Меню
Бесплатно
Главная  /  Всё про горло  /  Зачем диоген жил в бочке. Диоген Синопский (Диоген из Синопа)

Зачем диоген жил в бочке. Диоген Синопский (Диоген из Синопа)

Диоген родился в городе Синоп в 412 году до н.э. умер в 323 в городе Коринф. Философ и великий мыслитель Древней Греции Диоген являлся учеником Антисфена, который основал школу Согласно источникам, Диоген был сыном менялы-купца. Однажды, подойдя к оракулу и задав ему вопрос: «Каково мое призвание в жизни, чем мне заниматься?», он получил довольно странный ответ: «Переоценкой ценностей». Диоген изначально понял это, как перечеканку монет, но, когда его изгнали, философ осознал свое призвание.

Философ Диоген Синопский

Когда Диоген Синопский прибыл в Афины, он нашел Антисфена и остался подле него. Известна история, что Антисфен попытался прогнать потенциального ученика, замхнувшись на него палкой. На что Диоген, подставив голову под удар, сказал:

«Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь».

Диоген жил в глиняном сосуде – пифосе, находящемся под землей. В таких сосудах обычно хранили масло, зерно, вино, оливки и даже хоронили людей. Сведения о том, что он жил в бочке, недостоверны — греки в то время не делали деревянных бочек. Жилище Диогена было недалеко от Афинской Агоры (знаменитое место в Афинах площадью 5 га). Однажды, жилище Диогена разбили дети, но ему горожане предоставили новый сосуд.

Диогену было с кем поспорить, и, зачастую объектом его насмешек и человеком, которого Диоген так рьяно критиковал, был . Например, на изречение Платона о том, что человек – это «двуногое без перьев», Диоген ощипал петуха и крикнул, что это человек по Платону. Платон тоже в долгу не оставался и называл Диогена обезумевшим . Диоген же критиковал философскую концепцию Платона сущности вещей, говоря: «Чашу вижу, а чашности – нет». Когда Платон заметил скудный образ жизни Диогена, то подметил, имея в виду себя: «Когда я был в рабстве Сиракуз у тирана Дионисия, то даже там не мыл сам овощи», на что Диоген ответил ему: «Не попал бы в рабство, если бы мыл их сам».

Диоген постоянно эпатировал окружающих своим поведением. Образ Диогена с фонарем, зажженным среди бела дня и фраза «Ищу человека» стали классикой еще при его жизни.

Так же, Диоген утверждал, что музыканты настраивают струны на лире, но не состоят в ладах с собой и собственным характером. Однажды, Диоген выходил из бани по пути встретил знакомых, и на вопрос много ли там народу, ответил – «Полно.» Чуть позже встретил еще знакомых и на вопрос много ли там людей – помотал головой и сказал, что людей там не видел.

Рабство Диогена Синопского

Диоген Синопский был участником битвы при Херонее, (Херонейская битва), но внезапно стал пленником македонцев и был продан в рабство с невольничьего рынка. Когда его спросили, что он умеет делать, он ответил: «Властвовать людьми». Философа купил состоятельный Ксениад, как учителя и наставника своим детям. Диоген учил детей метать дротики, ездить верхом, параллельно занимаясь с ними греческой поэзией и историей.

Аскетизм Диогена Синопского

Диоген Синопский своим образом жизни говорил об идеале аскетизма и ставил в пример мышь, которая ни к чему не стремилась и ничего не боялась, а жила, довольствуясь минимумом. Если вдаваться в суть аскетизма, то его основное значение как раз в обретении независимости и стремлении к свободе.

Диоген, был личностью весьма неординарной, чтобы не сказать «странной». Например, он был замечен в хождении босыми ногами по снегу. А когда Аттика, где он жил была на грани войны с Филиппом Македонским, Диоген катал свой пифос (глиняную бочку) туда-сюда. На вопрос: «Зачем ты это делаешь, когда все готовятся к войне?», он сказал, что все заняты и ему тоже необходимо занятие, а бочку он катает потому, что у него больше ничего нет.

Александр Македонский и Диоген

Великий царь и политический деятель Александр Македонский, по прибытии в Аттику решил посмотреть на знаменитого мыслителя Диогена, и ждал пока тот сам к нему придет, но Диоген не торопился. Тогда Александр Македонский пришел к нему сам и сказал:

«Я – великий Царь, Александр Македонский»

И тут же услышал в ответ: «А я – собака Диоген.»

«И за что тебя зовут собакой?» — спросил царь.
«Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю» — ответил философ.
«А меня ты боишься?» — задал следующий вопрос Александр Македонский.
«А что ты такое?» - спросил Диоген, - «Зло или добро?»
«Добро» — ответил царь.
«А кто же боится добра?»

Поняв, что Диоген и правда не так прост и весьма умен не смотря на все свои диковинные замашки, Александр сказал:

«Проси у меня чего хочешь»

«Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген

Интересный факт: Александр Македонский и Диоген Синопский умерли в один день — 10 июня 323 до н. э

Диоген Синопский, цитаты

«Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.»
«Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается
убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.»
«Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящным
искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные
люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо-
ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы
нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?»
«Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из
ручных животных.»
«Быстрее всего стареет благодарность.»
«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных;
гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым
несчастным.»
«Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат
животным, чем животные им.»
«Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.»
«Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.»
«Я гражданин мира.»

Которого принесла ему известность, жил более двух тысяч лет назад. У него было свое представление о жизни, которую он видел в простоте и избавлении от условностей и материальных благ.

Его считают одним из ярчайших представителей школы киников. Общепринятой жизни он предпочел существование подобно собаке, которой для счастья нужно место для сна и пища. В качестве жилища он выбрал сосуд. Этот поступок впоследствии стал основой известного афоризма.

Что известно о жизни мыслителя? Спал ли Диоген в настоящей бочке? Что означает выражение «Бочка Диогена»? Об этом можно узнать в статье.

Общие сведения о Диогене Синопском

Все известные сведения о философе дошли до наших дней из рассказов античного писателя, жившего в третьем веке, К этому времени после смерти прошло более пятисот лет, поэтому надеяться на подлинность информации достаточно сложно.

Родился Диоген, живущий бочке, приблизительно в 412 году до н. э. Известно, что он был сыном менялы. Однажды он вопросил у оракула о том, чем ему заниматься. Ответом стала фраза: «Переоценкой ценностей». Мужчина решил, что ему необходимо заняться перечеканкой монет, но после понял, что его призвание - в философии.

Мыслитель примкнул в Афинах к Антисфену. Сперва тот даже замахнулся на него палкой, на что Диоген подставил голову и сказал, что Антисфену не сыскать такой палки, которая сможет его прогнать. С этого времени он стал учеником Антисфена и начал вести самый простой образ жизни. Он обустроил свое жилище интересным способом, которое привело к появлению фразеологизма о том, что Диоген спал в бочке. Располагалось его жилье возле афинской агоры - городской площади, которая была центром светской и общественной жизни того времени.

Древнегреческий философ был учеником Антисфена и ярким представителем школы киников. Суть учения состояла в том, что для достижения всеобщего блага людям следует жить «подобно собаке». Это означало жить в простоте, презирать условности, уметь отстаивать выбранный образ жизни, быть верным, храбрым и благодарным.

Аскетизм

Философ был приверженцем аскетизма. Идеалом такого образа жизни он считал поведение мышей, которые ничего не боялись, ни к чему не стремились, Мыслитель стремился достичь идеала в своей жизни. Вот почему Диоген спал в бочке. Вместо постели он использовал плащ, а из вещей имел лишь посох и суму.

Будучи стариком, он заметил, как мальчик попил воды из горсти. Это очень расстроило мыслителя, который тут же выбросил из сумы чашу. При этом он сказал, что мальчик смог превзойти его в простоте. Также он выбросил и свою миску, когда стал свидетелем того, как другой мальчик сумел съесть чечевичную похлебку из ломтя выеденного хлеба.

Афоризм с бочкой

Весь смысл представителей школы киников заключался в том, чтобы не зависеть от материальных благ, стать от них свободными. Дом также являлся определенной роскошью, поэтому Диоген, бочка которого сделала его знаменитым, решил избавить себя от этого материального излишества.

В иносказательном смысле знаменитый фразеологизм означает добровольную изоляцию от внешнего мира. Диоген, бочка которого стала ему домом, избавил себя от общепринятых благ и предрассудков. Этим он сделал свою жизнь простой и свободной.

А была ли бочка?

Диоген, бочка которого не дает многим покоя до сих пор, на самом деле жил в пифосе. По результатам археологических раскопок на территории Древней Греции не существовало бочек в нашем понимании.

Афиняне пользовались вместо этого большими (в рост человека) глиняными сосудами. В них они хранили зерно, вино, масло.

Именно в подобном пифосе мог жить философ. Сосуд было достаточно положить горизонтально для того, чтобы в нем спать, укрывшись плащом. Все остальное время мыслитель мог проводить вне сосуда, находясь на улице. Для гигиенических нужд в то время все пользовались общественными банями и туалетами, поэтому потребность в доме у Диогена действительно могла отсутствовать.

Однажды дети разбили пифос, в котором жил Диоген. Жители Афин со временем предоставили ему жилье в виде нового Так мыслитель жил, пока Македония не решила захватить Афины.

Последний период жизни

Диоген был участником Херонейской битвы, которая проходила в 338 году до н. э. между Македонией и Афинами с Фивами. Силы сторон были практически равны, но войска Филиппа Второго и Александра Македонского разгромили армию греческих городов-государств.

Мыслитель, как и многие афиняне, попал в плен к македонцам. Его продали с невольничьего рынка некоему Ксениаду. Владелец нового раба купил его в качестве наставника для своих детей. Афинский философ обучил их верховой езде, истории, греческой поэзии, а также метанию дротиков.

Существует история о том, что, когда ему представилась возможность обратиться к Александру Македонскому с просьбой, он лишь попросил того не загораживать ему солнце. Как настоящий представитель школы киников, он не нуждался ни в чем и в этом видел свою свободу даже будучи плененным.

Смерть философа

Умер философ в 323 году до н. э. Считается, что смерть пришла к нему в тот же день, что и к Александру Македонскому. Перед смертью он попросил своего хозяина закопать его лицом вниз. На могиле мыслителя воздвигли мраморный памятник, который изображал собаку. На памятнике сделали надпись о том, что Диоген смог научить людей довольствоваться тем, что имеешь, и указал простой путь в жизни.

Сегодня память о философе хранит известный фразеологизм «бочка Диогена».

Диоген родился в 412 г. до н.э. в греческой колонии Синоп на южном побережье Чёрного моря. Сведения о его ранних годах до нас не дошли. Доподлинно известно лишь то, что его отец, Гицесий, был трапезитом. Судя по всему, Диоген помогал своему отцу в банковском деле. В истории описан случай, когда отец и сын навлекают на себя беду, будучи уличёнными в фальсификациях, или же подделке монет. Вследствие этого, Диогена изгоняют из города. Историю эту подтверждают археологические свидетельства в виде нескольких фальшивых монет с чеканным клеймом, найденных в Синопе и датированных IV в. до н.э. Есть также и другие монеты того же периода с выгравированным на них именем Гицесия как лица, выпустившего их в оборот. Причины этого происшествия остаются неясными по сей день, однако учитывая, что в IV веке в Синопе происходят столкновения проперсидских и прогреческих групп, поступок этот мог иметь политические мотивы. Есть и другая версия этого события, согласно которой Диоген отправляется за советом к оракулу из Дельф, получая в ответ пророчество о «переломе курса», и Диоген понимает, что речь идёт не о курсе монет, а о перемене политического направления. И тогда он отправляется в Афины, готовый бросить вызов существующим ценностям и укладу жизни.

В Афинах

По прибытию в Афины, Диоген нацелен на метафорическое разрушение «чеканных» устоев. Разрушение общепринятых ценностей и традиций становится главной целью его жизни. Люди античности, не задумываясь об истинной природе зла, безвольно полагаются на устоявшиеся о нём представления. Это разграничение между сутью и привычными образами составляет одну из излюбленных тем греческой философии античного мира. Имеются свидетельства, что в Афины Диоген прибыл в сопровождении раба по имени Манес, который, однако, вскоре сбегает от него. С присущим от природы чувством юмора, Диоген отмахивается от постигшей его неудачи словами: «Если Манес может прожить без Диогена, почему бы Диогену не прожить без Манеса?» Об этих отношениях, в которых один находится в полной зависимости от другого, философ будет шутить ещё не раз. Диогена буквально завораживает аскетическое учение Антисфена, ученика Сократа. А потому, несмотря на все трудности, с которыми ему приходится сталкиваться в начале, Диоген становится верным последователем Антисфена. Встречались ли в действительности эти два философа или нет, остаётся неясным, однако Диоген вскоре превосходит Антисфена и по завоёванной им репутации, и по суровости образа жизни. Свой добровольный отказ от земных благ Диоген ставит в противовес существовавшим на то время нравам афинян. И эти взгляды приводят его к глубокому неприятию всей глупости, притворства, тщеславия, самообмана и фальшивости человеческого поведения.

Согласно слухам, окружающим его жизнь, в этом и состоит завидное постоянство его характера. Диоген благополучно приспосабливается к любым сменам погоды, живя в кадке у храма Цибелы. Увидев однажды крестьянского мальчика, пившего из сложенных ладоней, философ разбивает свою единственную деревянную чашу. В Афинах того времени было непринято принимать пищу на рыночных площадях, но Диоген упорно ел, доказывая, что каждый раз на рынке ему хочется кушать. Ещё одной странностью его поведения было то, что, среди белого дня, он всегда ходил с зажжённой лампой. Когда его спрашивали, к чему ему лампа, он отвечал: «Я ищу честного человека». Человечность в людях он искал постоянно, однако чаще ему попадались лишь мошенники да проходимцы. Когда Платон, вторя Сократу, назвал человека «беспёрым двуногим животным», за что все вокруг расточали ему похвалы, Диоген принёс ему цыплёнка и сказал: «Зри! Я принёс тебе человека». После этого происшествия Платон определение пересмотрел и добавил к нему характеристику «с широкими плоскими ногтями».

В Коринфе

Если верить свидетельствам Мениппа из Гадары, Диоген однажды отправился в плавание к берегам Эгины, во время которого был захвачен пиратами, продавшими философа в рабство коринфянину с Крита по имени Ксениад. Когда Диогена спросили о его ремесле, он ответил, что не ведает иного ремесла, кроме как наставлять людей на путь истинный, и что желает быть проданным тому, кто сам нуждается в хозяине. Всю свою последующую жизнь философ проведёт в Коринфе, став наставником двух сыновей Ксениада. Свою жизнь он полностью посвящает проповедованию доктрин целомудренного самоконтроля. Существует версия, согласно которой свои взгляды он доносил и широкой аудитории, выступая перед публикой на Истмийских играх.

Отношения с Александром

Уже в Коринфе, Диоген встречается с Александром Великим. По свидетельствам Плутарха и Диогена Лаэртского, двое обменялись лишь парой слов. Однажды утром, когда Диоген отдыхал, нежась в лучах солнца, его потревожили, чтобы представить известному философу, Александру. Когда его спросили, рад ли он такой чести, Диоген ответил: «Да, только ты закрываешь мне солнце», – на что Александр сказал: «Если бы я не был Александром, я желал бы быть Диогеном». Есть и другая история, согласно которой Александр застал Диогена созерцающим груду человеческих костей. Своё занятие Диоген пояснил так: «Я ищу кости твоего отца, вот только никак не могу отличить их от рабских».

Смерть

Диоген умер в 323 г. до н.э. Версий его смерти было названо множество. Кто-то полагает, что умер он, практикуясь в задержке дыхания, кто-то верит, что он отравился сырым осьминогом, а некоторые придерживаются мнения, что он погиб от укуса больной собаки. Когда философа спрашивали, как хочет он, чтобы его похоронили, он всегда отвечал, что желал бы быть брошенным за городской стеной, чтобы дикие звери пировали над его телом. В ответ же на то, не будет ли ему самому от этого страшно, он отвечал: «Вовсе нет, если вы снабдите меня палкой». На все изумлённые замечания о том, как он сможет воспользоваться палкой, когда у него не будет сознания, Диоген говорил: «С чего же мне тогда переживать, когда сознания у меня всё равно не будет?» Уже в более поздний период своей жизни Диоген будет потешаться над чрезмерным интересом, проявляемым людьми к «надлежащему» обращению с мёртвыми. В память о нём коринфяне воздвигли колонну паросского мрамора, на которой, свернувшись калачом, спит собака.

Биография

Биография (ru.wikipedia.org )

Очерк

Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий фигура Диогена сегодня предстает слишком неоднозначной. Работы, приписываемые Диогену и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему времени. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском.

Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощённая в жанрах апофтегм и хрий (Диоген Лаэртий, Метрокл из Маронеи, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днём с огнём искал Человека (та же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.).

Основной источник сведений о Диогене - трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртий всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».

Не вызывает сомнений, что в своих беседах и повседневной жизни Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения её, но сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д. Утверждал примат добродетели перед законами общества; отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами. Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном. В целом Диоген признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека.

В позднейшей традиции негативные действия Диогена по отношению к обществу были, более чем вероятно, умышленно гиперболизированы. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьёзное влияние на самые различные философские концепции.

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени - всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Философ-изгнанник

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.

Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Случаи из жизни Диогена

* Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
* Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
* Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
* Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
* Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
* Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
* Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
* К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
* В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы, за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь свое презрение к мнениям [большинства]?» -
* «когда Диоген пердел и гадил на агоре, как об этом рассказывают, он делал это ради того, чтобы растоптать человеческую гордость и показать людям, что их собственные поступки куда хуже и тягостней того, чем занимался он, ибо то, что он делал, было согласно природе» - Юлиан. К невежественным киникам
* Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя царя, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!»
* Однажды, когда он (Антисфен) замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повел самую простую жизнь. -

Примечания

1. Юлиан. К невежественным киникам
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген

Биография

Diogenes, Detail of Rafaello Santi"s "The School of Athens" (1510), Vatican collection, Vatican City










Пучинов М. И. "Беседа Александра Македонского с Диогеном"

Диоген Синопский родился около 400 г. до новой эры. Диоген был сыном знатных родителей. В молодости он был изгнан из родного города по обвинению в изготовлении фальшивых денег. Около 385 года Диоген прибыл в Афины и стал учеником философа Антисфена, основателя школы киников.

Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе.

Автор 7 трагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней. Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке (пифосе), проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе), ниспровергателя общественной морали.

Одна из самых известных притч о Диогене повествует: Александр Македонский захотел озолотить Диогена и, подойдя к бочке, в которой обосновался философ, спросил: «Что бы ты хотел получить от меня, Диоген?» Диоген спокойно отозвался: «Чтобы ты отошел, поскольку загораживаешь мне солнце». Нужно признать, однозначного толкования этой притчи история не оставила. Некоторые считают слова Диогена тонкой изощренной лестью, большинство же расценивает это как высшее проявление мировоззрения философа - полное пренебрежение общепринятым порядком вещей.

Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру,. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен. Выказывал абсолютное равнодушие к жизненным удобствам и, не имея собственного жилья, поселился в бочке.

Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал лишь одну - аскетическую добродетель. В своем следовании школе киников далеко превзошел своего учителя - Антисфена

Умер около 323 г. до н. э.

Диоген и Александр (цитата )

И вот Александр останавливается перед сидящим на корточках Диогеном, и вся толпа застывает в молчаливом восторге, обступив их плотным кольцом.

Это был один из первых теплых весенних дней, и Диоген вылез из своей бочки, чтобы погреться на солнышке. Он сидел и беззаботно щурился на божий свет, почесывая иногда то свою густую рыжеватую бороду, то грязный бок, пока перед ним не возникла темная фигура красивого светловолосого юноши. Но Диоген, казалось, даже не заметил его появления и продолжал смотреть прямо перед собой, как бы сквозь этого человека и сквозь толпу, пришедшую вместе с ним.

Не дождавшись приветствия, и слыша за собой напряженное сопение толпы, Александр, все с той же приветливой улыбкой, сделал еще один шаг к этому наглецу и сказал:

Здравствуй, славный Диоген! Я пришел сюда, чтобы приветствовать тебя. Вся Греция только и говорит о твоей новой мудрости, которую ты проповедуешь. Вот я и пришел посмотреть на тебя и, может быть, получить совет.

Разве мудрость можно проповедовать? - спросил Диоген, еще более сощурив глаза. - Если хочешь стать мудрым, стань бедным. Но, судя по твоему виду, ты человек богатый и гордишься этим. Кто ты?

Лицо Александра на миг нахмурилось, но он взял себя в руки и вновь улыбнулся.

Ты не знаешь кто я, славный Диоген? Я Александр, сын Филиппа. Может быть, ты слышал обо мне?

Да, о тебе много говорят в последнее время - ответил бесстрастно Диоген. - Ты тот, кто взял штурмом Фивы и истребил там тридцать тысяч мужчин, женщин, детей и стариков?

Ты осуждаешь меня? - спросил Александр.

Нет, - ответил, чуть подумав, Диоген, - ты меня удивляешь. Говорят, что ты хочешь объединить греков, чтобы воевать с персами. Разве для этого необходимо было сперва перебить столько невинных? Ты надеешься объединить людей страхом?

Александр уже жалел, что не послушался учителя и пришел к этому жалкому оборванцу, но отступать было некуда: вокруг стояли греки - его народ, и от того, что он ответит этому наглецу, зависела, как казалось наивному юноше, судьба великого дела, которое он задумал.

Но, Диоген, разве не ты говорил, что люди - по своей первичной природе - животные? А что делает человек, когда животное упрямится? Вот, что делаешь ты, когда осел, который везет твою повозку, вдруг станет и не хочет идти?

Я не езжу на ослах - ответил Диоген простодушно. - Но, если бы такое случилось, я бы крепко подумал: почему осел стал? Ведь у каждого явления есть своя причина. Быть может он хочет пить? А может быть, ему захотелось пощипать сочной травки?.. Но я не езжу на ослах. Ведь животные не ездят на животных? Я хожу пешком - это и полезно и справедливо.

Ты очень мудр - сказал Александр, сделав еще один шаг к Диогену. - Но твоя мудрость - это твоя мудрость. Если уж люди подобны животным, то они и различны как животные. То, что хорошо для овцы, не подходит для орла. А то, что хорошо для орла, не подходит для льва. И каждый из этих животных должен следовать своему предназначению.

И каково твое предназначение? - спросил Диоген, чуть качнувшись вперед, словно задумав встать.

Объединить греков, чтобы завоевать для них весь мир! - громко сказал Александр, чтобы все слышали его слова.

Мир так огромен - раздумчиво произнес Диоген. - Скорее он завоюет тебя, чем ты его.

Как бы он ни был огромен, при поддержке моих греков, я дойду до края земли! - уверенно воскликнул юноша.

И что ты будешь делать, когда завоюешь мир?

Вернусь домой - весело сказал Александр. - И буду отдыхать на солнышке так же беспечно, как ты сейчас.

Юному царю, этому баловню судьбы, казалось, что он с честью закончил столь трудный в начале разговор.

Так тебе только для этого нужно завоевать весь мир? - спросил Диоген, и в его словах теперь уже явственно слышалась насмешка. - А что тебе мешает прямо сейчас сбросить свои блестящие одежды и усесться со мной рядом? Если хочешь, я даже уступлю тебе свое место.

Александр опешил. Он не знал, что ответить этому хитрецу, так ловко заманившему его в ловушку. Люди за спиной, еще минуту назад восхищенно молчавшие, теперь вдруг задвигались, глухо загудели, нашептывая в ухо соседям некие слова, а некоторые из них даже, не сдержавшись, прыскали сдавленным смехом в подставленные ладони.

Ты очень дерзок, старик - выдавил, наконец, Александр. - Ни каждый бы осмелился так разговаривать с покорителем Фив. Вижу, что правы те, кто говорит, что ты не знаешь страха ни в делах своих, ни в словах. Если это твоя мудрость, то она сродни безумию. Но мне нравятся безумцы. Я и сам немного одержим. И потому я не сержусь на тебя и, в знак уважения к твоему безумству, готов выполнить любую твою просьбу. Говори - чего ты хочешь? Обещаю выполнить - или я не Александр сын Филиппа!

Толпа вновь притихла. И вновь Александру показалось, что он победил этого дикаря, не признающего над собой власти условностей.

Мне ничего не надо - чуть слышно ответил Диоген в совершенной тишине, и впервые за всю беседу улыбнулся ясной улыбкой ребенка. - Впрочем, если тебе не трудно, отойди чуть в сторону - ты мне загораживаешь солнце.

Александр побагровел. Он ничего не слышал, кроме ударов крови во вздувшихся у виска жилах. Он схватился за рукоять меча и стоял так, словно парализованный…

Наконец рука его соскользнула с рукояти и повисла, безвольно болтаясь, вдоль тела. Толпа облегченно вздохнула.

Александр круто развернулся и двинулся прочь. А впереди него шли его солдаты, грубо расталкивая еще не пришедшую в себя от всего услышанного толпу.

Так закончилась эта история.

Впрочем, существует и другая версия - более распространенная. В ней говориться, что последнее слово осталось все же за Александром, будто бы воскликнувшим в восхищении на безумные слова Диогена:

Клянусь, если бы я не был Александром, я хотел бы стать Диогеном!

В этой же истории говорится, что Александр в тот же вечер послал Диогену воистину царские подарки, которые тот, почти все, раздарил по своему обыкновению случайным людям, оставив себе лишь кувшин с вином и немного хлеба с сыром.

На самом деле, этот запоздалый ответ придумал для Александра Аристотель. Он же и запустил рассказ о встрече великого Александра с великим Диогеном, с придуманной им концовкой, в народ, когда они прибыли в Афины.

ДИОГЕН Синопский (Горобей М.С. Доклад по курсу «Психология общения и ораторское искусство» / Донецк, ДонНТУ. - 2011. )







Введение

ДИОГЕН Синопский (ок. 412 - ок. 323 до н.э.), греческий философ, основатель кинизма. Был проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе), ниспровергателя общественной морали. Есть два предположения о происхождении названия киников. Самым распространённым является происхождение от названия Афинского холма Киносарг («Серый пёс») c гимнасием, где основатель школы Антисфен занимался со своими учениками. Второй вариант - непосредственно от слова «????» (кион - собака), так как Антисфен учил, что жить надо «подобно собаке». Какое бы объяснение ни было правильным, киники соглашались с прозвищем «собаки», как со своим символом. Основное время проводил в странствиях по Греции, называя себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса – «космополитом» (впоследствии этот термин широко использовали стоики). Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе.

Философ-изгнанник

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты. Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355-350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.

Выглядел Диоген так:
- был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы его словам, не изменять вида, данного ему природой;
- был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был исподлобья;
- ходил, опираясь на палку, в верхней части которой был сук, куда Диоген вешал свою котомку странника;
- ко всем он относился с язвительным презрением.

Одевался Диоген следующим образом:
- короткий плащ на голое тело,
- босые ноги,
- сума через плечо и дорожный посох;
- было знаменито также его жилище: он жил в глиняной бочке на афинской площади.

Учение Диогена

Диоген много писал, в том числе трагедии (в которых, по-видимому, пропагандировал свое учение). Автор 7 трагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней. Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке (пифосе).

На основании позднейших сообщений можно сделать выводы о сути учения Диогена. Основным содержанием учения Диогена была моралистическая проповедь идеала жизни согласно природе и аскетическому воздержанию во всем, что касается телесных потребностей. Строгий обличитель всякой сексуальной невоздержности (особенно подростковой и женской проституции), сам был известен афинским обывателям как «бесстыдник», склонный к различным непристойным жестам, чем выказывалось его презрение к нормам и «законам» человеческого существования.

Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей, и все они могут быть легко удовлетворены. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Так, понаблюдав за мышью, Диоген решил, что собственность для счастья не нужна; глянув на улитку, несущую домик на спине, Диоген поселился в глиняной бочке - пифосе; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил последнее, что у него было, - чашку.

Диоген отвергал все условности, запрещавшие удовлетворение естественных потребностей в любое время и в любом месте. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм. Диоген пытался донести до всех людей свое убеждение в том, что отказ от желаний гораздо добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение. За свое "бесстыдство" он был прозван "собакой", и это животное сделалось символом киников.

Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен.

Диоген жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.

Случаи из жизни Диогена

Как-то раз он средь бела дня ходил по Афинам с фонарем, говоря, что "ищет человека".

Философ закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда.











Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл 70-летнего Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. Его спросили: “Зачем это, Диоген?” Он ответил: “У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать; а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет”.

Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал лишь одну - аскетическую добродетель. В своем следовании школе киников далеко превзошел своего учителя – Антисфена.

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э., съев сырого осьминога и заболев холерой; но есть и такая версия, что смерть наступила “от задержки дыхания”.

На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса.

Литература

1. «Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.
2. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
3. Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002
4. Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981
5. Антология кинизма. – Изд. подг. И.М.Нахов. М., 1996
6. Высказывания, цитаты и афоризмы Диоген

Биография

В Греции было много Диогенов, но самым известным из них считался, конечно же, философ Диоген, который жил в городе Синопе как раз в одной из своих знаменитых бочек.

Он не сразу дошёл до такой философской жизни. Вначале Диоген встретился с оракулом и предсказатель ему посоветовал: ""Сделай переоценку ценностей!"" Диоген понял это в прямом смысле и стал перечеканивать монеты. Занятый этим неблаговидным делом он увидел пробегающую по полу мышь. И подумал Диоген - вот мышка, она не заботится о том, что пить, что есть, во что одеться, где прилечь. Глядя на мышку Диоген понял смысл бытия, завёл себе посох и суму и стал ходить по городам и весям Греции, часто бывал в Коринфе и именно там поселился в большой круглой глиняной бочке.

Скарб у него был невелик - в суме лежали миска, кружка, ложка. А увидев как мальчик-пастушок наклонился к ручейку и пьёт из ладошки, Диоген выбросил кружку. Его сумка стала легче и вскоре, заметив изобретение другого мальчика - тот наливал чечевичную похлёбку прямо в ладошку - Диоген выбросил и миску.

"Разбогатеть философу легко, но неинтересно", - говорили греческие мудрецы и очень часто с нескрываемым презрением относились к житейскому благополучию.

Один из семи мудрецов был Биант из Приены вместе с другими земляками уходил из взятого неприятелем родного города. Каждый вёз и тащил с собою всё, что только мог и лишь один Биант шёл налегке, без всяких пожитков.
"Эй, философ! Где же твоё добро?!" - смеясь, кричали ему вслед: "Неужели ты за всё жизнь так ничего и не нажил?"
"Всё моё несу с собой!"- гордо отвечал Биант и насмешники затихали.

Живя в бочке, Диоген закалился. Он закалялся также специально - летом катался по раскалённому солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошённые снегом. Философ вообще любил шокировать своих земляков и, может быть, поэтому о его выходках сохранилось так много рассказов. Один из них знал даже гоголевский Павел Иванович Чичиков.

Как-то в праздничный день, на базарной площади вдруг появляется босой человек в грубом плаще на голое тело, с нищенской сумой, толстой палкой и фонарём - ходит и кричит: "Ищу человека, ищу человека!!!"

Сбегается народ, а Диоген замахивается на них палкой: "Я звал людей, а не рабов!"

После этого случая недоброжелатели спрашивали у Диогена: "Ну как, ты нашёл человека?" на что Диоген с грустной улыбкой отвечал: "Хороших детей нашёл в Спарте, а хороших мужей - нигде и ни одного."

Диоген приводил в замешательство не только простой синопский и коринфский народ, но и своих братьев философов.

Говорят, что однажды божественный Платон читал лекцию у себя в Академии и дал такое определение человека: "Человек есть животное о двух ногах, без пуха и перьев", - и заслужил всеобщее одобрение. Находчивый Диоген, который не любил Платона и его философию ощипал петуха и подбросил в аудиторию с криком: "Вот вам платоновский человек!".

Скорее всего эта история - анекдот. Но придуман он очевидно, ориентируясь на удивительную способность Диогена философствовать самим действием, самим образом жизни.

Диоген дожил до времён Александра Македонского и часто с ним встречался. Рассказы об этих встречах обычно начинаются словами: "Однажды Александр подъехал к Диогену." Спрашивается, с чего бы это великий Александр, у ног которого лежало несколько завоёванных царств, стал подъезжать к нищему философу Диогену?!

Может быть рассказывать о таких встречах всегда любили потому, что нищий философ, пророк или юродивый могли сказать и говорили царям правду прямо в глаза.

Итак, однажды Александр подъехал к Диогену и сказал:
- Я Александр - великий царь!
- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаёт, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.
- Не хочешь ли ты отобедать со мной?
- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.
- А ты меня не боишься?
- А ты - добро или зло?
- Разумеется - добро.
- Кто же боится добра?
- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя?
- Отойди чуть в сторону, ты застишь мне солнце!

Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: "Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном".

Над Диогеном часто потешались, его даже били, но его любили. "Это твои сограждане осудили тебя скитаться?" - спрашивали его чужестранцы. "Нет, это я осудил их оставаться дома" - отвечал Диоген.

"Откуда ты такой взялся?" - смеялись земляки. "Я - гражданин мира!" - гордо отвечал Диоген и, как действительно выяснили историки, был одним из первых космополитов. Помните, сколько раз в истории человечества, философов обвиняли в космополитизме и в отсутствии патриотизма?! А Диогена осудить и в том и в другом трудно. Когда на его родной город напали враги, то философ не растерялся, выкатил свою бочку и давай по ней барабанить. Народ сбежался на городские стены и город был спасён.

И вот однажды, когда мальчишки-озорники взяли да и сломали его бочку, она ведь была из обожжённой глины, то мудрое городское начальство постановило - детей высечь, чтоб не повадно было, а Диогену выдать новую бочку. Поэтому в философском музее должны стоять две бочки - одна старая и сломанная, а другая - новая.

Легенда говорит о том, что Диоген умер в один день с Александром Македонским. Александр - в тридцати трехлетнем возрасте в далёком и чужом Вавилоне, Диоген - на восемьдесят девятом году жизни в родном Коринфе на городском пустыре.

А между немногочисленными учениками возник спор - кому хоронить философа. Дело, как водится, не обошлось без драки. Но пришли их отцы и представители власти и похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней - собака, высеченная из мрамора. Позднее и другие соотечественники оказали Диогену почёт, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано:

"Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава
Вечность саму превзойдёт и никогда не умрёт!"

Литература

1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М. - 1995.
2. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. - М. - 1984.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М. - 1979.
4. Фрагменты ранних греческих философов. - М. - 1989.
5. Нахов И.М. Философия киников. - М. - 1982.
6. Нахов И.М. Киническая литература. - М. - 1981.
7. Асмус В.Ф. История античной философии. - М. - 1965.
8. Шахермайр Ф. Александр Македонский. - М. - 1986.

Он был умен и остер на язык, тонко подмечал все недостатки отдельного человека и общества. Диоген Синопский, произведения которого дошли к нам только в виде пересказов более поздних авторов, считается загадкой. Он является одновременно искателем истины и мудрецом, которому она открылась, скептиком и критиком, объединяющим звеном. Одним словом, Человеком с большой буквы, у которого можно многому научиться и современным людям, привыкшим к благам цивилизации и технике.

Диоген Синопский и его образ жизни

Многие люди помнят со школы, что Диогеном звали человека, который жил в бочке посреди афинской площади. Философ и чудак, он, тем не менее, прославил в веках свое имя благодаря собственным учениям, названным позже космополитическими. Он жестко критиковал Платона, указывая этому древнегреческому ученому на недостатки его философии. Он презирал славу и роскошь, смеялся над теми, кто воспевает сильных мира ради того, чтобы быть в почете. Предпочитал вести домом ему служила глиняная бочка, которую часто можно было увидеть на агоре. Диоген Синопский много путешествовал по греческим полисам, а себя считал гражданином всего мира, то есть космоса.

Путь к истине

Диоген, философия которого может показаться противоречивой и странной (а все из-за того, что до нас не дошли его работы в первозданном виде), был учеником Антисфена. История говорит, что учитель вначале сильно невзлюбил юношу, который искал истину. Все потому, что был он сыном менялы, который не только сидел в тюрьме (за сделки с деньгами), но и имел не самую лучшую репутацию. Почтительный Антисфен пытался прогнать нового ученика, и даже колотил его палкой, но Диоген с места не сдвинулся. Он жаждал знаний, и Антисфен должен был открыть их ему. Своим кредо Диоген Синопский считал то, что он должен продолжать дело отца, но в другом масштабе. Если его папа портил монету в буквальном смысле, то философ решил портить все устоявшиеся штампы, рушить традиции и предрассудки. Он желал как бы стереть из те лживые ценности, которые были насажены им. Честь, слава, богатство - все это он считал фальшивой надписью на монетах из низменного металла.

Гражданин мира и друг собак

Философия Диогена Синопского - особенная и гениальная в своей простоте. Презирая все материальные блага и ценности как таковые, он поселился в бочке. Правда, некоторые исследователи считают, что это была не совсем обычная бочка, в которой хранили воду или вино. Скорее всего, это был большой кувшин, который имел ритуальное значение: в их использовали для погребения. Философ высмеивал установленные нормы одежды, правила поведения, религию, образ жизни горожан. Жил, как собака, - на подаяние, да и часто себя называл четвероногим животным. За это его назвали киником (от греческого слова, обозначающего собаку). Его жизнь опутана не только многими тайнами, но и комичными ситуациями, он является героем многих анекдотов.

Общие черты с другими учениями

Вся суть учения Диогена может вместиться в одно предложение: живи, довольствуясь тем, что имеешь, и будь благодарным за это. Диоген Синопский негативно относился к искусству, как к проявлению ненужных благ. Ведь человек должен изучать не призрачные материи (музыку, живопись, скульптуру, поэзию), а самого себя. Прометея, который принес людям огонь и научил создавать разные нужные и ненужные предметы, считал справедливо наказанным. Ведь титан помог человеку создать сложность и искусственность в современной жизни, без которых жить было бы намного проще. В этом философия Диогена похожа с даосизмом, учениями Руссо и Толстого, но более устойчива во взглядах.

Бесстрашный до безрассудства, он спокойно попросил (который покорил его страну и пришел познакомиться с прославленным чудаком) отойти и не закрывать ему солнце. Учения Диогена помогают избавиться от страха и всем, кто изучает его труды. Ведь на пути стремления к добродетели, он избавился от ничего не стоивших земных благ, приобрел моральную свободу. В частности, именно этот тезис был принят стоиками, которые развили его в отдельную концепцию. Но сами стоики не сумели отказаться от всех преимуществ цивилизованного общества.

Как и его современник Аристотель, Диоген был жизнерадостным. Он не проповедовал уход от жизни, а лишь призывал к отстраненности от внешних, непрочных благ, заложив тем самим основы оптимизма и положительного взгляда на все случаи жизни. Будучи весьма энергичным человеком, философ из бочки был прямой противоположностью скучным и почтенным мудрецам с их учением, предназначенным для людей утомлённых.

Значение философии мудреца из Синопа

Зажженный фонарь (или факел, по другим источникам), с которым днем искал человека, еще в античные времена стал примером презрения к нормам общества. Этот особенный взгляд на жизнь и ценности привлек других людей, которые становились последователями безумца. А само учение киников было признано наиболее короткой дорогой к добродетели.