Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про нос  /  Значение слова ходзё-дзюцу в кратком глоссарии восточных единоборств. Ходзё-дзюцу - искусство связывания Теория и техника

Значение слова ходзё-дзюцу в кратком глоссарии восточных единоборств. Ходзё-дзюцу - искусство связывания Теория и техника

Японская школа традиционной ориентации, которую создал в 1938 – 1941 годах мастер Окуяма Ёсидзи-Рюхо (1906-1987),* врач по профессии.

С 20 лет он изучал Дайто-рю айки-дзюцу под руководством Мацуда Ходзаку, одного из учеников Такэда Сокаку. В 1938 году, имея уже опыт 12-летней практики в этом виде, Окуяма прошел 5-дневный семинар у самого Такэда. Любопытно отметить, что великий мастер боевых искусств взял с каждого из учеников семинара плату в размере 50 иен, что составляло по тем временам значительную сумму. Достаточно сказать, что полицейские получали месячную зарплату от 25 до 30 иен. Старые мастера (Такэда было уже 80 лет) дорого ценили свой труд! Именно после этого семинара Окуяма решил начать «свободное плавание».

Он убедился, что обладает теми знаниями, которые нужны для самостоятельного преподавания. Дело в том, что параллельно с айки-дзюцу Окуяма изучал еще 7 боевых искусств (отсюда, кстати, и название его школы – «восемь лучей»). Ими были: бо-дзюцу (работа с шестом); кэн-дзюцу (фехтование самурайским мечом); кусари-кама-дзюцу (работа с серпом на цепи); кю-дзюцу (стрельба из лука); сюрикэн-дзюцу (метание острых предметов); яри-дзюцу (работа с копьем), а также окинавское каратэ.

Весной 1939 года, сразу же после семинара, Окуяма открыл в Токио собственное додзё, где начал преподавать свою систему, названную им «Госин-бугэй». Но три года спустя он дал ей окончательное название «Хакко-рю». Программа школы состоит из трех больших разделов:

– Явара, или приемы боя голыми руками и с различными предметами в руках (в основном, с предметами повседневного обихода – тростью, зонтиком, веером, стулом, плащом, шарфом);

– Кохо-сиацу, комплекс терапевтических приемов пальцевой акупунктуры (надавливание пальцами на биологически активные точки тела);

– Кохо-госин-тайсо, или комплексы гимнастических упражнений для общего укрепления организма, а также для лечения тех или иных заболеваний.

Техника рукопашного боя Хакко-рю включает разнообразные болевые захваты и замки на руки, с последующими бросками либо удержаниями, удушающие приемы, а также широкий набор шоковых и парализующих точечных ударов (атэми-вадза). В отличие от айки-до, в Хакко-рю нападение и защита осуществляются по прямым линиям, во фронтальной плоскости. Школа Хакко-рю имеет ряд ката и градацию по степеням дан, но исключает начальные степени (кю).

Философия Хакко-рю, во многом сходная с теорией айки-до, основывается на идее единства человека со Вселенной, позволяющем аккумулировать «космическую» энергию «ки» в организме. В человеке имеются три источника энергии: высший, ментальный, направляющий работу головного мозга и порождающий интеллект; средний – определяющий физические функции организма, и низший – определяющий связь с землей и живой природой. В такой интерпретации голова корреспондирует с Небом, а ноги с Землей; собственно же человек как целое рассматривается в аспекте" взаимодействия сил Неба и Земли.

Среди наиболее известных учеников Окуямы выделяются его сын Тосио (нынешний глава школы), Накано Мичиоми (основатель Сёриндзи-кэн-по), Тэрадзава Кодзан, Мимуродо Хидзамицу, Косэн Ясуока, а также двое французов: Роланд Марото (начавший с 1973 года пропаганду Хакко-рю во Франции) и Тьерри Рьесерр-Надаль (уполномоченный школы Хакко-рю в Европе и основатель Дэнсёкан-будо). Хомбу-додзё школы находится в Омия, одном из пригородов Токио.

Униформа последователей Окуямы состоит из шаровар (хакама) черного цвета и белой куртки (хаори). Интерес японской молодежи к этому «чисто национальному» виду боевого искусства свидетельствует об усиливающемся в стране интересе к японским духовным ценностям и противопоставлении их западным и китайским. Впрочем, в Европе акцент этой школы на старых традициях воспринимается скорее как экзотика.

(Путь соединения энергии)

Корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чхве (или Чой) Ён Соль (1904 – 1987). С детства он изучал «тхэккён», старинное боевое искусство корейцев, наложившее неизгладимый отпечаток на большинство корейских систем. Это выражается в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника.. Кроме тхэккёна, Чой Ёнсоль успел познакомиться у себя на родине с «юсуль», корейской «мягкой» техникой бросков, болевых рычагов, точечных ударов пальцами в уязвимые точки.

В 1919 году, в возрасте 15 лет, он приехал в Японию, на северный остров Хоккайдо, и поступил там в ученики к знаменитому мастеру айки-дзюцу Дайто-рю (см. статью), по имени Такэда Сокаку. Такэда, хотя и являлся потрясающим бойцом, и принадлежал к древнему знатному роду, был беден. Поэтому он зарабатывал на жизнь преподаванием и проведением семинаров. Такэда не относился к числу филантропов – с учеников он драл три шкуры за каждый новый прием и сгонял с них по три пота на тренировках. Но он также не имел и предрассудков в отношении людей другой национальности, а потому честно учил молодого корейца, хорошо платившего за обучение (Ён Соль был сыном богатого рыбопромышленника).

В Японии Чой Ён Соль оставался до весны 1946 года. Таким образом, он прожил на чужбине около 27 лет, и вернулся на родину уже зрелым человеком. Там он начал преподавать свою систему, представлявшую синтез айки-дзюцу Дайто-рю с традиционными корейскими приемами боя ногами. Такэда Сокаку считал, что удары ногами в реальном бою слишком рискованны и малоэффективны. Ученик не мог перечить своему наставнику, но разве мог кореец забыть сокрушающую мощь неуловимых ног тхэккёна? «Нога выигрывает у руки в силе впятеро, а в длине и в скорости – вдвое; рука же имеет преимущество перед ногой в маневренности, к тому же может хватать», – так говорили корейские мастера. Чой Ёнсоль был уверен в первом (в технике ног), но не забывал и о втором: именно за искусством захвата с последующим броском или болевым замком он приехал к суровому японскому мастеру.

Первые варианты этой системы мастер Чой называл «Юквонсуль», потом «Хосинсуль», еще позже «Бисуль», пока не остановился в 1948 году на окончательном варианте «Хапкидо». «Хап» – значит соединять, объединять; «Ки» – энергия, или сила; «До» – путь. Все вместе обозначает путь соединенных ударов ногами и захватов руками, путь соединения своей силы с силой противника, путь слияния энергии тела с энергией Вселенной.

Иероглифы, обозначающие эти три слова, те же самые, которые составляют название всемирно известного японского «айкидо». Для непосвященного различие здесь только в произношении, а для последователей дело совсем не в названии. Айкидо – система сугубо оборонительная, имеющая своей целью выведение противника из равновесия с помощью детально разработанной техники перемещений и болевых захватов. Ударов ногами в ней нет, удары руками применяются ограниченно, в основном для дезориентации противника и выведения его из равновесия перед проведением захвата. Морихэй Уэсиба сам говорил, что за те пять лет, которые он провел у мастера Такэда Сокаку, учитель занимался с ним не более ста часов! Уэсиба освоил 15 базовых захватов айки-дзюцу и, совместив их с техникой передвижений из кэн-дзюцу (японского фехтования на мечах), создал оригинальную боевую систему.

Основатель айкидо действительно был выдающимся мастером боевых искусств. Тем не менее, хапкидоины считают его недоучкой, осмелившим-. ся извратить смысл айки-дзюцу. Во-первых, он получил слишком мало знаний от учителя. Во-вторых, он рассматривал изучавшуюся технику с позиций фехтовальщика (кроме меча, он прекрасно владел копьем, алебардой, шестом и дубинкой). Чой Ёнсоль прошел курс обучения в значительно большем объеме, чем Уэсиба, а к изучавшейся технике подходил с позиций рукопашника. Результат очевиден: хапкидо, в отличие от айкидо, включает обширный раздел техники ног как в обороне, так и в атаке; нападение считается здесь лучшим способом защиты; болевые захваты и заломы проводятся резко, с целью сломать сустав; броски гораздо короче и быстрее, так как в бою с несколькими противниками, умеющими драться, нельзя «застревать» на ком-нибудь одном. Правильному проникновению в оборону противника учит принцип воды (текучести, мягкости, податливости, оборачивающейся огромной силой, напором, разрушением).

Иными словами, Уэсиба просто взял кусок из айки-дзюцу стиля Дайто-рю, тогда как Чой Ёнсоль творчески развил эту систему в целом.

В Корее у Чой Ён Соля было, в общей сложности, несколько4 сотен учеников. Однако лишь немногих он сам считал продолжателями своего дела. Просто изучить базовую технику и варианты ее применения в поединке было для этого недостаточно. Необходимо, считал мастер-основатель, глубоко понять ту философию, которая легла в основу хапкидо. Это традиционная корейская школа «кидо» (путь энергии), позволяющая человеку осознать механизм круговорота энергии «ки» (или «ци»), присутствующей во всем и всем управляющей. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредоточивать ее в себе и направлять в нужное русло…

Философия хапкидо связана с широко известной на Дальнем Востоке символикой восьми триграмм. Считается, что восемь триграмм (по-китайски «ба-гуа») обозначают не только «движение на восемь сторон света», но и (через длинный ассоциативный ряд) все явления и закономерности непрестанно изменяющегося макро– и микрокосмоса.

Проникновение в сущность этой философии позволяет осознать механизм круговорота энергии «ки» (китайское «ци»), той самой космической энергии, которая во всем присутствует и всем управляет. Благодаря этому знанию, человек должен научиться помещать себя в центр круговорота энергии, сосредочивать ее в себе и направлять в нужное русло. Естественно, такой человек должен обладать определенными качествами, выработке которых способствует неукоснительное соблюдение следующих десяти заповедей хапкидо:

1. Всякий, кто занимается хапкидо, должен помнить, что вся окружающая его природа есть энергия;

2. Он обязан придерживаться пути сосредоточения в своем теле энергии неба и земли;

3. Следуя этим путем, он должен развивать свои энергетические способности;

4. В бою энергию природы надо использовать по восьми направлениям;

5. Для тех, кто практикует хапкидо, существует только самооборона;

6. Последователь хапкидо в равной мере заботится о благоденствии своей страны и всего человечества;

7. Последователь хапкидо уважает порядок и общественную мораль;

8. Всякий, кто практикует хапкидо, уважает личность другого и скромен в своем поведении;

9. Практикуя хапкидо, стремись наилучшим образом делать все, что тебе приходится делать;

10. Практикуя хапкидо, уважай все другие боевые искусства.

Система обучения в хапкидо построена таким образом, что вся базовая техника дается до первого дана. Тогда же выверяется ее точность. На второй дан сдают ту же самую технику, только уже на время, т.е. значительно быстрее. Третий дан предусматривает работу в нестандартных условиях, сидя, в прыжке от стены, с завязанными глазами и т.д. Наряду с этим идет работа с оружием – палкой, клюкой, мечом, ножом, поясом. После получения третьего дана основную работу составляет психотренинг.

Обучение начинается с резких движений – ударов ногами и руками, а заканчивается тонкой работой пальцами по точкам и нюансами управления энергией. Такая последовательность обусловлена тем, что хапкидо служит для подготовки персонала спецподразделений корейской армии и полиции, где курсанты должны с самых первых занятий получать конкретные боевые навыки. Год ежедневных тренировок по 3 – 4 часа в день позволяет сдать экзамен на первый дан и одерживать быструю победу в поединках с каратистами уровня третьего-четвертого дана. В хапкидо считается, что бой, длящийся дольше нескольких секунд, превращается в беспорядочный обмен ударами и теряет всякий смысл. С противником не нужно драться, его необходимо бить!

Подобно айкидо, хапкидо – не соревновательный вид боевого искусства.. Поэтому его, демонстрация проводится в виде показательных выступлений. Одно из них очевидец описал следующим образом: «Демонстрация началась с ударов ногами. Они почти такие же, как в тхэквондо, но более мощные. Удары выполняются, как правило, с разворота: и верхние, в голову противника, и нижние, типа сметающей подсечки. В прыжковых ударах обычно бьют двумя ногами сразу, направляя их и в одну сторону, и в разные. Например, один из выступавших показал такой трюк: в прыжке он сделал поворот вокруг вертикальной оси и в поперечном шпагате сломал сразу две доски, которые держали ребята, сидевшие на плечах у партнеров!

Затем показывали приемы защиты от ударов и захватов. Рисунок этих приемов похож на айкидо, но выполняются они жестче и «разорваннее», без плавных переходов. Эту разорванность подчеркивает манера дыхания – выполнение каждого приема сопровождается серией криков «са».

Противника удерживают после броска и добивают ударом ребра ладони. Достаточно характерным действием является выламывание руки противника при болевом захвате.

Удары ногами здесь тоже использовались, но, в отличие от предыдущей части демонстрации, это были в"основном удары в колено или под колено, выполнявшиеся перед началом обхода противника сбоку. В ответ на удары противника ногами следовал захват атакующей конечности и удар в подмышку типа «рука-копье».

Затем последовали более сложные вещи. В частности, схватка одного бойца сразу с двумя противниками. Здесь уже времени на удержание противника после броска не хватало, но и «чистых» уходов айкидо (когда противник словно проваливается в пустоту) тоже не было. Любая защитная комбинация обязательно завершалась контратакой.

Все это показывали молодые люди, обладатели первого-второго данов. Потом их сменил учитель, человек лет 35, имеющий 6-й дан. Он делал вроде бы то же самое, но его движения гораздо больше напоминали технику айкидо своей мягкостью, плавностью и энергетикой. Мне объяснили, что одни и те же защиты в исполнении мастеров хап-кидо и айкидо действительно очень похожи. Различия в технике того и другого направления более заметны на начальных стадиях обучения, так как хапкидо начинает с жесткой техники и лишь много времени спустя приходит к мягкой, тогда как в айкидо жесткость отсутствует изначально.

После выступления учителя началась работа с оружием, точнее, с предметами повседневного быта, используемыми в качестве оружия. Среди них были короткие палочки «танбон», по своим размерам и форме похожие на обычные эстафетные, но изготовленные из твердых пород дерева. На конце каждой такой палочки есть отверстие, в которое продета веревочная петля. Палочку держат петлей вперед и стремятся поймать в нее кисть противника, а уже потом проводить прием, основанный на подобном захвате. Как тычковое оружие эти палочки не применяются.

Зато для тычковых ударов по нервным центрам и по костям можно эффективно использовать палочки для еды, обычный карандаш, либо авторучку. Способы применения этих предметов в самозащите тоже показывались. В технику хапкидо хорошо вписывается работах тростью, имеющей на конце закругление вроде крюка (рукоять). Интересно то, что грубые захваты этим крюком отсутствуют. Вместо них довелось увидеть много хитроумных замков, где палка подчеркивала направление движения, а крюк служил для усиления захвата, но не более того. Учитель показал также защиту от ударов ногой сложенным вдвое поясом. Он не только блокировал им удары, но и успевал поймать ногу противника в петлю, образованную сложенным поясом и повергнуть его наземь резким рывком.

Естественно, что демонстрация сопровождалась определенными ритуалами. Среди них были обязательные поклоны корейскому флагу и портрету Чхве Ён Соля, клич «хапки!» перед началом каждой схватки и после нее, картинная стойка, которую принимал после проведения приема тот, кто «победил» условного противника».

Приверженцы хапкидо считают свое направление идеальным, гармонично сочетающим жесткое и мягкое, внешнюю работу с внутренней. Хочу обратить на это особое внимание, ибо весьма распространено мнение, что хапкидо – всего лишь корейский вариант Дайто-рю айки-дзюцу.

Тогда как на самом деле Чхве Ёнсоль попытался создать универсальное общекорейское боевое искусство. И если тхэквондо, окончательно сформировавшееся на несколько лет позже, стало распространяться вширь (при активной поддержке государства), то хапкидо на корейской земле пошло вглубь.

Как и во многих других видах боевых искусств, единой организационной структуры хапкидо не существует. Только в Южной Корее их 4: Международная федерация (ее возглавляет Мён Джэнам), Всекорейская ассоциация (во главе с Хван Доккю), Ассоциация хапкидо при движении «Новая деревня», а также «Общество пути и энергии» (Кидохве).

Хапкидоинов разных стран объединяют 2 основные организации. Это уже названная «Международная федерация хапкидо», которую возглавляет Мён Джэнам, а штаб-квартира находится в Республике Корея, и «Всемирная федерация хапкидо», во главе с Мён Гвансиком и центром в США. Градация по степеням владения техникой в них едина: это белый пояс (новичок), синий (идущий вперед), красный (продвинувшийся по пути), черный. Обладателям черного пояса присваивается степень «дан», причем начиная с 5-го дана, она носит почетный характер и не связана с техническими достижениями.

В последние годы появились и другие международные либо региональные организации Хапкидо.

Значение хапкидо в истории корейских боевых искусств заключается в том, что оно сохраняет и развивает те их традиции, которые были отброшены при создании тхэквондо. Элементы техники хапкидо можно найти в таких современных школах как хварандо и куксуль, а хведжон мусуль, созданное Мён Джэоком (братом Мён Джэнама) и синмудо, разработанное Чи Ханджэ, просто берут из него начало…

Вот что рассказывает о своем пути в хапкидо Мён Джэнам, представляющий второй поколение учеников Чхве Ёнсоля: «Следуя в течение сорока лет по одному и тому же пути, я возглавил организацию хапкидо, дожил до седин и хочу окинуть теперь свое прошлое одним взглядом.

Подобно тому, как росток превращается в исполинское дерево под дождями и ветрами, так и я следовал по избранному пути, невзирая на трудности и встречая много радостей. Я решил изучать боевые искусства в десять лет, и стал делать это под руководством своего деда. Уже тогда, когда я думал о боевых искусствах, то думал о хапкидо. Корейская поговорка гласит, что за десять лет даже горы и воды меняют свой облик. Так что к двадцати одному году я постиг основы хапкидо.

После этого я занялся, с одной стороны, неустанной пропагандой этого искусства, а с другой – дальнейшим совершенствованием его техники. Благодаря моей преданности хапкидо, в возрасте 32-х лет мне удалось зарегистрировать ассоциацию хапкидо в министерстве образования республики Корея. Это было в 1969 году. А в 1981 году, когда мне исполнилсь сорок четыре года, на тридцать пятом году занятий хапкидо, мне удалось создать Международную ассоциацию хапкидо. Сейчас наша ассоциация имеет 700 специализированных центров в Корее, филиалы в 45-и странах мира и более миллиона членов»…

ХВАРАНДО

(Путь Цветущей молодости)

Традиционное корейское боевое искусство и система воспитания, открытое широкой публике в I960 году братьями Ли.

Истоки хварандо следует искать в VI веке н.э., когда на Корейском полуострове существовали три государства – Когурё, Пэкчё и Силла. В 540 году королем Силла стал Чин Хун. Он поставил своей целью всемерное укрепление государства и объединение вокруг него двух других. Понятно, что для достижения этой цели требовалась военная мощь. Между тем, государство Силла было самым маленьким из трех королевств. На 37-м году своего правления король пришел к идее о том, что недостающее количество солдат можно возместить высоким качеством подготовки главной ударной силы армии.

Он призвал к себе буддийского монаха Вонгва-на Бопса и поручил ему сформировать, обучить и воспитать отряд отборных воинов. Этот отряд получил название «Хваран» (цветущая молодежь), так как его составили 500 юношей 14 – 15 лет, взятые из. лучших дворянских семей. С утра до вечера юноши тренировались в военном деле, практиковали медитации, а также распевали песни (наделенные, как тогда считалось, «магической силой»), декламировали стихи, предавались воинским пляскам, изучали историю своей страны и буддийское вероучение. Воспитание «цветущей молодежи» осуществлялось в соответствии с «Пятью заповедями» (сесок о re), сформулированными их верховным наставником Во-нгваном:

– Иль са кун е чун – Верность государю;

– Е са чинь ехё – Почтительность к родителям;

– Сам кё уе синь – Искренность с друзьями;

– Са им жун му тхэ – Храбрость перед врагом;

– О саль сан у так – Разборчивость при убийстве.

Суровый ежедневный тренинг и продуманное моральное воспитание сделали из хваранов лучших воинов своего времени. Отныне во всех битвах именно они решали исход сражений в пользу армии Силлы, нанося решающий удар..Постепенно численность корпуса хваранов увеличилась до 5 тысяч человек. Эта военно-религиозная организация сыграла главную роль в процессе объединения трех королевств вокруг Силлы, завершившемся в 668 году созданием государства Тонхиль Силла (Объединенная Силла). Королевство просуществовало до 976 года, когда на смену ему пришло государство Коре. Там хвараны по-прежнему были на первом плане, и в армии, и в аппарате государственного управления.

Но в 1392 году власть перешла в руки полководца Сун Гё И, основавшего новую династию Ли. Отныне внутреннюю и внешнюю политику страны стали определять не буддисты, а конфуцианцы. Буддийское духовенствб подверглось гонениям, корпус хваранов был распущен. Обучение по их программе повсеместно запретили, самим хваранам предложили уйти со всех занимаемых ими должностей. Так завершилась 750-летняя блестящая история хваранов, этих рыцарей без страха и упрека. Часть их покинула родину, эмигрировав в Японию или в Китай. Другие переселились в отдаленные провинции, в самые глухие горные деревушки. Третьи укрылись в провинциальных буддийских монастырях.

Однако традиция воинского воспитания хваранов не прервалась. Она передавалась от учителей немногочисленным, тщательно подобранным, многократно проверенным ученикам. К старости те находили преемников себе и, таким образом, искусство хваранов дожило до наших дней. В 1940 году 57-й великий мастер Хваран-до, буддийский монах Суам Доса взял к себе на воспитание двух мальчиков, братьев Джу Бан Ли и Джу Сан Ли. После 20 лет тренинга в монастырях Со Гванса и Ян Миам, он поручил им открыть первую общедоступную школу Хварандо в Сеуле. В 1968 году мастер Джу Бан Ли был удостоен «Ордена Льва» – высшей награды, вручаемой в Южной Корее за достижения в области культуры. А в следующем году мастер Суам Доса официально провозгласил Джу Бан Ли своим преемником, 58-м великим мастером Хварандо, считая от самого первого – монаха Вонгвана Бопса.

В 70-ые годы хварандо вышло за пределы Кореи. Братья Ли осуществили множество показательных выступлений в разных штатах Америки, благодаря чему это искусство приобрело немалую популярность в США. Туда же они перевели из Кореи штаб-квартиру своей организации. Существует теперь и Европейский союз хварандо, который возглавляет немец Клаус Вахсманн. В этот союз входят ФРГ, Дания и Польша.

В современном хварандо существуют два раздела обучения – My суль (искусство боя) и Ин суль (искусство врачевания). В свою очередь, первый раздел имеет четыре группы технических приемов:

– Вэ гон, или удары руками и ногами, блоки, захваты, броски, болевые рычаги и выкручивания, удушения, нажимы на болевые точки. Иными словами, это рукопашный бой;

– Муе гон, или техника работы со 108 видами традиционного корейского оружия, сгруппированного в 20 основных категорий. Наиболее популярные среди них, это шест, нож и меч;

– Нэ гон, или приемы накопления внутренней энергии и управления ею через дыхательно-медитативные упражнения;

– Син гон, или работа с сознанием. Сюда входят техника гипноза, вхождения в транс, при– . кладная психодиагностика, а также искусство маскировки и скрытного проникновения (ун сим боп), восходящее к «сульса» – тайным лазутчикам, элите древних хваранов.

Раздел Ин суль включает в себя траволечение, костоправство, акупунктуру (иглоукалывание) и акупрессуру (лечебный точечный массаж).

Не менее важным считается, наряду с указанными разделами, изучение корейской истории, обычаев, литературы, философии, поскольку для лучшего понимания любой традиционной системы того или иного народа требуется знание условий ее возникновения и развития.

В полном соответствии с принципами хваран-до, братья Ли открыли в США школу для детей корейского происхождения, где они находятся на полном пансионе, совмещая учебу по американским учебным программам с занятиями хваран-до в рамках указанных здесь разделов, а также с изучением корейского языка и корейской культуры.

ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ

Это искусство связывания противника, которое было обязательным в программе военной– подготовки самураев. Их учили таким образом связывать пленников, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло им боль. Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шел за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нем! В боевых ситуациях применяли тонкие шелковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело. На тренировках используют плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнера от омертвления конечностей.

Еще одна область ходзё-дзюцу – использование веревки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против как вооруженного, так и безоружного противника.

Глава четвертая. Современное будзюцу

Хоть суждено сменить сандалии,
Свой путь мы будем продолжать

Окакура Какудзо

Батто-дзюцу

Многие классические школы отличает иай-дзюцу , искусство извлечения меча из ножен, но подобное искусство там предпочитают именовать батто-дзюцу . Выражение "батто-дзюцу" равносильно по значению иай-дзюцу, но в нем сильнее звучит сам мотив "стремительной атаки" на противника. В сочетании с практикой тамэси-гири , искусства испытания рубящей силы клинка и умения им пользоваться, батто-дзюцу и составляет существо реального боя.

Создание в 1873 году Тоямой Гакко специальной школы для подготовки воинских кадров привело к образованию в 1925 году Тояма-рю. Среди воинских предметов данного рю имелся и гунто сохо , иначе способ обращения с армейским мечом. Гунто сохо, или же иай из Тояма-рю, как еще чаще его именовали, впитал опыт многих кэнси (опытных мечников), особенно владеющих техникой тати-иай из Омори-рю, то есть обнажения (и использования) меча в положении стоя. Иай из Тяма-рю включает семь техник. Все они являются действенными методами мгновенного умерщвления противника.

Накамура Тайсабуро (родился в 1911 году) является специалистом в изучении воинских искусств школы Тояма-рю; он владеет гунто сохо, дзюкэн-дзюцу и таккэн-дзюцу (искусством владения коротким мечом). Он также является ведущим наставником классического иай-дзюцу и таких современных дисциплин, как кэндо и дзюдо. Тридцатилетняя работа увенчалась созданием собственной школы Накамура-рю, где главным предметом является батто-дзюцу.

Теория и техника

Накамура сознательно выбрал для классификации собственной системы обращения с мечом наименование дзюцу , чтобы сохранить свойственное этой системе достоинство и воинский дух. Поэтому в его формах обучения преобладает практическая жилка, и нет специальной попытки облагородить их посредством причудливых философских концепций. И все же самому строю обучения в данной школе присущ положительный духовный заряд.

Батто-дзюцу из Накамура-рю черпает этот духовный заряд из того, что именуют обычно эйдзи хаппо , дословно "воплощением восьми черт каллиграфии (сёдо ) в иероглифе эй - вечность". Но здесь присутствует и более глубокий, буддийский иносказательный смысл для обозначения цифры "восемь", то есть "мириады"; поэтому и выражение "эйдзи хаппо" означает также "мириады иероглифа вечность". Это особое значение говорит о бесконечном многообразии форм иероглифов, которые могут выйти из-под кисти каллиграфа, и в своем приложении к батто-дзюцу Накамуры оно предстает как хаппо-гири но тосэн , иначе "мириады образов (траекторий меча) для ударов".

Практичность элементов из Тояма-рю побудила Накамуру включить их в программу собственной школы боя на мечах. Как и в приемах иай из Тояма-рю, в батто-дзюцу Накамуры была также полностью исключена позиция сэйдза (обычная японская стойка в положении сидя); все приемы исполнялись из положения стоя. Накамура расширил пять стандартных камаэ (боевые стойки) современного кэндо: тюдан-но камаэ (средняя стойка), гэдан-но камаэ (низкая стойка), дзёдан-но камаэ (высокая стойка), хассо-но камаэ (исходная стойка) и ваки-но камаэ (боковая стойка) - до восьми, создав левый и правый варианты стандартных положений кэндо, таких как дзёдан, хоссо (хаппо) и ваки-но камаэ. Восемь техник удара, именуемых хаппо-гири, довершают весь арсенал технических средств батто-дзюцу Накамуры, как бы дословно выполняя требования самого выражения "эйдзи хаппо"; но опираясь на эти основные приемы, опытный наставник свободен импровизировать в пределах, допустимых буддийским представлением о восьмерке как мириаде.

Батто-дзюцу, как учит Накамура, не является сугубо искусством умерщвления; но, с другой стороны, оно не допускает, чтобы последователь батто-дзюцу был убит, когда ему придется столкнуться с противником в бою. Батто-дзюцу Накамуры следует классической концепции бу , всегда трактуемой как оборонительная. Задача системы Накамуры состоит в том, чтобы обеспечить средства для сэйсин танрэн , иначе "духовной закалки" личности. В процессе обучения последователь батто-дзюцу из Накамура-рю совершенствуется как духовно, так и физически, и тем самым облагораживается его собственный характер. В свое обучение он должен вкладывать все кокоро (сердце, ум, дух, сознание). Являясь духовным аспектом собственного "я", кокоро позволяет обучающемуся подготовить себя к суровой дисциплине занятий. Кокоро освобождает его ум от отвлекающих мыслей и позволяет сосредоточить собственную энергию на предмете обучения. Сэйган-но камаэ , боевая исходная стойка, напоминающая тюдан-но камаэ из кэндо, но отличающаяся от последней тем, что в первую очередь угрожает глазам соперника, является, согласно Накамуре, "выражением душевного [кокоро ] состояния обучающегося". Такому опытному наставнику, как Накамура, она говорит об умственному состоянии и степени владения мечом его обладателя.

Но какого духховного совершенства мы бы ни достигли практикуясь батто-дзюцу из Накамура-рю, и какой уровень мастерства в исполнении хаппо-гири мы бы ни приобрели, отсутствие возможности испытать свое умение на практике, полагает Накамура, превращает само искусство в бессмысленное занятие, зацикленное на самом себе. Поэтому он полагает, что частое использование практики тамэси-гири (проверка силы удара) является необходимым дополнением к занятиям батто-дзюцу. Достаточно поупражнявшись в ударах по целям из бамбука и рисовой соломы, последователи батто-дзюцу могут оценить свое физическое умение с практической точки зрения; подобная практика выявляет степень овладения такими необходимыми основами, как правильный выбор камаэ и ма-ай (боевая дистанция) и умение сконцентрировать силу удара меча движением рук.

Иай-до в настоящее время

Накамура в своих взглядах столь же традиционен, сколь и практичен. Он не считает, что любой вид современного будо должен быть воинским искусством. Касаясь, в частности, систем иай-до, Накамура видит в них лишь служащие уму и телу дисциплины, чьи сторонники зачастую используют свое умение для того, чтобы удовлетворить собственную гордыню и поразить окружающих. По мнению Накамуры, современную технику иай-до сознательно делают искусственной и бессодержательной с точки зрения реального боя; иай-до прекрасно согласно представлению о тадасиий катати , иначе "правильной форме", которую вырабатывают в соответствии с сэйтэй-гата , иначе стандартной формой приемов обнажения меча, созданных Дзэн Нихон Иай-до Рэммэй (Всеяпонская федерация по иай-до). Накамура рассматривает сэйтэй-гата как уступки вкусам современной публики.

Практический боевой аспект техники обнажения меча, являющийся основой самих форм дзюцу, утрачивается вследствие приспособления такой техники к требованиям иай-до. Начало обнажения меча из положения сэйдза, к примеру, "совершается не подобно тому, как поступал средневековый рыцарь", замечает Накамура, "ибо такая стойка не практична, когда воин вооружен дайсё [сочетанием длинного и короткого мечей]". Также недоволен Накамура формой исполнения четырех технических действий при обнажении меча в стиле иай-до. Нукицукэ (извлечение меча из ножен) обычно происходит слишком медленно и таким образом, что нужная скорость движения достигается после извлечения из ножен четырех пятых длины клинка. "Это вовсе не нуки (мгновенное извлечение клинка)", - замечает Накамура. Медленное обнажение меча говорит о суки (слабое место в обороне) в технике фехтовальщика-мечника.

"Кирицукэ (удар мечом), как его делает большинство современных борцов, также неэффективен, - говорит Накамура, - поскольку у них нет опыта владения тамэси-гири". Тибуруи , иначе "стряхивание крови" с меча, которая якобы обагрила клинок после быстро нанесенного удара, также производится не эффективно. "Никто из рыцарей не делал тибуруи так, как это проделывают нынешние представители иай-до". По-настоящему очистить клинок после ранения им человека можно, лишь вытирая его куском ткани или клочком бумаги, чего никогда не забывал делать рыцарь прежде, чем вложить свой меч в ножны. Последнее движение ното , иначе вложение меча в ножны, также не избежало критических замечаний Накамуры не только потому, что само действие следует после неэффективно проведенного тибуруи , но и по причине его быстрого исполнения лишь для того, чтобы показать собственное умение. В действительности же возвращение меча в ножны рыцарем происходило достаточно медленно, осторожно, в форме дзансин ("бдительность", сохраняемое превосходство над противником, характеризуемое полной непрекращающейся концентрацией [внимания] и выражаемое душевным настроем и физической формой).

Современные последователи иай-до также мало знакомы с манерами и обычаями средневекового рыцаря и ведут себя, по мнению Накамуры, слишком беззаботно. "Я тщательно обследовал многие сотни мечей современных фехтовальщиков и едва нашел один из них, где бы коигути (открытый конец ножен) не был поврежден". Средневековый рыцарь оценивал свое умение и умение других по состоянию коигути . Коигути не должен быть поцарапан, что случается при неосторожном вкладывании меча в ножны. А поскольку коигути является составной частью меча, по существу частью "живой души рыцаря", то его повреждение или порез означает нанесение раны собственной душе.

Накамура дает дельный, конструктивный совет, который привил бы большее чувство ответственности у последователей современного иай-до и побудил бы их придерживаться традиционных, практических рекомендаций в обращении с мечом. "Необходим баланс старого и нового в процессе всего обучения, - говорит Накамура, - но следует покончить со сползанием в сторону публичного зрелища, отказаться от спортивных или состязательных моментов, и восстановить связь между кэндо и иай-до". Многие современные кэндоисты ничего не знают о настоящем фехтовании на мечах просто потому, что "синай [бамбуковый учебный меч] вовсе не является мечом". Лишь настоящий клинок поможет овладеть кэндо, "путем меча", полагает Накамура.

Кэйдзё-дзюцу

Когда в 1874 году создавались современные японские полицейские силы, то предполагалось возложить на них ответственность за поддержание гражданской законности и общественного порядка по всей Японии. Задача совершенствования методов ведения полицией рукопашного боя стала постоянной заботой полицейских властей с конца эры Мэйдзи. Меч являлся составной частью экипировки полицейского до конца Второй мировой войны, его дополнял револьвер или пистолет. Но несмотря на всю эффективность холодного и огнестрельного оружия, подобные средства явно не подходили для многих обычных ситуаций.

Поэтому была созвана техническая комиссия из семи человек, которой поручалось разработать более приемлемый метод борьбы, применимый в вооруженной рукопашной схватке. Симидзу Такадзи и Такаяма Кэнъити, два знатока классического будзюцу, продемонстрировали перед технической комиссией в 1927 году приемы дзёдзюцу (искусства владения боевой палкой). Их показ был столь впечатляющим, что полицейские власти решили заимствовать некоторые приемы дзёдзюцу и ввести специальные программы по обучению японских полицейских. Обучение приемам дзёдзюцу полицейских потребовало надзора, и в 1931 году Симизу был приглашен в Токио в качестве главного наставника полицейских сил по дзёдзюцу. Под его техническим руководством было создано токубэцу кэйбитай , особое полицейское подразделение, воинский состав которого специально был обучен приемам с использованием дзё , твердой деревянной палки средней длины.

Дзёдзюцу, приспособленное к современным нуждам полиции, стало официально именоваться кэйдзё-дзюцу , иначе искусством владения полицейской палкой. Это была система, созданная Симидзу для усмирения разбушевавшейся толпы или подавления беспорядков. Запрет, наложенный союзниками в 1945 году на воинские искусства и принципы, не коснулся кэйдзё-дзюцу, поскольку оно было необходимо для обучения японских полицейских. Но спокойствие внутри страны не давало поводов для использования кэйдзё-дзюцу, и потому его роль в работе полиции оказалась не столь важной, как ожидалось.

Теория и техника

Кэйдзё-дзюцу основано на классическом воинском искусстве дзёдзюцу, а именно учениях, берущих начало из школы XVII века Синдо Мусо-рю. Оборонительный характер классического дзёдзюцу соответствовал требованиям, предъявляемым к кэйдзё-дзюцу.

Используемая с умом палка оказывается идеальным оружием для усмирения агрессора. Она предлагает более широкие возможности, чем любое иное оружие. В работе по поддержанию правопорядка сфера применения огнестрельного или холодного оружия очень ограничена. Полицейский или должен решиться на суровое наказание, прибегнув к такого рода оружию, или же убрать его на прежнее место, тем самым делая его бесполезным. И нет никакой гарантии, что прибегнув к огнестрельному или холодному оружию можно избежать нанесения серьезных ранений; а если редко использовать это оружие, то нет гарантии, что агрессора удастся усмирить. Сама трудность в определении того, как использовать огнестрельное или холодное оружие, чтобы совладать с агрессором, снижает эффективность такого рода оружия. Применяя же палку в качестве оружия против нарушителя, наоборот, можно регулировать необходимую для его усмирения тяжесть удара.

Приемы кэйдзё-дзюцу можно применять с расчетом того, нужно ли посредством достаточного болевого шока отвратить агрессора от дальнейших действий, либо же, ломая кости или травмируя ткани, его обездвижить; используя анатомически уязвимые места, называемые кюсё , можно оглушить или нокаутировать агрессора. В умелых руках палка (дзё ) способна нанести режущий, колющий удары, отразить нападение агрессора и нейтрализовать его; это касается и безоружных и вооруженных нарушителей. Умение быстро управляться с дзё позволяет производить такие действия, от которых довольно трудно защититься, что вынуждает агрессора открывать свои уязвимые места, чем и может воспользоваться обладатель дзё.

Кэйдзё в настоящее время

В современному японском обществе полицейские подразделения полагаются на кэйдзё-дзюцу как основное средство в разрешении определенного рода конфликтов. В период социальных волнений, когда нарушители общественного порядка угрожают безопасности граждан, кэйдзё-дзюцу оказывается идеальным средством защиты. Массовые демонстрации, бывшие неотъемлемой чертой городской жизни Японии с середины шестидесятых годов, предоставляли прекрасную возможность по совершенствованию кэйдзё-дзюцу. Изучение приемов и тактических возможностей кэйдзё-дзюцу является постоянной заботой Симидзу; в этом ему умело помогают ведущие специалисты из полиции Курода Ититаро, Ёнэно Котэро, Хирои Цунэдзи и Каминода Цунэмори. А в обычное время дзё является символом авторитета и справедливости японской полиции. Полицейские во всех японских городах, выходя на службу, берут с собой дзё.

Тайхо-дзюцу

Прежде, чем японские силы смогут выполнить свою важную миссию, необходимо было разрешить многие неотложные проблемы. Оказалось, что ни грозные воинские приемы классических будзюцу, ни духовно ориентированные дисциплины классического будо не могут быть использованы в чистом виде для решения гражданских задач. Начиная с последнего периода эры Мэйдзи современные дисциплины кэндо и дзюдо оказались полезными для японской полиции прежде всего как системы физического воспитания. Полиции необходимо было разработать свои собственные системы рукопашного боя, которые бы лучше подходили для целей самообороны.

В 1924 году Токийское полицейское управление созвало технический комитет, куда вошли имеющие высокие степени фехтовальщики-мечники, представлявшие кэндзюцу, кэндо и иай-до, а также специалисты по госин-дзюцу (методам самообороны из дзюдзюцу и дзюдо).

В первую группу входили Накаяма Хякудо, Хияма Ёсихицу, Саймура Горо и Хотта Ситэдзиро; Нагаока Сюити, Мифунэ Кюдзо, Накано Сэйдзо, Сато Киносукэ и Каваками Тадаси составили вторую группу. Данный комитет разработал ряд приемов самообороны, основанных на обороне без оружия, и рекомендовал обучать этим приемам всех полицейских. Полицейское управление дало согласие и ввело разработанные методики самообороны в систему обучения полицейских "с той рекомендацией, что сами методы должны пройти тщательное изучение и испытание".

Запрет, наложенный союзниками на занятия воинскими искусствами и путями, вынудил японское правительство испросить у оккупационных властей разрешение позволить полицейским силам разработать и использовать хоть одну систему самообороны. Получив разрешение, Токийское полицейское управление созвало новый технический комитет, его возглавили кэндоист Саймура Горо; дзюдоист Нагаока Сюити; Симидзу Такадзи, двадцать пятый верховный наставник школы Синдо МУсо-рю; Оцука Хидэнори, основатель Вадо-рю; и Хоригути Цунэо, специалист по пистолетам. Комитет просмотрел приемы классических кэндзюцу, дзюдзюцу и дзёдзюцу и приспособил некоторые из них к нуждам полиции; комитет также отобрал приемы из арсенала современных дисциплин, таких как дзюдзюцу, каратэ-дзюцу, кэндо и дзюдо, для включения их в предлагаемую систему самообороны; а дальнейшие идеи были почерпнуты при изучении западного бокса. Система, вобравшая в себя вышеупомянутые элементы и названная тайхо-дзюцу , была создана в 1947 году, и в качестве официального пособия для полицейских были изданы "Тайхо-дзюцу Кихон Кодзо" ("Основы Тайхо-дзюцу"). Тайхо-дзюцу пересматривалось в 1949, 1951, 1955, 1962 и 1968 годах.

Теория и техника

Приемы, разработанные первым полицейским техническим комитетом, во многом опирались на видоизмененные современные дзюдо кихон , иначе основы классических дисциплин, такие, как стойка, захват и движение тела. Десять приемов типа нагэ , иначе броска, явились основой системы тайхо-дзюцу. Восемь приемов были связаны с идори , иначе с положениями, когда использовались позиции сидя; а также были разработаны шесть методов хики-татэ , т.е. позволяющих конвоировать оказывающего сопротивление нарушителя. При выполнении этих приемов мало заботились о безопасности самого нарушителя, и в таком виде они просуществовали до конца Второй мировой войны.

Что же касается использования тайхо-дзюцу в современном обществе, важно нанести нарушителю как можно меньший вред. Агрессору необходимо дать отпор, усмирить его, не подвергая опасности ни полицейского, ни самого задержанного; следует избегать убийства или увечий, за исключением чрезвычайных ситуаций. Для решения столь деликатной задачи служат определенные средства, имеющиеся в арсенале рукопашного боя.

В тайхо-дзюцу полностью признается тактика кобо-ити (выбор между нападением и защитой), где выбор оборонительных или наступательных действий зависит от конкретной ситуации, что выражается в понятии сэн , иначе инициативы в бою. Сэн имеет три уровня. Первый, и наиболее выгодный, представляется как сэн-сэн-но саки , иначе возможность арестовывающего контролировать действия нарушителя еще до того, как тот начнет нападение. Саки , второй уровень сэн, позволяет задерживающему вовремя вторгнуться в атакующие действия нарушителя, чтобы затем получить над ними контроль. Ато-но саки , третий уровень сэн, - это способность арестовывающего выдержать неожиданное нападение и отразить его.

Полицейские изучают тайхо-дзюцу двух видов: тосю , иначе безоружная борьба, и с применением кэйбо , небольшой деревянной дубинки. Особое внимание уделяется стойкам, особенно камаэ , т.е. позициям, когда задерживающий готовится к противостоянию с нарушителем. Четырнадцать кихон-вадза , иначе основных приемов защиты, дополнены шестнадцатью оё-вадза , иначе прикладными приемами; владение всеми приемами позволяет полицейскому успешно действовать во всех обычных рукопашных схватках. К тому же полицейского знакомят с шестью приемами, включающими сэйдзё , иначе связывание рук; сокэн , иначе обыск; и хики-татэ оёби , методы задержания, позволяющие конвоировать сопротивляющегося нарушителя. Используя весь этот арсенал средств, полицейский должен уметь сохранять нужную ма-аё , иначе требуемую боевую дистанцию; он учится занимать такую позицию, чтобы быть достаточно близким к нарушителю и контролировать его действия, но одновременно держаться от него на расстоянии, не дающем возможности нарушителю атаковать его.

Но одних приемов тайхо-дзюцу недостаточно. Каждый японский полицейский должен уметь сохранять хэйдзёсин , т.е.душевное спокойствие, которое выражается в непринужденной позе, спокойном ритме дыхания и уверенности во всех действиях. Занимаясь тайхо-дзюцу, полицейский учится преодолевать страх перед нарушителем. Оценка ситуации и способность правильно распорядиться практическими знаниями являются следствием глубокого овладения предметом обучения. Среди многих факторов оценки ситуации рукопашного боя можно выделить: 1)поведение нарушителя (наступательное или оборонительное), 2)число нарушителей, 3)применение оружия и4)возможности нарушителя или нарушителей. Частью процесса обучения тайхо-дзюцу являются и практические занятия с оружием и без него. Учащиеся, надев защитное снаряжение, вступают в поединок друг с другом, и результаты каждого боя затем подробно обсуждаются.

Тайхо-дзюцу в настоящее время

Тайхо-дзюцу постоянно изучается с тем, чтобы в дальнейшем в него можно было внести коррективы. Большие изменения в социальной среде Японии потребовали от полиции в свою очередь изменения и совершенствования системы тайхо-дзюцу. Хотя упор исключительно на задержание нарушителей общественного порядка здесь сохранился, пришлось ввести сюда и более жесткие средства, чтобы полиция могла противостоять насильственным действиям некоторых радикальных элементов. Тайхо-дзюцу было также приспособлено к нуждам полицейских, облаченных в тяжелую защитную амуницию (шлем, пуленепробиваемый жилет, перчатки и наколенники).

Кэйбо сохо

Кэйбо сохо является полицейским методом использования кэйбо (полицейской короткой деревянной дубинки) в рукопашном бою. Умелое обращение с кэйбо является важным звеном в обучении всех японских полицейских.

Кэйбо стала составной частью снаряжения японского полицейского в 1946 году, в период оккупации союзными войсками Японии. Особые приемы использования кэйбо появились после создания тайхо-дзюцу в следующем году. Первая кэйбо представляла собой твердую деревянную дубинку длиной примерно полметра; с одного конца она была сужена, чтобы была явно видна ручка. Такая конфигурация оказалась неудачной. Как оружие она оказалась слишком короткой, легко ломалась у шейки ручки и ее трудно было перехватить за другой конец, скользя по ней рукой. Кэйбо постоянной толщины, длиной примерно шестьдесят сантиметров, была взята на вооружение в 1949 году, но подобное оружие оказалось слишком тяжелым. Наконец в 1956 году для японской кэйбо приспособили короткую палку береговой охраны ВМС США. Симидзу Такадзи, самый видный авторитет в области приемов борьбы с помощью палки и дубинки, возглавил техническую комиссию по изучению возможностей кэйбо как оружия и предложил формализовать наиболее эффективные методы. Данная комиссия вела постоянное изучение приемов обращения с кэйбо на протяжении шестидесятых годов.

Теория и техника

Оборонительная концепция, определяющая правоохранительную деятельность, лежит в основе кэйбо сохо. Симидзу наделил кэйбо сохо многими оборонительными чертами, свойственными дзёдзюцу из Синдо Мусо-рю, где он был в то время верховным наставником; полицейских обучали пользованию кэйбо в случае несанкционированного нападения со стороны нарушителя, чтобы усмирить его, воздействуя на кюсё (жизненно важные органы). Но современные приемы кэйбо сохо оказываются ближе дзюттэ-дзюцу (искусству обращения с металлической трубой с шипом на одном конце) из Икаку-рю, школы воинских искусств XVII века; Симидзу также является верховным наставником данного рю. Сами приемы включают удары, выпады, защиту, блокировку и прикрытие. Все приемы кэйбо необходимо проводить в сочетании с основными методами управления телом, которым учат в тайхо-дзюцу; важно уметь выбирать позицию, уклоняться от ударов и сохранять нужную ма-ай.

Кэйбо сохо в настоящее время

Поскольку кэйбо является обязательным атрибутом в снаряжении полицейского, Симидзу постоянно изучает возможности подобного оружия. Кэйбо оказывается единственным наиболее полезным в руках полицейского инструментом усмирения нарушителя. Но стремление радикальных элементов все чаще прибегать к насильственным действиям с использованием различных, достаточно больших по размерам подручных средств вызывает необходимость в разработке новых приемов обращения с кэйбо для полицейских, которые призваны разрешать подобные ситуации.

Токусю кэйбо сохо

Самые последние разработки в области воинских искусств для нужд полиции используют оружие, именуемое токусю кэйбо , иначе специальной полицейской дубинкой. Она представляет собой выдвигающуюся трубку из металлического сплава; а из-за быстроты выдвижения на всю длину из сложенного положения ее еще называют таби-даси дзюттэ , иначе "выдвигающаяся трубка". Токусю кэйбо появилась в 1961 году, после чего в течение пяти лет многочисленные технические комиссии изучали ее возможности. Существенный вклад в разработку этого оружия внесли полицейские инструкторы по воинским единоборствам Симидзу Такадзи, Курода Ититаро и Каминода Цунэмори.

В 1966 году было объявлено о создании ряда стандартных приемов для токусю кэйбо, а сама система с использованием этого специального оружия получила наименование токусю кэйбо сохо . Токусю кэйбо выдавалась офицерам полиции, выполнявшим особые задания. На следующий год была пересмотрена техника приемов, и в настоящее время эти усовершенствованные приемы проходят тщательную проверку.

Теория и техника

Основные приемы токусю кэйбо сохо основываются на идеях школы Икаку-рю. Металлическая трубка с шипом на конце, дзюттэ , является особым оружием данной школы. Дзюттэ следует использовать в целях обороны, защищаясь от неспровоцированного нападения, и в таком оборонительном плане используется токусю кэйбо в современной работе полицейских.

Все формы использования токусю кэйбо требуют от ее обладателя умения владеть основами управления собственным телом, включая как позу и стойку, так и повороты. Посредством кихон рэнсю , обучения основам, обладатель токусю кэйбо совершенствует свои реакции, выполняя предписанные действия, позволяющие уклониться от атаки нарушителя и успешно его контратаковать своей телескопической трубкой. Необходимо в совершенстве владеть котэ-ути , иначе ударом по атакующей или вооруженной руке агрессора. Другие приемы, связанные с ударом, выпадом, блокировкой, защитой и прикрытием, позволяющие нейтрализовать атакующие действия противника, являются основными при использовании токусю кэйбо. Стандартными признано пять способов обращения с токусю кэйбо, хотя практикуются и их различные варианты. Поскольку эти приемы довольно коварны в исполнении, ими разрешено пользоваться только специально обученному персоналу.

Токусю кэйбо сохо в настоящее время

По существу, токусю кэйбо можно использовать таким же образом, как обычную деревянную кэйбо, но прочность конструкции телескопической трубки делает более широкой сферу ее применения. Несмотря на свою дороговизну, она во многом превосходит деревянную кэйбо. Меньшие размеры такой трубки в сложенном состоянии облегчают ее ношение, и ее труднее заметить и схватить агрессору во время потасовки с полицией; она также легко прячется.

Телесные повреждения, вызванные ударом токусю кэйбо, уступают по тяжести повреждениям, наносимым деревянной кэйбо, что, возможно, связано с трубчатой конструкцией такой дубинки, но ее действенность эффективнее.

Ходзё-дзюцу

Работая в полицейской технической комиссии в 1927 году, Симидзу Такадзи в свои показательные выступления перед членами комиссии включил приемы классического будзюцу, именуемого ходзё-дзюцу . Симидзу, которому ассистировал Такаяма Кэнъити, продемонстрировал искусство усмирения и обездвиживания агрессора посредством связывающей веревки. Большой интерес полицейских властей к этому малознакомому виду воинского искусства побудил Симидзу выступить с инициативой приспособить некоторые приемы для нужд полиции, когда приходится иметь дело с заключенными.

Освоение ходзё-дзюцу в качестве методов обучения полицейских продолжалось до 1931 года, когда Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу. Симидзу организовал официальное обучение методам ходзё-дзюцу всех патрульных полицейских. Его основными идеями руководствовались вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне. Последующий запрет на занятия воинскими искусствами и принципами не коснулся ходзё-дзюцу, поскольку данное искусство являлось важной составной частью в обучении японских полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в 1949, 1951, 1955, 1962 и 1968 годах, привели к некоторым изменениям в исходных методах ходзё-дзюцу и сделали их еще более пригодными для применения в возникающих в настоящее время ситуациях.

Теория и техника

Классическое будзюцу XVII века, ходзё-дзюцу из Итацу-рю, составляет основу современного полицейского ходзё-дзюцу. Поскольку классическое искусство выделяется тем, что оно является отдельной, законченной по форме системой единоборства, то ходзё-дзюцу составляет лишь конечную фазу действия в классическом воинском искусстве торитэ , искусстве захвата и усмирения нападавшего; нападавшего, прежде чем связать, необходимо подчинить своей власти. В современной полицейской работе полицейский может достигнуть с помощью тайхо-дзюцу того, что проделывал полицейский эпохи Эдо с помощью торитэ; применение методов кэйдзё-дзюцу, кэйбо сохо или токусю кэйбо сохо может также предшествовать приемам ходзё-дзюцу.

Современное ходзё-дзюцу в том виде, как его использует полиция, включает пять кихонов , или основ, обращения со связывающей веревкой; это три приема тотэ-нава (хосю-нава ), иначе связывания спереди, и четыре приема инти-нава (госо-нава ), иначе связывания сзади. Кто применяет ходзё-дзюцу, должен не терять контроль над своим противником, когда он его связывает. Само связывание должно при этом происходить быстро, и чтобы добиться требуемой ловкости рук, необходимо много заниматься. Многочисленные методы связывания обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности, что позволяет принимать пищу и т.п. Некоторые методы дают возможность арестованному передвигаться на собственных ногах, но он не в состоянии бегать; другие же методы полностью обездвиживают арестованного. Одни узлы причиняют боль жертве, если арестованный попытается бежать, а другие узлы при попытке бегства приведут к потере сознания. Обученный полицейский к тому же способен усмирить и связать самостоятельно несколько человек.

Ходзё-дзюцу в настоящее время

Некоторым может показаться странным, что столь примитивный метод, как связывание задержанного посредством обыкновенной веревки, все еще используется в полицейской работе. Но в наше время массовых арестов буйствующих демонстрантов обыкновенная связывающая веревка оказывается не только экономичнее стальных наручников и других средств задержания, но и ползволяет арестовывать одновременно сотни человек более сподручным средством, когда возникает такая необходимость. Симидзу и его помощник Каминода Цунэмори постоянно изучают возможность использования ходзё-дзюцу в работе современной полиции.

Тосю какуто

поражение Японии во Второй мировой войне привело к полной ликвидации вооруженных сил, а вместе с тем лишило ее возможности развязать новую войну. В годы, последовавшие за оккупацией страны союзниками, стало очевидным, что никакое государство не займет надлежащего ему места в международному сообществе, пока оно не будет обладать хоть какой-нибудь формой национальной обороны. И в 1954 году были созданы Силы Самообороны, остающиеся до сегодняшнего для основой вооруженных сил Японии.

Каждое военное ведомство нуждается в действенной форме обучения рукопашному бою. То, что мы живем в так называемом ядерном веке, вовсе не исключает возможность того, что солдату придется вступить в рукопашную схватку с противником. И значит, он обязан уметь это делать. Японский метод ведения тактического боя каждым солдатом в отдельности и называется тосю какуто .

Система тосю какуто была разработана в 1952 году под техническим руководством майра Тибы Сансю, тогда капитана. Тиба - специалист по различным видам рукопашного боя, особенно классического дзюдзюцу, он также сведущ и в современных дисциплинах, таких, как японское кэмпо, дзюдо, каратэ-дзюцу и айкидзюцу, и обучен западному боксу и борьбе. Синтезировав эти различные системы, он разработал тосю какуто.

Теория и техника

Тосю какуто - чисто воинское искусство, предназначенное для самообороны - не лишено, однако, наступательных элементов в соответствии с понятием кобо-ити , причем именно целесообразность наступательных или оборонительных действий в данной ситуации определяет их выбор.

Некоторые изменения, внесенные в классические и современные дисциплины, сделали действенным само применение тосю какуто в современном бою. Нынешний солдат должен уметь сражаться, будучи облаченным в громоздкую униформу и, возможно, будучи нагруженным снаряжением. поэтому его движения должны быть простыми и незамысловатыми, чтобы быть эффективными, поскольку сама подвижность его может быть ограничена из-за тяжести одежды и снаряжения. Все приемы должны учитывать возможные неожиданности, таящиеся в окружающей обстановке. Поэтому тосю какуто должно располагать арсеналом средств, позволяющих быстро уложить врага, что может потребоваться при обезвреживании часового.

Поскольку методы нанесения ударов руками и ногами в тосю какуто должны учитывать то обстоятельство, что враг может быть также тяжело нагружен, то эффективность ударов по жизненно важным органам должна быть как можно выше. Удары рукой наносятся вертикальным кулаком, а не завернутым вовнутрь, что характерно для многих систем типа каратэ. Первый способ нанесения удара не только обеспечивает более плотный удар, но и лучше предохраняет кисть от повреждения. Удары ногой наносятся пяткой в выпаде. Подобным способом достигается более плотный удар и предохраняется нога; использование, как в каратэ, для удара носка или подъема стопы может ее повредить, даже если надеты ботинки.

, ,


Искусство связывания веревкой. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников.

Каждого человека надо было связать с учетом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приемы связывания для придворных аристократов, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и т.д. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин.

Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся ддя первоначального связывания, назывался хаянава - «быстрая веревка» . Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава - «основная веревка» , которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел). Подготовленный надлежащим образом мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью.

Технику ходзё-дзюцу изучали практически во всех школах . Древнейшей школой, канонизировавшей ее, считается Такэноути-рю. нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи , работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приемы для нужд полиции.

В 1931 г. Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в , сделав их более пригодными в современных условиях.

Основу современного полицейского ходзё-дзюцу составляет техника школы Итацу-рю . Используются семь базовых приемов: три приема связывания спереди, четыре приема связывания сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвижения. Одни узлы причиняют боль жертве, если арестованный пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания. © А. Горбылёв

). Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников.

Каждого человека надо было связать с учетом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приемы связывания для придворных аристократов, самураев, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и т.д. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин.

Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся для первоначального связывания, назывался хаянава - «быстрая веревка». Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава - «основная веревка», которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел). Подготовленный надлежащим образом самурай мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью.

Технику ходзё-дзюцу изучали практически во всех школах дзю-дзюцу . Древнейшей школой, канонизировавшей её, считается Такэноути-рю . Ходзё-дзюцу нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи, работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приемы для нужд полиции.

В 1931 г. Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в классические методы ходзё-дзюцу, сделав их более пригодными в современных условиях.

Основу современного полицейского ходзё-дзюцу составляет техника школы Итацу-рю . Используются семь базовых приемов: три приема связывания спереди, четыре приема связывания сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвижения. Одни узлы причиняют связанному боль, если он пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ходзё-дзюцу" в других словарях:

    - (Ходзёси), род военно феодальный род эпохи Камакура (1185–1333). Семья была основана Тайра но Токииэ, принявшего имя Ходзё. Его внук Ходзё Токимаса (1138–1215) был назначен присматривать за оставленным в живых Ёритомо, сыном Минамото но Ёсинака.… … Вся Япония

    Ходзё: Ходзё (род) династия регентов, более столетия правивших от лица несовершеннолетних сёгунов династии Минамото, которые в свою очередь официально «правили» от лица малолетних императоров Го Ходзё (род) род, основанный самозванцем … Википедия

    Ходзё - (Hojo), ветвь могущественного семейства Тайра в Японии. После смерти Минамото Ёритомо, X. стали регентами при не имеющих реальной власти сегунах. Начиная с 1219 г. регентство стало наследственным. Под властью X., продолжавшейся прибл. до 1300 г … Всемирная история

    - (Записки из кельи) один из литературно философских памятников Японии. Датируется 1212 г. Записки предстали перед читателем в виде своеобразного философского размышления: что есть жизнь, отчего так невечно и непрочно земное существование, люди,… … Вся Япония

    Феодальный дом, находившийся у власти в Японии в 13 14 вв. Глава дома Х. Токимаса Х. (1138 1215), породнившись с семьей Ёритомо Минамото, помог последнему основать первый сёгунат (см. Минамото). 16 регентов (сиккэнов) Х. в 1203 1333 были… … Большая советская энциклопедия

    Горная р. в Баталпашинском отд. Кубанской обл. Вытекает из горы Тхач (7744 фт.) и соседних с нею лесистых гор множеством истоков. Долины и ущелья их покрыты вековыми лесами, очень богатыми дичью. В них попадаются до сих пор, между прочим, и зубры … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1 . феод. дом, находившийся у власти в Японии в 13 14 вв. Ему принадлежало родовое поместье в пров. Идзу. В 12 в. расширил свои владения в р не Канто, превратил местных самураев в своих вассалов. Глава дома X. Токимаса X. (1138 1215),… … Советская историческая энциклопедия

    - 北条 泰時 … Википедия

    - (яп. 北条 時宗 хо:дзё: токимунэ … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ходзё. Род Ходзё (яп. 北条氏 Хо:дзё: си?) самурайский род, находившийся у власти в феодальной Японии в XIII XIV веках. История Роду Ходзё принадлежало поместье в провинции Идзу. В ХII cтолетии… … Википедия

    Род Ходзё (яп. 北条氏 Хо:дзё: си?) самурайский род, находившийся у власти в феодальной Японии в XIII XIV веках. История Роду Ходзё принадлежало поместье в провинции Идзу. В ХII cтолетии фамилия Ходзё расширила свои владения в районе Канто и… … Википедия

Книги

  • На заре самурайской вольницы , Александр Альшевский. Как и почему обыкновенные крестьяне, побросав мотыги и взявшись за оружие, заложили основы самурайской вольницы, продержавшейся около 700 лет? Из-за интриг в императорской семье на вершину…

Ходзё-дзютсу

Из истории

Ходзё-дзютсу - боевое искусство связывания подозреваемых и преступников, существовавшее в Японии с начала XIV до второй половины XIX вв. В настоящее время японской полиции разрешено использовать веревку наряду с наручниками, если конкретный полицейский хорошо владеет соответствующей техникой.

Ходзё-дзютсу означает "искусство захватывания с помощью веревки": ho (также: tori) - ловить, захватывать, арестовывать; jo (также: nawa) - веревка; jutsu - искусство. Как видим, второе название, имеющее то же самое значение - torinawa jutsu или торинава-дзютсу.

Основное предназначение ходзё-дзютсу состояло в захвате подозреваемого, противника или преступника в плен и обездвиживании, так чтобы он не мог сопротивляться или сбежать. Наибольший расцвет ходзё-дзютсу пережило в феодальный исторический период Японии, когда возникла необходимость захвата в плен противника, который мог обладать ценной информацией, или же который мог использоваться для обмена на кого-нибудь, захваченного противной стороной. Безусловно, были и другие причины для связывания кого-либо, и одна - далеко не последняя - причина состояла в необходимости обездвижить подозреваемого в совершении преступления для передачи его под суд или для допроса...

Для связывания использовались самые различные узлы - от простых крепёжных узлов до затягивающихся ещё туже при попытках человека развязаться. Отдельным образом связывался одиночный пленник, и специальные узлы использовались для нескольких человек, связанных вместе одной длинной верёвкой. Часто для связывания "случайного" пленника использовался шнур, крепившийся к ножнам меча самурая...

Из методики преподавания

...Обычное связывание в общем случае позволяет связанному человеку нащупать веревки руками и попытаться их расшатать, ослабить с целью дальнейшего освобождения. Использование специальных методов ограничения подвижности позволяет взаимоувязать обвязку, так что ослабление одной веревки приводит к натяжению другой, и в конечном счете ничего не дает человеку, пытающемуся развязаться.

Специальные методы ограничения подвижности - не единственный способ обезопасить себя от попыток связанного человека освободиться. Ещё один эффективный метод снижения активности, если не полного обездвиживания рук и туловища человека - использование скользящих петель на шее, взаимоувязанных в веревочном блоке с локтями и запястьями, так что любая попытка пошевелить руками вызывает затягивание этих петель. Добавление к таким обвязкам связывания ног полностью обездвиживает человека...

Фрагменты методики выполнения одной из техник ходзё-дзютсу

Обучение

Инструктор - Ласкин Александр Борисович , 2 дан джиу-джитсу (стаж занятий 25 лет), 2 дан ходзё-дзютсу (стаж занятий 16 лет).

Обучение разделено на три этапа, каждый из которых состоит из четырех двухчасовых занятий. После изучения всего материала и успешной сдачи аттестационных экзаменов возможен допуск к аттестации на 1 дан по ходзё-дзютсу.

Каждый этап проходится на отдельном семинаре. Между семинарами обучающиеся должны самостоятельно практиковаться, совершенствуя усвоенные на занятиях навыки. В конце каждого семинара для успешно освоивших материал возможно проведение аттестации

Программа первого семинара

  • история ходзё-дзютсу;
  • основы безопасности при работе с веревкой;
  • подготовка веревки к работе;
  • изготовка - закрепление короткой веревки на туловище;
  • ритуал с веревкой - в руках, на туловище;
  • подготовка петель (с узлом одной рукой, двумя руками - ладонь, морской узел, со сложенной вдвое веревкой);
  • теория наложения одинарных и сдвоенных обвязок - витки: параллельно, с пересечением;
  • практика наложения одинарных и сдвоенных обвязок на руки - параллельно, с пересечением;
  • базовые варианты связывания конечностей, их различия - теория и практика;
  • базовые узлы, фиксация хвостов веревки после выполнения обвязок;
  • базовые варианты полного связывания;
  • физиология связывания рук - спереди, сзади, в различных положениях;
  • физиология связывания ног в различных положениях;
  • безопасность при обращении с веревкой для себя и для уке;
  • связывание рук и ног в положениях, описанных выше, различными способами, в том числе и наиболее эффективными для того или иного положения.
Программа второго семинара
  • техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Несколько вариантов;
  • базовые элементы связывания длинной веревкой;
  • принципы крепления веревки на шее, на предплечьях, запястьях, щиколотках;
  • связывание запястий и щиколоток, закрепление веревки на них;
  • техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Уке в положении контроля лёжа, стоя;
  • связывание одной рукой;
  • достижение высокой скорости связывания короткой веревкой;
  • техника связывания длинной веревкой. Объединение базовых элементов в полный прием связывания.
Программа третьего семинара
  • принцип и целесообразность использования специальных методов ограничения подвижности в обвязке. Техники связывания длинной веревкой с использованием этих методов;
  • церемониальное связывание;
  • связывание для конвоирования;
  • связывание с целью полного обездвиживания;
  • полный цикл - от связывания короткой веревкой уке в положении контроля до связывания длинной веревкой для конвоирования.

После первого семинара перед вторым должно пройти не менее 3 месяцев, после второго перед третьим — не менее полугода.

Короткие видеоклипы