Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  Налоговые риски: налогоплательщики и государство. Налоговые риски предприятия и пути их минимизации Налоговые риски являются составляющими

Налоговые риски: налогоплательщики и государство. Налоговые риски предприятия и пути их минимизации Налоговые риски являются составляющими

Введение

Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.

Актуальность темы налогового риска состоит в ее практическом применении. В настоящее время российским бизнесменам необходимо научиться управлять рисками, понять их масштабы и природу, так как это не менее важно, чем другие риски предприятия, нужно двигаться вперед на равных с иностранными предприятиями.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве, а также с недостаточным совершенствованием налогового законодательства.

Цели данной работы - это раскрыть понятие налогового риска, объяснить его специфику, особенности, виды; выявить причины возникновения налогового риска, рассказать о классификации факторов их появления, а также о природе ее возникновения.

В данной работе использовались такие методы исследования, как эмпирический, причинно-следственный, функциональный.

Налоговый риск: сущность и содержание понятия

налоговый риск платеж

По мнению Л.И. Гончаренко, комплексный подход к определению отличительных признаков понятия экономических рисков позволяет включить в ее содержание налоговые риски как полноценную разновидность, так как к ним относятся материальные, а также нематериальные неблагоприятные последствия.

Существует другое мнение - налоговые риски это составная часть финансовых рисков. Таковы мнения Г.А. Цыркунова и М.И. Мигунова, утверждающие, что «налоговые риски представляется целесообразным рассматривать как разновидность рисков финансовых, поскольку они имеют денежное выражение и влекут за собой повышение расходов» Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. - 2010. - №1. - С. 10-15.(с.10). Д. Тихонов и Л. Липник обращают наше внимание на то, что «налоговый риск - это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте». Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. - 2010. - №1. - С. 10-15.(с.10)

Значительная часть авторов, которые исследуют понятие налоговых рисков, больше уделяют внимание налоговым рискам налогоплательщиков. Такая позиция была больше актуальна в 90-е годы, но имеет место и сейчас, в экономической и в юридической литературе. Налоговый риск бизнесмена тесно связан с изменениями налоговой политики (возникновение новых налогов, ликвидация или уменьшение налоговых льгот и т.п.), а также уменьшением или увеличением величины налоговых ставок. Все чаще обсуждаются налоговые риски государства, в том числе в результате незаконных действий крупнейших налогоплательщиков. Налоговый риск государства состоит в сокращении поступлений в бюджет по причине изменения налоговой политики, а также величины налоговых ставок. Сейчас многие авторы обращают внимание на то, что налоговые риски присущи всем участникам налоговых правоотношений, т.е., по крайней мере, трем их субъектам: налогоплательщикам, налоговым агентам и государству.

Специфика налогов как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, который сопровождается обеспечительными мерами по его, в необходимых ситуациях, принудительному взысканию, имеет место, как в базовом признаке налоговых рисков, так и в том, что их субъекты это участники правоотношений, которые возникают в налоговой сфере.

Вышесказанное позволяет сделать заключение, что налоговый риск - это возможное наступление негативных финансовых и других последствий для налогоплательщиков или государства из-за действий (бездействий) участников налоговых правоотношений.

Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. Риск необоснованности налоговой выгоды - скорее риск специального уклонения от налоговой уплаты, чем риск принципиального нежелания добросовестной качественной организации бизнес-процесса.

Как и многие другие риски, налоговые риски, появляются там, где есть неопределенность. Российские предприниматели уже научились предсказывать другие риски и смягчить их последствия, но к налоговым рискам отношение безответственное. Поэтому руководители узнают иногда, что некоторые сделки оказались очень затратными из-за налоговых платежей. И тогда перед предпринимателем встают два вопроса: кто виноват и что делать. В этом случае нужно не увольнять, злиться, а научиться управлять этими налоговыми рисками. Нужно понять, откуда и почему появляются налоговые риски, а также масштабы их возникновения.

Бизнесмен, в первую очередь, услышав о рисках, думают о недоплаченных налогах. Но необходимо также грамотно вести сделки с использованием законных методов планирования налогов. Чтобы добиться снижения налоговых рисков, нужно вести правильную рыночную политику.

В любой организации есть люди, которые эти риски создают, а есть те, кто от них избавляется. Поэтому те, кто совершенствует бизнес, должны постоянно поддерживать контакты с теми, кто управляет налоговыми рисками. Для того, чтобы решить эту проблему многие средние, а также крупные компании открыли у себя отдельные, отличные от обычной бухгалтерии, структурные подразделения, занимающиеся управлением налоговыми рисками.

Налоговые риски можно разделить на следующие группы:

1. Риски, которые связаны с проведением отдельной сделки. Каждая сделка связана с налоговыми последствиями, если у нее нет освобождения от налогов. Но риски обычно возникают, когда организация заключает крупную или нестандартную для себя сделку (персонал, процедуры контроля, базы данных, системы не настроены на полное устранение рисков).

2. Риск неправильного толкования закона налогоплательщиками и налоговыми органами. Это еще один присущий России риск. Опыт говорит о том, что налоговые риски сопровождают сделки, проведенные для того, чтобы добиться позитивных налоговых последствий. Нужно понимать: если предприятие желает сэкономить на налогах, оно находится под угрозой потенциального риска, следовательно действовать нужно очень аккуратно.

3. Риски появляются из-за обычных управленческих ошибок и невнимательности, когда налоговый или бухгалтерский отделения не вовлечены в процессы принятия управленческих решений. То есть в организации отсутствует четкая организационная структура, за контроль за налогами отвечает только главный бухгалтер, либо определены нечетко обязанности налогового менеджера.

4. Плохо документированные сделки. Недавно было проведено исследование проявления налоговых рисков в России, которое показало, что причина из-за которой возникают негативные налоговые последствия это недостаточное документальное доказательство того, какую сделку совершило предприятие. Поэтому налоговые органы часто требуют предоставления всей документации, чтобы удостовериться, что совершенная сделка действительно была. К сожалению, чаще всего этой документации или недостаточно, или ее вообще нет.

5. Одни сделки могут нести большие риски, чем другие, то есть операционные риски проявляются в обычной деятельности компании. Например, торговля внутри группы с пересечением границы не сравнима с обычной поставкой товара. И понятно, что чем больше бухгалтерия и налоговый отдел заняты планированием этих операций, а не просто показывают их результаты, тем с большей уверенностью можно говорить об управлении рисками.

6. Портфельные риски. Каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски включают изменения в законодательстве, неожиданные судебные решения, «смену власти», начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Руководитель столкнется с очень сложной матрицей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь в нашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт- Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется.

8. И наконец, риск нанесения ущерба репутации компании. Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация о практике управления налоговыми рисками в ней появилась на первых страницах солидного издания. Многие международные организации имеют внутренний документ об управлении налоговыми рисками, где есть такое заявление: компания заявляет об отказе от методов налогового планирования, если опасается, что его детали станут публичными.

Причины возникновения налоговых рисков

Считается, что включение всех участников правоотношений в налоговой сфере в состав термина налогового риска может быть фактором, который определяет его особенность, и противоречие присущее фискальной функции налогов может стать объективной причиной возникновения рисков.

Для государства успешное выполнение фискальной функции состоит в проявлении обеспечения запланированных поступлений в виде налоговых доходов в госбюджет, а для налогоплательщика - это расходы, которые необходимо минимизировать в силу того, что они неизбежны.

Рассматривая родовые и специфические критерии, которые определяют состав налоговых рисков, понятно, что причины возникновения очень разнообразны. К сожалению, в изучаемой литературе они отражаются только с позиции одного из участников правоотношения, то есть они не имеют систематического подхода к определению термина налоговых рисков. При этом чаще всего выделяется и объясняется один - два фактора возникновения налоговых рисков. В юридической сфере обычно выделяют один комплексный фактор появления налоговых рисков, а именно несовершенство налогового законодательства. Так считает Е. Тимофеев, генеральный директор юридической фирмы, на IV Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ высказывавший, что налоговые риски имеют неточность формулировок в налоговом законодательстве. Т.А. Козенкова связывает налоговые риски с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм налогообложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот. С.А. Филин считает, что это негативные изменения налогового законодательства во время финансовой деятельности, а также - налоговые ошибки, которые допускаются при исчислении налоговых платежей.

Причинами возникновения налоговых рисков, перечисленных выше, обычно является недостаточная установка договорных отношений между компаниями, которые входят в холдинг. В таких случаях руководство сосредоточено на коммерческих и операционных вопросах и забывают о юридическом оформлении отношений в сфере финансов. Данные недостатки не являются обязанностями лиц, которые отвечают за размеры и налоговых выплат и не имеют представления об отношениях между компаниями, входящие в холдинг.

С позиции высшего финансового руководства нет достаточного внимания вопросам минимизации налогообложения, они считают, что это работа бухгалтерии, в настоящее время мало соблюдать правила и сроки составления налоговой отчетности и уплаты налоговых платежей.

В наибольшей степени вероятность налоговых рисков моет проявиться при проведении налогового исследования, предшествующего заключению инвестиционных проектов а, следовательно, именно в этот период выявленные налоговые риски могут оказать существенное влияние в вопросах дальнейшего получения инвестиций.

Можно разделить источники возникновения рисков по видам:

Информационные факторы

Часто причина возникновения налоговых рисков это искажения и недостатки информации. Сложность понимания информации, а не ее отсутствие становится причиной возникновения налоговых рисков сегодня. Нормы налогового законодательства участники налоговых отношений понимают по-разному, потому что довольно сложна точность юридического описания механизма налогообложения, юридическая техника имеет недостатки, нормы имеют пробелы и противоречия. К тому же налоговые органы ставят в вину покупателям признаки «фирмы-однодневки» у поставщиков. Поэтому фактором возникновения налогового риска может быть сложность получения информации о проблемах поставщика.

Организационные факторы

Другим фактором может быть сложность взаимодействия структурных подразделений организаций: если бухгалтерия не вовремя получит информацию о заключенных сделках, то это приведет к нарушению законодательства. Низкая квалификация работников, которые ответственны за налоговое планирование и налоговые платежи, тоже является фактором.

Технические факторы

Проблемы правильного исчисления и уплаты налогов создает ошибки налогоплательщиков или налоговых агентов. Так как отсутствует единый методический аппарат на законодательном уровне, а также специальной техники и программ, то сложно вести раздельный учет операций, которые по-разному облагаются.

Экономические факторы

Следующий фактор проявления налоговых рисков это требование изменить налоговое законодательство, установить или отменить налоги, изменить порядок счета и уплаты, корректировать налоговые ставки и льготы, по причине решения задач социально-экономического регулирования.

Проблематичность действующей системы исчисления и уплаты основных налогов приводит к значительным затратам при соблюдении обязанностей налогоплательщика. Попытки сэкономить могут привести к увеличению налоговых рисков. К данной категории относятся также: огромные затраты на налоговый консалтинг, консалтинг, ведение налоговых споров и аудит.

Социальные факторы

В ряду социальных причин налоговых рисков некоторые авторы выделяют квазипубличный интерес (социальный интерес бюрократии, направленный на создание условий по обеспечению неформального господства бюрократии над остальным обществом), а также «административную ренту» (то есть получение на системной основе выгод (взяток), связанных с использованием административного положения).

Другая сторона проблемы состоит в том, что государство может активно использовать налоговую политику как инструмент регулирования социальных процессов в целях развития общества (например, выравнивание уровня доходов населения на основе введения системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц).

Политические факторы

Налогообложение и налоговое право могут обеспечить доминирование «власти» политики, в случаях слабости институтов демократии.

Но иногда международные обязательства, а также внутренняя политическая обстановка могут оказать давление на власть.

Итак, основные причины возникновения налоговых рисков это: противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге. А также существуют классификация факторов возникновения рисков.

Заключение

Итак, понятие налоговых рисков можно рассматривать с разных позиций участников налоговых правоотношений, с точки зрения государства, налогоплательщика, налоговых агентов.

Есть два подхода к определению налоговых рисков: налоговые риски как часть экономических рисков и как часть финансовых рисков. Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. В настоящее время российские предприниматели имеют ряд проблем с налоговыми рисками, для того, чтобы ими управлять, нужно научиться определять их масштабы, причины возникновения.

Есть следующая классификация факторов возникновения налоговых рисков: информационные, организационные, технические, экономические, социальные и политические. Каждый вид имеет свои особенности, специфику, а также влияние на налоговое законодательство.

Причины возникновения налоговых рисков разнообразны. Самые основные проблемы это противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге.

Для того, чтобы справиться с проблемами необходим профессиональный подход при составлении системы налогового планирования и контроля внутри фирмы. На данные момент иностранные государства используют такую систему, при котором создается тесное взаимодействие юридической и финансовой служб организации, используя услуги внешнего консультанта, который специализируется в соответствующей области налогообложения. Во многих развитых странах с рыночной экономикой решены проблемы планирования и контроля внутри фирмы, но, к сожалению, о российские предприятия еще не решили эти вопросы. Создается впечатление, что многие российские предприниматели плохо представляют себе, что за налоговые риски они ожидают их в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.

Список литературы

1. Зайцева С.С. Налоговые риски неплатежеспособных и низкоконкурентных предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. - 2011. - №4.

2. Лысенко И. В. Налоговые риски в деятельности коммерческих организаций: сущность и управление / И. В. Лысенко // Финансы, бухгалтерский учет и анализ. - 2011. ? №1.

3. Челышева Э.А. Специфика налогообложения и риски налогового контроля физических лиц // Вопросы регулирования экономики. - 2010. - Том 1. №4.

4. Е.В.Попова. Оценка аудитором налоговых рисков при проверке расчетов по налогу на прибыль // Финансовый анализ. - 2010. - №12.

5. Семенова О.С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. 2010. №7.

6. Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. - 2010. - №1.

7. http://www.usticom.ru - (аудиторская комания ООО «ЮСТИКОМ»);

8. http://www.elitarium.ru (Центр дистанционного образования);

Предпринимательская деятельность любой копании предполагает постоянное участие в разнообразных гражданско-правовых отношениях, которые оформляются посредством подписания сторонами договоров.

Договор, оформленный должным образом, безусловно, снижает (минимизирует) налоговые риски хозяйственной деятельности . Исходя из этого, все больше компаний осознают важность налоговой оценки договора еще до его заключения, что включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль договорного процесса.

Налоговые риски организации при подписании договора заключаются в непризнании расходов налоговыми органами при проведении проверок. Следствием этого являются дополнительное начисление налогов и применение к налогоплательщику санкций.

Эффективное управление финансовыми рисками

Что же необходимо учитывать при согласовании договоров для рационального использования финансовых ресурсов предприятия, а также для минимизации налогового бремени и предупреждения переплаты налогов в бюджет?

В первую очередь, Вам необходимо знать 3 основных принципа налогового планирования при заключении договоров:

  • договор должен быть юридически безупречным, не допускающим переквалификации сделки и признания ее фиктивной;
  • все сделки должны иметь четко выраженную деловую цель;
  • договорные цены должны быть обоснованы.

На основании этих принципов можно выделить основные составляющие оценки налоговых рисков при заключении договоров (рис. 1):

Рисунок 1 - Основные составляющие оценки налоговых рисков при заключении договоров

Хотелось бы выделить пункт, без которого невозможно заключение договора, это оценка налоговых последствий сделки. Для этого, в первую очередь, необходимо определить, возникнет ли обязанность по уплате налогов, таких как НДС и налога на прибыль. Если налоговые обязательства возникают, то следует проанализировать их природу и среду функционирования, а затем вывести оптимальный расчет для проведения сделки.

Также необходимо оценить, имеет ли компания право на налоговые вычеты и в какие сроки необходимо оплатить налоги, какие претензии могут возникнуть во время проверок налоговой, какая ответственность грозит за несоблюдение налоговых правил.

Оценка налоговых рисков заключения договоров является одним из инструментов налогового планирования. Ее результатом является создание рациональной структуры схемы договоров, с учетом всех спецификаций и требований к ним, обеспечивающей прозрачность и управляемость. Также она дает возможность для максимально возможной минимизации налогов с помощью применения предусмотренных законодательством легитимных схем.

Владельцам бизнеса и предпринимателям рекомендуется не относиться пренебрежительно к налоговому планированию в сфере оценки налоговых рисков заключений сделок. Для успешного ведения бизнеса и его эффективного развития, оно должно стать неотъемлемой частью управления вашей организацией.

Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России. В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени. Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.

Понятие налоговых рисков

Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности. Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей. Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.

Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения. Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований. И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.

Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее. Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки. В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.

Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов. Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие. Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.

Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:

  • отсутствие вероятности благоприятного исхода;
  • значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
  • высокий уровень субъективности оценки риска;
  • состав вероятности факторов не стабилен во времени;
  • возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
  • фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.

Классификационные виды фискальных рисков

В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.

  1. Подход, полностью соответствующий предписаниям финансового и налогового законодательства. Данный подход не может на 100% исключить некоторые виды фискальных рисков.
  2. Подход, характеризующийся относительной законностью принимаемого решения. Решение строится на противоречиях между гражданским, финансовым и налоговым правом, на судебной прецедентной практике, на «дырах» в законодательстве. Формально в таком подходе нет нарушений, и умысел практически недоказуем.
  3. Использование незаконных схем минимизации налогов.

Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:

  • в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
  • по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
  • о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
  • в ходе выполнения контрольных функций;
  • в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.

Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаками, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика. Основные критерии для деления рисков на классы в своем составе насчитывают семь групп. Классификационная таблица представляется вашему вниманию ниже.

Деление видов налоговых рисков по основным классификационным признакам

Каждый из указанных в таблице признаков заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же остановимся лишь на первом признаке уровня вероятности реализации. Рассмотрим каждый из обозначенных по нему видов.

  1. Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
  2. Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
  3. Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.

Система управления налоговыми рисками на предприятии

Работа с фискальными угрозами строится в едином русле корпоративной системы риск-менеджмента. Управление налоговыми рисками организационно относится к функциональному составу финансового департамента управления компании. Алгоритм действий традиционный: выявить (идентифицировать), оценить, снизить вероятность последствий.

Управление налоговыми рисками на предприятии мы понимаем как процесс выявления, качественной и количественной оценки фискальных угроз, разработки комплекса мероприятий по их нейтрализации и снижению опасности налоговых и иных санкций. Предупреждение фискальных угроз является одной из основных задач главного бухгалтера и финансового директора, но бремя ответственности несет руководитель компании.

Процесс реализуется в несколько этапов.

  1. Анализ существующей налоговой нагрузки.
  2. Внутренний и внешний аудит.
  3. Анализ действующего финансового и налогового законодательства и перспектив их развития.
  4. Анализ перспектив деятельности компании с позиции налоговой базы.
  5. Выявление и оценка основных факторов риска.
  6. Анализ налоговых рисков.
  7. Выбор методов и форм снижения рисков, выработка решений по их минимизации.
  8. Выполнение плана мероприятий.
  9. Изменение соответствующих политик в финансовой сфере: учетной, налоговой, заимствований, кредитной и т.д.
  10. Мониторинг и контроль хода выполнения плана мероприятий и соблюдения политик, текущий аудит учетных действий.

Схема факторов, определяющих фискальные риски

Выше размещена схема основных внешних и внутренних факторов налоговых рисков. Основой для выявления факторов для компании является ясность в восприятии позиции инспекторов ИФНС по отношению к соблюдению критериев риска, описанных выше. В налоговой службе действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В документе сформулированы критерии самостоятельной оценки организациями возможных налоговых рисков. Их состав представлен далее.

Состав критериев самооценки фискальных рисков.

Налоговое законодательство не содержит четкого определения того, что такое налоговые риски предприятия. Этот термин можно встретить, скорее, в научной литературе. Вместе с тем, налоговые риски можно охарактеризовать как опасности возникновения финансовых потерь, а также неблагоприятных правовых последствий, которые могут быть оценены с той или иной степенью вероятности.

Виды налоговых рисков

Виды налоговых рисков организации классифицируются по разным критериям. Допустим, по характеру возникновения риски делят на:

  • внешние, не зависящие от деятельности компании. То есть связанные с макроэкономическими факторами или политическими переменами в государстве, которые приводят к изменениям в налоговой системе;
  • внутренние, возникающие в результате деятельности компании. Это может быть переход организации на другую систему налогообложения, смена поставщиков, увеличение количества работников и т.д.

По времени возникновения выделяют риски:

  • текущие, которые имеют место здесь и сейчас. К примеру, если срок представления налоговой декларации истекает сегодня-завтра, то пропуск срока и несдача декларации в течение 10 рабочих дней после срока, несет в себе риск приостановления операций по счетам организации (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • перспективные. Заключаются в том, что действия компании сегодня (например, заключение договора с сомнительным контрагентом) могут привести к негативным последствиям в будущем.

Также в научной литературе выделяют такие основные группы рисков, как:

  • риски налогового контроля - возможные доначисления по результатам камеральных и выездных проверок (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
  • риски увеличения налоговых обязательств - повышение налоговых ставок, отмена и т.д.;
  • риски правового характера. Речь идет, в первую очередь, о неопределенности налогового законодательства, которая приводит к различным толкованиям норм права со всеми вытекающими отсюда последствиями (разные точки зрения налогоплательщиков и налоговых органов, доначисления по налогам, пени, штрафы, судебные издержки и т.д.).

Кроме того, налоговые риски бизнес может создавать себе сам, точнее лица, занимающие руководящие должности в бизнесе. К примеру, при непроявлении при выборе контрагентов, либо при умышленном уклонении от уплаты налогов.

Оценка налоговых рисков на уровне фирмы

Некоторые налоговые риски организация может оценить самостоятельно. Допустим, бухгалтер фирмы может самостоятельно рассчитать уровень компании и тем самым оценить вероятность попадания организации в план проведения выездных проверок.