Меню
Бесплатно
Главная  /  Простуда  /  Святитель игнатий брянчанинов биография. Миссией управляет Господь. Интервью с участником Валаамской миссии на Камчатке иеромонахом Игнатием (Смирновым). Отношение к иноверцам

Святитель игнатий брянчанинов биография. Миссией управляет Господь. Интервью с участником Валаамской миссии на Камчатке иеромонахом Игнатием (Смирновым). Отношение к иноверцам

Подобно тому, как когда-то Валаамский монастырь посылал миссионеров на Аляску, в прошлом году, исполняя благословения Святейшего Патриарха, три монаха отправились в миссионерскую поездку на Камчатку. Иеромонахи Герман и Игнатий вместе с иноком Кириллом не прерывают связь с родной обителью. Сегодня мы беседуем с членом Валаамской миссии на Камчатке иеромонахом Игнатием (Смирновым).

12.06.2012 Трудами братии монастыря 11 810

- Добрый день, отец Игнатий, мы очень рады снова видеть Вас на Валааме! Расскажите, пожалуйста, какую должность Вы сейчас занимаете и в чем заключается непосредственно ваша работа?

Я был назначен исполняющим обязанности настоятеля Храма Святителя Николая Чудотворца в п. Палана, Корякского автономного округа Камчатского края. Моя работа – это окормление прихожан поселкового храма, миссионерская деятельность. Вместе с моим помощником, иноком Кириллом, который следит за исполнением церковного устава и участвует в службах в качестве чтеца, мы посещаем детские учреждения, в том числе детский дом, колледж, исполняем различные требы, то есть полностью участвуем в той деятельности, которая должна осуществляться священником в данной местности.

- Сколько человек состоит в вашей духовной миссии? Как я понимаю, это не только монахи Валаамского монастыря?

С Валаамского монастыря приехало трое монахов, а также три человека из братии Оптиной пустыни. Сейчас монахи из Оптиной пустыни находятся в городе Петропавловск-Камчатский в монастыре Святого Великомученика Пантелеимона. Это единственный мужской монастырь на Камчатке. Братья из Оптиной Пустыни сейчас не задействованы в миссионерской работе. Они исполняют различные послушания и ждут в отношении себя распоряжений Владыки: остаться в братии монастыря или отправиться в какой-либо поселок для окормления местных жителей.

Кто явился инициатором организации духовной миссии на Камчатке?

Эта идея принадлежала непосредственно Святейшему Патриарху Кириллу и была им озвучена после его поездки на Камчатку. В этом отдаленном крае остро не хватает священников. Белому священству сложно оставить родные края и уехать с семьей так далеко, поэтому Святейший Патриарх Кирилл пожелал привлечь на это послушание черное духовенство. Ведь монахи не закреплены за местами, исполняя послушания они могут, по благословению, находиться в любой точке земного шара. Своим примером самоотвержения и самоотречения от земных благ монашествующие могут осуществлять миссионерскую деятельность в суровых климатических условиях, в том числе на Камчатке. Человек совершает постоянный подвиг. Видимо, монахи – более подходящий выбор для такой миссии.

- Скажите, пожалуйста, в качестве прав собственности что-то принадлежит вашей миссии, церковь, земля?

Храм принадлежит Русской Православной Церкви. Он построен на собственные средства прихожан, без чьей-либо помощи. Основную часть нашего прихода составляют женщины. Благодаря их заботам возведено здание храма, в нем и проходят наши службы. В настоящее время строится новый храм, который будет назван в честь Святителя Николая Чудотворца. В 2010 году во время посещения Камчатского края Святейший Патриарх Кирилл осуществил закладку будущего храма и уже осенью этого года планируется сдать здание в эксплуатацию, подготовить и провести освящение храма.

- Отец Игнатий, испытываете ли вы своего рода «конкуренцию» со стороны различных сект и вероисповеданий?

Многие порядки, многие правила, заведенные у сектантов, чужды православию, христианским ценностям, и тот быт, который ведут сектанты, нас ни как не пугает. В поселке есть две наиболее крупные инославные религиозные группы – это баптисты и пятидесятники. Достаточно большое влияние имеют баптисты. Люди выбирают эту церковь, скорее всего, не по глубокому чувству веры, а из каких-то материальных перспектив, потому что баптисты предоставляют возможность подзаработать и в целом материально укрепиться. Что же касается второй главенствующей религиозной группы, пятидесятников, она очень близка корякам по традиции, фольклору, связанными с танцами и песнями, в целом по молитвенной службе, обычаям, которые у них заведены. И поэтому некоторые коряки к ним очень быстро располагаются. Но камнем преткновения являются те неестественные чувства, которые возникают во время харизматических богослужений, они просто реально отпугивают людей.

- Помогаете ли вы людям возвращаться от баптистов и пятидесятников обратно в православие?

Нет, так сказать нельзя. Если люди приходят к нам, мы с ними разговариваем, интересуемся тем, что их привело в наш храм. Нужно отметить, что сектанты очень хорошо подготовлены и во всех разногласиях с православными христианами, они умеют отстоять свою точку зрения. Люди, приходящие на службы в наш храм, это люди, которым что-то не нравится в сектах и они начинают активно интересоваться православием. В беседах с ними мы показываем отрицательные стороны сектантства, рассказываем об истинном православии, истинном христианском благочестии, об истории христианства, стараемся раскрыть глаза на многие вещи. У нас складывается впечатление, что многие бывшие члены этих религиозных групп просто загипнотизированы. Русская Православная Церковь оказалась в этих местах слишком поздно. Сектантство появилось на Камчатке гораздо раньше и успело насадить свои отравленные семена, создать ячейки. Народ изначально сильно обманулся, но теперь люди начинают более-менее ориентироваться, отличают православную веру от сект.

- Как часто вы совершаете Таинство Крещения?

Крещение мы проводим регулярно, не более трех раз в неделю. В среднем – раз в неделю. Совсем недавно я крестил корякскую девушку.

- Чаще крестятся выходцы из сект или атеисты?

Чаще крестятся атеисты, язычники. Многие до сих пор придерживаются традиций корякского язычества. Корякский народ издревле верил в богов, вернее в демонов. Язычество пустило глубокие корни, но в целом коряки верят в Бога. Поэтому у этого народа христианство смешивается с язычеством. Например, они верят в переселение душ, это поверье передается из поколения в поколение. От этого закрепленного в сознании предания, теряется страх смерти, страх Божьего суда, о котором возвещает христианство.

- Что в работе миссии приносит вам радость, а какие моменты хотелось бы изменить?

Нам удалось привлечь прихожан к длительным богослужениям, большинство людей регулярно участвуют в Таинствах Исповеди, Причастия. Несмотря на непривычное многочасовое стояние, люди нас слушают, участвуют в молитве. Это действительно приятно. Очень радостно прошла Пасха! На светлой седмице были каждодневные богослужения, прихожане участвовали в крестном ходе, проявляли интерес к службам, таинствам. На приходе существует воскресная школа. На занятиях люди учатся понимать важные вещи, чтобы через это понимание ощутить важность участия в таинствах. Думаю, нам удается дело просвещения.

Трудность заключается в том, что жители долго привыкают к нам. Чувствуется их стеснительность, закомплексованность, особенно от коряков. Они тяжело открываются на исповеди. Мы понимаем важность того, чтобы человек рассказал о своих тайнах, делах, поступках, раскрыл все грехи для исцеления через Таинство Исповеди. Поэтому сейчас на первом месте для нас доверие прихожан. Когда мы только приехали на приход, то застали сложный момент: прихожане рассорились между собой, у некоторых был даже конфликт со священником.

Перед отъездом владыка предупреждал о нездоровой атмосфере в поселке Пелана и о том, что нашей задачей станет примирение враждующих людей. С Божьей помощью, эту ситуацию урегулировать удалось. К сожалению, весь приход составляют женщины, мужчин же практически нет. Был один мужчина средних лет, но он уехал работать в соседний поселок.

Есть еще мысль привлечь и обучить кого-то из местных молодых людей, и, может быть, в перспективе они станут священниками, будут окормлять паству данного прихода. А сколько людей в среднем причащаются на воскресной Литургии? Практически все пришедшие на службу. Это женщины и дети. В среднем 20-25 человек.

- По приезду в Палану, каким образом прошло знакомство с местным населением?

Я приехал сюда 19 декабря 2011 года, вместе с начальником миссионерского отдела монахом Федором, он сам до этого всего лишь один раз посещал поселок Палана. В то время настоятелем служил белгородский священник Алексей, так как между Белгородской и Камчатской епархиями заключено соглашение, в соответствии с которым из семинарии на полгода отправляется священник для прохождения практики. Срок службы отца Алексея подходил к концу, и я его заменил. Отец Алексей хорошо знал местных жителей, поселковую администрацию и познакомил меня со всеми ключевыми чиновниками.Члены администрации были очень расположены к общению, интересовались сроками моего приезда. В поселке постоянно менялись батюшки. Смена настоятелей нервировала людей, так как священник, к которому они привыкли, уезжал, и приходилось привыкать к новому человеку. Мы пообещали, что пробудем на приходе минимум 2-3 года. Прием в администрации прошел доброжелательно. Чиновники предложили всестороннюю помощь в любых затруднениях. Например, при содействии местных властей, в праздник Крещения вырезали прорубь, где мы произвели первое освящение воды. В нашей работе помощь приходит также и от простых граждан. Местная газета печатает статьи, посвященные праздникам Рождества, Крещения, Пасхи. Кроме сект, многие расположены к православию.

- Собираются ли привлекать к вам священников Камчатской епархии?

Нет, там сейчас очень много поселков, которые вообще без священников, поэтому мы, скорее всего, так и останемся одни.

- Поэтому в вашем составе нет братии из Оптиной пустыни?

По другой причине. В планах владыки было направить оптинских монахов в другой поселок, да и сами монахи выражали такое желание, но в их составе недоставало священника. В поселке Палана валаамская братия должна была быть без отца Германа, так как владыка хотел оставить его в городе Петропавловск-Камчатский возглавлять епархиальный отдел апологетики (отдел по борьбе с сектами). В данный момент отец Герман ожидает другое послушание в Петропавловске-Камчатском. С оптинской братией пока ничего не ясно.

- Как вы думаете, когда через три года будет оцениваться результат вашей работы, вас направят в какую-то другую миссию, а не в Валаамский монастырь?

Сложно сказать.

- Но вы в любом случае хотели бы вернуться на Валаам?

Конечно, хотели бы вернуться в Валаамский монастырь. Ведь даже если человек старается сохранить свое монашеское устроение, все равно создаются отрицательные внешние условия, ведь мирская жизнь расслабляет монахов.

- То есть, может быть, в чем-то было бы даже логичнее, если бы в рамках этой миссии были белые священники?

Несомненно. Белым священникам легче ориентироваться в житейских трудностях, которые люди озвучивают на исповеди. Монахам неполезно вникать в эти проблемы. Тем не менее, постоянное общение с Богом нас действительно вдохновляет. Мы получаем удовлетворение от нашей деятельности. Отрадно видеть радостные лица людей. Ведь общая обстановка в поселке очень печальная, унылая, людям живется очень тяжело. У них нет театров и кинотеатров, никаких развлечений, которые есть в обычном городе. Свободное время отдается спиртному. Работы нет, зарплаты низкие, граждане живут за счет социальной помощи. Давно разрушены заводы и фабрики, основной источник дохода – рыбный промысел и охота летом. Зимой же все пьют, нет никакого заработка.

- Получается, необходимость вашей работы, в силу того социального положения, огромна?

К сожалению, государство сейчас ничего не может предложить местным жителям для их развития, просвещения, утешения. Только Церковь еще может как-то помочь. Но мы сталкиваемся с неверием, с нежеланием трудиться. Чувствуется, что место неосвященное и нужно устраивать литургическую жизнь, молиться за этих людей, чтобы Господь освятил их, направил к истине, к спасению.

- Но если вы сами понимаете, что там работы просто непочатый край, почему бы вам не остаться, и не посвятить миссионерству всю свою жизнь?

Наилучшим вариантом будет, если мы найдем замену из местных жителей. Так что дождемся благоприятного периода. Естественно, людей мы не бросим, без окормления не оставим. Все зависит от общей ситуации, которая сложится. Я надеюсь, что Бог все управит и поможет.

- Каким образом Камчатская епархия участвует в работе в рамках этого поселка, что они конкретно делают?

Сейчас идет строительство храма под их руководством.

- Я имею в виду в духовном смысле.

Прежде всего, мы исполняем послушания от Камчатской епархии. Это каноническая территория владыки Артемия, который собственно и поставил нас исполнять данное послушание. Порядка двух лет на Камчатке послушался отец Аркадий с Троице-Сергиевой Лавры и планировал остаться до конца жизни. В новых условиях монаха подстерегают искушения, при которых он может расслабиться. У него завязываются какие-то отношения, связи, дружба с мирскими людьми и уже бывает тяжело отказаться, когда, скажем так, тебя приглашают поехать на природу, развлечься, отдохнуть. Таким образом, можно потерять свое монашеское устроение, обмирщиться. Чтобы этому не поддаться, необходимо быть духовно очень крепким человеком, уметь пережить ситуацию. За себя я на все сто процентов не уверен. И что будет со мной через год, через два года? Насколько хватит сил, терпения, крепости?

- А есть ли сейчас на Камчатке такие люди, которые бы жили по примеру прп. Германа Аляскинского?

Я все-таки думаю, что во времена преподобного Германа Аляскинского была другая жизнь. Сегодня намного больше искушений для современного человека. А раньше жили одни племена аборигенов, не было ни детских садов, ни школ. Нельзя забывать, что игумен Дамаскин долго выбирал, кого бы направить в эту миссию, и остановил свой выбор на святом Германе Аляскинском, как на уже в полной мере сформировавшемся, духовно крепком монахе. Но себя я так охарактеризовать не могу.

- Расскажите, как вы проводите обычный будничный день?

Подъем у нас около 7 часов. Вместе с отцом Кириллом мы совершаем полунощницу, утреннее правило. Затем следует завтрак. После завтрака отец Кирилл два раза в неделю печет просфоры, я же в это время могу продолжить свое молитвенное правило, либо заняться учебой. В данный момент я учусь в семинарии и мне необходимо выполнять и письменные работы, и готовиться к экзаменам. Как раз до обеда все время посвящено учебе. По окончании обеда мы можем посещать учебные заведения. Я окормляю местный колледж, а отец Кирилл – детский дом. К 6 часам вечера мы собираемся на службу, совершаем вечернее правило, акафист, повечерие с вечерними молитвами, ну а затем возвращаемся домой, ужинаем. В конце дня занимаемся чтением, написанием статей для газет, отчетов для епархии, в которых информируем начальство о проделанной работе. Также успеваем до 10-11 вечера почитать святых отцов, затем вечернее правило и около 12 ночи отбой.

Живем мы на данный момент на квартирах. В субботу совершаем всенощное бдение, в четверг и воскресение – Божественную Литургию. Накануне мы проводим вечерню с утреней, в субботу – литию. До нас прихожане никогда не видели чин литии. В целом мы стараемся соблюдать монашеский богослужебный устав, без особых сокращений. После воскресной Литургии проводим школу для взрослых, на которой подробно рассказываем о таинствах. Прихожанам интересны занятия, они активно задают вопросы. Не скрою, мы радуемся, когда видим такую любознательность, ревность к службе, к участию в таинствах.

- А кто во время службы у вас выступает в роли чтеца, певчих?

Основной чтец это отец Кирилл, а певчие – местные прихожанки. Поют они особым камчатским распевом, от которого не хотят отходить, как бы отец Кирилл и ни пытался исправить их пение. Разумеется, я больше привык к валаамскому песнопению. Но для меня большую часть службы занимает исповедь, поэтому не всегда удается прислушиваться к пению. На всенощном бдении у певчих возникают некоторые сложности, они не имеют хорошего навыка в пении всенощной. Это связано с тем, что, скорее всего, священники всенощную служили редко, либо не служили вообще. Зато Литургию певчие исполняют просто замечательно!

- Насколько блага цивилизации вошли в вашу жизнь, я имею в виду интернет, телевидение, компьютер?

Компьютер необходим как мне, так и отцу Кириллу. Интернет мы используем постоянно для получения и отправления информации, связанной с отчетностью и учебной деятельностью.

- Кто из граждан поселка, кроме певчих, также послушается в храме?

В нашем приходе есть староста, знающая местные обычаи и особенности коряков. Она следит за порядком в храме во время отсутствия священника, за церковным товаром в лавке.

- А трапезу кто вам готовит?

Справляемся своими силами. Отец Кирилл готовит, я обычно мою посуду, а уборку проводим вместе.

- Есть ли какой-то участок камчатской земли, который особенно дорог вашему сердцу?

Мы еще не успели привыкнуть к какому-либо определенному месту. Когда еще жили в скиту, да и когда приехали в поселок, то регулярно выезжали на природу, посещали вулканические места. Застав осень, оценили удивительную красоту камчатского края, его живописные виды, космические пейзажи, яркие осенние краски! Теперь же гуляем не часто. Я большую часть времени посвящаю учебе, отец Кирилл – отчетам и миссионерским выездам в детский дом. Чтобы привлечь детей к православию нужно вызвать их живой интерес, в доступной форме раскрыть важные вопросы православной веры. Для плодотворных миссионерских бесед с детьми отец Кирилл собирает научный и наглядный материал в виде фильмов, картин, мультфильмов, методических разработок. Как мы могли убедиться, ребята не проявляли достаточного стремления к познанию Бога. У детей постарше, подростков, уже сформирована устойчивая точка зрения на жизнь. Нам нужно обладать глубокими знаниями, чтобы ответить на их, порой непростые, вопросы о Боге, о вечности. Мы должны защитить молодежь от ложных, неправильных представлений и наша главная цель – не просто привести ребенка в церковь, но и разжечь в нем искру познания Бога.

- Какие иконы находятся в вашем храме?

Икон очень много, они обычные, софринские, малого формата.

- Ощущаете ли вы какую-либо духовную связь с вашими великими предшественниками, камчатскими миссионерами прошлого?

Сегодня день св. Игнатия Богоносца, и у нас на Святой Земле отмечает именины архимандрит Игнатий, игумен монастыря на Поле Пастухов. Поле Пастухов находится в деревне Бейт-Сохур, это десять минут от Вифлеема на восток. На этом поле пасли свои стада евангельские пастухи в ночь Рождества Христова. Святая Земля – кладезь историй, и что не человек здесь, то история. Вот одну такую историю я и хочу рассказать вам сегодня.

Отец Игнатий Казакос родился в Патре. Рос церковным ребенком, прислуживал в алтаре, в 18 лет пошел в армию. Там он понял, что Бога нет, и жить надо как все. Отслужив, Иоанн (так его звали тогда) решил уехать в Канаду, где поступил в Университет сразу на два факультета: менеджмент отелей и английский язык. В Торонто жила его тетя, и он поселился у нее.

Однажды в выходной день ему было нечем заняться. Дома никого не было, идти никуда почему-то не хотелось, он стал изучать тетину библиотеку. В руки ему попалась книга о св. Серафиме Саровском. "Я только помню, что взял ее и вышел в сад. Открыл, начал читать. Было светло, а когда закончил, было уже темно. Меня заливали слезы, и мысль была только одна: я хочу стать монахом и носить имя Серафим". На другой день Иоанн пошел в храм св. Троицы (русской зарубежной церкви), прихожанином которого и стал на все пять лет учебы.
Окончив Университет он вернулся в Грецию. Преподавал английский, помогал родителям, у которых было еще два сына (средний брат отца Игнатия, Георгий, недавно скоропостижно скончался). Кто-то из друзей предложил поехать в паломничество на Святую Землю. Иоанн, к тому времени подумывавший о женитьбе, согласился. Приехав, друзья поселились на Поле Пастухов. В то время там постоянно жил игумен лавры св. Саввы схиархимандрит Серафим. Это был настоящий старец, жил как в пятом веке, не допускал компромиссов ни в чем и согревал нас всех Божественной любовью (обещаю вам когда-нибудь рассказать о нем подробнее). Почил он в 2002 в возрасте 102 года, во время же нашего рассказа ему было примерно 92. Совершив паломничество, друзья готовились к отлету. Накануне за ужином отец Серафим протянул Иоанну апельсин и сказал:

А ты останешься здесь, и будешь монахом св. Саввы.
Иоанн опустился перед старцем на колени со словами:
- Благословите, геронта.

Ни писать, ни звонить домой старец не позволил. "Ты никогда не вернешься домой, - сказал он, и не будешь иметь общения с родителями и семьей".
Один Господь знает, как дались Иоанну, в постриге о. Иллариону те два первых года. Мама его с горя ослепла, и узнал об этом о. Илларион случайно, от паломников. Но старец был непреклонен.

Прожив некоторое время в лавре св. Саввы, Илларион вернулся к старцу. На Поле Пастухов у него было много работы: он мыл туалеты, готовил еду и бесконечно принимал паломников. Тогда их были толпы, и молодой монах не успевал даже есть, не то что исполнять свое правило. Отец Серафим так же по целым дня принимал людей. "Это моя работа," – говорил старец.

Вскоре Илларион стал схимонахом Игнатием.
- Какой я схимник, геронта? - говорил он, я совсем не успеваю молиться.
- Нет, ты очень много молишься, – возразил отец Серафим. Вот сейчас ты снова открыл ворота паломникам, это и есть твоя молитва.
Утешением было то, что старец разрешил о. Игнатию видеться с родителями. Приезжала его мама, и по молитвам о. Серафима Господь вернул ей зрение.

Отец Серафим очень серьезно относился к священству. "У священника на фелони много крестов. Это камни, которые тянут его в ад", - так он говорил, и добавлял: "По правую сторону от Господа встанут цари, священники и миряне, но и на лево, в ад пойдут так же, священники прежде мирян". Не за долго до своей смерти он благословил рукоположение о. Игнатия, которого давно хотели в нашей Патриархии.

Когда старец покинул нас, мы все осиротели, а о. Игнатий больше всех. Он остался совсем один, ведь Поле Пастухов не монастырь в нашем с вами понимании, братии там нет, только он, игумен схиархимандрит Игнатий. Отец Игнатий мог бы уйти в Лавру св. Саввы, к "нормальной" монастырской жизни, но предпочел остаться там, где поставил его старец, на Поле Пастухов. Он давно освоил арабский язык и заботится о местных арабских прихожан, которые при нем преобразились: отличаются набожностью и дисциплиной, которой у нас обычно не хватает. По-прежнему принимает паломников, ухаживает за садом, за участком, храмами (их два – один в древний Пещере Пастухов, а другой – большой в честь Собора Божией Матери, построенный о. Серафимом).

Под руками отца Игнатия все преображается, начинает сверкать и блестеть, не может быть даже одного уголка, где будет грязь и неопрятность. Его любовь к чистоте известна всем.
Однажды вечером я увидела в небе над храмом огромную звезду (это наша Вифлеемская звезда – Сириус).
- Какая блестящая! – воскликнула я.
- Да, – отозвался о. Владимир Цветков, гостивший тогда на Поле Пастухов. О. Игнатий каждый день ставит лестницу на крышу храма и ее натирает.
- Точно так, - подтвердил о. Игнатий с загадочной тихой улыбкой, – специальным средством для серебра.
… Не так же ли он относится и к своей душе?

Пожелаем сегодня нашему неусыпному хранителю Поля Пастухов, неустанному труженнику на ниве Христовой, отцу Игнатию, многая и благая лета - хрОниа полА!

Игнатий (Брянчани́нов) епископ Кавказский и Черноморский, святитель (1807–1867)

Детство, юношество, молодость

Святитель Игнатий Брянчанинов родился в селе Покровском Вологодской губернии, 5 февраля 1807 года. Он происходил из старинного дворянского рода Брянчаниновых, восходившего к Михаилу Бренко, боярину, соратнику и оруженосцу великого князя Димитрия Донского. В крещении будущему святителю Игнатию было дано имя Димитрий.

Отец Димитрия, Александр Семенович, человек верующий, был когда-то близок ко двору, а с течением времени, к моменту появления на свет будущего святителя Игнатия сделался небогатым помещиком. Мать Димитрия, Софья Афанасьевна, была образованной женщиной с добрым нравом. Замуж она вышла достаточно рано и с тех пор старалась уделять свои силы заботе о семье.

С детства Димитрий воспитывался в благочестивых традициях, получал хорошее, соответствующее возрасту образование. Своими дарованиями он выделялся среди других своих братьев и сестёр. Помимо прочего Димитрий проявлял способности к изучению языков, рисованию, пению, игре на скрипке. Вероятно, он мог бы построить хорошую карьеру, но его привлекало другое: уже с юности в нём зародилось желание связать свою жизнь с монашеским подвигом. Димитрий много молился, часто бывал в храме. Однако когда он поведал о своём желании отцу, тот не выразил сочувствия, да и не отнёсся к этому желанию серьёзно.

Когда Димитрию исполнилось пятнадцать лет, отец отвёз его в Петербург, чтоб устроить в Главное инженерное училище. Будучи патриотом, героем войны 1812 года, Александр Семенович желал видеть сына военным инженером. И сын не перечил отцу. Димитрий настолько успешно сдал вступительные экзамены, что опередил всех прочих конкурсантов. Его сразу же определили во второй класс. Шёл 1822 год.

Учился он прилежно и на протяжении обучения не раз восхищал товарищей и преподавателей своею подготовкой. Успехи Димитрия сделали его известным даже и великому князю Николаю Павловичу, генерал-инспектору Инженерных войск. В декабре 1824 года Димитрия произвели в чин инженера-прапорщика.

За годы обучения он был вхож в аристократические дома. Сказывалось его происхождение, родственные связи, хорошая образованность и воспитанность. Кроме того он был замечательным декламатором. К примеру, он познакомился с И. А. Крыловым, В. А. Жуковским, А. С Пушкиным, К. Н. Батюшковым, М. И. Глинкой. Несмотря на лежащие перед Димитрием возможности хорошей карьеры, сам он не прельщался такой перспективой.

В этот период Димитрий настойчиво искал для себя ответы на насущные вопросы о жизни. Но ни физика, ни философия таких ответов дать не могла. Он стал обращаться к творениям святых отцов Церкви, сблизился с монахами Валаамского подворья, иноками Александро-Невской Лавры. Его сердце стремилось туда, где и внешняя слава, и материальное благополучие почитается за ничто. В Лавре он познакомился со старцем Леонидом и при его поддержке утвердился в мысли уйти в монастырь. Отец, узнав о том, какие перемены происходят с сознанием его сына, вознегодовав, обратился к руководству училища, и за Димитрием установили надзор.

Закончив, в 1826 году, инженерное училище, он, к изумлению многих, подал прошение об отставке. Это прошение было отвергнуто.

Весной Димитрий заболел туберкулезом. Император прислал к нему врачей, которые вынесли неутешительный вердикт: при таком состоянии здоровья монашество ему противопоказано. Между тем Димитрий всё же поправился. Вместо отставки ему была предложена возможность перевода в любой из гвардейских полков, расположенных в южных частях России, отличавшихся благоприятными климатическими условиями, но он твёрдо стоял на своём. В результате, Димитрия направили в инженерное подразделение крепости Динабург на берегу западной Двины.

На пути к монашеству. Начало монашеского пути

В ноябре 1827 года он, вопреки желанию родителей, вышел в отставку по состоянию здоровья, а вскоре поступил в Александро-Свирскую обитель. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей. Его духовным руководителем в этот период был старец Лев.

В 1828 году Димитрий последовал за ним в Площанскую пустынь. Через некоторое время он перешёл в Оптину пустынь. Особенности такой новой жизни, в том числе переезды, сказались в ослаблении здоровья, и в конце 1829 года на какое-то время Димитрий приехал погостить к своим родителям. Те тщетно пытались отговорить его от его выбора.

В 1830 году Димитрий, помощью епископа Вологодского и Устюжского Стефана поступил в Семигородную пустынь. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь.

В июне того же года в Вологодском кафедральном соборе Димитрий, в возрасте 24 лет, был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, которое он получил в честь святого Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иерея и назначили служить при архиерейском доме. Затем он был направлен для благоустройства пребывавшего тогда в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. В январе 1833 года он был возведен в сан игумена.

Приблизительно в это время родители, смирившись с волей своего сына, восстановили с ним добрые, доверительные отношения.

В виду напряженных трудов и неблагоприятного климата здоровье отца Игнатия вновь ухудшилось. При дружеской поддержке удалось выхлопотать для него новое место, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря.

Но вмешалась высшая политическая сила: император Николай I порекомендовал ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, и в конце 1833 года он был назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Здесь он оставался вплоть до 1857 года. За время его руководства пустынь преобразилась, наполнилась насельниками, обрела добрую славу. Сказались и знания, полученные в миру, и питаемое к отцу Игнатию уважение со стороны мирских людей: многие жертвовали ему значительные суммы.

С 1838 года архимандрит Игнатий был назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Архипастырское служение

В октябре 1857 года состоялась хиротония отца Игнатия во епископа, а в январе 1858 года он прибыл в Ставрополь, чтобы взять в управление Кавказскую и Черноморскую епархию. Когда он приехал на Кавказ, епархия находилась в страшном запустении. Здесь святитель Игнатий столкнулся с многочисленными трудностями, начиная от недостаточности финансирования и заканчивая враждебностью раскольников, коих в то время было немало.

За время его руководства в епархии установился должный порядок богослужения, наладилось просвещение. Многие известные люди помогали епископу в его деятельности, но встречались и те, кто относился к нему недружелюбно. В 1861 году он подал прошение об уходе на покой. В августе 1861 года он был уволен с назначением пенсии.

В октябре того же года святитель поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, помимо способствования хозяйственной и богослужебной деятельности обители, он предавался уединению, работал над своими сочинениями, принимал посетителей, нуждавшихся в его архипастырском попечении.

16 апреля 1867 года святитель совершил последнюю в своей земной жизни Божественную Литургию. 30 апреля 1867 года он тихо отошёл к Богу. После смерти в кармане его подрясника обнаружили несколько копеек. Вот и всё материальное богатство.

Творческое наследие

Святитель Игнатий оставил в назидание верующим множество произведений разной направленности. Среди его опубликованных сочинений встречаются проповеди и серьёзные трактаты. Кроме того до нас дошли многие из его посланий частным лицам (см.: ). Он писал и об аскетической жизни (см.: ; ), и о различных вопросах Православной Догматики (см.: ; ; ), и против ересей и расколов, и на прочие, злободневные темы.

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Иной тропарь, глас 8

Избранник возлюблен Христови явился еси, / Тому скорбьми многими и молитвою непрестанною прилепився, / благодать Духа Святаго стяжав, / учитель изряден людем был еси. / Поминай нас, святителю Игнатие, богоносе Российский, / да учении и молитвами твоими покаяние спасительное обрящем // и любовию сердечною Христу усвоимся.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

«…и говорят горам и камням:
падите на нас и сокройте нас
от лица Сидящего на престоле
и от гнева Агнца;
ибо пришел великий день гнева Его…»
(Апокалипсис. 6.16 – 17.)

Отец Игнатий облачался. Сегодня ему предстояла служба Божия и проповедь, как водится. Приход у него был довольно скромным, церквушка не ахти какая. К проповеди отец Игнатий никогда заранее не готовился. Просто выходил к людям, в памяти из глубин выплывала, как старый деревянный парусник, цитата из Святого Писания, и тут рождались слова – лился поток изречений неизвестно откуда. Отец Игнатий верил, что слова эти исходят из Царства Небесного, из Божьих помыслов. Ныне у него возникло чувство, что эта проповедь будет последней проповедью в его жизни. Самой последней. Он задумался и застыл: «А кто понимает вообще мои проповеди? Кто-нибудь понял хоть одну? Или все они прозвучали в пустоту и не коснулись душ людей? Сам виноват – люди понимают то, что просто, сказал бы им, что нужно меньше пить, не нужно на красный свет переходить дорогу, а ты им, старый дурак, о человеколюбии, о душе человеческой, забираешься в дебри богословия и дремучий лес психологии… Нет, зря ты жизнь прожил, Игнатий, зря…» Еще он вдруг подумал, что он уже очень стар – как этот мир стар. Пора ему уже на погост. Пора. Вместо слов писания почему-то вспомнился старый детский стишок, который он услышал ещё в детстве и теперь этот стишок выплыл из тёмных глубин сознания и всё звучал, никак не хотел уходить:

«Дедушка в поле гранату нашёл
Дедушка сразу к обкому пошёл
Взял он гранату и бросил в окно
Дедушка старый – ему всё равно…»

Отец Игнатий тут же подумал, что он тоже такой вот старый дедушка, которому всё равно, и он бросит сейчас свою проповедь, как гранату, в тину человеческой глупости и греховности. И тут пятнистой кошкой закралась мысль: «И кому ты собрался нести Истину? Кому? Этим грешникам и блудодеям? Этим лицемерам, этой сволочи?» Потом вдруг подумал, что в старой Руси сволочью называли отроков, которые сволакивали после службы Божьей одеяния с митрополитов или других иерархов. И подумалось ему: «А я ведь тоже, будучи семинаристом, сволакивал одеяния с митрополита – значить, я тоже сволочь». А потом вдруг подумалось: «Да есть ли вообще среди моих прихожан и просто случайно зашедших в церковь на мою проповедь христиане? Те, кто идут по пути Христа? Кто-нибудь из них способен возлюбить врага своего? Когда отняли плащ, отдать и рубашку? Когда ударили по одной щеке, подставить другую? Нет таких! Стяжатели, сребролюбы, чревоугодники, сквернословы… А ты им истину… Эх, чувствую, подведу я себя проповедями своими под монастырь, возьмут меня после этой проповеди под белые ручки и увезут туда, где Макар телят не пас…»

Во время службы отец Игнатий не чувствовал своего тела – ему казалось, что он стал невесомым и парит, висит в воздухе среди церкви. Грянула минута проповеди, в голове у него прозвучали обрывки Апокалипсиса и он начал вещать. Несвойственным ему громогласным голосом, в котором звучало и отчаянье, и грозное пророчество и призыв: «Православные! Близится Страшный Суд, грядёт Судный День! Небо свернётся как свиток, и солнце станет как власяница, и луна станет как кровь! И будут великие землетрясения, и многие: и тысяченачальники, и рабы, и свободные воскликнут в ужасе: горы – падите на нас! Спасите нас от лика Агнца, сидящего на престоле, ибо пришёл День Гнева Его! Покайтесь, грешники! Всем, всем необходимо покаяние! Ибо погрязли вы в грехах, как и страна наша, как и государство ваше! Кто из вас осудил братоубийственную войну, развязанную правителем вашим в кремле сидящем? Кто из вас не сквернословил на других людей, таких же православных как и вы, только другого народа, хоть и братского? Оглянитесь на сию страну осквернённую, которую вы своей зовёте! В каждом граде, в каждом селении идолы языческие стоят – кумиры Ленина-антихриста! Ленина-антихриста, который явился из преисподней, дабы уничтожить церковь святую и учение Христа! А вы идёте мимо его кумиров спокойно или даже поклоняетесь им! А среди стольного града люди идут глядеть на мёртвое тело Ленина-антихриста и поклонится ему в его языческом капище, мавзолеем именуемом! И вы знаете о сим богопротивном занятии и молчите! Православные! Вспомните, что сказал Христос: не мир я вам принёс, а меч! Возьмите огонь пылающий и меч обоюдоострый и повалите, разбейте кумиры антихриста Ленина! Сожгите его мертвое тело, ибо даже погребения в земле нашей он недостоин! Разбейте его греховное капище до основания! И да пребудет с вами Слово!»

Последние слова отец Игнатий восклицал уже в пустом храме: испуганные прихожане разбежались кто куда, унося с собой глаза свои, наполненные паническим страхом…

27 октября 1857 - 5 августа 1861 Предшественник: Иоанникий (Образцов) Преемник: Феофилакт (Губин) Имя при рождении: Дмитрий Александрович Брянчанинов Рождение: 5 (17) февраля 1807(1807-02-17 )
Покровское, Вологодская губерния Смерть: 30 апреля (11 мая) 1867(1867-05-11 ) (60 лет) Отец: Брянчанинов, Александр Семёнович (7.5.1784-19.4.1875) Мать: Брянчанинова, София Афанасьевна (1786-25.7.1832) Принятие священного сана: 20 июля 1831 Принятие монашества: 28 июня 1831 Епископская хиротония: 27 октября 1857

Епи?скоп Игна?тий (в миру - Дми?трий Алекса?ндрович Брянчани?нов ; 5 (17) февраля 1807(18070217 ) , село Покровское, Грязовецкий уезд Вологодская губерния - 30 апреля (11 мая) 1867, Николо-Бабаевский монастырь, ныне в Ярославской области) - епископ Православной российской церкви. Богослов, ученый и проповедник.

Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном Соборе РПЦ 1988 года. Память - 30 апреля по юлианскому календарю.

Биография

Родился 5 февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии (сейчас входит в Юровское муниципальное образование Грязовецкого района Вологодской области) ; принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых.
До него в семье родилось двое детей, умерших на первых днях младенчества. После Дмитрия родились: Александра (1808-18.05.1858), в замужестве - Жандр; Петр (1809-25.06.1891), самый близкий по духу старшему брату; Софья (1810-21.12.1833), в замужестве - Боборыкина, умерла во время родов; Михаил (23.08.1811-17.01.1887), в конце жизни - монах Оптиной пустыни, Павел; Елизавета (род. 1813 г.), в замужестве - Паренсова; Александр (01.05.1814-07.04.1835), перед смертью пострижен в монахи старшим братом; Семён (03.12.1815-07.12.1863) и Мария (род. 1817 г.), в замужестве - Купреянова .

Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1822 году, по настоянию отца, Димитрий поступил в Военное инженерное училище, которое закончил в 1826 году. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он ещё до окончательного экзамена подаёт прошение об отставке, желая принять монашество. В годы учения он познакомился с монахами Валааского подворья и Александро-Невской Лавры. Определяющей в принятом решении была встреча с иеромонахом Леонидом, будущим оптинским старцем:
„Сердце вырвал у меня о.Леонид; теперь решено: прошусь в отставку от службы и последую старцу, ему предамся всею душею и буду искать единственно спасения души в уединении“, - так он высказал своё впечатление от беседы другу М.Чихачёву :47 .
Но прошение не было удовлетворено, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку.

Немедленно он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь - под духовоное руковдство о.Леонида. Спустя год он последовал за своим руководителем, вместе с другими его учениками, в Площанскую пустынь. Своё духовное состояние в это время Дмитрий Брянчанинов позже отразил в миниатюрах «Древо зимою пред окнами келлии» и «Сад во время зимы». В это время некоторые поступки его учителя стали казаться ему не согласными с учением святых отцов, не все недоумения мог разрешить о.Леонид :60 .

Когда в апреле 1829 года о.Леонид с учениками отправился в Оптину пустынь, Брянчанинов с Чихачёвым направили свой путь через Свенский монастырь к Белобережской пустыни, где встретился с делателем умной молитвы иеросхимонахом Афанасием, учеником прп. Паисия Величковского. Отсюда они отправились в Оптину пустынь, где пробыли недолго: в конце 1829 года Брянчанинов с другом оказался под кровом родительского дома, в Покровском.

Конец 1830 - начало 1831 года Дмитрий Александрович Брянчанинов провёл Семигородней Успенской пустыне, где написал «Плач инока», о котором его современник писал:

„Едва ли кто поверит, что эта книга написана почти несовершеннолетним юношей“ :90 .

28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном Д. А. Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 5 июля был рукоположён в иеродиакона, а 20 июля - в иеромонаха. В самом конце 1831 года был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря.

28 мая 1833 года был возведён в сан игумена. В ноябре 1833 года митполит Филарет предложил игумену Игнатию настоятельство в Николо-Угрешском монастыре, но император Николай I решил иначе его судьбу, поручив управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом. 1 января 1834 года, в Казанском соборе, игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита. В должности настоятеля пустыни он оставался до 1857 года и за это время ему удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении.

Весной 1847 года, после тяжелой болезни, архимандрит Игнатий подал прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Ему был разрешен лишь отпуск на 11 месяцев, который он и провел в этом монастыре. Здесь он написал несколько очерков. В 1848 году он возвратился в Троице-Сергиеву пустынь.

В 1847 году впервые появились в печати его литературные произведения: в журнале «Библиотека для чтения» были опубликованы статьи: «Валаамский монастырь» (1847. Т. 82. С. 66-90) с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» (Т. 85. С. 121-122) с подписью «И».

21 апреля 1851 года архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Владимира 3-й степени :199 .

27 октября 1857 года в петербургском Казанском соборе был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского ; 4 января 1858 года он прибыл в Ставрополь. Обустройство епархии потребовало больших трудов, у архиерея не было своего дома, половина населения епархии (линейные казаки) была выведена из ведения епископа, Синод не выделял достаточных средств, значительное число раскольников проявляло враждебность по отношению к епископу. Активным помощником стал его брат П. А. Брянчанинов (1809-1891), занимавший должность ставропольского вице-губернатора. За недолгий четырёхлетний срок управления епархией Святителю удалось наладить её жизнь.

Занятия по управлению епархией не отвлекли его от иноческого делания: он продолжал внимательно изучать монашество как науку жизни, ведущую к христианскому совершенству. Здесь он написал книгу «Приношение современному монашеству», составившую 4-й том его творений, изданных в 1867 году. Здесь написаны: «О различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу», «О чувственном и духовном видении духов», «О спасении и христианском совершенстве», «Учение Православной Церкви о Божией Матери» (написано в связи с новым догматом Католической церкви о рождестве Богородицы).

За заслуги перед Отечеством архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Анны 1-й степени.

Болезнь заставила просить архимандрита Игнатия об увольнении на покой. В 1861 году прошение было удовлетворено и он 13 октября 1861 года приехал в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь. В это время были созданы и изданы многие известные сочинения: «Слово о смерти» (1862), «Отечник» (издан после смерти святителя - в 1870 году), продолжал переписку с духовными детьми. Здесь, в усиленное занятие пересмотром, исправлением, приведением в одно целое всех статей, написанных ранее, епископа Игнатия ввёл книгопродавец и издатель И. И. Глазунов. Первые 2 тома сочинений под названием «Аскетических опытов» были изданы в 1865 год :515 .

16 апреля 1867 года, в Светлый день Пасхи, он отслужил свою последнюю литургию; 21 апреля были получены, только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений; 30 апреля 1867 года, в воскресный день, в праздник Жен Мироносиц, он скончался.