Меню
Бесплатно
Главная  /  Простуда  /  Пророк евреев. Моисей: историческая личность или вымысел

Пророк евреев. Моисей: историческая личность или вымысел

Кто такой пророк Моисей, можно узнать из Библии . Его жизнеописание изложено в Ветхом завете . Согласно Священному Писанию, это центральное действующее лицо событий, определивших судьбу еврейского народа как богоизбранного.

Его называют Боговидцем, потому что он напрямую общался с Богом. Именно Моисею, по библейскому сказанию, Господь вручил скрижали – каменные плиты, на которых были высечены десять заповедей, впоследствии ставшие основой христианской морали.

Пророк Моисей Боговидец – краткое житие

Биография этого необыкновенного человека, жившего несколько тысячелетий тому назад, до наших дней представляет огромный интерес как для профессиональных исследователей библейской истории, так и для обычных людей, знакомящихся со Священным Писанием.

Вот как выглядит кратко пересказанное жизнеописание святого.

Рождение Моисея

Пришедший к власти на родине пророка, в Египте, где в то время жили евреи, фараон Рамзес II, которому историки дают крайне жесткую характеристику, опасался, что в случае войны иноплеменники предадут его и перейдут на сторону противников. Фараон стал проводить политику геноцида, понуждая израильтян к тяжелым работам, а также приказал убивать всех новорожденных мальчиков в еврейских семьях.

Этот приказ вступил в силу накануне рождения Моисея, который стал третьим ребенком в семье Амрама и его жены Иохаведы – у будущего пророка были брат Аарон и сестра Мариам.

Детство и юность

Родителям удавалось скрывать факт его рождения. Поняв, что дольше это делать это будет нельзя, и чтобы спасти малыша, родители положили младенца в корзину и спрятали в зарослях папируса у берегов Нила. Дочь фараона, пришедшая со служанками на берег реки, случайно нашла корзинку. Знавшая о приказе отца, принцесса поняла, кем был ребенок, но, пораженная красотой младенца, решила взять дитя на воспитание.

Младенец не хотел брать грудь никакой кормилицы, тогда Мариам, родная сестра Моисея, подошла и предложила найти для малыша кормилицу. Ею стала родная мать мальчика. Затем женщина привела мальчика во дворец в качестве приемного сына дочери фараона. Он жил там, пока не стал взрослым. Однако юноша знал о своем происхождении, и никогда не поклонялся египетским богам.

Бегство в пустыню

Как-то раз он увидел, как египтянин избивает еврея, и, защищая соплеменника, случайно убил нападавшего. Спасаясь от преследования, приемный сын принцессы бежит через пустыню в Мадиамскую землю, находит приют в доме жреца этого народа и становится мужем его дочери.

Сколько лет понадобилось пророку, чтобы созреть физически и духовно для главного подвига своей жизни – выведения еврейского народа из египетского рабства? Во время бегства из Египта Моисею исполнилось сорок, и столько же он прожил в Мадиаме, поэтому к моменту исхода ему было уже 80.

Призвание Моисея Богом

Однажды, когда святой пас овец своего тестя неподалеку от горы Хорив, Господь явился в образе горящего, но не сгорающего тернового куста. Когда пастух попытался подойти и рассмотреть поближе это чудо, то услышал голос Бога, приказывающий ему не приближаться. Голос призвал святого вернуться в Египет, чтобы вывести евреев из плена.

Дабы укрепить дух пророка, Бог сделал так, что жезл (пастушеский посох) в руке пророка превратился в змею. Господь предупредил своего избранника, чтобы он был готов к трудностям, поскольку ожесточившийся фараон не согласится отпустить евреев на свободу. Поскольку пророк имел дефект речи, Господь посылает с ним брата Аарона.

Моисей и Аарон направляются к фараону

Фараон – это был уже не тот правитель, от которого сорок лет назад убежал будущий пророк. В ответ на требование Моисея дать евреям возможность уйти из Египта, фараон лишь посмеялся, да увеличил трудовую повинность своих рабов.

Но Моисей не оставлял царя в покое, требуя свободы для своих соплеменников.

Получив очередной отказ, он пригрозил фараону страшными карами Божьими. Фараон не поверил, но угроза стала реальностью: Господь рукою Моисея стал насылать на египтян «казни», т. е. наказания.

Десять казней

Первым , как гласит легенда, стало наказание кровью, когда вся вода в Ниле и других водоемах превратилась в кровь, «воссмердела» (протухла), и ее стало невозможно пить. При этом в домах евреев она оставалась чистой и прозрачной. Египтяне вынуждены были покупать воду для питья у своих рабов.

Но фараон не поверил, что это Божья кара, а приписал порчу воды колдовству. Он призвал на помощь своих чародеев, которым также удалось превратить купленную у евреев чистую воду в кровь.

Вторая египетская казнь представляла собой нашествие жаб (лягушек), которые вышли из воды и заполнили собой всю землю, заползая в дома египтян. Жабы были повсюду – на полу и на стенах, в постели и посуде. Колдовство египетских жрецов, пытавшихся избавить страну от жаб, привело к еще большему увеличению их числа.

Фараон стал просить Моисея помолиться за него перед Господом, чтобы Он вернул жаб обратно в реки, обещая отпустить евреев. Просьба была исполнена, но правитель нарушил данное слово, и не отпустил соплеменников пророка.

Третья казнь представляла собой нашествие мошек, которые покрыли собой поверхность земли, нападая на людей и на скот.

На этот раз сами волхвы, осознав свое бессилие, признали это наказание перстом Божиим и призвали правителя согласиться с требованием вождя евреев, но фараон снова отказался.

Четвертым стало наказание «песьими мухами» – насекомыми, сочетавшими неотвязчивость мух и агрессивность собак. Это была разновидность оводов, которые впивались в кожу людей и животных, оставляя после себя кровоточащие раны. И никто нигде не мог скрыться от них.

Только местность Гесем, где компактно проживали израильтяне, была свободна от песьих мух. Так Создатель показал, что все эти бедствия – не просто «экологическая катастрофа», а кара Господня, носящая избирательный характер.

Пятой казнью стал мор скота, поразивший домашних животных во всем Египте. Уцелел только скот в хлевах евреев.

Шестая казнь — Моисей и Аарон, взяв в руку горсть сажи, подбросили ее перед лицом фараона, после чего сам правитель и все подданные, а также их животные, покрылись язвами и нарывами. Испугавшись, фараон решился отпустить евреев, но снова передумал.

Седьмой казнью стал огненный град, сопровождаемый громом и молнией.

Фараон снова начал просить для Египта милости у Господа, снова обещая дать евреям свободно уйти, и не сдержал слова.

Восьмая казнь — ветер принес из пустыни тучи саранчи, которая уничтожила всю зеленую поросль на земле, не только культурные растения, но и обычную траву. Повторилась та же история – сначала правитель призывает Божью милость, обещая исполнить требования Моисея и Аарона, потом забывает о своих обещаниях.

С девятой казнью на страну опустилась тьма, которую не могли рассеять ни свечи, ни факелы. Тьма была такой густой и плотной, что ее можно было потрогать руками.

Десятой и последней египетской казнью стала смерть первенцев во всех египетских семьях, от наследника фараонского престола, до первенца узника, сидевшего в тюрьме. Погибли также первенцы всех домашних животных египтян.

Это случилось в течение всего одной ночи. А все дети и животные израильтян были живы и невредимы, так как Бог через пророка приказал евреям намазать косяки дверей своих домов кровью жертвенного ягненка, чтобы Ангел – исполнитель Божьей кары – не входил внутрь.

Учреждение праздника Пасхи

После десятой казни фараон наконец позволил евреям во главе с Моисеем и Аароном покинуть Египет. В память этого события евреи установили особый праздник – пейсах, исход, или еврейская Пасха, ставшая прообразом христианской.

В день Пасхи в каждой еврейской семье устраивается трапеза, на которой подается особым образом приготовленное мясо ягненка, в память о том жертвенном агнце, кровью которого были намазаны косяки дверей еврейских домов.

Исход Моисея из Египта. Переход через Чермное море

Поле того, как Господь вывел израильтян из египетского плена, Он приказал евреям идти в Ханаанскую землю. Самый короткий путь туда лежал через территорию, занятую воинственным племенем филистимлян, однако ослабленные пленом и тяжелой работой евреи не смогли бы преодолеть его.

В славянском переводе Библии говорится, что пророк привел народ к Чермному морю, но какое море имеется в виду, понятно не сразу. Дело в том, что Чермным славяне называли Красное море, представляющее собой узкий залив Индийского океана.

Опомнившись после всех пережитых бедствий, фараон, гордыня которого была уязвлена тем, что ему пришлось уступить, снарядил боевые колесницы и погнался за ушедшими, желая отомстить за унижение. Оказавшись зажатыми между войском правителя и морскими водами, евреи приготовились к смерти.

Бог и здесь не оставил их: Он послал ветер, который раздвинул воды, обнажив морское дно в самом узком месте, и весь народ во главе с пророком прошел по нему на другой берег. Память об этом переходе до наших дней сохранилась не только в Священном Писании, но и в легендах и притчах израильтян.

Увидев, какое глубокое море с легкостью перешел Моисей и его народ, фараон пустился за ним следом, надеясь также «проскочить». Но тяжелые колесницы увязли во влажном морском песке, а как только последний израильтянин ступил на противоположный берег, ветер переменился, воды вернулись на свое место, и войско фараона погибло.

Чудеса, которые совершает Моисей

В пустыне людям не хватало еды, и по вечерам, во время привалов, они стали роптать, вспоминая, что в Египте у них всегда было мясо. Вдруг с неба спустились стаи перепелов, покрыв собой весь стан, а к утру выпала роса. После испарения влаги на земле осталось нечто, напоминающее крупу, которую израильтяне назвали манной.

По вкусу еда напоминала пшеничную лепешку с медом. Это чудо повторялось каждое утро, на всем протяжении путешествия.

Затем народ стал страдать от жажды, и вновь на вождя посыпались упреки – зачем он вывел их из Египта, где воды всегда было вдоволь. Тогда с Божьей помощью пророк извлек воду из камня. При этом, разгневавшись на народ и выйдя из себя, он единственный раз за всю жизнь преступил волю Бога – вместо того, чтобы воззвать к скале, ударил по ней посохом.

Когда оттуда забил источник, люди стали считать, что не Господь, а сам Моисей дал им воду. Такой поступок пророка стал причиной того, почему святой не вошел в землю обетованную.

Следующим испытанием стала битва с амаликитянами. Израильтяне сражались с ними под командованием Иисуса Навина, а пророк наблюдал за ходом сражения, стоя на холме с жезлом в руках. Когда он поднимал руки, израильтяне брали верх, а когда опускал – отступали.

Чтобы обеспечить соплеменникам победу в битве, которая длилась от рассвета до заката солнца, Аарон и один из его помощников, Ор, поддерживали уставшие руки пророка. После победы Бог велел пророку записать это событие в книгу.

Синайский завет и 10 заповедей

Через три месяца после исхода из Египта евреи подошли к горе Синай. Бог предупредил святого, что здесь Он сойдет к народу. Готовясь к встрече, израильтяне должны вымыться, переодеться в чистые одежды и, соблюдая пост, воздерживаться от супружеского ложа.

В назначенный день при громе и молниях над вершиной горы появилось темное облако и послышался рокот, напоминавший звук трубы. Вся гора заколебалась, а люди очень испугались – они поняли, что это голос Бога, который говорит с Моисеем.

Господь приказал пророку взойти на гору. Вождь израильтян стал подниматься, а народ остался внизу. Когда пророк встал перед лицом Божиим, Он вручил ему скрижали.

Гнев Моисея

Вождь отсутствовал в течение 40 дней, и все стали считать его погибшим. По требованию народа, Аарон создал идола – золотого тельца, подобного египетским истуканам, которому люди стали поклоняться, нарушив тем самым главные заповеди Божии.

Вернувшийся пророк в гневе уничтожил идола и разбил скрижали завета. Его отчаянию не было предела – он понимал, что Господь может отвернуться от израильтян, совершивших столь тяжкий грех, как богоотступничество.

Пророк вернулся на гору Синай и стал молить Бога о прощении соплеменников. Если же Он не захочет простить израильтян, то святой готов разделить с ними ответственность – пусть Он вычеркнет его имя из Своей книги.

По жаркой молитве Моисея, которая продолжалась 40 дней, Господь восстановил Свой завет с избранным народом. Он подтвердил все свои обетования, а также приказал сделать новые скрижали и записать на них 10 заповедей.

Совершив свой молитвенный подвиг, пророк спустился с Синая. Его лицо после общения с Господом сияло так ярко, что ему пришлось прикрыть его покрывалом, чтобы не ослепить израильтян.

Сооружение и освящение Скинии

Вскоре после получения скрижалей Господь дал евреям поведение соорудить Скинию – походную церковь. Скрижали были уложены в ковчег и внесены в Скинию.

Место, где она была установлена, покрылось облаком, что стало видимым знаком Божьего присутствия. Когда облако поднималось вверх, это было знаком, что народу пора двигаться дальше.

Конец странствования. Смерть Моисея

Израильтяне продолжали время от времени выражать возмущение по разным причинам, печаля пророка и вызывая гнев Бога, который определил евреям 40 лет странствовать по пустыне, пока не уйдут из жизни те, кто становился возмутителем спокойствия и не верил в божественный промысел.

Наконец этот срок закончился – люди подошли к границам земли обетованной. Бог возвел Моисея на гору Нево и показал ее ему. После этого Моисей благословил свой народ, передав бразды правления Иисусу Навину. Вскоре после этого он умер.

Заключение

Точных сведений о том, сколько прожил Моисей, в истории не сохранилось. Судя по тем сведениям, которые приводятся в Священном Писании, годы жизни Моисея насчитывают около 120 лет.

В качестве места, где он был похоронен, упоминается Моавитская долина, но его могила осталась неизвестна. День памяти пророка Моисея отмечается православной церковью 17 сентября по новому стилю.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.

Моисей – один из самых известных персонажей в Библии. Он вывел народ Израиля из Египта, именно ему Господь вручил каменные скрижали (каменные плиты) завета, на которых были выбиты десять заповедей. Согласно преданию (и научным данным), Моисей автор первых пяти книг Библии – Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел 9т.н. «Пятикнижие Моисеево»).

Библия повествует о Моисее в книгах Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Упоминается же Моисей еще в книге Иисуса Навина, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иеремии и Малахии, в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов, в посланиях апостола Павла Второму к Коринфянам и Второму к Тимофею и к Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова.

Ко времени рождения Моисея народ Израиля жил в Египте. Сперва евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя, но впоследствии их положение изменилось и они стали выполнять тяжелые хозяйственные работы. Чтобы число евреев не увеличилось, фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. В такой обстановке родился Моисей (что значит извлеченный или спасенный из воды). Его мать оставила его в корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона и взяла на воспитание, а его мать наняла как кормилицу.

Моисей был царевне как сын, но затем бежал из Египта, так как в одной из ссор заступился за одного за человека и убил другого. Он женился и стал пасти овец у горы Хорив (Синай). Там ему явился Ангел Господень «в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3:2), который не сгорал в пламени. Этот куст стал называться неопалимая купина. Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев.

Фараон не хотел отпустить евреев (и терять рабочую силу), и Бог навел на египтян многие бедствия («казни египетские»). Фараон отпустил евреев (Исх. 7-12). И вышли евреи, «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». Путь им показывал Сам Бог.

Вскоре фараон изменил свое решение и послал за ними войско, которое настигло евреев у Красного моря. Тогда Бог дал Моисею сотворить чудо – раздвинуть море, чтобы евреи пошли по морскому дну. Египтяне бросились вдогонку, но воды сомкнулись, и воины утонули. (Исх. 14).

Когда евреи шли через пустыню, Бог посылал в пищу манну («манна вкусом же как лепешка с медом и ели манну сорок лет доколе не пришли к пределам земли Ханаанской») (Исх. 16:31,35) и расположились у горы Синай,

Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).

Пока Моисей был на горе, евреи «сделали себе литого тельца и принесли ему жертвы», Моисей же, спустившись с горы, в гневе сжег тельца и стер в прах (Исх. 32).

Затем евреи еще долго странствовали по пустыне (Числ. 9-27), прежде чем войти в обетованную (обещанную им Богом) землю. Моисей в нее не вошел, но только видел ее, взойдя «на гору Нево с вершины Фасги, что против Иерихона» (Второзак. 34:1). Там он и скончался в возрасте 120 лет. «И не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Второзак. 34:10).

На анонсе фрагмент “Моисей. скульптура Микеланджело”.

найти

Моисей

Моисей
[Еврейское Моше , «выводящий», «извлекающий»], величайший из пророков, которому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве которого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы.

I. Имя «М.» было наречено ему матерью Иохевед (в Синодальном переводе – Иохаведа, Исх 2:7-10 ; Исх 6:20 ), которая, согласно иуд. преданию, была пророчицей и дала сыну имя, которое указывало на его будущее призвание. Имя «М.» объясняется в самом Свящ. Писании исходя из значения древнееврейского корня слова маша – «вытягивать», «вытаскивать» (Исх 2:10 ). По-видимому, дочери фараона мать М. объяснила значение данного имени тем обстоятельством, что младенца нашли в воде. В то же время в древнеегипетском языке созвучное слово мосе означает «сын», «дитя» (это слово входит составной частью в имена фараонов Тутмоса, Яхмоса, Рамсеса и др.), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона.

II. М. – сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия. Его старшей сестрой была Мирьям (в Синодальном переводе – Мариамь), а старшим братом – Аарон (Исх 6:16,18,20 ). М. родился в Египте, согласно иуд. традиции в 1393-1392 г. до Р.Х.; ряд совр. исследователей относит эту дату приблизит. к 1350 г. или, по иной хронологич. методике, приблизит. к 1525 г. до Р.Х. (→ Летосчисление). На момент рождения М. действовал приказ фараона бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков (Исх 1:22 ). Мать скрывала младенца М. три месяца, но затем, пытаясь спасти его, положила ребенка в корзинку и оставила в тростнике на берегу Нила. Дочь фараона нашла М., и Мариами родная мать стала его кормилицей. Когда М. подрос, мать привела его к дочери фараона, у которой он «был вместо сына» (Исх 2:1-10 ).

III. М. стоял у истоков рождения Израиля как самостоят. народа. Сведения о его жизни содержатся прежде всего в четырех последних книгах Пятикнижия Моисея. В том что М. – реальная историч. личность, в наше время уже практич. никто не сомневается. Созвучие его имени егип. мосе , а также соответствие данных его биографии древнеегипетским реалиям лежат в основе еврейской традиции, объяснить которую можно только историч. фактами. Нет никаких оснований рассматривать М. как мифологич. личность: без его участия начало еврейской национальной истории объяснить невозможно. Его индивидуальность, сила его характера, его роль посредника в объявлении народу Божьей воли наложили неизгладимый отпечаток на историю и религию не только Израиля, но и всего человечества. Если же, несмотря на это, некоторые исследователи не решаются представить связную картину жизни и деятельности М., то это происходит в силу того, что они пренебрегают высокой ценностью Пятикнижия Моисея как историч. источника. Исследование первоисточников у таких ученых сопровождается представлением об устной передаче историч. фактов и преданий в течение многих столетий после смерти М., при отсутствии фиксированного письм. текста. Однако сегодня известно, что на Ближнем Востоке задолго до Моисея существовали глубокие традиции письменности и историографии, что позволяет противопоставить подобным теориям убедит. аргументы, свидетельствующие в пользу написания Пятикнижия именно в эпоху Моисея, и даже им самим.

Годы до исхода

83 Рождение Аарона (Исх 7:7 ).
80 Рождение Моисея (Исх 7:7 )
40 Бегство Моисея в Мадиам (Деян 7:23,29 )

1 Призвание Моисея Богом (Исх 3)

Начало → казней египетских пришлось, вероятно, на пятый месяц – время разлива Нила.

Дни, месяцы и годы после исхода

10: I. 1 Отделение пасх. агнцев от стада для празднования Пасхи (Исх 12:3 )
14: I. 1 Пасха (Исх 12:6 )
15: I. 1 Поражение первенцев (Исх 12:29 )
Исход из Раамсеса (Чис 33:3 )
21: I. 1 Переход через море (Исх 14)
15: II. 1 Израиль в пустыне Син (Исх 16:1 )
1: III. 1 Израиль у горы Синай (Исх 19:1,2 )
6: III. 1 Богоявление на Синае. Заключение завета и дарование Десяти Заповедей (Исх 20)
1: I. 2 Поставление скинии завета (Исх 40:2,17 )
1:-7: I. 2 Освящение священников и жертвенника (Лев 8:33,35 ; Исх 29:37 )
8: I. 2 Жертвоприношение Аарона. Слава Господня над скинией. Гибель Надава и Авиуда (Лев 9:1,23 ; Лев 10:1,2 )
8:-19: I. 2 Жертвоприношения начальников (Чис 7:1,2,10 )
14: I. 2 Пасха (Чис 9:1-5 )
1: II. 2 Первое исчисление народа (Чис 1:1 )
14: II. 2 «Вторая Пасха» (Чис 9:11 )
20: II. 2 Сыны Израилевы отправляются в путь из Синайской пустыни (Чис 10:11,12 ). Посещение разведчиками Ханаана «в пору созревания винограда» (Чис 13:21 ), т.е. в четвертом месяце (→ Календарь)
10: VII. 2 День Очищения (Лев 16:29-34 ) Пребывание в Кадесе, предположит. до 3-го года (Втор 1:46 ; Втор 2:14 ) 38 лет → странствования в пустыне (II,2)
I. 40 Израиль снова в Кадесе. Кончина Мариами (Чис 20:1 )
1: V. 40 Кончина Аарона (Чис 33:38 )
40 Переход через поток в долине Заред (Втор 2:14 )
1: XI. 40 Прощальная речь Моисея (Втор 1:3-5 ) Кончина Моисея в одиннадцатом месяце (Втор 34:8 ; ср. Нав 4:19 )

Хронологические данные Пятикнижия и иудейской традиции о жизни Моисея.

IV. Как приемный сын дочери фараона (Евр 11:24 ), М. был «научен всей мудрости Египетской» (Деян 7:22 ); он, несомненно, был хорошо знаком с религ. традициями и юрид. нормами Древнего Востока. Возможно в Египте он проявил свои способности и на дипломатич. поприще (так утверждают иуд. предания). Но вся его блестящая будущность егип. вельможи (а возможно даже наследника престола) мгновенно рухнула, когда 40-летний М., заступившись за соплеменника-раба, убил егип. надсмотрщика. Спасаясь от гнева фараона, он бежал из Египта в Мадиам. Живя там, М. женился на → Сепфоре, дочери мадиамского священника Рагуила, или → Иофора (Исх 2:11-22 ; Чис 10:29 ). Здесь он прожил 40 лет среди народа, чье родословие, как и родословие израильтян, восходило к Аврааму (Быт 25:1,2 ) и который, возможно сохранял некоторые религ. традиции потомков Авраама, имея представление о едином Боге (см. Исх 18:10-12 ). Своему первенцу М. дал имя Гершом [еврейское «пришельцем (был я) там»; в Синодальном переводе – Гирсам], выразив таким образом тоску по стране праотцев – Ханаану; второго сына он нарек Элиезером (еврейское «Бог – мой помощник»; в Синодальном переводе – Елиезер), запечатлев тем самым несокрушимую веру в Бога Авраама (Исх 18:3,4 ). Годы, проведенные в Мадиаме в общении с Иофором, помогли М. достичь внутр. зрелости. И настал час, когда Бог призвал его к великой миссии – освобождению Своего народа (Исх 2:23 – Исх 4:17 ). Господь открылся М. в пламенеющем терновом кусте («неопалимой купине») с именем, означающим «Вечносущий», или: «Я Есмь» («Я здесь», согласно комментарию М. Бубера; это имя совмещает в себе три временные формы древнееврейского глагола гайа – «быть» или гава – «производить бытие», и, след., означает «Тот, Кто был, есть и будет» или «Тот, Кто производил, производит и будет производить бытие», Исх 3:13-15 ; в Синодальном переводе здесь – «Сущий». Согласно иуд. традиции, при произнесении вслух это имя заменяется словом Адонай – «Господин мой», поэтому практич. везде в Септуагинте оно переведено как Кюриос – «Господин», «Владыка», в Синодальном переводе – «Господь»). Однако Богу предстояло преодолеть в М. неготовность к столь высокой миссии, т.к. тот считал себя недостойным осуществлять поручения Всевышнего. Бог дал в сотрудники М. Аарона – в качестве оратора, т.к. сам М. не отличался красноречием.

V. М. и Аарон совместно предстали пред собранием израил. старейшин (Исх 4:28-31 ), а затем и перед фараоном, чтобы добиться возвращения народа в землю обетованную (Исх 5). Посредством целого ряда чудес и наказаний (→ Казни египетские) Господь преодолел сопротивление фараона, который, постоянно ожесточая свое сердце, нарушал обещания отпустить израильтян (→ Исход). Переходом евреев через расступившееся → Чермное море и гибелью в его водах войска фараона завершилась победа Божья, запечатленная в уставах Пасхи и прославленная в песне Моисея и Мариами (Исх 12:1 – Исх 14:1 ; Исх 15:1-21 ). Это произошло, согласно иуд. традиции, в 1313-1312 гг. до Р.Х., по мнению же совр. ученых, – ок. 1270 или ок. 1445 г. до Р.Х. (→ Летосчисление, IV,2).

VI. Путь Израиля в Ханаан лежал через пустыню (→ Странствования в пустыне). Здесь постоянно проявлялись долготерпение М., его преданность Богу, непоколебимая вера в Него и его любовь к своему народу. Народ же вновь и вновь проявлял недовольство, роптал и восставал – в Мерре (Исх 15:23,24 ), в пустыне Син, в Массе и Мериве (Исх 16:1-15 ; Исх 17:1-7 ). В ответ на ропот Бог являл чудеса: подавал еду в виде перепелов и манны, воду из скалы. После победы над Амаликом (см. Исх 17:8-16 ) Иофор привел в стан израильтян семью М., которую М. на время бурных событий исхода из Египта отослал к своему тестю. Иофор дал М. мудрый совет по отправлению правосудия (см. Исх 18).

VII. Господь сошел на гору Синай, и М. присутствовал, как посредник завета, при объявлении Богом → Десяти заповедей, М. передал народу часть будущей Торы (Пятикнижия) – → Книгу Завета и вместе со старейшинами Израиля торжественно заключил от лица народа завет с Богом (см. Исх 19:1 ; Исх 20:1 ; Исх 24:1 ). Затем он снова взошел на гору и пребывал там сорок дней и ночей. В это время он получил множество повелений, касающихся устроения на свящ. началах религ.-нравств., обществ., политич., экономич., семейной и частной жизни израильтян (согласно иуд. традиции, 613 заповедей, подробно развивающих содержание десяти первоначальных), в т.ч. указания о возведении → скинии собрания и предписания о богослужении (см. Исх 21-31). Сходя с горы, М. нес народу две → скрижали Закона с начертанным на них Десятословием (Декалогом, → Десять заповедей). Однако, пока М. пребывал на горе, народ, смущенный его долгим отсутствием, принудил Аарона изготовить золотого тельца. Идол был отлит, и народ стал приносить ему жертвы. М. в гневе разбил скрижали завета, т.к. народ нарушил условие завета – не поклоняться иным богам; вслед за этим М. произвел суровый суд над отступниками. Вскоре, однако, он предстал пред Богом с самоотверж. ходатайством за народ, умоляя простить израильтян или, в противном случае, «изгладить» самого Моисея из книги Господней (т.е., очевидно, М. был готов ради своего народа отказаться от жизни вечной! Исх 32:31-33 ; ср. Мал 3:16,17 ). И Бог обещал не оставлять Израиля (Исх 32-33). Господь написал Десятословие на новых скрижалях. Когда, вновь проведя на Синае сорок дней и ночей, М. вернулся к народу, лицо его «сияло лучами», потому что Бог говорил с ним. Всякий раз, закончив передавать израильтянам повеления Божьи, он закрывал покрывалом лицо, пока вновь не представал пред Богом (Исх 34:1 ; 2Кор 3:7-18 ). Была воздвигнута скиния завета (Исх 35-40), М. получил предписания о жертвоприношениях и посвятил Аарона и его сыновей в священники (Лев 8).

VIII. На втором году странствований по пустыне, Мариамь и Аарон, завидуя М., стали упрекать его за то, что он взял жену из племени кушитов (Хуш; в Синодальном переводе – «Ефиоплянку», Чис 12:1 ). Они пытались оспорить исключительность миссии и сана М. Однако Бог засвидетельствовал: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис 12:8 ). В наказание за грех Мариамь была поражена проказой и исцелилась только благодаря молитве М. Под Моисеевой «женой Ефиоплянкой», очевидно, подразумевается Сепфора, а не к.-л. другая женщина (см. имена в Быт 10:6-8 , часть из которых указывает на принадлежность к аравийским племенам). Позже, когда разведчики, посланные для обозрения Ханаана, возвратились в Кадес и своим рассказом побудили народ к мятежу, М. своим ходатайством перед Богом за народ вновь воспрепятствовал его истреблению (Чис 13-14). Он опять, как и на Синае, отклонил предложение Бога сделать его потомков многочисл. и могучим народом, который пришел бы на место согрешивших израильтян (Чис 14:12 ; ср. Исх 32:10 ). При восстании → Корея (3), → Дафана и → Авирона М. и Аарону удалось отвратить от народа самую тяжкую кару (Чис 16). Но после этого они и сами согрешили, обратившись в Кадесе к народу с укорами от своего, а не от Божьего имени (Чис 20:10 ). Кроме того, М. вместо того чтобы словом извести воду из скалы, как это повелел ему Господь, дважды ударил по ней жезлом (Чис 20:8 , 11-13). За это ослушание М. и Аарон были лишены права войти в землю обетованную. Но М. и далее, вплоть до кончины, оставался вождем народа и посредником между Богом и Израилем. Приведя евреев в Заиорданье, он передал права первосвященства Аарона его сыну Елеазару (Чис 20:23-29 ), а затем воздвиг медного змея как прообраз спасения верой (Чис 21:6-9 ; ср. Ин 3:14-16 ). Кара над мадианитянами, которые соединились с моавитянами для совместных действий против Израиля, была также осуществлена под руководством М. (Чис 31).

IX. В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М. к народу, с которым он выступил в Ситтиме, за Иорданом. Он произнес поразит. точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см. Втор 28-30), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их (Втор 31:7,8 ; 32-33). М. умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор 34:7 ). Перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную. Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории (Втор 34). Согласно некоторым преданиям, отзвуки которых сохранились в Иуд 1:9 , тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф 17:1-4 , где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом).

X. Ряд мест Пятикнижия свидетельствует о лит. деятельности самого М. в связи с записью им текста Торы. Он последоват. перечисляет стоянки израильтян в пустыне (Чис 33:1-49 ); записывает обстоятельства сражения с Амаликом (Исх 17:14 ); завершив Книгу завета, содержащую слова Закона Божьего (Исх 24:4,7 ), он в конце жизни передает ее левитам (Втор 31:24-26 ). Если иметь в виду непосредств. влияние свыше, постоянно сопутствовавшее записи Пятикнижия (см. Исх 17:14 ; Втор 31:19 ), а также образование, полученное М. в Египте, то становится понятно, как ему удалось осуществить запись столь грандиозного свода сведений о мироздании и о Свящ. истории, каким являются книги, носящие его имя. При этом спорным остается вопрос, в какой мере М. при составлении книги Бытие пользовался древнейшими историч. источниками. Имя М. носят и некоторые поэтич. произведения, входящие в Тору (Песнь при переходе через Чермное море, Исх 15:1 ; Песнь Моисея и Благословение Моисея, произнесенные им перед смертью, Втор 32:1 – Втор 33:1 ), а также Пс 89:1 . Согласно иуд. преданию, он – автор Пс 90:1 – Пс 99:1 и Книги Иова. Существуют и приписываемые авторству М. → апокрифы, напр. Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Книга Юбилеев (еврейский оригинал которой был найден в Кумране) и др.

XI. Будучи законодателем (→ Закон), М. передал народу Израиля от лица Бога заповеди, законы, суды и уставы, предписывающие нормы и правила каждодневной жизни и порядок богослужения. Будучи пророком, он возвестил народу грядущие последствия как повиновения Богу, так и противления Его воле. Будучи народным вождем и верховным судьей, М. заботился о том, чтобы Израиль жил согласно постановлениям Господним. При этом он постоянно выступал ходатаем за свой непокорный народ, отвращая от него гнев Божий. М. отказался стать прародителем нового народа, т.к. тогда погибли бы согрешившие израильтяне, и предпочел принести себя в жертву за этот народ (Исх 32:32 ). Его деятельность была одноврем. и священнич., и пророч. Вспыльчивый, склонный к гневу в молодые годы, с терпением и любовью трудился он на благо своего народа в годы зрелости и в старости удостоился такого свидетельства: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12:3 ). Он был мужем молитвы, с которым Господь говорил «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11 ). Он, будучи посланником Господа, противостоял и могуществу фараона, и мятежному народу. После 80 лет жизни, на протяжении которых Бог духовно воспитывал и научал М., его бескорыстное и самоотверж. служение послужило тому, что из множества потомков Авраама, Исаака и Иакова сложился новый единый народ Божий. В НЗ М., как посредник ВЗ, сопоставляется с Иисусом Христом; при этом как сам М., так и его деяния объявляются прообразными по отношению к событиям НЗ (Ин 3:14,15 ; Деян 3:22-24 ). Миссия Сына Божьего рассматривается как завершение и кульминация миссии М., а учение Иисуса – как откровение духовного смысла учения М. (Мф 5:17-20 ; Ин 1:17 ; Рим 3:21 ; 2Кор 3:12-18 ). В том же «доме Божьем», где М. был верным служителем, Христос является Сыном (Евр 3:2-6 ).


После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними начальников, чтобы изнуряли их тяжкими работами. Фараон приказал также умерщвлять новорожденных израильских мальчиков. Под угрозой оказалось само существование избранного народа . Однако Промысл Божий не попустил осуществить этот план. Бог спас от гибели и будущего вождя народа — Моисея . Этот величайший ветхозаветный пророк происходил из колена Левия. Родителями его были Амрам и Иохаведа (Исх 6, 20). Будущий пророк был моложе своего брата Аарона и сестры Мариам. Младенец появился на свет, когда был в силе приказ фараона топить в Ниле новорожденных еврейских мальчиков. Мать три месяца таила свое дитя, но затем была вынуждена спрятать его в корзине в тростнике на берегу реки. Его увидела дочь фараона и взяла к себе в дом . Наблюдавшая издали сестра Моисея предложила привести кормилицу. По Божиему смотрению устроилось так, что кормилицей ему стала его родная мать, воспитывавшая его в своем доме . Когда мальчик подрос, мать привела его к дочери фараона. Живя в царском дворце в качестве приемного сына, Моисей был научен всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах (Деян 7, 22).

Когда ему исполнилось сорок лет , он вышел к своим братьям. Увидев, что египтянин бьет еврея, он, защищая собрата, убил египтянина. Опасаясь преследования, Моисей бежал в Мадиамскую землю и был принят в доме местного жреца Рагуила (он же — Иофор), который выдал за Моисея свою дочь Сепфору.

В Мадиамской стране Моисей прожил сорок лет . За эти десятилетия он обрел ту внутреннюю зрелость, которая сделала его способным совершить великий подвиг — с помощью Божией освободить народ от рабства . Это событие воспринималось ветхозаветными людьми как центральное в истории народа. В Священном Писании оно упоминается более шестидесяти раз. В память об этом событии установлен главный ветхозаветный праздник — Пасха . Исход имеет духовно-прообразовательное значение. Египетский плен является ветхозаветным символом рабского подчинения человечества диаволу до искупительного подвига Иисуса Христа. Исход из Египта знаменует духовное освобождение через новозаветное Таинство крещения .

Исходу предшествовало одно из самых важных за всю историю избранного народа богоявлений . Моисей пас овец своего тестя в пустыне. Он дошел до горы Хорив и увидел, что терновый куст охвачен пламенем, но не сгорает . Моисей стал приближаться к нему. Но Бог воззвал к нему из среды куста: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3, 5-6).

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновный куст — изображал бедственное положение евреев в Египте . Огонь, как сила истребляющая, указывал на тяжесть страданий. Как куст горел и не сгорал, так и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий. Это является прообразом Боговоплощения. Святая Церковь усвоила символ Неопалимой Купины Божией Матери . Чудо заключается и в том, что этот терновый куст, в котором Господь явился Моисею, сохранился до наших дней. Он находится в ограде синайского монастыря Святой великомученицы Екатерины.

Явившийся Моисею Господь сказал, что вопль страдающих от египтян сынов Израиля дошел до Него .

Бог посылает Моисея совершить великую миссию: выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3, 10). Моисей смиренно говорит о своей немощи. На эту нерешительность Бог отвечает ясными и полными всепобеждающей силы словами: Я буду с тобою (Исх 3, 12). Моисей, принявший от Господа высокое послушание, спрашивает имя Пославшего. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх 3, 14). Словом Сущий в синодальной Библии передается сокровенное имя Божие, начертанное в еврейском тексте четырьмя согласными (тетраграмма ): YHWH. Приведенное место показывает, что запрет произносить это сокровенное имя появился гораздо позже времени исхода (может быть, после вавилонского плена).

Во время чтения вслух священных текстов в скинии, храме, а позже в синагогах произносилось вместо тетраграммы другое имя Божие — Адонаи . В славянском и русском текстах тетраграмма передается именем Господь . На библейском языке Сущий выражает личностное начало абсолютного самодостаточного бытия, от которого зависит существование всего тварного мира.

Господь укрепил дух Моисея двумя чудесными действиями . Жезл превратился в змею, а рука Моисея, покрывшаяся проказой, была исцелена. Чудо с жезлом свидетельствовало, что Господь вручает Моисею власть вождя народа. Внезапное поражение руки Моисея проказой и исцеление ее означало, что Бог наделил избранника Своего силою чудотворений для исполнения своей миссии.

Моисей сказал, что он косноязычен. Господь укрепил его: Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить (Исх 4, 12). Бог дает будущему вождю в качестве помощника его старшего брата Аарона .

Придя к фараону, Моисей и Аарон от лица Господа потребовали отпустить народ в пустыню для совершения праздника. Фараон был язычником. Он заявил, что не знает Господа и народ Израилев не отпустит. Фараон ожесточился на народ еврейский. Евреи выполняли в это время тяжелые работы — изготовляли кирпичи. Фараон приказал утяжелить их труд. Бог вновь посылает Моисея и Аарона объявить Свою волю фараону. При этом Господь повелел совершить знамения и чудеса.

Аарон бросил жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Мудрецы и чародеи царя и волхвы египетские сделали то же своими чарами: бросили свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы .

На другой день Господь повелел Моисею и Аарону сотворить еще одно чудо. Когда фараон шел к реке, Аарон ударил жезлом перед лицом царя по воде и вода превратилась в кровь . Кровью наполнились все водоемы в стране. У египтян Нил был одним из богов их пантеона. Происшедшее с водой должно было вразумить их и показать силу Бога Израилева. Но эта первая из десяти казней египетских лишь еще больше ожесточила сердце фараона.

Вторая казнь совершилась семь дней спустя. Аарон простер руку свою на воды египетские; и вышли жабы и покрыли землю . Бедствие побудило фараона просить Моисея помолиться Господу, чтобы Он удалил всех жаб. Господь исполнил прошения Своего угодника. Жабы вымерли. Как только царь почувствовал облегчение, он вновь впал в ожесточение.

Поэтому последовала третья казнь . Аарон ударил жезлом в землю, и явились мошки и стали кусать людей и скот. В еврейском оригинале эти насекомые названы кинним , в греческом и славянском текстах — скнипы . По мнению иудейского философа I века Филона Александрийского и Оригена, это были москиты — обычный бич Египта периода наводнений. Но на этот раз вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской (Исх 8, 17). Волхвы не смогли повторить этого чуда. Они сказали царю: это перст Божий (Исх 8, 19). Но он не послушал их. Господь посылает Моисея к фараону сказать от лица Господа, чтобы отпустил народ. Если он не исполнит, то будут посланы на всю страну песьи мухи . Это была четвертая казнь . Орудием ее были мухи . Они названы песьими , видимо, потому, что обладали сильным укусом. Филон Александрийский пишет, что они отличались лютостью и неотвязчивостью. Четвертая казнь имеет две особенности. Во-первых, Господь творит чудо без посредничества Моисея и Аарона . Во-вторых, земля Гесем, в которой жили евреи, была освобождена от бедствия, с тем чтобы фараон ясно увидел абсолютную силу Божию . Наказание подействовало. Фараон обещал отпустить евреев в пустыню и принести жертву Господу Богу. Он просил помолиться о нем и не уходить далеко. По молитве Моисея Господь удалил всех песьих мух от фараона и людей. Фараон не отпустил евреев в пустыню.

Последовала пятая казнь — моровая язва , которая поразила весь скот египетский. Еврейский же скот бедствие миновало. Эту казнь Бог также совершил непосредственно, а не через Моисея и Аарона. Упорство фараона осталось прежним.

Шестая казнь была совершена Господом только через Моисея (при совершении первых трех посредником был Аарон). Моисей взял полную горсть пепла и бросил его к небу. Люди и скот покрылись нарывами . На этот раз Сам Господь ожесточил сердце фараона. Сделал это, по-видимому, для того, чтобы в дальнейшем открыть царю и всем египтянам Свою всепобеждающую силу. Бог говорит фараону: Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне (Исх 9, 18). Священный писатель отмечает, что те рабы фараона, которые убоялись слов Господа, поспешно собрали рабов своих и стада в дома. Град сопровождался громом, который можно объяснить как глас Божий с небес . В 77-м псалме сообщаются дополнительные подробности этой казни: виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям (47-48). Блаженный Феодорит поясняет: «Навел на них Господь град и гром , показывая тем, что Он есть Владыка всех стихий». Эту казнь Бог совершил через Моисея. Земля Гесем не пострадала. Это была седьмая казнь . Фараон покаялся: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град, и отпущу вас и не буду более удерживать (Исх 9, 27-28). Но раскаяние было недолгим. Вскоре фараон вновь впал в состояние ожесточения .

Восьмая казнь была очень страшной. После того как Моисей простер над землей египетской жезл, Господь навел с востока ветер , продолжавшийся день и ночь. Напала саранча на всю землю Египетскую и поела всю траву и всю зелень на деревьях . Фараон вновь раскаивается, но, по-видимому, как и раньше, раскаяние его поверхностно. Господь ожесточает его сердце.

Особенность девятой казни в том, что она была вызвана символическим действием Моисея, простершего руки к небу. На три дня установилась густая тьма . Наказав египтян тьмой, Бог показал ничтожество их идола Ра — бога солнца. Фараон опять уступил.

Десятая казнь была самой страшной. Наступил месяц авив. Перед началом исхода Бог повелел совершить Пасху. Этот праздник стал главным в ветхозаветном священном календаре.

Господь сказал Моисею и Аарону, чтобы каждая семья в десятый день авива (после вавилонского плена этот месяц стал называться нисан ) взяла одного агнца и содержала его отдельно до четырнадцатого дня этого месяца, а затем заколола. Когда агнец будет заколот, пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его вкушать .

В полночь на 15-е число авива Господь поразил в земле Египетской всех первенцев , а также все первородное домашнего скота. Первенцы евреев не пострадали. Поскольку косяки и перекладины их домов были помазаны кровью жертвенного агнца, Ангел, поражавший первенцев египетских , прошел мимо. Установленный в память этого события праздник получил название Пасха (евр. пэсах ; от глагола, означающего перескочить через что-то, пройти мимо ).

Кровь агнца была прообразом искупительной Крови Спасителя, Кровью очищения и примирения . Опресноки (пресный хлеб), которые должны были вкушать евреи в пасхальные дни, имели также символическое значение: в Египте евреям грозила опасность заразиться языческим нечестием. Однако Бог вывел еврейский народ из страны порабощения, сделал народом духовно чистым, призванным к святости: И будете у Меня людьми святыми (Исх 22, 31). Он должен отринуть прежнюю закваску нравственной порчи и начать чистую жизнь . Пресный хлеб, который приготовляется быстро, символизировал ту быстроту , с которой вывел Господь Свой народ из страны порабощения.

Пасхальная трапеза выражала общее единение участников ее с Богом и между собой . Символическое значение имело и то, что агнец приготовлялся целиком, с головой. Кость не должна была сокрушаться .

«Я услышал вопль их. И выведу их из Египта

в землю, где течет молоко и мед».

Моисей – библейский пророк, освободивший от рабства еврейский народ.

Мусульмане, христиане, иудеи – считают Моисея основоположником монотеизма (веры в одного Бога).

Наиболее подробно о жизнеописании Моисея рассказывает Библия

Согласно священному писанию, Моисей был рожден в Египте в семье евреев, во времена, когда еврейский народ подвергался гонениям со стороны египетского фараона (около 13 в. до н.э.).

Фараон, увидев угрозу своей власти в еврейском племени, численность которого стремительно росла, сделал евреев рабами, заставляя трудиться, копать землю, строить дворцы, надеясь, что непосильный труд ослабит их и уменьшит их численность.

Когда фараон понял, что этих мер недостаточно, он приказал топить всех новорожденных еврейских мальчиков в водах Нила.

Мать Моисея спасла жизнь сына, спрятав его в камышах у реки. Там он был найден дочерью фараона, пришедшей к Нилу для купания. Сжалившись, египетская принцесса забрала его во дворец и, впоследствии, воспитывала как своего сына.

Однако Моисей никогда не забывал о своих соплеменниках. Однажды, будучи уже взрослым, он стал свидетелем того как египтянин избивал еврея. Моисей заступился за несчастного и случайно убил обидчика, после чего вынужден был бежать из Египта в пустыню.

Он прожил на Синайском полуострове 40 лет, когда Господь явился к нему и сказал, что Моисей избран Им для великой цели – избавление еврейского народа от рабства.

Господь велел Моисею и его брату Аарону вернуться в Египет и увести израильтян с египетской земли в Палестину. Моисей сомневался в своей способности убедить фараона отпустить рабов.

Не уверен он был и в том, что евреи пойдут за ним. Тогда Господь, для убеждения неверующих, даровал Моисею способность творить чудеса.

По возвращению в Египет, Моисей и Аарон пытались убедить фараона отпустить евреев в пустыню на несколько дней, чтобы принести жертву новому Богу, явившемуся Моисею. Однако фараон не поверил в нового Бога и отказался отпустить рабов.

Тогда Господь наслал бедствия на египетский народ. Египтяне пережили нашествие насекомых и жаб, Бог превращал воды Нила в кровь, насылал болезни на людей и животных – но это только сильнее озлобляло фараона.

Последним и самым страшным божественным наказанием, обрушившимся на египетский народ, стала смерть всех новорожденных.

После этой ужасной трагедии, от которой пострадал и наследник фараона, фараон велел евреям во главе с Моисеем идти в пустыню и молиться о помиловании египтян, но позже, поняв, что рабы не собираются возвращаться, Фараон послал им вслед войско.

Когда Моисей привел людей к берегам Красного моря, войско было уже близко. Моисей ударил по земле посохом и, по воле Бога, море расступилось, освободив израильтянам путь на другой берег. Египетская армия попыталась следовать за ними, но море вновь соединилось, погубив ее.

На горе Синай Бог обратился к евреям через Моисея, призвав их слушать Божественный глас и соблюдать Его завет. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», – сказал

Господь, и тогда Моисею были ниспосланы десять заповедей, которые, вместе с предписаниями и запретами для святого народа, были записаны Моисеем на каменных скрижалях.

Еврейский народ был не приучен служить Богу, поэтому совершал ошибки. Так, однажды, евреи ослушались одной из заповедей, начав поклоняться золотому тельцу. Разозлившись, Моисей разбил две скрижали, и оскорбленный народ восстал против пророка.

Не раз поднимали евреи восстание против Пророка, но Моисею удавалось успокоить недовольных, заручившись поддержкой своих помощников и последователей.

Несмотря на его подвиг, Моисею не была дарована жизнь на земле обетованной, он умер в возрасте 120 лет. По одной из версий, Бог узрел в душе Моисея сомнение в Божественных силах.