Меню
Бесплатно
Главная  /  Орз  /  Составитель учетной политики на год. Готовая учетная политика - образец для организации. О форме УПД и порядке его хранения

Составитель учетной политики на год. Готовая учетная политика - образец для организации. О форме УПД и порядке его хранения

Компаниям и предпринимателям нужно внести изменения в учетной политике на 2015 год. Как оформить изменения в учетной политике на 2015 год?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что изменится с 1 января 2015 года в правилах налогового учета для всех упрощенцев
  • На какой период нужно утверждать учетную политику
  • Как оформить изменение учетной политики на 2015 год

С 1 января 2015 года вступают в силу поправки, внесенные в главу 26.2 НК РФ Федеральным законом от 20.04.2014 № 81-ФЗ (далее — Закон № 81-ФЗ). Они меняют привычные правила налогового учета некоторых видов операций. А значит, вам уже нельзя будет применять те правила, которые действовали в 2014 году, а придется перейти на новые. Что именно меняется? Как внести корректировки в учетную политику — нужно ее переписывать заново или достаточно издать приказ об изменении одного-двух пунктов? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном материале.

С 1 января 2015 года в налоговом учете нельзя будет товары, сырье и материалы списывать методом ЛИФО (п. 7 и 16 ст. 1 Закона № 81-ФЗ). Его суть, напомним, заключалась в том, что ценности списываются по стоимости последних по времени закупок.

Если вы применяли метод ЛИФО, то выберите один из других возможных способов:

  • по стоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО);
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы товара.

Если вы сейчас пользуетесь заемными средствами, в вашей налоговой учетной политике должен быть прописан метод учета процентов. Поскольку в целях налогообложения они нормируются: либо в зависимости от среднего процента по кредитам, либо исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 1 ст. 269 НК РФ).

А вот со следующего года нормировать проценты уже будет не нужно (п. 17 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 420-ФЗ). Признавать расходы в виде процентов вы сможете целиком, исходя из той ставки, что предусмотрена договором.

В налоговом учете все ценности, которые стоят меньше 40 000 руб., но используются больше года, относят к материальным расходам (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это, например, оргтехника, офисная мебель, спецодежда и т. д. Сейчас учесть малоценное имущество в расходах вы можете только одним способом — единовременно в том квартале, когда оно оплачено и введено в эксплуатацию (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 и подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). А значит, и отдельный пункт о способе списания таких ценностей в учетной политике прежде был не нужен.

А вот с 1 января 2015 года вы сможете определять порядок списания малоценных объектов с длительным сроком службы самостоятельно (подп. «а» п. 7 ст. 1 Закона № 81-ФЗ). Можно будет продолжать учитывать расходы, как и сейчас — полностью в одном квартале после ввода в эксплуатацию и оплаты ценностей. А можно будет списывать их в течение нескольких отчетных периодов. Порядок учета расходов за несколько кварталов придется разработать самостоятельно и закрепить его в налоговой учетной политике.

В 2014 году было принято несколько Федеральных законов, внесших поправки в 25 главу НК РФ. О наиболее важных из них, вступивших в силу с 1 января 2015 года, мы расскажем в нашей статье.

Федеральный Закон N 81-ФЗ от 20.04.2014г.:

Понятие исключено из главы 25 НК РФ

Основное изменение - с 2015 года из НК РФ исключено понятие «суммовые разницы». Поправки внесены в соответствующие пункты статей 250, 265, 271 и 272 НК РФ.

Указанные нововведения касаются многих налогоплательщиков. Особенно в нынешних условиях нестабильности курса рубля, когда растет количество договоров, где цена установлена в валюте и условных единицах, а расчеты проводятся в рублях по соответствующему курсу.

Разницы от переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, в налоговом и бухгалтерском учете независимо от валюты платежа теперь будут называться курсовыми и отражаться также, как отражаются курсовые разницы в бухучете (ПБУ 3/2006).

Напомним, что сейчас (в 2014 году) в налоговом учете есть два понятия: курсовые и суммовые разницы.

Первые возникают при расчетах за товары (работы, услуги) в иностранной валюте (как правило, по внешнеэкономическим сделкам) и переоценке ценностей на валютных счетах. Порядок признания курсовых разниц в качестве доходов и расходов в 2015 году в целом останется прежним (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ). Сдвигается лишь дата признания дохода (расхода) от переоценки с конца отчетного периода на последний день каждого месяца.

Вторые (суммовые) возникают в случае, когда стоимость товаров (работ, услуг) по договору выражена в валюте или условных единицах, а расчеты производятся в рублях по соответствующему курсу (ЦБ РФ или установленному договором).

Даты признания доходов (расходов) в виде суммовых и курсовых разниц сейчас разные, отсюда и разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, влекущие необходимость применения ПБУ 18/02 и повышенную трудоемкость их отражения.

Напомним, что курсовые разницы возникают при переоценке обязательств (требований) на последний день каждого отчетного периода и дату расчетов (платежа). Суммовые - только на дату расчетов.

С 1 января 2015 года ВСЕ разницы, возникающие по договорам, выраженным в иностранной валюте, независимо от валюты расчетов по ним называются одинаково - курсовые, и моменты возникновения у них также уравнялись.

Если сейчас суммовые разницы возникают в налоговом учете только на дату платежа по договору, то с 2015 года они, называясь курсовыми, будут возникать и на конец каждого месяца, и на дату платежа.

Кроме того, полученные и выданные по таким договорам авансы не переоцениваются так же, как это происходит в бухгалтерском учете.

С изменением отражения разниц закономерно возникает вопрос: нужно ли налогоплательщику, имеющему договора в у.е. что-то делать на 1 января 2015 года?

Ничего делать не нужно, поскольку в статье 3 Закона № 81-ФЗ прямо указано, что доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в прежнем порядке. Соответственно внесенные поправки применяется только к сделкам, заключенным после 1 января 2015 года. Никаких изменений в налоговую учетную политику вносить не нужно.

Убыток от уступки права требования признается в расходах единовременно

С 2015 года вносятся изменения в статью 279 НК РФ. Убытки при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу, срок платежа по которому наступил, включаются во в полном объеме на дату уступки права требования, как и в бухучете. На сегодняшний момент такие убытки учитываются в расходах в два приема:

50 % включаются в расход на дату уступки права требования;

50 % - по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

Метод списания МПЗ ЛИФО исключен из НК РФ

С 2008 года метод ЛИФО исключен из ПБУ 5/01 и не используется для списания МПЗ в бухучете. С 2015 года из пункта 8 статьи 254 НК РФ его также исключили. Это изменение является достаточно формальным, поскольку те организации, которые стремились минимизировать различия между налоговым и бухгалтерским учетом, метод ЛИФО давно не применяют.

Если же в 2014 году в налоговом учете организация применяла метод ЛИФО, до конца года ей нужно определиться, каким методом в дальнейшем она будет оценивать товары, сырье и материалы. Свой выбор следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения не позднее 31 декабря 2014 года. Очевидно, что для сближения учетов в них целесообразно установить одинаковые методы. Таких методов с 2015 года останется три: оценка по стоимости каждой единицы запасов, по средней стоимости и по методу ФИФО.

Малоценные МПЗ можно учитывать в расходах частями

Вносятся поправки в статью 254 НК РФ: налогоплательщики получат возможность частями списывать в расход стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого малоценного имущества, не являющегося амортизируемым. Напомним, что амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Сейчас стоимость малоценного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.

С 2015 года при списании стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей.

Поскольку законодатель предусмотрел право, а не обязанность на частичное списание МПЗ, этот момент является элементом налоговой учетной политики. И если организация захочет воспользоваться новым методом списания, в нее необходимо внести изменения.

Использование метода частичного списания стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н). Соответственно разниц между бухгалтерским и налоговым учетом больше не возникнет.

Кроме того такое сближение учетов, уменьшит размер налоговых расходов текущего отчетного (налогового) периода и поможет организациям, которые не хотят по каким-то соображениям показывать в налоговой декларации по налогу на прибыль убыток или отсутствие прибыли, «размазать» стоимость малоценки по отчетным и налоговым периодам.

Приведем пример.

Организация приобрела 15 комплектов спецодежды стоимостью 30 тысяч рублей за единицу и сроком службы 3 года. Согласно пункту 26 Методических указаний в бухучете ее стоимость погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды.

Для целей налогообложения спецодежда не является амортизируемым имуществом, поскольку дешевле 40 000 рублей за единицу, и ее стоимость списывается в расход единовременно при вводе в эксплуатацию. Отсюда разницы между бухгалтерским и налоговым учетом и возможные убытки в налоговой декларации. С 2015 года организация вправе списывать спецодежду в целях налогообложения равномерно как в бухучете, закрепив это в учетной политике.

В большей степени указанное нововведение коснется организаций, закупающих спецсредства. Иные активы стоимостью до 40 000 руб. за единицу (недорогое оборудование, компьютерную технику и пр.) подавляющее большинство налогоплательщиков и так в обоих учетах списывают единовременно. Поэтому тут менять что-либо в учете не имеет смысла.

Стоимость безвозмездно полученного имущества признается в расходах

Следующая поправка касается отражения в налоговом учете безвозмездно полученных сырья и материалов.

С 2015 года указанные МПЗ получат налоговую стоимость.

Согласно действующему порядку организация, безвозмездно получившая имущество, включает его стоимость во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако в дальнейшем при продаже таких активов или списании в производство она не вправе признавать их стоимость в расходах. Исключение составляют активы, обнаруженные в ходе инвентаризации, а также материалы, полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Их стоимость можно включать в расходы в размере ранее признанного дохода.

Поправками в статью 254 НК РФ введены одинаковые принципы отражения безвозмездно полученных ТМЦ в расходах: рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов организация вправе будет включить в материальные расходы на дату продажи или передачи в производство.

Указанные поправки, несомненно, порадуют налогоплательщиков, поскольку позволят избежать двойного налогообложения доходов при получении такого имущества и при его продаже.

Для применения новых правил вносить изменения в налоговую учетную политику не нужно.

Поскольку в бухучете стоимость бесплатно полученных активов отражается и в доходах, и в материальных затратах, постоянных разниц с налоговым учетом больше не будет.

Важно заметить, что внесенные поправки не затрагивают порядок налогового учета имущества, безвозмездно полученного от материнской или дочерней компании или учредителя-физлица с долей участия в уставном капитале более 50% (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также имущества, переданного участниками или акционерами организации для увеличения ее чистых активов (п. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При расчете налога на прибыль стоимость указанных активов во внереализационные доходы не включается, поэтому и в расходах эта стоимость не учитывается.

Федеральный Закон N 366-ФЗ от 24.11.2014г.

Увеличивается ставка с 9 до 13% при получении резидентами дивидендов

Изменения вносятся по налогу на прибыль в статью 284 НК РФ (при получении дивидендов российскими организациями), а также по НДФЛ в статью 210 НК РФ (при получении дивидендов физлицами резидентами РФ).

Повышенная ставка применяется к доходам, выплаченным учредителям, начиная с 1 января 2015 года. В том случае, если в течение 2014 года резидент получал промежуточные ежеквартальные дивиденды, они облагались налогом на прибыль и НДФЛ по ставке 9% (п. 5 ст. 286 НК РФ). А вот дивиденды, рассчитанные исходя из годовой прибыли и выплачиваемые в 2015 году, будут облагаться уже по ставке 13%.

Внимание! Несмотря на то, что дивидендные доходы с 2015 года облагаются по ставке 13%, никакие налоговые вычеты в их отношении не представляются.

Федеральный Закон N 382-ФЗ от 29.11.2014г.

Реконструируемое свыше 12 месяцев имущество, используемое в производственной деятельности, можно амортизировать

Дополнен пункт 3 статьи 256 НК РФ, где перечислено имущество, не подлежащее амортизации. До 2015 года из состава амортизируемого исключалось имущество, находящееся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. С 2015 года данная норма была уточнена. Теперь, если находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, они могут амортизироваться.

Компенсации при увольнении включаются в расход

Вносятся поправки в пункт 9 статьи 255 НК РФ.

С 2015 года в расходы по прибыли можно отнести любые компенсации, выплачиваемые работнику при увольнении. В частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Напомним, что ранее существовала неопределенность в отношении компенсации, выплачиваемой работнику при увольнении по соглашению сторон. Так, Минфин разрешал включать данные выплаты в расход (письмо от 09.10.2014г. N 03-03-06/1/50735). А вот из письма ФНС от 28.07.2014г. N ГД-4-3/14565 следовало, что для включения компенсации в расход необходимо, чтобы она носила производственный характер.

Внесенными поправками установлено, что компенсации при увольнении, закрепленные любыми договорами и соглашениями, содержащими нормы трудового права, можно включать в расход.

Новый вид резерва - по итогам работы за год

Дополнен пункт 24 статьи 255 НК РФ. С 2015 года налогоплательщики смогут формировать не только резервы на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, а также резерв по итогам работы за год (под годовую премию). Если организация намерена формировать данный резерв ей необходимо внести соответствующие положения в налоговую учетную политику.

Федеральный закон N 420-ФЗ от 28.12.2013г.

Изменен порядок учета процентов по займам

С 1 января 2015 г. поправками, внесенными в статью 269 НК РФ, отменяется нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Теперь проценты по долговым обязательствам признаются доходом (расходом) в размере фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ).

Но по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках. Исключением являются случаи, когда одной из сторон такой сделки является банк. В этом случае налогоплательщик вправе:

Признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, который установлен пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;

Признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, который установлен пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ.

Если данные условия не соблюдаются, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

Поскольку в 2014 году проценты учитывались в расходах в ином порядке (статьей 269 НК РФ предусмотрено два метода их признания), организациям необходимо откорректировать учетную политику на 2015 год с учетом нововведений.

Отметим, что данные изменения не затронули порядок нормирования процентов по контролируемой задолженности, описанный в пункте 2 статьи 269 НК РФ.

Мы оказываем реальную помощь бизнесу: отвечаем на вопросы, проводим аудит, выявляем риски, даем профессиональные рекомендации.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

НА 2015 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационные аспекты учетной политики 7

1.1. Организационно-технические аспекты учетной политики 7

1.1.1. Организационная структура бухгалтерской службы 7

1.1.2. Рабочий план счетов 7

1.1.3. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в Организации 7

1.1.4. Первичные учетные документы 8

1.1.5. Порядок организации документооборота 9

1.1.6. Формы и порядок составления бухгалтерской отчетности 9

1.1.7. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств 11

1.1.8. Внутренний контроль и обеспечение защиты учетных данных 12

1.2. Общие методические аспекты бухгалтерского учета 12

1.2.1. Порядок формирования Учетной политики Организации 12

1.2.2. Изменение учетной политики Организации 13

1.2.3. Способы определения рыночной цены 14

2. Вложения во внеоборотные активы 14

2.1. Общие положения и термины 14

2.2. Особенности учета объектов строительства 16

2.2.1. Формирование стоимости объектов капитального строительства 16

2.2.2. Учет временных сооружений 17

2.2.3. Учет проектно-изыскательских работ 18

2.2.4. Учет сезонных работ 18

2.2.5. Учет оборудования, требующего монтажа 19

3.Основные средства 20

3.1. Признание объектов основных средств 20

3.2. Первоначальная оценка основных средств 21

3.3. Изменение первоначальной стоимости 23

3.4. Амортизация и срок полезного использования основных средств 24

3.5. Учет затрат на ремонт основных средств 25

3.6. Выбытие основных средств 26

3.7. Доходные вложения в материальные ценности 27

3.8. Учет арендованных основных средств 28

3.9. Учет основных средств, полученных по договору лизинга 28

3.10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности 29

4. Нематериальные активы 29

4.1. Признание объектов нематериальных активов 29

4.2. Первоначальная оценка нематериальных активов 30

4.3. Изменение первоначальной стоимости 32

4.4. Амортизация и срок полезного использования 32

4.5. Выбытие нематериальных активов 33

4.6. Раскрытие информации в отчетности 34

5. Материально-производственные запасы (МПЗ) 35

5.1. Признание МПЗ 35

5.2. Первоначальная оценка МПЗ 35

5.3. Учет материалов 37

5.3.1 Особенности учета материалов 37

5.3.2. Выбытие материалов 37

5.4. Учет излишков и недостач, выявленных при инвентаризации 38

5.6. Раскрытие информации о МПЗ в бухгалтерской отчетности 38

6. Финансовые вложения 39

6.1. Признание финансовых вложений 39

6.2 Первоначальная оценка финансовых вложений 41

6.3. Доходы и расходы по финансовым вложениям, в том числе определяемые при их выбытии 42

6.4. Обесценение финансовых вложений 43

6.5. Учет производных финансовых инструментов 44

6.6 Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности 44

7. Займы и кредиты 45

7.1. Признание полученных займов и кредитов 45

7.2. Первоначальная оценка полученных займов и кредитов 46

7.3. Порядок учета расходов по полученным займам и кредитам 46

7.3.1 Порядок учета процентов, причитающихся к оплате по полученным займам и кредитам 46

7.3.2. Дополнительные расходы по кредитам и займам 48

7.4. Раскрытие информации о займах и кредитах в бухгалтерской отчетности 48

8. Учет доходов 49

8.1. Учет доходов по обычным видам деятельности 50

8.2. Учет доходов будущих периодов 50

8.3. Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской отчетности 51

9. Учет расходов 51

9.1. Учет расходов по обычным видам деятельности 52

9.2. Особенности признания отдельных видов расходов 53

9.3. Учет расходов будущих периодов 54

10. Учет расчетов по налогу на прибыль 54

11. Забалансовый учет 55

12. Особенности формирования бухгалтерской отчетности 55

12.1. Общие положения 55

12.2. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (ПБУ 8/2010) 56

12.2.1. Признание оценочного обязательства, отражение информации об условном обязательстве и условном активе 56

12.2.2.Определение величины оценочного обязательства 58

12.2.3. Списание, изменение величины оценочного обязательства 60

12.2.4.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности 61

Приложения 62

Приложение №1 Рабочий план счетов бухгалтерского учета 63

Приложение № 2 Порядок формирования резервов предстоящих расходов 70

Раздел 2.1. (Приложение №2) Резерв по сомнительным долгам 70

2.1.1 Создание резерва 70

2.1.2 Использование резерва 71

2.1.3. Корректировка резерва 72

2.1.4. Раскрытие информации о резерве в бухгалтерской отчетности 72

Раздел 2.2. (Приложение № 2) Резерв на предстоящую оплату отпусков 72

2.2.1 Создание резерва 72

2.2.2 Использование резерва 73

2.2.3. Корректировка резерва 73

Введение
Настоящая Единая учетная политика составлена для внутреннего пользования бухгалтерскими службами ЗАО «О1 Пропертиз Финанс» (далее Организация/Компания/ЗАО) и разработана с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, а также особенностей хозяйственной деятельности Организации.

Целями Единой учетной политики являются:

1) обеспечение единообразия и непротиворечивости применяемых политик, принципов, способов и методов при организации и ведении бухгалтерского учета, а также при формировании бухгалтерской отчетности в Организации;

2) утверждение единообразных способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, в том числе:


  • единого плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством, и целей формирования управленческой отчетности;

  • порядка проведения инвентаризации активов и обязательств в Организации;

  • методов оценки активов и обязательств;

  • порядка контроля за хозяйственными операциями;
отражение способов ведения и организации бухгалтерского учета в случаях, когда нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету:

  • допускается выбор одного способа из нескольких;

  • установлены общие положения, но в них не указаны конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета;

  • не установлены способы ведения бухгалтерского учета;

  • установлены неоднозначные или коллизионные нормы
Учетная политика утверждается приказом генерального директора Организации и вводится в действие с 01 января 2015 года.

Изменения в Единую учетную политику вносятся в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования Организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

В случае возникновения в деятельности Организации новых фактов, не имевших место ранее, в Единую учетную политику вносятся дополнения, касающиеся принципов и порядка отражения этих фактов в бухгалтерском учете.

Ответственность за поддержание настоящей Учетной политики в актуальном состоянии возлагается на Главного бухгалтера Организации.

Контроль за исполнением требований настоящей Учетной политики в Организации возлагается на Главного бухгалтера.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС .
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон "О бухучете" введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Когда будете готовить , не забудьте, что датировать ее надо не позднее 31 декабря 2014 года. На этот раз предстоит поменять положения по бухучету, по налогу на прибыль и НДС. В связи со свежими поправками в законодательстве некоторые правила просто обязаны появиться в тексте налоговой и бухгалтерской конституции вашей компании. Другие положения остаются на ваше усмотрение. Статья поможет вам разобраться, что нужно предусмотреть на 2015 год, что выгодно, а без чего вполне можно обойтись. Также мы приводим готовые формулировки, на основе которых вам будет проще внести изменения в учетную политику или принять новый текст.

Обратите внимание! Учетную политику на 2015 год можно составить одним из способов на выбор: внести изменения в прошлогодний текст или утвердить новый текст.

Бухгалтерский учет

Субсчета по основным средствам. Форма и порядок хранения УПД

В бухгалтерскую учетную политику на 2015 год можно включить два новых пункта. Один упростит документооборот между компанией и покупателями, второй снизит риск ошибок в расчете налога на имущество.

О новых счетах по основным средствам

С 2015 года надо по новым правилам считать налог на имущество с движимых объектов, например оборудования или автомобилей. Теперь 1-й и 2-й амортизационных групп, к примеру компьютеры, не облагаются налогом независимо от того, когда такие активы приняты на учет (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Со стоимости основных средств других амортизационных групп налог можно не платить, если компания поставила их на учет с 1 января 2013 года. Эти объекты подпадают под льготу. Но есть исключение — имущество, принятое на учет в результате передачи между взаимозависимыми компаниями или физлицами, реорганизации либо ликвидации (п. 25 ст. 381 НК РФ). Стоимость этих основных средств облагается налогом. Наглядно это показано в схеме.

В связи с этим компании стоит скорректировать в своем субсчета, используемые для учета основных средств и амортизации. А именно ввести отдельные субсчета к счетам 01 и 02 для основных средств, облагаемых и не облагаемых налогом на имущество, а также объектов, по которым компания использует льготу. Тогда будет проще рассчитать налог и заполнить декларацию, нужно будет лишь один раз настроить бухгалтерскую программу. Кроме того, снизится риск возникновения ошибок. Можете открыть субсчета, которые перечислены в таблице ниже, или придумать свои.

Какие субсчета можно открыть к счетам 01 и 02

Названия субсчетов

Надо ли с объектов на этих субсчетах платить налог на имущество

01-1 «Основные средства 1 и 2 амортизационных групп"02-1 «Амортизация по основным средствам 1 и 2 амортизационных групп»

Налог платить не надо, так как эти активы — не объект для налога на имущество. Если у компании на балансе числятся только такие активы, отчетность по налогу на имущество можно не сдавать (Правила заполнения налогового расчета и декларации, утв. приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895)

01-2 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, облагаемые налогом на имущество"02-2 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, облагаемым налогом на имущество»

Налог на имущество платить надо. По этим субсчетам отражают объекты:

  • принятые на учет до 2013 года;
  • принятые на учет с 1 января 2013 года в результате сделок с взаимозависимыми компаниями и физлицами, ликвидации или реорганизации

01-3 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, принятые на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество"02-3 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, принятым на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество»

Налог на имущество платить не надо, так как эти объекты подпадают под льготу. В декларации стоимость таких основных средств нужно указывать отдельно. Это активы, принятые на учет с 2013 года. Исключение — основные средства, полученные по сделкам с взаимозависимыми компаниями, при ликвидации или реорганизации (см. выше, субсчет 01-2)

Если компании принадлежит недвижимое имущество, по которому налог нужно платить с кадастровой стоимости, для таких основных средств также можно ввести отдельный субсчет.

Возможная формулировка.
«Для учета движимых основных средств применяются следующие субсчета.
К счету 01:
01-1 «Основные средства 1 и 2 амортизационных групп»;
01-2 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, облагаемые налогом на имущество»;
01-3 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, принятые на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество».
К счету 02:
02-1 « 1 и 2 амортизационных групп»;
02-2 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, облагаемым налогом на имущество»;
02-3 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, принятым на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество».

О форме УПД и порядке его хранения

Сейчас стало проще договориться с покупателями о том, чтобы вместо накладной и счета-фактуры либо акта сдачи-приемки и счета-фактуры оформлять одну бумагу — . Право компании объединять данные счета-фактуры и первички в одном документе с 1 января 2015 года прямо предусмотрено в нормативном акте (п. 9 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 в ред. постановления Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 1279). Поэтому теперь покупателей проще убедить в том, что на основании УПД они могут смело заявлять вычеты и списывать расходы в налоговом учете.

Примечание. Нужно решить, как и где вы храните УПД. И кто за это ответственный

Форма . Компании, которая решила в 2015 году оформлять при реализации товаров, работ или услуг УПД, а при корректировке их стоимости — УКД, нужно утвердить их формы в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Но, возможно, какие-то клиенты будут настаивать, чтобы и в 2015 году получать от вашей компании накладную и счет-фактуру. На этот случай в учетной политике имеет смысл утвердить одновременно товарную накладную № ТОРГ-12 и универсальный передаточный документ. А также прописать, что компания вправе использовать и другие формы первички по согласованию с контрагентом. Аналогично с условием о применении УКД. В учетной политике можно сказать, что при изменении стоимости реализованных товаров, работ или услуг компания вправе использовать как УКД, так и другой документ, например акт на скидку.

Порядок хранения . УПД одновременно включает в себя два разных документа — счет-фактуру и накладную (акт). Поэтому не ясно, где этот документ хранить — вместе со счетами-фактурами или вместе с первичкой. В середине декабря ФНС России подтвердила на своем сайте, что компания вправе сама разработать правила хранения универсальных документов (nalog.ru > новость от 12 декабря 2014 года). Ведь в законе не установлен какой-то специальный порядок.

В учетной политике можно, например, предусмотреть, что бухгалтерия подшивает УПД и УКД в папку со счетами-фактурами, в папку по расчетам с контрагентами или хранит их отдельно от других бумаг. Кроме того, имеет смысл назначить ответственного за сохранность этих документов. Условие об этом можно либо также внести в учетную политику, либо утвердить отдельным приказом.

Возможная формулировка.
«Для учета торговых операций применять товарную накладную либо универсальный передаточный документ по формам, приведенным в приложении № 2 к настоящему Положению.
Для учета изменения стоимости реализованных товаров применять универсальный корректировочный документ по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящему Положению.
В случае если договор с контрагентом предусматривает составление первичных документов по форме, отличной от установленной в приложении № 2, применять формы первичных документов, установленные в договоре.
Универсальные передаточные документы и универсальные корректировочные документы хранятся в бухгалтерии вместе со счетами-фактурами. Ответственным за сохранность универсальных передаточных и корректировочных документов является главный бухгалтер».

Налоговый учет

Метод списания товаров. Учет процентов

3 метода списания ТМЦ осталось в налоговом учете: по средней стоимости, по стоимости единицы и ФИФО.

С 2015 года вступили в силу несколько изменений по налогу на прибыль, благодаря которым компания может сблизить свой налоговый учет с бухгалтерским. Что поправить в учетной политике, чтобы с выгодой применить эти новшества, — далее.

О методе списания товаров и материалов

С 2015 года в налоговом учете отменили метод ЛИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Поэтому если компания в 2014 году применяла при расчете налога на прибыль этот метод, его нужно изменить на другой. Можно выбрать любой из трех оставшихся: по средней стоимости, стоимости единицы материально-производственных запасов или ФИФО. Но проще всего установить такой же метод оценки материалов или товаров, который компания применяет в бухгалтерском учете.

Возможная формулировка.
«Для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), организация применяет метод оценки по средней стоимости.
При реализации покупных товаров для определения стоимости их приобретения организация использует метод оценки по средней стоимости».

О способе списания малоценки

До 2015 года в налоговом учете инструменты, инвентарь и другое имущество стоимостью не более 40 000 руб. можно было списывать только единовременно при вводе в эксплуатацию. Теперь же это можно делать и постепенно — в течение срока использования имущества или с учетом других экономически обоснованных показателей (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). К примеру, пропорционально объему выпущенной продукции.

Закреплять в учетной политике поэтапный способ списания активов имеет смысл, если аналогичные правила организация использует в бухучете (Методические указания, утв. приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н). Это позволит избежать необходимости учитывать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом по правилам ПБУ 18/02.

Кроме того, постепенно включать стоимость таких активов в расходы можно для того, чтобы уменьшить сумму текущих расходов и не показывать убыток в отчетности.

Возможная формулировка.
«Стоимость инструмента, инвентаря и другого имущества, не являющегося амортизируемым (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), включается в состав расходов равномерно в течение срока его использования».

О нормировании процентов

Проценты по займам и кредитам с 2015 года можно учитывать в расходах полностью. Исключением являются только контролируемые сделки (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Раньше проценты можно было списать на расходы только в пределах лимита. В учетной политике нужно было указывать метод, по которому компания нормирует проценты, — исходя из ставки рефинансирования или среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам.

Теперь, чтобы не было путаницы, пункт о нормировании процентов в учетной политике нужно отменить. Можно также прописать, что компания относит проценты на расходы без ограничений. Хотя это необязательно, ведь такие правила прямо установлены в Налоговом кодексе РФ.

Примечание. Исключите из учетной политики пункт о нормировании процентов, чтобы избежать путаницы

Возможная формулировка.
«Проценты по займам и кредитам учитываются в расходах исходя из ставки, установленной в договоре, за исключением контролируемых сделок».

Об учете убытков от продажи долгов

В учетной политике на 2015 год нужно указать, какие проценты компания использует для определения лимита убытка от продажи долга. Речь идет о ситуации, когда компания продает долг покупателя, заказчика либо задолженность по займу или другим долговым обязательствам до срока платежа, который установлен в договоре (п. 1 ст. 279 НК РФ).

В этом случае у организации есть два варианта на выбор. Первый вариант — для расчета лимита организация может использовать максимальную процентную ставку, которая установлена в пункте 1.2 статьи 269 Налогового кодекса РФ. Для сумм в рублях данный показатель составляет 180 процентов ставки рефинансирования Банка России.

Второй вариант — применять ставку процента, определенную по правилам для контролируемых сделок между взаимозависимыми компаниями.

Как упростить работу. Лимит для убытка от продажи долга проще рассчитывать исходя из ставки рефинансирования.

Второй способ гораздо сложнее, ведь нужно будет определять рыночные ставки по сопоставимым сделкам. Поэтому проще рассчитывать норматив исходя из ставки рефинансирования. Для этого можно использовать формулу:

Максимальная сумма убытка от продажи долга, которую можно учесть при расчете налога на прибыль = Доход от уступки права требования Х Ставка рефинансирования Х 180% / 365 Х Количество дней от даты долга до срока платежа

Добавим, что если компания продает долг после срока платежа, то убыток при расчете налога на прибыль можно учесть полностью (п. 2 ст. 279 НК РФ).

Возможная формулировка.
«Максимальный размер убытка для целей налогообложения от уступки права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа рассчитывается исходя из максимальной ставки процента, установленной пунктом 1.2 статьи 269 Налогового кодекса РФ, по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Положения настоящего пункта также применяются при уступке права требования по долговым обязательствам».

НДС

Нумерация счетов-фактур. Сводные счета-фактуры

Примечание. В учетной политике надо привести цифровые коды допофисов для счетов-фактур

С 2015 года вступили в силу поправки по НДС, в связи с которыми имеет смысл скорректировать учетную политику. Заодно можно учесть и новшества, действующие с прошлого года, если в 2014 году компания не стала из-за них править этот документ.

О нумерации счетов-фактур

Компания, которая реализует товары, работы или услуги через обособленное подразделение, должна после номера счета-фактуры через наклонную черту ставить цифровой код этого допофиса (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением № 1137). Такие правила действуют с 1 октября 2014 года. Но, возможно, компания, несмотря на эту поправку, присваивала номера счетам-фактурам обособленных подразделений по-другому. Например, вообще не ставила в номере код подразделения. Или ставила, но не после наклонной черты, а через дефис. Тогда стоит скорректировать порядок нумерации счетов-фактур в учетной политике.

Возможная формулировка.
«При реализации товаров, работ, услуг через обособленные подразделения номер счета-фактуры дополняется через «/» цифровым индексом:
для обособленного подразделения в г. Рязани — 1;
для обособленного подразделения в Нижегородской области — 2.
Нумерация счетов-фактур обособленных подразделений производится в порядке возрастания номеров с начала календарного года отдельно по каждому обособленному подразделению».

Об учете при отказе от счетов-фактур

Компания вправе не выставлять счета-фактуры покупателям на упрощенке и ЕНВД. Достаточно письменной договоренности на этот счет (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Но в постановлении № 1137 до сих пор не установлено, какой документ поставщик в этом случае должен регистрировать в книге продаж.

Чиновники считают, что поставщик может либо составлять счет-фактуру в одном экземпляре, либо регистрировать в книге продаж первичку. Например, накладные (письмо Минфина России от 9 октября 2014 г. № 03-07-11/50894). Компании лучше выбрать один из этих вариантов и закрепить в учетной политике. Так будет меньше шансов запутаться и дважды зарегистрировать в книге продаж одну и ту же отгрузку — сначала по счету-фактуре, а потом по накладной.

Возможная формулировка.
«Если организация заключила с покупателем, который не является налогоплательщиком НДС, соглашение о том, что счета-фактуры не составляются, в книге продаж указываются реквизиты первичного документа на отгрузку товаров или акта приемки-сдачи работ или услуг. Если указанный покупатель перечислил аванс, в книге продаж указываются реквизиты платежного поручения на уплату покупателем аванса».

О счетах-фактурах по необлагаемым операциям

Организация вправе составлять счета-фактуры по операциям, освобожденным от НДС. Это в конце прошлого года подтвердили чиновники (письмо Минфина России от 25 ноября 2014 г. № 03-07-09/59838). С 2014 года при реализации товаров, работ и услуг, которые не облагаются НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ, счета-фактуры выставлять не надо (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Но запрета на их оформление в законе тоже нет.

Составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям может быть удобно компаниям, которые ведут деятельность как облагаемую налогом, так и льготную. Ведь чтобы определить сумму НДС, которую можно принять к вычету или включить в расходы, нужно рассчитать долю облагаемых и необлагаемых операций в общей выручке. Для этого компании раньше зачастую использовали показатели книги продаж, в которой регистрировали счета-фактуры по всем операциям, в том числе льготным.

Обратите внимание! В учетной политике можно предусмотреть, что компания составляет счета-фактуры по льготным операциям.

В учетной политике на 2015 год компания также может зафиксировать условие о том, что она будет составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям. Но надо учесть две особенности. Во-первых, нумеровать такие счета-фактуры безопаснее отдельно от обычных. Иначе компания нарушит сквозную нумерацию счетов-фактур по облагаемым товарам.

Во-вторых, счета-фактуры по льготным операциям безопаснее отражать в каком-либо специальном регистре для раздельного учета, а в книге продаж не регистрировать. С 2014 года у компаний нет такой обязанности. А чиновники не разъяснили, можно ли регистрировать эти документы в книге продаж как дополнительную информацию. На сумму налога это не повлияет. Но данные книги продаж начиная с I квартала 2015 года надо включать в декларацию. И пока не ясно, будут ли налоговики предъявлять претензии, если обнаружат в декларации лишнюю информацию.

Возможная формулировка.
«Для целей раздельного учета сумм НДС организация составляет счета-фактуры по товарам, работам и услугам, не облагаемым НДС в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ, и учитывает эти документы в регистре учета стоимости реализованных товаров, работ или услуг (приложение № 5 к настоящему Положению)».

О сводных счетах-фактурах

2 случая когда можно составлять сводные счета-фактуры по посредническим операциям.

С 1 января 2015 года по посредническим сделкам можно выписывать сводные счета-фактуры. В учетной политике необязательно фиксировать, какие счета-фактуры организация будет составлять по таким договорам — обычные или сводные. Но есть две причины добавить это условие в учетную политику. Первая — возможно, компания уже прописала в учетной политике документооборот по посредническим договорам. В таком случае его нужно привести в соответствие с новыми правилами. Вторая — на проверке у налоговиков не возникнет вопрос, почему компания выставляет по посредническим операциям то обычные, то сводные счета-фактуры.

Возможная формулировка.
«При реализации товаров по поручению организации комиссионером или агентом, действующим от своего имени, организация может выставлять комиссионеру или агенту:
сводный счет-фактуру, в котором приведены показатели нескольких счетов-фактур, выписанных посредником на одну дату;
либо отдельные счета-фактуры на каждую отгрузку товаров или поступление аванса».