Меню
Бесплатно
Главная  /  Орз  /  Краткое содержание ревизор по действиям брифли. Анализ пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Краткое содержание ревизор по действиям брифли. Анализ пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

План пересказа

1. Городничий сообщает о скором приезде ревизора.
2. Добчинский и Бобчинский сообщают о приезде ревизора.
3. Затруднительное положение Хлестакова. Приезд городничего к нему.
4. Городничий дает «ревизору» деньги и отвозит в свой дом.
5. Жена и дочь городничего общаются с Хлестаковым, который вдохновенно лжет о своем высоком положении в обществе.
6. Чиновники ходатайствуют о выполнении своих просьб. Хлестаков берет у них деньги.
7. Хлестаков пишет письмо своему приятелю Тряпичкину обо всем произошедшем.
8. «Ревизор» принимает купцов, «занимает» деньги и у них.
9. Хлестаков делает предложение дочери городничего Марии Антоновне и уезжает.
10. Мечты городничего о счастливой жизни благодаря выгодному замужеству дочери.
11. Почтмейстер приносит разоблачительное письмо Хлестакова.
12. Звучит сообщение о приезде настоящего ревизора.

Пересказ

Действие 1

Комната в доме городничего. Городничий сообщает присутствующим (попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер): «К нам едет ревизор». Об этом он узнал из письма своего родственника. Чиновники взволнованы, напуганы. Городничий отдает несколько распоряжений. Он велит Землянике надеть на больных чистые колпаки, судье велит снять со стены в его кабинете арапник и накормить луком помощника, чтобы от того не пахло водкой. Хлопову приказывает что-нибудь сделать с учителями, потому что один рожи показывает, а другой с таким азартом рассказывает урок, что, кажется, сейчас он загорится. Почтмейстеру городничий намекает, что неплохо бы читать письма на почте, чтобы найти какой-нибудь донос или вольнодумные мысли. Почтмейстер сообщает, что и так читает, потому что это ему очень интересно.

Вбегают два помещика, Добчинский и Бобчинский. Перебивая друг друга, они рассказывают, что в трактире видели молодого человека, чиновника, который за проживание не платит и съезжать не собирается. А если так, значит, он ничего не боится, потому что он и есть ревизор. Городничий пугается: ведь ревизор мог видеть, как на самом деле обстоят дела в городе. Он поспешно приказывает подмести главные улицы, поставить для вида солдат и приказать им хвалить свою службу, если их спросят. Если ревизор станет интересоваться строительством церкви, то ему надо сказать, что церковь строили, только она сгорела.

Городничий поспешно собирается ехать в трактир.

Действие 2

Осип, слуга Хлестакова, лежит в комнате на кровати и вспоминает, как его хозяин спустил все деньги. Теперь они не могут доехать до своей деревни, вынуждены голодать. Приходит Хлестаков и начинает бранить Осипа за то, что тот лежал на кровати. Потом просит его пойти в буфет, принести обед. Осип отказывается: хозяин трактира сказал, что не будет кормить, пока Хлестаков не заплатит. Хлестаков жалуется на голод, вспоминает, как проиграл все деньги, и теперь вынужден сидеть в этом городишке. Слуга все же принес ему суп и жаркое. Хлестаков ест и бранит еду, потому что она невкусная. Приходит Осип и сообщает, что приехал городничий и хочет видеть Хлестакова. Молодой человек пугается, он думает, что это трактирщик пожаловался на него.

Входят городничий и Добчинский. Несколько мгновений Хлестаков и городничий смотрят друг на друга молча. Оба боятся. Городничий говорит, что приехал посмотреть, как содержатся люди в трактире, предлагает Хлестакову занять другую, более хорошую комнату. Но Хлестаков думает, что его собираются отправить в тюрьму. Он сначала чуть не плачет, но потом начинает храбриться, стучит кулаком по столу. Городничий понимает, что важный чиновник из Петербурга рассердился, и хочет загладить свою вину. Он дает Хлестакову двести рублей. Хлестаков успокаивается. Он рассказывает, что служил в Петербурге, но не получил больших чинов и теперь едет в свою деревню к отцу. Городничий думает, что ревизор его обманывает, так как хочет сохранить свое «инкогнито». Городничий приглашает его в свой дом. Хлестаков соглашается.

Городничий предлагает «ревизору» поехать посмотреть богоугодные заведения и училища, пишет письмо жене, чтобы она все устроила к приезду гостя.

Действие 3

Анна Андреевна и Марья Антоновна ждут дома возвращения городничего. Им не терпится узнать новости. Приходит Добчинский, рассказывает, что ревизор - молодой человек, но умен, как старик. Анна Андреевна приказывает приготовить комнату для важного гостя. Добчинский уходит. Женщины обсуждают, в какие платья им нарядиться. Приходит Осип с чемоданом Хлестакова. Он встречает слугу, который помогает ему отнести чемодан.

Городничий, Земляника, Хлопов, Добчинский и Бобчинский приводят Хлестакова. Он все хвалит и говорит, что в других городах ему ничего не показывали. Городничий заявляет, что обязанность градоначальника следить за порядком, хочет показать себя в лучшем виде перед ревизором, даже сообщает, что в городе не играют в карты.

Спускаются Анна Андреевна и Марья Антоновна, Хлестаков начинает красоваться перед ними. Сначала он объявляет, что служит простым чиновником, потом начинает врать, причем так, что сам уже не понимает, что врет. Он рассказывает, что его однажды приняли за главнокомандующего; его просили служить министром; его произвели в фельдмаршалы... Он сочиняет, что живет в самом большом и красивом доме Петербурга, каждый день дает балы, на которые приходят самые влиятельные люди страны. На обед ему подают суп прямо из Парижа, арбуз за семьсот рублей. Хлестаков ляпнул даже, что он известный литератор, «с Пушкиным на дружеской ноге», написал многие знаменитые произведения («Юрия Милославского»). Окружающие слушают и все больше боятся: ведь если даже часть того, что говорит ревизор, правда, он очень важная птица.

Чиновники расходятся, а Анна Андреевна и Марья Антоновна обсуждают гостя. Приходит Осип. Городничий, его жена и дочь начинают его расспрашивать о хозяине. Осип понимает, что чем больше наврет, тем лучше его накормят, поэтому говорит, что его хозяин и в самом деле важный человек. Городничий дает ему денег. Потом приказывает двум квартальным стоять на крыльце и не пускать никого постороннего, особенно купцов и просителей.

Действие 4

На другой день чиновники приходят в дом городничего. Каждый хочет видеть ревизора и засвидетельствовать ему свое почтение, но все боятся идти первыми. Выходит Хлестаков. Он заявляет, что ему очень нравится радушие хозяев. Чиновники по одному заходят к Хлестакову, а он у всех просит денег взаймы. На самом деле чиновники рады, что смогли дать взятку такому важному человеку.

Хлестаков начинает понимать, что все принимают его за какого-то важного чиновника. Он пишет письмо своему приятелю-журналисту, в котором рассказывает о своих похождениях. Он знает, что его приятель высмеет чиновников в своей газете. Осип убеждает Хлестакова немедленно уехать из города, иначе может появиться человек, за которого принимают Хлестакова, и тогда обман раскроется.

Приходят купцы, жалуются на городничего, говорят, что тот ужасно притесняет их, грабит, никакого укорота на него нет. Они надеются, что ревизор им поможет. Хлестаков возмущен наглостью городничего. Купцы дают ему пятьсот рублей «за помощь».

Появляется Марья Антоновна. Хлестаков начинает перед ней рисоваться, говорит комплементы, садится рядом, целует ее в плечо. Марья Антоновна кокетничает. Приходит Анна Андреевна и прогоняет дочь. Хлестаков рисуется и перед ней. Говорит, что от любви сойдет с ума. Тут опять появляется Марья Антоновна, видит Хлестакова на коленях. Анна Андреевна злится на помешавшую дочь. Но тут Хлестаков просит Анну Андреевну «благословить вечную любовь» его с Марьей Антоновной.

Входит городничий. Он оправдывается перед ревизором за купцов, умоляет не верить ни единому их слову. Когда он узнает, что Хлестаков просит руки его дочери, то сначала не верит своему счастью, но потом благословляет. Хлестаков говорит, что ему надо ненадолго съездить к своему дяде. Все прощаются с ним, а городничий дает ему еще денег и лучших лошадей.

Действие 5

Городничий приказывает позвать купцов, которые жаловались на него, а пока ждет, мечтает, как он будет теперь жить. Он собирается оставить пост городничего, стать генералом, командовать армией, чтобы у него было много медалей и денег. Приходят купцы. Он начинает их ругать. Испуганные купцы клянутся больше никогда на него не жаловаться.

Приходят разные гости, среди них и городские чиновники. Все поздравляют невесту. Гости расспрашивают, каким образом так скоро удалось помолвку устроить. Анна Андреевна чувствует себя уже генеральшей. Чиновники поздравляют городничего, льстят ему, а про себя говорят всякие гадости.

Приходит почтмейстер. Он держит в руке письмо и сообщает, что Хлестаков вовсе не важный чиновник. Городничий ему не верит. Но почтмейстер читает письмо, из которого становится ясно, кто такой на самом деле Хлестаков и как они все обманулись: он взял у каждого денег «взаймы», каждого высмеял в письме приятелю-журналисту. Городничий проклинает себя. Он тридцать лет на службе, его никто не мог обмануть, а тут мелкий чиновнишка обвел его вокруг пальца?! Входит жандарм. Он докладывает, что некий чиновник из Петербурга остановился в гостинице и немедленно требует городничего к себе. Все понимают, что это и есть настоящий ревизор. Немая сцена. Герои застывают в разных позах. Многие из них рады беде городничего.



Однажды один город уездного типа имел честь «пережить» целую историю. Территориальное положение города было описано автором следующим образом: «Три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Городничим, Антоном Антоновичем Сквозник-Дмухоновским, были собраны все чиновники округи с целью поведать им о предстоящем событии. На днях Антон Антонович получил письмо от незнакомца, в котором сообщалось, что в скором времени в городе должен появиться «ревизор из Петербурга, инкогнито.

И еще с секретным предписанием». Городничий, раздираемый дурными предчувствиями, сетует на беспокойные сны: всю ночь ему виделись крысы небывалых величин. Город начинает перебирать всевозможные причины ревизорского визита. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, представитель городского суда, прочитавший за всю жизнь «пять или шесть книг» (поэтому предстающий перед читателем весьма вольнодумным), высказывает свое предположение о возможной войне, инициируемой Россией. Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, получает совет городничего: освежить внешний вид больничных колпаков; проконтролировать процесс потребления табака пациентами, по возможности, снизить его уровень, а также распорядиться по поводу его крепости. а все предложения городничего Земляника отвечает с сожалением: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Судья получает замечание от городничего, касающееся домашних гусей с маленькими гусенками, бестолково путающихся под ногами в передней для просителей; заседателя, по мнению городничего, с детства имеющего пристрастие к водке; охотничьего арапника, висящего над шкапом с бумагами. Свои размышления о взятках, в особенности борзыми щенками, городничий адресует смотрителю училищ, Луке Лукичу Хлопову; а также выражает свое недовольство привычками, «неразлучными с ученым званием»: отмечает учителя, не перестающего корчить рожи, в то время как другой объясняет предмет жаром, доводящим его до беспамятства: «Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне!».

Далее следует появление почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина, который представляется автором как «простодушный до наивности человек». Боясь предательства, Антон Антонович просит почтмейстера прочитывать поступающие на почту письма, абсолютно не подозревая, что Иван Кузьмич, одолеваемый любопытством, уже давно грешит этим делом: «Иное письмо с наслаждением прочтешь». Как выясняется, никакой информации о петербургском чиновнике в письмах Иван Кузьмич не встречал. Неожиданно являются помещики Бобчинский и Добчинский, которые, запыхавшись, докладывают о их визите в гостиничный трактир и о весьма внимательном молодом человеке: «и в тарелки к нам заглянул». Помещики отмечают особое выражение лица человека: одним словом, он и есть истинный ревизор («И денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»).

Озадаченные городские управленцы удаляются. Антон Антонович собирается «ехать парадом в гостиницу». Перед отъездом он дает указания квартальному по поводу улицы, которая ведет к трактиру; возведения церкви при богоугодном заведении, что «начинала строиться, но сгорела». Городничий, пребывая в сильном волнении, уезжает в сопровождении Добчинского. Бобчинский же бежит вдогонку за уезжающими прочь натурами. Появляется Анна Андреевна, приходящаяся городничему женой, в окружении Марьи Антоновны, дочери его. Мать обращается к дочери с бранью за медлительность второй, и тут же, выглянув в окно, расспрашивает мужа о возможных вариантах внешности приезжего: с усами ли он и с какими усами. Взбешенная неудачной попыткой, она направляет Авдотью вслед за мужем.

В гостиничной комнатке, которая совсем маленького размера, на кровати барина лежит Осип, слуга его. Его мучает чувство голода, он лежит, жалуясь на барина, который умудрился проиграть большие денежные средства; на его бестолковую расточительность; и вспоминает счастливую жизнь в Петербурге. Далее следует появление Хлестакова Ивана Александровича, молодого и не отличающегося особым умом человека. После короткой перебранки он, робея, отправляет Осипа за пищей к обеду. Вслед за беседой в трактире происходит процесс принятия пищи, как оказывается, далеко не приятной на вкус и качество. Пообедав, Хлестаков выражает свое недовольство по поводу всего происходящего, в то время как им интересуется сам городничий. В номере Хлестакова и происходит их встреча. Чистосердечные признания о цели визита, о свирепствующем папаше, который вызвал Ивана Александровича из Петербурга, были приняты за умение искусно врать, а восклицания, касающиеся нежелания героя быть в заключении, городничий принимает за факт того, что гость не станет игнорировать его грешков. Находясь вне себя от страха, городничий поначалу пытается предложить гостю денежных средств, затем просит его пожить в своем доме, а также побывать, ради интереса, в некоторых городских учреждениях. После неожиданного согласия гостя, городничий, черкнув на трактирном счете записки, адресованные жене и Землянике, отправляет с ними Добчинского, в то время как Бобчинский, со старанием пытающийся подслушать разговор за дверью, падает на пол вместе с ней. Городничий же уезжает в компании Хлестакова.

Все так же злится на дочь Анна Андреевна, которая, одолеваемая нетерпением и волнением, ждет новостей. Следует появление Добчинского, прибежавшего с запиской и вестями о чиновнике, который «не генерал, а н уступит генералу», о его дурном настроении поначалу и о положительности впоследствии. В процессе чтения записки Анна Андреевна узнает о тех вещах, которые необходимы для приема гостя: муж пишет о потребности в соленых огурцах, икре, комнате для гостя и вине, которое может предоставить купец Абдулин. Следует процесс выбора дамами нарядов для встречи гостя. Обстановка сопровождается перебранками. Появляются Антон Антонович с Хлестаковым в сопровождении Земляники, у которого в больничке недавно отведали лабардана; Хлопова и, конечно же, Добчинского и Бобчинского. Разговор происходит на тему успешной деятельности Земляники, больные у которого «как мухи выздоравливают». Далее следует речь Антона Антоновича о его бескорыстных стараниях. Расслабившись, Хлестаков проявляет интерес, касающийся мест в городе, в которых можно поиграть в карты. Заподозрив подвох, Антон Антонович высказывается о своем негативном отношении к азартным играм, ничуть не смущаясь факта своего выигрыша у Хлопова. Вовсе раскрепостившись после появления дам, Хлестаков рассказывает о случае в Петербурге, когда его ошибочно приняли за главнокомандующего; о его дружбе с Александром Сергеевичем Пушкиным; об его управленческой должности в департаменте; о своем беспримерном строгом нраве; и, наконец, замалвливает слово о скором его посвящении в фельдмаршалы, что приводит чиновников в состояние неописуемого страха. Герои удаляются, когда Хлестаков отправляется ко сну. Споря о предмете того, на кого больше обращал внимание гость, Анна Андреевна и Марья Антоновна вместе с главой семейства наперебой расспрашивают Осипа о Хлестакове. Прослушав все его двусмысленные и неконкретные ответы, герои снова и снова убеждаются в важности персоны приезжего. Антон Антонович приказывает полицейским расположиться на крыльце, чтобы предупредить появление купцов, просителей и тому подобных лиц, способных на что-либо жаловаться.

В доме Антона Антоновича происходит совещание городских управленцев, в ходе которого чиновники решают подкупить гостя взяткой. Герои пытаются уговорить Ляпкина-Тяпкина, известного своим даром красноречия («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), попытаться первым. Героев пугает неожиданно пробудившийся Хлестаков. Окончательно струсивший Ляпкин-Тяпкин входит в комнату приезжего, намереваясь дать гостю денег, но в итоге не может вымолвить и слова: роняет купюры на пол, считая себя чуть ли уже не взятым под стражу. Гость, подняв деньги, просит их в долг: «в дороге издержался». Далее следует обсуждение с почтмейстером всех положительных моментов городской жизни. Хлестакова интересуют вкусовые предпочтения смотрителя училищ: «Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?». Землянику же ставит в неловкое положение замечание гостя, что, казалось, вчера он был более низкого роста. У каждого зашедшего Хлестаков берет «в долг» под одним и тем же предлогом. Вносит некоторое разнообразие в происходящее Земляника, устраивая на всех донос и предлагая оформить свои соображения в письменном виде. У заглянувших Добчинского и Бобчинского приезжий сразу просит займа в размере одной тысячи рублей; постепенно требуемая сумма понижается до ста рублей, и, в конце концов, гость оказывается довольным и шестьюдесятью пятью рублями. Добчинский с упоением о своем первом ребенке, который был рожден вне брака. Герой обнадежен мечтами о скором законном усыновлении первенца. Бобчинский же просит Хлестакова замолвить в Петербурге перед местными вельможами о нем словечко: мол, «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Распрощавшись с чиновниками, Хлестаков решает черкнуть весточку товарищу Тряпичкину в Петербург, дабы пересказать ему все подробности курьеза, в результате которого Иван Александрович прослыл в уездном городе «государственным человеком». В момент составления Хлестаковым письма Осип пытается уговорить хозяина как можно скорее покинуть город, что ему с успехом удается. Хлестаков, отдав Осипу письмо, посылает его за лошадьми. Сам уже устраивает у себя прием купцов, которых всеми силами пытается остановить квартальный Держиморда. Купцы, в свою очередь, сетуют на скверное отношение к ним городничего, а также одалживают выпрошенные Хлестаковым пятьсот рублей. Осип без стеснения берет у купцов и сахарную голову, и кое-что еще помимо нее: «и веревочка в дороге пригодится». Вслед за обнадеженными купцами появляются слесарша и супруга унтер-офицера, так же жалующиеся на беспорядки со стороны городничего. Остальных же посетителей выпроваживает Осип. Далее следует неожиданное свидание Хлестакова с Марьей Антоновной, которая будто бы никуда не направлялась, но решила проверить, не здесь ли находится её матушка. Встреча заканчивается любовным признанием, страстным поцелуем Хлестакова и его же раскаянием. Нежданно появившаяся Анна Андреевна в негодовании выставляет дочь за дверь. Хлестаков же, признав вошедшую «еще очень аппетитной», падает перед ней на колени, делая предложение. Его нисколько не вгоняет в краску ни неуверенный ответ Анны Андреевны, ни факт ее замужества. Герой предлагает даме «удалиться под сень струй», так как «для любви нет различия». На молниеносно вбежавшую Марью Антоновну обрушивается гнев матери, следом в ее адрес направляется предложение руки и сердца от Хлестакова. Появляется Антон Антонович, взволнованный обвинениями появившихся у Хлестакова купцов, и просит не принимать все сказанное за действительность. До него же не доходит смысл слов о сватовстве до тех пор, пока Иван Александрович не предупреждает о возможном самоубийстве путем саморасстрела. Почти не осознавая происходящего вокруг, Антон Антонович дает свое благословление молодым. В этот же момент Осип объявляет, что лошади находятся в полной готовности. Хлестаков ставит совсем отчаявшееся семейство перед фактом: он едет на один день к своему богатому дядюшке и ему требуется материальная поддержка. Получив денежные средства, он загружается в бричку, провожаемый Антоном Антоновичем и членами его семейства. Осип с нежностью и заботой получает персидский ковер в качестве подстилки.

Анна Андреевна с мужем, попрощавшись с гостем, начинают грезить о жизни в Петербурге. Следует явление приглашенных купцов, которых запугивает и тут же отпускает с Богом радостный Антон Антонович. Целой очередью являются «отставные чиновники, почетные лица в городе» в сопровождении членов своих семей, чтобы поздравить семейство Сквозник-Дмухановских. В тот момент, когда число поздравлений торжественно достигло своего пика, когда Антон Антонович с Анной Андреевной, находясь в окружении стонущих от зависти гостей, считали себя уже чуть ли не генеральской четой, в дверях появляется почтмейстер, объявляющий, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Вскрытое письмо Хлестакова передается из рук в руки, поочередно воспроизводится вслух. Каждый читающий, найдя в нем описание собственной натуры, моментально отстраняется от чтения. Обескураженный городничий произносит речь, касающуюся Хлестакова как явного «щелкопера, бумагомараки». Общее негодование переходит на Добчинского и Бобчинского: собравшиеся обвиняют их в ложности поступающей от них информации. Все разговоры прекращает нежданное появление жандарма, сообщающего: «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей час же к себе». Объявление шокирует всех присутствующих. Бессловесная сцена продолжается более минуты. Никто не двигается с места. Занавес опускается.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.
ЯВЛЕНИЕ II
Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя.
ЯВЛЕНИЕ III
Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними.
ЯВЛЕНИЕ IV
Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его - генерал. Просит чего-нибудь поесть.
ЯВЛЕНИЕ V
После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных... Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, - хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет.
ЯВЛЕНИЕ VI
Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”... “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор - Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш...” - Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем как его с почтением укладывают спать.
ЯВЛЕНИЕ VII
Оставшиеся чиновники в восхищении. Бобчннский предполагает, уж не генерал ли гость, а по мнению Добчинского, он, может быть, генералиссимус. Оба они уходят, а оставшийся Земляника говорит Луке Лукичу, что ему что-то страшно, отчего - сам не знает.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Мать и дочь обсуждают, каков, на их взгляд, мужчина Хлестаков. Соперничество. Каждая уверена, что именно на нее он смотрел по-особенному.
ЯВЛЕНИЕ IX
Городничий в страхе и переживаниях. Жена же, напротив, уверена в силе своего женского обаяния.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий, жена и дочь кидаются к вышедшему из комнаты Осипу с расспросами о барине - городничий о своем, женщины - о своем. Городничий щедро одаряет Осипа, Анна Андреевна обещает тоже, коли зайдет. По словам Осипа, “у барина бывают и графы... чин обыкновенно какой... порядок любит... больше всего любит, чтобы его приняли хорошо”.
ЯВЛЕНИЕ XI
Городничий выставляет на крыльце квартальных - Держиморду и Сви-стунова, чтобы не пропускали к ревизору просителей.

«Ревизор» – бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя. С момента написания ее не прекращали читать и ставить на сцене, потому что те проблемы, которые автор раскрыл в произведении, никогда не потеряют своей актуальности и найдут отклик в сердцах зрителей и читателей во все времена.

Работа над произведением началась в 1835 году. По легенде, желая написать комедию, но не находя достойную этого жанра историю, Гоголь обратился за помощью к Александру Сергеевичу Пушкину в надежде, что он подскажет подходящий сюжет. Так и случилось, Пушкин поделился «анекдотом», который произошел то ли с ним самим, то ли со знакомым чиновником: человека, приехавшего в некий город по своим делам, местные власти приняли за ревизора, прибывшего с тайным поручением проследить, выведать, доложить. Восхищавшийся талантом писателя Пушкин был уверен, что Гоголь справится с поставленной задачей даже лучше него, очень ждал выхода комедии и всячески поддерживал Николая Васильевича, особенно когда тот подумывал бросить начатое произведение.

Впервые комедия была прочитана самим автором на вечере у Василия Андреевича Жуковского в присутствии нескольких знакомых и друзей (в том числе и Пушкина). В том же году «Ревизора» поставили на сцене Александринского театра. Пьеса возмутила и насторожила своей «неблагонадежностью», ее могли запретить. Лишь благодаря ходатайству и протекции Жуковского было решено оставить произведение в покое.

В то же время первой постановкой оказался недоволен и сам Гоголь. Он решил, что ни актеры, ни публика не восприняли «Ревизора» верно. За этим последовало несколько разъяснительных статей писателя, дающих важные указания тем, кто действительно хочет вникнуть в суть комедии, правильно понять персонажей, сыграть их на сцене.

Работа над «Ревизором» продолжалась вплоть до 1842 года: после внесения многочисленных правок, он приобрел тот вид, в котором дошел до нас.

Жанр и направление

«Ревизор» – это комедия, где предметом повествования является жизнь русского чиновничества. Это сатира на нравы и порядки, заведенные среди людей, относящихся к этому кругу. Автор мастерски использует элементы комического в своем произведении, снабжая ими как сюжетные перипетии, так и систему персонажей. Он жестоко высмеивает современное состояние общества, то открыто иронизируя по поводу событий, иллюстрирующих действительность, то завуалированно подсмеиваясь над ними.

Гоголь работал в направлении реализма, главным принципом которого было показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Это, с одной стороны, облегчало писателю выбор темы произведения: достаточно было задуматься над тем, какие вопросы являются животрепещущими для общества в данный момент. С другой стороны, это ставило перед ним непростую задачу так описать реальность, чтобы читатель узнал ее и себя в ней, поверил слову автора и сам, погрузившись в атмосферу дисгармонии действительности, осознал необходимость перемен.

О чем?

Действие разворачивается в уездном городе, который естественно не имеет названия, тем самым символизируя любой город, а значит, и Россию в целом. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий – получает письмо, в котором говорится о ревизоре, который в любую минуту может приехать в город инкогнито с проверкой. Новость буквально ставит на уши всех жителей, имеющих какое-либо отношение к чиновничьей службе. Недолго думая перепуганные горожане сами находят претендента на роль важного чиновника из Петербурга и всячески пытаются подольститься к нему, ублажить высокопоставленное лицо, дабы оно снисходительно отнеслось к их грешкам. Комичность ситуации добавляет то, что Иван Александрович Хлестаков, произведший такое впечатление на окружающих, до последней минуты не догадывается, почему все ведут себя с ним так обходительно, и лишь в самом конце начинает подозревать, что его приняли за какого-то другого, по всей видимости, важного человека.

В канву общего повествования вплетен и любовный конфликт, также обыгранный в фарсовой манере и построенный на том, что участвующие в нем барышни, преследуя каждая свою выгоду, стараются помешать друг другу достичь ее, а зачинщик в это же время не может выбрать себе одну из двух дам.

Главные герои и их характеристики

Иван Александрович Хлестаков

Это мелкий чиновник из Петербурга, возвращающийся домой к родителям и погрязший в долгах. «Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» – так пишет Гоголь о Хлестакове в одной из статей в приложении к пьесе. Пустой и ничтожный человек по своей натуре, Хлестаков обводит вокруг пальца целый город плутов и мошенников. Главным помощником ему в этом становится всеобщий страх, охвативший погрязших в служебных «грешках» чиновников. Они сами создают невероятный образ всемогущего ревизора из Петербурга – грозного человека, вершащего чужие судьбы, первого из первых во всей стране, а также столичной штучки, звезды любого круга. Но такую легенду надо уметь поддержать. Хлестаков блестяще справляется с этой задачей, разворачивая каждый брошенный в его сторону пассаж до захватывающей истории, столь нахально нелепой, что трудно поверить в то, что хитрецы города N не смогли раскусить его обман. Секрет «ревизора» в том, что ложь его чиста и наивна до крайности. Герой невероятно искренен в своем вранье, он практически сам верит в то, что рассказывает. Вероятно, это первый раз, когда на него обратили такое всепоглощающее внимание. Его действительно слушают, внимают каждому его слову, что приводит Ивана в полный восторг. Он чувствует, что это момент его триумфа: что бы он сейчас не сказал, все будет воспринято с восхищением. Его фантазия пускается в полет. Он не осознает, что здесь происходит на самом деле. Глупость и бахвальство не дают ему объективно оценить реальное положение дел и осознать, что долго эти взаимные восторги продолжаться не могут. Он готов задержаться в городе, пользуясь мнимыми доброжелательностью и щедростью горожан, не понимая, что обман скоро раскроется, и тогда ярости обведенных вокруг пальца чиновников не будет предела.

Будучи любвеобильным молодым человеком, Хлестаков волочится сразу за двумя привлекательными барышнями, не зная, кого же выбрать, дочь ли городничего или его жену, и бросается то перед одной, то перед другой на колени, чем покоряет сердца обеих.

Под конец, постепенно начиная догадываться, что все собравшиеся принимают его за кого-то другого, Хлестаков, удивляясь такому случаю, но, не теряя бодрости духа, пишет своему другу литератору Тряпичкину о том, что с ним произошло, и предлагает высмеять своих новых знакомцев в подходящей статье. Он радостно расписывает пороки тех, кто благодушно его принял, тех, кого он успел порядочно обобрать (принимая исключительно взаймы), тех, кому славно вскружил голову своими историями.

Хлестаков – это «лживый, олицетворенный обман» и в то же время этот пустой, ничтожный характер «заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми», именно поэтому эта роль всех труднее. Другое описание характера и образа Хлестакова в формате сочинения вы можете найти .

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий

«Плут первого разряда» (Белинский)

Антон Антонович – человек неглупый и умеющий управлять делами. Он мог бы быть хорошим городничим, если бы не заботился прежде всего о своем кармане. Ловко устроившись на своем месте, он внимательно приглядывается ко всякой возможности где-нибудь что-нибудь ухватить и никогда не упускает своего шанса. В городе его считают мошенником и плохим управляющим, но читателю становится ясно, что заработал он такую славу не потому, что зол или безжалостен по натуре (он совсем не такой), а потому, что поставил свои интересы гораздо выше чужих. При этом если найти верный подход к нему, то можно заручиться его поддержкой.

Городничий не заблуждается на счет себя и не скрывает в приватном разговоре, что сам все знает о своих грехах. Он считает себя человеком набожным, ибо ходит каждое воскресенье в церковь. Можно предположить, что ему не чуждо некоторое раскаяние, но слабости свои он все равно ставит превыше него. При этом он трепетно относится к жене и дочери, его нельзя попрекнуть равнодушием.

В прибытии ревизора городничего скорее пугает неожиданность, нежели сама проверка. Он подозревает, что если правильно подготовить город и нужных людей к встрече важного гостя, а также взять в оборот самого чиновника из Петербурга, то можно удачно обставить дельце и даже что-нибудь для себя здесь выиграть. Чувствуя, что Хлестаков поддается влиянию и приходит в благостное расположение духа, Антон Антонович успокаивается, и, конечно, нет предела его радости, гордости и полету его фантазии, когда появляется возможность породниться с таким человеком. Городничий грезит о видном положении в Петербурге, об удачной партии для своей дочери, ситуация находится у него под контролем и оборачивается как нельзя лучше, как вдруг выясняется, что Хлестаков — всего лишь пустышка, а на порог уже заявился настоящий ревизор. Именно для него этот удар становится самым тяжелым: он и теряет больше других, и достанется ему не в пример строже. Сочинение, где описан характер и образ городничего в «Ревизоре», вы можете найти .

Анна Андреевна и Мария Антоновна

Основные женские персонажи комедии. Эти дамы – жена и дочь городничего. Они крайне любопытны, как все скучающие барышни, охотницы до всех городских сплетен, а также большие кокетки, любят, когда ими увлечены окружающие.

Появившийся столь неожиданно Хлестаков становится для них замечательным развлечением. Он привозит новости из высшего света столицы, рассказывает множество удивительных и занятных историй, а главное проявляет интерес к каждой из них. Мать и дочь всячески пытаются добиться расположения восхитительного франта из Петербурга, и, в конце концов, он сватается к Марии Антоновне, чему очень рады ее родители. Все начинают строить радужные планы на будущее. Женщины не догадываются, что свадьба никак не входит в его планы, и в итоге обе, как, впрочем, и все жители города, оказываются у разбитого корыта.

Осип

Слуга Хлестакова не глуп и хитер. Он гораздо быстрее своего хозяина разбирается в ситуации и, понимая, что дело идет не к добру, советует хозяину как можно скорее покинуть город.

Осип хорошо понимает, что нужно его хозяину, всегда заботиться о его благополучии. Сам Хлестаков явно не умеет это делать, а значит, без своего слуги он пропадет. Это Осип тоже понимает, поэтому порой позволяет себе вести себя с хозяином фамильярно, грубит ему, держит себя независимо.

Бобчинский и Добчинский

Они городские помещики. Оба низенькие, кругленькие, «чрезвычайно похожи друг на друга». Эти два друга — болтуны и вруны, два главных городских сплетника. Именно они принимают Хлестакова за ревизора, чем вводят в заблуждение всех остальных чиновников.

Бобчинский и Добчинский производят впечатление забавных и добродушных господ, но на самом деле они глуповаты и, в сущности, просто пустозвоны.

Прочие чиновники

Каждый чиновник города N чем-то по-своему примечателен, но все же они в первую очередь составляют общую картину бюрократического мира и представляют интерес в совокупности. Они, как мы увидим далее, обладают всеми пороками людей, занимающих важные должности. Более того, они не скрывают это, а порой даже гордятся своими поступками. Имея в лице городничего союзника, судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ и другие свободно творят любой произвол, который приходит им на ум, не боясь расправы.

Сообщение о приезде ревизора приводит всех в ужас, но такие «акулы» чиновничьего мира быстро оправляются от первого потрясения и легко приходят к самому простому решению их проблемы – подкупу страшного, но, вероятно, такого же как они бесчестного ревизора. Обрадованные удачей своего замысла, чиновники теряют бдительность и собранность и оказываются на голову разбиты в тот момент, когда выясняется, что обласканный ими Хлестаков – никто, а настоящее высокопоставленное лицо из Петербурга уже в городе. Образ города N описывается .

Темы

  1. Политическая тематика: самоуправство, кумовство и казнокрадство во властных структурах . В поле зрения автора попадает провинциальный город N. Отсутствие названия и каких-либо территориальных указаний сразу наводит на мысль, что это собирательный образ. Читатель сразу знакомится с рядом проживающих там чиновников, так как именно они составляют интерес в данном произведении. Это все люди, сплошь злоупотребляющие властью и пользующиеся служебными обязанностями лишь в собственных интересах. Быт чиновников города N сложился уже давно, все идет своим чередом, ничто не нарушает ими созданный порядок, основу которому заложил сам городничий, до тех пор, пока не появляется реальная угроза суда и расправы за их самоуправство, которая должна вот-вот обрушиться на них в лице ревизора. мы рассказали об этой теме более подробно.
  2. Социальная тематика . Попутно в комедии затронута тема общечеловеческой глупости , по-разному проявляющей себя в разных представителях рода людского. Так, читатель видит, как данный порок заводит некоторых героев пьесы в разные курьезные ситуации: Хлестаков, окрыленный возможностью раз в жизни стать тем, кем он хотел бы быть, не замечает, что его легенда вилами на воде писана и он вот-вот будет разоблачен; городничий, сперва напуганный до глубины души, а затем поставленный перед соблазном выйти в люди в самом Петербурге, теряется в мире фантазий о новой жизни и оказывается неготовым к развязке этой необыкновенной истории.

Проблемы

Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.

Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.

Смысл

Смысл комедии заложен Гоголем в выбранной им в качестве эпиграфа народной пословице: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В своем произведении писатель говорит о насущных проблемах своей страны современного ему периода, хотя все новые и новые читатели (каждый в свою эпоху) находят их злободневными и актуальными. Не все встречают комедию с пониманием, не каждый готов признать существование проблемы, но склонен обвинять в неидеальности мира окружающих людей, обстоятельства, жизнь как таковую – только не себя. Автор видит эту закономерность в своих соотечественниках и, желая бороться с ней доступными ему методами, пишет «Ревизора» в надежде, что прочитавшие его попытаются что-то изменить в себе (и, может быть, в окружающем мире), чтобы не пускать беды и бесчинства на самотек, но всеми возможными средствами остановить торжествующий путь бесчестья в профессиональной среде.

В пьесе нет положительных героев, что можно истолковать, как буквальное выражение главной авторской мысли: все за всех виноваты. Нет людей, которые бы не приняли унизительного участия в бесчинствах и беспорядках. Все вносят свою лепту в несправедливость. Виноваты не только чиновники, но и купцы, дающие взятки и обирающие народ, и простые люди, вечно пьянствующие и живущие в скотских условиях по своей же инициативе. Порочны не только алчные, невежественные и лицемерные мужчины, но лживые, вульгарные и глупые дамы. Прежде чем критиковать кого-то, нужно начать с себя, сократив порочный круг хотя бы на одно звено. В этом и заключается основная идея «Ревизора».

Критика

Написание «Ревизора» повлекло за собой широкий общественный резонанс. Публика восприняла комедию неоднозначно: отзывы последовали как восторженные, так и возмущенные. Критика заняла противоположные позиции в оценке произведения.

Многие современники Гоголя стремились проанализировать комедию и сделать какой-либо вывод относительно ее ценности для русской и мировой литературы. Некоторые сочли ее грубой и вредной для чтения. Так, Ф.В. Булгарин, представитель официозной прессы и личный враг Пушкина, писал, что «Ревизор» – это поклеп на российскую действительность, что если и существуют подобные нравы, то не в нашей стране, что Гоголь изобразил малороссийский или белорусский город да такой гадкий, что не ясно, как он может держаться на земном шаре.

О.И. Сенковский отметил талант писателя, считал, что Гоголь наконец-то нашел свой жанр и должен совершенствоваться именно в нем, но сама комедия была встречена критиком не так благодушно. Сенковский считал ошибкой автора смешать в своем произведении нечто хорошее, приятное с тем количеством грязи и низости, с которым читатель в итоге сталкивается. Также критик отметил, что завязка, на которой держится весь конфликт, неубедительна: не могли такие матерые прохвосты, как чиновники города N, быть столь легковерными и дать ввести себя в это судьбоносное заблуждение.

Существовало иное мнение относительно комедии Гоголя. К.С. Аксаков заявлял, что те, кто ругает «Ревизора», не поняли его поэтику и должны внимательнее вчитаться в текст. Как истинный художник, Гоголь скрыл свои настоящие чувства за насмешкой и сатирой, в действительности же его душа болела за Россию, в который на самом деле есть место всем персонажам комедии.

Интересно то, что в своей статье «Ревизор» комедия, соч. Н. Гоголя» П.А. Вяземский в свою очередь отмечал полный успех сценической постановки. Вспоминая обвинения в неправдоподобности в адрес комедии, он писал о психологических причинах явлений, описанных автором, как о более существенных, но также был готов признать произошедшее возможным и со всех остальных точек зрения. Важным замечанием в статье является эпизод о нападках в сторону персонажей: «Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор».

Сам В.Г. Белинский высоко оценил «Ревизора». Как ни странно, он много писал о комедии Гоголя в статье «Горе от ума». Критик внимательно рассмотрел как сюжет и некоторых персонажей комедии, так и ее суть. Говоря о гениальности автора и расхваливая его произведение, он признавал, что все в «Ревизоре» превосходно.

Нельзя не упомянуть критические статьи по поводу комедии самого автора. Гоголь написал пять пояснительных статей к своему произведению, так как счел, что оно было неверно понято актерами, зрителями, читателями. Он очень хотел, чтобы публика увидела в «Ревизоре» именно то, что он показал, чтобы восприняла его в определенном ключе. В своих статьях писатель давал наставления актерам о том, как нужно исполнять роли, раскрывал суть некоторых эпизодов и сцен, а также общую – всего произведения. Особое внимание он уделил немой сцене, ибо считал ее неимоверно важной, самой главной. Отдельно хочется упомянуть «Театральный разъезд после представления новой комедии». Эта статья необычна своей формой: она написана в виде пьесы. Между собой беседуют зрители, только что посмотревшие представление, а также автор комедии. Здесь содержатся некоторые уточнения относительно смысла произведения, но главное – ответы Гоголя на критику в адрес его произведения.

В конечном итоге пьеса стала важной и неотъемлемой составляющей русской литературы и культуры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

"Ревизор": краткое содержание по действиям

Данная комедия Гоголя является одной из жемчужин русской литературы и не случайно входит в список изучаемых в школе произведений. Для удобства учащихся мы размещаем статью "Ревизор": краткое содержание по действиям", но очень советуем прочесть комедию целиком.

Действие 1


Главные чиновники собрались дома у городничего. Он сообщает " К нам едет ревизор ". Целью приезда является осмотр уезда. Поэтому все чиновники должны выполнять свои обязанности как положено, а не как было принято. Они оправдываются. Судья признает, что берет взятки, но исключительно " борзыми щенками ". В работе иных учреждений также имеются недостатки.

Городничий намекает почтмейстеру, чтобы тот вскрывал письма, дабы быть в курсе дел. Тот отвечает, что он и так это делает.

Забегают Бобчинский и Добчинский. Они увидели незнакомого человека, который может быть ревизором.

Городничий с ними соглашается и собирается навестить "ревизора".

Его жена и дочь также полны любопытства и хотят увидеть столичного гостя.

Действие 2


Гостиница. Остап, слуга "ревизора" вслух размышляет. Из его слов становится понятно, что Хлестаков (так зовут молодого человека за которого приняли ревизора) чиновник низшего ранга. Задержались в городе они потому, что тот проиграл все деньги. Хлестаков привык вкусно есть и хорошо жить, хотя средств у него нет. Поэтому им приходится убегать, когда приходит пора оплаты.

В комнату заходит Хлестаков и просит Осипа принести еды. Слуга отправляется в трактир.

Хлестаков остается один. Он вспоминает, как проиграл все деньги в Пензе и жалеет, что не смог отыграться.

Приносят обед. Осип сообщает, что в гостиницу прибыл городничий. Хлестаков пугается, потому что боится попасть в тюрьму. Начинает оправдываться. Тот понимает его слова как недовольство имеющимися условиями и предлагает деньги, которые Хлестаков берет. Городничий предлагает ему поселиться у себя дома, а пока осмотреть разные заведения. Мнимый ревизор согласился.

Действие 3


Узнав от Добчинского о произошедших событиях дамы готовятся к встрече гостя. Хлестаков беседует с городничим и чиновниками. Затем происходит знакомство с дамами. Хлестаков хвастается, в результате сильно завирается. Его слова все принимают за чистую монету. Городничий вызывает полицейских, велит им охранять дом и не пускать жалобщиков.

Действие 4


Собрались чиновники, решают задобрить ревизора. Хлестаков у всех просит денег "в долг". Он их получает. Тут он понимает, что его приняли за кого-то другого. Об этом он пишет своему приятелю журналисту. Приходят жалобщики. У купцов он взял деньги и пообещал помочь, с остальными разговаривать отказывается. Хлестаков делает предложение дочке городничего, а потом и его жене. Вбегает городничий, просит не обращать внимания на жалобы. Узнав о предложении, соглашается отдать за мошенника свою дочь.

Действие 5


Городничий и его жена предвкушают как войдут в высшее общество.

О предстоящей свадьбе городничий сообщает купцам и чиновникам. Радужные планы портит почтмейстер. Он принес письмо Хлестакова к журналисту, в котором тот описывает произошедшие события. Чиновники в бешенстве, что их обвели вокруг пальца. Приходит жандарм и сообщает, что приехал ревизор и требует всех к себе. Все остолбенели.

Надеемся, что при изучении "Ревизора" краткое содержание по действиям поможет Вам и что Вам захочется прочесть всю комедию.