Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про горло  /  "ночь исцеления" борис екимов. Рассказу бориса екимова "ночь исцеления"

"ночь исцеления" борис екимов. Рассказу бориса екимова "ночь исцеления"

Рассказ Бориса Екимова “Ночь исцеления”.

Цели урока: Узнать страницу истории России в годы ВОВ. Усовершенствовать навыки сопоставительного анализа. Научиться обобщать, делать выводы. Получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

Тип урока: урок-размышление.

Оборудование урока:

Таблица “Элементы сюжета”.
Картина “Вид Дона”.
5 портретов матерей военных лет.
Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

Опережающее домашнее задание:

Общее: Прочитать рассказ. Подготовиться к пересказу основных эпизодов. Провести сопоставительный анализ образов героев по 6 вопросам и сделать соответствующие выводы. Выписать в тетради описание внешности главных героев.

Индивидуальное: Ученик готовит сообщение об авторе.

План урока:

I. Слово учителя.
II. Сообщение об авторе.
III. Беседа по выявлению усвоения содержания.
IV. Пересказы основных эпизодов.
V. Описание внешности главных героев.
VI. Сопоставительный анализ.
VII. Творческая работа по тексту – раскрытие душевного богатства Гриши.
VIII.Обобщающая беседа – размышление.
IX. Заключение по уроку.
X. Домашнее задание.

Урок начинается с объявления учителем темы, целей урока. Учитель настраивает учащихся на размышление, анализирование; призывает проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в человеческие души. Далее замечает, что среди известных писателей есть имена совершенно малоизвестные – таковым и является автор рассказа “Ночь исцеления” Борис Екимов. Учитель просит послушать сообщение ученика об авторе:

“Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Окончив среднюю школу, работал электриком на заводах Волгограда. Является автором 4-х сборников рассказов. Состоял членом Союза писателей Советского Союза. До 1987 года проживал в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. К большому сожалению, о его дальнейшей судьбе нам ничего не известно”.

После этого учитель проводит краткую беседу, чтобы выяснить, как учащиеся восприняли содержание рассказа. Ученики перечисляют имена героев, обозначают место и время действия. Вносится предположение, что действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка. Но параллельно с этим временем ребята переносятся в прошлое, в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Учитель поясняет, что автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Затем вывешивается таблица “Элементы сюжета”, придерживаясь которой учащиеся пересказывают основные эпизоды. Основными этапами сюжета ребята назвали:

Завязка – тревожные сны бабы Дуни.

Развитие действия – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки; переживания по поводу тревожного сна.

Кульминация – нахождение единственно верного способа исцеления бабушки.

Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

Вывешиваются портреты старых русских женщин. Учащимся задается вопрос: “Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?”

После мотивированного выбора одного из портретов описывается внешность Гриши:

“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

На вопрос: “Сколько лет можно дать Грише?”, ребята отвечают: “Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

Учитель: Дома вы должны были вдумчиво, с исследовательским подходом проследить за характерами героев, сравнить их по 6 вопросам. Таким образом, переходим к сопоставительному анализу, попутно делая краткие соответствующие выводы.

1. Поддерживаю ли они бабу Дуню?

  • “свили гнезда в городе”;
  • “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;
  • “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

“... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

“Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

“...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова.

Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

“Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..."

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. И по заданию учителя дети находят эти предложения:

“Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу...”

“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно ”.

“Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло...”

“Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.

“Слезы шли от сердца , потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...”

Учитель: Как вы понимаете: “... жалея бабу Дуню и кого-то еще...”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)

Учитель: Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

По завершении проделанной работы проводится обобщающая беседа.

Учитель: Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?

(Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).

Учитель: Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?

(Гриша ведет себя как человек, который действительно любит и хочет помочь родному человеку. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения, говорит, как приказывает, но в то же время спокойно, мягко и убедительно).

Учитель: Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?

(Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем”).

Учитель: О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.)

Учитель: Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

Учитель: Итак, какой вывод можно сделать в конце нашего анализа? Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое во время войны не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.

Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)

Учитель: Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты. Учитесь у него. Побольше читайте о своих сверстниках, размышляйте об их поступках, о жизни...

Домашнее задание: написать отзыв-рецензию о прочитанном произведении и проиллюстрировать понравившийся эпизод.

Урок показал, что такое произведение с глубоким содержанием не прошло мимо детских душ, оно действительно оставило след в их сердце. Ученики поняли, что с детством кончаются уличные игры, пустое времяпровождение, что с юностью наступает пора размышлений о будущем, заботы о родных. Поняли, что такое родные просторы, родной человек, безграничная любовь к нему и желание помочь, прийти на помощь в трудную минуту.

Очень важный и поучительный рассказ, в котором автор учит с состраданием относиться к проблемам других людей. В рассказе автор поднимает проблемы, которые война оставила в душах людей.

Главный герой данного произведения мальчик Гриша, у которого бабушка болеет психологическим расстройством. Оно у нее появилось из-за событий, которые она пережила во время войны.

Родственники пытались помочь этой пожилой женщине, но безрезультатно. Родители мальчику посоветовали будить бабушку вовремя ее ночных кошмаров. Вот когда бабушка заснула и во сне стала кричать и плакать. Мальчик решил послушать, из-за чего так ужасно расстроена бабушка.

Оказалось, что она каждую ночь переживает все один и тот же кошмар, в котором она потеряла талоны, по ним можно было получить хлеб. Гриша стал расспрашивать бабушку и сказал ей, что талоны ее у него и отдал ей их. После этого бабушка успокоилась и стала радостно улыбаться и благодарить внука.

Этот рассказ на примере Гриши и его бабушки, учит всех людей стать добрее и с состраданием и жалостью относиться к людям которые в этом нуждаются.

Помогать старикам, сочувствовать их проблемам и страхам, не проходить мимо тех людей, которые нуждаются в помощи. Данное произведение вызывает жалость и сострадание к старенькой бабушке, а после того как она нашла свои талоны и обрадовалась, вызывает чувство радости и справедливости.

Автор всех читателей данного рассказа учит милосердию, состраданию и учит всех людей помогать друг другу. Ведь сочувствуя другому человеку, возникает желание ему помочь. Так автор воспитывает в своих читателях любовь к окружающему миру.

Героиня рассказа бабушка Дуня жила одна, поэтому чувствовала себя одинокой и никому не нужной, но когда приехал ее внук, она тут же оживилась, повеселела и даже забыла про свои болезни.

Стала готовить разные пирожки, варить щи, из подвала достала консервацию. И с радостным взглядом смотрела в окно. Ведь она знала, что скоро придет внук, они поговорят обо всем, во время обеда.

Баба Дуня жила одна в гости в город к детям не ездила или ехала туда и сразу назад без ночевки, потому что боялась своими криками мешать спать детям и внукам. Гриша выслушал все рассказы ночные, которые бабушка во сне рассказывала.

Он очень переживал, и так расстроился от услышанных историй, что решил помочь бабушке. Он уговаривал ее и вернул ей карточки и желуди, которые у нее отобрали. Сказал, что все будет хорошо, получите по талонам хлеб и идите спать.

Гриша очень расстроился и ужаснулся, выслушав все ночные кошмары бабушки, но они оказались историями из ее жизни. Поэтому мальчик вдвойне проникся всем ужасом и горем, которое пережила его бабушка.

И благодаря его состраданию и милосердию, он смог исцелить бабушку сказав ей нужные слова. Он помог бабушке, и эта ночь исцеления принесла его бабуле спокойный сон и успокоение души, которых она не знала много лет.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Кулигина в пьесе Гроза Островского сочинение

    Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной. Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни

  • Сочинение Русский характер в литературе (характер русского человека)

    Русский характер... Сколько же легенд и рассказов ходят о нем. Много ли таких людей, русские они или же нет? Я думаю, что таких людей не очень много и что даже людей других национальностей могут назвать человеком с русским характером

  • Николай и Вера Алмазовы в рассказе Куст сирени Куприна

    Куприн умел создавать великолепные рассказы. В коротких, но пронизывающих произведениях он умел достичь максимальной содержательности и смысла. Таким могут похвастаться не все писатели мира.

  • Образ и характеристика Франта в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    В литературной среде есть множество произведений основанных на реальных событиях, которые рассказывают нам геройствах определённых лиц, которые благодаря своим врождённым качества

  • Сочинение Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского 10 класс

    Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.С некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. Все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом.
Нынче с Гришиным приездом она про [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] забыла. День летел в суете и заботах. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала: – Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди. – Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном. – Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.Среди ночи Гриша проснулся от крика: –Помогите, люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? Где карточки В синем платочке Люди добрые. Ребятишки Петяня, Шурик, Таечка Домой приду, они [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] попросят Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя– Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка!
Гриша поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату. – Бабаня! Бабаня! Проснись Она проснулась: – Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради. Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе. Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну, и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец.Уже в полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание: – Зима находит Желудков запастись Ребятишкам, детишкам Хлебца не хватает. Не отымайте, Христа ради Не отымайте! И рыдания оборвали крик. Гриша вскочил с постели. – Бабаня! Бабаня, проснись! – Бабаня Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон. – Плачу, дура старая. Во сне, во сне – А чего тебе снилось? –Да нехорошее. Будто за желу
·дями я ходила за Дон. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. – А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пекли, ели. – Бабаня, тебе это только снится или это было? – Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи За обедом баба Дуня горевала: – Не даю тебе спать Старость. – Бабаня,– успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы Прошел еще день и еще. Как-то к вечеру стало думаться о бабушке. Она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?И пришла ночь. – Потеряла Нет Нету карточекГде Карточки И слезы, слезы подкатывали. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите.Все целые, берите Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. – Мои, мои Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек Баба Дуня смолкла. Гриша сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще Он находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и виделось ему там такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.

«Как важно вовремя успеть»

Урок внеклассного чтения в VII классе по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Цели урока:

    Узнать страницу истории России в годы Великой Отечественной войны;

определить проблемы гуманного отношения к страдающим людям;

    Усовершенствовать навыки сопоставительного анализа. Получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям

    Познакомить с некоторыми приёмами анализа мотивов в художественном произведении; углубить представление о характере героя, данном в развитии.

Тип урока : урок- размышление

Оборудование урока:

Презентация

Текст рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления»

Мой девиз: «Разумом слушай, смотри душой, работай сердцем»

Вступительное слово учителя на фоне музыки.

СЛАЙДЫ 1-6

Среди весны, в начале мая, наступает свя­той для нашей родины день, когда мы вспо­минаем тех, кто победил фашизм и внес свой вклад в нашу Победу, вспоминаем жи­вых и усопших. Среди уже немногочислен­ных фронтовиков, награжденных боевыми наградами

(а теперь в живых в Половодово остался один фронтовик Поляков Алексей Павлович), мы видим женщин, которые, на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. И в то же время без них не было бы этой Победы. Это жен­щины войны, женщины тыла. И они, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу.

Сейчас выросли их дети, внуки; у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья. И все чаще и чаще память возвращает их к вой­не, к испытаниям, через которые они прошли.

Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ малоизвестного писателя Б. Екимова «Ночь исцеления».

Знакомы ли вам лица этих женщин? Именно им пришлось испытать все тяготы военного времени. Они живут среди нас и порой нуждаются в нашем внимании.

Сегодня на уроке мы будем беседовать о таких людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании, о людях, которые прошли боль­шой жизненный путь, пережили войну и не­редко чувствуют себя забытыми и одиноки­ми.

СЛАЙД 7. Урок я назвала «Как важно вовремя успеть…»

- Какие глаголы можно подобрать вместо многоточия?

В рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеле­ния» о войне говорится не напрямую, а кос­венно. В основе произведения - внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

СЛАЙД 8. Эпиграфом к уроку взяты строчки…

Но прежде чем анализировать рассказ, по­слушаем небольшое сообщение о самом Екимове

Биография Б. Екимова

СЛАЙДЫ 9 -12

СЛАЙД 13

Очень часто главным героем произведе­ний Бориса Екимова становится школьник, подросток. Не случайно, поэтому центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни.

По убеждению писателя, мы с детства должны сострадатель­но, тепло относиться к беспомощной старос­ти, разделить боль любого живого существа, будь это человек, птица или животное.

Таким образом, мы будем говорить сегодня о мило­сердии и сострадании.

СЛАЙД 14.

Как вы понимаете эти слова - «милосердие», «сострадание»?

(Ми­лосердие - готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострада­ние - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем, - Из "Сло­варя русского языка» С.И.Ожегова.)

Милосердие и сострадание - одна из ва­жнейших тем русской литературы. Кто из пи­сателей и в каких произведениях поднимал эту тему? (Леонид Андреев в рассказе «Куса­ка»; Андрей Платонов в рассказе «Юшка».)

СЛАЙД 15 .

III . Беседа с анализом отдельных эпизодов

    Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Впервые я задумался над тем, что, мо­жет быть, и моим близким нужна моя по­мощь.

Мне стало страшно, что до сих пор вой­на так мучает людей.

Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так. как он?

    Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?

Тревогу

Жалость к бабе Дуне.

Удивление поведением Гриши.

Облегчение.

Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.

СЛАЙД 15 (щелчок) – появление текста

Б. Екимов назвал рассказ «Ночь исцеления».

СЛАЙД 16

1гр. Подобрать однокоренные слова к слову «исцеление».(целитель, целебный, целительный, исцеляющий, исцелять)

- какие ассоциации вызывают эти слова?

2гр. Выразить лексические ассоциации к этому слову (синонимы: излечение, выздоровление, восстановление здоровья, возвращении к жизни – физическом выздоровлении

СЛАЙД 17.

- какой вывод можно сделать о содержании рассказа?

(Речь пойдёт о физическом и духовном выздоровлении, преображении)

    Какие вопросы затронуты в рассказе Екимова ?

( Взаимоотношение поколений,

гуманное отношение к страдаю­щему человеку,

память о войне,

выбор пове­дения человека в той или иной ситуации,

Нравственное взросление.)

    Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

(Главный герой произве­дения - Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее.

Бабушка - несомненно, достойный персо­наж, но именно от внука она получает по­мощь, которая так ей необходима.}

Действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка

- На сколько частей можно разделить рассказ?

(три части,

первая часть - приезд Гриши,

вторая часть – первая ночь в деревне,

третья часть – ночь исцеления).

Автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Войну даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Описание внешности главных героев. (Индивидуальное задание)

СЛАЙД 18

Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешне е”.

СЛАЙД 19 .“С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

СЛАЙД 20. Портреты старых русских женщин .

- “Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?”

Описание ГРИШИ

СЛАЙДЫ 21 (1)

Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

СЛАЙД 21 (2)“ Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

СЛАЙД 22.

А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

Сколько лет можно дать Грише?

Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших ершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

СЛАЙД 23 (1).

СЛАЙД 23 (2) - Какие однокоренные слова к слову одна встретились в тексте? Их значение.

(одна – без других, отдельно; одинокая – без семьи, без близких; одиночество – состояние покинутости, отсутствие окружения.

У неё есть родные, он не прав. Он прав : она живёт обособленно,

Они о ней заботятся, любят её. Одна, т.к родные её избегают.

Почему же баба Дуня одна?

СЛАЙДЫ 24-29

Дети

Внук

1. Поддерживают ли они бабу Дуню?

    свили гнезда в городе”;

    наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;

    И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова.

Гриша обманывает бабушку? Но взрослых обманывать нельзя.

ЭТО ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ. ДРУГОГО ВЫХОДА НЕТ.

Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..."

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

Много бед принесла война людям, много пришлось пережить и бабе Дуне.

Что же произошло с бабой Дуней во время войны?

Во время войны баба Дуня потеряла кар­точки. А дома трое маленьких детей: «Петяня. Шурик, Таечка... приду, они исть попросят...» -

СЛАЙД 30

- Ребята, а вы узнали у ваших бабушек, что такое «карточки.» и что они значили во время войны? (Карточка - бланк с отрезны­ми талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)

Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения

испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Чтобы накормить детей, баба Дуня идет за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено.)

Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в госпиталь. Везде нужны были пропуск, доку­менты. Кругом война, опасность, всюду мог­ли возникнуть подозрения..,

СЛАЙД 31.

Отношение героини к своим недугам . ("Совестясь, чувст­вовала себя... виноватой», «горевала».)

Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью? («...он ничего не по­нял, и страх обуял его». Гриша старается раз­будить бабушку, просит ее печь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимало мысли Гриши. «Стало ду­маться об утре, о рыбалке...-.)

Как позже реагирует внук на крики ба­бушки во сне? (Он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с бабушкой о том, что слышал от нее во сне. И он был уже поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез.)

Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите это . (Разговор по телефону с мамой.)

Что происходило в душе мальчика после разговора с мамой? («...стало думаться о ба­бушке... она казалась такой слабой и одино­кой... И с какой, верно, тягостью ждет она но­чи... Но как помочь?»)

СЛАЙД 32

Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов.

-чем они отличаются?

1-взрослый способ – быстрый, лёгкий, простой,

но жестокий, грубый.

Он подавляет психику бабушки, не исцеляет её, а помогает другим (эгоистичный , не для неё, а для себя)

2 – Гришин способ – долгий – трудный, мягкий, чуткий, добрый: он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т.е. исцеляет её, именно ей помогает – гуманный (с любовью милосердием, состраданием)

СЛАЙД 33.

Процитировать, как переживает что чувствует Гриша в ночь исцеления? (1) «Про бабушку думать было больно» - 2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло. – 3)«Сердце мальчика облилось жалостью» 4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»

«Он не спал, но находился… в той жизни, такое горе, такая беда и печаль, что он не мог не плакать»

Какое ключевое слово повторяется?(сердце)

Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише.

Найдите эти предложения:

СЛАЙД 34 “Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу...”

СЛАЙД 35(1 )“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно ”.

СЛАЙД 35(2)“ Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло...”

Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.

СЛАЙД 36 “Слезы шли от сердца , потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...”

- Как вы понимаете: “... жалея бабу Дуню и кого-то еще...”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)

Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

Что символизирует мотив сердца ? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие)

О чём говорят слёзы Гриши? (он пережил то же, что чувствовала бабушка, он стал чувствовать чужую боль.) – Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа.

Перед каким выбором оказался Гриша в конце рассказа?

Почему он принимает решение не говорить, как он ей помог что надо? делать и молчать?

(Он повзрослел и понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться. Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем.)

СЛАЙД 37

Какова роль пейзажа в рассказе?

Пейзаж в рассказе - фон, который по­могает ярче представить весь ужас снов ба­бы Дуни. Между зимой и войной можно про­вести параллель:

зима - это мертвое время года- Война несет смерть.

Ночь - темное и страшное время суток. Напоминания об ужа­сах военного времени приходят ночью.

Поэ­тому и краски в рассказе контрастные; бе­лая (зима) - черная (ночь).

И вдруг желтый свет - свет луны как спасительный луч, ос­вещающий путь к исцелению. «За окном светила луна. Снег белел ».

«Ночь исцеления" - так называется рас­сказ. О чьем исцелении рассказывает писа­тель?

(Бабушкином, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны.

Про­изошло исцеление и внука , он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чут­кость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша.

Днем - счастливое время школьных каникул: рыбал­ка, катание на лыжах.

Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий на­зад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки, И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее.)

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее.

Об этом стихотворение А. Дементьева

СЛАЙД 38

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечонадежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровной

Незримо отчуждает нас,

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо - научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Чем актуальны эти строки? Борис Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом, кому нужна наша помощь, чтобы мы исцелились благодаря нашей доброте и участию.

Ребята, помните: не забыть – значит не дать повториться. Вот она, нашла память. Вглядитесь в эти лица. СЛАЙДЫ 39-45

(Фотографии и иллюстрации бабушек учащихся)

Вой­на не только убивает, калечит физически, в большей степени калечит духовно. И крово­точат всю жизнь раны даже у тех, кто только прикоснулся к ней, почувствовал ее дыхание. Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей, Они заслужили это. Может быть, рядом с вами живут люди, кото­рым необходима помощь. Они не просят о помощи - они ждут ее.

СЛАЙД 46 . КАК важно вовремя успеть . Ещё раз обращаю ваше внимание, ребята, пока не поздно вспомнить о своих родных, сказать им ласковое слово, простить…

СЛАЙД 47. Домашнее задание. Рефлексия.

Сегодня на уроке я понял… (письменное размышление)

Война оставляет глубокий след в душе каждого человека. Часто и по прошествии множества лет воспоминания о ней не дают спокойно спать и жить. Доказательством этого является рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления», краткое содержание которого предлагается ниже.

Вынужденное одиночество

Дети бабы Дуни давно устроились в городе. А она жила в деревне одна, потому приезд внука ее словно окрылил. Старушка суетилась, готовила и, даже когда Гриша убегал на улицу, чувствовала: в доме есть живая душа. Так начинает свое произведение

«Ночь исцеления» продолжается рассказом об обстоятельствах, заставивших бабу Дуню коротать век в одиночестве. Конечно, хозяйство, которое не бросишь. Однако была причина поважнее: старушка не могла спокойно спать. Сначала она часто навещала детей, но каждый ее приезд превращался для них в испытание. Она кричала по ночам: сказывались трудные военные годы и голод - и не давала спать. Бабу Дуню водили по врачам, но ничего не помогало. И теперь она бывала в городе только днем, а к вечеру непременно возвращалась домой. Благо подросший Гриша гостил у нее и зимой, и по весне.

Неспокойная ночь

Внук вернулся с улицы к вечеру и, поужинав, стал готовить снасти к утренней рыбалке. А баба Дуня сидела рядом и все спрашивала его о том да о сем. Когда предупредила, чтобы, если ночью шуметь будет, разбудил. Гриша лишь отмахнулся: спит он крепко, потому ничего не услышит. Однако вскоре его разбудил крик бабы Дуни. Она говорила о потерянных карточках, о голодных детях и просила о помощи - отмечает автор рассказа «Ночь исцеления».

Краткое содержание того, что произошло дальше, можно передать так. Внук попытался успокоить бабушку, и она снова заснула. Но через время крики повторились. Теперь баба Дуня говорила о желудях, которые, как узнал разбудивший ее Гриша, в голодные годы она молола и добавляла в муку. Старушка чувствовала себя очень виноватой перед внуком и, вероятно, до утра уже не спала. Во всяком случае, уставший Гриша заснул крепким сном и больше ничего не слышал.

Вариант решения проблемы

На следующий день внук отправился на рыбалку, затем на лыжную прогулку. Умаялся так, что ночью спал как убитый. А днем баба Дуня все извинялась, на что Гриша успокаивал ее и просил не волноваться. Так проходило время - отмечает Б. Екимов в рассказе «Ночь исцеления», краткое содержание которого вы читаете.

Как-то мальчик звонил с почты в город. Мама спросила, спит ли он по ночам. Потом дала совет - если баба Дуня начнет кричать, нужно подойти и крикнуть: «Молчать!» Помогает. По дороге домой Гриша все думал о бабушке. Она казалась ему маленькой и слабой. Мучил вопрос о том, как ей помочь. Для других горести давно закончились, а бабу Дуню все не отпускают. Весь вечер у мальчика что-то щемило и жгло в груди. И он думал: только бы не уснуть.

Ночь исцеления: краткое содержание эпизода

Когда из комнаты бабы Дуни донеслось бормотание, Гриша подошел к ее кровати и уж приготовился крикнуть и даже топнуть ногой. Но, услышав мучительные стоны и прерывающуюся речь о хлебных карточках, он вдруг испытал жалость и боль, затем опустился на колени. Внук стал ласково убеждать: «Вот ваш синий платочек, бабушка. А в нем карточки». Старушка сначала помолчала, затем стала благодарить и успокоилась. А Гришу бил озноб, и по лицу его катились слезы. Они шли из самого сердца, наполненного жалостью к бабе Дуне. Когда же она вновь заговорила, внук подошел к ней и все также ласково продолжал ей отвечать и успокаивать. Старушка повернулась и спокойно заснула, теперь уже до утра.

Гриша лег в постель и подумал, как утром обо всем расскажет бабушке. И вдруг его словно обожгло: нельзя об этом говорить. Теперь внук знал, что и завтра, и потом он будет рядом с бабой Дуней. И тогда придет ночь исцеления. Анализ случившегося заставил его по-новому взглянуть и на прошлое, и на настоящее.