Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про горло  /  Педагог обучает. Учитель должен учить! Все остальное – наша обязанность. Актуальность обучения в наиболее современной форме обучения

Педагог обучает. Учитель должен учить! Все остальное – наша обязанность. Актуальность обучения в наиболее современной форме обучения

Марина Солотова

На дворе стоял 1979 год. Я училась в 9-м классе. В школе проходил вечер по случаю 23 февраля. В зале играл школьный ансамбль, и я была на седьмом небе от счастья, потому что впервые танцевала с Игорем из параллельного класса, в которого была влюблена «до самой смерти».

Ближе к концу Самого Лучшего Вечера в моей жизни мы оказались в туалете одновременно – я, наша классная руководительница и две курящие десятиклассницы. Классной показалась, что я тоже с сигаретой. Повторяю: показалось. Пока я шла, нет, летела домой, она позвонила маме. И вместо разговоров о том, какой Игорь все-таки чудесный, говорили мы с мамой совсем о другом.

Мама мне, конечно, поверила. Но я в свои 16 лет была девочкой гордой, порой до глупости. Не знаю, что меня особенно оскорбило: клевета или украденный вечер, но обиделась я на классную сильно.

И утром объявила маме, что в школу больше не пойду. Потому что «не хочу иметь ничего общего с человеком, который на меня подло клевещет и такое обо мне думает». Уходя на работу, мама сказала: «Хорошо, вечером решим, как быть: в вечернюю школу, в другую школу, в музыкальное училище – вариантов навалом». Я укрылась потеплее и заснула.

Сначала раздался телефонный звонок. Кузина, гостившая у нас по случаю студенческих каникул, сняла трубку и сказала: «А она в школу больше не придет». И объяснила почему.

Спустя полчаса раздался звонок в дверь. В квартиру вошли завуч и классная руководительница… Внимательно выслушав мою версию, завуч Раиса Владимировна сказала, что из школы я уйти, конечно, могу, но лучше не стоит. Она, как мне показалось, говорила долго и вполне убедительно, но я была непреклонной. И тогда она сказала: «Если учитель не прав, он перед тобой извинится. Правда, Алла Турашевна?»

И Алла Турашевна извинилась. И я пулей оделась и схватила портфель. И еле сдержалась, чтобы не броситься на шею Алле Турашевне. Сейчас жалею, надо было броситься.

Это не было унижением учителя. Ни один из моих одноклассников не ехидничал по этому поводу. Никому из нас не пришло в голову насмехаться над классным руководителем или возвести в ранг героя меня. Это была демонстрация профессионализма, основанного на уважении к ученику. Это была демонстрация достоинства школы и педагогов. У наших учителей было чувство собственного достоинства.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов прийти домой к ученику, чтобы перед ним извиниться? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя стали менее профессиональными. И тогда, и сейчас учителя есть разные. И те, кого безмерно любят дети, потому что есть за что. И те, кого они терпеть не могут, потому что есть за что. Но у современных учителей любить и уважать детей часто не хватает времени и сил, потому что они вынуждены любить департаменты и министерства. Такое количество никому не нужной, бессмысленной работы, часто граничащей с профанацией, можно делать либо от большой любви, либо находясь в рабстве. Такую нагрузку выдерживать может только робот, да и то до поры до времени.

Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей особого душевного отношения к нашим детям. У них просто нет ресурса на это. А тот, который есть, нам вместе надо беречь. Не звонить, например, в департамент и президенту, если учитель сделал что-то не так. Просто попытаться решить вопрос спокойно и полюбовно в границах класса.

Потому что на каждую нашу жалобу школа и учитель будет писать миллион объяснений, вместо того, чтобы учить наших детей. Нам надо понять, что наша задача – не перевоспитать учителя, а научить ребенка правильно и без ущерба для здоровья вести себя в любой ситуации. И защитить его там, где это необходимо.

Учитель должен учить! Все остальное – наша обязанность. Вспоминаю папу своего ученика-пятиклассника, который искренне не понимал, почему его ребенок не моет руки перед тем, как сесть дома ужинать. «Вы чему их тут учите?!» – возмущался папа. Я учу их русскому языку и литературе. А мыть руки их должны научить мама и папа, хорошо бы задолго до пятого класса…

Именно поэтому я всю жизнь люблю читать

Во второй четверти первого класса я перешла в другую школу – родители получили квартиру в новом районе. В 7 лет техника чтения у меня была точно такая же, как сейчас – так получилось. Напомню, что в 1970 году понятия «подготовка к школе» не существовало в принципе, поэтому добрая половина первоклассников первые буквы узнавали за школьной партой, по букварю.

Слушать, как мои одноклассники пытаются сложить буквы в слоги, а слоги – в слова, мне было очень скучно. Я сразу же узнала, где в школе находится библиотека. Через неделю библиотекарь, которая выдавала мне книжки «по возрасту», сказала моей учительнице Марии Федоровне: «К вам такая девочка странная пришла, на одной перемене берет книжку, а на второй – отдает и просит новую». Мария Федоровна, которая мои первые дни в классе, где учились сорок два человека, меня не трогала, подозвала меня к себе и попросила почитать.

После этого я ни разу за 3 года начальной школы не следила за тем, как читают мои одноклассники, и не пересказывала тексты. На чтении меня сажали за последнюю парту и я читала то, что мне интересно: «Робинзона Крузо», «Детей капитана Гранта», «Дикую собаку Динго»… а раз в неделю, на уроке внеклассного чтения, я пересказывала эти книжки своим одноклассникам, и за это мне ставили оценки. А на уроке математики место за последней партой занимала Ирка Галаева, которая решала задачи за 4-й класс. Я убеждена: именно поэтому я всю жизнь люблю читать, а Ирка – математику.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов обеспечить такой индивидуальный подход к своим ученикам? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что сегодня в школе нет детей, которым неинтересно сотый раз повторять то, что они помнят еще с позапрошлого года. Таких детей сегодня гораздо больше, чем в 1970 году. У современных учителей нет возможности подобрать ребенку сложные задачи и дать возможность их решать.

Потому что с учителя спросят в первую очередь за то, чтобы ученик отсчитал ровно 4 клеточки от края страницы, и не дай Бог 6 или 3. Или за что, чтобы при попытке узнать, сколько всего молока налито в шесть двухлитровых бидонов, ученик умножал литры на бидоны, и ни в коем случае не наоборот. И за то, чтобы на ЕГЭ ученик мог сделать вот это: «Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов» .

И плевать, что человек пишет абсолютно грамотно, записал на экзамене по русскому языку цифру с пробелом – все, ошибка. Я пишу сейчас эти очевидные вещи для того, чтобы родители поняли: не стоит ждать и тем более требовать от учителей, чтобы они развивали в наших детях любовь к литературе, истории и математике. У них нет на это сил и времени. Им за другое сегодня платят зарплату. Нам надо понять, что не стоит ругать ребенка за оценки. А если мы хотим, чтобы он знал и любил предмет, озадачиться этим должны мы, родители. Задача учителя – подготовить к ЕГЭ. А озадачиться развитием интереса к новым знаниям, формированием аналитических способностей должны мы, родители, хотим мы этого или нет. Таковы сегодняшние реалии.

И тогда он пошел со щенком к учителю биологии

У меня был подшефный класс. Рассказываю для тех, кто не помнит, что это такое: мы ушли в четвертый, а наша учительница взяла первый. И мы ходили в этот первый (а потом второй, третий и т.д.) класс как шефы. Когда мои подшефники учились в пятом, один из них, Сергей, нашел на улице щенка. Мокрого, грязного и больного. Сергей точно знал, что мама не разрешит занести щенка домой. Но так же точно он знал, что жить без этого щенка уже не сможет. И тогда Сергей пришел с этим щенком к Нине Васильевне, учительнице биологии. Домой. Нина Васильевна взяла щенка, отмыла его, вылечила и через пару недель пошла с ним и Сергеем к Сергеевой маме. И уговорила ее разрешить сыну привести домой друга.

Сегодня, накануне нового учебного года, мне не дает покоя вопрос: а сегодняшний учитель готов так глубоко вникнуть в ребячью жизнь и броситься на помощь? И я склоняюсь к отрицательному ответу.

Не потому, что учителя все вдруг стали черствыми и бездушными. А потому, что сегодня одна десятая часть из нас, как в анекдоте, работает на полторы ставки, потому что на одну им есть нечего, а на две – некогда. Остальные работают на две и больше. Потому что отчитываются в департаменты они не за количество спасенных щенков, а за количество учеников, участвующих в легкоатлетическом кроссе и посещающих внеурочные занятия.

Реалии времени: учитель не может оставаться верным другом и наставником по жизни. Не может по объективным причинам. Ему сегодня некогда щенка мыть и лечить, он вечером, после проверки тетрадей и заполнения электронных дневников, отвечает в чате на наши родительские сообщения вроде: «Вера Петровна, поясните наконец, можно тетради с картинками или всем зеленые?!»

Сегодня, накануне учебного года, я хочу пожелать нашим учителям терпения, мудрости, сил и понимающих родителей. Родителям – здравого смысла, стойкости и Настоящих учителей. А всем вместе – здоровья и умения сотрудничать во имя главного, что есть у нас в жизни – счастья наших детей. Давайте постараемся вместе? Попробуем не перекладывать друг на друга нашу ответственность, потому что она – разная. Не начинать военные действия. Потому что тогда дети наши становятся либо оружием, либо жертвой. Оружие стреляет. Жертва – защищается. Давайте на своем примере покажем нашим детям, как надо слушать и слышать друг друга.

Подробности

Умению преподавать и учить тоже нужно учиться. Можно ли получить диплом преподавателя дистанционно, где пройти обучение и получить образование педагога? Давайте узнаем!

Выбрать путь получения диплома педагога – задача непростая и требует максимальной концентрации внимания.

Но если смогли одни, то смогут и другие. Тем более сегодня, когда вариантов для обучения на преподавателя намного больше – есть бюджет, контракт.

Как получить образование педагога?

Есть классическая модель учебы – поступление в высшее учебное заведение и получение диплома университета, академии или института. Именно таким путем идут в большинстве своем те, кто хочет отучиться на педагога заочно или очно и получить допуск в мир преподавания.

Второй вариант – это учеба в ссузе – колледже, техникуме, училище. Этот вариант менее популярен, но все еще доступен для обучения на педагога.

Третий вариант – учеба в колледже или вузе по практически любой профессии, которая может быть полезна в системе образования, а следом прохождение педагогических курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей. Такой путь дает шанс учиться на кого угодно, а следом получить и диплом педагога. Путь длинный, но становится для кого-то единственно верным.

Современные технологии дают шанс получить высшее образование, не выходя из дома. Можно получить практически любую специальность дистанционно, в том числе и профессию педагога . Никаких поездок на учебу, возможность работать и учиться одновременно, жить в любом городе и даже за пределами страны. Почему бы и нет.

Получить дистанционное образование педагога стало возможно относительно недавно. Но при всех явных преимуществах метода, учебные заведения не спешат переносить образовательный процесс на просторы мировой сети.

Существовали и до сих пор существуют опасения, что человеческий фактор будет сильнее и студенты не смогут освоить необходимую программу в полном объеме. Но под воздействием времени сомнения все чаще отбрасываются и уже сегодня некоторые колледжи, университеты и учебные центры разработали и готовы предложить абитуриентам программу дистанционного обучения педагогов. Она идеально подходит взрослым студентам, за спиной у которых уже есть образование.

Как получить диплом преподавателя дистанционно?

Для начала, нужно изучить перечень учебных заведений, которые предоставляют возможность учиться онлайн. Как только выбор сделан, можно смело подавать документы.

Подача документов также проходит посредством Интернет, в виде пересылки отсканированного пакета документов. После зачисления, студенту предоставляется доступ в личный кабинет, где представлен функционал для просмотра лекций и сдачи экзаменов и тестов.

Отличная новость в том, что дистанционное образование педагогов приравнено к заочной форме обучения. В дипломе не будет указано, что студент учился онлайн!

Технические требования минимальны: нужно иметь стабильный Интернет с высокой скоростью, программу для связи, web-камеру и аудио-гарнитуру. Студент виртуально присутствует на всех запланированных лекциях, принимает участие в практических семинарах и находится в постоянном контакте со своими преподавателями.

При обучении на педагога дистанционно, экзаменационная сессия также проходит в онлайн-режиме в виде тестовых заданий.

Некоторые предметы сдаются в виде развернутых ответов на поставленные вопросы, какие-то экзамены нужно сдавать непосредственно преподавателям, но большая часть – это тесты.

Где получить образование педагога дистанционно?

Для обучения, абитуриенты могут выбрать учебу по программам высшего, среднего профессионального и дополнительного образования.

С нуля, после 9 и 11 класса получить диплом преподавателя начальных классов, коррекционного педагога и по профилю «Специальное дошкольное образование» можно, например, в Московском городском открытом колледже.

После 11 можно пойти учиться в вуз Синергия, где есть профиль обучения Педагогика. Столичный вуз обучает студентов не только из Москвы и регионов России, но и из стран СНГ. Учеба платная, но полностью дистанционная, выпускные экзамены и защита диплома осуществляется в режиме онлайн.

Например, в Федеральном институте повышения квалификации и переподготовки есть курсы для дистанционного обучения на педагога-дефектолога, а в МИСАО (Федеральный центр профессионального образования) есть множество вариантов для получения диплома преподавателя в самых разнообразных направлениях.

Преимущества дистанционного обучения для преподавателей

Развитие современных IT-технологий не стоит на месте. Возможности виртуального пространства становятся шире с каждым днем. Уже не осталось такого места на земле, где нет Интернета (в России точно), а значит получить высшее образование можно из любого региона РФ, не покидая свой населенный пункт.

Стоимость получения образования педагога дистанционно, как правило, в 2 раза ниже, чем на заочной и очной форме обучения.

Это объясняется тем, что расходы на образовательный процесс снижаются втрое: эксплуатация учебных пособий и аудиторий, организация питания, заработная плата преподавательскому составу. При этом, дистанционная форма обучения позволяет не иметь привязки к одному месту и всегда оставаться в учебном процессе.

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.


Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя - это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то - для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:


Плюсы

Минусы

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают "трудные" родители:)
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.

✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:
Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
Педагогический колледж "Арбат" МГПУ (бывший ПК № 9)
Педагогический колледж "Дорогомилово" МГПУ (бывший ПК № 6)
Педагогический колледж "Измайлово" МГПУ (бывший ПК № 8)
Педагогический колледж "Медведково" МГПУ (бывший ПК № 14)
Педагогический колледж № 18 "Митино"
Педагогический колледж "Черемушки" МГПУ (бывший ПК № 4)
Педагогический колледж № 10
Педагогический колледж № 15
Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО "Мир чудес", Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад "Гусёнок", Частный детский сад "Волшебный замок" и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Программа

«Школа начинающего педагога»

Аналитическое обоснование программы

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования?

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности принаборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто начинающие педагогииспытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы. По данным психологов 87 % начинающих педагогов ставит на первое место именно отсутствие навыка преподавания, общения с детьми.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Начинающему специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Начинающим педагогам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Цель программы : научно-методическое сопровождение деятельности начинающихпедагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании

Задачи :

- дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;

- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

- развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

- повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно--воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов.

Механизм реализациипрограммы

«Школа начинающего педагога» представляет собой постоянно действующуюформу повышения методической грамотностиначинающего педагога: пропедевтическая адаптационная работа, мониторинговые исследования, сопровождение начинающего педагога; организация профессиональной коммуникации, ориентация педагогов, не имеющих среднее специальное образование наполучение высшего образования. Реализация программы будет осуществляться путем организации различных форм методической работы: семинары, тренинги, консультации, анкетирование, самообразование и др. Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимовести в четырех направлениях:

Первое направление: мониторинг «Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - отслеживание 3 раза в течение года (на начало, середину и конец) результатов деятельности педагога по следующим направлениям: знание своего предмета, умение анализировать, знание методики преподавания, знание детской возрастной психологии, знание психологии детского общения, психологии творчества, умения использоватьразнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся, обновлениеметодического оснащения занятия. Результаты анкетирования помогаю выявить, какие проблемы возникли в процессе работы, каких успехов достиг педагог, какую методическую помощь ему необходимо доказать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

Второе направление: адаптация - знакомство педагога с методическими материалами по направлению деятельности, библиотекой, учебными кабинетами, спецификой набора детей в объединения, планами учебной, методической, воспитательной работы, документацией, основными требованиями по её ведению, основами составления расписания занятий. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях общения между членами педагогического коллектива и обучающихся,работы с документацией.

Третье направление: наставничество- сопровождение начинающего педагога: начиная от директора и заместителей, заканчивая педагогом-коллегой; хорошо спланированная система наставничества, развитиеуверенности в себе, умения организовать группу и удержать детей в объединении. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях педагогической профессии. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с начинающим педагогом.

Четвертое направление : профессиональном становление- методист или куратор должен выступать в роли тьютера педагогов-наставников, который всегда подскажет, как правильно спланировать работу с педагогом, подобрать формы работы. Педагогическая профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив учреждения. В профессиональном становлении начинающего педагога имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

Дидактические – искусство передавать знания в доступной форме;

Конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;

Экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;

Коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;

Способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;

Актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;

Умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов. Значительное внимание уделяется такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Начинающие педагоги получат конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов занятий, рекомендации. Неопытный педагог получает помощь не только от наставника, а и от руководителя методического объединения, заместителя директора, психолога, опытных педагогов.

Реализация программы

Первыйэтап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

Цель: Создание методической базы для реализации программы: рекомендации, обучающие идиагностические материалы.

- формирование списка начинающих педагогов (приложение 1)

- разработка плана работы «Школы начинающего педагога» (приложение 2)

- входная диагностика, с амодиагностика (приложение 6)

- назначение наставников , составление индивидуального плана работы с начинающим педагогом.

- организационные вопросы. Ознакомление с учреждением, традициями, правилами внутреннего трудового распорядка создание нормативных документов для реализации программы; положение, приказ;

Разработка мониторинга реализации программы: входная диагностика, диагностика профессиональной готовности педагога: деятельность, умения, знания, коррекция; оценка успешности учебной работы педагога

Разработка программно-методического, информационного обеспечения: программы, рекомендации, памятки начинающему педагогу, наставнику;

- методическая помощь при разработке образовательной программы

- методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования.

Оказание методической помощи при разработке поурочных планов.

Ожидаемый результат :

- Определение методических затруднений у начинающих педагогов.

- Создание методической базы для реализации проекта

- Разработка программно-методического, информационного обеспечения

Второй этап.Практический (ноябрь-февраль)

Цель: Внедрение в практическую деятельность программы

Информационная и методическая поддержка начинающих педагогов: консультации, рекомендации, учеба;

Мониторинговое отслеживание динамики изменений;

Требования к современному занятию;

Открытые занятия опытных педагогов, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений Дневник взаимопосещений (приложение 3)

- основные этапы занятия

Классификация методов, приемов, используемых в учебном процессе;

Дидактические, психологические, гигиенические, воспитательныетребования;

Определение образовательной цели;

Осуществление дидактических принципов обучения;

Выбор рациональных методов, приёмов, способов;

Интерактивные формы и методы обучения;

Нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий;

Промежуточная диагностика (посещение занятий)

- индивидуальный подход в обучении одаренных детей;

Это поможет педагогу рационально выбирать тип занятия, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) , рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение профессиональной компетенции педагогов:

2. Повышение результативности обучения, сохранение и увеличение контингента обучающихся;

3. Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей;

4. Включение каждого начинающего педагога в творческий поиск через участие в работе ШНП

Третий этап.Аналитический (март-май)

Цель: Анализ, оценка, перспектива развития педагога.

Осуществление мониторинга взаимного воздействия роста уровня профессиональной компетентностиначинающих педагогов и изменения эффективности образовательного процесса в их объединениях;

Самоанализ занятия.

- организация индивидуальной работы с обучающимися.

Формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся;

Нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий интерактивные формы и методы обучения

Оформление «Портфолио начинающего педагога»

Итоговая диагностика. Самодиагностика (приложение 8)

Каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности со своим наставником готовит «Портфолио начинающего педагога» (4 ). Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

В Портфолио собираются по мере накопления:

Раздел 1.Общие сведения о педагоге»

- Фамилия, имя, отчество педагога,

- домашний адрес,

- место рождения,

- дата рождения,

- сведения об образовании,

- профессиональная деятельность,

- повышение квалификации

Раздел 2. Нормативные документы

Диплом о профессиональном образовании;

Трудовая книжка;

Аттестационный лист или приказ о присвоении категории;

Удостоверения курсов повышения квалификации.

Раздел 3.Результаты педагогическойдеятельности”

Достижения детей

- Достижения педагога (Дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты участников и др.)

Раздел 4.Научно-методическая деятельность:

Сообщения и доклады на конференциях, семинарах, МО

Участие в инновационной и научно-исследовательской работе обучающихся (индивидуальный план работы с детьми, материалы по работе с одаренными детьми)

Список литературы потеме самообразования

Публикации и статьи в научно-методических журналах, на сайтах

Разработки занятий

Мастер-классы.

Раздел 6.“Отзывы”

- Отзывы детей и родителей.

Раздел 2. “Самоанализ педагогической деятельности”

Материалы экспертизы программ

Мониторинг успеваемости и качества обучения (графики, диаграммы)

Мониторинг достижений обучающихся (карта творческого роста)

Анализ педагогической деятельности, диагностика работы педагога

Анкеты и тесты обучающихся, родителей

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» педагога.

Ожидаемый результат : получение объективной оценки деятельности начинающих педагогов, определение эффективных форм методической помощи.

Методическое обеспечение программы

- Программа «Школа начинающего педагога»

- План работы наставников с начинающими педагогами

- Памятка для начинающего педагога(приложение 5)

- Памятка для наставника начинающего педагога (приложение 7)

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы будет способствовать:

Адаптации начинающих педагогов в учреждении;

Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

Повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

Обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;

Совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;

Литература:

1. Справочник руководителя образовательного учреждения - тема статьи "Адаптация начинающего педагога" (№ 5,2010г.стр. 54);

2. Методист - тема "Адаптация молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования (№ 5,2010г. стр.41);

3. Методист - тема "Кейс-технология в работе с молодыми специалистами" (№ 5,2010г. стр.51);

4. Национальный проект "Образование" - тема "О реализации программы "Школа начинающего учителя как способ оптимизации процесса вхождения в профессию" (№ 3,2010г. стр.17);

5. Инновации в образовании - тема "Особенности развития интегративных тенденций в Российском спец. образовании (Интегративное, инклюзивное обучение)" (№ 8,2010г. стр.4);

6. Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации" (№ 6,2010г. стр.15);

7. Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого специалиста?" (№ 2,2010г. стр.132);

8. Директор школы - тема "Он улетел и не обещал вернуться..." (№ 8,2010г. стр.4);

9. Начальная школа + до и после - "О подготовке будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию личности" (№ 9,2010г. стр.10

10. Социальная психология. – М.: Андреева Г. М. Аспект Пресс, 1999. – 375 с.

11. Язык телодвижений. – М.: Пиз А. Эксмо, 2005. – 272 с.

12. Школа начинающего педагога: Методические рекомендации. Воробьева Н.И., Цынцарь А.Л.

Приложение 2

План работы «Школы начинающего педагога»

Формы, методы проведения

ответственные

Организация образования в Школе

Нормативно-правовая база: закон об образовании, положение об учреждении дополнительного образования детей, концепция развития учреждения;

Правила внутреннего распорядка.

сентябрь

Администрация

Посвящение в педагоги

Торжественное мероприятие

руководитель школы начинающего педагога, культ массовый отдел

Организация учебно-воспитательного процесса

Структура образовательных программ дополнительного образования;

Календарно-тематическое планирование;

Критерии оценивания образовательных, учебных достижений детей;

Ведение документации

Практическое занятие

сентябрь

Администрация, руководитель школы начинающего педагога, наставники

Процесс обучения

Принципы и правила обучения;

Формы организации учебного процесса;

Теоретический семинар

Познавательная деятельность обучающихся

Психологические особенности познавательной деятельности обучающихся;

Способы формирования познавательных интересов;

Мотивы обучения;

Семинар-тренинг

руководитель школы начинающего педагога, опытные педагоги

Методы обучения

Занятие 1.

Суть и функции методов обучения;

Классификация методов обучения;

семинары-практикумы

педагоги-наставники, руководители МО

Занятие 2.

Разные способы обучения;

Практические методы обучения;

Занятие 3.

Логические методы обучения. Методы контроля знаний обучающихся.

Занятие 4.

Игровые методы обучения. Методы самоуправления учебно-воспитательным процессом.

Формы обучения

Занятие 1.

Занятие – основная форма организации учебно-воспитательного процесса функции занятия. Цели занятия. Типы занятий. Требования к современному занятию.

Теоретический семинар, практическое занятие

педагоги-наставники, руководитель школы начинающего педагога

Занятие 2.

Конструирование занятия по целям, дидактическим заданиям, по содержанию программного материала;

Выбор методов обучения.

Открытые занятия начинающихпедагогов, обсуждение

Занятие 3.

Открытое занятие – особенности подготовки и проведения;

Анализ и самоанализ проведенного занятия.

Практическое занятие

руководитель школы начинающего педагога администрация, руков. МО,

Занятие 4.

Разные формы обучения: экскурсии, семинары, факультативы, элективные курсы…

Анализ их проведения;

Цели и задачи форм обучения

Семинар-практикум

Воспитательный процесс

Формы и виды воспитательных мероприятий;

Методы воспитания школьников;
-национальный характер воспитания;

Критерии воспитанности личности;

Особенности ориентированного обучения и воспитания детей.

Проблем-ный семинар

Роль педагога в учебно-воспитательном процессе

Личность педагога-творца;

Требования к педагогу;

Самообразование и самовоспитание педагога;

Роль личности педагога в современном учебном процессе.

Конферен-ция

руководитель школы начинающего педагога, педагоги

Подведение итогов

Калейдоскоп педагогических находок начинающих педагогов «Будем знакомы, молодой коллега!»

Калейдоскоп находок

руководитель школы начинающего педагога, наставники

культ -массовый отдел

Конкурсно-развлекательная программа для начинающих педагогов «Наша надежда».

конкурс

Приложение № 3

Семь золотых правил для педагога

1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)

2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)

3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)

4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс)

5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)

7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Заповеди начинающему педагогу

1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2. Будь приветливым – и будешь смелым.

3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4. Умей требовать и прощать.

5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6. Будь компетентен и будь уверенным.

7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8. Претворяй процесс обучения в радость.

9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Памятка начинающему педагогу

1. Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило: наличие поурочного плана является для тебя допуском на занятие.

2. Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

3. Приходи в кабинет до начала занятий, чтобы приготовить все необходимое для проведения занятия.

4. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

5. Веди занятие так, чтоб каждый ребенок был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.

6. Увлекайте детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.

7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.

8. В конце занятия дай общую оценку работе группы и отдельным детям. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных обучающихся, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

Приложение № 4

Дневник взаимопосещения занятий

направление

посещающий

Тема занятия

Цель, задания

Выводы предложения

Ты очень близкий человек для своего обучающегося. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

Постарайся вселить в ребенка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

Не требуй на занятии "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, занятие - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

Стремись к тому, чтобы твои занятии не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на занятиях свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

Каждая встреча с педагогом для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

Входи в кабинет с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

Неси детям добрую энергию и всегда помни, что " ребенок- это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

Помни, каждое твое занятие должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

Ребенок всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

Учи своих обучающихся трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

Помни о том, что ребенку должно быть интересно на занятии. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

В общении с родителями своих обучающихся помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах обучающихся только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Приложение №6

Памятка для наставника начинающего педагога

1. Вместе с начинающим педагогом разработайте и глубоко проанализируйте образовательные программы и пояснительные записки к ним.

2. Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывайте помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с обучающимися. Наиболее трудные темы лучше разрабатывать вместе. В своей группе постараться изучать материал с опережением на 2-3 занятия, с тем, чтобы датьначинающему педагогу возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Постарайтесь вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия.

5. Посещайте занятия начинающему педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.

6. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Приложение 7.

Входящий мониторинг.

АНКЕТА

профессиональной готовности педагога

1. Понимание детских состояний и умение мотивировать детей.

2. Скорость педагогической реакции и способность к экспромту.

3. Положительная заряженность, остроумие, юмор.

4. Умение находить контакт с детьми, коллегами, родителями.

5. Умение перед входом в учреждение сбрасывать с себя груз проблем.

6. Толерантность – приобретенная и развитая в себе способность душевного доброго отношения ко всему на планете, умение прощать, видеть и поддерживать в человеке прекрасное.

7. Эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию, готовность души помочь человеку, поддержать его.

8. Увлеченность всяким делом, за которое взялся.

9. Умение хранить детские тайны.

10. Умение жить интересами детей.

11. Инициативность, энергичность.

13. Наличие интересов, привлекательных для ребят.

14. Умение и желание сочинять, придумывать, доводить до конца.

15. Умение терпеливо двигаться к намеченной цели.

16. Умение инициировать, организовывать и помогать детским самодеятельным организациям.

17. Умение вовремя приходить на помощь.

18. Способность к поиску, творчеству.

19. Способность и желание идти по пути самообразования, саморазвития.

20. Эмоциональная раскрепощенность, широкая палитра позитивного чувственного восприятия мира. Умение заразить окружающих своей энергией.

21. Устойчивая этическая позиция, нравственный закон в душе.

22. Внешняя привлекательность, умение образно, красиво, выразительно и четко выражать свои мысли.

23. Способность к самоиронии.

24. Рефлексивная способность.

25. Постоянная забота о своем здоровье и здоровье обучающихся.

26. Умение доводить начатое до конца.

27. Ежедневная постоянная глубокая психолого-педагогическая, предметная, методическая подготовка к занятиям.

28. Умение признавать свои ошибки.

29. Способность к индивидуальной продуктивной работе с обучающимися

Приложение 8.

Итоговый мониторинг

1. С какими трудностями вы столкнулись? Перечислите их.

2. Как их преодолеваете?

3. Кто вам помогает в работе? Как?

4. Я иду на занятие, чтобы...

5. Что в вашей деятельности является для вас наиболее трудным?

6. Воспитание каких черт личностиребенкавами достигается наиболее трудно?

7. Чем вы объясните трудности в своей деятельности?

8. Каким должен быть современный педагог?

9. Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ребенка?

10. Чему и как можно научиться у опытного педагога?

11. Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе

12. Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочитали за прошедший учебный год?

13. Какие у вас были педагогические открытия?

14. Занятия, по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году? В чем была ваша творческая удача?

Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога

Теоретические знания и профессиональные умения педагога

Начало года

Середина года

Конец года

1. Знание своего предмета

2. Умение анализировать

3. Знание методики преподавания

4. Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.

5. Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность.

6. Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

7. Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных.

8. Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность.

9. Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий.

10. Рациональное использование в своей работе наглядности.