Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про горло  /  Джапа медитация какой смысл и благо. Шачинандана свами - преобразование джапы. Диссонансы вокруг нас

Джапа медитация какой смысл и благо. Шачинандана свами - преобразование джапы. Диссонансы вокруг нас

Джапа

Повторение джапы является одной из основных составляющих практики преданного служения. Маха-мантра означает "ввеликий гимн, очищающий и успокаивающий ум". Мы должны повторять и помнить святое имя 24 часа в сутки, но вместе с тем следовать обету повторять определенное количество кругов каждый день. Пример этого задал сам Господь Чайтанья. В Чайтанья-бхагавате , например говорится: "На веревке с узлами Господь Чайтанья повторяет установленное число Своих собственных святых имен."

А вот непосредственное указание относительно джапы , которое дал нам Сам Господь Чайтанья (ЧБ ):

"Господь Чайтанья благословил их, сказав: "Я желаю вам обрести преданность Господу Кришне, и не тратьте время на пустые сплетни, просто воспевайте святое имя и качества Кришны". Затем Гауранга лично дал наставления людям: "Наслаждайтесь, слушая маха-мантру или великий гимн, состоящий из святых имен Кришны: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Вы все должны непрерывно повторять эту маха-мантру в форме джапы . Благодаря этому повторению можно достичь всего совершенства. Для повторения джапы нет никаких правил, кроме того, что оно должно продолжаться каждое мгновение."

Как джапа очищает преданного? "Повторение мантры постепенно уменьшает склонность грешить и одновременно очищает сознание. На этой стадии начинает проявляться вкус к воспеванию. Склонность совершать греховные поступки исчезает, хотя едва заметные остатки предыдущих греховных поступков еще витают в сознании. Оставшиеся греховные реакции еще несут запах греховных привычек, но соприкосновение со святым именем очищает ум преданного и дает ему силу воли, позволяющие избавиться от остатков этого запаха."

Как нужно повторять джапу ? Шрила Прабхупада говорил, что самое главное – это внимательно слушать звук святого имени, не отвлекаясь на посторонние мысли. Когда мы внимательно слушаем святое имя, то трансцендентный образ, качества, игры, окружение и т.д. Шри Шри Радхи и Кришны естественным образом проявляются в нашем уме. "Сосредоточенно повторяя святые имена, мы можем с любовью медитировать на их значение. Необходимо молиться Кришне, подобно тому, как потерявшийся ребенок зовет свою маму. Тогда по милости Кришны качество нашей джапа постепенно улучшится. Если же этого не делать, то, чтобы добиться успеха, может потребоваться много рождений". Помимо значения маха-мантры во время джапы можно также помнить нектарные стихи из Шримад-Бхагаватам, Шикшаштаки или бхаджанов Вайшнавских ачарьев – которые неотличны от Кришны.



В одной из своих лекций Шрила Прабхупада приводит замечательный пример того, как можно помнить о Кришне во время чтения джапы :

"Повторение Харе Кришна мантры означает всегда хранить в своем сердце Кришну. Это совсем ничего не стоит. Вам не нужно делать для Кришны чрезвычайно дорогой трон. Вы можете вообразить, что "Я поставил в свое сердце брильянтовый трон, и на нем сидит Кришна". Это нормально, и это действительно становится таковым. Даже мысленно, вы думаете: "Я установил бриллиантовый трон, очень дорогой трон. Поскольку Кришна придет, Он смоежет здесь сесть." Это не выдумка, это факт.

Поэтому воссоздайте эту ситуацию в своем сердце. "Теперь Кришна сел. Я омою Его стопы водой Ганги или Ямуны. Теперь я переодену его в первоклассные дорогие одежды. Затем я украшу Кришну драгоценностями. Затем я предложу Ему что-нибудь поесть." Вы можете просто думать об этом. Это называется медитацией. Это такая замечательная вещь. Где угодно вы можете сесть и думать. что Кришна сидит в вашем сердце, и вы встречаете его таким замечательным образом. Это не выдумка, это факт. Это так легко."

Помимо молитвенного настроения, для того, чтобы достичь успеха в повторении джапы необходимы три вещи: 1) духовное окружение; 2) изоляция от беспокойств мирской жизни и 3) уверенный энтузиазм.

Следующие дополнительные вещи могут помочь нам сосредоточиться на Святом имени и избежать сонливости:

1. Повторять джапу в месте, где на виду отсутствуют отвлекающие предметы, не связанные с Кришной. (Идеально, таким местом должна быть алтарная комната)

2. Относительно положения тела: Сидеть, держа спину прямо, стоять или ходить. Не следует читать джапу лежа (за исключением тех случаев, когда мы больны).

4. Поставить перед собой изображение Кришны или Духовного Учителя

5. Негромко включить аудио-запись джапы Шрилы Прабхупады или Духовного Учителя (последнее будет корректно лишь если Вы находитесь одни или в окружении лишь своих духовных братьев и сестер)

Перед началом и после окончания джапы следует прочитать пранама-мантру Духовному Учителю (для неинициированных - Шриле Прабхупаде). Перед каждым кругом следует читать один раз Панча-таттва мантру .

Мы выражаем почтение Духовному Учителю, потому что именно он дал нам святое имя. Перед каждым кругом мы обращаемся к Господу Чаитанье и Его спутникам, произнося Панча-таттва мантру :

джайа шри кришна-чаитанья
прабху нитьянанда
шри адваита гададхара
шривасади гаура-бхакта вринда.

"Слава Господу Чайтанье (Самой Верховной Личности Бога в образе Своего преданного), Господу Нитьянанде (экспансии Господа в образе Своего преданного), Шри Адвайте Ачарье (аватаре Господа в образе Своего преданного), Гададхаре Пандиту (внутренней энергии Господа) и всем преданным Господа Чайтаньи во главе с Шривасом Тхакуром."

Перевод, данный Шрилой Прабхупадой в песеннике

Если мы совершаем оскорбления святого имени, то воздействие Харе Кришна мантры ослабляется. Господь Чаитанья - самое милостивое воплощение Господа, и произнося Его имя, а также имена Его спутников, которые еще милостпвее, чем Он, мы очищаемся от этих оскорблений. Мы поговорим подробнее о Панча-таттве в разделе, посвященном истории движения санкиртаны.

Иногда во время чтения джапы в уме могут возникать разнообразные звуки, ощущения и образы. В таких случаях следует просто продолжать сосредоточенно читать мантру, не обращая на них внимания. Подобные звуки, образы и ощущения являются порождениями нашего материального ума, что, возможно, является результатом какой-либо тонкой мистической практики в прошлой или даже этой жизни. Их природа материальна и некоторых преданных они возникают, а у некоторых нет. Следует в уме принести почтительные поклоны могущественной иллюзорной энергии Господа и вернуться к сосредоточенному повторению мантры.

С какой скоростью и громкостью следует повторять джапу? Скорость не имеет значения - главное внимательное слушание. Джапу следует повторять спокойно и достаточно громко, чтобы мы могли себя слышать, но не слишком громко, чтобы не мешать другим. Уже после небольшой практики чтение 16 кругов, как правило, занимает не более 2 - 2.5 часов. Если у нас это занимает больше времени, то это может указывать на то, что мы спим во время джапы, и следует принять меры, указанные выше.

Во время чтения джапы четки следует держать в мешочке, перебирая их между большим и средним пальцем правой руки. Указательный палец следует просунуть в отверстие в верхнем крае мешочка. Мешочек из-под четок следует стирать каждый день. Мешочек необходим, чтобы держать четки в чистоте. Шрила Прабхупада говорил, что чистота мешочка - это показатель чистоты нашего сознания.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДЖАПЫ

Практическое пособие

Эта книга посвящается моему вечному духовному учителю, Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который постоянно указывает мне путь в моей духовной жизни.

Я также почтительно предлагаю ее всем, кто серьезно практикует пение и повторение Святых Имен Господа.

Пожалуйста, примите эту мою скромную попытку служить вам на вашем пути к высшему совершенству.

Введение

Дорогие читатели! Это небольшое руководство предназначено, в основном, для двух категорий преданных: для участников различных проводимых нами джапа-ретритов и для всех других преданных, желающих улучшить свою джапу. Есть и третья категория, но она настолько обширна, что я упомяну ее только вкратце. Потребности этой группы настолько многочисленны и разнородны, что было бы невозможно удовлетворить их все в таком кратком практическом пособии. Эта третья группа состоит из всех тех, кто желает изменить свою жизнь.

Я изначально писал этот буклет для первой категории. Те из нас, кто проводили джапа-ретриты, сталкивались с их неполнотой. Разумеется, сами по себе ретриты довольно успешны - они позволяют своим участникам испытывать глубокий духовный опыт. Однако по завершении ретритов участники возвращаются к своей обыденной жизни, рано или поздно старые привычки берут свое, духовная практика скатывается на тот же уровень, что и до ретрита, и в результате не происходит никаких реальных изменений.

Размышляя над причинами такой недолговечности перемен в духовной жизни после ретрита, мы, похоже, обнаружили главную проблему, которая мешает нашим благонамеренным попыткам помочь участникам ретритов, летних школ, семинаров или фестивалей. Конечно, все эти программы возвышают сознание участников и иногда подводят их к поворотному моменту в своей духовной жизни, но при этом еще не дают им достаточно сил, чтобы поддерживать набранную высоту. В конечном счете после праздников всегда наступают будни, или, по меткому выражению Джека Корнфилда, «экстаз всегда заканчивается стиркой».

Так что же мы можем сделать, чтобы помочь участникам семинара по реформе джапы добиться бесповоротных перемен к лучшему?

В попытке помочь людям на их пути к возвышению сознания я издал небольшую, но тепло принятую книгу под названием «Искусство преображения». Но поскольку и она оставляла вопрос стабильности изменений без ответа, я оставался неудовлетворенным. Разумеется, я знал (или по крайней мере надеялся), что эта книга даст своим читателям вдохновение и полезные практические советы. Но я также знал: несмотря на полученную поддержку, многих из них вскоре вновь настигнет цунами под названием жизнь.

Поэтому проблема оставалась нерешенной: так возможно ли достижение точки невозврата в наших духовных реформах, или же мы обречены сражаться с нашими слабостями до самого конца?

Посвятив много времени исследованию и обсуждению этого вопроса с возвышенными и опытными преданными, я пришел к утвердительному ответу - да, есть по крайней мере два позитивных способа добиться подлинных и глубоких перемен в своей жизни. Во-первых, такие существенные перемены происходят тогда, когда мы достаточно очищаем нашу жизнь. Другими словами, духовная реформа является естественным следствием духовного продвижения. Во-вторых, новый аспект реальности проявляется там, чему мы посвящаем свое безраздельное внимание, особенно если мы сосредотачиваемся на предрассветных лучах божественной милости. Если поддерживать высокую температуру под сосудом с водой, то вода изменит свое состояние - жидкость превратится в газ. Все, что нужно, чтобы добиться этой метаморфозы - поддерживать жар.

В данной книге дается простой и эффективный метод, основанный на древнем учении Вед, который поможет добиться подлинных перемен и сохранить их. Терпеливо, шаг за шагом следуя этому процессу, вы научитесь удерживать и фокусировать свое внимание, как луч света. Такой сфокусированный световой луч способен рассеивать туман внутренней обусловленности и приводить к глубоким внутренним переменам.

И еще один, куда более важный результат - вы обретете связь с высшими силами, дарами божественной милости, которые с нетерпением ждут возможности прийти к вам на помощь.

Здесь уместно оговориться: при всей полезности советов и методик, духовную жизнь невозможно свести к механической схеме. Духовная реформа - это образ жизни. Поэтому мы должны отдаться духовной практике всей душой и сердцем. И в силу своей индивидуальности духовная жизнь в ее различных аспектах всегда будет отличаться от человека к человеку. Поэтому рекомендации в этой книге не нужно применять дословно. Найдите свой собственный подход к изложенным в ней общим принципам и примените идеи, которые окажутся актуальными для вас в той степени, в которой они будут для вас благотворны. Подойдите к этому творчески. И если вы сможете прочесть эту книгу вдумчиво и осмысленно, то обнаружите, как содержащаяся в ней мудрость сможет изменить не только ваш подход к джапе, но и ко всей вашей жизни.

В заключение я хочу поблагодарить Радхаваллабху прабху из Ашрама Бхактиведанты в Манхэттэне (Нью-Йорк) за его огромный вклад в разработку чернового варианта этого практического пособия, а также за его великодушное согласие с предложенными мною дополнениями к черновику, предназначенными моей читательской аудитории. Как всегда, я выражаю благодарность своему искусному редактору Каишори деви даси, а также Джая-нанде прабху и Катрин, замечания которых значительно улучшили текст.


С пожеланиями всего наилучшего и огромных духовных сил,

Шачинандана Свами.

Четыре ступени преобразования джапы

Меняя привычки, меняемся сами

Большую часть того, что мы делаем в жизни, мы делаем по привычке. Нам свойственно делать то же самое сегодня, что и вчера, и позавчера, и во все предыдущие дни... Как правило, мы также воспроизводим не только сами действия, но и образ действий.

Все это бесчисленное множество наших привычек можно для простоты разделить на две категории: психологические привычки (то есть фундаментальные убеждения, образ мышления, и т.д.) и физические привычки (то есть кулинарные предпочтения, поведение, жестикуляция и прочие устоявшиеся форматы телесной деятельности). Привычки этих двух типов влияют друг на друга и на нас, непрерывно и непосредственно управляя нашей нервной системой. Мы буквально находимся в подчинении у наших привычек.

Зачем читать джапу . Сколько размышлял над разными вещами — пришел к выводу, что любое действие должно быть осознанно. Делаться так, потому что вы искренне осознаете зачем это делаете, понимать смысл происходящего. Читал в книгах зачем читать джапу, мнения разных авторитетов читал, от других практикующих слышал.

Но в сердце никаких откликов не находил на то, что говорилось в писаниях или в том, что говорили люди, на что указывали авторитеты. Начал читать джапу из-за того, что решил провести эксперимент — посмотреть, что будет, когда буду читать, что почувствую. Ну и чисто интеллектуально — сосредоточение на одном действии — это тренировка концентрации. Решил, что в любом случае концентрацию следует потренировать 🙂 И вот такие дополнительные смыслы открыл для себя в процессе:

  1. Джапа — это тренировка концентрации(указано выше)
  2. Джапа — это медитация, ведущая к ответам
  3. Джапа — открывает любовь в сердце, приводит к единению
  4. Джапа — готовит умонастроение, с которым потом нужно действовать

Зачем читаю джапу

А теперь подробнее каждый пункт:

1. Тренировка концентрации. Это первое, что уже указал выше. Зачем тренировать концентрацию. Кто умеет сосредоточиться на одном действии и делать его хорошо, тот сможет сосредоточиться на любом действии и делать его хорошо и внимательно

4. Действие-медитация. Смысл любой практики научиться что-то делать, чтобы потом это делать. А чему я учусь читая джапу? Концентрации и приходить к умонастроению единения со всем миром. И как же мне это использовать? А любым делом заниматься с вниманием. К людям относиться с любовью, вниманием, заботой… как к неотъемлемым частица Бога. Чтобы я ни делал — слушать свое сердце, через которое говорит голос души. Потом действовать нужно в этом умонастроении единения. Смысл в процессе — действовать с любовью в служение к Богу, к людям

Джапа — это медитация

А медитация дает следующие духовные эффекты:

  • Помогает видеть будущее
  • Обеспечивает душевное спокойствие, счастье
  • Помогает в постановке целей
  • Способствует большей самореализации
  • Становитесь более сострадательным
  • Набираетесь мудрости
  • Более глубоко понимаете себя и других
  • Тело, разум и дух живут в гармонии
  • Глубокий уровень духовного расслабления
  • Принятие себя
  • Помогает научиться прощаться себя и других
  • Изменяет отношения к жизни на позитивное
  • Глубокие отношения и связь с Богом
  • Достижение просветления
  • Направленность на внутренней мир
  • Помогает жить «здесь и сейчас»
  • Раскрывает и углубляет чувство любви
  • Расширяет силы и сознания за пределы эго
  • Переживаете внутреннее чувство уверенности
  • Опыт ощущения «единства» и «потока»
  • Синхронизирует вашу жизнь

Вот ещё интересное вычитал: Осознавать смысл мантр гораздо важнее, чем повторять их, подобно попугаю. Шримад Бхагаватам песнь 1, гл 4, текст 13. Комментарий

Вывод:

Ничего не нужно принимать слепо; все нужно тщательно взвешивать и обдумывать. Ш. Прабхупада, комментарий к 10 главе текст 4-5 Бхагавад-Гита.

हरे कृष्ण हरे कृष्ण Харе Кришна Харе Кришна
कृष्ण कृष्ण हरे हरे Кришна Кришна Харе Харе
हरे रम हरे रम Харе Рама Харе Рама
रम रम हरे हरे Рама Рама Харе Харе

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, медитация представляет очень важный аспект деятельности.

Медитация означает «мысленное созерцание», но ведь у созерцания должен быть объект. И чтобы избавиться от повседневных тревог, занимающих ум, человек должен подняться над материальным уровнем и попытаться утвердиться на трансцендентном, духовном уровне.

Сделать это можно, если постоянно повторять имена Господа, таким образом общаясь с Ним.

Как утверждается в различных писаниях, у Господа много имен: Кришна, Рама, Иегова, Аллах, Будда и др. Повторение имен Господа, Мантра медитация, оказывает очищающее воздействие и позволяет человеку подняться с материального уровня на духовный. В Индии на протяжении тысячелетий люди повторяют имена Господа в виде мантр. На санскрите Мана означает «ум», а трая - «освобождение». Таким образом, мантра - это комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог.

В ведических писаниях приводится мантра, которую называют Маха-мантрой, т.е. великой мантрой. В «Кали-сантарана-упанишаде» говорится, что шестнадцать слов, составляющих ее - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе , - особенно рекомендуется повторять в Кали-югу, наш век раздоров, тревог и лицемерия.

Кришна означает «всепривлекающий», Рама - «всерадующий», а Харе - это обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, Маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

Для медитации, чтения Маха-мантры Харе Кришна не существует строгих правил. Самое замечательное в мантра-медитации то, что ею можно заниматься где угодно и в любое время - дома, на море или, когда вы едете, скажем, в автобусе или на метро.

Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках (это называется джапой), и когда он повторяет ее вслед за кем-то (это называется киртаном). Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопанием в ладоши. Рекомендуется и та и другая форма мантра-медитации, так как обе они благотворно влияют на человека.

Джапа медитация

ДЖАПА-МАЛУ или четки лучше всего сделать из туласи, хотя можно - из нима или другого дерева. В них должно быть 108 бусин, нанизанных на нить и разделенных узелками. 109-я - бусина Кришны. Она больше других и при повторении мантры не используется.

Для этого вида мантра-медитации нужны лишь круговые четки. Их можно купить в магазине или сделать самим, следуя приведенным ниже простым рекомендациям:

Купите 109 больших круглых деревянных бусин (если нет деревянных, на первое время возьмите любые другие) диаметром от одного до двух сантиметров с отверстиями, чтобы можно было нанизать их на нить, а также от трех до пяти метров крепкой нейлоновой нити.

Отступите пятнадцать сантиметров от конца нити и завяжите узел, затем, нанизывая по одной бусине, после каждой завязывайте одинарный или двойной узел, в зависимости от толщины нити (рис. 1).

Нанизав сто восемь бусин, проденьте оба конца нити в последнюю бусину (рис. 2).

Эта бусина называется бусиной Кришны, и хорошо, если она больше остальных. Продев в нее оба конца нити, завяжите узел и обрежьте концы нити. Четки для джапы готовы.

Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за бусиной Кришны, между большим и средним пальцами правой руки (рис. 3) и произнесите всю Маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Затем точно так же зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите Маха-мантру, затем следующую. . . и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны.

Вы прочитали один «круг» джапы. Чтение одного круга должно отнимать у вас около семи минут, хотя вначале на это может уйти и десять минут, и больше. Не читая мантру на бусине Кришны, нужно повернуть четки и двигаться по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы (мантра-медитации), они помогают лучше сосредоточиться на звуках мантры, вовлекая в медитационный процесс осязание.

Если вы дали обет читать определенное число кругов в день, чтобы не запутаться, вам хорошо иметь небольшой шнурок с нанизанными на нем бусинами по числу кругов, которые вы читаете ежедневно. Между этими бусинами не надо завязывать узлы, нужно завязать их только на концах шнурка, чтобы бусины не соскочили с него. Закончив круг, передвиньте одну счетную бусину вниз.

Вы можете читать мантру в помещении или на свежем воздухе, ее можно читать так громко или так тихо, как вам нравится, но достаточно громко, чтобы было слышно вам самим. Самое главное - произносите каждое слово четко и ясно. Ваш ум, возможно, захочет переключиться на какие-нибудь посторонние мысли, поскольку он беспокоен, неустойчив и всегда хочет думать о чем-нибудь. Попытайтесь сосредоточить все свое внимание на чтении Харе Кришна Маха-мантры и вслушивайтесь в каждое слово.

Читать мантру можно в любое время дня, но в ведической литературе указываются определенные часы, наиболее благоприятные для духовной практики. Самыми благотворными для духовного развития являются ранние утренние часы. Хорошо, если вы отведете для чтения мантры определенное время дня, всегда одно и то же. Начните с чтения одного или двух кругов в день и постепенно увеличьте их число до шестнадцати; это - рекомендованный минимум для того, кто относится к джапа-медитации серьезно и хочет стать преданным Господа Кришны.

Хранить четки необходимо в чистоте, лучше всего, в специальном мешочке, не вынимая без острой необходимости, не кладя на землю и не посещая с ними туалет.

Джапа, или джапа-медитация означает повторение святых имен на четках (джапа-мала). Такое повторение Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе немедленно пробуждает в сердце человека экстатическое чувство любви к Кришне. Об этом со всей определенностью сказано в “Чайтанье Чаритамрите” (Ади лила 7. 83)


кришна-нама-маха-мантрера ей та свабхава
эй джаре, тара кришне упаджае бхава

“Повторение джапы является для серьезного преданного Кришны
наиболее важным занятием из всего преданного служения”.

Необходимо всегда помнить, что имя «Кришна» неотлично от Самого Кришны. И хотя никто не в состоянии измерить величие Господа, описать Его славу, красоту, богатство, знание, отречение, Его бесчисленные трансцендентальные качества, тем не менее по своей беспричинной милости Он Сам предстает перед своим искренним преданным во всем своем великолепии в форме Cвоего имени.

Перевод маха-мантры Харе Кришна

Харе – относится к потенции наслаждения. Кришна – означает всепревлекающий, т.к. является источником вечного наслаждения. Рама – означает всерадующий. Перевод – О всерадующий и привлекающий Господь, о внутренняя энергия наслаждения Господа, займи меня преданным служением Себе.

Предсказание о мантре Харе Кришна

В ведах существуют различные предсказания, и одно из них следующее – “придет племя, которое будет танцевать на земле с поднятыми руками и вертикальными тилаками на лбах. Они будут петь имена Харе Кришна маха-мантры, это уничтожит влияние века Кали, и люди просветлеют и получат освобождение”. Это время предсказывают многие другие, в том числе Библия и Нострадамус, говоря нам, что наступит царствие божие или золотой век на земле.

Маха-мантра Харе Кришна является звуковым представителем Верховного Господа, или другими словами звуковым воплощением самого Господа. Звук маха-мантры - это звук транцендентного духовного мира, и она непосредственно воздействует на эфир в сердце, устраняя причины наших страданий, ослабляет потенцию ложного эго.

Важные моменты при чтении джапы

Повторение имени Кришны - это медитация на Верховного Господа, она очищает ум и сердце человека и пробуждает в нем дремлющее чувство любви к Господу. Подобно нектару, оно возрождает вкус к истинно прекрасному, что может быть только в духовной жизни, и вызывает в преданном трансцендентные эмоции.

Для того, чтобы человек мог обрести всё благо от повторения мантры, он должен: сосредоточить свой ум, ни с кем не разговаривать; делать это с терпением и привязанностью, и тогда это даст всё сокровище мантры.

Медитация означает полная концентрация ума и чувств на произношении. Чтение джапы должно быть по возможности четким и бодрым, приносящим удовольствие языку и уху. Качество такого повторения в большей мере зависит от внимательности и сосредоточения на звуковой вибрации, именно поэтому хорошо делать это в утренние часы, когда в природе преобладает качество благости. Можно повторять святые имена в храме, на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, т.е. при наиболее благоприятных условиях.

Мантра-медитацией можно заниматься где угодно и в любое время - в храме, дома, на работе, в автобусе или в метро, или даже за рулем автомобиля. Но тем не менее, для чтения Харе Кришна маха-мантры существуют определенные правила.

Запреты, которые надо соблюдать при чтении джапы

  • нельзя читать мантру, перебирая чётки левой рукой (она нечистая);
  • нельзя касаться чётками левой руки;
  • нельзя читать мантру правой рукой, если она осквернена (рука должна быть чистой);
  • нельзя касаться чёток указательным пальцем;
  • нельзя касаться чётками пола и других нечистых мест,
  • нельзя при чтении мантры трясти и размахивать мешочком;
  • нельзя читать мантру с покрытой головой; (не понятный момент, для прабху скорей всего)
  • нельзя читать мантру лежа, зевая, разговаривая с кем-либо, прогуливаясь;
  • нельзя читать мантру голым.

Символические значения пальцев правой руки:

  • большой палец – Бхагаван, Кришна;
  • средний палец - джива или разум и сердце человека;
  • указательный палец - ложное эго (аханкара).



При чтении мантры с использованием большого и среднего пальцев звук святого имени входит в сердце человека и в его сознание.

  • большой палец и указательный - для мести (гуна невежества);
  • большой палец и безымянный - для устранения неприятностей;
  • большой палец и мизинец - для исполнения всех желаний;
  • бусины из рудракши - для исполнения всех (и хороших, и плохих) желаний;
  • бусины из семян лотоса - для победы над врагами;
  • бусины из золота - для получения всех материальных наслаждений;
  • бусины из хрусталя - для удачи;
  • бусины из туласи - для исполнения только тех желаний, которые принесут вам благо.

Человек должен хранить в тайне следующее (советует «Хари бхакти виласа » ) :

  • божество, которому он поклоняется;
  • имя своего духовного учителя;
  • мантру, полученную от духовного учителя;
  • свою джапа-малу (чётки).

Мы не должны показывать свои чётки, так как это нечто сокровенное, что между нами и Богом.

Если мы не читаем джапу, мы должны убрать их в чистое потайное место, предвари-тельно поклонившись им, они не должны валяться, где попало.

Чётки должны находиться в мешочке, который называется «гомукха» , что означает «коровий рот» или «божественная речь» .

Зачем нам, в конечном счете, все эти знания?

У нас должно появиться чёткое понимание того, что всё связано в этом мире. Когда мы находимся в гуне страсти, мы делим мир, дробим его и наслаждаемся выделенным. В гуне благости мы пытаемся понять единую природу, связь всего сущего, мы пытаемся понять, как разные объекты этого мира связаны между собой.

Для того, чтобы человек мог обрести богатство джапы, всё благо от повторения мантры, он должен:

  • сосредоточить свой ум, собрать его воедино, ум должен быть чистым;
  • молчать во время повторения, ни с кем не разговаривать;
  • думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе;
  • делать это с терпением и привязанностью, без беспокойств, и тогда это даст всё сокровище повторения.

Cуществуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность . И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.

  • повторять джапу в комнате, где на виду отсутствуют отвлекающие предметы, не связанные с Кришной (идеально подходит алтарная комната);
  • стараться сидеть (стоять, ходить) - с прямой спиной;
  • повторять джапу в проветренном помещении;
  • поставить перед собой изображение Кришны или духовного учителя;
  • повторять джапу рядом с другими преданными (если общий фон джапы не слишком громкий, и вы можете отчётливо слышать свою мантру);
  • повторять джапу перед Туласи-махарани;
  • повторять джапу в уединённом месте на природе.


Еще интересные статьи