Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про горло  /  Речь посполитая сейчас. Речь посполитая

Речь посполитая сейчас. Речь посполитая

План
Введение
1 Название
2 История
2.1 Создание
2.2 История
2.3 Разделы Речи Посполитой
2.4 Попытки возрождения союза и их поражение

3 Площадь территории и население
4 Столица
5 Административное деление
5.1 Великопольская провинция
5.2 Малопольская провинция
5.3 Великое княжество Литовское

6 Культура и религия
Список литературы

Введение

Речь Посполи́тая - федерация Короны Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии, а также частично на территориях России, Эстонии, Молдовы и Словакии. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.

1. Название

Речь Посполитая - дословный перевод с латинского на польский слова республика (лат. Res publica ) и на русский язык переводится как «общее дело». Официальное название государства - Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского (польск. Rzeczpospolita Korony Polskiej i Wielkiego Księstwa Litewskiego ; лит. Lenkijos Karalystės ir Lietuvos Didžiosios Kunigaikštystės Respublika; белор. Рэч Паспалітая Кароны Польскай і Вялікага Княства Літоўскага; укр. Республіка Корони Польської та Великого Князівства Литовського). Местными жителями государство обычно называлось Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita ; зап.-русск. Рѣч Посполита ), иностранцами - Польша.

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska ; лат. Serenissima Res Publica Poloniae ).

Ныне широко употребляется название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów ), появившееся, однако, только в XX веке. В Польше это название стало популярным после выхода в свет в 1967 году исторической одноимённой трилогии польского писателя Павла Ясеницы.

2. История

2.1. Создание

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов - польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно - с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды.

2.2. История

Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют настоящим «Золотым веком», каким он был для католического польского меньшинства страны (шляхты), составившего его элиту. Второе столетие характеризуется военными поражениями, в том числе катастрофическими демографическими потерями в ходе так называемого Шведского потопа.

В 1596 году на церковном соборе была принята Брестская уния. Входя в унию, Польское правительство, без сомнения, рассчитывало на то, что соединение двух христианских исповеданий приведёт и к политическому объединению двух славянских народов. Но на практике случилось обратное: уния вместо ожидаемого объединения Польского государства, привела Польшу к совершенно обратным результатам. Некоторые польские историки, как, например, М. Боржиньский, считают, что «Брестская уния, вместо того, чтобы привести к религиозному единству, вызвала раскол в русском населении и часть его, оставаясь верной Восточной Церкви, была враждебно настроена в отношении униатов и поддерживавшей их Польши».

Политика полонизации и религиозного гнёта вызывает недовольство православных восточнославянских народов, усиление эксплуатации которых означает возвращение к крепостничеству. Усиливаются народные восстания, нарастает анархия в политической жизни страны. Последние годы её существования характеризуются неудачными попытками модернизации и проведения демократических реформ.

В конце 16, начале 17 веков Речь Посполитая ввязалась в военные конфликты почти со всеми своими соседями. В 1605-1618 годах польский король Сигизмунд III попытался воспользоваться Смутным временем в России для укрепления своего влияния в Российском государстве, вплоть до присоединения российских земель к Речи Посполитой. В начале 17-го века Сигизмунд III попытался отстоять своё право на шведский престол, в силу чего пришлось принять участие в войне в Ливонии. Также польские дворяне, иногда с позволения короля, а иногда против приняли участие в Молдавских войнах магнатов с целью установления контроля над Молдавией. В то же время некоторые польские подразделения приняли участие в религиозном конфликте на территории Священной Римской империи.

2.3. Разделы Речи Посполитой

Первый раздел Речи Посполитой 25 июля 1772 года Российской империей, Прусским королевством и Австрией в Санкт-Петербурге была подписана конвенция, согласно которой Восточная Белоруссия и часть Инфлянтов отходили к Российской империи; Вармия, воеводства Поморское, Мальборкское, Хелминьское, большая часть Иновроцлавского, Гнезненского и Познанского воеводств отходили к Пруссии; а княжества Освенцимское и Заторское, южная часть Краковского и Сандомирского воеводств, воеводства Русское и Белзское отходили к Австрии.

Второй раздел Речи Посполитой 12 января 1793, Гродно. 20 лет после первого раздела, Польша собирается с силами, Правительственная реформа, экономический подъем, Конституция (вторая в мире, первая в Европе) - Этим довольны не все, снова конфедерация, снова против Короля, но теперь за вмешательство России с призывом русских войск. К России отходит значительная часть Западной Белоруссии и Украины, а к Пруссии - Гданьск и Торунь, почти вся Польша, часть Мазовии и Краковского воеводства.

Третий раздел Речи Посполитой 13 октября 1795 году подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее реки Буг и реки Неман; к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии - воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское, часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств.

Итоги трёх разделов В итоге трёх разделов Речи Посполитой к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли) (кроме части Украины, отошедшей к Австрии). Коренные польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. 15 января 1797 года подписана последняя конвенция, утвердившая раздел Речи Посполитой, упразднившая польское гражданство и полностью ликвидировавшая остатки польской государственности. К этой конвенции был приложен акт 1795 года отречения от престола польского короля Станислава Августа.

2.4. Попытки возрождения союза и их поражение

Попыткой возродить Речь Посполитую можно назвать создание Наполеоном Варшавского герцогства в 1807 году. Аналогичные попытки предпринимались во время Январского восстания (1863-1864) и в 1920-е, когда Юзеф Пилсудский выдвинул идею создания «Междуморья» - конфедерации Польши, Литвы, Беларуси и Украины. Современная Польша называет себя наследницей Речи Посполитой. В литовской историографии отношение к польско-литовскому союзу, несмотря на его формально «добровольный» и «обоюдный» характер было и остаётся с некоторыми оговорками в целом отрицательным из-за интенсивной полонизации литовцев и белорусов в этот период, а также из-за попыток Польши завладеть Вильно в начале XX века, пользуясь историческими прецедентами.

3. Площадь территории и население

Год Население, млн. чел. Площадь, тыс. км² Плотность, чел. на км²
1580 7,5 865 9
1650 11 878 12
1771 12,3 718 17

→ Люблінская Унія

На территории современных Польши, Беларуси, Украины, Литвы и части России, от Балтийского до Черного моря, до конца XVIII века существовало уникальное государство - Речь Посполитая. Но в 1795 году оно исчезло с карт Европы.

Ливонская война окончательно подрывала силы Великого княжества Литовского. И тогда было решено обратиться за помощью к Польше. Однако поляки захотели воспользоваться ситуацией и потребовали полной инкорпорации княжества. Несмотря на то, что жадная до польских вольностей литовская шляхта согласилась бы и на такие условия, магнаты хотели защитить независимость ВКЛ.

Шесть лет тянулись переговоры. Однако 1 июля 1569 года компромисс был найден. Речь Посполитая объединялась под управлением единого монарха (король польский и князь литовский) и общего сейма. Международная политика, монета, шляхетские вольности - все становилось общим. Однако ВКЛ сохраняло свои права и вело собственную политику. Новое объединение стало наиболее могущественным во всей Европе.

Речь Посполитая (перевод на польский с латыни выражения «Res Publica» — дело общее) была образована в результате Люблинской унии 1569 года, объединившей и Польское Королевство. Приметно оно тем, что во время так называемого «века абсолютизма» являлось практически единственным государством в Европе, обладающим выборной монархией и представлявшее собой некий вариант представительной демократии. Эта уникальная политическая система получила название «шляхетская демократия». Однако именно в связи со своим внутренним политическим устройством в Речи Посполитой с самого начала существования вызревал политический кризис, приведший в итоге к распаду этого государства.

Провинции Речи Посполитой в 1629 году


Речь Посполитая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.

Речь Посполитая (от польск. rzecz — вещь и польск. pospolita — общая) — дословный перевод с латинского на польский выражения Res Publica, что на русский язык переводится как «общее дело» или «общая вещь». Официальное название государства — Королевство Польское и Великое княжество Литовское (польск. Królestwo Polskie i Wielkie Księstwo Litewskie). Местными жителями государство обычно называлось просто Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita; зап.-русск. Рѣч Посполита), иностранцами — Польша. Собственно Королевство Польское местные жители называли Короной, а Великое княжество Литовское — Литвой и иногда Великим княжеством.

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая Польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska; лат. Serenissima Res Publica Poloniae).

Ныне широко употребляется название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów), не являющееся аутентичным, было придумано польским писателем Павлом Ясеницей и получило известность после выхода в свет в 1967 году одноимённой исторической трилогии.

Государственное устройство .

Речь Посполитая считалась общим государством «обоих народов» — польского и литовского, под которыми понималась совокупность представителей шляхетского сословия Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Верховная власть, сильно ограниченная со стороны шляхты, принадлежала пожизненно избираемому монарху, носившему единый титул короля польского и великого князя литовского, русского и жемайтского. Законодательная, а также частично судебная власть находилась в руках Сейма, состоявшего из двух палат: Сената и Посольской избы. В состав Сената входили высшие государственные сановники и католическое духовенство, Посольская изба состояла из депутатов, называемых послами. Выборы депутатов происходили на поветовых сеймиках, представлявших собой специально созываемые перед началом работы Сейма собрания местной шляхты. Каждый повет отправлял на сейм двух делегатов (называемых «послами»), которым вручались составленные на сеймике инструкции, отражающие позицию шляхты повета по обсуждаемым на Сейме вопросам.

Герб Речи Посполитой в 1617. Девиз: "Si Deus Nobiscum quis contra nos (лат.)" - Если с нами Бог, то кто против нас?

Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев — магнатов. Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском, однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима от магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на должности и улучшения своего экономического положения. По мере расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно отсутствие влияния центральной власти на регионы.

Избрание монарха происходило на проводившемся в окрестностях Варшавы элекционном сейме, принять участие в котором могли все шляхтичи. Право быть избранным также имел каждый шляхтич, при этом в большинстве случаев кандидатами на престол становились представители иностранных династий. Избираемый пожизненно монарх не имел права передачи трона по наследству, издания противоречащих законам декретов (привилеев), а также ареста шляхтича без суда. Дополнительные ограничения на королевскую власть накладывали так называемые генриковы артикулы, принимаемые монархом перед вступлением на престол. Политические и финансовые обязанности монарха определялись ещё одним обязательным соглашением, известным как Pacta conventa. Подписанием этого договора король и великий князь отказывался от передачи трона по наследству, обязывался править в согласии с королевским советом из 18 сенаторов, не реже раза в два года созывать Сейм, без разрешения которого не объявлять войны и мира и не вводить новые налоги. На территории Великого княжества Литовского условия правления великого князя определялись также положениями .

История Речи Посполитей .


Административно-территориальное деление Речи Посполитой в 1619 году

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — личной (персональной) унии Королевства Польского и Великого княжества Литовского, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Люблинская уния , по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные территории на юге, Волынь, Подолье, Киевщину.

Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют «Золотым веком», каким он был для нобилитированного меньшинства страны — (шляхты), а также для многих горожан, пользовавшихся выгодами самоуправления по Магдебургскому праву. Однако в дальнейшем в политической жизни страны всё более нарастала анархия, а катастрофические демографические потери в ходе войн второй половины XVII — начала XVIII веков предопределили экономический упадок. В последние годы существования страны были проведены масштабные реформы как в экономической, так и в политической сферах, с помощью которых планировалось обеспечить Речи Посполитой устойчивое развитие, однако в этот момент объединённые силы трёх соседних держав уничтожили и разделили между собой это государство.

В момент своего образования Речь Посполитая находилась в состоянии войны с Россией. Благодаря военной реформе, проведённой королём Стефаном Баторием, и его полководческим талантам, Речь Посполитая переломила прежде неудачный ход войны в свою пользу и завершила её умеренно выгодным Ям-Запольским миром. Разногласия по поводу выборов нового короля после смерти Стефана привели к вторжению армии Австрийской империи, которая была разбита, а возглавлявший её эрцгерцог Максимилиан взят в плен. Восстания Косинского и Наливайко в конце XVI в., несмотря на их поражение, ознаменовали становление украинского казачества как важной политической силы.

В начале XVII века внешняя политика страны становится более экспансионистской; король Сигизмунд III ведёт войны с Россией, Швецией, Османской империей. Также шляхта, иногда с позволения короля, а иногда вопреки его воле, принимала участие в Молдавских войнах магнатов с целью установления контроля над Молдавией. В то же время некоторые польские подразделения приняли участие в Тридцатилетней войне на территории Священной Римской империи. Благодаря мастерству полководцев, таких как Ян Ходкевич, Речь Посполитая одержала немало побед, тем не менее эти войны не привели к кардинальному изменению геополитической ситуации в её пользу.

Речь Посполитая в 1635 году


Площадь территории и население, административное деление и столица Речи Посполитой .

На протяжении двух веков Речь Посполитая была одним из крупнейших государств Европы. После подписания в 1618 году Деулинского перемирия её территория достигла максимальной площади в 990 тыс. км² и оставалась таковой вплоть до перехода основной части Ливонии к Швеции по Митавскому перемирию в 1622 году.

Население:

1580 — 7,5 млн чел.
1650 — 11 млн чел.
1771 — 12,3 млн чел.

Численность населения примерно с 7 миллионов в 1569 году достигла 12,3 миллионов человек в 1771 году. До Люблинской унии Королевство Польское было заселено гораздо плотнее Великого княжества Литовского, где при примерно троекратном преимуществе в площади территории плотность населения была в 3-4 раза ниже. Значительная часть земель Великого княжества была практически безлюдна (см. Дикое Поле). Подобная ситуация сохранялась и позднее. Наиболее значительно население государства сокращалось в годы военных лихолетий и массовых эпидемий второй половины XVII — начала XVIII веков.

Официальной столицей Речи Посполитой был Краков. В 1596 замок Вавель подвергся пожару, поэтому король Сигизмунд III временно перенёс резиденцию в Варшаву.С тех пор Варшава остаётся фактической столицей, хотя столичное положение города не фиксируется ни в одном документе, а польские короли и великие князья литовские продолжают короноваться в Кракове. Варшава была провозглашена официальной столицей только по итогам принятия Майской конституции 1791 года.

Речь Посполитая состояла из трёх провинций. Великое княжество Литовское составляло отдельную провинцию, а Королевство Польское делилось на Великопольскую и Малопольскую провинции. Провинции делились на воеводства, а те в свою очередь на поветы (уезды).

Разделы Речи Посполитей .

Попытки возрождения .

Первой попыткой сохранить польское-литовское государство было преобразовать его в Речь Посполитую Трёх Народов .

Попыткой возродить Речь Посполитую можно назвать создание Наполеоном Варшавского герцогства в 1807 году. Аналогичные попытки предпринимались во время Январского восстания (1863—1864) и в 1920-е, когда Юзеф Пилсудский выдвинул идею создания «Междуморья» — конфедерации Польши, Литвы, Белоруссии и Украины. Современная Польша называет себя наследницей Речи Посполитой. В литовской историографии отношение к польско-литовскому союзу, несмотря на его формально «добровольный» и «обоюдный» характер, было и остаётся с некоторыми оговорками в целом отрицательным из-за интенсивной полонизации литовцев и белорусов в этот период, а также из-за попыток Польши завладеть Вильно в начале XX века, пользуясь историческими прецедентами.

В конце XV - начале XVI в. Польша являлась одной из сильнейших держав в Центральной и Восточной Европе. Политическое укрепление Польши было обусловлено экономическим подъёмом XIV - XV вв. и стояло в тесной связи с успешным исходом борьбы с основным противником Польши - Тевтонским орденом. Длительная борьба с германскими феодалами-захватчиками способствовала росту национального самосознания польского народа.

Экономический, культурный и политический подъём Польши оказался, однако, непрочным. К концу XVI в. стали явственно наблюдаться признаки надвигающегося упадка.

Рост польских городов

Вторая половина XV и начало XVI в. являлись временем весьма замешого подъёма городов в Польше, хотя они и в этот период экономически были значительно слабее городов более развитых стран Европы, а их политическое значение в стране в целом было невелико. Возникали новые городские центры и вырастали старые, не игравшие раньше большой экономической роли. Примером быстро развивавшегося города являлась Варшава, ставшая в XVI в. столицей государства. Быстро росло торговое значение городов, связанных с Балтийским морем,- Торуня, Эльблонга и особенно Гданьска. В результате 13-летней войны с Тевтонским орденом (1454-1466 гг.) Польша опять приобрела выход к Балтийскому морю, что содействовало быстрсмх росту её внешней торговли. Висла стала основной торговой артерией, связывавшей Польшу с внешним миром.

Ярким показателем развития польских городов являлся рост численности городского населения. В таких крупных городах страны, как Краков, Познань, Люблин, Калиш, Торунь и др, в XV - начале XVI в численность населения возросла примерно вдвое.

Производительность труда городских ремесленников повысилась благодаря некоторым важным техническим усовершенствованиям и в свою очередь стимулировала дальнейшее развитие техники производства. Особенно большое значение имело широкое применение водяного колеса (мельниц). В XV-XVI вв. Польша располагала значительным числом высококвалифицированных ремесленников.

В цехах усиливалась борьба между мастерами, с одной стороны, подмастерьями и учениками - с другой. Борьба между городским патрициатом и цехами осложнялась борьбой национальной. В ряде крупных польских городов среди патрициата все еще имелся сильный немецкий элемент В поморских городах последний продолжал даже усиливаться В городах других частей Польши, в условиях общего экономическою подъема, развивался процесс быстрой колонизации городской торгово-ремесленной верхушки.

Развивалось производство на сравнительно отдаленные рынки, и спорадически появлялись элементы капиталистического производства. Примером капиталистической мануфактуры может служить предприятие по изготовлению проволоки и жести, организованное членом краковского городского совета Кауфманом. Характер мануфактуры имели первые типографии. В производстве суконно-шерстяных и льняных тканей можно отметить наличие рассеянной мануфактуры, когда организаторами производства, использовавшими труд крестьянскою населения, являлись купцы и богатые городские ремесленные мастера.

Рост и совершенствование городского производства имели серьезные последствия и для польской деревни. Изделия вотчинных ремесленников не могли конкурировать с более совершенными изделиями городского ремесла. Для приобретения городских изделии и дорогих иноземных товаров феодалы нуждались в резком увеличении своих денежных доходов.

Переход к фольварочно-барщинной сислеме феодального хозяйства

Основным фактом в социально-экономическом развитии Польши во второй половине XV и в XVI в. являлся переход к фольварочно барщинной системе хозяйства. Это было самым тесным образом связано с экономическим подъемом городов, развитием экономических связей между польскими землями, начавшимся процессом образования национального общепольского рынка. Наряду с ростом потребностей внутреннего рынка переход к фольварочно-барщинной системе был обусловлен также открывшимися возможностями вывоза хлеба в страны Северной и Западной Европы. Первоначально этот процесс охватил лишь некоторые районы страны. В ряде случаев в конце XV - начале XVI в. можно отметить дальнейшее увеличение денежной ренты. Только со второй половины XVI в. переход к фольварочной системе под влиянием быстрого роста сельскохозяйственного вывоза из Польши в Голландию, Фландрию, Англию, Францию и другие страны Западной Европы принял всеобщий характер.

Увеличившийся спрос на сельскохозяйственные продукты толкал феодалов на такие преобразования своего хозяйства, при которых они могли бы выступить в качестве продавцов сельскохозяйственных продуктов в городах и на внешнем рынке. Этим целям удовлетворяло создание фольварков - имений, основанных на барщинном труде и производивших зерно и другие сельскохозяйственные продукты не только для удовлетворения потребностей феодала, но и на продажу.

Создание и расширение фольварков сопровождалось ростом барщинной эксплуатации крестьянства. Отработочная рента становилась основной формой феодальной ренты. Господство отработочной ренты означало резкое усиление эксплуатации крестьян. Крестьянин под гнётом крепостничества был обречён на нищенское существование. Как и в ряде других стран Восточной и Центральной Европы, развитие товарного производства в сельском хозяйстве в данных исторических условиях не вело к возникновению капиталистических отношений, а, наоборот, способствовало возрождению и приспособлению к рынку самых грубых форм феодального производства.

С ростом старых и основанием новых фольварков происходил процесс обезземеления крестьянства. Увеличивая барскую запашку, феодалы экспроприировали общинные земли, захватывали крестьянские наделы. В результате развития фольварочно-барщинной системы сократилось число крестьянских хозяйств, располагавших наделом в один лан ( 1 лан=16 га. ). И наоборот, выросло число хозяйств, имевших половину, четверть лана и менее. Резко увеличилось количество крестьян, имевших только крошечные приусадебные наделы, и безземельных.

Фольварочно-барщинная система повлекла за собой резкое ухудшение не только экономического, но и правового положения крестьянства. Феодалы были заинтересованы в обеспечении своего хозяйства максимальным числом рабочих рук. Поэтому они добились юридического оформления крепостных отношений в польской деревне. Ещё конституция 1496 г. резко ограничила крестьянский переход. С 1518 г. крестьяне оказались под исключительной юрисдикцией своих феодалов, а в 1543 г. переход крестьян был полностью запрещён.

Горожанам было запрещено владеть шляхетскими имениями. В 1496 г. шляхта добилась предоставления ей исключительного права пропинации (винокурения и продажи спиртных напитков) и освобождения своего ввоза и вывоза от пошлин. Феодалы участвовали во внешней торговле, минуя посредничество городов. Доходы от внешней торговли начали играть весьма значительную роль в бюджете землевладельцев. Освободившись от ввозных и вывозных пошлин, магнаты и шляхта в то же время добились строгой регламентации хозяйственной деятельности юрожан, что подрывало экономические основы польского города.

Окончательное оформление сословной монархии

С переходом к фольварочно-барщинной системе было тесно связано политическое усиление мелкой и особенносреднепоместной шляхты. В начале XVI в. в Польше завершается процесс оформления сословной монархии. Он происходил в условиях столкновения отдельных слоев господствующего класса магнатов, шляхты и церковных феодалов. В 1501г. магнатам удалось добиться издания Мельницкого привилея, поставившего королевскую власть в полную зависимость от сената, в состав которого входили высшие должностные лица и высшие духовные иерархи, архиепископы, епископы, представлявшие интересы крупных феодалов. Однако этот успех магнатов оказался очень непродолжительным. Воспользовавшись военными затруднениями короля Александра (1501 -1506) - в это время Русское государство вело успешную войну с Великим княжеством Литовским, связанным с Польшей узами личной унии,- шляхта в 1505 г. добилась издания Радомской конституции, начинавшейся словами: «Никаких нововведений» (Nihil novi). По этой конституции новые законы могли издаваться лишь с согласия обеих палат вального (общего) сейма, который стал высшим законодательным органом, ограничивающим королевскую власть в пользу феодалов. Нижняя палата вального сейма - посольская изба - состояла из представителей шляхты (земских послов), избираемых на местных шляхетских сеймиках. Верхнюю палату составлял сенат. С течением времени в сейме всё большую роль стала играть посольская изба. От участия в сейме были совершенно устранены не только крестьянство, но и города.

В борьбе с магнатами шляхта поддержала на сейме 1538 г. короля Сигизмунда I (1506-1548), потребовавшего редукции (возврата) заложенных коронных имений, большая часть которых находилась в руках крупных землевладельцев. Проведение этой редукции встретило большое сопротивление со стороны магнатов. Однако при Сигизмунде II Августе (1548 - 1572) на сейме 1562-1563 гг. магнаты вынуждены были дать согласие на возврат коронных имений, полученных ими после 1504 г. Это была значительная победа шляхты, не подорвавшая, однако, крупного землевладения - экономической основы могущества магнатов. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю и упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии.

Противоречия в лагере польских феодалов не мешали им солидарно выступать против польских крестьян и горожан, используя государственный аппарат.

Укрепление шляхты в условиях сравнительной слабости городов способствовало тому, что начавшийся в XIV-XV вв. процесс централизации государственной власти оказался незавершённым.

Реформация в Польше

Реформационные идеи находили отклик во всех слоях польского общества - среди плебейских масс города и крестьянства, в средних слоях горожан и в шляхте, а также в среде светских магнатов.

Причины этого заключались в могуществе и особых привилегиях католического духовенства. В XVI в. церковные владения составляли в Польше 1/5 всей земли. Церковная десятина, взимавшаяся как с крестьян, так и с других слоев населения, была весьма разорительна и вызывала всеобщее возмущение, равно как и особые сборы в пользу папской курии, церковных судов и т. п.

Требования отмены десятины, церковной юрисдикции и распространения на духовенство государственных повинностей и налогов сделались важными пунктами, вокруг которых развёртывалась политическая борьба на сеймах. Как и в других странах Европы, широкие слои населения ставили в связь погоню католического духовенства за материальными богатствами с его моральным вырождением, с его формальным и равнодушным отношением к вопросам веры. Краковскому епископу приписывали фразу: «Ты уплачивай десятину, верить же ты можешь хоть в козла». Нараставшее в разных слоях польского общества возмущение против церковного землевладения, против стяжательства католического духовенства и его бесцеремонных методов феодальной эксплуатации содействовало распространению в Польше реформационных идей.

Уже в XV в. в Польшу проникло гуситское учение. Оно нашло особенно благоприятную почву в Великой и Малой Польше и в Поморье.

Под его влиянием реформационное движение зародилось в Польше ещё до выступления Лютера. Одним из его ранних представителей в конце XV - начале XVI в. был Бернат из Люблина, который свои разоблачения папской церкви и борьбу против схоластики сочетал с пропагандой в духе учения таборитов, направленной против феодальной эксплуатации. Одновременно в оппозиционных шляхетских кругах Польши распространялись идеи умеренного гусизма.

После выступления Лютера в Германии немецкая часть населения польских городов стремилась придать реформационному движению в Польше характер лютеранства. Вначале идеи Лютера были популярны и в плебейских кругах польских городов. Однако вскоре отдельные плебейские элементы, особенно в Поморье, стали толковать учение Лютера в радикальном духе. Появились также приверженцы анабаптистских идей. В Пруссии в 1525 г. под влиянием происходивших тогда в Гданьске волнений выдвигались народные «статьи» в духе радикальных требований анабаптистов.

Пропагандистом гуманистических и народно-реформационных идей в Малой Польше был профессор Краковской академии Яков из Ильжи, сторонники которого поддерживали тесную связь с «чешскими братьями» и с моравскими анабаптистами. Свою пропаганду среди ремесленников и крестьян Яков из Ильжи и его ученики связывали с восхвалением физического труда и технических знаний и с критикой схоластики.

Как и в других странах, в Польше со второй половины 20-х годов XVI в. в анабаптизме одержали верх сторонники непротивленчества и мирного сектантства.

Политической слабостью польских городов объясняется то обстоятельство, что они были мало затронуты реформационным движением. Отдельные прогрессивные деятели из числа сторонников Реформации, проникнутые патриотическим настроением и стремлением к социальной свободе, оставались одинокими. В Кракове реформационное движение горожан приняло характер гуманистического вольнодумства и критики церковной идеологии с позиций естествознания.

С конца 30-х годов XVI в. реформационные учения интенсивно распространяются среди шляхты и части магнатов. Светские феодалы, стремившиеся к обогащению путём секуляризации церковных земель и к достижению большей независимости от государственной власти, избрали орудием своей политики кальвинизм. Он привлекал шляхту своей церковной организацией, облегчавшей вмешательство именитых людей на правах старейшин общин в церковную жизнь, в деятельность синодов и школ, что привело бы к зависимости церковных общин от шляхты. Интересам шляхты отвечал и тезис Кальвина о праве сословно-представительных учреждений не повиноваться королевской власти. В то же время представители шляхетско-кальвинистской реформации не допускали изменений и новшеств в области феодального строя. Даже такие просвещённые кальвинисты, как Миколай Рей и Анзельм Гостомский, считали необходимостью умеренную феодальную эксплуатацию крестьян.

Поэтому примкнувшие вначале к кальвинизму демократические элементы из мещан и крестьян отошли от него, образуя своё особое направление реформации - арианство, или антитринитаризм (т. е. отрицание троичности божества), последователи которого называли себя «польскими братьями».

Внутри арианства вскоре выявились два течения его умеренное крыло состояло из шляхетских деятелей, которые выступали противниками коренных социальных преобразований. Радикальное же крыло ариан требовало не только освобождения крестьян от крепостной зависимости и от барщины, но и введения «общности имущества». Это последнее требование являлось по существу плебейским выражением требования упразднения феодального землевладения и установления равноправия сословий. На состоявшемся в 1568 г. арианском синоде раздавались такие обращения к шляхте: «Не следует вам есть хлеб, добываемый тяжелым трудом бедных холопов ваших, но сами работайте, не следует вам жить в имениях, пожалованных предкам вашим за пролитие крови, продайте же такие имения и раздайте нищим». Радикальные общины ариан по образцу «моравских братьев» ввели у себя общее потребление.

Ариане, как и анабаптисты, традиции которых они продолжали, оставались сектой, не искавшей революционных путей. Их организация сложилась уже в эпоху католической реакции и контрреформации. Значение движения «польских братьев» заключалось, однако, в том, что оно отражало дух социалтного протеста народных масс против усилившегося феодально-крепостническою гнета и их стремление к свободе мысли.

Превращение Польши в шляхетскую «республику»

Особенностью политического развития Польши было то обстоятельство, что сословная монархия не стала в ней ступенью к установлению абсолютизма. Польские города не смогли дать отпор наступлению феодальной реакции и выступить в роли серьезною союзника центральной власти. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и крупных церковных феодалов завершилась во второй половине XVI в. компромиссом. Конституция Польского государства, оформившаяся в 1569-1573 гг., укрепила политические позиции шляхты, но вместе с тем не подорвала могущества крупных духовных и светских феодалов.

Одним из основных принципов шляхетской конституции являлось утверждение принципа выборности польских королей. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов - Сигизмунд II Август, то шляхта, возглавляемая Яном Замойским, добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая политическая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573-1574) принял ряд предложенных ему условий, известных как «Генриховы артикулы». Артикулы подтверждали принцип свободной элекции (избрания) королей. Король был обязан регулярно каждые два года созывать сейм. Без согласия сейма король не мог ни объявлять войну, ни заключать мир, ни созывать «посполитое рушение» (всеобщее феодальное ополчение). При короле состояла постоянная сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения своих обязательств освобождал феодалов от повиновения ему. В сейме решения могли приниматься лишь при наличии единогласия всей посольской избы, представлявшей шляхту. Любой депутат нижней палаты мог воспрепятствовать принятию решения, хотя бы за него голосовали все остальные депутаты. Это был так называемый принцип liberum veto. Шляхетские депутаты сейма - земские послы - в свою очередь должны были строго придерживаться инструкций, выработанных для них местными сеймиками.

Образование многонациональной Речи Посполитой

Превращение Польши в дворянскую «республику» с избираемым королём во главе совпало с заключительным этапом образования многонационального Польского государства. До середины XV в. польско-литовская уния оставалась ещё могущественным фактором борьбы с германской феодальной агрессией на востоке. С середины XV в. объективное значение польско-литовской унии резко изменилось. В результате 13-летней войны Тевтонский орден был окончательно разбит. Польские феодалы не использовали, однако, победы над орденом для того, чтобы добиться его полной ликвидации. Они не ставили в это время своей задачей воссоединение с Польшей её западных земель, захваченных германскими феодалами.

Во второй половине XV - первой половине XVI в. в политике польского господствующего класса определённо брала верх линия на экспансию в сторону украинских и белорусских земель. Проводя эту агрессивную политику, польские феодалы игнорировали национальные интересы своей страны на западе.

В 1519-1521 гг. между Польшей и магистром Тевтонского ордена Альбрехтом Бранденбургским, отказавшимся принести вассальную присягу польскому королю, вновь происходила война. Тевтонский орден снова потерпел поражение; тем не менее Сигизмунд I и польские феодалы разрешили Альбрехту превратить орден в светское государство и стать наследственным герцогом прусским, продолжавшим, правда, оставаться вассалом Польши. Впоследствии Сигизмунд II Август признал за бранденбургскими маркграфами право на наследование прусскою престола в случае прекращения линии Альбрехта. Таким образом, создалась реальная угроза объединения в руках одной династии маркграфства Бранденбургского и герцогства Прусского, с двух сторон охватывавших польские владения на Балтике. В руках бранденбургских маркграфов находилась и значительная часть польских западных земель.

Наряду с существовавшей династической, или личной, польско-литовской унией у Польши сложились во второй половине XV в. отношения династической унии с Чехией и Венгрией, престолы которых (сначала чешский, затем венгерский) занял представитель династии Ягеллонов. Это могло иметь важное международное значение. Польше, как и Чехии и Венгрии, угрожала растущая турецкая агрессия. Однако польские феодалы отказались от активного участия в борьбе с турецкой опасностью. Ягеллоны и стоявшие за их спиной польские феодалы уступили руководящую роль в Дунайском бассейне Габсбургам.

Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого кцяжества Литовского, что открыло бы магнатам и шляхте широкие возможности для проникновения в украинские и белорусские земли Литвы; вместе с тем это неизбежно повело бы к борьбе Польши с растущим Русским централизованным государством. К более тесному объединению Польши с Литвой стремилась также литовская шляхта, рассчитывавшая занять в едином Польско-Литовском государстве те же политические позиции, которые занимала уже шляхта в Польше. Противниками инкорпорации (т. е. включения Литвы в состав Польши) были литовские магнаты, опасавшиеся ослабления своего политического могущества. Они желали сохранения только династической унии с Польшей. Но стремление к подавлению украинского и белорусского народов и враждебность к Русскому государству объединяли польских и литовских феодалов.

Воспользовавшись тяжёлым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта добилась от литовских панов в 1569 г. на сейме в Люблине согласия на новый унитарный договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва образовали одно государство - Речь Посполитую («республику»), с общим центральным органом - вальным сеймом. Глава Речи Посполитой подлежал избранию шляхтой обеих частей государства и должен был считаться одновременно королём польским и великим князем литовским. Каждое из объединившихся государств - Литва (Княжество) и Польша (Корона) сохраняли свою внутреннюю автономию: отдельную администрацию, суд, бюджет и войско.

Польские и литовские феодалы стремились отрезать Русское государство от Прибалтики и не допустить его дальнейшего усиления. Иван Грозный, боровшийся с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю, вступил в длительную и ожесточённую войну сначала с Литвой, а затем с Польско-Литовским государством. Эта война достигла особого напряжения в конце 70-х и начале 80-х годов при Стефане Батории (1576-1586), избранном королём Речи Посполитой после того, как Генрих Валуа покинул Польшу, чтобы занять французский трон. По перемирию, заключённому в Запольском Яме (1582) на 10 лет, Ливония передавалась Речи Посполитой. Вскоре Батории стал готовиться к возобновлению войны с Русским государством. Военные приготовления прервала его смерть.

Речь Посполитая была многонациональным государством, в котором господство принадлежало польским и литовским феодалам. Быстрая полонизация феодальной верхушки в Литве, на Украине и в Белоруссии и проникновение на Украину и в Белоруссию польских землевладельцев привели к тому, что классовые противоречия в восточных областях государства осложнились национальными и религиозными. С 60-х годов XVI в и особенно в конце XVI и начале XVII в. при Сигизмундо III в стране свирепствовала католическая реакция, проводившаяся иезуитами. На церковном соборе в Бресте в 1596 г. провозглашена была так называемая Брестская уния, которая сделалась орудием феодальной колонизации восточных областей страны польским магнатством и шляхтой и усиления в этих районах крепостнического гнёта. Всё это резко обостряло национальные и классовые противоречия, особенно на Украине и в Белоруссии.

Начало экономического и политического упадка Польши

За счёт резкого увеличения феодальной эксплуатации крепостного крестьянства магнатам и шляхте удалось добиться временного повышения общей продуктивности сельского хозяйства. Однако это временное увеличение производительности феодального хозяйства не могло долго продолжаться. Всё усиливавшаяся эксплуатация и угнетение крестьян имели своим следствием деградацию крестьянского хозяйства. Крестьянин, занятый на барщине, постоянно отрывался от своего хозяйства, которому, кроме того, наносила большой ущерб потеря лесов и выпасов. За упадком крестьянского хозяйства неизбежно следовал и упадок тесно связанного с ним хозяйства феодала (который принял особенно яркие формы уже во второй половине XVII-начале XVIII в.).

Переход к фольварочно-барщинной системе в Польше не просто затормозил начавшийся процесс складывания польского национального рынка, а надолго прервал его. Экономические связи между польскими городами, а равным образом между деревней и городом были нарушены. Развитие капиталистических отношений в странах Западной Европы и «революция цен», выражавшаяся, в частности, во вздорожании сельскохозяйственных продуктов, оказали громадное влияние на экономику Польши. Феодалы предпочитали направлять свои товары на внешний рынок. Особенно вырос вывоз за границу в конце XVI - начале XVII в. Главным предметом вывоза являлся хлеб. В начале XVII в. ежегодный вывоз хлеба из Польши (он шел главным образом через Гданьск) достигал 100 тыс. ластов, т. е. около 200 тыс. т. При этом, как уже отмечалось, польские магнаты и шляхта вывозили сельскохозяйственные продукты за границу и приобретали изделия заграничного ремесла сами, минуя городское купечество. Вместе с тем они усиленно поощряли развитие вотчинного ремесла в своих фольварках.

Так подрывалось польское городское ремесленное производство. Число ремесленников в городах начало сокращаться. Особенно это было заметно в таких крупных городах, как Краков, Познань и др. В городах заглохли зачатки капиталистической мануфактуры. Во второй половине XVI в. в польских городах стал наблюдаться экономический застой, а в XVII в. они вступили в период упадка. В то же время, используя благоприятную торговую конъюнктуру за рубежом, феодалы продолжали всё более расширять свои фольварки, разоряя крестьян.

Упадок городов и крестьянского хозяйства привели к политическому ослаблению Польского государства.

В обстановке наступившей феодальной реакции в Польше не только не развивался дальше процесс централизации государства, а, наоборот, всё больший вес приобретали силы феодальной анархии, которым шляхетская конституция открывала широкий простор. Частые срывы сеймов, являвшиеся результатом отсутствия единогласия, привели впоследствии, во второй половине XVII в., к тому, что реальная власть в пределах отдельных частей государства сосредоточилась в местных сеймиках, в которых преобладало влияние богатых и сильных магнатов - носителей феодальной анархии в стране.

Интервенция польских феодалов в пределы Русского государства

После смерти Батория в Речи Посполитой возобновилась острая борьба различных феодальных группировок. На королевский престол был избран шведский принц Сигизмунд Ваза (1587-1632). Избирая его, шляхта надеялась мирным путём урегулировать польско-шведское столкновение из-за Ливонии и создать мощную польско-шведскую коалицию против Русского государства. Однако планы эти потерпели крах. Временно овтадев шведским престолом, Сигизмунд III вскоре потерял его и вовлёк Речь Посполитую в войну с Швецией. Чтобы обеспечить нейтралитет Русского государства в этой войне, он в 1600 г. заключил с русским правительством 20-летнее перемирие. Вскоре эго перемирие было нарушено польской стороной, так как магнаты Речи Посполитой попытались воспользоваться начавшейся крестьянской войной в России для осуществления дальнейшей экспансии на восток и превращения России в зависимую от Речи Посполитой страну. Сигизмунд III оказал поддержку Лжедмитрию I, осуществляя по существу интервенцию в Русское государство. Затем польские феодалы поддержали ЛжедмитрияII. В 1609 г. Сигизмунд начал открытую вооружённую интервенцию в Русское государство. Польско-литовские войска захватили Москву. Часть бояр перешла на сторону Сигизмунда III и признала русским царём его сына Владислава.

В освободительной войне 1612 г. русский народ разбил и изгнал интервентов. Изгнание из Москвы польских интервентов означало провал агрессивных планов польских феодалов и Сигизмунда III. По заключённому в Деулине в 1618 г. перемирию в руках Речи Посполитой оставались Смоленск, Чернигов и Новгород-Северский. Однако ослабленная Речь Посполитая подверглась нападению Турции и Швеции. В 1621 г. с помощью украинского казачьего войска Речь Посполитая одержала победу над турецким войском под Хотином и таким образом избежала турецкого нашествия. Неудачно развивалась борьба Речи Посполитой с Швецией за Прибалтику. В 1629 г. Речь Посполитая была вынуждена заключить крайне невыгодное перемирие с Швецией в Альтмарке. Объединение Бранденбурга и Пруссии под властью Гогенцоллернов, происшедшее в 1618г., резко ослабило польские позиции на западе. При короле Владиславе IV (1632-1648) международное положение Речи Посполитой продолжало ухудшаться. В результате войны 1632-1634 гг. с Россией Владислав IV должен был отказаться от своих притязаний на русский престол. Поддержка Польшей Габсбургов во время Тридцатилетней войны лишила её возможности использовать ослабление Австрии и вернуть Силезию.

Борьба народных масс Речи Посполитой против национального и феодального гнёта

Источником постоянной военной и политической слабости Польши являлись фольварочно-барщинная система, принявшая уродливые формы, и царивший в Польше феодальный и национальный гнёт.

В Польше борьба крестьянских масс против жестокого крепостнического гнёта выражалась главным образом в массовом бегстве от своих феодалов, в поджогах и разрушениях имений.

Антифеодальное движение польского крестьянства перерастало временами в вооружённые восстания. В ходе этих восстаний крепли связи между антифеодальным движением польского крестьянства и освободительной борьбой украинского и белорусского народов. Так, отклик среди польского крестьянства получило крестьянско-казацкое восстание на Украине 1591-1596 гг. Возникли отряды польских крестьян-повстанцев в Мазовии. Известно крестьянское движение 1592 г. в Суражском старостве (Подляшье), а в 1610 г. - в Осецком старостве. В 1630 г. началось крупное крестьянское движение в Новотаргском старостве (Малая Польша).

Дворянская «республика» жестоко подавляла выступления крепостного крестьянства. Польские феодалы, используя свою мощную сословную организацию, располагавшую многочисленными отрядами вооружённых шляхтичей, сумели предотвратить перерастание выступлений польского крестьянства в крестьянскую войну.

Культура

XVI век - время высокого расцвета польской культуры, важный этап в процессе формирования польского литературного языка. Большое влияние на культурное развитие Польши имели временный подъём городов на рубеже XV и XVI вв., а также распространение в разных слоях польского общества идей гуманизма и реформации. Католическая церковь утратила свою господствующую роль в сфере культуры, что придало всему культурному развитию Польши в XV и особенно в XVI в. резко отличный от предшествующего периода характер. В науку и искусство пришли новые люди - выходцы из шляхетских слоев и мещанства.

В XVI в. продолжался начавшийся ещё в XV в. подъём польской науки. Центрами распространения нового научного мировоззрения явились гуманистические и научно-литературные кружки в различных городах Польши, особенно в Кракове. Такими, в частности, были гуманистический кружок Калимаха, кружок естествоиспытателя Ежи Ретика в Кракове и другие аналогичные кружки, возникшие в Пинчове и в Гданьске. Особенно успешно развивались в Краковском университете астрономические изыскания, начавшиеся ещё во второй половине XV в.

Гениальным представителем польской астрономической и математической школы был Николай Коперник (1473-1543), обосновавший в своём знаменитом произведении «Об обращении небесных тел» гелиоцентрическую систему, нанёсшую сильнейший удар авторитету церкви и средневековому богословию. Астрономическое учение Коперника, которое рассматривается более подробно в XXXIII главе данного тома, принадлежит к крупнейшим достижениям естественнонаучного материализма эпохи Возрождения.

Коперник учился в Краковском университете и продолжал своё образование в Италии. В 1506 г. он вернулся на родину.

Подобно другим титанам эпохи Возрождения, Коперник был широко образованным и разносторонним учёным. Он много работал в области тригонометрии, занимался гидравликой и межеванием, строил водопроводы и был врачом. Известны работы Коперника по исторической хронологии. Он работал над географическими картами Польши и был выдающимся экономистом. Николаю Копернику принадлежит трактат «Об исправлении монеты», в котором он ярко показал, как порча монеты дезорганизует хозяйственную жизнь. Напряженная научная деятельноеть не мешала Копернику интересоваться литературой, заниматься переводами с греческою на латинский язык. Он и сам сочинял поэмы и эпиграммы на этих языках.

В Краковском университете в XVI в. значительное развитие получили также география и медицина. Ян из Стобницы в 1512 г. дал первое систематическое описание новых географических открытий. Мацей из Мехова в произведении «О двух Сарматиях» (1517г.) дает ценные географические сведения о Восточной Европе, Бернард Ваповский в 1526 г. составил первую большую карту Польши, а Мартин Кромер дал впервые наиболее полное географическое описание Польши («Польша», 1577 г.). Появились выдающиеся исследования и в других областях науки.

Реформационное движение и гуманистические идеи особенно содействовали подъёму гуманитарных наук. Польская филология получает развитие в трудах Яна Мончинскою, составившего польско-латинский словарь. Польскии язык в XVI в. проникает вовсе области общественной и культурной жизни страны, вытесняя в ряде случаев латынь. С 1543 г. сеймовые акты стали писать по-польски, в 1547 и 1548 гг. на польском языке был написан первый дневник (диарий) сейма, в 1559 г. на польский язык были переведены с немецкого труды по городскому праву.

Расцвет польской литературы в XVI в. был в известной мере обусловлен развитием публицистики, чему способствовали успехи книгопечатания. Борющиеся лагери стремились идеологически обосновать свои позиции и вступали в ожесточенную полемику между собой. Обращаясь к широким кругам шляхты, писатели-публицисты должны были пользоваться польским языком. В польской публицистике XVI в. боролись различные политические направления. Идеологом реакционных взглядов, теоретиком шляхетской диктатуры и глашатаем «шляхетской вольности» был Станислав Ожеховский; Станислав Загоровский в своём произведении «О природе королевских прав и имуществ» (1507 г.) выдвинул программу государственного устройства, отражавшую политические взгляды шляхты. Прогрессивно настроенные публицисты обсуждали в своих произведениях вопросы, связанные с распространением реформации, и подвергли уничтожающей критике католическое духовенство, политику римской курии. Вместе с тем они касались широких внешнеполитических проблем, обсуждали проекты реформы государственного строя.

Самые прогрессивные публицисты поднимались даже до критики существовавшего в Польше феодально-крепостнического режима. К таким публицистам принадлежал Андрей Фрыч Моджевский (1503-1572). Его лучшим произведением является трактат «Об исправлении Речи Посполитой». В нём он выступил за равноправие сословий перед законом, требовал ликвидации патримониальной юрисдикции в имениях магнатов и шляхты, выдвигал проект создания трибунала, избираемого всеми сословиями. Доказывая, что в далёком прошлом земля была общим достоянием, Моджевский обрушивался на произвол феодалов, резко усилившийся в связи с переходом к фольварочно-барщинной системе. Он боролся против экспроприации шляхтой крестьянских земель, против сгона крестьян с их наделов. Известны выступления Моджевского в защиту мещанства. Знаменательными и прогрессивными были взгляды этого публициста на войну. Моджевский призывал различать достойные войны - войны в защиту родины - и захватнические войны. Он считал справедливой борьбу за воссоединение с Польшей захваченных немецкими феодалами западных польских земель.

XVI век был «золотым веком» польской литературы. Уже начало XVI в. ознаменовалось расцветом гуманистической польско-латинской поэзии, которая решительно отошла от традиций религиозной тематики и средневековой идеологии. Выдающимся представителем этого направления был поэт крестьянского происхождения Клеменс Яницкий (1516-1543), увенчанный лавровым венком в Риме, как лучший латинский поэт.

Поэтом, впервые широко пользовавшимся польским языком, был выходец из мещанских слоев Бернат из Люблина, являвшийся сторонником радикальной общественно-политической программы. Ярко выраженный сатирический обличительный характер имели произведения Николая Рея из Нагловиц (1505-1569), выступавшего последовательным противником папского Рима и горячим польским патриотом. Характерно, что в своих произведениях Рей подверг критике и крайние проявления фольварочно-барщинной системы. Его важнейшим сочинением является «Жизнь достойного человека». Рей писал только по-польски. Прекрасное знание народной жизни, любовь к яркому и сочному родному языку определили исключительный успех этого первого в полном смысле слова национального польского писателя.

Для всего дальнейшего развития польского литературного языка и литературы особое значение имело творчество гениального поэта Яна Кохановского (1530-1584), сумевшего использовать в своей поэтической деятельности величайшие достижения народного творчества и являвшегося замечательным реформатором польскою литературного языка. Кохановским было написано несколько поэм, он явился создателем польской светской национальной драмы. Но самыми высокими образцами его поэзии были лирические произведения - «Элегии», «Песни», «Фрагменты», «Фрашки» (безделушки), «Трэны» (плачи, написанные в связи со смертью маленькой дочери поэта). Это были произведения, отстаивавшие достоинство человеческой личности, произведения, посвящённые человеческому счастью и горю.

Самым видным польским поэтом, отражавшим настроения городского патрициата, был Себастьян Фабиан Клёнович (1545-1602), находившийся под сильным влиянием Кохановского. Клёнович обличал произвол шляхты и особенно магнатов, толкавших, по его мнению, страну к гибели, и выступал против жестокой эксплуатации крепостного крестьянства. О тяжёлом крестьянском труде и о жестокости крепостников писал и другой видный поэт второй половины XVI - начала XVII в., выходец из зажиточных мещан Шимон Шимонович (1558-1629).

Особое место занимали произведения, выражавшие настроения крестьянства и городской бедноты. В народных песнях, исполнявшихся «сельскими дедами» - лирниками-певцами, звучали резкие социальные мотивы. Таковы песни о барщине, песни, высмеивающие сословные привилегии шляхты, и т. д. Произведения, созданные в среде крестьянства и городских низов, оставались в большинстве случаев анонимными. Всем своим содержанием они были направлены против существующего феодального строя.

Успешно развивалась светская вокальная и инструментальная музыка. Польские композиторы Миколай из Кракова, Вацлав из Шамотул, Цыприан Базилик, Николай Гомулка, Якуб Поляк и Войцех Длугорай были выдающимися для своего времени, их произведения распросиранялись и за пределами Польши.

В польской архитектуре XVI в. широкое развитие получил стиль Ренессанса. В этом стиле были реконструированы городские ратуши. Выдающимся скульптором XVI в. был Ян Михалович из Ужендова, получивший прозвище польского Праксителя. Ему принадлежат многие скульптуры в мавзолеях польских магнатов.

Шедевром польской архитектуры и скульптуры XVI в. был королевский дворец на Вавеле в Кракове. В дворцовом ансамбле, выстроенном здесь в первые десятилетия XVI в., были творчески переработаны лучшие образцы итальянского Возрождения. Вавельский дворец явился поэтому оригинальным произведением польского искусства эпохи Возрождения, он органически связан с польскими традициями и в свою очередь оказал влияние на дальнейшее развитие архитектуры Польши. В 1519-1533 гг. на Вавеле было создано классическое произведение польского Ренессанса - «Капелла Сигизмунда», центральное место в котором занимают надгробные памятники польским королям - Сигизмунду I (произведение поселившегося в Польше итальянского скульптора Бартоломео Берецци) и Сигизмунду Августу (произведение Яна Мария Падовано).

Выдающимся мастером живописи был краковский художник Станислав Самостшельник, или Станислав из Могилы (около 1480-1541),- автор замечательных польских миниатюр, портретов и полихромии. Особенно известны его работы в монастыре в Могиле под Краковом. Самостшельник многие мотивы заимствовал из народной живописи.

Расцвет польской культуры эпохи Возрождения оказался, однако, непродолжительным. Уже в первой половине XVII в. наблюдается её упадок, связанный с общим экономическим и политическим упадком страны. Восторжествовавшая в Польше контрреформация самым губительным образом отразилась на развития польской культуры.

Году была подтверждена уния Литвы с Польшей в Городле, при чем допущено было принятие литовской шляхты и панов в роды и гербы польские, а также общие их, с согласия короля, съезды в Парчове или Люблине. Между тем в году борьба с орденом вспыхнула снова.

Наступившее после неожиданной смерти Стефана Батория междуцарствие вновь вылилось в смуту. Состоялось два элекционных сейма и каждый их них избрал своего короля. Победа армии канцлера Яна Замойского в январе 1576 над войсками австрийского эрцгерцога Максимилиана привела к утверждению на польском престоле шведского королевича Сигизмунда III Вазы (1587-1632).

После смерти своего отца Юхана III Сигизмунд Ваза отбыл в Швецию , где в 1593 году короновался шведским королем. Однако польско-шведская уния не принесла Речи Посполитой никаких внешнеполитических преимуществ, а в самой Швеции вскоре победила партия противников такой унии и в году Сигизмунд Ваза был низложен со шведского престола.

Династические споры, а также борьба за господство в Прибалтике , привели к войне со Швецией (1600-1629). Ситуация осложнилась внутренними неурядицами – гражданской войной 1605-1609, известной как рокош (мятеж) сандомирский или рокош Зебжидовского (по имени краковского воеводы, главы оппозиции королю), в ходе которой дворяне отстояли свои привилегии.

Интервенция в Россию, война со Швецией

Практически в то же время (1603-1606) ряд польских магнатов (прежде всего Мнишеки) предприняли попытку организации вооруженного вмешательства во внутренние дела России , поддержав авантюру Лжедмитрия I .

Годы правления нового короля – Владислава IV Вазы (1632–1648), избранного довольно быстро и без больших споров, было довольно удачным. Был подписан Поляновский мир с Россией, отбит очередной натиск турецко-крымского войска, заключено 26-летнее перемирие со Швецией (1635), по которому Речи Посполитой возвращались прусские города.

Упадок Речи Посполитой

Воспользовавшись сложившейся ситуацией войну против Речи Посполитой начала и Швеция (1655–1660). В короткий срок были взяты Краков и Варшава и оккупирована большая часть Польши и Литва. «Потоп», как назвали это вторжение, вызвал подъем патриотических чувств. По всей стране возникли очаги сопротивления и началась партизанская война. В году шведов выбили из Варшавы . Одновременно, не желая усиления Швеции, в войну против нее вступила Россия, заключив временное перемирие с Речью Посполитой. В году между Польшей и Швецией в Оливе был подписан мирный договор, по которому поляки признали утрату Лифляндии с Ригой . Пруссия стала самостоятельным государством.

В начале его правления удалось успешно завершить войну с Османской империей. В году в Карловцах начались переговоры между участниками антиосманской коалиции (Австрией, Россией, Польшей), с одной стороны, и Турцией – с другой. По мирному договору года Польша вернула себе Каменец-Подольский и другие потерянные земли Правобережной Украины.

Сейм года (последний в истории Речи Посполитой) вынужден был ратифицировать договоры с Россией и Пруссией, закреплявшие результаты Второго раздела. Одновременно без обсуждения была утверждена новая конституция, фактически превращавшая Польшу в вассала Российской империи. Однако право liberum veto восстановлено не было.

Польские патриоты, не смирившись с решениями сейма, в марте года объявили в Кракове о начале восстания против иностранных войск. Во главе восстания встал Тадеуш Костюшко, при нем был создан Главный национальный совет. К армии Костюшко, выступившей из Кракова в направлении Варшавы, присоединился отряд крестьян Краковского воеводства. В первом крупном сражении – при Рацлавицах – повстанческая армия одержала победу над русскими войсками. В апреле победили восстания в Варшаве и Вильнюсе . 7 мая Костюшко издал Поланецкий универсал, которым крестьянам даровалась личная свобода, сокращались размеры барщины, признавалось наследственное право крестьян на обрабатываемые ими земли. Однако шляхта всячески саботировала проведение этого универсала в жизнь, а в самой Варшаве начались столкновения между Главным национальным советом и мещанами во главе с К.Конопко, выступавшими за более радикальные меры. Между тем в июне прусские войска вступили в Краков, а русские – в августе взяли Вильнюс. В ноябре, не выдержав натиска армии А.В.Суворова, сдалась и Варшава.

Поражение восстания привело к полной ликвидации Речи Посполитой. 3 января года была подписана конвенция о третьем разделе Польши между Россией и Австрией, а 24 октября подобная же конвенция была заключена между Пруссией и Россией. К России отошли Литва

  • Польша // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  • Люблинская уния – это союзный договор, подписанный между Польским Королевством и Великим княжеством Литовским 1 июля 1569 года. По условиям этого договора Польша и Литва объединились в единое союзное государство – Речь Посполитую. Польско-литовским содружеством управлял единый монарх, который брал на себя обязанности и польского короля, и великого князя Литовского. Власть короля регулировали сенат и парламент (Сейм). Союз стал новым эволюционным этапом в польско-литовских отношениях и сделал Речь Посполитую серьезным конкурентом для России. Помимо прочего, новое объединенное государство стало крупнейшим в Европе после России.

    Несмотря на то, что Люблинская уния стала важнейшим событием в истории нескольких народов, ученые разных стран дают этому событию противоречивые оценки. Польские историки акцентируют внимание на позитивных моментах, таких как добровольное создание союза и усиление всех его членов за счет распространения влияния прогрессивной польской культуры. Литовские историки относятся к созданию Речи Посполитой более критично, ссылаясь на то, что в союзе доминировала Польша, а у Литвы было недостаточно прав. Русские, белорусские и украинские историки подчеркивают, что польско-литовский союз был построен на угнетении крестьян, несмотря на то, что в Московии ситуация с крестьянством была не лучше.

    Многие историки Европы сходятся во мнении, что политическая система, заложенная Речью Посполитой легла в основу Европейского Союза, который так же является добровольным союзом с единым управляющим органом власти. Однако, ЕС имеет сложную политическую инфраструктуру, целью которой является защита интересов всех членов союза на равных условиях. Речь Посполитая же находилась под большим влиянием Польши, и о равных правах в этом содружестве речи не шло. Доминирование Польши над Литвой привело в конечном итоге к развалу польско-литовского союза.

    Предтечи

    Подписанию союзного договора предшествовал ряд долгих переговоров. Литовские князья опасались, что могут потерять часть своих властных полномочий, если в их стране появится более могущественная государственная структура управления. Литва долго не могла решиться на объединение с Польшей, однако угроза полного поражения в Ливонской войне поставила страну перед нелегким выбором. С одной стороны, если Литва примет поражение, то она войдет в состав России. С другой – польская знать (шляхта) не хотела помогать Литве, не получив никаких ответных гарантий с ее стороны. Несмотря на сомнения литовской знати, король Сигизмунд II Август настаивал на союзе.

    Сейм 1569 года

    Встреча Сейма состоялась в январе 1569 года недалеко от города Люблин. Переговорщики не смогли прийти к соглашению. Польские делегаты оказали сильное давление на литовцев, и последние в знак протеста покинули Люблин 1 марта при поддержке воеводы Николая Радзивилла. Знать опасалась, что при отсутствии сдерживающего фактора Сигизмунд II теперь неминуемо подпишет союзный договор в одиночку.

    Шляхта продолжала свое давление на Литву. 26 марта король Польши издал указ, который включал в состав Польского королевства земли Волыни, Подляска, Подолья и Киева. Все эти территории ранее входили в состав , а на момент подписания указа принадлежали Литве. После аннексии территорий все дворяне, которые отказались признать власть польского короля, были приговорены к казни, а их земли конфисковала корона.

    Литовцы были вынуждены вернуться к переговорам. На этот раз делегацию возглавил Ян Ходкевич. Польская шляхта продолжала настаивать на полном включении Литовских земель в состав польской короны, но литовцам удалось настоять на создании федеративного государства. 28 июня 1569 года все разногласия между сторонами были преодолены, и акт об объединении был подписан королем 1 июля того же года.

    Военная поддержка

    Польша оказала Литве значимую военную поддержку в ходе войны. Несмотря на то, что война была выиграна, Польша отказалась вернуть аннексированные у Литвы территории, требуя от нее признания своих прав на эти земли.

    Политическая ситуация внутри союза

    Люблинская уния считается самым большим достижением Сигизмунда II и одновременно его самой большой неудачей. Несмотря на то, что он смог создать одно из крупнейших государств на территории Европы, которое просуществовало более 200 лет, Сигизмунд не смог провести правильных политических реформ, чтобы заставить эту систему отлаженно работать. Он пытался укрепить монархию за счет поддержки дворянства и магнатов, однако в результате неконтролируемой коррупции она пришла в упадок.

    Дворянство всеми силами стремилось заполучить как можно большую власть, зачастую прибегая к подкупу или принуждению своих подчиненных и коллег. Процветали сговоры и покровительство среди заинтересованных лиц. В результате в политической системе союза воцарился хаос.

    Теоретически, все дворянство внутри Речи Посполитой имело равные права, однако на практике это не работало. У государства не было рычагов управления и достаточных полномочий, чтобы контролировать действия представителей власти. Со временем это привело к тому, что каждый из магнатов пытался захватить все большую власть и сместить конкурентов. Такой порядок вещей привел страну к анархии и междоусобным стычкам.

    Люблинская уния предполагала, что слияние Литвы и Польши в единое государство должно проводиться на равных условиях. Обе страны в теории сохраняли достаточную автономию и могли иметь собственную армию, казначейство и законы. На практике же, более развитая Польша занимала в Сейме больше мест (три к одному).
    Создание Речи Посполитой подразумевало, что между странами Литвы и Польши наступит тесный и дружественный союз. Однако, Литва постоянно стремилась к укреплению своей автономии и всеми способами ограждала себя от польского влияния. Подписанный в 1566 году Второй Статут Литвы не потерял своей власти и после присоединения к Речи Посполитой и в конце концов трансофрмировался в Третий Статут, подписанный в 1588 году. Однако, он расходился с законами Люблинской унии во многих вопросах.

    Польское дворянство стало рассматривать Статут Литвы как неконституционный. В уставе Люблинской унии было прописано, что ни один закон на территории Речи Посполитой не может противоречить законам союза.

    Однако, Литва настаивала на том, что законы Статута действовали на территории страны еще задолго до вступления ее в союз. Между странами на этой почве зародился конфликт, который сохранялся на протяжении многих лет.

    Попытки поляков ограничить власть литовских князей (в особенности клан Сапьеха) и унифицировать законы союза привели к возникновению в Литве движения koekwacja praw (за равноправие). В результате, благодаря этому движению на Сейме 1697 года был принят ряд реформ, нацеленных на уравнивание в правах Литвы и Польши.

    Религия и культура

    Несмотря на то, что для многих народов Речи Посполитой (например, русинов) традиционной религией являлось православие, на территории страны доминировал католицизм, традиционный для Польши. Русинское население занимало низший социальный слой. Они не принимали польский язык и религию, и в итоге это привело к значительному социальному расслоению. Некоторые русинские магнаты открыто противостояли влиянию шляхты, продолжая исповедовать православное христианство и давая детям на подконтрольных территориях строго православное образование. Однако со временем польскому влиянию было все труднее сопротивляться, и в конечном итоге практически все русинское дворянство было полонизировано.

    Упадок Речи Посполитой

    На протяжении практически всей истории своего существования Речь Посполитая принимала участие в войнах. В 1604 году польские магнаты поддержали Лжедмитрия и дали ему войско, благодаря чему развязалась очередная война с Россией. Напряженность внутри государства нарастала, по причине огромного количества политических и религиозных столкновений. Между князьями, магнатами и монархией регулярно возникали конфликты, что не способствовало укреплению государственной власти. В 1648 году Польское войско потерпело сокрушительное поражение, а войска Богдана Хмельницкого дошли до Вислы.

    В Речи Посполитой начался «Потоп» — период анархии, аналог «Смутного Времени» в России. На территории польской разгорелась партизанская война, в результате которой Польша потеряла эту область. В 1654 году в Речь Посполитую вторглись русские войска. В результате этой войны Польша утратила Киев и все районы восточнее Днепра, по условиям Андруссовского перемирия.

    Ян Собеский был последним королем Речи Посполитой, при котором государство находилось на пике. После его правления началась череда разрушительных событии: Шведская война (1621-1626), Война за польское наследство (1733), и ряд войн с Россией, в результате которых русские привели в Польше к власти своего ставленника. В результате всех этих событий Речь Посполитая значительно ослабела, и в 1772 начался процесс раздела государства.

    Наследие Речи Посполитой

    Люблинская уния послужила созданию крупнейшего союзного государства на территории Европы. Союз, подписанный между Польшей и Литвой лег в основу Европейского Союза. Опыт, который наработала Речь Посполитая за 200 лет своего существования, позволил создать современное союзное государство с учетом всех ошибок, допущенных в прошлом. Создание Речи Посполитой было сильным и прогрессивным политическим решением своего времени. Оно по-прежнему представляет интерес, как яркий пример взаимодействия крупных национальных государств с единым правящим независимым органом власти.