Меню
Бесплатно
Главная  /  Орз  /  Экологический абордаж – Познавательно-игровая программа для младшего и среднего возраста. «Загадки природы». Экологическая игровая программа

Экологический абордаж – Познавательно-игровая программа для младшего и среднего возраста. «Загадки природы». Экологическая игровая программа

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

МКОУ «Староартинская средняя общеобразовательная школа»

Игровая программа

для учащихся 2 класса

«Знатоки природы»

Выполнила:

Федякова Тамара Васильевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Староартинская СОШ»

Цель: повторение и обобщение знаний об окружающей среде, полученных в урочной и внеурочной деятельности, расширение кругозора детей.

Задачи:

Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, воспитание культуры общения в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

Развивать речь, воображение, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные навыки, самостоятельность суждений.

Воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к природе.

Оборудование мультимедийный проектор, компьютер.

Ход мероприятия:

Добрый день, девочки и мальчики и гости нашего мероприятия.

День сегодня не просто повседневный, а даже необыкновенный. Собрались сегодня здесь юные интеллектуалы, самые, самые. Вы покажете свои знания в олимпиаде по предметам и конкурсе каллиграфии. Но это чуть позже. А сейчас…

Ребята, скажите, вы любите сказки?

В сказку за наукой сегодня пойдём

Смекалку, фантазию, дружбу с собою возьмём.

Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь и гостям пусть порадуются нам.

Стоит на горке теремок

Он не низок, не высок

Терем нас приветливо встречает.

И удачи всем желает.

Ждут вас здесь интересные задания

Надеюсь, у вас не будет разочарования.

Мы отправимся в необычное, удивительное путешествие.

Президентом РФ В. В. Путиным 2013 год объявлен годом экологической культуры. И поэтому путешествие наше связано с природой.

А наше путешествие мы начинаем с разминки (слайд Станция Разминка для ума).

Разложите мысли по порядку, чтобы верную найти отгадку.

Всё в задании примечайте, ответ правильный давайте.

    Царём зверей считается …….(лев).

    Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

    Что случится с пчелой, когда она ужалит кого – то? (умирает)

    Животное наших лесов, похожее на кошку?(рысь)

    Кто бежит, выставляя задние ноги вперёд? (заяц)

    Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? кукушка)

    Сколько ног у жука? (6)Сколько ног у паука?(8)

    Кто круглый год серый? (волк)

Путешествие наше продолжается. Следующая станция: разгадай ребус.

(станция ребусов)

    Стрекоза

    Трикотаж

Что это за день? Кто знает?

(Это День Земли, праздник Земли – Матушки, которая нас кормит и поит)

И поэтому мы должны беречь и охранять нашу Землю.

Путешествие наше продолжается. На нашем пути станция загадок.

    Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей (берёза)

    Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт (белка)

    Что растёт в лесу у дорожки,

Есть у них шляпки и ножки (грибы)

    Кто там прыгает, шуршит

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (Клёст)

Следующая загадка:

Заворчал живой замок

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи(собака)

Лесом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышам.(ёж)

Физминутка

А сейчас немного отдохнём.

Прибежали, прибежали (бег на месте)

Ёжики, ёжики (показать растопыренными руками)

Наточили, наточили (трём ладошками)

Ножики, ножики. (показать руками)

Прискакали, прискакали (скачут как зайчики)

Зайчики, зайчики (показать уши у зайчика)

Ну – ка дружно, ну – ка вместе.

Девочки! (кричат хором девочки)

Мальчики (кричат хором мальчики)

Белое на чёрном,чёрное на белом –

Одна полоска углем,

Одна полоска мелом. (Зебра)

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да без копыт (Жук)

Спинка зеленовата,

Животик желтоват.

На голове чёрненькая шапочка

Да ещё полоска (Синица)

Пасть, как ковш,

Большое брюхо,

Из воды торчат 2 уха,

Любитель речек и болот

Толстый,добрый…….(Бегемот)

Следующее задание: соберите из букв названия животных

Б Р У С К А (барсук)

О Б К А С А (собака)

М В Д Е Ь Е Д (медведь)

Разгадав кроссворд, вы узнаете ключевое слово (Слайд)

Вопросы к кроссворду

    Как называется верхний плодородный слой земли?

    Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

    Синоним слова звери.

    Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

    Житель планеты, наделенный разумом.

    Назови синоним слова атмосфера.

    Как называется солнце на языке астрономов?

Ключевое слово: природа.

– Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная наша цель. Давайте же беречь её сообща.

Конкурс пытливых и любознательных «ЛЕС – НАШ ДРУГ».

На доске: “Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю –
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою”.
(И.Романова)

1 конкурс «Лесная викторина» (проводится заранее).
За несколько дней до конкурса командам раздаются листочки с вопросами. Дети должны найти ответы на вопросы и предоставить в жюри. По количеству правильных ответов начисляются баллы. Количество набранных командами баллов объявляются в начале конкурсной программы.
1. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топкому болоту, в котором другие животные такого же веса завязли бы?
2. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения?
3. Какие птицы выводят птенцов зимой?
4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?
5. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?
7. Почему, особенно весной или в начале лета, нельзя шуметь в
лесу?
8. На муравейник сел дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел
так несколько минут. Почему?
9. Какие животные спят с открытыми глазами?
10. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
Ведущий: Лес – это источник энергии, это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья!
Сегодня мы собрались для конкурса пытливых и любознательных. Тема нашего состязания “Наш лес”. В игре участвует три команды: Комета, НЛО, Звездочка. Мы начинаем КПЛ.
Первым был конкурс «Лесная викторина», можете ознакомиться с ее результатами.

Ведущий зачитывает набранное количество баллов.

2 конкурс – “Ода лесу”.
За несколько минут дети должны придумать стихотворение о лесе. В этом могут им помочь зарифмованные слова:
лесной
душой
веселой
гурьбой

3 конкурс капитанов – «Лесные загадки». (в виде брейн-ринга).
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил.
Вся поляна – в черных точках
У зеленых сосен.
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот (черника).
Не сосна я и не елка.
Только осень на порог –
Скину с веток все иголки,
До единой, точно в срок.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки (лиственница).
Стоит столб до небес,
А на нем – шатер-навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый (сосна).
То ли с крыши, то ли с неба
Или вата, или пух,
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет, будто из мешка (тополиный пух).

4 конкурс – домашнее задание «Эта удивительная природа».
За несколько недель до начала конкурса команды путем жеребьевки получают темы заданий. Необходимо подобрать интересный материал, проиллюстрировать его в виде агитационных плакатов, рисунков и подготовить научное выступление одного из членов команды. В выступлении избранного от команды должны быть использованы подготовленные иллюстративные материалы. Темы:
– о муравьях,
– об одуванчиках,
– о грибах.

5 конкурс «Юные следопыты».
Учитель на доске вывешивает таблички с изображением следов животных. Командам раздаются карточки, в которые дети должны вписать названия животных, чьи следы изображены.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Ответы: 1.лиса, 2. заяц, 3.белка, 4. олень, 5. собака, 6. мышь, 7. ёж, 8.медведь.

6 конкурс – “Дальше в лес, больше дров”.
Каждой команде предлагаются определения слов, которые дети должны отгадать за 1 минуту. В случае если ответ неизвестен, дети говорят «Дальше». Кто за 1минуту отгадает больше слов, тот победил.

1.
1) Инструмент, которым рубят. (Топор).
2) Густой лес. (Чаща).
3) Самый короткий месяц. (Февраль)
4) Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест)
5) Скошенная, высушенная трава. (Сено)
6) Зимнее логово медведя. (Берлога)
7) Что это за птица: вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)
8) Из какого дерева делают спички? (Осина)
9) Кошка с кисточками на ушах (Рысь).
10) Корова в детстве (Теленок).

2.
1) Дубовый лес (Дубрава).
2) Самая маленькая птичка нашего леса? (Королек)
3) Плод дуба (Желудь).
4) Пушной зверек, который живет в дупле (Белка).
5) Какие птицы едят грибы? (Глухари)
6) У него длинные уши, короткий хвост (Заяц).
?) Животное, которое любит добывать мед диких пчел (Медведь).
8) Ребенок козы (Козленок).
9) Мама ягненка (Овца).
10) Какой город летает (Орел).

3.
1) Каких животных называют листопадничками? (Зайчат)
2) Какую ягоду не едят? (Волчью)
3) Заяц спит с закрытыми или открытыми глазами? (С открытыми)
4) Птица, у которой голова, шея, крылья, хвост – черные, а туловище серое (Ворона)
5) Дом скворца (Скворечник)
6) Сама серая, ест зеленое, дает белое (Корова)
7) Вестник весны (Грач)
8) Городское заведение для зверей (Зоопарк)
9) Кто полгода сидит без обеда? (Медведь)
10) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

4.
1)Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орехи).
2) Изменение густоты и окраски шерсти у животных (Линька)
3) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери (Зайчата)
4) Животное, которое строит дом на реке (Бобр)
5) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (Сова)
6) Чем больше колец, тем старше жилец (Дерево)
7) Братцы зайцев (Кролики)
8) Сосновый лес (Бор)
9) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
10) Зимой и летом одним цветом (Заяц)

7 конкурс – экологических проектов «Защитники леса».
Существует множество проблем экологического характера. Как их решить? Какой вклад могут внести дети для решения данных проблем?
На эти и другие вопросы смогут ответить дети, подготовив выступление по выбранному проекту. На несколько минут дети готовят агитационное выступление, в котором показывают актуальность проблемы и пути ее решения. В этом им помогут плакаты, стихи-призывы, рисунки, поделки. Темы проектов:
– Операция «Ёлочка»
– Операция «Муравейник»
– Операция «Птичка»

8 конкурс – “От капли до океана”.
Командам предлагаются названия лесных ягод. Необходимо их расположить в порядке созревания: клюква, малина, брусника, ежевика, черника, земляника.
Правильный ответ: земляника, черника, малина, голубика, брусника, клюква.

9 конкурс – «Лесная фантазия».
Каждой команде нужно придумать и изобразить на листе бумаги удивительное растение, которое защищает природу. Устно защитить проект рассказав о нем: где растет, чем питается, чем полезно.

Подведение итогов игры.

Сценарий игровой программы

«Зелёная планета собирает друзей»

Цель: создание условий для формирования экологической культуры у участников программы; воспитание коммуникативности, чувства ответственности, умения работать в команде, коллективизма.

Оборудование: - презентация;

- разрезанные картинки;

- бумага, цветные карандаши, фломастеры;

Карточки с заданиями;

Платочки по числу команд (для завязывания глаз);

Верёвочки по числу команд (для завязывания ног);

Чёрный ящик;

Пакеты для сбора мусора, мусор;

Воздушные шарики;

Яблоки по количеству команд;

Фонограмма песни Н.Королёвой «Маленькая страна», слова песни;

Картинку зелёной планеты, цветные кружочки – «смайлики», клей;

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников нашей программы «Зелёная планета собирает друзей». Сегодня к нам в гости пришли не только экологи, но и ребята из других творческих объединений.

(Деление на команды по разрезанным картинкам).

1 задание «ВИЗИТКА»

В: ваша задачапридумать название команды и оформить её визитку, которая будет отражать интересы и характер членов команды (5 баллов).

Ведущий: команды представлены и нам пора начинать игровую программу. Хотя люди и считают, что они достаточно хорошо изучили природу, но тем неменее она преподносит и преподносит нам свои неожиданные подарки, раскрывает секреты и тайны. И вы должны сегодня преодолеть, выполнить и раскрыть все приготовленные

для вас природные секреты, тайны и неожиданности.

2

В: прежде чемзаниматься изучениемтаинств природы мы проверим, знаете ли вы экологический словарь. Найдите пары соответствия слова и его значения. (Правильный ответ – 1 бал)





6. Гречиха е) вулкан.


11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

(Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л)

Шуточная игра «УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ»

В: для участия в игре потребуется по четыре человека из команды. Правила игры: на стуле со связанными ногами сидит игрок - «солнце», которого охраняет другой игрок- «туча». У «тучи» завязаны глаза. Задача «спасателя» - освободить «солнце» из плена «тучи», развязав у «солнца» ноги. «Туча» препятствует этому. Если она прикоснулась к спасателю «солнца», то он проиграл, и его должен заменить другой представитель команды. Выигрывает та команда, игрок которой освободит «украденное солнце». (Победитель приносит команде - 2 балла).

3 задание «ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»

В: вам нужно из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. (Правильный ответ – 1 бал)

Внимание на экран.

Вопрос 1 (1 слайд):

- в Чёрное море,
- в Средиземное море,
- в Каспийское море.

Вопрос 2 (2 слай):
Цунами является последствием:
- шторма,
- подводного землетрясения,
- столкновения кораблей.

Вопрос 3 (3 слайд):

- Красного моря,
- Белого моря,
- Синего моря,
- Жёлтого моря.

Вопрос 4 (4 слайд):
Что растёт на дне морском?
- морской лопух
- морской лук
- морская капуста

Вопрос 5 (5 слайд):
Кто в море не живёт?
- морская черепаха
- морской чёрт
- морская свинка
- морской окунь
- морской ёж

Вопрос 6 (6 слайд):

- луна
- солнце
- ветер

4 задание «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

В: ваша задача, задавая однозначные вопросы для ответов «Да» или «Нет» угадать, что находится в чёрном ящике.

Экологическая ЗАДАЧА

Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька
– Тетя Зина, белых сколько?
- Сыроежек много было
Я считала, но забыла,
Белых меньше в десять раз,
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине?

(Ответ: 80 сыроежек, 8 белых грибов).

5 задание «КРИПТОГРАММА»

В: расшифровать шифровку, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали (7 слайд)

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Шифровка:

Ответ: Береги лес – наше богатство.

6 задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АБОРДАЖ»

В: Но что это? Нам пришли телеграммы!

Срочные! Вот, пожалуйста:

1 телеграмма

«Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны)

По одному человеку от команды участвуют в конкурсе «Кто быстрее уберет поляну». Участникам завязывают глаза, и они ищут разбросанные предметы. После окончания конкурса подводится итог. (Баллы команды получают по количеству собранного мусора по мере убывания).

2 телеграмма

Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие».

Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене.

А насколько вы быстро можете грызть мы сейчас посмотрим.

Испытание для одного участника команды. Вам нужно съесть яблоко.

3 телеграмма

Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

(Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны).

Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Каждой команде надо надуть по два воздушных шарика до того чтобы они лопнули. (Баллы начисляются по мере убывания).

Ведущий :
- Такое хорошее настроение – прямо петь хочется! А вам? Есть какая-нибудь хорошая песня про экологов (к залу)? А у меня есть.

Исполнение песни «Маленькая страна экологов» (на мотив Н.Королёвой «Маленькая страна»)
1.Есть в одном городе чудесном
Чернушкой зовется он
Маленький уголочек детства
Счастье найдешь ты в нем
Там детский смех всегда искрится,
Там зла и горя нет,
Там суждено мечтам всем сбыться,
И удивить весь свет.
Припев :


Где она, где она.

Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.

2. В эту страну приходят дети,
Мир вокруг нас познать.
И совершив свое открытие,
Юным ученым стать.
Здесь вам всегда про все расскажут,
Знаний откроют дверь,
Много чудес земных покажут,
Много чудес, поверь!
Припев :
Маленькая страна экологов, маленькая страна
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она.
Маленькая страна экологов, маленькая страна,
Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.
***
Маленькая страна экологов
Маленькая страна,
Здесь хорошо учиться детям,
Им второй дом она.
Маленькая страна экологов,
Маленькая страна,
Здесь вам всегда открыты двери –
Здесь жизнь любви полна!

Рефлексия мероприятия : а сейчас вот на этих цветных кружочках нарисуйте своё настроение, т.е. смайлик и приклейте его на «Зелёную планету» экологов.

В: сейчас каждая команда должна выбрать участника, который принёс команде большое количество баллов.

Подведение итогов. Награждение.

Приложение

Задание «Бестолковый словарь»

Команда

1. Косинус а) это такой лес, в котором хорошо дремать.
2. Заморить червячка б) греческий грипп.
3. Покладистое животное в) любитель плавать кролем.
4. Дремучий лес г) это сложный многоклеточный организм.
5. Тетрадь д) сброс промышленных отходов.
6. Гречиха е) вулкан.
7. Чернослив ж) популярный эстрадный певец.
8. Изверг з) опрыскать сад химикатами.
9. Известняк и) уборочная страда.
10. Кролик к) верблюд с поклажей.
11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

Задание «Правильный выбор»

Команда ________________________________

Задание «Криптограмма»

Команда ________________________________

Шифровка:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

___________________________________________________________________ .

Ответы для жюри.

Задание «Бестолковый словарь»

Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л

Задание «Правильный выбор»

    В какое море впадает великая русская река Волга?
    - в Чёрное море,
    - в Средиземное море,
    - в Каспийское море.

    Цунами является последствием:
    - шторма,
    - подводного землетрясения,
    - столкновения кораблей.

    Какого моря в природе не существует?
    - Красного моря,
    - Белого моря,
    - Синего моря,
    - Жёлтого моря.

    Что растёт на дне морском?
    - морской лопух
    - морской лук
    - морская капуста

    Кто в море не живёт?
    - морская черепаха
    - морской чёрт
    - морская свинка
    - морской окунь
    - морской ёж

    Что влияет на морские приливы и отливы?
    - луна
    - солнце
    - ветера

Задание «Криптограмма»

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу»

Описание работы . Эта игровая программа подготовлена для педагогов дополнительного образования, её так же могут использовать в своей работе и воспитатели группы продлённого дня, и учителя начальных классов по внеклассной работе. Игровая программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Проводится оно в осенний период на втором году обучения по авторской программе "К тайнам природы". Во время проведения занятия мы закрепляем ранее изученный материал, определяем победителей. В ходе игры повышается познавательная активность детей, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.

Цели игры:

1. закрепить знания о явлениях природы в осенний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира;

2. развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

3. учить применять свои силы и знания на практике;

4. воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: поле форматом 2 на 2 метра, рисунки-знаки "рябинки" и "клёны", муляжи овощей, "чёрный ящик", бумага, карандаши, повязки на глаза, 2 мяча, 2 открытки, костюмы для "младенцев".

Подготовка к игре.

1. Рисуем поле форматом 2 на 2 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями девяти конкурсов. Число "9" служит неким символом игры.

2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд ("визитные карточки").

3. Определяется состав жюри.

Условия игры.

1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле (у одной команды знаки "рябинки", у другой "клёны").

2. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

3. Победителем игры считается та команда, которой удаётся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) три своих знака. Это основная суть игры. Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля "рябинки" и "клёны", побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

Ход игры.

1. Объявление темы и целей игры.

2. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "рябинками", другие "клёнами". Ведущий вручает командам отличительные знаки.

3. Представляются члены жюри. Каждому вручаются две таблички: на одном знак "рябинки", на другом "клёны". Это конкурсные оценки.

4. Знакомство с правилами игры.

5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают своё творческое представление. Жюри оценивает выступление. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля., первого конкурсного задания.

6. После каждого конкурса идут маленькие переменки: концертные номера, выступления членов жюри, игры со зрителями.

7. В конце игры подведение итогов, определяется команда победительница, вручаются награды.

Конкурсы:

1. "Чёрный ящик".

Под музыку выносится чёрный ящик, в котором лежат 2 пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для второй команды). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: по - очереди каждый член команды задаёт ведущему всего один вопрос, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись 1 минуту, называет то, что по их мнению лежит в этом ящике. (Например: это съедобно?, это растёт в саду? и так далее). В ящике лежат муляжи какого-либо овоща или фрукта.

2. "Устами младенца".

В гости приходят "малыши" с заданиями для играющих. Каждой команде по два задания. Чем раньше команда угадает о чем хочет сказать "малыш", тем больше очков они заработают и закроют данное игровое поле своим знаком. Если команды так и не догадались, в игру вступают зрители и помогают команде, за которую болеют.

1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

4. Это зимой и летом одним цветом.

5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. (ёлка)

2) 1. Это то без чего не обходится почти ни одно блюдо.

2. Это содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. (лук)

3) 1. Её изобрели китайцы.

2. Из неё получается много мусора.

3. Она легко горит.

4. Её получают из дерева.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)

4) 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)

3."Эрудит".

Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

4. Самое крупное животное суши? (слон)

5. Самое крупное животное океана? (кит)

6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

7.Основной корм оленей в тундре зимой? (лишайник ягель)

8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

9. Перелётные животные? (летучие мыши)

10. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)

11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

13. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (цветами картофеля)

14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

15. Одна из самых крупных листовых почек? (кочан капусты)

Вопросы команде "Клёны".

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

2. Кого ловит кошка? (мышей)

3. Что наступает после осени? (зима)

4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

7. На что похожа первая половина яблока? (на вторую половину яблока)

8. Лекарственное растение, растущее у дорог? (подорожник)

9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

12. Самый большой цветок в мире? (Раффлезия: вес до 7 кг, диаметр до 1 метра)

13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

14. Какая птица носит название танца? (чечётка)

15. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

4. "Эстафета" - весёлые художники.

"Художникам" - игрокам задаётся тема: нарисовать осенний этюд. По команде ведущего игроки подбегают к мольберту, надевают на глаза повязку, берут карандаш и начинают рисовать. Затем по команде, снимают повязку и бегут к своей команде, повязку передают следующему игроку. Этот игрок надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает та команда, которая нарисует без грубых ошибок.

5. "Перевёртыши".

К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений надо подобрать названия хорошо известных растений. (Например: Танюшкины глазки - Анютины глазки) Если команда затрудняется ответить, в игру вступают зрители.

1. Отец - и - отчим (мать - и - мачеха)

2. Сахарица (кислица)

3. Своевременник (безвременник)

4. Здоровоголов (болиголов)

5. Заячье лыко (волчье лыко)

6. Зверолюб (зверобой)

7. Василий - да - Ольга (Иван - да - Марья)

8. Марья - кофе (Иван - чай)

9. Мухолюб (мухомор)

10. Забывалка (незабудка)

11. Позднецвет (первоцвет)

12.Подопушник (подорожник)

13. Огородник (пустырник)

14. Варёнка (сыроежка)

15. Волчий глаз (вороний глаз)

16. Бессоница трава (сон трава)

6. "Мозаика".

Детям обоих команд раздают прямоугольники с одинаковыми заданиями. Кусочки мозаики в них перепутаны. Игрокам нужно сложить их в таком порядке, чтобы получилась целая фраза. Чья команда быстрее сложит мозаику и прочитает фразу, та команда и будет победителем. На выполнения задания даётся одна минута. (В письме Осень поздравляет ребят с наступлением каникул.)

7. "Автографы".

От каждой команды участвуют по одному игроку - мальчику. Им даётся задание собрать, как можно больше автографов у девочек из зрительного зала. На выполнение задания даётся 1 минута. Кто больше наберёт автографов, тот и победит.

8. "Кто быстрее?"

Мячик зажать подбородком и передать без помощи рук другому участнику. Мячик не должен падать. Чья команда быстрее справится с заданием - выигрывает. Задание выполняется под музыку.

9. "Блиц - турнир".

Командам задаётся по три вопроса, на обсуждение каждого даётся по 30 секунд.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Что в старину на Руси вторым "хлебом" называли? а точнее: какой овощ? (репа)

2. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя с его побегом. Что это за растение? (Это кукуруза - древнейший злак американского континента, остатки початков, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3000-5000 лет)

3. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (астра)

Вопросы команде "Клёны".

1. Какой овощ древние римляне называли "головой"? (капусту, происходит от древнеримского слова "капут", что означает голова)

2. Почему гиацинт называют "цветком дождей"? (Родина цветка - Малая Азия, а название в переводе с греческого обозначает "цветок дождей", так как период цветения растения совпадает с наступлением на его родине сезона тёплых весенних дождей)

3. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не болели, так как в этом растении содержится большое количество фитонцидов, это родной брат лука. (чеснок).

Игра с залом

Если называется растение, произрастающее в России, то дети хлопают, если нет - топают: свекла, морковь, облепиха, берёза, кактус, чеснок, капуста, мимоза, ель, огурец, лимон, апельсин, какао, пшеница, сосна, мандарин, хлопок, осина, банан. Кофе, рябина, баньян, табак, секвойя, лопух, чай, баобаб, Вини-Пух!