царств 28 глава). Саул отправился тайно к волшебнице и попросил вывести ему тень Самуила, чтобы спросить его, что же будет с ним, с Саулом. И далее описан спиритический сеанс: явился дух, похожий на Самуила, и предрек смерть Саулу и его сыновьям. Если вырвать этот текст из общего контекста Библии, то действительно, создается впечатление, что душа Самуила явилась к Саулу. Что же Библия говорит об этом, и как понимать приведенный случай? В книге Откровение 21:8 записано, что Бог уничтожит «…чародеев, и идолослужителей… в озере, горящем огнем и серою…». Чародеев, т. е. колдунов, волшебников, магов, которые с Богом ничего общего не имеют и иметь не могут, и которые являются представителями силы сатаны.

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы… войти в город… А вне — псы и чародеи…» (Откр. 22:14—15).

Кто же явился Саулу под видом Самуила? Ответ вытекает из всего контекста Библии — бес, агент сатаны. То же происходит и на современных спиритических сеансах, когда люди вопреки воле Божьей, так ясно выраженной в Его Слове, добровольно идут на чужую территорию — территорию дьявола, и получают утешение при мысли, что беседуют со своими умершими родственниками или с Богом, Которого на этих сеансах нет и быть не может.

И еще одно место в Библии используют сторонники лжеучения о бессмертии души, ада и рая: притча, записанная в Евангелии от Луки 16:19—31. Прочитайте ее, уважаемые читатели. Мы же поясним, что сам жанр притчи — это аллегория, а не историческое реальное повествование, например, в ней представлен рай и ад таким образом, что люди с обеих сторон могут общаться и обращаются с просьбой не к Богу, а к Аврааму. Также в притче упомянута просьба мучащегося богача к Лазарю, чтобы тот «прохладил язык» ему. По учению ряда конфессий в аду мучаются души, как известно, не имеющие физического тела, следовательно, и языка. Почему Христос рассказал притчу с такой именно ситуацией? Может быть, Он хотел подчеркнуть, что ад и рай существуют, и бессмертные души мучаются в аду? Но гореть и мучиться, как уже было подчеркнуто, бесплотные души не могут. Эту притчу Иисус рассказал, чтобы показать, как это явствует из всего контекста главы, что после смерти человека его участь изменена быть уже не может, и что никакое чудо не заставит человека принять в свою жизнь Спасителя, если у него нет веры.

Жизнь земная пролетит мгновенно…

Мы, люди, по-разному относимся к смерти, но избежать её никто не сможет. Смерть таинственна и опасна, она может прийти тогда, когда её меньше всего ожидаешь. Но что же ждёт нас после смерти?
Одно мы знаем - тело наше, отвезут на кладбище, похоронят, но это, наверное, мало нас радует. Жизнь пролетела так быстро, что, кажется, и не жил, а если она прошла в болезни, заботах, и ничего хорошего здесь не видел, то, как хотелось бы насладиться жизнью после смерти, где нет слёз, разочарований, предательства, обид …. Но есть ли после смерти такая жизнь? Библия - слово Божие.

Благодарение Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа, Творцу всей вселенной, давшему и нам, людям жизнь на этой земле, Он не оставил нас в неведении. Правильный ответ на этот вопрос и на все другие есть в Библии, и никто другой не даст нам правильного, более полного ответа. Почему Библия? Потому, что эту Книгу писали люди не по своему вымыслу, но, будучи движимы Духом Святым.
Библия состоит из 66-ти книг, написанных разными людьми, жившими в разное время, которых Бог избрал для того, чтобы они изложили Его волю нам. Эта Книга отвечает на вопросы взрослых и детей. Вот как пишет апостол Павел во 2-м послании к Тимофею, в 3-й главе, 16-м стихе: "Всё Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен".

Бог сотворил человека по подобию Своему.

Нас некогда настойчиво заблуждали в том, что человек произошёл от обезьяны, в результате эволюции. Но Библия говорит нам, что первого человека сотворил Бог, от которого и произошёл род человеческий. И как был сотворен первый человек, описано в книге Бытие, во 2-й главе, 7-м стихе: " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Из прочитанного мы видим, что тело человека создано из праха земного, а дух человека, который оживляет тело, дан Богом. Тело без духа мертво.
В книге Екклесиаста, в 12-й главе, 7-м стихе так говорится о смерти: " И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его" . Бог не оставил нас в неведении и о том, что будет после того, когда дух возвратится к Богу. В послании к Евреям, в 9-й главе, 27-м стихе, так написано: " И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…" .
Земное тело человека возвращается в землю, а дух возвращается к Богу и будет, судим на основании того, как жил на земле. А как Бог бессмертен, то и дух человека не умирает, поэтому смерть - это переход из временной, земной жизни, в вечность духовную.

Вечность …

Мы, живя здесь на земле, составляем планы на многие годы вперёд, мы всячески заботимся о временной, земной жизни. К примеру, нас не устраивают условия проживания в данной местности, мы переезжаем в другой регион, где всё это получим. Если нас не устраивает зарплата, мы меняем работу. Порой условия жизни так невыносимы, что мы идём на всё, чтобы изменить их. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы получить желаемое в земной временной жизни.
Но так ли мы заботимся о вечности? Думаем ли мы о ней? А ведь от нас зависит, где нам проводить её. И позаботиться об этом необходимо нам самим в этой земной жизни. Ибо, когда наша земная жизнь прекратится, и наш дух возвратится к Богу, Он только всего лишь узаконит наше решение, которое мы приняли, живя на земле. Но, чтобы принять правильное решение, мы должны знать, какая вечность ждёт каждого из нас.

Вечность с Христом, или вечность без Христа.

Благодарение Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа за то, что Он отвечает и на этот вопрос. Каждому человеку придётся проводить вечность в одном из двух мест: в Царствии Небесном, с Богом, или озере огненном с дьяволом. Вечно пребывать в раю с Богом и наслаждаться жизнью и общением с Ним, или вечно мучиться, гореть в пламени огня в аду с дьяволом. Как неизбежна смерть, так и неизбежна вечность. И не важно, веришь ты в это или нет, но так будет, ибо это не предания человеческие, но Слово Божие.

Нет праведного, нет ни одного.

Мы все, рождаясь по плоти, находимся на пути, который ведёт в ад. Ни один человек, рождённый по плоти (только мамой и папой), не наследует Царствия Божия . Почему так? Потому что наши прародители - Адам и Ева, согрешили, и их грех перешёл во всех нас, и разделяет нас с Богом. Вот как говорит об этом Слово Божие - послание к Римлянам,5-я глава, 12-й стих: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что в нем все согрешили" . Какой же грех они сделали? Благодарение Богу, книга Бытие рассказывает об этом.

Не вкушай!

Для того чтобы было понятно, мы вначале узнаем, что заповедал Бог Адаму и Еве. Книга бытие, 2-я глава, с 15-го стиха читаем: "И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь, есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" . Вот такую заповедь дал человеку Бог.
Третья глава книги Бытие рассказывает, как Ева, а затем и Адам нарушили эту заповедь, вкусив запрещённый Богом плод. Их грех выразился в непокорности, непослушании Богу.

Жало смерти - грех.
Таким образом, через их грех смерть пришла в мир: духовно (в виде отделения человека от Бога, ибо они были изгнаны из рая) и телесно (им пришлось умереть и физически, хотя годы жизни Адама достигают 930 лет).
Грех Адама и Евы был не только их личным грехом, но распространился и на всё человечество и поразил его так, что земля растлилась пред лицом Божиим и наполнилась земля злодеяниями. Почему так стало?
Потому, что грех - более, нежели поступок. Он состояние, природа, свойство, внутреннее направление. И рано или поздно греховное внутреннее побуждение выразится в поступке или в слове. Смерть ядовитым своим дыханием коснулась духа, души и тела человека. Грех овладел всем существом человека, исказив Божие творение настолько, что от образа Божия в человеке ничего уже не осталось. Вот какими нас видит Бог: "Все совратились с пути, до одного не годны: нет делающих добро, нет ни одного" (послание к Римлянам, 3-я глава, 12-й стих). Источник греха - дьявол.

Дьявол - это духовная личность. У него есть сердце, и он обладает также личными характеристиками - гордостью, тщеславием, желаниями и похотями, а также речью, знанием, силой. Есть у него и помощники - бесы, злые нечистые духи, которые подчинены ему и высоко организованы. Вселяясь в человека, они, разрушают то, что Бог любит и творит, прежде всего, - личность человека. Сегодняшние колдуны, прорицатели, гадалки, предсказатели будущего являются инструментами в руках дьявола. Всякий обращающийся к ним за помощью попадает в зависимость от бесов.

Рождённый только по плоти - есть чадо гнева.

Мы все рождаемся духовно мёртвыми и разделёнными с Богом, мы живём по обычаю мира сего, по воле князя господствующего в воздухе. И пусть никто не тешит себя тем, что делами милосердия, человек может угодить Богу, и попасть в рай, заслужить его. В нас нет ничего доброго. Ветхий наш человек - союзник дьявола. Заражённый грехом, он не может служить Богу.
Он может быть религиозным и имеющим вид благочестия, но поклоняться Богу в духе и истине он не может. Иисус же в Евангелии от Иоанна, в 4-й главе, 24-м стихе так говорит: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" . Бог не приемлет служение ветхого человека ,

Он возрождает нового, духовного, такого, каким был Господь Иисус. Должно вам родиться свыше!

Так сказал Господь Иисус одному из начальников Иудейских - Никодиму. Евангелие от Иоанна, 3-я глава: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" .

Рождению свыше предшествует Благая весть.

Человек же сам по себе не может родиться свыше. Но, не возможное людям, возможно Богу. Вот пример того, как Бог возродил около трёх тысяч человек. В день Пятидесятницы апостолы были крещены Духом Святым, и они, выйдя на улицу, проповедовали собравшимся людям Благую весть. В конце проповеди, все, слышавшие её, спросили Петра, что им делать? Апостол Пётр ответил им так: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" . Об этом мы можем прочитать в книге деяния, во 2-й главе, с 14-го по 38-й стих. И в 41-м стихе мы читаем: "Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" .
В книге Деяния есть примеры и одиночного возрождения, и возрождения целых семей, и в каждом примере мы видим, что рождению свыше предшествовала Благая весть.
Благая же весть состоит в том,

что Бог послал Сына Своего в плоти человеческой на землю для того, чтобы на Него возложить грехи всего человечества, осудить грех во плоти, распяв Сына Своего на Голгофском кресте, и таким образом примирить с Собою мир, не вменяя людям преступлений их. Христос умер за грехи наши, по Писанию, был погребён в новой гробнице и в третий день воскрес по Писанию. Смерть Господа Иисуса Христа - для нас жизнь.

Бог хочет, чтобы каждый из нас понял, что смерть Его сына не была несчастным случаем. Господь Иисус - Сын Божий, именно для этой цели и пришёл, и умер точно такой же смертью, как Ему предстояло умереть. Евреи были всего лишь исполнителями Божией воли.
Грех Адама и Евы, мой и твой грех, грехи всего человечества привели сына Божия на Голгофский крест. Ибо грехи наши ничем иначе не могли быть омыты, как только Кровию чистого и непорочного Агнца. А им мог быть только Сын Божий! Слава и благодарение Ему! Вот как говорит Сам Господь Иисус об этом: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" .
Желаешь ли ты иметь эту вечную жизнь? Если "да", то тебе необходимо сделать следующий шаг: а)уверовать в Иисуса Христа, б)покаяться в своих грехах и г)принять водное крещение. И оставшуюся жизнь уже не для себя жить, но как написано во 2-м послании к Коринфянам,5-й главе, 15-м стихе: "А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" .
Бог не приемлет половинчатости.

Он желает полного посвящения и верности до смерти . Когда ты сделаешь этот шаг, - Бог возродит твой дух, родит тебя свыше. Это не предания человеческие, примеры всему этому есть в книге Деяния. Рождённые свыше - поклонники в духе и истине.

Посмотрим, как изменилась жизнь тех трёх тысяч людей, которые сделали этот шаг. Если до этого все они жили своей жизнью, по своим похотям, то, как только они охотно приняли Благую весть, покаялись и крестились, жизнь их в корне изменилась. Во 2-й главе книги Деяния, с 42-го стиха мы узнаём, что произошло: "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа" .
Образ их жизни говорил о том, что они не от мира сего, они родились свыше. Ибо они уже больше не думали о плотском и в глазах мира были безумными. Для этого мира не свойственно продавать имения и собственность, чтобы затем раздать нуждающимся. Бери от жизни всё, что можно и как только можешь - вот принцип этого мира или рождённого только по плоти.

Рождённые свыше не собирают здесь сокровищ, зная, что они странники и пришельцы на этой земле. Они готовы страдать и терпеть некоторые лишения на этой земле, а за имя Христово, несомненно, придётся страдать, ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая ждёт на небесах. И благодарение Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа за то, что Он сам даёт силу преодолевать всё сие. Строители, отвергшие краеугольный камень.

Да, к сожалению, были и такие, которые не верили и не приняли благую весть и остались духовно мёртвыми по преступлениям и грехам своим - не возрождённые. И как не прискорбно, среди них оказались священники. Все они были поставлены Богом для того, чтобы научить Израильский народ исполнять заповеди Божии и приготовить его к встрече с Мессией, т.е. Иисусом Христом. Но, к сожалению, они это не выполнили. Почему? Вот как говорит об этом Сам Господь Иисус в Евангелии от Матфея, 15-й главе, с 8-го стиха: "приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" .
Вся беда в том, что священники, заповеди Божии или отменили, или дополнили их своими преданиями . И когда пришёл сын Божий, которого они ждали, не узнали Его. Почему не узнали? Потому, что Он не поступал по их преданиям, но чтил заповеди Божии. А это их очень раздражало, ибо Он учил людей как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Предав Иисуса на распятие, они думали, что покончили с Ним и Его учением, но не тут-то было. Прошло чуть больше пятидесяти дней затишья, и они вновь слышат об имени Христа, и видят те дела, которые делал Иисус, только на сей раз это Его ученики - люди простые и не книжные. И какова же их реакция? Четвёртая глава книги Деяния рассказывает об этом. "Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ, и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра" . На другой день собрались начальники, старейшины и первосвященники, и привели на допрос тех, которых взяли, Петра и Иоанна. Пётр же исполнившись Духа Святого, смело проповедовал им о Христе, говоря: "Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" . Ты думаешь, они после этого уверовали? Нет! Они запретили говорить об имени Христа, пригрозив апостолам.
Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: "Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" . Учеников Христовых уже ничто не могло остановить. Их побивали камнями, палками, сажали в темницы, бросали диким зверям их и их детей, сжигали на кострах инквизиций, но никакая сила не могла уже остановить Евангелие.

Новое - хорошо забытое старое.

Сегодня нам, ученикам Христовым, людям простым и не книжным, также приходится слышать от тех, которые закончили духовные семинарии, а также и некоторых других людей, чтобы мы не проповедовали о Христе. "Верь тихонько себе в душе и никому не говори, кому надо, тот узнает и без вас" - советуют они нам. Но наш Учитель, Господь Иисус, так заповедал: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" - Евангелие от Матфея.28-я глава, с 19-го стиха.
Как некогда Господь Иисус разоблачал книжников и фарисеев, раскрывая их ложь перед всеми людьми, так и мы, Его ученики, говорим правду, учим соблюдать то, что повелел Господь, за что нас гонят и называют сектантами. Но мы радуемся, зная, что по учению, которое они называют ересью, мы действительно служим Богу Авраама, Исаака Иакова, веруя всему написанному в Библии. И так из поколения в поколение, несётся Благая весть всем людям, по всей земле, чтобы они верою в Иисуса Христа могли спастись от озера огненного.

Библия - от Бога, предания человеческие - от дьявола. Апостол Иоанн во 2-м послании, 9-м стихе так говорит: пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына " . Предания человеческие, вошедшие в христианство, - это ничто иное, как отступление от учения Иисуса Христа. И всякий отстаивающий их, является Богопротивником. Хочешь узнать истинная ли вера, тогда посмотри на неё через учение Христово, которое заключено в Новом Завете.
Библию Бог дал для того, чтобы мы читали её. Она - единственная верная Книга, и не целовать её нужно, а изучать, ибо целование ничего не даёт. И оттого, что священник носит её высоко на руках по праздникам, знание собравшемуся народу это не даёт. И если человек не читает Библию, а слепо повинуется советам "святых" людей, то он несчастный человек, обманутый дьяволом.
Это дьявол создал религию - опиум для народа, чтобы преданиями человеческими отвратить людей от истинной веры, чтобы они творили мерзости в глазах Божиих.
Это он сделал весь мир "христианским" и теперь, родившись, человек автоматически принадлежит к тому или иному вероисповеданию, которое он должен хранить.
Это он в ветхие времена отклонил Израильский народ от Истины, заменив заповеди Божии преданиями человеческими. Это те люди, которые соблюдали и слепо повиновались своим учителям, они кричали: "Распни!". Евангельская вера в Иисуса Христа - это не религия с её человеческими традициями и обрядами, а жизнь достойная благовествования ! Военный дух Римской империи входит в Церковь.

Как было до пришествия Христа, так стало вскоре и после Его вознесения. В конце третьего столетия, при императоре Феодосии, который правил в то время в Римской империи, произошло нечто ужасное. Если до этого христиан уничтожали, - от чего церкви были только чище, то император Феодосий установил христианство государственной религией Римской империи и сделал членство Церкви принудительным. Там уже не было выбора верить или не верить; или жизнь, или смерть тому, кто был не согласен отказаться от своих богов, которым они поклонялись раньше. Теперь все люди должны были стать христианами и поклоняться Христу.
Но насильственное принятие христианства наполнило церкви духовно не возрождёнными людьми, в сердцах своих поклоняющихся своим богам. Феодосий также предпринял насильственное подавление всех других религий, и толпами "христиан" разрушил языческие храмы, совершив большое кровопролитие.
Александр Мень пишет, что таким образом весь мир поклонился Богу. Но в действительности, в Церковь вошёл мир со своими традициями и обрадами. С тех пор Церковь постепенно начала изменяться. Богослужения, которые раньше были простыми, превратились в тщательно разработанные, величественные церемонии, имеющие всё внешнее величие, свойственное языческому поклонению.
Государственная церковь Римской империи постепенно превратилась в форму правления политического мира, в котором она существовала и стала самодержавной и деспотической организацией, управляющей сверху. В своём стремлении властвовать, она потеряла Дух Христа, потому что, военный дух Римской империи вошёл в неё.
Позднее, то же самое, хорошо забытое старое, было применено на Руси - насильственное её крещение и обращение в православное христианство. И те, кто был не согласен, были убиты или вынуждены были спасаться бегством в другие государства.
В конце третьего столетия, Римская империя разделилась на отдельные империи - Восточную и Западную. Соответственно и церковь разделилась на православную (представляющую собой христианство плюс греческое и азиатское язычество) и католическую (христианство плюс греческое и римское язычество). И сегодня мы являемся свидетелями того, что произошло много столетий назад.

Рождённый по плоти всегда поступал насильственно и силой насаждает свою веру, гоня рождённого по духу. Проповедовать, а не насаждать! Истинная же Церковь была основана Иисусом Христом не как учреждение власти, с целью навязать Его имя и учение людям. Господь нам так заповедал: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" - Евангелие от Марка, 16-я глава, 15-й стих.
Иисус учил побеждать чисто духовными и моральными средствами, без какого либо насилия.
Ибо Сам Господь, а не Церковь является преобразующей силой в жизни человека. И это происходит только в том случае, если человек добровольно принимает Благую весть и посвящает себя самого и жизнь свою Христу.
Церковь Иисуса Христа - это не каменные здания. Мы, возрождённые духовно, являемся членами тела Христова, и все вместе, по всему лицу земли, составляем Тело Иисуса Христа, которое называется ЦЕРКОВЬЮ. Глава же Церкви - воскресший и всегда живой Сын Божий , а не какой-нибудь земной человек или государство! Предания человеческие отменяют заповедь Божию.

Предания человеческие - это ничто иное, как ложь дьявола. Не возрождённые люди, став у руководства церкви, внесли свои традиции и обряды, и внедрили их как поклонение Богу. А чтобы всё это, закрепить, документально, они выпустили свои директивы, которые расходятся со Словом Божиим.
Библию они выносят для того, чтобы целовали. Её можно покрыть золотом, но читать простым смертным не рекомендуют. "Читайте лучше катехизисы "святых, не возрождённых отцов", - советуют они людям. А уж в них найдётся оправдание всему.… И надо отдать должное, много людей слушает и повинуется, закрывая на всё глаза.
Но Слово Божие не нуждается в поправках и дополнениях человека. Вопрос, заданный Иисусом Христом книжникам и фарисеям, актуален и сегодня: "Хорошо ли что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание?"
Сегодня, священники, по-разному толкуют о поклонении иконам, каждении им, о молитвах за умерших, о молитве Марии и всем святым и т. д., на всё у них есть ответ, который на первый взгляд, кажется достоверным. Но если их ответ сверить со Словом Божиим, то даже не возрождённый свыше увидит, как люди заменили истину Божию ложью, поклоняются и служат твари вместо Творца, Который благословен во веки! Аминь!

Дорогой человек, Бог так возлюбил тебя, что отдал Сына Своего единородного, чтобы ты верою в Него получил прощение грехов, и имел жизнь вечную! Твой враг - дьявол, он преданиями человеческими отвращает тебя от истины, не верь ему! Апостолы хранили веру ЕВАНГЕЛЬСКУЮ, и нам заповедали (послание к Филиппийцам, 1-я глава, 27-й стих). Господь Иисус Христос умер на Голгофском кресте не за предания человеческие, и не за то, чтобы мы, соблюдая их, могли спастись, а чтобы мы, ВЕРУЯ В ЕВАНГЕЛИЕ, МОГЛИ БЫТЬ, СПАСЕНЫ И ВЕЧНОСТЬ ПРОВОДИЛИ С НИМ!

Вера ЕВАНГЕЛЬСКАЯ приходит в результате слышания Слова Божия, и верующий человек тот, кто без оговорок верит написанному в Библии. Дьявол же ненавидит веру ЕВАНГЕЛЬСКУЮ, ибо она раскрывает его ложь. Посредник между Богом и людьми.

Учение Иисуса Христа учит так: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1-е послание к Тимофею,2-я глава, 5-й стих). А также Евангелие от Иоанна, 14-я глава, с 13-го стиха: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" . Дьявол же это прекрасно знает, но его это не устраивает. Поэтому он заменяет Истину Божию преданиями человеческими, и делает так, чтобы люди имели других "посредников" которые таковыми не являются и быть ими не могут - это Мария и "все святые".
Дева Мария была матерью Иисуса, матерью Его человеческого естества - Сына человеческого, а не матерью Сына Божия. Потому что Иисус - Сын Божий, до принятия плоти человеческой находился в лоне Отца. Вот как пишет об этом апостол Павел Колоссянам, в 1-й главе, с 15-го стиха: "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он, есть, прежде всего, и все Им стоит" . Как видим из прочитанного, Сын Божий, рождён прежде всякой твари, и Он в своё время соткал кости и самой Марии в чреве её матери, чтобы затем, когда придёт полнота времени, избрать её как сосуд для того, чтобы принять плоть человеческую. И Мария, исполнила эту роль. Предвечный Бог через воплотившегося Сына снизошёл к людям и явил Себя в чудесном образе Сына и даре благодати Его.

Земная жизнь Иисуса Христа, а не Его образ плоти человеческой, была отражением сущности Отца на небесах . Ибо Писание говорит: "Бог есть Дух" - Он плоти не имеет.

Теперь посмотрим, по своему ли только желанию родила Мария? Вот как на это отвечает Евангелие от Луки, 1-я глава, 35-й стих: "Дух Святый найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя" . Так ответил Ангел, когда она спросила у Него, как она может родить, если мужа не знает. И если бы сила Всевышнего не осенила Марию, то разве сама по себе она могла бы родить? Тогда что сверхъестественного она сделала? В чём заслуга Марии?
Несомненно, Мария была чистым сосудом, чтущей Бога. Но

Бог избрал её потому, что она была обручена с Иосифом , а Иосиф был из рода Давидова, колена Иудина, об этом говорится в Евангелии от Матфея,1-й главе, 16-м стихе. А царю Давиду Сам Господь клялся: "Навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой" - 88-й псалом, 5-й стих.
Да, Мария исполнительница Божьего плана, но никак не заслуживает обожествления и не может быть посредницей между нами и Богом. Она обыкновенная женщина, родившая после Иисуса, как минимум шесть детей. Об этом говорит Писание. Апостолы, которых избрал Господь, не поклонялись Марии и нам не заповедали. Разве мы духовнее их? Для Господа Иисуса Христа, когда Он приступил к служению, Мария не была более матерью, и история, записанная в Евангелии от Матфея, в 12-й главе, с 46-го стиха подтверждает это. "Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" . Иисус не сказал народу: "Да, да, пропустите Мою матерь и братьев и почитайте их особо". Если дальше читать Евангелие от Матфея, то в 13-й главе, с 55-го стиха узнаем, что у Иисуса были и сёстры. Об этом говорят Иудеи, знавшие их семью. Зачем закрывать глаза на то, о чём Господь хочет, чтобы и мы знали?
Писание говорит, что Иудеи соблазнялись о Нём, ибо знали Иисуса как члена семьи плотника. Вот их слова: "откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его, не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем" .
Все они рождены Марией от Иосифа, в результате их супружеской жизни. Воскрешение мёртвых.

Из Писаний мы знаем, что Бог воскресил из мёртвых и посадил на небесах, одного только Иисуса Христа. Но нашлись некоторые нечестивые люди, ещё при жизни апостола Павла, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и таким образом разрушали в некоторых веру, так пишет апостол Павел Тимофею, во 2-м послании, 2-й главе, 18-м стихе. И это, наверное, то человеческое предание, дошедшее до наших дней, что Бог воскресил Марию и посадил её на небесах.
Но, ни, Иоанн, которому Иисус, уже распятый на кресте, сказал: "Се - матерь твоя", ни апостолы - Пётр, Павел, Иаков, Иуда и др., из посланий, которых, состоит Новый Завет, никто об этом не пишет. А ведь они были моложе Марии и, наверное, при их жизни она умерла. А также ни Евсевий - епископ Кесарии, получивший от императора Константина в начале 3-го столетия, указание на составление 50-ти Библий, ни Карфагенский собор, утверждавший их, не сочли нужным внести те предания, которые соблюдаются сегодня в государственных церквах. Выходит, все эти люди были врагами Евангелия, составляя и утверждая Библию, и сегодня её нужно дополнять человеческими преданиями, которые они в своё время отвергли как подложные?

Человек, ищущий Бога, не позволь дьяволу обмануть тебя, ведь он прилагает все усилия для того, чтобы ты проводил с ним вечность в озере огненном. Он прекрасно знает, что, если человек преступает учение Христово и не пребывает в нём, то не наследует Царствия Божия, как бы он ни старался выполнять человеческие уставы и обряды. И более того, чем старательнее он их выполняет, тем дальше он удаляется от Бога. Поклоняясь, Марии, и "всем святым", и обращаясь к ним за помощью, люди того не понимая, преступают учение Христово . Но, может, кто-нибудь возразит: "Я молюсь им, и все они мне помогают". Да, помогают, но только не Мария и святые, а дьявол и бесы, они помогают следовать в озеро огненное. Ибо, если человек не увидит помощи от них, он будет искать её, и, чего доброго, ещё найдёт её у Бога и получит спасение, поэтому дьявол и все бесы всячески стараются увести человека от истины.

Фетишизм - присущ язычникам.

Дорогой человек, в учении Христовом нет места поклонению иконам, молитвам за умерших, и многому другому. Всё это придумано дьяволом. Поклоняясь иконам и лобзая их, люди, того не понимая, поклоняются бесам. Ибо Бог во 2-й заповеди ясно говорит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" .

  • Кумир - тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного поклонения.
  • Изображение - то, что изображено (рисунок, фотография, скульптура и т.п.); предмет, изображающий кого-либо, что-либо.
Поэтому, всякий, сотворивший себе кумира и поклоняющийся каким-либо изображениям, делает зло своим детям и детям детей до четвёртого рода! И чем он усиленнее поклоняется, тем большее наказание приходит на детей, которые в свою очередь, приняв предания от отцов своих, собирают гнев детям своим. И так из века в век. "Упокой душу раба …".

Или вот ещё одно отступление от учения Иисуса Христа - молитвы за упокой. Это ничто иное, как очередной обман, помогающий "священнику" набить карман. Но человеку, дух которого оставил тело и предстал пред Богом, уже ничем не поможешь. Со "священником" или без него, соблюдали или не соблюдали человеческие традиции и обряды на похоронах, чтобы ни делали люди с безжизненным телом, духу, который предстал пред Богом, уже ничем не поможешь. Бедные люди, обманутые дьяволом, они мечутся, стараются изо всех сил исполнить бесплодные человеческие заповеди, чтобы помочь умершему человеку попасть в Царствие Божие.

А Бог ведь хочет только одного, чтобы веровали в Его Сына как Спасителя, и жили по учению Иисуса Христа, обещая таким людям Царствие Небесное.
Дорогой человек, Библия говорит, что рай и ад разделяет великая пропасть и, что человек, однажды осуждённый Богом в ад, в рай перейти не может! Об этом ты можешь прочитать в Евангелии от Луки, в 16-й главе, с 19-го стиха. Кратко о том, что было сказано. А теперь кратко повторим, что ждёт нас после смерти.
Когда дух оставляет тело, он возвращается к Богу, тело же остаётся на земле.
Бог определит ему вечность на основании того, веровал человек живя на земле в Иисуса Христа или нет (об истинной вере и верующих говорилось раньше).
Если человек, живя на земле, устами своими исповедывал Иисуса Христа Господом и Спасителем, и сердцем своим веровал, что Бог воскресил Его из мёртвых, и не преступал учения Христова, то такой человек СПАСЁН, И ВЕЧНОСТЬ БУДЕТ ПРОВОДИТЬ В ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ. А если человек не делал всего этого, живя на земле, то его ждёт другая вечность - озеро огненное. И совсем не имеет никакого значения, как этого человека хоронили: отпевали или не отпевали. Какие бы действия не принимали люди в отношении безжизненного тела, повлиять на решения Бога уже никто не в силах. О, не сей беспечности ты семя, чтобы горький плод не пожинать.

Так как никто не знает, когда закончится наша земная жизнь, ты правильно поступишь, если решишь вопрос вечности прямо сейчас, не откладывая не завтра, ибо оно может не наступить. Покайся пред Богом в своих грехах и крестись во имя Иисуса Христа для прощения грехов. У Бога таков порядок: человек должен услышать вначале Евангелие, покаяться, а затем, в доказательство своей веры, принять водное крещение. Поэтому крещение младенцев не действительно! Иисус приглашает всех, говоря: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" - Евангелие от Матфея, 11-я глава, с 28-го стиха.

Молитва покаяния - это разговор с Богом на чистоту.

Если ты тот, к кому обращается Иисус, уединись и склонись пред Богом и душой и телом, и открой Ему своё сердце, не скрывай от Него ничего. Помни, что чем больше ты признаешь себя грешником, тем сильнее Он любит тебя. Стандартной молитвы нет, ты можешь молиться, как умеешь, но если, ты совсем не знаешь, как начать молитву, то вот примерная молитва покаяния. Но пусть она тебя не ограничивает, если у тебя есть что говорить Богу, то говори. И хоть ты Его не видишь, знай, Он слышит тебя!
Всемогущий Бог, Творец всей вселенной, я прихожу к Тебе во имя Сына Твоего, Иисуса Христа, Которого Ты послал на землю для того, чтобы Он, умерши на Голгофском кресте, примирил меня с Тобою, и омыл все мои грехи Своей Святой Кровью. Я верю в то, что Господь Иисус - единственный посредник между мной и Тобой, и единственный Спаситель мира. Я признаю все свои грехи и каюсь в них. Всемогущий Бог, прости меня, я жил, не зная Тебя, ходил своими путями, не угодными Тебе. Но отныне я не хочу так жить, и прошу Тебя, во имя Иисуса Христа, возроди меня для новой жизни, чтобы мне не для себя уже жить, но для Тебя. Господь Иисус, я исповедую Тебя своим Господом и Спасителем, и благодарю Тебя за то, что Ты умер на Голгофском кресте. Свою жизнь я посвящаю тебе. Господь мой и Бог мой, я благодарю Тебя за дар вечной жизни, за твою милость и любовь ко мне. Аминь.

Мы спасены в надежде.

Теперь у тебя есть любящий Отец, Который, будет заботиться о тебе, воспитывать и хранить тебя. Доверяй Его Слову (Библии) полностью, Он Всемогущий Бог, Он любит тебя, как никто другой, и не хочет, чтобы ты погиб, и вечность проводил в озере огненном. Поэтому не удивляйся, когда Он будет обличать тебя или даже наказывать, ибо: "Господь кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает" - послание к Евреям, 12-я глава, 6-й стих. Если у тебя нет Библии, приобрети её. Начни читать с Нового Завета, изучай учение Христово, и живи по нему, а Дух Святой, Которым ты запечатлён в день искупления, Он поможет тебе. Проси Отца своего небесного, и Он приведёт тебя в собрание своих детей, ибо тебе необходимо общение с другими членами Тела Христова. Но, посещая собрания, всегда помни 2-е послание Иоанна, 9-й стих: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога;

пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" .
Быть учеником Иисуса Христа и идти за Ним по узкому пути, не просто, поэтому, не смотри на тех, кто, называясь христианином, не идёт по нему. Ты же
будь не только слушателем слова, но и исполнителем, ибо только так сохранишь своё спасение.
Апостол Павел, говорит нам: "Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души. Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий" . Текст около мышки
С ГОСПОДОМ! ГЛАВНАЯ ПРОПОВЕДИ

Быт 44:9 ...У кого из рабов твоих найдется [чаша], тому смерть ,..
Исх 10:17 ...чтобы Он только отвратил от меня сию смерть ...
Исх 21:14 ...то и от жертвенника Моего бери его на смерть ...
Чис 35:30 ...но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть ...
Втор 17:6 ...должен умереть осуждаемый на смерть :..
Втор 19:6 ...между тем как он не подлежит осуждению на смерть ,..
Втор 30:15 ...Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло...
Втор 30:19 ...жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие...
Суд 5:18 ...Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть ,..
Руфь 1:17 ...смерть одна разлучит меня с тобою...
1Цар 20:31 ...теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть ...
4Цар 4:40 ...то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий!..
Езд 7:26 ...на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню,..
Есф 4:11 ...один суд – смерть ;..
Иов 27:15 ...Оставшихся по нем смерть низведет во гроб,..
Иов 28:22 ...Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней...
Пс 48:15 ...смерть будет пасти их,..
Пс 54:16 ...Да найдет на них смерть ;..
Пс 78:11 ...могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть ...
Пс 115:6 ...Дорога в очах Господних смерть святых Его!..
Притч 8:36 ...все ненавидящие меня любят смерть ...
Притч 18:22 ...Смерть и жизнь – во власти языка,..
Притч 24:11 ...Спасай взятых на смерть ,..
Притч 26:18 ...Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть ,..
Песн 8:6 ...ибо крепка, как смерть , любовь;..
Ис 25:8 ...Поглощена будет смерть навеки,..
Ис 38:18 ...не смерть восхваляет Тебя,..
Ис 53:12 ...за то, что предал душу Свою на смерть ,..
Иер 8:3 ...И будут смерть предпочитать жизни все остальные,..
Иер 9:21 ...Ибо смерть входит в наши окна,..
Иер 15:2 ...кто обречен на смерть , иди на смерть ;..
Иер 43:11 ...кто обречен на смерть , тот предан будет смерти;..
Плач 1:20 ...отвне обесчадил меня меч, а дома – как смерть ...
Дан 13:22 ...ибо, если я сделаю это, смерть мне,..
Дан 13:41 ...и осудили ее на смерть ...
Дан 13:45 ...И когда она ведена была на смерть ,..
Ос 13:14 ...Смерть ! где твое жало?..
Авв 2:5 ...и как смерть он ненасытен,..

Мф 10:21 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Мф 20:18 ...и осудят Его на смерть ;..
Мк 10:33 ...и осудят Его на смерть ,..
Мк 13:12 ...Предаст же брат брата на смерть ,..
Лк 22:33 ...с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти...
Лк 23:18 ...смерть Ему! а отпусти нам Варавву...
Лк 23:32 ...Вели с Ним на смерть и двух злодеев...
Лк 24:20 ...для осуждения на смерть и распяли Его...
Деян 21:36 ...ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!..
Деян 25:16 ...выдавать какого-нибудь человека на смерть ,..
Иак 1:15 ...а сделанный грех рождает смерть ...
Рим 5:12 ...и грехом смерть ,..
Рим 5:12 ...так и смерть перешла во всех человеков,..
Рим 5:14 ...Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея...
Рим 5:17 ...смерть царствовала посредством одного,..
Рим 6:3 ...крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?..
Рим 6:4 ...Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ,..
Рим 6:9 ...смерть уже не имеет над Ним власти...
Рим 6:21 ...потому что конец их – смерть ...
Рим 6:23 ...Ибо возмездие за грех – смерть ,..
Рим 7:13 ...посредством доброго причиняет мне смерть ,..
Рим 8:6 ...Помышления плотские суть смерть ,..
Рим 8:38 ...Ибо я уверен, что ни смерть ,..
1Кор 3:22 ...Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть ,..
1Кор 11:26 ...смерть Господню возвещаете, доколе Он придет...
1Кор 15:21 ...Ибо, как смерть через человека,..
1Кор 15:26 ...Последний же враг истребится – смерть ,..
1Кор 15:54 ...тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою...
1Кор 15:55 ...Смерть ! где твое жало?..
2Кор 2:16 ...для одних запах смертоносный на смерть ,..
2Кор 4:11 ...Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса,..
2Кор 4:12 ...так что смерть действует в нас, а жизнь в вас...
2Кор 7:10 ...а печаль мирская производит смерть ...
Флп 1:21 ...и смерть – приобретение...
2Тим 1:10 ...разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,..
Евр 2:9 ...дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех...
Евр 7:23 ...потому что смерть не допускала пребывать одному;..
Евр 9:16 ...там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,..
Откр 6:8 ...и на нем всадник, которому имя смерть ;..
Откр 9:6 ...пожелают умереть, но смерть убежит от них...
Откр 18:8 ...смерть и плач и голод,..
Откр 20:6 ...над ними смерть вторая не имеет власти,..
Откр 20:13 ...и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;..
Откр 20:14 ...И смерть и ад повержены в озеро огненное...
Откр 20:14 ...Это смерть вторая...
Откр 21:8 ...Это смерть вторая...

2Мак 4:47 ...были бы отпущены неосужденными, осудил на смерть ...
2Мак 6:19 ...Предпочитая славную смерть опозоренной жизни,..
2Мак 6:28 ...охотно и доблестно принимать смерть ...
2Мак 7:5 ...мужественно претерпеть смерть , говоря:..
2Мак 7:18 ...который, готовясь на смерть , сказал:..
2Мак 7:29 ...но будь достойным братьев твоих и прими смерть ,..
2Мак 13:8 ...то и получил смерть в пепле...
3Мак 1:3 ...которому и пришлось принять назначенную Птоломею смерть ...
3Мак 5:1 ...вывести их на Иудеев, обреченных встретить смерть ...
3Езд 3:7 ...и Ты осудил его на смерть , и род его и происшедшие от него...
3Езд 3:10 ...как на Адаме смерть , так на сих потоп...
3Езд 15:5 ...на круг земной бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу...
3Езд 15:26 ...потому предал их на смерть и на убиение...
Иудф 11:11 ...и чтобы их постигла смерть , – овладел ими грех,..
Иудф 14:5 ...и прислал его к нам будто на смерть ...
ПосИер 1:17 ...когда он отводится на смерть ,..
Прем 1:15 ...Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть :..
Прем 2:20 ...осудим его на бесчестную смерть ,..
Прем 2:24 ...но завистью диавола вошла в мир смерть ,..
Прем 19:5 ...а они нашли себе необычайную смерть ...
Сир 11:14 ...Доброе и худое, жизнь и смерть ,..
Сир 14:12 ...Помни, что смерть не медлит,..
Сир 15:17 ...Пред человеком жизнь и смерть ,..
Сир 26:6 ...оболгания на смерть , – всё это ужасно...
Сир 28:6 ...помни истление и смерть и соблюдай заповеди;..
Сир 28:24 ...смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его...
Сир 30:17 ...лучше смерть ,..
Сир 37:21 ...жизнь и смерть ,..
Сир 38:18 ...ибо от печали бывает смерть , и печаль сердечная истощит силу...
Сир 39:36 ...Огонь и град, голод и смерть – все это создано для отмщения;..
Сир 40:9 ...Смерть ,..
Сир 41:1 ...О, смерть ! как горько воспоминание о тебе для человека,..
Сир 41:3 ...О, смерть ! отраден твой приговор для человека,..
Сир 46:23 ...и предсказал царю смерть его,..
Тов 3:4 ...и Ты предал нас на расхищение и пленение и смерть ,

Согласно христианским верованиям, после кончины человек продолжает жить, но в другом качестве. Его дух, покинув физическую оболочку, начинает свой путь к Богу. Что такое мытарство, куда попадает душа после смерти, должна ли она улетать и что происходит с ней после отделения от тела? После смерти дух усопшего проходит проверку испытаниями. В христианской культуре они носят название «мытарство». Всего их двадцать, каждое сложнее предыдущего, зависит от грехов, совершавшихся человеком при жизни. После этого дух умершего попадает на Небеса или низвергается в Преисподнюю.

Есть ли жизнь после смерти

Две темы, которые всегда будут обсуждаться – это жизнь и смерть. С момента сотворения мира философы, литературные деятели, медики, пророки вели спор о том, что происходит с душой, когда она уходит из тела человека. Что будет после смерти и есть ли вообще жизнь после того, когда дух покидает физическую оболочку? Так уж сложилось, что человек всегда будет размышлять на эти животрепещущие темы, чтобы познать истину – обращаться к христианской религии или другим учениям.

Что происходит с человеком, когда он умирает

Пройдя свой жизненный путь, человек умирает. С физиологической стороны – это процесс остановки всех систем и процессов организма: активности мозга, дыхания, пищеварения. Происходит разложение белков и остальных субстратов жизни. Приближение к смерти также влияет на эмоциональное состояние человека. Наблюдается изменение эмоционального фона: утрата интереса ко всему, замкнутость, отгораживание от контактов с внешним миром, разговоры о скорой кончине, галлюцинации (смешивается прошлое и настоящее).

Что происходит с душой после смерти

Вопрос, куда девается душа после смерти, трактуется всегда по-разному. Однако священнослужители едины в одном: после полной остановки сердца человек продолжает жить в новом статусе. Христиане считают, что дух усопших, живших праведной жизнью, ангелы переносят в Рай, грешнику суждено попасть в Ад. Покойнику нужны молитвы, которые избавят его от вечных мучений, помогут духу пройти испытания и попасть в Рай. Мольбы близких, а не слезы, способны творить чудеса.

Христианское вероучение говорит о том, что человек будет жить вечно. Куда девается душа после смерти человека? Его дух отправляется к царству небесному на встречу с Отцом. Путь этот очень сложный и зависит от того, как проживал человек свою мирскую жизнь. Очень многие священнослужители воспринимают уход не как трагедию, а как долгожданную встречу с Богом.

Третий день после смерти

Первые два дня духи умерших летают по земле. Это период, когда они находятся рядом со своим телом, с домом, скитаются по дорогим им местам, прощаются с родными, заканчивают со своим земным существованием. Рядом находятся в это время не только ангелы, но и бесы. Они стараются переманить ее на свою сторону. На третий день начинаются мытарства души после смерти. Это время, когда предстоит поклониться Господу. Родные и близкие должны молиться. Молитвы совершаются в честь воскресения Иисуса Христа.

На 9 день

Куда попадает человек после смерти на 9-й день? После 3-го дня Ангел сопровождает дух к вратам Рая, чтобы он мог видеть всю красоту райской обители. Там бессмертные души находятся шесть дней. Они временно забывают печаль выхода из своего тела. Наслаждаясь видом красот, душа, если имеет грехи, должна раскаяться. Если этого не произойдет, то она будет пребывать в аду. На 9-й день Ангелы опять представляют душу Господу.

В это время церковью и близкими совершается молебен за усопшего с просьбой о помиловании. Поминовения проходят в честь 9 ангельских чинов, являющихся защитниками во время Страшного суда и слугами Всевышнего. Для умершего «ноша» уже не такая тяжелая, но очень важная, ведь Господь по ней определяет дальнейший путь духа. Родные вспоминают об умершем только хорошее, ведут себя очень спокойно и тихо.

Существуют определенные традиции, помогающие духу усопших. Они символизируют вечную жизнь. В это время родные:

  1. Совершают в церкви молебен за упокоение духа.
  2. Дома варят кутью из семян пшеницы. Ее смешивают со сладким: медом или сахаром. Семена – это реинкарнация. Мед или сахар – это сладкая жизнь в другом мире, помогающая избежать тяжелой загробной участи.

На 40 день

Число «40» очень часто можно встретить на страницах Священных Писаний. Иисус Христос на сороковой день вознесся к Отцу. Для Православной церкви это стало основанием, чтобы устраивать поминовения умершего на сороковой день после кончины. Католическая церковь делает это на тридцатые сутки. Однако смысл всех мероприятий один: душа умершего взошла на святую гору Синай, достигла блаженства.

После того, как на 9-й день Ангелы повторно представили дух перед Господом, он попадает в Ад, где видит души грешников. В Преисподней дух пребывает до 40-го дня, и третий раз предстает перед Богом. Это период, когда определяется участь человека по его земным делам. В посмертной судьбе важно, чтобы душа раскаялась во всем содеянном и приготовилась к будущей правильной жизни. Поминовения заглаживают грехи умершего. Для последующего воскресения мертвых важно, как дух пройдет по чистилищу.

Полгода

Куда попадает душа после смерти спустя полгода? Всевышний принял решение о дальнейшей судьбе духа умершего человека, изменить что-то уже невозможно. Нельзя рыдать и плакать. Это только навредит душе, доставит сильные мучения. Однако родственники могут помочь и облегчить участь мольбой, поминовениями. Необходимо молиться, успокаивая душу, указывая ей верный путь. Спустя полгода дух предпоследний раз приходит к родным.

Годовщина

Важно помнить о годовщине смерти. Молитвы, совершаемые до этого времени, помогали определиться, куда попадет душа после смерти. Спустя год после смерти родные и близкие совершают молебен в храме. Можно просто сердечно вспомнить умершего, если нет возможности посетить церковь. В этот день души последний раз приходят к родным попрощаться, потом их ждет новое тело. Верующему человеку, праведнику годовщина дает старт для новой, вечной жизни. Годовой круг – это литургический цикл, после которого разрешены все праздники.

Куда уходит душа после смерти

Есть несколько версий, где живут люди после смерти. Астрологи считают, что бессмертная душа попадает в космос, где обосновывается на других планетах. По другой версии, она парит в верхних слоях атмосферы. Эмоции, которые дух испытывает, влияют на то, попадет он на высший уровень (Рай) или низший (Ад). В буддийской религии сказано, что обретя вечный покой, дух человека переселяется в другое тело.

Медиумы и экстрасенсы утверждают, что душа связана с потусторонним миром. Нередко бывает, что после кончины она остается рядом с близкими людьми. Духи, которые не закончили свои дела, появляются в виде призраков, астральных тел, фантомов. Некоторые охраняют родных, другие желают наказать своих обидчиков. Они контактируют с живыми при помощи стуков, звуков, передвижения вещей, кратковременного явления самих себя в видимом обличии.

В ведах, священных писаниях Земли, говорится, что, покинув тело, души проходят по тоннелям. Многие люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, описывают их как каналы на собственном теле. Всего их 9: уши, глаза, рот, ноздри (отдельно левая и правая), анус, гениталии, темечко, пупок. Считалось, если дух вышел из левой ноздри, то попадает на луну, из правой – на солнце, через пупок – к другим планетам, через рот – на землю, через гениталии – в низшие слои бытия.

Души умерших людей

Как только души умерших людей покидают физические оболочки, они не сразу понимают, что находятся в тонком теле. Вначале дух покойника парит в воздухе, и только увидев свое тело, понимает, что отделился от него. Качества умершего человека при жизни определяют его эмоции после смерти. Мысли и чувства, особенности характера не меняются, но становятся открытыми для Всевышнего.

Душа ребенка

Считается, что умерший до 14 лет ребенок сразу попадает на Первое Небо. Дитя еще не достигло возраста желаний, не несет ответственности за поступки. Ребенок помнит о своих прошлых воплощениях. Первое Небо – это место ожидания перерождения души. Умершего ребенка ждет ушедший на тот свет родственник или человек, который при жизни очень любил детей. Он встречает дитя сразу после смертного часа и провожает к месту ожидания.

На Первом Небе у ребенка есть все, что он пожелает, его жизнь напоминает прекрасную игру, он учится добру, получает наглядные уроки, как влияют злые поступки на человека. Все эмоции и знания остаются в памяти малыша даже после перерождения. Считается, что люди, живущие благородно в обычной жизни, обязаны этим полученным урокам и опыту на Первом Небе.

Душа самоубиенного

Любое учение и верование утверждает, что человек не имеет права лишать сам себя жизни. Действия любого самоубийцы продиктованы Сатаной. Душа самоубиенного после кончины стремится к Раю, врата которого для нее закрыты. Дух вынужден возвратиться, но отыскать свое тело он не может. Мытарства длятся до наступления срока естественной кончины. Тогда Господь принимает решение по его душе. Раньше люди, покончившие собой, не хоронились на кладбище, предметы самоубийства уничтожались.

Души животных

Библия говорит о том, что все обладает душой, но «взяты из праха, в прах и обратятся». Духовники порой соглашаются с тем, что некоторые питомцы способны преобразиться, однако точно сказать, куда попадает душа животного после смерти, нельзя. Ее дает и забирает сам Господь, душа животного не вечная. Однако иудеи полагают, что она приравнивается к человеческой, поэтому существуют разные запреты на употребление мяса.

Видео

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир - такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба - и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

9 дней после смерти

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. «Девятый день, - говорит свт. Симеон Солунский, - напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым - как нематериальный дух - мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва – это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

40 дней после смерти

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем – именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста – то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Суд после смерти

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем – в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью! » В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.