Меню
Бесплатно
Главная  /  Осложнения  /  Краткий сюжет недоросль фонвизин. Недоросль

Краткий сюжет недоросль фонвизин. Недоросль

В имение Простаковых приезжает Стародум . Первым встречать его выходит знакомый с ним Правдин. В диалоге с Правдиным Стародум кратко рассказывает историю своей жизни. Отец, служивший Петру Великому, воспитал его по обычаям петровского века , когда «придворные были воины». Он учил Стародума быть правдивым и честно служить отечеству, иметь прямую душу, без которой «просвещённейшая умница – жалкая тварь».

Денис Иванович Фонвизин

В молодости Стародум поступил в военную службу, участвовал в боевой кампании, был ранен, но вышел в отставку, когда узнал, что один его знакомец, знатный, но трусливый граф, почтён более высоким чином, хотя скрывался от сражений. Оставив армию, Стародум приехал в Петербург и случайно попал ко двору, но не ужился и там, ибо «на этой большой дороге прямо почти никто не ездит, а все выворачивают крюком, а если встретятся на пути, то разойтиться не могут, один другого сваливает». При дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся». Стародум поспешил «убраться оттуда без хлопот», не то его всё равно бы выжили. «Я рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденно мою душу, мою честь, мои правилы».

Честным трудом нажив богатство в Сибири, Стародум недавно услышал, что грубые родственники притесняют его племянницу Софью, и приехал помочь ей. Но он не торопится действовать сразу и наобум, а хочет сначала всё разузнать, осмотреться. «У меня правило: в первом движении ничего не начинать».

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление II

Появляется Софья и радостно бросается к Стародуму. Тот обнимает племянницу и говорит, что приехал ей на выручку: «Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычь от порока».

Стародум рассказывает Софье о своей жизни в Сибири, земле, «где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Он говорит, что нажил там столько, «чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». Стародум, впрочем, не раб своего богатства. О деньгах он отзывается с пренебрежением: «Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Явление III

Действующие лица

Простаков
Г-жа Простакова, его жена
Митрофан, их сын, недоросль
Еремеевна, мамка Митрофана

Стародум
Софья, племянница Стародума
Милон
Скотинин, брат г-жи Простаковой

Кутейкин,семинарист
Цыфиркин, отставной сержант
Вральман, учитель
Тришка, портной

Действие происходит в деревне Простаковых.

Действие первое

Тришка, портной-самоучка, сшил Митрофану слишком узкий кафтан. Простакова ругает Тришку, а заодно и мужа-подкаблучника, который ни в чем не разбирается, не хочет ни за что отвечать, а во всем потакает самой Простаковой. Тришка пытается оправдаться тем, что он не учился специально шить, но для Простаковой это не довод. Она указывает Тришке на самого первого портного на свете, которому не у кого было учиться шитью. Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти матери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж; впрочем, Простакова не привыкла считаться ни с чьим, кроме своего, мнением. Скотинин же заинтересован в браке с Софьей не потому, что невеста богата или нравится ему, а потому, что в ее деревнях много свиней, к которым Скотинин питает слабость. Входит Софья с письмом от своего дяди Стародума, которого Простаковы давно считали покойным. Он несколько лет жил и работал в Сибири и, как следует из письма, нажил состояние, наследницей которого объявляет Софью. Планы Простаковой меняются, она решает женить своего Митрофана на неожиданно разбогатевшей Софье. Ho и Скотинин в свете последних перемен не собирается отступаться.

Действие второе

Милон, офицер, размещает в деревне своих солдат на постой. Он встречает Правдина, который направлен в округ, чтобы препятствовать злодеяниям, творимым помещиками над крестьянами. Милон рассказывает другу, что уже полгода не виделся со своей возлюбленной (Софьей), которую, по его сведениям, родственники увезли из Москвы и обращаются с девушкой жестоко. Появляется Софья, бросается к Милону, жалуется ему на тяжелую жизнь в доме Простаковых, говорит, что ее сватают за Митрофана. Вошедший Скотинин также заявляет свои «права» на Софью, но Правдин вовремя упоминает о намерениях Митрофана, и гнев Скотинина оборачивается не против истинного соперника (Милона), а против племянника. Он накидывается на Митрофана с кулаками, даже подоспевшая Еремеевна не успевает ничего сделать. Правдин оттаскивает Скотинина. Простакова резко меняет свое отношение к Софье, становится ласковой, предлагает осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. Простакова знакомит Милона и Правдина с «учителями» Митрофана - Цыфиркиным и Кутейкиным. Оба жалуются на непроходимую тупость Митрофана, на невежество самой Простаковой (которая обучает сына для видимости и потому, что так модно), на немца Вральмана, который и сам ничему не учит Митрофана, и русским учителям не дает провести ни одного урока толком. Митрофан намекает матери, что утопится, едва та просит прочесть что-нибудь. Причина гнева Митрофана - Скотинин. Простакова, узнав, что брат поднял руку на «дитя», вначале накидывается на Еремеевну (не сумевшую защитить вверенного ее попечению шестнадцатилетнего Митрофана), а затем обрушивается на истинного обидчика. Кутейкин, Цыфиркин и Еремеевна, подсчитав все прибыли на службе у Простаковых («по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»), отправляются «выпить чарку».

Действие третье

Правдин первым успевает встретить Стародума и выразить свое почтение. Стародум рассказывает, что отошел от двора потому, что не мог мириться с ханжеством, низостью, трусостью, себялюбием придворных. «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». Приобретя некоторое состояние, Стародум целью своей жизни определяет устройство счастья племянницы Софьи. Он рад вновь увидеть ее после долгой разлуки. Софья всячески выказывает дяде преданность, почтение и охотно слушает его философские беседы и наставления. Стародум в восторге от того, что Софья полностью разделяет его взгляды на жизнь. Некторое недоумение вызывает у Софьи замечание Стародума о его намерении выдать племянницу за известного и рекомендованного ему достойного молодого человека. Впрочем, Стародум не собирается неволить племянницу и спрашивает прежде ее согласия. Окружающие принимают веселый вид и наперебой убеждают Софью в выгодности для нее брака - то с Митрофанушкой, то со Скотининым. Простакова хочет заставить сына «блеснуть» знаниями перед Стародумом, чтобы произвести на того благоприятное впечатление. «He хочу учиться, хочу жениться», - категорически заявляет Митрофан. Учителя по очереди пытаются преподать свои уроки, но это ни к чему не приводит: задачи, предлагаемые Цыфиркиным, Митрофан решать отказывается, т. к. в них нет смысла (задачи касаются предполагаемого повышения жалованья Цыфиркину и дележа найденных на дороге денег). Едва Кутейкин приступает к своей части «учебного процесса», появляется Вральман, который громко ужасается обилию наук, изучаемых «измученным» Митрофанушкой. Простакова немедленно соглашается, что Митрофану нечего иметь дело с умниками, а лучше вращаться в своем кругу. Ей жаль «перетрудившегося» сына, она уводит Митрофана. Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана, едва не принимаются бить его за то, что он и сам не работает, и им не дает ничему научить недотепу-Митрофана. Вральман спасается бегством.

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о благонравии и добродетельности, дает своей послушной племяннице наставления: «Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце... счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище... Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца». Стародум обращается к вопросам семьи и брака, сетует на то, что многие браки заключаются по расчету, а не по велению сердца, надеется, что Софья выберет себе в мужья человека, к которому будет питать «дружбу, которая на любовь походила бы». Стародуму приносят письмо из Москвы от его друга, где тот рекомендует Стародуму Милона как прекрасного жениха для Софьи. Стародум интересуется, занято ли сердце племянницы. Едва та собирается ему во всем признаться, как появляется Правдин и представляет Милона Стародуму. Тот задает Милону вопрос о его происхождении и радуется, что Милон - тот самый молодой человек, о котором ему пишет друг из Москвы. Когда же выясняется, что Милон еще и тот, кому давно отдано сердце Софьи, что в нем души не чаяла ее покойная мать, Стародум приходит в веселое расположение духа, благословляет племянницу, хвалит ее за достойный выбор. В разгар объяснения входит Скотинин, принимается разглагольствовать о своей любви к свиньям. На предложение руки и сердца Софье Стародум дает ему решительный отказ, мотивируя это тем, что дворянке неприлично выходить замуж за Скотинина и жить по-свински. Появляется Простакова с семейством, начинает расхваливать Митрофана, демонстрировать его «глубокие» познания во всех науках. Митрофан квалифицирует «дверь» как прилагательное, потому что она «к стене приложена»; впрочем, дверь в чулан, которая еще не повешена, удостаивается имени «существительное». На просьбы развеселившихся свидетелей этой сцены рассказать что-нибудь из истории Митрофан признается, как он обучается этой науке: они с Вральманом зовут скотницу Хавронью, и та рассказывает им «истории». Названия же «география» Митрофан вообще не понимает. Когда Правдин растолковывает Простаковой, что знания по географии необходимы тогда, например, когда отправляешься в путешествие, Простакова искренне отметает необходимость в географии для дворян, поскольку дворянина возят извозчики. Стародум и Простаковой отказывает в ее сватовстве. Правдину приносят пакет от наместника, в котором содержится предписание отнять имение Простаковых, если за ними будут замечены противозаконные действия. Простакова вне себя от злости. Узнав, что поутру Софья с дядей выезжают в Москву, она решает насильно обвенчать девушку с Митрофанушкой.

Действие пятое

Софью силой волокут в карету, чтобы везти в церковь. Милон освобождает свою невесту. Еремеевна все рассказывает Стародуму и Правдину, который решает положить конец беззакониям, творящимся в доме Простаковой. Узнав, что ее план провалился, Простакова падает на колени, начинает униженно умолять Стародума и Правдина простить ей грех. Софья и Стародум просят Правдина не наказывать из-за них никого. Едва Правдин отпускает ее, Простакова начинает срывать зло на своих слугах, которые «не устерегли» Софью. Так она трактует указ о вольности дворянства. Правдин же именем правительства объявляет, что отнимает «в опеку» дом и деревни Простаковых «за бесчеловечие». Скотинин поспешно ретируется, обещая на будущее не бить своих крепостных и знакомым посоветовать то же самое. Простакова умоляет Правдина как-нибудь отменить указ, но тот непреклонен. Он призывает учителей Митрофана. Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Цыфиркин отказывается от платы, поскольку ничему не сумел научить Митрофана, а Кутейкин требует денег. Все одобрительно относятся к поступку Цыфиркина, хвалят его за честность, дарят деньги, a Kyтейкина стыдят и прогоняют. Вральман просит Стародума взять его к себе, клянется, что не забыл обращения с лошадьми, поскольку общение с господами Скотиниными казалось ему похожим на лошадиное. Простакова восклицает, что у нее осталась единственная радость - Митрофанушка, но тот отталкивает ее. Простакова от огорчения падает в обморок. Правдин называет Митрофана грубияном, стыдит его за то, что безумная любовь матери к нему довела ее до того положения, в котором она теперь находится. Правдин решает определить Митрофана служить. Простакова приходит в себя, в отчаянии кричит, что лишилась всего - и власти, и сына. Стародум произносит: «Вот злонравия достойные плоды».

Действие первое

Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана - за отцом.

Явление II Простакова, называя Тришку «скотом» и «воровской харей», ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает: «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего».

Явление III Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: «При твоих глазах, мои ничего не видят». Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.

Явление IV Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата». Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит «изряднехонько». Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына «мое утешение» и отправляет его порезвиться.

Явление V Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за её деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него «смертная охота». Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.

Явление VI Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.

Явление VII Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья - «наследница дохода с десяти тысяч». Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.

Явление VIII Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж её успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.

Действие второе

Явление I Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец «злобе жены и глупости мужа». Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.

Явление II Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что её судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.

Явление III Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что её у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.

Явление IV Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он её обзывает «старой хрычовкой». Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.

Явление V Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется её дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.

Явление VI Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за «ребенка». Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

Действие третье

Явление I Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил «душу, честь и правила». Стародум выносит приговор царствующему дому: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Явление II Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает её, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо её выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

Явление III Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон её понимает.

Явление IV Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, «как благородная». Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

Явление V Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т. к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец её всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

Явление VI Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

Явление VII Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

Явление VIII Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.

Явление IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

Действие четвёртое

Явление I Софья читает книгу и ждет дядю.

Явление II Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор «Телемака» не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье - это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.

Явление III Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.

Явление IV Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.

Явление V Софья признается Стародуму в любви к Милону.

Явление VI Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что её мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.

Явление VII Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.

Явление VIII Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Митрофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.

Явление IX Простакова интересуется, узнал ли Стародум её сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

Действие пятое

Явление I Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, «кои должны быть благонравны».

Явление II Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.

Явление III Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.

Явление IV Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.

Явление V Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.

Явление VI Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т. к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.

Явление VII Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.

Явление последнее Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».

Предисловие

Д. И. Фонвизин - создатель известной комедии "Недоросль", состоящей из пяти действий, является не только замечательным прозаиком, но и прирожденным публицистом. Фонвизин - одна из ключевых фигур российского просвещения, он выразил в своих произведениях национальное самосознание XVIII века. Изначально слово "недоросль" не было отрицательным, поскольку так официально называли юношей, не получивших документ о наличии образования и не поступивших на военную службу, коим является Митрофан - главный герой рассказа. Кроме того, словом "недоросль" обозначался любой несовершеннолетний дворянин. Узнать о жизни главных героев комедии Фонвизина поможет краткое содержание. "Недоросль" - это пьеса, в которой осуждаются традиционные дворянские меры воспитания, главные герои четко подразделяются на отрицательных и положительных. Им всем Фонвизин дал фамилии, говорящие сами за себя.

Краткое содержание. "Недоросль". Д. И. Фонвизин

Первое действие комедии разворачивается в доме госпожи Простаковой, которая ругает своего портного - самоучку Тришку за слишком узкий кафтан, сшитый любимому Митрофану. Последний - это единственный ребенок помещиков Простаковых, который уже четвертый год находится на стадии обучения грамоте и арифметике. Митрофанушка, будучи глупым и необразованным, тем не менее соглашается жениться на умной и приличной девушке Софье, которая не знает о том, что ее хотят выдать замуж. Софья осталась сиротой, поэтому после смерти родителей находится во власти помещиков Простаковых, приходящихся ей дальними родственниками. У нее был дядя Стародум, который когда-то уехал в Сибирь и о котором уже давно ничего не слышно, поэтому девушку некому защитить от произвола необразованных помещиков. В самый канун сватовства Софье приходит письмо, в котором выясняется, что ее дядя Стародум жив и накопил большое состояние. После того как становится известно о наследстве Софьи, Простакова желает непременно женить на богатой невесте Митрофана, для которого женитьба лучше, чем учеба. В это время в поместье Простаковых останавливается рота солдат под командованием Милона, который встречает Правдина, представителя наместничества, и узнает о планах Простаковой. Оказывается, что Милон - возлюбленный Софьи, который долго ее разыскивал. После происходит встреча влюбленных, где Милон понимает всю сущность невежественных Простаковых. В это же время появляется Скотинин с намерением жениться на Софье, поскольку на деньги из ее наследства он бы смог приобрести много свиней. После того как он узнает о планах женитьбы Митрофана, Скотинин ссорится с Простаковой и затевает драку. Приезжает Стародум, он знакомится с Милоном, просящим руку его племянницы, и дает благословение молодым.

Послесловие

Текст, написанный без многочисленных подробностей, есть краткое содержание. "Недоросль", конечно, не рассчитан на такое ознакомление. Чтобы понять всю суть комедии, необходимо прочитать полный вариант произведения. Так, одни люди, узнав краткое содержание рассказа "Недоросль", проявят интерес и пожелают прочитать его полную версию. Что очень желательно. Другие читатели посчитают для себя достаточным краткое содержание. "Недоросль" - это комедия, осуждающая нравственное падение и методы воспитания в угоду модным условностям общества. Суть работы Фонвизина держится на многочисленных подробностях, о которых не говорится в данном тексте. Краткое содержание комедии "Недоросль" знакомит читателя с основными действиями и освещает главную проблему произведения.

Предлагаем вам познакомиться с замечательным произведением Фонзивина, комедией Недоросль. Для того чтобы легко и быстро познакомиться с произведением Фонзивина Недоросль предлагаем для читательского дневника в свою копилку добавить и работу Фонзивина Недоросль в кратком содержании.

Фонвизин Недоросль

Работа Фонзивина Недоросль и ее сюжет начинаются в деревне Простаковых. В первом действии идет примерка кафтана, который пошил портной Тришка. Кафтан шился для Митрофана — сына Простаковых. Вот только кафтан выдался мал.

Простакова ругает Тришку и просит мужа, который только что вошел, наказать Тришку.

К компании присоединяется брат Простаковой Скотинин. Он готов также стать участником в наказании портного. Когда сестра спросила оценить работу портного, то Скотинину кафтан понравился. Митрофан, жалуясь на свое здоровье и отказавшись от помощи докторов, уходит играть.

Скотинин интересуется, где сейчас его невеста Софьюшка. Как оказалось, у Софьи умер отец, а там и ее мать ушла из жизни, дядя ее куда-то запропастился и не является, поэтому Простаковы и его считает мертвым, вот и взяли под свое крыло Софью. Скотинин же выбрал себе девушку не по любви, просто на ее участке водятся свиньи, а он уж очень пристрастился к ним.

Тут входит радостная Софья, ведь ей наконец-то написал дядя. Как оказалось, он был в Сибири и об этом он пишет в письме, которое поручили прочитать вошедшему Правдину. Также в письме говориться о заработанных дядей десяти тысячах, которые он передает в наследство своей племяннице.

И тут Простакова зовет Софью в другую комнату, чтобы поговорить с ней, ведь надумала она своего сына отдать за Софью.

Пока каждый занят разговором, в комнату вбегает слуга и сообщает, что в деревню вошли солдаты. Простаков и Правдин идут к ним на встречу. Сам Скотинин отправляется на скотный двор.

Второе действие.

Правдин в лице офицера встречает своего друга Милона. Тот рассказал, что ведет солдат в Москву, а он по пути хочет найти свою невесту, которую увезли после смерти матери какие-то родственники в деревню. Как оказалось, это и была Софья. Ее Милон и увидел. Сам Правдин приехал в деревню, чтобы вывести на чистую воду тех, кто пользуется своим положением и под его взгляд пала семья Простаковых.

Софья рассказала Милону, что родственники привезли ее сюда и теперь, узнавши о наследстве от дяди, готовы отдать в жены своему сыну. Об этом узнал и Скотинин, который подошел к компании.

Как раз в эту минуту подходит Митрофан с няней и у дяди с племянником начинается спор по поводу, чьей невестой будет Софья. Завязывается драка.

В этот момент подходят Простаковы. Женщина рассказывает, какие комнаты приготовила для приезде дяди Софьи и зовет Софью посмотреть комнаты. Подходят учителя Митрофна и рассказывают, как они попали к Простаковым.

Действие 3

Приезжает Стародум — дядя Софьи. Простаковым он заявил, что хочет Софью забрать, так как нашел ей жениха. Здесь он, хоть Софья и не догадывается, хочет отдать замуж Милону, ее возлюбленному. Простакова же начинает нахваливать своего сына, говоря, какой он умница и грамоте учится. Вот только учителя недовольны мальчиком. не хочет он учиться. Мать просит сына хотя бы для вида поучиться. Но мальчик на уроке показывает свое невежество, к тому же урок постоянно срывает немец Вральман, мешая учиться Митрофану.

Простакова и Митрофан идут прочь, сами же учителя поругались и решили побить Вральмана, но тот убежал.

Действие 4

Здесь дядя разговаривает с племянницей и рассказывает о таких понятия как добродетель, также затрагивают тему семейной жизни. Далее Стародум получает письмо из него он узнает, что Милон и есть тот самый парень, за которого он хотел отдавать Софью. Пообщавшись с Милоном, дядя благословляет их будущий брак. Тут подходит Скотинин, а позже и Простакова с Митрофаном. Все они сватались к Софье. но Стародум не дал положительного ответа. Простакова решается выкрасть Софью, когда они с дядей будут ехать в Москву.

Действие 5

Стародум беседовал с Правдиным, когда услышали шум. Это Еремеевна хотела увезти Софью по приказу своей госпожи. Благодаря Милону у Простаковой ничего не получилось.

Простакову хотят наказать, но она извиняется и Софья принимает ее извинение. Но, не успели Простакову отпустить, как та стала винить прислугу, что те упустили Софью. У Правдина с собой письмо, где оговаривается то, что с этого момента Правдину под опеку переходят дом и деревня Простаковых. Новый опекун оплачивает услуги учителей и здесь вскрылся обман Вральмана, который не был учителем по немецкому языку, а был обычным конюхом Стародума.

Дядя с племянницей и ее женихом собираются уезжать. Самого Митрофана берет к себе на службу Правдин и парень соглашается. Сама же Простакова в ужасе, ведь потеряла все.
Произведение и краткий пересказ Недоросль Фонзивина завершается подытоживанием Стародума, который произносит Вот злонравия достойные плоды.

Фонвизин Недоросль главные герои

Если говорить о комедии Фонзивина Недоросль и ее главных героях, то следует начать из Митрофана, который и есть недоросль — главный герой произведение. Относится он к отрицательным героям, как и его мать с отцом Простаковы. а также его дядя Скотинин.

Есть в работе и положительные герои и это Софья, ее дядя и Милон, а также второстепенные герои — это учителя Митрофана и няня его.

Фонвизин Недоросль слушать аудиокнигу

Фонвизин Недоросль, краткое содержание

А какую оценку поставите вы?


Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?