Меню
Бесплатно
Главная  /  Осложнения  /  Кто, такие печенеги? Кто такие печенеги: подробно о кочевниках

Кто, такие печенеги? Кто такие печенеги: подробно о кочевниках

Печенеги – союз древних кочевых племен, сложившийся приблизительно в 8-9 веке и кочевавший по территории Средней Азии. Печенеги имели собственный язык, занимались, в основном скотоводством.

Название «печенег» идет, предположительно, от термина Бече – им называли предполагаемого предводителя объединенных племен. Сегодня ученые считают, что потомки печенегов разделились на две линии – одна часть отделилась и позднее составила основу тюркского народа гагаузов (проживающих на территории современной Молдавии, Украины и России), а часть ушла на Правобережную Украину и поселилась там.

Печенеги описываются в арабских, византийских, русских и западноевропейских источников. Этот народ описывают, как представителей европеоидной расы с темными волосами, узкими лицами и небольшим ростом. Печенеги обычно сбривали бороды и одевались подобно другим кочующим народам. Согласно древним хроникам, внешне печенеги походили на других европеоидов и русский человек вполне мог бы среди них затеряться.

История народа

В истории Древней Руси племена кочевников всегда описывались, как варвары и разорители, и печенеги не является исключением, хотя этот союз нескольких племен имел достаточно четкую структуру управления. Печенеги принадлежали к тюркоязычным племенам, как хазары, авары и другие, поэтому титул главы у них назывался «каган» (на разных языках звучит по-разному). Под предводительством кагана печенеги кочевали по территории Средней Азии, занимались скотоводством, охотой и воевали с соседними племенами. В конце 9 века под давлением своих соседей – огузов и хазар – печенеги вынуждены были покинуть свои привычные территории и направиться в сторону Восточной Европы. На новом месте печенеги вытеснили живущих здесь венгров и заняли их территорию, расселивших от Дуная до Волги.

Борьба Руси с печенегами

К началу 10 веку печенеги разделились на две основные ветви – восточную и западную, которые состояли из восьми племен. Считается, что примерно в 880-ых годах печенеги дошли до Крымского полуострова, где впервые столкнулись с живущими там славянскими племенами. В этот же период начинаются первые контакты печенегов с жителями Древней Руси. С этого момента печенеги будут периодически идти против русских князей и отвоевывать территории, а иногда выступать на стороне Руси во внутренних и внешних военных конфликтах.

В 915 и 920 годах возникают постоянные конфликты между печенегами и Киевским князем Игорем из-за частых набегов кочевников на русские земли. Чуть позднее, в 965 году, после распада Хазарского Каганата печенеги занимают его территории, и в итоге эти племена к концу 10 века растянулись на многие километры на территории от Руси до Византии. Печенеги постоянно конфликтовали с русскими князьями и даже пытались взять Киев в 968 году, но их набег окончился неудачей. После этого проигрыша они ненадолго стали союзниками русского князя Святослава и участвовали вместе с ним в походе на Византию, однако сразу же после того, как им удалось расселиться на близлежащих территориях снова стали противниками Киевской Руси и повторяли свои нападения.

В 972 году князь Святослав предпринимает поход против своих недавних союзников, однако печенеги не только разбивают русское войско, но и убивают самого князя недалеко от берегов Днепра. После этого события разгорается новый период войны между Русью и кочевыми племенами печенегов. В 993 году уже новый князь Владимир пытается уничтожить своих воинственных соседей и ему это удается – войска печенегов разбиты, а сами воины убиты – однако уже в 996 году печенеги предпринимают ответный поход против Владимира и убивают его под селом Васильевым.

Однако и внутри самого племени не всегда царил мир. Уже в 1010 году в стане печенегов начинается неразбериха, а затем и междоусобная война по религиозным соображениям. Часть из племени принимает ислам, как было принято в Средней Азии, а оставшиеся – христианство и окончательно переходят жит на византийские территории.

После междоусобных войн печенеги снова встают на сторону Руси и вместе с князем Святополком участвуют в войне с другим великим князем – Ярославом Мудрым. Однако после того, как междоусобица на Руси заканчивается, печенеги снова возобновляют свои походы против русских князей. Однако на этот раз достигнуть успеха и завоевать территории им не удается – Ярослав Мудрый одерживает окончательную победу над печенегами, разгромив последних под Киевом.

Конец племени печенегов

Несмотря на то, что уже в 11 веке печенеги разделяются на несколько частей, окончательно их союз разваливается лишь к 14 веку, когда печенеги делятся на огромное количество отдельных племен, каждое из которых уходит на новую территорию, сливается с местными жителями и меняет религию и культурные обычаи. Некогда сильное племя, доставившее немало проблем русским князьям, постепенно кануло в Лету.

Считается, что печенеги вышли из Кангюя (Хорезма). Этот народ представлял собой смешение европеоидной и монголоидной рас. Язык печенегов относился к тюркской группе языков. Существовало две ветви племен, каждая из которых состояла из 40 родов. Одна из ветвей - западная - располагалась в бассейне рек Днепр и Волга, а другая - восточная - соседствовала с Русью и Болгарией. Печенеги занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Главой племени был великий князь, рода - меньший князь. Выбор князей путем племенного или родового собрания. В основном власть передавалась по родству.

История печенежских племен

Известно, что изначально печенеги странствовали по Средней Азии. В то время торки, половцы и печенеги принадлежали к одному народу. Записи об этом можно найти как у русских, так и арабских, византийских и даже некоторых западных летописцев. Печенеги совершали регулярные нашествия на разрозненные народы Европы, захватывая пленников, которых либо продавали в рабство, либо возвращали на родину за выкуп. Некоторые из пленников становились частью народа. Затем печенеги стали переселяться из Азии в Европу. Заняв бассейн Волги до Урала в 8-9 веке, они были вынуждены бежать со своих территорий под натиском враждебных племен огузов и хазар. В 9 веке им удалось согнать венгров-кочевников с низин Волги и занять эту территорию.

Печенеги нападали на Киевскую Русь в 915, 920 и 968 годах, а в 944 и 971 участвовали в походах на Византию и Болгарию под предводительством киевских князей. Печенеги предали русскую дружину, убив Святослава Игоревича в 972 г. с подачи византийцев. С тех пор началось более, чем полувековое противостояние Руси печенегам. И лишь в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов под Киевом, завершив череду бесконечных набегов на русские земли.

Воспользовавшись ситуацией, торки напали на ослабленное войско печенегов, согнав их с занятых земель. Им пришлось мигрировать на Балканы. В 11- печенегам было разрешено поселиться на южных границах Киевской Руси для ее защиты. Византийцы, неустанно пытавшиеся привлечь печенегов на свою сторону в борьбе против Руси, расселили племена в Венгрии. Окончательная ассимиляция печенегов произошла на рубеже 13-14 веков, когда печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа.

Термин «ассимиляция», происходящий от латинского similus – похожий, аналогичный, – буквально означает «уподобление». Этим словом называют процессы со сходной механикой в совершенно разных областях знания: в биологии, лингвистике, социологии и этнографии.

Ассимиляцией называется вся совокупность созидательных процессов в организме – как на уровне клетки, так и всего живого тела. В ходе обмена веществ, поступающие в него сложные вещества расщепляются на простые, которые усваиваются (то есть, обретают структуру, свойственную данному организму). Этот процесс усвоения с созданием новых сложных веществ и называется ассимиляцией. Он всегда сопровождается накоплением энергии. Ассимиляция уравновешивается диссимиляцией – обратным действием, во время которого происходит выброс энергии. Доказано, что обмен веществ происходит у и подростков интенсивнее, чем у людей старшего возраста.

Ассимиляция в социальных процессах

В народов мира было множество примеров ассимиляции – определенного энтокультурного сдвига, когда одна группа заимствовала черты другой, утрачивая свои отличительные признаки. Ассимиляция может носить добровольный характер, например, в результате знакомства с другой, более развитой, привлекательной культурой, или насильственный. Принудительное уподобление чаще всего становится следствием завоевания народности (колонизации или включения в состав более крупного государства), в результате чего среди ее представителей насаждаются обычаи и нравы, религия и повседневные нормы доминирующей культуры. Примером ассимиляции может служить политика мультикультурализма современных государств Западной Европы, которая пропагандирует светский характер и стирание межэтнических особенностей.

Ассимиляция в лингвистике

Лингвистика также использует термин «ассимиляция» для описания фонетических особенностей некоторых языков. Уподобляются друг другу звуки одного типа – гласные или . Так, в требуют, чтобы на стыке двух согласных соседствовали два звука, уподобленных по признаку или глухости, твердости или мягкости. Примером может служить правило чередования гласных в приставке без-/бес-: безграмотный и бесправный. Это не обязательно отражается на письме: слово «сдать» читается как [здать] – последующий звук влияет на предшествующий, поэтому такой тип ассимиляции называется регрессивным. Прогрессивная ассимиляция в встречается гораздо реже, зато ее можно найти в английском. К примеру, в cats последняя буква читается как [с], а не [з], так как следует за глухим звуком [т].

Видео по теме

Источники:

  • ассимиляция в биологии

Племена половцев были южными соседями Киевской Руси. По данным некоторых источников половцы были прародителями таких народов как казахи, башкиры, крымские татары и карачаевцы. В начале XI века этот кочевой народ обосновался в причерноморских степях, выгнав оттуда торков и печенегов.

Инструкция

Кочевники-пловцы дошли до низовьев Дуная и стали хозяевами великой степи, которая стала носить название Половецкая . Половцы были отличными наездниками и вояками. Надев на себя шлемы и доспехи, вооружившись луками, саблями и копьями, войска половцев смело шли в бой. Они вели бой так: устраивали засаду, дождались появления противника, а затем резко и неожиданно устраивали разгром. До начала монголо-татарского нашествия племена половцев совершали набеги на южную Русь. Они варварски грабили избы, опустошали плодородные земли, захватывали пленных, которых превращали в рабов или продавали на рынках. Пленников они часто возвращали назад за награду в виде серебра и золота. Награбленные богатства командиры половецких войск делили поровну между собой.

Вопреки некоторым представлениям, не были оборванцами-разбойниками, то и дело разорявшими земли своих соседей. Историки нередко называют этот народ «аристократами степей». Несмотря на кочевой образ жизни у половцев были свои города. Только их города не стояли на месте, а передвигались по миру. Половцы занимались скотоводством. Как только кони и овцы опустошали луга, племена перебирались на новое место. Степная природа создавала прекрасные условия для кочевого образа жизни и выпаса скота. Однако в холодные зимы из-за отсутствия прочных утеплённых жилищ кочевникам приходилось несладко.

Питались половцы преимущественно тем, что получали благодаря выращиванию скота. Их основной рацион составляли молоко, мясо и просо. Любимым напитком половцев был кумыс. Домашний скот не только кормил, но и одевал своих хозяев. Из шерсти из шкур животных половцы ткали рубахи, шили кафтаны и штаны. Домашнее хозяйство чаще всего вели женщины, в то время как мужчины участвовали в набегах и военных походах.

Половцы были язычниками. Они поклонялись силам природы и животным, олицетворённым в виде тотемов. Верховным божеством половцев был Бог грозы и молнии – Тенгри-хан. К нему народ относился с почтением и страхом. Из-за боязни быть наказанными, люди не осмеливались стирать свою одежду. Среди них существовало поверье, что Тенгри-хан, заметив человека за стиркой, сразу убьет его громом. Не желая гневить божество, богачи незамедлительно выбрасывали грязную и пропахшую одежду. Бедняки не могли себе этого позволить, поэтому ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых. Шаманы умели предсказывать будущее, излечивать недруги и общаться добрыми и злыми духами.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Печене́ги (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) - союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII-IX веках. Печенежский язык относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.

Исход из Азии (хазарский период)

По мнению многих учёных, печенеги представляли собой часть народа канглы . Часть печенегов называла себя кангарами. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племён кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры . При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία).

Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год - это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

Характер взаимоотношений между Русью и кочевниками

С самого начала печенеги и Русь стали соперниками и врагами. Они относились к разным цивилизациям, между ними была пропасть религиозных отличий. Кроме того, и те и другие отличались воинственным нравом. И если Русь со временем обретала черты настоящего государства, которое обеспечивает себя само, а значит, может не нападать на соседей с целью наживы, то ее южные соседи так и остались по своей натуре кочевниками, ведущими полудикий образ жизни.

Печенеги — это очередная волна, выплеснутая азиатскими степями. На территории Восточной Европы данный сценарий разыгрывался циклично уже несколько сот лет. Сначала это были гунны , которые своей миграцией положили начало Великому переселению народов. Придя в Европу, они навели ужас на более цивилизованные народы, но со временем исчезли. По их пути в дальнейшем пошли славяне и мадьяры . Однако они сумели выжить, и даже осесть и обжить определенную территорию.

Славяне, кроме всего прочего, стали своеобразным «живым щитом» Европы. Именно они постоянно принимали на себя удар новых орд. Печенеги в этом смысле — лишь одни из многих. В дальнейшем на их место придут половцы, а в XIII веке — монголы.

Взаимоотношения со степняками определялись не только собственно двумя сторонами, но и в Константинополе. Византийские императоры иногда пытались столкнуть соседей. В ход шли разные методы: золото, угрозы, заверения в дружбе.

История печенегов, связанная с Россией

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Католическую веру среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам.

Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца.

Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями.

Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов.

В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.

Арабо-сицилийский географ XII века Абу Хамид аль Гарнати в своём сочинении пишет о большом количестве печенегов к югу от Киева и в самом городе («а в ней тысячи магрибинцев»).

Потомки печенегов

В 1036 году князь Ярослав Мудрый (сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны) нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой одна часть печенегов составила основу народности гагаузы и каракалпаки. Другая часть влилась в объединение юрматы. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), генеалогически ведущий свое происхождение от печенегов.

Тем не менее, память о степняках была жива в народе еще долго. Так, уже в 1380 году, в битве на Куликовом поле, богатырь Челубей, который начал сражение с собственной дуэли, был назван летописцем «печенегом».

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Внешний вид

По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза.

Образ жизни

Степняки, как того и следовало ожидать, в основном занимались скотоводством и кочевали вместе со своими животными. Благо для этого были все условия, так как племенной союз располагался на огромном пространстве. Внутреннее устройство было такое. Существовало две большие группы. Первая поселилась между Днепром и Волгой, тогда как вторая кочевала между Русью и Болгарией. В каждой из них насчитывалось по сорок родов. Приблизительным центром владений племени был Днепр, который делил степняков на западных и восточных.

Глава племени выбирался на общем собрании. Несмотря на традицию подсчета голосов, отцам наследовали в основном дети.

Печенеги в искусстве

Осада печенегами Киева отражена в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Вдали подъемля чёрный прах;

Идут походные телеги,

Костры пылают на холмах.

Беда: восстали печенеги!

В поэме Сергея Есенина «Гуляй-поле» есть строки:

Ужель я сплю и вижу сон,

Что с копьями со всех сторон,

Нас окружают печенеги?

Печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия), союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами.

Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабские писатели называют страну печенегов Баджнак. Весьма вероятно, что все это - варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.

Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам.

Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами . О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.

Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII - веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов , кипчаков и хазар . Разгромив в веке в причерноморских степях кочевавших там венгров , печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. В веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды -"меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в , , годах. В и годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию . В году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей , по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). В году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

В это же время на них надвинулись торки , заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди печенегов были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы , вытеснившие оттуда и торков.

В -XII веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В

  • Плетнева С. А., Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, М.- Л., 1958.
  • Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Фёдоров-Давыдов Г. А., Курганы, идолы, монеты, М., 1968.
  • Использованные материалы

    • Большая советская энциклопедия, ст. "Печенеги".
    • Д. Б-ый "Печенеги", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

    В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.

    Племя печенегов, образовавшееся в 8-9 веках, называли кочевым народом. Титулом главы у тюркоязычных племен, к которым принадлежали печенеги (а так же хазары, авары и др.) был - «каган». Их основным занятием, как и у многих в то время было - скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем в конце 9 века под давлением соседских племен - огузов и хазар, направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.

    К 10 веку разделились на восточную и западную ветвь, состоящих из 8 племен. Примерно в 882 году печенеги дошли до Крыма. В 915 и 920 году возникали конфликты между печенегами и киевским князем Игорем. В 965 году печенеги завладели землями «Хазарского каганата» после его краха. Затем, в 968 году печенеги осадили Киев, но потерпели неудачу. В 970 году на стороне князя Святослава участвовали в русско-византийской битве у крепости «Аркадиополь», но в связи с заключением мира между Русью и Византией (971 год) вновь стали врагами Руси.

    В 972 году князь Святослав совершил поход на печенегов и был убит ими у днепровских порогов. В 990-х годах борьба Руси с печенегами вновь продолжилась. Великий князь Владимир разбил войска печенегов в 993 году, однако в 996 году под селом Васильевом сам потерпел поражение. Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племен приняли религию - ислам, а два других, перейдя на византийские территории - христианство.

    Во время битвы Святополка с братом Ярославом Мудрым, печенеги бились на стороне Святополка. В 1036 году они снова устроили набег на Русь, однако князь Ярослав Мудрый одержал победу, окончательно разгромив печенегов под Киевом. К 14 веку их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и другими).

    Хазары и Хазарский каганат

    Хазары – тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский Каганат. Современникипеченегов и половцев.

    Хазары стали известны примерно в 6-7 веке и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени точно неизвестно, ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово тюркского языка «хаз», означающее кочевание, перемещение.

    До 7 века хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности, Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство – Хазарский каганат, которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

    Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от аналогичных других племен, проживающих по соседству. До основания государства были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

    В русской истории известны, прежде всего, благодаря упоминанию в произведении А.С.Пушкина «Песня о вещем Олеге», где хазары упоминаются, как враги русского князя. Хазарский каганат считается одним из первых серьезных политических и военных противников Древней Руси ("Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам"). До этого на русские территории совершались периодические набеги печенегов, половцев и других племен, однако они были кочевниками и не имели государственности.