Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  Эллора — пещерные храмы Индии. Эллора — древние пещерные храмы и монастыри Индии

Эллора — пещерные храмы Индии. Эллора — древние пещерные храмы и монастыри Индии

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов страны, сделать это вам помогут сохранившиеся архитектурные , наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма, индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с городом Аурангабад – древней столицей империи Моголов. Задолго до прихода монгольских завоевателей этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Деккана, а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора – истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Деккан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии.

Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу и зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до нашей эры, тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 километрах от города Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхор и вырубался со 2 века до нашей эры по середину 7 века нашей эры. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы, а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлась основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 году во время охоты на тигра. С противоположного берега реки Вагхор он увидел арку входа в пещеру №10.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески, а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатья», или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихара», или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерам наглядно видно, как происходила постройка комплекса. С противоположного берега реки Вагхор открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан. Отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет неполным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Несмотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Пещерный храмовый комплекс Эллора, находящийся в 30 километрах от Аурангабада, вырубался в период с 5 по 11 век и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские (1-12), 17 пещер – индуистские (13-29) и 5 пещер джайнистские (30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в 34 пещерах храмового комплекса Эллора это, безусловно, скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 века нашей эры. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так, например, некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» — монастыри, где могло проживать до нескольких сотен монахов. Безусловно, такой размах потрясает, особенно если учесть, что даты строительства относятся к 5-7 векам нашей эры.

Но истинной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа), или пещера №16. Этот 30-метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течение восьмого века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом ни одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз, как на современном 3-Д принтере.

Безусловно, ничего подобного в Индии просто не существует. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами в Камбодже, на Яве и храмовым комплексом в Бирме, вот только построен он был практически на тысячелетие раньше.

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженную вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами, фотографии с трудом могут передать его величие и красоту.

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне, рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида. Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи или Гоа.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора, безусловно, одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии. Поездку в Аурангабад легко совершить за три дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа.

Пещеры Эллоры (Ellooru, Elloru caves) – это комплекс, расположенный в Индии в штате Махараштра, в 30 км к западу от города Аурангабад – немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.

Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений. Святилища буддизма (12 пещер), индуизма (17 пещер) и джайнизма (5 пещер) столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.

Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.

Пещеры в Эллоре – это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур. Самым выдающимся по праву считается Храм Кайласанатха (Kailasanatha), своеобразный центр Эллоры. Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий - буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон - священной, «сердцем мира». В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой. А в главном тайнике храма была найдена медная табличка с надписью: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?». Действительно: «Как?!».

Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Пещеры Джайна - самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов

Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

ФОТОГРАФИИ ПЕЩЕР ЭЛЛОРЫ










Посетить древние пещерные Храмы Эллоры приезжает огромное количество путешественников, потому что эти загадочные религиозные пещеры оставляют неизгладимое впечатление на каждом человеке.

Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты. Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Скалы Эллоры приютили культуры трех религий: буддизма, индуизма и джайнизма. Просто удивительно, как могли так тесно, буквально бок обок существовать эти три, совершенно разных религиозных направления. Глядя на древние пещерные Храмы Эллоры невольно приходят воспоминания о древнейшем Храме Иерусалима.

Самые первые пещеры Эллоры — буддийские. Эти храмы были созданы с VI по VIII столетие нашей эры. В некоторых из священных храмов можно увидеть скульптуры нетрадиционно сидящего Будды — его ноги опущены вниз. В остальных пещерах Будда изображен в привычной позе лотоса. Абсолютно все скульптуры Будды «смотрят» лицом на восток, то есть навстречу восходящему солнцу.

Некоторые из храмов остались незавершенными, а остальные напротив — вырезаны на уровне трех этажей и полностью заполнены колонами и скульптурами. Есть и такие скульптуры, которые не относятся к буддийской религии. На них явно просматриваются элементы индуисткой эстетики.

Для европейских путешественников священные Храмы Эллоры — это своеобразный музей, но для индийцев любого вероисповедания древние пещеры являются «живыми» храмами. Перед тем как войти в некоторые пещеры индийцы снимают свою обувь.

Далее начинаются священные индуистские пещеры, которые были созданы с VI по VIIII столетие. Всего индуистских храмов 17 и они очень сильно отличаются от буддийских пещер. В этих священных пещерах все скульптуры «танцуют», ни одна из них не сидит, свесив ноги. Многие изображения наполнены эротизмом и это особенный культ. Только в древней эротика и танцы были наполнены духовностью и божественностью.

Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

Практически все индуистские пещеры посвящены Богу Шиве, а также его близкому окружению. Также в этих храмах можно увидеть скульптуры быка Нанти, этот бык был «транспортным средством» Шивы. Нанти означает дарующий радость. Как известно, в Индии коровы издавна являются священными животными.

В самом центре линии священных пещер расположена главная обитель Бога Шивы — храм Кайласанатха. Этот храм был вырезан из цельной скалы в восьмом столетии нашей эры методом «сверху вниз». 7000 камнерезов за 150 лет вынули очень большой объем камня — около двух сотен тысяч тонн. В то время мастера располагали только примитивными инструментами, поэтому их труд можно назвать настоящим подвигом. Кстати, именно теме подвигов посвящены основные барельефы главного Храма Шивы. На них изображены сцены сражений.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Быть может, монахи, покинувшие Аджанту, перебрались в Эллору? По времени вполне совпадает — Аджанта опустела в 7 веке, и тогда же в Эллоре начинают возводиться великолепные индуистские храмы.
Эллора (как и Аджанта) – это комплекс пещерных храмов и монастырей. Вдоль горного хребта на протяжении двух километров располагаются 34 пещеры:
№№ 1 – 12 – буддистские (6-8 века)
№№ 13 – 29 – индуистские (7-9 века)
№№ 30 – 34 – джайнские (9 век)

Читайте также:

Однажды, в начале 19 века, один британский офицер решил поохотиться на тигра…
Но вместо тигра он открыл Аджанту…

Читайте также:

Наверное, в мире нет ни одной такой страны, в которой было бы столько разнообразных храмов, как в Индии

Эллора, храм Кайласанатха

Самым впечатляющим и потрясающим оказался храм Кайласанатха. Его возводили около 150 лет. Вернее, «возводили» в данном случае не очень подходящее слово, потому что он рос не вверх, а вниз. Его вырезали сверху. Это трудно себе представить — человек залезает на высокую базальтовую гору и сверху начинает отсекать все лишнее, что храмом не является.

Все его стены покрыты барельефами на сюжеты индийской мифологии. Площадь храма – около 2 тыс.кв.м, такое грандиозное монолитное каменное изваяние. Он располагается внутри горы, в огромном выдолбленном углублении. Очень рекомендую залезть наверх, чтобы посмотреть на это чудо оттуда, особенно на закате.

Пещеры Эллоры не имеют подсветки, как храмы Аджанты, а в глубине порой скрыты такие интересные скульптуры, что не помешает взять с собой фонарик.

Некоторые пещеры – небольшие, другие – огромные трехэтажные со множеством колонн.
Из полумрака на тебя смотрят живые древние статуи. Каждая стена и каждая колонна украшены резьбой по камню.
Ходишь-бродишь под впечатлением от одной пещеры к другой среди каменных богов и мифических существ.

Индуистские пещеры даже по ощущениям сильно отличаются от буддистских. Если
буддистские подавляют своими огромными размерами, аскетичностью, суровостью,
статичностью и бесстрастностью медитирующих будд и бодхисаттв, то в индуистских вовсю кипит жизнь: боги танцуют, любят, сражаются с демонами, играют свадьбы, всюду накал страстей и движуха.

Буддистские вихары (монастыри). Здесь монахи медитировали, совершали свои ритуалы, живя в маленьких кельях, расположенных по периметру храма.

Нам не хватило на Эллору одного дня, и на следующее утро мы приехали сюда снова. Этот второй день оказался еще более удивительным: мы попали наверх, туда, где нет туристов (все туристические тропы проходят внизу).
Наверху есть несколько душевных безлюдных пещер, куда приходят медитировать местные садху, и протекает небольшая речка, которая дальше внизу заканчивается водопадом.

Здесь наверху, в скалистых углублениях, она образует небольшие озерца, в которых можно даже поплавать! Какое же это наслаждение! Мы отрывались в прохладной чистой водичке, пока нас не выследил местный мальчонка и не привел ватагу своих друзей. Хорошо, что мы заметили их издалека. Пришлось выскакивать из воды и быстро одеваться за большим камнем.

А еще в Эллоре живут лангуры. Мы сидели в тенечке и наблюдали, как они большой толпой носились по зеленой траве. Их было много, они резвились и радовались жизни. А в сторонке под большим деревом сидели лангуровские бабушка с дедушкой и с невозмутимым спокойствием наблюдали, как резвится молодняк.

Лучшее время для посещения Эллоры и Аджанты – ноябрь – февраль.
И еще. Не повторяйте наших ошибок. Мы приехали на поезде в Джалгаон, оставили на жд вокзале вещи в камере хранения, смотались на автобусе в Аджанту, вернулись в Джалгаон за вещами, поехали в Аурангабад, заселились в отель и оттуда ездили в Эллору.
Все можно сделать намного проще.
Из Джалгаона прямо с вещами — в Аджанту. Там их можно оставить в приглянувшемся магазинчике. Побродить по пещерам. И из Аджанты — прямо в Эллору.

В этом ролике можно подробнее рассмотреть Эллору , ее храмы и монастыри.

Пещерные храмы в Эллоре (Ellora Caves)

Храмы Эллоры находятся в штате Махараштра и возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством.Его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Официальная наука считает, что Храмы Эллоры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Однако, независимые исследователи, учитывая характер постройки и высокотехнологичное оформление скальных пород, относят дату постройки к более древнему периоду, ориентировачно к 8 000 лет до н.э.

Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря, вырезанные в монолите одной из гор Чаранандри, являются настоящим воплощением достижений индийской пещерной архитектуры. Каждая пещера Эллоры уникальна и прекрасна, и в каждую вложена частица души индийского народа. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

Эти пещеры были созданы в качестве буддийских, индуистских и джайнистских храмов и монастырей, так называемых вихаров и матхов, в период с V по X века. Так 12 из 34 пещер являются буддийскими святилищами, 17 – индуистскими и 5 – джайнистскими.

Ранее считалось, что самой первой была построена буддийская часть Эллоры (пещеры 1-12) – в V-VII веках. Но более поздние исследования показали, что некоторые индуистские пещеры были созданы в более ранние времена. Так, эта часть, в большинстве, состоит из монастырских помещений – большие многоуровневые помещения, вырезанные в скале, некоторые из которых украшены изображениями и скульптурами Будды. Причем некоторые скульптуры вырезаны с таким мастерством, что их можно спутать с деревянными. Самой знаменитой буддийской пещерой считается 10-я пещера – Вишвакарма. В ее центре стоит статуя Будды высотой 4.5 метра.

Индуистская часть Эллоры создана в VI-VIII веках и выполнена в совершенно другом стиле. Все стены и потолки помещений этой части полностью покрыты барельефами и скульптурными композициями такой сложности, что порой над их проектированием и созданием трудились несколько поколений мастеров. Наиболее яркой является 16-я пещера, которая называется Каиласанатха или Каиласа. Она по своей красоте превосходит все остальные пещеры комплекса. Это скорее настоящий храм, вырезанный в монолитной скале.

Джанийстские пещеры создавались на протяжении IX-X веков. В их архитектуре воплотилась тяга этой религии к аскетизму и простоте. Они превосходят остальные помещения по размерам, но, несмотря на всю свою простоту, не уступают им в уникальности. Так в одной из этих пещер, Индра Сабха, на потолке вырезан изумительный цветок лотоса, а на верхнем уровне располагается статуя богини Амбика, сидящей верхом на льве среди манговых деревьев, увешанных плодами.