Меню
Бесплатно
Главная  /  Осложнения  /  Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям. Гиперактивный ребенок. как учить детей с сдвг

Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям. Гиперактивный ребенок. как учить детей с сдвг

Краткое содержание: Гиперактивность у детей. Гиперактивность с дефицитом внимания. Особенности поведения гиперактивных детей. Гиперактивный ребенок, проблемы в школе, что делать? Подвижный ребенок. Проблемы в школе.

Данная статья представляет собой фрагмент из книги И.Ю. Млодик "Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога". В книге автор делится с читателями своими размышлениями о том, какой должна быть школа и что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к границам других людей. В чем особенность современной школы? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге. Издание предназначено для родителей, учителей и всех тех, кому небезразлично будущее детей. Книга издана издательством "ГЕНЕЗИС" . Более подробную информацию о книге и условиях ее приобретения можно найти по ссылке >>>>

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей. Действительно, это явление нашего времени, источники которого не только психологические, но и социальные, политические, экологические. Попытаемся рассмотреть психологические, лично мне довелось иметь дело только с ними.

Во-первых, дети, называемые гиперактивными - это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие - хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться.

Дети с диагнозом "гиперактивность с дефицитом внимания" требуют большего участия, и им лучше заниматься в небольших классах или группах, где у учителя будет больше возможностей уделять ему персональное внимание. К тому же, в большом коллективе такой ребенок очень отвлекает других ребят.. На учебных заданиях учителю бывает очень сложно удержать концентрацию класса, в котором несколько гиперактивных учеников. Дети, склонные к гиперактивности, но без соответствующего диагноза, могут заниматься в любом классе, но при условии, что учитель не усиливает их тревогу и не осаживает постоянно. К гиперактивному ребенку лучше прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть дисциплинированным. Лучше отпустить на три минуты с урока в туалет и обратно, или побегать по лестнице, чем призывать к вниманию и спокойствию. Его плохо контролируемое двигательное возбуждение значительно легче проходит, когда оно выражено в беге, прыжках, то есть в широких мышечных движениях, в активных усилиях. Поэтому гиперактивному ребенку обязательно надо хорошо подвигаться на перемене (а иногда, по возможности, и во время урока), чтобы снять это тревожное возбуждение.

Важно понимать, что у гиперактивного ребенка нет намерения демонстрировать такое поведение "назло" учителю, что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность. На самом деле такому ученику просто трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу, что обычно проходит к подростковому возрасту.

Гиперактивный ребенок, к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Очень часто это совсем не так.

Я на уроке английского языка и сижу на последней парте с парнишкой, на гиперактивность которого учителя уже даже не жалуются, настолько она очевидна и утомительна для них. Худенький, очень подвижный, он в момент превращает парту в кучу-малу. Урок только начался, но ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей и ластиков. Кажется, что весьма этим увлечен, но когда учитель задает ему вопрос отвечает не задумываясь, верно и быстро.

На призыв преподавателя открыть рабочие тетради, он лишь спустя несколько минут начинает искать нужное. Перерыв все на своем столе, он не замечает, как тетрадь падает. Перегибаясь, к соседской парте, он ищет ее там, к возмущению сидящих впереди девчонок, потом неожиданно вскакивает и мчится к своей полке, получая строгое замечание от учителя. Когда бежит обратно, все же обнаруживает упавшую тетрадь. В течение всего этого времени учитель дает задание, которое, как казалось, мальчик не слышит, потому что увлечен поисками. Но, выясняется, что он все понял, потому что быстро начинает писать в тетрадке, вставляя нужные английские глаголы. Закончив это за шесть секунд, он начинает играть чем-то на парте, пока остальные дети усердно и сосредоточенно делают упражнение в полной тишине, нарушаемой только его бесконечной суетой.

Далее идет устная проверка упражнения, дети по очереди читают предложения со вставленными словами. В это время у мальчика постоянно что-то падает, находится под партой, потом куда-то прикрепляется... Он совершенно не следит за проверкой и пропускает свою очередь. Учитель называет его по имени, но мой герой не знает, какое предложение надо читать. Ему подсказывают соседи, он отвечает легко и правильно. И тут же снова погружается в свое невероятное строительство из карандашей и ручек. Кажется, что его мозг и тело не терпят покоя, ему просто необходимо включиться в несколько процессов одновременно, в тоже время его это очень утомляет. И вскоре он в сильнейшем нетерпении вскакивает со своего места:

Можно я выйду?
- Нет, до конца урока всего пять минут, посиди.

Он садится, но теперь он уже точно не здесь, потому что парта ходит ходуном, и он просто не в состоянии услышать и записать домашнее задание, он откровенно мучается откровенно, складывается впечатление, что считает минуты до звонка. С первыми трелями он срывается с места и всю перемену как оглашенный бегает по коридору.

С гиперактивностью ребенка не так просто справиться даже хорошему психологу, не то, что учителю. Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребенка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстает от остального развития, но, работая над которой, ребенок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гиперактивные дети часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в школе (особенно начальной), такой ребенок будет находиться в заведомо проигрышном положении из-за трудностей в чистописании, аккуратности и послушании.

Гиперактивным детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, но не спорта, потому что им важно делать любое мышечное движение, а не только правильное. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить.

Замечено, что гиперактивным детям совершенно необходимо пространство для такого суетного проявления себя. Если дома строго запрещается, путем постоянных одергиваний или иных воспитательных мер, вести себя подобным образом, то они будут значительно более гиперактивными в школе. И наоборот, если школа будет строга к ним, они станут предельно активными дома. Поэтому родителям и учителям надо иметь в виду, что эти дети все равно найдут выход своему двигательному возбуждению и тревоге.

Другие публикации по теме данной статьи:

Что случилось? Мальчик Саша учится в 1 классе, пошел в школу с 7 лет. К своим 7 годам он прекрасно умел читать, писать и считать. Он очень активный, любознательный, у него яркая, выразительная речь. Родители предполагали, что ребенку в школе будет легко, а первый класс будет местом, где он сможет проявить свои способности, но на деле произошло другое.
В классе, где 30 человек, Саша совершенно не может сконцентрировать внимание ни на каком процессе. Он очень активен на уроках, но эта активность другого порядка, чем та, которую ждут от школьника. Он вскакивает, он перебивает учителя, он встревает в его объяснения. В какой-то момент учитель, устав от такого поведения ребенка, отсаживает мальчика на заднюю парту. Но и на задней парте ребенок не прекратил своей активности. При этом он из-за расстояния перестал слушать учителя, учитель уже не попадал в зону внимания Саши. Он занимался своей деятельностью, разбрасывал бумажки, задирал соседей, общался с ними, разговаривал. В итоге Сашу отгородили партами от одноклассников, чтобы у него было личное свободное пространство, в котором бы он никому не мешал. Но так как Саша по-прежнему оставался активным, и эту активность надо было куда-то девать, он стал, незаметно от учителя, тихо сползать под парту, дожидаясь, когда учитель отворачивался, выползал к двери и шел бродить по школе, стараясь выскользнуть и за ее пределы тоже. Школа выдержала примерно полгода, после чего маме было поставлено условие, что либо она забирает ребенка из школы, либо школа добивается какими-то другими усилиями перевода ребенка в школу для детей с девиантным поведением.

Как помочь? Давайте попробуем поискать причины неуспешности активного и любознательного мальчика с прекрасно развитым интеллектом. Что часто удивляет родителей – у ребенка на этот момент есть большой запас не учебных, а так называемых образовательных навыков. Это активные, шустрые детки, которые идут в школу уже читающие, пишущие, считающие чуть ли не в пределах 100.
У родителей есть ощущение, что школа, по крайней мере первый класс, будет для них легким времяпрепровождением. А не всегда так бывает.

Я думаю, большинству из вас знакома ситуация с мозаичным развитием. Про наших приемных детей психологи часто говорят, что их общее развитие очень неравномерно. По каким-то параметрам, например, по развитию памяти, по развитию познавательной сферы, они дотягивают до нормы, а какие-то параметры западают. Это зависит от того, какие проблемы и какие ситуации были у ребенка в раннем детстве.

В ситуации с Сашей, про которого я рассказывала, мозаичность развития выражается в том, что несмотря на свое прекрасное физическое развитие и хорошее развитие интеллектуальной сферы, у Саши западает эмоционально-волевая сфера. То есть его волевая регуляция гораздо ниже нормы, поэтому ребенок не способен прилагать длительные усилия и совершенно не способен заниматься тем, что ему неинтересно или кажется неважным в эту минуту. Часто слабость эмоционально-волевой сферы бывает связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У них позже происходит созревание определенных частей головного мозга, которые отвечают за саморегуляцию. Поэтому таким детям очень тяжело соответствовать требованиям школьной жизни, они не вписываются в школу по причине своих поведенческих особенностей. Конечно, в классе, где 30 человек, такой ребенок с нарушающим норму поведением сразу расценивается как очень неудобный ребенок.

Мы считаем таких детей группой риска, потому что к нам редко их приводят детей, не считают их нуждающимися в помощи. Как правило, таких детей наказывают, это тот феномен, когда родители и учителя говорят, что ребенок «плохо себя ведет». Раз ребенок плохо себя ведет, значит, что его надо дисциплинировать, приструнивать. Чем больше мер такого наказывающего характера принимается, тем больше возрастает напряжение у ребенка, и способность концентрироваться и прилагать усилия автоматически падает.
Когда мы, взрослые, находимся в стрессе, когда у нас тяжелая эмоциональная ситуация, наши мыслительные способности не функционируют эффективно, что же ждать от маленького ребенка с такими проблемами?

Как помочь ребенку и на что обратить внимание родителям, у которых растет такой ребенок? Если вы по дошкольному детству вашего ребенка видите, что он: плохо концентрируется, не усидчив, легко отвлекается, бросает на полпути свои занятия, не способен выслушать ваше поручение и выполнить его, то к школе это должно вас беспокоить.
Часто родители думают, что в садике ребенок был неугомонный, шустрый, с ним мало кто мог справиться, но он пойдет в школу, и все утрясется. К сожалению, не утрясется, более того, ситуация в школе на фоне привыкания к новой обстановке может только ухудшиться. Любой ребенок, пришедший в школу, переживает стресс, а для таких детей стресс особенно губителен, у них низкая стрессоустойчивость.

Хорошо бы такому ребенку попасть в класс с малой наполняемостью, но, к сожалению, как в Москве, так и в регионах, очень мало школ, где в классе до 10 учеников. В Москве идет оптимизация, много школ укрупнили. В связи с повышенной отвлекаемостью и со слабой способностью концентрироваться на чем-то одном, в большом классе из 30 детей обстановка для гиперактивного ребенка просто невыносимая, его внимание все время улетучивается.

Если нет возможности посещать класс с малой наполняемостью, то нужно обязательно договориться с учителем, чтобы он посадил этого ребенка прямо перед собой на переднюю парту, чтобы в течение урока проявлял у нему индивидуальное внимание, подходил и просматривал его тетрадь, лишний раз ему подсказывал, как выполнить какое-то упражнение. Иногда нескольких проявлений внимания учителя за урок достаточно, чтобы ребенок стал более-менее стабилен.

Для детей с гиперактивностью также важно в течение 40 минут не сохранять полную неподвижность, а как-то двигаться. Хорошо бы договориться с учителем, чтобы он в середине урока давал ребенку задание пойти намочить тряпку, или протереть доску, или что-то еще сделать, чтобы двигательная активность была легитимной, принятой в классе. Таким образом ребенок не будет нарушать тишину и спокойствие других детей. Некоторым детям позитивно настроенные учителя предлагают в середине урока встать и пройти по ряду. Если ребенок не способен сконцентироваться, чтобы пройти и не задеть кого-то, то маленького 7-8 летнего ребенка можно взять за руку и с ним прогуляться по этому классу. Для таких детей движение становится разрядкой.

Если организовать учебный режим с учетом этих особенностей, дети будут гораздо меньше мешать остальным и гораздо больше будут усваивать сами. Таким детям тоже показан щадящий режим, и в середине рабочей недели хорошо бы делать передышку. Желательно забирать его домой сразу же после школы, ни в коем случае не оставлять на продленку, чтобы школа не превращалась в перманентное, каждодневное, длительное пребывание, в котором ребенок теряет всякую возможность на чем-то сосредоточиться.

К сожалению, детей со слабой эмоционально-волевой регуляцией среди приемных детей очень много. Причина тому ясна, проблема лежит в раннем детстве, потому что развитие нашей воли начинается с развитием эмоциональной сферы. Если ребенок рос в асоциальной семье или в учреждении и никто не обращал внимания на его эмоции, и его не учили эти эмоции различать, понимать, что думает или чувствует другой человек, ребенок сам этому никогда не научится.
Обязательно нужно учить выражать эмоции – особенно негативные – каким-то приемлемым способом. Иначе он любую эмоцию, будь то радость, раздражение или обида, будет ощущать как некоторое внутреннее возбуждение. И это внутреннее возбуждение ищет выхода, и сколько бы ни сдерживал себя ребенок, оно в какой-то момент прорвется.

Как правило, оно прорывается хаотичной двигательной активностью, телесными контактами, таких детей часто называют драчливыми. Это не всегда связано с агрессией, часто это связано с тем, что они просто не знают, куда это возбуждение девать, особенно мальчишки – потолкаться, подраться – это способ сбросить эти телесные зажимы, сбросить возбуждение.

От того, насколько хорошо мы умеем распознавать и выражать свои эмоции, зависит и то, насколько хорошо мы умеем управлять своими поступками. Тут связь прямая и недаром эта сфера называется эмоционально-волевой. Таким детям бесполезно предъявлять повышенные требования, думая, что они плохо себя ведут. Они просто к этому пока не способны. И в таких случаях очень важна коррекция психо-эмоциональной сферы. Было бы хорошо, если бы рядом с вами был какой-то специалист, который помог бы выстроить упражнения для ребенка. Очень много разных методик работы с эмоциональной сферой, поведенческой коррекции, которая связана именно с этой сферой. И здесь перспективы тоже очень неплохие.

Обычно при должной поддержке и специальной работе такие дети тоже выравниваются, и очень важно их не сбивать, не навешивать на них ярлык плохого ученика, не представлять его злоумышленником, не делать из него козла отпущения в школе. Потому что иначе ребенок очень быстро становится плохим учеником, и у него уже не будет желания учиться и прилагать усилия. И на негативном эмоциональном фоне он и интеллектуально хуже соображает, чем мог бы.

Совет родителям, как работать с эмоциями, если у вас нет рядом специалиста: во-первых, надо учить ребенка распознавать свои эмоции. Если вы видите, что ребенок разозлился, расстроился, обиделся или наоборот чему-то сильно обрадовался, скажите ему об этом, чтобы он знал, как называется то состояние, в котором он сейчас находится. Мы так и говорим ребенку «Я вижу, что ты очень сильно расстроился», «Тебя очень огорчило, что мы не пошли сегодня в кино». Когда мы чувствуем, что ребенок начинает злиться, в нем нарастает гнев, мы тоже говорим ему об этом «Я вижу, что ты злишься. Когда мы так говорим ребенку, он понимает, что любое его состояние имеет название и причину. Кроме того, ребенок видит, что вы принимаете его в этом состоянии и значит, не стыдно его испытывать.
И третья важная сторона: после того, как вы научите ребенка распознавать чувства, дальше нужно учить ребенка их как-то выражать, в первую очередь негативные. Что можно сделать, если я очень сильно злюсь? Именно этот вопрос ребенок задает родителям, только не словами, а поведением. В вашей семье должны быть общепринятые способы сброса этого напряжения. Что вы разрешаете делать ребенку, как он может злиться?

Наши приемные семьи сами предлагают очень много способов, придумывают, друг у друга перенимают, какие-то мы им предлагаем. Так как часто напряжение накапливается в теле, распространенный способ – сбросить его через мышечные усилия. Сейчас много больших мягких пуфов, подушек, которые можно сбросить на пол и предложить ребенку бить эти подушки, валяться на них. Некоторые дети с большими мягкими игрушками что-то делают, на них вымещают свою злость. Если вы разрешаете это делать, это тоже хороший способ, ребенок никому не приносит вреда в этот момент. Есть семьи, которые, например, разрешают кричать в ванной. Большинству детей важно сбрасывать свой гнев и свое раздражение через звук.

Прекрасная мама недавно нам рассказала о таком способе для 5-летнего мальчика: когда он сильно злится, он идет в свою комнату и бьет детальками ЛЕГО о железный поднос. Мама была у нас на консультации, я с ней общалась и говорю «Ведь, наверно, это очень громко?» Она отвечает «Да, конечно, это громко, но я понимаю, что ему сейчас нужно, чтобы было громко, поэтому я разрешаю это делать».

Я уверена, если вы озаботитесь этой темой, вы придумаете много способов разрядки для ребенка, которые не будут нарушать покой других членов семьи и уменьшат риск непредвиденных взрывов, скандалов. Мы не можем запретить ребенку злиться, мы не можем запретить ребенку испытывать негативные эмоции, это не зависит от нашей воли.
Мы, взрослые, тоже испытываем все эти чувства и надо сказать, что нет ничего хорошего, если мы их подавляем. Ребенок зачастую не может их подавить, запрятать в себя, но даже если у него это будет получаться, негативные эмоции всегда найдут способ выйти каким-то другим образом, в том числе через соматические заболевания.
Никто не хочет, чтобы ребенок болел, поэтому лучше правильно научить его злиться. О том, как с вашей точки зрения приемлемо выражать свою злость, нужно договориться с ребенком. Можно ему в школу давать какие-то маленькие предметы, которые бы его успокаивали. Например, кто-то из наших детей носит в школу маленькие мячики, которые прячутся в руку, и когда ребенок чувствует, что он уже не может усидеть на месте, он начинает мять этот мячик. Можно договориться с учителем, что ребенку это разрешается.

Нам рассказывали приемные родители, что в детском саду, в старшей группе на один из столиков положили стопку красного картона. И ребенок, когда он на кого-то злится или испытывает неприятные чувства, подходит к этому столу, рядом стоит мусорная корзина, он рвет/мнет/топчет этот картон, а потом выбрасывает его в эту мусорную корзину. Так научила детей воспитатель, дети этим пользуются. Мальчик, который был у нас на консультации, говорил, что ему это очень помогает. Мы считаем, что это очень хороший педагог, который принес много пользы всем детям. Это поможет им в школьной жизни.

Статья подготовлена по материалам вебинара Натальи Степиной «Школьные проблемы приемных детей». Полную версию вебинара можно посмотреть

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен - постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия - активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его - нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю - так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

Гиперактивный ребенок в школе и дома.

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Что такое гиперактивность?

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками: часто наблюдается беспокойные движения; вертится; встает со своего места в классе во время уроков, когда нужно оставаться на месте; часто бывает болтлив; обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов".

Как выявить гиперактивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

Постоянно ерзает.

Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Что делать?
Вначале необходимо установить причину гиперактивности, для чего нужно проконсультироваться со специалистами. В случае назначения невропатологом лечебного курса, массажа и соблюдения особого режима, необходимо строго следовать его рекомендациям.
Создать вокруг такого ребенка спокойную, благоприятную обстановку, поскольку любые разногласия в семье лишь заряжают ребенка отрицательными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению родителей и близких ему людей.
Необходимо соблюдать единую линию поведения родителей и всех членов семьи в воспитании ребенка.
Очень важно не допускать переутомления ребенка, не стоит превышать нагрузку и усиленно заниматься с ним. Например, отдавать ребенка сразу в несколько секций или кружков, перескакивая через возрастные группы. Все это приведет к капризам и ухудшению поведения ребенка.
Чтобы не допустить перевозбуждения ребенка, очень важно соблюдать режим дня, в который входит обязательный дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, необходимо сменять подвижные игры и прогулки спокойными играми и т.д.
Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Количество запретов должно быть адекватным возрасту. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь. Но хвалить следует не слишком эмоционально, чтобы не вызвать перевозбуждения ребенка.
Старайтесь, чтобы ваши просьбы не несли сразу несколько указаний. Разговаривая с ребенком, необходимо смотреть ему прямо в глаза.
В целях развития тонкой моторики и общей организации движений необходимо гиперактивных детей приобщать в занятия хореографией, теннисом, танцами, плаванием, каратэ.
Необходимо приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, планировать игру.
Воспитывая гиперактивного ребенка, не следует впадать в крайности: с одной стороны проявлять чрезмерную мягкость, а с другой - повышенных требований, которые он не в силах выполнить, в сочетании с жесткостью и наказаниями. Частая смена наказание и настроения родителей оказывает негативное влияние на гиперактивного ребенка.
Не жалейте времени и сил на то, чтобы сформировать у ребенка послушание, аккуратность, самоорганизацию, развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и доводить до конца начатое.
Чтобы улучшить концентрацию внимания при выполнении домашних заданий необходимо убрать по возможности все раздражающие и отвлекающие факторы, это должно быть тихое место, где ребенок сможет сосредоточиться на работе. Во время подготовки домашних заданий необходимо заглядывать к ребенку, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Каждые 15-20 минут разрешайте ребенку делать пятиминутный перерыв, во время которого можно походить и отдохнуть.
Старайтесь всегда обсуждайте с ребенком его поведение и высказывать ему замечания в спокойной и доброжелательной форме.
Очень важно повысить у ребенка самооценку, уверенность в собственных силах. Сделать это можно за счет усвоения им новых навыков, успехов в учебе и повседневной жизни.
Гиперактивный ребенок очень чувствителен, он особо остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Таким детям иногда кажется, что родители его не любят. Такие дети больше других нуждаются в теплоте, заботе, внимании и любви, любви не за что-то, а потому что он есть. Вот мы с вами и подошли к важной теме - что делать родителям с этим неугомонным сгустком энергии..

1. Закаливать ребенка.

Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Банально? Зато очень действенно! Знаете, почему закаливание эффективно и при легочных, и желудочно-кишечных и при нервных заболеваниях?

Холодная вода – это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться: бежать, нападать, прятаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место. В нашем случае – в нервной системе.

Кроме этого, вылитое на плечи и загривок (не голову!) ведро холодной воды снимет избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга. Оно характерно для гиперактивных детей и именно оно мешает им заснуть, когда спать им на самом деле хочется.

2. Не держать дома.

Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.

Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу в школе. Лучше, чтобы он постепенно обретал социальный опыт общения с другими детьми и взрослыми, приспосабливался к требованиям.

3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.

Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…

А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста – у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: « Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние» . И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: « Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею» .

4. Учить ребенка расслабляться.

Это можно делать в форме веселой игры. Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» – воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом – они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет – может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.


Школа - враг гиперактивных детей, ведь там нужно быть внимательным и сосредоточенным. Без концентрации и умения доводить начатое до конца успеваемость гиперактивного ученика будет оставлять желать лучшего.

Гиперактивность - бич младшеклассников . Их ведущая деятельность меняется с игровой на учебную, из-за чего нагрузка на мозг многократно возрастает.

Систематичность, длительность, повторение - все то, без чего сложно представить себе обучение никак не стыкуется с гиперактивным ребенком. Что делать в таком случае родителям?

Признаки гиперактивности

Как понять, гиперактивен ли ваш ребенок? Ответьте «да» или «нет» на 10 вопросов нашего теста:

  1. Ребенок постоянно шевелит кистями и стопами?
  2. Не может спокойно посидеть на месте даже минуту?
  3. С трудом дожидается своей очереди в игре?
  4. Отвечает на вопросы быстро, не дослушав до конца?
  5. С трудом выполняет предложенные задания?
  6. С трудом переключает внимание с одного занятия на другое?
  7. Его игры или рисунки часто остаются незавершенными?
  8. Много болтает, мешает другим, вмешивается во все разговоры?
  9. Не умеет играть сам, тихо и спокойно?
  10. Часто совершает импульсивные действия, не задумываясь о последствиях?

Если у вас 8-10 ответов «да», ваш ребенок склонен к гиперактивному поведению.

И вы не одиноки. По данным статистики, среди детей в возрасте от 5 до 11 лет гиперактивных больше 25%, причем мальчики страдают в два раза чаще девочек.

Психолог Елена Фролова рассказывает: «Причин, почему на гиперактивность своих чад чаще жалуются родители мальчиков, чем девочек, несколько. Мозг плода мужского пола более раним к различным патологиям беременности и родов. У психики девочек лучше развиты компенсаторные функции, а также они более эмоциональны и послушны. Например, девочке легче устроить истерику, и она уже получает разрядку, а в этой ситуации мальчик - начинает много говорить, сходить с ума и бегать по потолку».

Какие проблемы в школе

Возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые — такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам.

Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они не слышат, часто что-то теряют, забывают.

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 35-40 минут для них - непосильная задача. 15, максимум 20 минут - и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности.

Как помочь гиперактивному ребенку

Запастись терпением . Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, требующая внимания и длительной работы со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов. Посещайте разных смециалистов, спрашивайте несколько мнений, ищите альтернативы, собирайте опыт.

Забыть слово «нет ». Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи - сколько еще ему предстоит выслушать? Не формулируйте приказы - озвучивайте предложения. И подключайте выдумку. Ваши новые фразы-выручалочки: «Давай будем ходить как кошечки», «Давай минутку послушаем, что нам говорит тишина», «Давай попробуем договориться с ручкой». Если запрет жизненно необходим, старайтесь подать его с позитивной стороны, не говорите «не ходи по лужам», предложите «выйди на асфальт».

Найти свою схему . В семье, где , важно избегать крайностей. Не должно быть вседозволенности и равнодушия, но и требовать от такого ребенка беспрекословного подчинения, соблюдения правил и запугивать карающими санкциями - бессмысленно. Категоричность, упреки, одергивание не пойдут ему на пользу. Вырабатывайте свою тактику, схему, стратегию, ищите ее путем проб и ошибок.

Искать дзен . В школе и дома ребенку пригодится опыт овладения своими эмоциями. Учите маленького человека самоконтролю, шаг за шагом показывайте, как можно сгладить нахлынувшие чувства. Лучший пример - собственный, поэтому сдерживайте свои бурные аффекты, особенно в сторону ребенка. Вместе учитесь переключать внимание, менять направление деятельности и мысли, изучайте дыхательные практики, ходите на восточные единоборства.

Оказывать поддержку . Если бы вы знали, как много значат для гиперактивного ребенка слова «я тебя понимаю»! Ему просто необходима поддержка взрослых. Ему и так неуютно и беспокойно внутри себя, а тут еще вы со своими нотациями. Искренне пытайтесь понять ребенка, поддерживайте его попытки самоконтроля, хвалите за сдержанность и хорошее поведение.

Обнимать. . Никто так не нуждается в обнимашках, как гиперактивные дети. Они могут затихать в ваших руках, вырываться или елозить на коленях, но им просто необходимо ощущать физический контакт с близким человеком. Обнимите ребенка и спокойно поглаживайте его по спинке, словно успокаивая. Чем чаще вы будете проводить такое простое упражнение, тем лучше. Умеете делать массаж? Замечательно, приступайте, не раздумывая, только помните, ваша цель - расслабление ребенка.

Быть кратким. Гиперактивному ребенку задачи нужно обозначать четко, короткими предложениями, без длинных формулировок. В домашних заданиях выделяйте самые важные слова яркими фломастерами, одно слово ребенку будет легче запомнить.

Соблюдать очередность . Если вы скажете «допиши в тетради, помой руки и приходи ужинать», гиперактивному ребенку будет сложно сосредоточиться и удержать во внимании сразу три задачи. Поэтому ставьте задания по очереди. Выполнил одно - начинаем следующее.

Помнить о распорядке дня . Да, гиперактивному ребенку сложно придерживаться каких-то рамок. Но понимать, что после обеда ему нужно будет сделать уроки, а после уроков - собрать портфель - необходимо. Не нужно зацикливаться на минутах, важно соблюдать очередность действий. О том, что ребенку предстоит предупреждайте его заранее: «Мы сейчас досмотрим мультик и пойдем делать уроки». Следить за сроками - ваша задача, не перекладывайте ее на ребенка. В качестве помощника отлично работает календарь, на котором помимо расписания дня можно отмечать какие-то цели и планы на неделю, месяц, год.

Убрать отвлекалки . Ребенок делает уроки? Выключите радио, телевизор, уберите со стола все отвлекающие предметы. Гиперактивному ребенку чтобы сосредоточиться необходимо сделать над собой нечеловеческие усилия. Помогайте ему в этом - убирайте все, что может его отвлечь. Даже цвет стен, мебели, текстиля, одежды выбирайте успокаивающий, не раздражающий.

Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это - в ваших руках!