Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  Как произошел человек и его развитие. Как появился человек: мифы о Богах. Более подробно о космическом

Как произошел человек и его развитие. Как появился человек: мифы о Богах. Более подробно о космическом

Люди всегда стремились узнать, как они появились, откуда берет свое начало человеческий род. Не зная ответа на свой вопрос, они строили догадки, сочиняли предания. Миф о происхождении человека существует практически во всех религиозных верованиях.

Но не только религия пыталась найти ответ на этот извечный вопрос. По мере своего развития наука тоже приобщилась к поискам истины. Но в рамках этой статьи будет сделан упор на теории происхождения человека именно на основе религиозных верований и мифологии.

В Древней Греции

Греческая мифология известна во всем мире, поэтому именно с нее в статье начинается рассмотрение мифов, объясняющих происхождение мира и человека. Согласно мифологии этого народа в начале был Хаос.

Из него появились боги: Хронос, олицетворяющий время, Гея - земля, Эрос - воплощение любви, Тартар и Эреб - это бездна и мрак соответственно. Последним божеством, рожденным из Хаоса, была богиня Нюкта, символизировавшая ночь.

Со временем эти всемогущие существа рождают на свет других богов, завладевают миром. Позднее они обосновались на вершине горы Олимп, которая отныне стала их домом.

Греческий миф о происхождении человека - один из самых известных, поскольку изучается в школьной программе.

Древний Египет

Цивилизация в долине реки Нила является одной из самых ранних, поэтому их мифология тоже очень стара. Разумеется, в их религиозном веровании тоже был миф о происхождении людей.

Здесь можно провести аналогию с уже упомянутыми выше греческими мифами. Египтяне считали, что в начале был Хаос, в котором царили Бесконечность, Тьма, Ничто и Небытие. Эти силы были очень сильны и стремились все разрушить, но в противовес им действовала великая восьмерка, из которых 4 имели мужской облик с головами лягушек, а другие 4 - женский облик со змеиными головами.

Впоследствии разрушительные силы Хаоса были преодолены, и был сотворен мир.

Индийские верования

В индуизме есть минимум 5 версий происхождения мира и человека. В соответствии с первой версией мир возник из звука Ом, произведенного барабаном Шивы.

По второму мифу мир и человек появились из "яйца" (брахманда), пришедшего из космоса. В третьей версии было "первичное тепло", породившее мир.

Четвертый миф звучит довольно кровожадно: первочеловек, которого звали Пуруши, совершил жертвоприношение частей своего тела самому себе. Из них появились остальные люди.

Последняя версия говорит о том, что своим происхождением мир и человек обязаны дыханию бога Маха-Вишну. При каждом его вздохе появляются брахманды (вселенные), в которых проживают Брахмы.

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил "плохую" жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Верования викингов

Скандинавские мифы о происхождении человека не так известны современным людям, чем те же греческие или египетские, но не менее интересны. Они верили, что вселенная появилась из пустоты (Гинугага), а остальной материальный мир возник из туловища обоеполого великана по имени Имир.

Этот великан был взращен священной коровой Аудумлой. Камни, которые она лизала, чтобы получить соль, стали основой для появления богов, в числе которых был и главный бог скандинавской мифологии Один.

Один и его два брата Вили и Ве убили Имира, из тела которого и сотворили наш мир и человека.

Древнеславянские верования

Как и в большинстве древних политеистических религий, по славянской мифологии в начале тоже был Хаос. А в нем жила Матерь мглы и бесконечности, которую звали Сва. Захотела она однажды себе дитя и создала из зародыша огненного себе сына Сварога, а из пуповины был рожден змей Ферт, который стал другом ее сына.

Сва, чтобы порадовать Сварога, сняла со змея старую шкуру, взмахнула руками и создала из нее все живое. Человек был создан так же, но в его тело была вложена душа.

Иудаизм

Это первая монотеистическая религия в мире, из которой берут свое начало христианство и ислам. Поэтому во всех трех вероучениях миф о происхождении людей и мира похож.

Иудеи считают, что мир был создан богом. Однако есть некоторые расхождения. Так, некоторые считают, что небо было создано из сияния его одежды, земля - из снега, находящегося под его троном, который он бросил в воду.

Другие же считают, что бог сплел воедино несколько нитей: две (огонь и снег) использовал для создания своего мира, еще две (огонь и вода) пошли на создание неба. Позднее был создан и человек.

Христианство

В этой религии господствует идея сотворения мира из "ничего". Бог создал весь мир при помощи собственной силы. На сотворение мира у него ушло 6 дней, а на седьмой он отдыхал.

В этом мифе, объясняющем происхождение мира и человека, люди появились в самом конце. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому именно люди являются "высшими" существами на Земле.

Ну и, конечно, все знают про первого человека Адама, который был создан из глины. Затем из его ребра Бог сделал женщину.

Ислам

Несмотря на то что мусульманское вероучение берет свои корни из иудаизма, где Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал, в исламе этот миф трактуется несколько иначе.

Для Аллаха не существует отдыха, он сотворил весь мир и все живое за шесть дней, но его ничуть не коснулась усталость.

Научные теории происхождения человека

Сегодня принято считать, что люди появились в ходе длительного биологического процесса эволюции. Теория Дарвина утверждает, что человек появился из высших приматов, поэтому у человека и человекообразных обезьян в древности был единый предок.

Конечно, в науке тоже существуют разные гипотезы касательно появления мира и людей. К примеру, некоторые ученые выдвигают версию, по которой человек является результатом слияния приматов и иноземных пришельцев, которые в глубокой древности посетили Землю.

Сегодня стали появляться еще более смелые гипотезы. Например, есть теория, по которой наш мир является виртуальной программой, а все, что нас окружает, включая самих людей, является частью компьютерной игры или программы, которой пользуются более развитые существа.

Однако столь смелые идеи без должного фактического и экспериментального подтверждения не многим отличаются от мифов о происхождении людей.

В заключение

В этой статье были рассмотрены различные варианты происхождения человека: мифы и религии, версии и гипотезы, основанные на научных изысканиях. Никто на сегодняшний день не может со стопроцентной уверенностью сказать, как было на самом деле. Поэтому каждый человек волен выбирать, в какую из теорий верить.

Современный научный мир склоняется к теории дарвинистов, поскольку она имеет наибольшую и наилучшую доказательную базу, хотя в ней тоже есть некоторые неточности и недочеты.

Как бы то ни было, люди стремятся докопаться до истины, поэтому появляются все новые и новые гипотезы, доказательства, проводятся эксперименты и наблюдения. Возможно, в будущем удастся найти единственно верный ответ.

Введение

Этот вопрос интересует практически всех. По крайней мере, я не знаю ни одного человека, который не хотел бы знать на него ответ. И так было всегда. Я над этой проблемой задумался лет в десять-одиннадцать. О том, как появляются конкретные живые существа – индивидуумы, люди знали очень давно. Взрослые особи животных рожают себе подобных. Для этого необходимы самки и самцы, необходимо их совокупление, самка от этого совокупления должна забеременеть и спустя некоторое время, выносив плод, родить детеныша. Новая особь появляется маленькой и слабой, она нуждается в опеке родителей, растет и через определенное время превращается во взрослую особь – самца или самку. И все повторяется. Рождаются дети, которые подобны своим родителям. На определенной стадии своего онтогенеза (индивидуального развития) они производят потомство. И так было, так есть и так будет. Об этом наши далекие предки знали всегда. Мне кажется, что об этом знают и высшие животные.

Ребенок спрашивает взрослого: «Папа, а откуда дети берутся?». Ответ на него может звучать так: «Разумеется, в капусте». Другие взрослые не согласны с такой теорией: «Разумеется, аист приносит». Самые теоретически продвинутые родители отвечают: «Врач маме животик разрезает и достает детей оттуда». Ребенок лет этак в 10-12 узнает от старших своих друзей во дворе, что одной мамы мало для того, чтобы у нее в животе появился ребенок. Наконец, в 13-14 лет в школе на уроке биологии он узнает настоящий ответ на поставленный в 3-4 годика вопрос.

А откуда же взялись самый первый папа и самая первая мама? И кто принимал самые первые роды у самой первой женщины? Вот это и есть вопрос о происхождении Человека разумного как вида живых существ на Земле. Религия на него отвечает просто: «Первого человека (разумеется мужчину!) создал бог по образу и подобию своему. Увидев, что мужчине одному дискомфортно, тот же бог достал у него ребро и сотворил из этого ребра первую женщину». А вот учить их размножаться бог не стал, он ведь посчитал, что создал бессмертных существ, как и он сам. Но бог ошибся. Первые люди оказались смертными. Тут на выручку пришел дьявол в образе змея и научил первых людей размножаться. Бог сообразил, что люди станут размножаться быстро и в раю им места станет маловато, стеснят они господа бога. Взял и прогнал своих созданий из рая на землю. Мне кажется, что это объяснение происхождения Человека такого же уровня правдоподобности, как обьяснение появления сестрички старшему братику тем, что ее нашли в капусте.

Другая концепция появления первых людей на Земле сводится к тому, что их предки прилетели из Космоса, не смогли вернуться обратно, постепенно их потомки постепенно обжились на Земле. Возможно, чтобы приспособиться к условиям нового для них мира, эти пришельцы «поколдовали» немножко с местными обезьянами и с помощью генной инженерии создали первого мужчину и первую женщину. Я считаю, что этому ответу соответствует объяснение о том, что детей приносит аист.

Чарльз Дарвин предложил третий ответ, суть которого проста: «Человек на Земле появился в процессе естественной эволюции животного мира, а дальними предками Человека были человекообразные обезьяны». Он привел естественнонаучные доказательства своей теории из области сравнительной анатомии. Этот ответ я приравниваю по правдивости и близости к истине объяснению появления детей путем доставания их из маминого животика. Понятно, что это ближе к истине, чем гипотеза об аисте и тем более чем гипотеза о капусте.

Фридрих Энгельс решил, что обезьяна превратилась в Человека благодаря труду. Смелая мысль, прямо в духе Ламарка. Роль труда в очеловечивании обезьяны мне напоминает роль врача, без помощи которого ребеночек не может выйти из маминого животика. Только почему-то шимпанзе и гориллы, не смотря на тяжкий труд по добыванию пищи, за сотни тысяч лет так и не превратились в людей.

Я хочу предложить на страницах этого сайта иное, чем Ф. Энгельс, объяснение происхождения Человека на Земле. Суть его в том, что никакой труд из обезьяны человека не производил. Но что же тогда сделало обезьяну Человеком? Итак,поищем фактор, благодаря которому обезьяна мама, забеременев от обезьяны папы, родила первого человека.

Что такое эволюция, и почему человек на Земле мог возникнуть естественным путем, как многие другие виды живых существ?

Я не считаю, что эволюция живых существ на нашей планете процесс случайный, и не считаю, что появление нового вида - простая игра случая. То, что нам кажется случайным с «точки зрения пробирки и колбы», то не случайно «с точки зрения биосферы в целом». Мы еще очень плохо понимаем законы больших чисел, больших пространств, больших времен и сверхразнообразия. Цветок орхидеи венерин башмачок возник не как причуда Природы, не как игра случая, а, по крайней мере, как часть системы «растение – насекомое опылитель». А ведь все живые существа, составляющие биоценоз, эволюционировали не по отдельности, а совместно. Эволюция – это коэволюция (совместная взаимосвязанная эволюция) сотен и тысяч видов растений, микроорганизмов, животных и грибов. Модус (направление или вектор) коэволюции может изменяться, в некоторые эпохи это изменение бывает резким. Вот в такие эпохи перемен на нашей планете возникают принципиально новые местообитания, соответственно этому формируются новые биоценозы и, конечно же, появляются новые виды и даже новые роды и семейства живых существ. Но эволюционируют видовые популяции сопряженно друг с другом, а не по отдельности.

В относительно спокойные геологические эпохи биосфера и составляющие ее генетические системы – виды – изменяются мало. Мы живем в относительно стабильную эпоху, поэтому нам кажется, что изменения видов – это редкость и случайность. Кроме быстро и резко мутирующих вирусов гриппа, гепатита и других возбудителей болезней мало что изменяется в нашей биосфере. Хотя... В последние 2-3 сотни лет с лица Земли исчезло немало видов живых существ. Появились ли новые виды? Думаю, что кое-что должно появиться.

Человечество явилось причиной вымирания многих видов живых существ, но оно же может стать и причиной появления новых видов в результате генной инженерии и повышения уровня радиации и химического загрязнения. Вообще эволюция в биосфере ведет к повышению устойчивости ее основных параметров, позволяет ей сохраняться в резко изменяющихся условиях климата, орографии, радиационного фона и др. Эволюция в биосфере это антиэнтропийный процесс. Так говорят ученые. Жизнь биосферы – это постоянное противостояние нарастанию хаоса, тепловому обесцениванию энергии. Все, что противостоит хаосу – это эволюция. Создав термодинамику, ученые создали науку, которую можно сравнить с птицей с одним крылом. Такая птица летать не может, да и ходит то она с трудом, постоянно делая зигзаги.

Сегодня создается второе крыло научного познания – теория самоорганизации. Вот в ней-то и находится ключ к пониманию процесса эволюции, который привел и к появлению на Земле Человека. Самоорганизация материи – это столь же закономерный процесс, как и ее деградация. Мало того, эти два процесса неразрывно связаны друг с другом, порождают и поддерживают (питают) друг друга. Добро и зло, энтропия и негэнтропия, бог и дьявол – это все разное выражение двух сторон одной медали. Этой медалью является Вселенная, по крайней мере та ее часть, которая дана нам в ощущениях и в умопредставлениях. Помните М.В. Ломоносова: «Если где несколько отсовокупится материи, то ровно столько же ее присовокупится в другом месте». Сегодня мы делаем следующий шаг и утверждаем: «Если где несколько добавится хаоса, то ровно столько же порядка добавится в другом месте». Именно энтропийные процессы на нашей планете, приводящие к разрушению гор и пенепленизации материков, к рассеянию внутренней энергии планеты и энергии Солнца, приводящие к выравниванию термодинамических градиентов в геосфере, гидросфере и атмосфере, вызывали процессы противоположные – процессы эволюции биосферы, составляющих ее экосистем и генетических систем - видов.

Я являюсь сторонником гипотезы пульсирующей Земли. сновные положения которой изложены на этом сайте. Здесь же я попытаюсь увязать теорию происхождения Человека на Земле (разумеется естественным путем!) с гипотезой пульсирующей Земли. И тогда всем станет ясно, что «Мы – дети Галактики».

Почему на Земле в начале палеогена должна была возникнуть земноводная обезьяна?

Млекопитающие появились в конце мезозойской эры примерно 70-80 миллионов лет назад. Но тогда в экосистемах суши, воды и воздуха господствовали пресмыкающиеся – динозавры. Первые млекопитающие, возникшие во второй половине мезозойской эры занимали третьестепенные экологические ниши и были мелкими, похожими больше всего на современных мышей. Конкурировать напрямую с динозаврами они, конечно, не могли да и не пытались этого делать. Они были тем новым, которое, по сравнению с массовым старым, кажется жалким и убогим.

Но вот случилась общеземная катастрофа. Резко изменились условия жизни на планете, и монстры динозавры стали вымирать. Не от конкуренции с жалкими млекопитающими, а в первую очередь от изменения климата, в результате которого разрушилась привычная для них среда обитания. Вымирая, пресмыкающиеся освобождали разные экологические ниши: на суше, в воде и в воздухе. Именно в эти ниши оказался направлен модус эволюции разных таксонов животных, представители которые смогли выжить в этой общепланетарной катастрофе. Млекопитающие выжили, и в отсутствии конкуренции со стороны мезозойских монстров стали интенсивно размножаться и заполнять освобождающиеся ниши, в первую очередь на суше, потом в воде. Вот с воздухом им не повезло. Некоторые мелкие пресмыкающиеся смогли пережить катастрофу и оказались главными претендентами на захват воздушной среды. Они трансформировались в птиц, заняли воздушную среду и удержали ее, не пустив туда млекопитающих. Млекопитающие же просто не успели эволюировать и захватить воздух. Произошедшее можно сформулировать так: «Кто не успел, тот опоздал», - так говорит мудрость народа. Таким образом птицы являются ровесниками млекопитающих в геологическом времени.

Альпийский цикл орогенеза в начале кайнозойской эры – это геологическая эпоха, в течение которой Земной шар сжимался. Сминалась в складки в первую очередь тонкая базальтовая кора на дне океанов и глубоких морей, прогибалась в одних местах и громоздилась наползавшими друг на друга огромными глыбами в других континентальная кора. В центре океанов со дна моря воздымались срединно-океанические хребты, а на континентах образовывались глыбовые горы и сводовые слабо расчлененные поднятия типа Тибета и Памира. При этом сокращался объем ванны мирового океана, и вода затапливала низменности и равнины. Площадь суши сократилась, а площадь мелководий резко увеличилась. Из-за преобладания площади, покрытой водой, над площадью суши климат на Земле в целом тогда стал более гумидным и менее континентальным.

В это время практически во всех крупных таксонах (семействах и порядках) млекопитающих (да и не только млекопитающих!) изменились векторы эволюции в сторону влажных тропических и субтропических лесов, болот и водных экосистем. Произошли миграции видов, приспособленных к обитанию в гумидных областях Земли, вглубь континентов, где климат стал влажнее и мягче. Филогенетические адаптации в сторону кормных мелководий привели к возникновению новых родов земноводных млекопитающих (тюлени, морские котики, моржи, морские львы), некоторые таксоны млекопитающих со временем почти полностью потеряли связь с сушей (китообразные).

Филогенетические адаптации к водной среде мы видим среди грызунов (бобры, водяные полевки), копытных (гиппопотамы) и других порядков. Наверняка в отряде примат (а может быть их прямых предков) в эту эпоху также возникло ответвление в направлении освоения водной среды.Скорее всего, это были бесхвостые обезьяны, родственные давно вымершим дриопитекам и австралопитекам, а также современным шимпанзе, гориллам и орангутангам. Мелководья вначале были для них местами кормежки, здесь в изобилии водились моллюски, лягушки, можно было полакомиться мелкой рыбой и икрой. Чтобы добыть все это приходилось заходить в воду, погружаться в нее с головой (нырять), плавать, чтобы преодолевать расстояния от одной отмели до другой, не выходя на сушу. Новая экологическая ниша, появившаяся в результате сжатия Земного шара в виде мелководных хорошо прогреваемых морских заливов, эстуариев явилась новым модусом эволюции для многих видов растений и животных, которые, адаптируясь к ней, трансформировались в новые виды и роды и сформировали новые сообщества и экосистемы. Мелководья не только кормили, но и спасали этих обезьян от хищников, нападавших как с земли, так и с воздуха. Здесь можно было спастись и при лесном пожаре. Мягкий теплый климат способствовал освоению обезьянами мелководий.

Процесс адаптации обезьян к водной среде длился несколько миллионов лет, закончился он возникновением нового рода, который мы называем Homo (Человек). Произошло это (появление рода Homo) не менее, чем 10-15 млн. лет назад. По всей вероятности, тогда этот род был представлен многими видами, обитавшими на разных материках, в пресных, соленых и солоноватых водах. Одни из них были больше адаптированы к жизни в воде, другие – меньше, одни были более теплолюбивы, другие менее. Практически все основные анатомические, физиологические и морфологические особенности современного Человека, отличающие его от обезьян, возникли тогда 10-15 млн. лет назад как приспособления к обитанию сразу в двух стихиях – в воде и на суше. Это: утрата в значительной степени волосяного покрова, прямохождение, способность нырять и видеть под водой, подкожный слой жира как приспособление для защиты от переохлаждения, использование всевозможных предметов для извлечения моллюсков из раковин, ловкие пальцы рук, способные к тонким манипуляциям, деградация пальцев на ногах, широкие ладони и ступни, возникшие не как приспособления к передвижению по суше, а как приспособления для плавания, и многое другое. Ископаемые отпечатки стоп человека возрастом 3,8 миллиона лет, обнаруженные на окаменевшем вулканическом пепле в Африке, говорят о том, что к этому времени хождение на двух ногах для Человека было нормой.

Древние Homo, однако, никогда не теряли полностью связи с сушей. На суше в прибрежной полосе они строили гнезда и укрытия, спали, спаривались, проводили свободное время, собирали птичьи яйца, плоды и корневища прибрежных растений. Именно поэтому они не превратились в тюленей, бобров или русалок.Обитание сразу в двух стихиях способствовало развитию и усложнению нервной системы, в том числе и ее центральной части – головного мозга. Клыки и мощные челюсти существам, питающимся моллюсками, были не нужны. От врагов на суше они спасались, прыгая в воду, а от врагов с воздуха – ныряя или прячась в густых прибрежных зарослях кустарников, а также в норах по берегом водоемов.

Детенышей древние самки Homo рожали в воде, поэтому детеныши сначала учились плавать, а потом ползать на четвереньках и только потом ходить на задних конечностях сначала в воде, а затем и на суше. Короткие передние конечности делали невозможным передвижение на четвереньках. Вообще передвижение на суше только на двух задних конечностях – биомеханический нонсенс, который невозможно объяснить, если считать, что предками человека были обезьяны, жившие на деревьях. Адаптируясь к жизни в саванне, такие обезьяны должны были сохранить передвижение на четырех конечностях. Кстати, они так и поступили (шимпанзе, гориллы). При прямохождении резко увеличивается нагрузка на позвоночник. Болезни современных людей, связанные с позвоночником, - это следствие того, что созданные для жизни в воде, где сила тяжести сильно снижена архимедовой силой выталкивания, мы вынуждены жить на суше.

Вероятно, каждый человек согласно природе своей ежедневно должен проводить не менее 2-3 часов погрузившись в воду и давая тем самым отдых своему скелету и мышцам, обеспечивающим прямохождение на суше. Бассейны следует делать не только в квартирах и спортивных комплексах, они должны быть в офисах, на заводах и фабриках. А как прекрасно мы чувствуем себя, погружаясь в бассейн с водой или в ванну! Почему? Да потому, что это наше родное, это заложено глубоко в нашей генетической памяти. А необъяснимая страсть многих к рыбалке... Ради десятка рыбешек размером с палец многие современные мужчины проводят много часов на льду, в холоде, порой рискуя жизнью. Это тоже не что иное, как атавистический зов генетической памяти. Подавляющее большинство людей по утрам умываются, споласкивая руки и лицо водой. Неужели Вы никогда не задумывались, а почему мы так поступаем. Кошки, например, прекрасно «умываются» без воды. Я ни разу не видел умывающихся водой коров, лошадей, собак, обезьян. Откуда у нас потребность смачивать кожу водой хотя бы раз в сутки?

В последние 1-2 десятилетия появилась оригинальная "мода" у женщин рожать в воде. Говорят это не столь мучительно и менее опасно и для роженицы и для ребенка. Открыли новый способ рожать? Да нет же. Генетическая память подсказала, что так делали наши далекие праматери много миллионов лет назад. Поистине: «Все новое – хорошо забытое старое». Оказывается и ребенок, покинувший утробу матери в воде, не тонет, не захлебывается. У него есть врожденные инстинкты, позволяющие ему держаться наплаву. Может быть, дети кричат во время рождения оттого, что оказываются не в своей стихии? Я думаю, что по этому поводу больше могут сообщить врачи акушеры и сами женщины, поэтому рассуждения на эту тему заканчиваю.

Науке не известны косные останки древнейших земноводных Homo. Почему? Во первых потому, что в условиях мелководий они очень плохо сохранялись. Во вторых – численность популяций перволюдей была небольшой. В третьих – не там ищем. В четвертых - кое что есть, но мы это неверно трактуем. Но об этом в следующих разделах.

Когда появились приматы и кто мог быть их предками?

Человек принадлежит к семейству Гоминиды отряда Приматы класса Млекопитающие.
Из всех млекопитающих наиболее вероятными предшественниками приматов являются насекомоядные. Представители этого обширного отряда примитивных млекопитающих, к которому относятся землеройки и ежи, имеют низкую мозговую коробку, длинное рыльце и неспециализированные конечности. А из всех насекомоядных наиболее вероятным претендентом на роль нашего предка представляется зверек тупайя, одно время саму тупайю относили к приматам. Но эти маленькие проворные обитатели лесов Юго-Восточной Азии больше похожи на белок с длинными заостренными мордочками, чем на обезьян. Однако, как и у приматов, у тупайи крупный, по сравнению с размерами тела, мозг, большие глаза, примитивные коренные зубы, а большие пальцы имеют тенденцию противопоставляться остальным.

Внимательное изучение этих особенностей наводит на мысль, что тупайи и приматы имеют меньше сходных черт, чем считалось раньше, хотя молекулы гемоглобина тех и других удивительно похожи.
Отдельные специалисты склонны искать предков приматов среди давно вымерших насекомоядных,которых называют микросиопидами.Возможно, ранние микросиопиды жили еще до первых приматов и были их предками.
Но большинство зоологов не признают и эту гипотезу. У отряда древних приматов вообще отсутствовали особенности, которые позволили бы установить их несомненное родство с какой-либо другой группой животных, являвшихся их предками.
Следовательно, приматы – очень древняя ветвь млекопитающих!

В середине кайнозоя, более 25 млн. лет назад, вероятно появились первые приматы. Считается, что одни из них – дриопитеки - появились 17 - 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали дриопитеки в тропических лесах. Тогда же, или чуть позже жили австралопитеки, ведших наземный образ жизни. Представляется весьма вероятным, что в это время возникла и еще одна ветвь примат - гидропитеки, которая в конечном счете и привела к появлению Человека.
Гидропитеки обитали в неогене по берегам мелководных лагун, рек, озер и других пресноводных и солоноватых водоемов. Занимались ловлей и собиранием моллюсков, раков, лягушек, черепах, грызунов, птичьих яиц, прибрежных ягод, фруктов и других плодов, корений и насекомых и использовали для ловли и вскрытия раковин и панцирей расколотую гальку, палки и кости. Прежнее древесное существование, развившее у них гибкие и цепкие пятипалые лапы, цветное бинокулярное зрение, исключительную пространственную координацию движений, увеличенную затылочную зрительную и теменную кинестетическую кору головного мозга, стало быть, сообразительность, - хорошо подготовило их к такому способу прибрежной жизни, которую не ведет ни одно другое животное.

Олигоцен был периодом лучевого адаптивного расхождения антропоидов.
В начале или середине палеогена, когда Земля переживала цикл сильного сжатия, значительные пространства суши из-за мощной морской трансгрессии оказались мелководными заливами. Площадь суши резко сократилась, а площадь, занятая мелководьями, увеличилась.
Новые экологические ниши резко изменили вектор макро и микроэволюции во всех группах животных. Тогда начался так называемый «возврат» животных в водную среду.Для одних линий «возвратной» эволюции процесс, который длился несколько десятков миллионов лет, закончился превращением в типично водных существ (киты, дельфины), для других частично наземных, а в основном водных (моржи, тюлени). Третьи смогли балансировать по принципу «фифти-фифти».
Отряд примат, как многие другие отряды млекопитающих, тоже дал ответвление в сторону земноводного образа жизни. Кроме древопитеков, австралопитеков на нашей планете жили гидропитеки.

Человек прямоходящий сформировался как вид в воде

В 1987г. я пришел к убеждению, что теория происхождения человека в духе Ф. Энгельса не выдерживает никакой критики. Идея о земноводном происхождении наших далеких предков не давала мне покоя, но только в мае 2000 г. я поместил размышления на эту тему в сети Интернет в качестве комментария на какое-то сообщение о находках костей древних предков Человека. Вот эта заметка:
Суть гипотезы о земноводном происхождении наших предков в том, что примерно 25 миллионов лет назад (а возможно и раньше) одна из ветвей эволюции приматов освоила в качестве среды обитания мелководья морей - эстуарии, мелководные заливы. Именно в этой среде мелководье-суша и сформировался человеческий облик у одной из филогенетических ветвей в отряде приматов: прямохождение, умение плавать и нырять, задерживая дыхание до 8-10 минут, всеядность, потеря волосяного покрова. Жизнь одновременно в двух средах требовала развития мозга. Вероятно самцы чаще выходили на сушу, чем самки. Изменение климата на Земле, сокращение площади мелководий, какие-то другие причины заставили земноводных людей все больше времени проводить на суше. Вот тут-то и пригодился развитый мозг. Спасаясь от холода (а на Земле в плейстоцене происходило похолодание) наши предки научились строить жилища, изготавливать одежду, смогли объединиться в группы и наладили коммуникацию с помощью жестов и звуков. Скорее всего земноводный этап эволюции человека проходил в Гондване (Южном материке), оттуда, выйдя на сушу, наши предки стали распространяться по всему Земному шару. Ясно одно, что 6-7 миллионов лет назад древние люди уже жили на многих материках, но еще сильно тяготели к мелководьям морей, озер и рек - к водной среде. Очень уж нелепо выглядят гипотезы о происхождении человека от древесных и наземных обезьян за период в 700-800 тыс. лет. Анатомия, физиология и биология человека как вида более консервативны, чем это представлялось Ф. Энгельсу.
Из этой гипотезы можно сделать несколько практических выводов:
1. Женщины должны рожать в воде.
2. Ежедневно человек должен проводить в воде хотя бы 2-3 часа.
3. Самые древние человеческие кости следует искать в Антарктиде, Южной Африке, в Австралии и в Южной Америке.
4. Следует пересмотреть теорию заселения человеком Америки.

Основные положения теории земноводного происхождения Человека, в противовес традиционным, я сформулирую так:

1. Человек разумный действительно дальний родственник человекообразных обезьян, но очень дальний. Филогенетические линии, приведшие к Человеку, австралопитеку, шимпанзе, горилле и орангутангу разошлись не менее чем 25-30 млн. лет назад еще в конце неогена.
2. Предком Человека были земноводные обезьяны, которые уже обитали на мелководьях рек, озер и мелководных морских лагун в середине палеогена - примерно 30-35 млн. лет назад.
3. Облик Человека, отличающий его от современных человекообразных обезьян сформировался не под влиянием труда, как утверждал Ф. Энгельс, а благодаря обитанию одновременно в двух средах – в воде и на суше.

Homo habilis ("человек умелый") - самый древний из достоверно известных сегодня видов рода Homo.

Homo habilis ("человек умелый") представлял собой первый известный вид нашего рода Homo . Рост 1,2- 1,5 м. Масса - около 50 кг, Рост не выше 1,5 м. Ступня ноги и кисть руки (вверху). Этот вид существовал около 2-1,5 миллионов лет назад. (Скорее всего человек умелый намного древнее! А.Г.)
Лицо имело архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперед челюстями. Мозг составлял половину нашего а лицо было меньше и менее выдвинуто вперед; коренные зубы тоже были сравнительно меньше, но резцы крупнее, и зубной ряд имел открытую форму, похожую на латинскую букву U. Руки были короче, а форма тазовых костей позволяла ходить на двух ногах и рожать детей с крупными головами.
Выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у них центра речи, но гортань еще не была способна производить столько же звуков, сколько наша гортань. Челюсти были менее массивные, чем у австралопитека; кости рук и бедер кажутся более современными, а ноги имели уже вполне современную форму.
Человек умелый жил в Восточной и Южной Африке, а также в Юго-Восточной Азии ("Meganthropus"). По всей вероятности, в то время Homo habilis был не единственным видом этого рода. Были виды и подвиды как более продвинутые, так и более примитивные (в смысле близости обезьяньим предкам).
Остатки материальной культуры, найденные около костей человека умелого, позволяют думать, что эти существа занимались изготовлением примитивных каменных орудий, строили несложные укрытия, собирали растительную пищу, охотились на малую, а может быть, и на достаточно крупную дичь. От Homo habilis , вероятно, произошел Homo erectus . А может быть эти два вида существовали одновременно, занимая несколько разные местообитания.
Судя по найденным костям ступни и кисти, человек умелый ходил на двух ногах, а пальцы его кистей имели сильную и точную хватку.

В пользу земноводного образа жизни хабилисов говорят: значительный объем мозга, в среднем 650 см куб., большая длина ног, чем рук; сводчатость стопы и короткие пальцы ног, строение голеностопного сустава и таза, свободная балансировка головы на шее и другие признаки прямохождения; отсутствие на темени костного (саггитального) гребня и, значит, слабость жевательной мускулатуры; меньшая, чем даже у питекантропов, величина лица, нижней челюсти и зубов; необычайно широкие фаланги пальцев, следовательно, сильные и цепкие кисти рук, способные к мощному зажиму галечных орудий. Россыпи оббитой гальки, горы раковин и остатков черепах, рыб, фламинго, водяных кроликов, лягушек и других водных животных, нахождение хабилисов в глинистых прослоях, образующихся в прибрежной зоне, окаменевшие корневища папирусов - все это недвусмысленно показывает, что нижнеолдувайские существа вели прибрежный земноводный образ жизни. Один из подвидов или видов гидропитеков, в результате дальнейшей эволюции, наверняка стал предком современных людей.

Вода и занятость передних лап воспрепятствовали гидропитекам опуститься на четвереньки и обусловили развитие прямохождения. Дно мелководий, часто мягкое, потребовало больших плоских ступней. Полуводное существование привели к утрате гидропитеками волосяного покрова. На голове волосяной покров сохранился, так как она оставалась часто на поверхности. Волосы на голове предотвращали солнечный удар. Брови предохраняли глаза от стекающей по лицу воды. Ныряние развило способность к рефлекторному, хотя и не столь сильному, как у китовых, замедлению сердцебиения при погружении в воду, произвольному управлению дыханием и даже в некоторой мере к бескислородному (анаэробному) окислению углеводов с выделением в кровь молочной кислоты. Необходимость расщеплять раковины и панцири и наличие, как говорится, под рукой обкатанных водой камней (гальки) естественно привели береговых обезьян к использованию этих камней в качестве орудий для добывания пищи. Отсюда гибкие, ловкие пальцы руки и глазомер человеческих предков, намного превосходящих в этом остальных обезьян (даже шимпанзе не способны ни разбить, ни сколько-нибудь далеко и метко бросить камень). Сначала орудиями служили просто подобранные камни, палки и кости, затем гидропитеки перешли к отбору более удобных, заостренных предметов и, наконец, стали изготавливать орудия сами.

Оголение кожи у гидропитеков сопровождалось развитием слоя подкожного жира, хотя и не столь толстого, как у свиней, бегемотов, носорогов и других полуводных млекопитающих, обитающих в жарком климате. Кроме того, увеличилось количество потовых желез (до двух-пяти миллионов), что также спасало их от перегрева. Под воздействием солнечных лучей произошло потемнение кожи - загар, вызываемый усиленным образованием особого пигмента - меланина. Это предохраняло от перегрева кровеносные сосуды, лежащие глубже под кожей. Необходимость защиты ноздрей от солнечной радиации и встречного тока воды при нырянии привела к выпяченности и выгнутости носа вниз. Губы человека отличаются большой подвижностью, укороченностью, толщиной и способностью плотно смыкаться, не пропуская в рот воду при плавании и нырянии. Другие сухопутные млекопитающие, чтобы не захлебнуться во время плавания, вынуждены держать голову высоко над водой.

Нырянием можно объяснить врожденную предрасположенность людей к близорукости, хотя она, конечно, отличается от постоянной миопии рыб и других обитателей водной среды. Разумеется, гидропитеки проводили под водой не столь много времени, как тюлени, и адаптивное изменение глаз у них не могло быть значительным; но почему же все-таки люди - единственное, казалось бы, чисто наземное и нуждающееся в далеком зрении существо, у которого столь часта предрасположенность к близорукости, притом не только вследствие неблагоприятных условий зрения, что было бы естественно, но и врожденной, унаследованной? У всех человеческих новорожденных преломляющая сила глаза без малого в полтора раза больше, чем у взрослых с нормальным зрением; и если тем не менее новорожденные отличаются некоторый гиперметропией, то вследствие еще большей короткости глаза по оптической оси. Регуляция внутриглазного давления (офтальмотонуса) посредством выделения особой влаги и ее оттока через склерозный синус дополняется у человека некоторой (разумеется, меньшей, чем у ластоногих и дельфинов) выраженной способностью компенсировать перемены внешнего гидростатического давления на глаза наполнением кровью артериальных сосудов их задней камеры, ведущему к покраснению глаз от ныряния.

Необходимость выскабливать из раковины и пережевывать скользкое пружинистое тело моллюска, удерживать его и свободно перемещать во рту обусловила важнейшие одонтологические отличия гоминоидов от обезьян (которые давно служат признаками для определения вида и классификации ископаемых, но до сих пор не получили объяснения): утрату ставших помехой торчащих клыков; развитие лопаткообразности передних зубов, нужных для выскабливания содержимого раковины, откусывания и удерживания откушенного; увеличение количества бугорков на коренных зубах с четырех до пяти; замену режущих первых нижних премоляров на двухбугорчатые; дополнение движений челюстей вверх и вниз вращательными движениями; расположение зубов не по сторонам четырехугольника, а по дуге; выгнутость небного свода; плотное смыкание губ и затянутость полости рта щеками. В результате челюсть прибрежных обезьян стала короче и шире. Укорочение челюсти и расширение ее задних концов в стороны, а также выпрямление передних зубов и редукция жевательного аппарата и привели к развитию выступающего вперед носа и нижней передней части челюсти -подбородка. Последнее способствовало увеличению полости рта и более свободному движению в ней языка.

Близкое объяснение перехода антропоидов к прямохождению, брадикардии и обесшерстению предложил в 1960 году английский биолог А.Харди (A.Hardy), предположивший, что предками людей были приморские обезьяны, обитавшие на песчаных берегах лагун. Как видим, его догадка о гидрогенности многих особенностей человеческого организма весьма основательна. Однако маринологическая увлеченность привела океанолога к идее приморского поселения человеческих предков и к чрезмерному уподоблению их морским млекопитающим. В итоге эта гипотеза не нашла признания в науке, потому что уводила от известных палеоантропологии материальных следов антропогенеза и осталась без онтологических доказательств.

Некоторые сторонники теории земноводного происхождения Человека, например Л.И. Ибраев, считают, что нижнеолдувайские хабилисы были земноводными обезьянами, и что не правомерно считать их самих "людьми" (гоминидами), хотя бы и древнейшими, а их галечные орудия - "культурой". Во всем дошелльском Олдувае существовал один вид орудия - рубило (чоппер). Его "изготовление" сводилось к раскалыванию камней без всякого внимания к форме раскола, разнообразие и случайность форм раскола чопперов свидетельствуют о чисто животных действиях, как у бобров или птиц. Галечные рубила лишены сколько-нибудь повторяющейся, устойчивой формы, они не претерпели никаких усовершенствований за время существования тысяч поколений (более двух миллионов лет). Последнее говорит об отсутствии всякой преемственности и накопления опыта в технологии изготовления галечных орудий. Следовательно, отсутствовало накопление опыта их изготовления и передача его от родителей детям.

Позволю не согласиться с этим мнением. Ослепление от теории Ф. Энгельса здесь налицо. Если не изготавливали совершенных орудий, значит и не люди. Но если попробовал бы сам Л.И. Ибраев изготовить чоппер, то убедился бы, что это не так уж и просто. Не всякой горной породы и не всякой формы галька для этого годится. Гальку не просто с силой швыряли о больший камень, чтобы она как угодно раскололась. По ней ударяли другой галькой, причем много раз, отбивая при каждом ударе по небольшому кусочку. Большая часть найденных расколотых древним человеком галек чопперами вовсе не являются. Человек искал нужный камень, для этого брал гальку и с силой швырял ее о камень, смотрел, годится ли этот камень для дальнейшей обработки. Если судить о щепках и стружках, то никогда не представишь, какие шедевры делали плотники. А каменные орудия наверняка хранили, так как изготовление их требовало большого труда. Животные, которые пользуются разными предметами для добывания пищи, эти предметы потом не хранят, они у них как правило одноразового пользования.

При обилии пищи в виде моллюсков и рыб, в теплом климате, где не требовалась одежда и теплое жилье, потребности в изготовлении сложных орудий добычи не было. Но это не значит, что хабилисы не общались друг с другом с помощью жестов и звуков, что они не выражали своих чувств в танцах и песнях, что они не обучали своих детей где искать пищу, как отличить съедобное от ядовитого, как найти лекарство от болезни, где и как лучше спасаться от хищников и т.д. Наличие очень сложных технологий в человеческом обществе еще не говорит о культурном и духовном совершенстве отдельных индивидуумов. Духовный мир австралийского аборигена или эскимоса зачастую гораздо богаче, чем духовный мир современного европейца. Пусть примитивные орудия, но хабилисы изготавливали их сами, а современный человек пользуется готовыми орудиями, купленными в магазине, а сам зачастую гвоздь в стену забить не может. Человеком следует считать существо, которое по внешнему облику и уровню развития центральной нервной системы мало отличалось от современного человека.

На этих рисунках изображены ранние каменные орудия - чопперы - из Олдувайского ущелья в Танзании (Восточная Африка). Не всякий современный человек без молотка и зубила сможет так обработать камень.
А вот Homo habilis 1,9 миллиона лет назад расщеплял базальт и кварцитовую гальку, придавал ей формы, которые сейчас называют грубыми рубилами (чопперами), скреблами, резцами, топоровидными орудиями, а по их очертаниям делят на дискоиды, многогранники (полиэдры) или субсфероиды.
А - Грубое рубило (чоппер)из лавы; им пользовались для резки мяса или для раскалывания костей. Б - Многогранник (полиэдр) с тремя или с большим числом режущих краев. В - Дискоид с острыми краями. Г - Скребло для обработки шкур. Д - Каменный молоток.

Использование примитивных орудий земноводными хабилисами длилось несколько миллионов лет, но это не означает остановки эволюции древних людей. За эти многие миллионы лет сформировался план внутреннего и внешнего строения человека. А это было гораздо сложнее и важнее, чем совершенствование орудий труда. Без развитых ловких рук и совершенного мозга никакая эволюция в изготовлении орудий труда была бы невозможна. Сказанное отнюдь не означает, будто использование орудий вообще не является признаком отличия человека от животных. Но изготовление орудий не причина появления человека, а следствие! По мнению многих современных антропологов, психической основой обучения у животных служит образное мышление и подражание. Смею заверить своих оппонентов, чт о у Человека, особенно в детстве, дело обстоит точно также. Логическое мышление зиждется на образном, а не на речи. Мысли в мозгу человека сначала рождаются, а потом формулируются в виде слов.

Хабилисы второго шелльского слоя Олдувая (их останки найдены на глубине 90-60 м) пользовались орудиями типа бифасов - галек, оббитых уже более тонко и с двух сторон. Разбросанные вокруг раздробленные кости жирафов, антилоп, слонов говорят о том, что хабилисы в это время были вынуждены переходить, а может быть уже и перешли к жизни на суше, что было вызвано расширением Земного шара, глобальной регрессией моря и существенным изменением климата. Площадь суши увеличилась, климат на материках стал более сухой и континентальный, резко сократилась площадь мелководий, многие озера внутри континентов пересохли. Влажные тропические и субтропические леса сменились саваннами, прериями и степями. В саваннах жили разные виды обезьян - австралопитеки. Они были неплохо приспособлены к жизни в новых условиях. Тело их было покрыто шерстью, передвигались они на четырех конечностях, челюсти и зубы позволяли австралопитекам пережовывать траву и листья. Филогенетически австралопитеки связаны не с гидропитеками, а с дриопитеками. Кстати, современные шимпанзе и гориллы являются результатом эволюции австралопитеков.

А как же гидропитеки хабилисы? Что стало с ними? По всей вероятности значительная часть хабилисов вымерла, немногие остались жить в сохранившихся водоемах - в основном в эстуариях больших рек и на мелководьях озер. Немногие смогли начать адаптацию к наземной жизни. Здесь им пришлось вступить в конкуренцию с австралопитеками. Об этом свидетельствуют обнаруженные особенности тогдашней фауны и палинологические данные. В связи с переходом к жизни на суше естественно изменился физический облик хабилисов. В слоях Олдувая на приблизительно 60 метровой глубине обнаружены останки нового вида - олдовайского питекантропа (Homo erectus ). Что же представлял собой человек прямоходящий?

Homo erectus - Человек прямоходящий

Homo erectus имел рост 1,5-1,8 м, массу тела 40-73 кг. Мозг и тело его были крупнее, чем у Homo habilis, и во многих отношениях он быо похож на современного человека. Объем мозга составлял в среднем 880-1100 см3, что больше, чем у человека умелого, хотя и меньше, чем у современного человека. Считается, что Homo erectus жил от 1,6 миллиона до 200 тысяч лет назад, но скорее всего он появился значительно раньше.
Его череп сохранил архаические черты, был длинным и низко посаженным, с костистой выпуклостью сзади, со скошенным лбом, толстыми надглазничными валиками, c более плоской, чем у нас, лицевой частью, с крупными выдвинутыми вперед челюстями, более массивными, чем у нас, зубами (но все-таки немного меньшими, чем у Homo habilis); подбородок отсутствовал.
Сильные мышцы сзади шеи были присоединены к заднему черепному бугру и поддерживали голову с тяжелой лицевой частью, не давая ей провисать вперед.
Появившись впервые, вероятно, в Африке, отдельные группы этого вида распространились потом в Европу, Восточную Азию (Sinanthropus ) и Юго-Восточную Азию (Pithecanthropus ). По всей видимости, темпы эволюции отдельных изолированных популяций Homo erectus были различны.
Передовая технология, включавшая применение стандартного набора орудий труда, охота на крупную дичь, пользование огнем и усовершенствование методов строительства жилья и временных укрытий продвинули человека прямоходящего далеко вперед по сравнению с предшествовавшими ему гоминидами, предоставив этому виду возможность существовать в новых природных и климатических условиях. Адаптируясь к жизни на суше, древние гидропитеки уже не смогли вернуться к передвижению на четырех конечностях. Спасаться от хищников и успешно охотиться они могли благодаря совершенствованию орудий и способов охоты, а для этого у них были свободный и ловкие передние конечности и развитый мозг.

Охотничьих орудия питекантропов, найденные в Испани и возможное их применение.

Питекантропы могли поражать дичь на значительном расстоянии. Они пользовались деревянными копьями (а), умели их затачивать с помощью каменных скребков и огня (б). 2 - Каменное орудие с зубцами по режущему краю (так называемый "дентикюле"). 3 - кливер из кварцита; его длина 25см. 4 - двустороннее скребло из яшмы. Разделка туш крупных млекопитающих производилась с помощью каменных орудий, так как зубы и челюсти, унаследованные питекантропами у гидропитеков, не позволяли им делать это иначе. Питекантропы умели очищать шкуры от жира и использовали их для постройки жилищ, а возможно и для изготовления примитивной одежды (г).

Однако прогресс в строении и объеме мозга Homo erectus при их переходе от земноводного образа жизни к жизни на суше соединялся с регрессом их черепа и кистей рук: жевание жесткого сырого мяса крупных животных потребовало увеличения челюстей и утолщения надглазного валика и стенок черепа почти вдвое, по сравнению с гидропитеком, что сильно снижало возможности речевой артикуляции, а отсутствие у ашельских каменных орудий деревянной рукоятки, сжимание их непосредственно рукой привело к чудовищному усилению кисти. Кисти стали широкими, лапообразными, что препятствовало тонкому манипулированию предметами.

Ашельские орудия: 1. Ручное рубило (а - Тыльная сторона, б - Режущий край, в – Острие), 2. Кливер (г - Тыльная сторона, д - Боковая сторона, е - Режущий край).

Питекантропы, судя по найденным на их стоянках костям животных, охотились на кабанов, баранов, антилоп, лошадей и даже на слонов. Это стало возможным благодаря усовершенствованию орудий: изготовлению больших рубил (которыми, как показал эксперимент, можно снять шкуру с животного и расчленить тушу), а также скребел и проколок для обработки шкур. Возможно, в то время появились первые копья - простые шесты с обожженным на огне и заостренным концом. Разумеется, и тогда охота на крупных животных оставалась трудной и опасной - нападать на них открыто древние люди отваживались редко, предпочитая устраивать засады или гнать зверя к болотам и обрывам. Человек в то время успешно пользовался ловушками, всевозможными западнями и давилками. Животных загоняли в ловчие ямы и западни с помощью огня, поджигая сухую траву, бересту, используя факелы и т.д.
Характерно, что именно в это время исчезают австралопитеки, отчасти не выдержав конкуренции с невиданно вооруженными охотниками, отчасти потому, что истреблялись ими как дичь. На стоянках Homo erectus обнаружено много пробитых черепов и обожженных костей австралопитеков. Не исключено, что для человека прямоходящего был свойственен и каннибализм.

Огонь был знаком людям еще вида Homo habilis : около озера Туркана в Кении известен участок обугленного грунта возрастом 2,5 миллиона лет. Человек мог сохранять и поддерживать огонь, возникший в результате удара молнии или при извержения вулкана. Но можно утверждать, что именно Homo erectus первым начал систематически использовать огонь для обогрева, охоты, приготовления пищи и защиты от врагов.

Переход к охоте на крупных животных был связан с переселение людей в степи. Поэтому и орудия питекантропов чаще изготавливались уже не из гальки, а из необкатанных твердых скальных пород: кварцита, кварца, лав.

Расселение это происходило под давлением климатических перемен, оно оказывалось возможным только благодаря освоению людьми новых производственных средств. Очень часто наиболее успешными оказывались не самые сильные, а самые умные, способные объединяться в большие группы.

Прогресс орудий и способов охоты изменил и отношения между отдельными людьми в группе. Если при собирательстве и ловле мелких животных преобладала индивидуальная деятельность, то теперь возникает стадо. Оно образуется не только и не столько на основе половых и родительских связей, сколько на необходимости коллективной охоты и коллективной защиты от врагов.. Соединительную функцию выполняет ориентация на поведение соседа и вожака, что облегчает нахождение пищи и защиту от врагов. Все люди в первобытном стаде выступают в качестве взаимных ориентиров и взаимных сторожей. Засадная и загонная охота является первой кооперацией с разделением ролей в поисках добычи, гоне, окружении, нападении. Однако если хищники охотятся на животных, которые чаще всего гораздо слабее каждого из них в отдельности, и их кооперация является чисто ситуативной, то древние люди охотились даже на слонов, носорогов, пещерных медведей и других гигантов, которые были в десятки раз крупнее, сильнее и быстрее каждого отдельного человека.

Заканчивая эту статью, могу сказать, что в эволюции Человека очень много неясного и противоречивого. Скорее всего, в ближайшие годы нас ждут новые феноменальные открытия. Будут найдены еще более древние, чем олдувайские, останки и следы жизнедеятельности наших очень далеких предков. Окажется, что род Homo некогда был представлен десятками разных видов, что Homo sapiens - только надводная часть огромного айсберга. Мы пока не знаем, какие древние люди жили в Антарктиде до ее оледенения

Реферат по теме:

«Основные гипотезы происхождения человека».

По предмету: «Концепция современного естествознания».

Выполнила студентка II курса

Иванова Ю.В.

Москва, 2010

Оглавление

    Введение ……………………………………………………. 3

    Теории антропогенеза:

    1. Теория эволюции …………………………………….. 3

      Теория творения (креационизм) …………………….. 5

      Теория палеовизита ………………………………….. 7

      Теория пространственных аномалий ……………….. 9

    Заключение ………………………………………………… 11

    Библиография ……………………………………………… 12

Введение.

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись?». Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть историко-эволюционного формирования физического типа человека. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. Теории, касающиеся возникновения жизни на Земле, разнообразны и далеко не достоверны. Наиболее распространенными теориями возникновения жизни на Земле являются следующие:

    Эволюционная теория;

    Теория творения (креационизм);

    Теория внешнего вмешательства;

Теория эволюции.

Эволюционная теория п редполагает, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств — палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:

    время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

    существование древнейших людей: питекантропа;

    стадия неандертальца, то есть древнего человека;

    р азвитие современных людей (неоантропов).

В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей “Системе природы” (Systema Naturae) классифицировал человека – Homo sapiens – как одного из приматов. С тех пор среди ученых не возникало никаких сомнений в том, что именно таково место человека в зоологической системе, которая охватывает все ныне живущие формы едиными классификационными отношениями, основанными главным образом на особенностях анатомического строения. В этой системе приматы образуют один из отрядов в составе класса млекопитающих и разделяются на два подотряда: полуобезьяны и высшие приматы. К последним относятся обезьяны, человекообразные обезьяны и человек. Приматы обладают многими общими специфическими признаками, отличающими их от других млекопитающих.

Однако свое распространение теория эволюции приобрела благодаря исследованиям английского ученого – Чарльза Дарвин. Его теория о естественном отборе стала настоящим прорывом, доводы, приведенные Дарвином и его последователями, привели к тому, что теория эволюции получила большое распространение в научном мире и эволюция человека из животного мира стала основной теорией антропогенеза.

На сегодняшний день в мире среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами эволюционного антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир. Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и является наиболее серьезной и обоснованной.

Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Креационизм мыслится как Божье Творение. Однако в настоящее время некоторые рассматривают его и как результат деятельности высокоразвитой цивилизации, создающей различные формы жизни и наблюдающей за их развитием.

С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм - это теория, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая «теория палеовизита», допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной «внешними цивилизациями».

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Креационизм не решает проблемы узкой, сугубо специализированной области научных знаний. Каждая отдельная наука, изучающая свою часть окружающего нас мира, органично является частью научного аппарата креационизма, а полученные ею факты складывают целостную картину креационного учения.

Основная цель креационизма - способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.

Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма - это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития.

Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития человеческого познания.

Теория внешнего вмешательства (палеовизит).

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

С одной стороны, в этот период произошел подлинный переворот в восприятии всей проблематики внеземных цивилизаций. Радиоастрономия и техника связи достигли к тому времени такого уровня развития, что стало ясно: уже сегодня осуществима радиосвязь между человечеством и его предполагаемыми «братьями по разуму» из ближайших звездных систем. Началось прослушивание космоса в поисках осмысленных сигналов, потоком хлынули статьи и монографии о внеземных цивилизациях и способах контакта с ними, словом, вопрос об инопланетном разуме, доселе казавшийся несколько отвлеченным, сделался наконец-то предметом практических забот науки.

С другой стороны, глубокое воздействие на научную мысль, да и на все общество, оказало вступление человечества в космическую эру. Завоевание околоземного пространства, бурный прогресс космонавтики, ее безграничные перспективы – все это, помимо прочего, создавало и солидную основу для предположения, что более развитые цивилизации Галактики могли уже давно приступить к межзвездным экспедициям.

Первым разработчиком теории палеовизита стал М.М. Агрест. Высказав мысль о возможности неоднократного посещения Земли посланцами иных миров, ученый призвал к поиску соответствующих свидетельств в мифах, легендах, памятниках письменности и материальной культуры. Он обратил внимание на ряд фактов, относящихся, преимущественно, к Ближнему Востоку и соседним регионам: библейские тексты о пришествии на Землю небесных существ, гигантскую каменную террасу, неизвестно кем и с какой целью воздвигнутую в Баальбеке (Ливан), рисунок «космонавта» на скалах Тассилин-Аджера (Северная Африка) и т.д. Однако теория не получила должного отклика в научном мире. Были и другие попытки вернуться в ней, но все они упирались в стереотипы консервативной науки и невозможность предъявления обоснованных доказательств.

В последние десятилетия теория палеовизита переживает свое второе рождение. С каждым годом число ее сторонников и последователей растет, а научные исследования дают ученым право все увереннее говорить о существовании внеземной высокоразвитой цивилизации, которая создала наш мир. Некоторые древние племена утверждают, что произошли от пришельцев, которые передали им свои знания и неоднократно посещали Землю. Отрицать этого нельзя, поскольку необъяснимые открытия в области мифологии и археологии ставят в тупик консервативную науку, но все эти загадки мировой истории приобретают смысл в контексте существования внеземного присутствия. Это и наскальные рисунки, изображающие неизвестных существ, и сложные конструкции, покоящиеся в толще земли или на ее поверхности… И кто знает, быть может таинственный Стоунхендж, посылающий засекреченные сигналы в космическое пространство, является информационным модулем, благодаря которому внеземной разум следит за жизнью своих творений.

Теория пространственных аномалий.

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии — гуманоидной триады, под которой принято понимать субстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества. Данные субстанции образуют цепь «Материя — Энергия — Аура» , характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой. Аура — это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

ТПА предполагает, что система «Материя-Энергия-Аура» стремится к постоянному расширению, усложнению структурной организации, а Аура, как управляющий элемент системы, стремится к созданию разума.

В этом отношении разум — вещь совершенно бесценная. Ведь он позволяет перевести существование матери и энергии на новый уровень, где существует направленное созидание: изготовление предметов, не существующих в природе, и использование энергии, которую природа хранит в латентном состоянии или тратит в пустую.

Аура — не бог, и ей не под силу чудесным образом сотворить разумное существо. Она может лишь в процессе сложных взаимодействий вызвать к жизни такие факторы, которые в дальнейшем способны привести к возникновению разума.

ТПА объясняет это тем, что в своем стремлении к усложнению жизненных форм Аура просчитывает на несколько шагов вперед перспективы каждого вида. Видам высокоспециализированным и потому бесперспективным она позволяет вымирать. А виды, имеющие перспективу, подталкивает к изменениям в заданном направлении.

Вероятно, Аура имеет энергетический или материальный потенциал, который позволяет её вносить изменения в генетические структуры и вызывать заданные мутации. Есть предложения, что жизнь обусловлена не только биохимическими процессами, но и особыми волновыми явлениями на субатомном уровне. Не исключено, что именно эти явления и есть материальное эхо ауры — а может быть и сама аура.

ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Заключение.

Происхождение жизни — один из самых таинственных вопросов, исчерпывающий ответ на который вряд ли когда-нибудь будет получен. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления жизни. Современная наука не располагает прямыми доказательствами того, как и где возникла жизнь. Существуют лишь логические построения и косвенные свидетельства, полученные путем модельных экспериментов, и данные в области палеонтологии, геологии, астрономии и других наук.

Именно поэтому вопрос о происхождении человека остается неразгаданным, позволяя появляться многочисленным теориям. Ни одна из них пока не взяла вверх, став единой, и быть может этого никогда не случиться.

Библиография.

    Я. Я. Рогинский, М. Г. Левин. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.- 357с.

    М.Х. Нестурх. Происхождение человека, 2 изд., М., 1970

    В.В. Бунак. Теории антропогенеза. — М., 1978.

    А.И. Опарин. Происхождение жизни. — М.: Мир, 1969.

    М.Г. Левин. История жизни — М.: Мир, 1977

    http://www.help-rus-student.ru/

    http://www.wikipwdia.org

Эволюционная теория возникновения человечества является наиболее распространенной в современном научном сообществе.

Эта теория предполагает, что человек произошел от высших приматов, путем постепенного видоизменения и под влиянием внешних факторов. Приверженцы теории эволюции оперируют множеством доказательств, однако, далеко не все из них могут быть восприняты однозначно.

Согласно теории эволюции, существовали три стадии эволюции человечества: периоды последовательного существования антропоидных предков человека, существование древнейших людей и развитие современного человека.

Теория сотворения

Взгляды, которые основывались на том, что человека создал Бог или высший разум, появились гораздо раньше, чем теория эволюции. В разных философских учениях, акт творения человека приписывался различным божествам.

Важнейшее доказательство этой теории это сходство мифов совершенно разных народов, в которых рассказывается о происхождении человека.

Теории сотворения или креационизма придерживаются последователи почти всех распространенных сегодня религиозных течений.

Креационисты отвергают эволюцию и приводят неоспоримые факты в свою пользу. Например, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике не смогли воспроизвести человеческое зрение. Даже Дарвин признавал, что человеческий глаз не мог быть выработан естественным отбором.

Область исследований, которая направлена на поиск научных доказательств божественного сотворения мира, называется «научным креационизмом». Однако, ученым сообществом теории научного креационизма не признаются убедительными.

Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории, появление людей на Земле связано с вмешательством других цивилизаций. Некоторые считают людей прямыми потомками представителей внеземных цивилизаций. Предки современных людей высадились на Землю еще в доисторические времена.

Существует также предположение, что люди возникли на Земле путем скрещивания инопланетян с предками современного человека.

В различных сочинениях на тему теории внешнего вмешательства, упоминаются цивилизации с планетной системы Сириуса, планеты из Весов, Скорпиона и Девы, как прямые предки или производители землян. В качестве доказательств этой теории приводятся снимки Марса, на которых можно увидеть остатки строений, очень похожих на Египетские пирамиды.

По своей сути, теория внеземного вмешательства мало от теории божественного сотворения человека, только здесь в роли бога выступают представители других, более развитых цивилизаций.

Происхождение человека - загадка. Даже теория Дарвина не считается полностью доказанной, из-за отсутствия переходных звеньев в эволюции. Как еще люди объясняют свое появление с древнейших времен до наших дней.

Тотемизм

Тотемизм относят к древнейшим мифологическим представлениям и считают первой формой осознания человеческого коллектива, а также его места в природе. Тотемизм учил, что у каждой группы людей был свой собственный предок – тотемное животное или растение. К примеру, если тотемом служит ворон, то он является действительным прародителем рода, а каждый ворон – сородичем. При этом тотемное животное является только покровителем, но не обожествляется, в отличие от более позднего креационизма.

Андрогины

К мифологическим можно отнести древнегреческую версию о происхождении человека от Андрогинов – перволюдей, сочетавших в себе признаки обоих полов. Платон в диалоге «Пир» описывает их как существ с шаровидным телом, у которых спина не отличалась от груди, с четырьмя руками и ногами и двумя одинаковыми лицами на голове. По легенде, наши предки не уступали титанам в силе и умении. Возгордившись, они решили свергнуть олимпийцев, за что были разрезаны пополам Зевсом. Это поуменьшило их силу и самоуверенность вдвое.
Андрогинность присутствует не только в греческой мифологии. Идея о том, что мужчина и женщина представляли собой изначально одно целое, близка многим мировым религиям. Так, в одном из талмудических толкований первых глав Книги Бытия говорится о том, что Адам был создан андрогином.

Авраамическая традиция

К Авраамическим религиям восходят три монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам), восходящие к Аврааму – патриарху семитских племен, первому человеку, который уверовал в Господа. Согласно авраамической традиции, мир был создан Богом – Сущим из Небытия, в буквальном смысле «из ничего». Бог создал и человека – Адама из праха земного «по образу и подобию нашему», чтобы был человек истинно добрым. Стоит отметить, что и в Библии, и в Коране о сотворении человека упоминается не один раз. Например, в Библии о сотворении Адама вначале говорится в 1-й главе, что Бог сотворил человека «из ничего по образу и подобию своему», во 2-й главе, что он создал его из пыли (праха).

Индуизм

В индуизме есть как минимум пять версий сотворения мира и человека соответственно. В Брахманизме, например, творцом мира является бог Брахма (в более поздних версиях отождествляется с Вишну и ведийским божеством Праджапати), который появился из золотого яйца, плавающего в мировом океане. Он рос и приносил себя в жертву, создавал из своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира - земля, вода, воздух, огонь, эфир, - и пять ступеней жертвенного алтаря. Из него же были созданы боги, люди и прочие живые существа. Таким образом, в брахманизме, принося жертвы, люди заново воссоздают Брахму.
А вот согласно ведам – древнему священному писанию индуизма, сотворение мира и человека окутано мраком: «Кто воистину знает, кто здесь провозгласит. Откуда родилось, откуда это творение? Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
Так кто же знает, откуда он возник?»

Каббала

Согласно каббалистическому учению, творец Эйн Соф создал душу, получившую имя Адам Ришон - «первый человек». Это была конструкция, состоящая из множества отдельных желаний, связанных между собой подобно клеткам нашего организма. Все желания находились в гармонии, так как изначально в каждом из них было заложено стремление поддерживать друг друга. Однако находясь на высочайшем духовном уровне, подобном творцу, Адам принял на себя огромный духовный свет, что равнозначно «запретному плоду» в христианстве. Не сумев достигнуть одним этим действием цели творения, первичная душа раскололась на 600000 тысяч частей, и каждая из них еще на множество частей. Все они сейчас находятся в душах людей. Путем многих кругооборотов они должны провести «исправление» и вновь собраться в общий духовный комплекс, называемый Адамом. Иными словами, после «разбиения» или грехопадения все эти частицы – люди не равны друг другу. Но возвращаясь в первоначальное состояние, они вновь достигают одного уровня, где все они равноценны.

Эволюционный креационизм

По мере развития науки, креационистам пришлось идти на компромисс с естественно-научными концепциями. Промежуточной стадией между теорией творения и дарвинизмом стал «теистический эволюционизм». Теологи-эволюционисты не отвергают эволюцию, но считают ее инструментом в руках Бога – творца. Проще говоря, Бог создал «материал» для появления человека – род Homo и запустил процесс эволюции. В итоге получился человек. Важным моментом эволюционного креационизма является то, что хоть тело и менялось, дух человека оставался неизменным. Именно такой позиции официально придерживается Ватикан со времен папы Иоанна Павла II (1995 год): бог создал обезьяноподобное существо, вложив в него бессмертную душу. В классическом креационизме человек со времен создания не изменялся ни телом, ни душой.

«Теория древних космонавтов»

В XX веке была популярна версия о внеземном происхождении человека. Одним из родоначальников идеи палеоконтакта в 20-е года стал Циолковский, заявивший о возможности посещения инопланетянами земли. Согласно теории палеоконтакта, когда-то в далеком прошлом, примерно в каменном веке, Землю по каким-то своим делам посетили пришельцы. То ли их интересовала колонизация экзопланет, то ли ресурсы Земли, то ли это была их пересадочная база, но так или иначе часть их потомков обосновалась на Земле. Возможно, они даже смешались с местным родом Homo, и современные люди представляют собой метисов инопланетной формы жизни и аборигенов Земли.
Основные аргументы, на которые опираются сторонники этой теории – сложность технологий, используемых при строительстве памятников древности, а также геоглифы, петроглифы и другие рисунки древнего мира, на которых якобы изображены инопланетные корабли и люди в скафандрах. Матес Агрес – один из основателей теории палеовизитов, даже утверждал, что библейские Содом и Гомора были разрушены не Божьим гневом, а ядерным взрывом.

Дарвинизм

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо.

Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.