Меню
Бесплатно
Главная  /  Осложнения  /  Сочинение на тему,,Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание" по рассказу,,Юшка",,,Кусака" и,,В прекрастном и яростом мире". Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А. Платонова «Юшка» - Документ

Сочинение на тему,,Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание" по рассказу,,Юшка",,,Кусака" и,,В прекрастном и яростом мире". Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А. Платонова «Юшка» - Документ

МОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературе

Тема: Милосердие и сострадание в рассказе А. Платонова «Юшка»

Учитель: Макарова Ольга Ивановна

Цели: 1.продолжить знакомство с творчеством А. Платонова; помочь учащимся в осмыслении содержания рассказа «Юшка»; учить видеть проблемы, поднятые автором.

2.Развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь уч-ся.

3.Воспитывать личность духовно-нравственную, умеющую сострадать; прививать интерес к произведениям А. Платонова.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, тест на отдельных листах, эпиграфы к уроку.

Эпиграфы к уроку:

Побеждай зло добром. (Библия)

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот кто не может…? (совершить зла)

(Ю. Никулин)

Ход урока

I .Вступительное слово учителя

На уроке мы с вами будем говорить об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

II .Сообщение темы урока

III . Работа по новой теме

Вспомним факты из биографии писателя.

1. Выступление учащегося

Мы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстаёт перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идёт речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни-взаимоотношению человека с человеком.

2.Беседа.

Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми)

А идея? (Побеждай зло добром)

Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. На примере жизни героев А.Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

IV . Работа над текстом

1. Беседа

Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они?

Такой приём называется обрамление. Он помогает автору полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Одна из несомненных удач Платонова- главный герой рассказа Юшка. Найдите описание Юшки. (чтение эпизода)

Платонов- мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?(глаза)

Да, глаза- зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.

Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление?

2. Работа над эпизодом.

Поработаем над эпизодом «Отношение детей к Юшке», в тетрадях и на доске запишем своеобразный «психологический» этюд поведения, а главное- чувств, состояния героев.

Дети: …переставали играть, бежали, кричали;

поднимали ветки и бросали;

снова окликали, бросали, трогали и толкали;

опять толкали и кидали комья земли;

сильнее толкали…кричали вокруг Юшки;

делали слишком больно;

радовались.

Юшка:…ничего не отвечал и не обижался;

шёл тихо и не закрывал лицо;

шёл и молчал;

не трогал и не отвечал;

говорил;

радовался.

Дети и Юшка ведут себя по-разному, а вывод одинаковый- радовались. Почему?

Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?

А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы?

Как вы понимаете слово «сострадание»?

3.Работа со словарём.

Сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

А как относились взрослые к Юшке?

Почему Юшка не обижался на взрослых? Найдите подтверждение в тексте.

А были ли счастливые мгновения в жизни Юшки?

4.Пересказ эпизода

Что нового мы узнаём о Юшке?

Как часто бывал Юшка наедине с природой? Как это характеризует Юшку?

Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший?

Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Каким предстаёт прохожий? А Юшка?

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было- нельзя всё время терпеть.

Когда люди увидели, что за человек был Юшка?

Зачитайте сцену похорон. (чтение эпизода) Почему людям стало без Юшки грустно?

Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?

Как воспитанница Ефима Дмитриевича распорядилась своей судьбой?

Вывод: Казалось бы, что выросшая без родителей девушка, испытавшая нужду и лишения, должна ожесточиться на несправедливость жизни, на людей, обижавших её. Но этого не случилось. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой от тех, кто по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.

Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?

V . Закрепление

Тест (ответы на доске)

1) Слова Б.Л.Пастернака: « Верю я, придёт пора.силу подлости и злобы одолеет дух добра»- можно отнести:

а) к Юшке;

б) дочери кузнеца;

2) Юшка не разгневался на несправедливость прохожего потому что:

а) был пуглив от природы

б) был очень добр от природы

в) притерпелся к человеческой жестокости

3. «Глаза же были у него белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Это сказано:

а) об Акимыче

б) о кузнеце

а) презирает Юшку за непротивление злу

б) считает его нравственным человеком

в) жалеет

5. Странность Юшки объясняется:

а) его незащищённостью

б) безотказностью

в) безграничной добротой.

6. «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:

а) ушёл добрый человек, терпеливый к слабостям других

б) не на ком стало срывать зло и обиду

в) это был человек, который брался за любую работу.

7.Юшка оставил после себя:

а) память о своём трудолюбии

б) девушку-сироту, которую он выучил

в) память о своей безответственности.

8. Жанр произведения:

б) повесть

в) рассказ

9. Название произведения:

а) указывает на главного героя

б) определяет его тематику

в)имеет обобщающий смысл

Ребята, а теперь обратите внимание на слова Ю. Никулина, написанные на доске, закончите их.

Д\з 1. Сочинение-миниатюра «По нравственным законам жить…» (Как я понимаю эти слова)

2.Монологический ответ на тему: Какую надпись вы сделали бы на надгробии Юшки? (на выбор)

VI . Заключительное слово учителя

Обобщая сказанное, хочу прочесть вам стихотворение:

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня

Начнём с себя!

Научимся людей любить,

По нравственным законам жить.

А чтобы поняли тебя-

Начни с себя!

  1. Урок доброты по рассказам А. Платонова «Юшка», «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Корова» (7 класс)

    Урок

    ... сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем; милосердие ... между собой, и темой данного урока. Ребята... обсуждение содержания рассказа А. Платонова «Юшка ». В о п р о с ы: Найдите описание Ефима Дмитриевича (Юшки ). Почему...

  2. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ

    Ресурсы грамматики в рассказах А.Чехова «Студент», Л.Андреева «Ангелочек», «Кусака», А.Платонова «Юшка », М.Шолохова. « ... сегодня…… …(милосердие ) – это одна из сквозных тем русской литературы... ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются...

  3. Литература 5-9 классы

    Литература

    1 ч. «Соловей». Внутренняя тема стихотворения Пушкина и переложение... единственным проявлением милосердия в стихотворении. ... законам жизни, сострадание и непреклонность, жестокость... чтения по рассказу А. Платонова «Юшка ». Теория литературы...

Недавно доча написала сочинение по рассказам Платонова, Андреева и стихотворению Маяковского. Это текст, написанный взрослым человеком. Он написан не просто хорошо, он написан великолепно. С самого первого абзаца и до последней точки не отпускает тебя. Мне бы самому было бы не стыдно за такой взрослый, сильный и эмоциональный текст. Но самое важное - это не просто мысли, но и умение их формулировать и реализовывать в тексте. И это сделала доча сама, без моей малейшей помощи.

Вот, собственно, само сочинение.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Каждый человек нуждается в заботе. Те люди, которые это отрицают, просто пытаются скрыть свою личную боль, а когда человеку больно, то он нуждается в помощи. Это и есть сочувствие и сострадание, наша способность разделить чужую боль. Но нужно ли это нам в жизни? Готовы ли мы жертвовать собой ради других?

А что если человек не получает помощи от других? Тогда он наверняка будет чувствовать себя одиноким, а потом настолько сильно будет страдать, что перестанет доверять людям и будет отвечать им накопленным злом. Это прекрасно видно на примере бродячей собаки Кусаки из одноимённого рассказа Леонида Андреева. Она стала жертвой равнодушия и жестокости людей, за что и отплатила некоторым той же монетой. До тех пор, пока не появились такие люди, которые смогли принять её и дать Кусаке ту любовь, которой она была лишена долгое время. Жаль, что это не продолжалось долго. Когда люди уехали, ещё большая тоска появилась в её сердце. Она потеряла тепло, из-за чего "собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу."

Часто, в довольно простой ситуации, нам необходимо сострадание со стороны, даже если это будет от совсем незнакомого человека. Это можно заметить в стихотворении Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Хоть и говорит он: "Может быть, старая, и не не нуждалась в няньке, мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла." И действительно, это может быть и незаметно нам, но доброе слово заставляет нас идти дальше, несмотря ни на что.

Но зачастую, когда людям нужна помощь, и они не находят её вокруг, вся злость и горе срывается на другого, того, кто просто слабее и не сможет тебе ответить. Таким общим "козлом отпущения" в каком-то смысле стал Юшка, главный герой одноимённого рассказа, просто помощник кузнеца. Старый, согнувшийся от чахотки и очень спокойный и добрый нравом, что приводит в ярость буквально всех. И дело не в Юшке, а в людях, которые не получают сочувствия от других, видят свои проблемы в нём, думая, что он настолько беспомощен, что даже ответить ничего не может. Но если молчание так злило людей, то когда Юшка нашёлся, что ответить, то получил в ответ ещё большую ярость, которая привела к смерти бедного мастерового. Но почему же тогда "Однако без Юшки жить людям стало хуже"? Мы получаем ответ в самом рассказе. "Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякого людское зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность."

Вот почему важно, чтобы в нашей жизни было сочувствие и сострадание. Я считаю, что без этого мы все погрязнем в собственном гневе и боли. Мне это очень знакомо, когда другие люди, видя твою слабость, все свои беды сваливают на тебя. В такие моменты очень важно, чтобы кто-то был рядом, помог нести этот груз. Иначе, либо человек ломается под тяжестью чужих страданий, либо сам становится частью всеобщей ненависти. Нам очень важно любить друг друга и сострадать в бедах.

(с) Дарья Попова

7 класс

Рассказ А. П. Платонова «Юшка» необходимо читать несколько раз, чтобы лучше понять истинный смысл произведения. На первый взгляд здесь речь идет о человеке, о котором можно сказать, что он «не от мира сего». Действительно, Юшка не похож на всех окружающих. Его разительная непохожесть на других не имеет объяснения. Юшка таким, очевидно, родился. Он словно с другой планеты, чем те, кто живет в его городке. Мы ничего не знаем о жизни Юшки.

Перед нами он предстает стариком, хотя ему всего лишь около сорока лет. У Юшки была нелегкая жизнь. Но он сам не делает ровным счетом ничего, чтобы свою жизнь облегчить. Из-за этого над ним смеются и издеваются окружающие. Слишком разителен контраст между нищим стариком и теми, кто думает о своем благополучии. Юшку, действительно, не беспокоят вопросы личного комфорта и благополучия. Кажется, что он не думает вообще ни о чем - только лишь работает с утра до вечера, а один раз в год уходит куда-то в деревню. Жизнь Юшки никого не интересует, разве что раздраженные прохожие вымещают на нем свое зло, или же дети развлекаются, издеваясь над стариком.

Рассказ Платонова очень короткий. Буквально через несколько страниц мы узнаем о смерти несчастного. И практически сразу становится ясно, что свою жизнь он прожил не зря. Юшка дал возможность получить образование девушке, которая стала врачом.

В начале рассказа Юшка предстает перед нами никому не нужным, несчастным, всеми презираемым и убогим. В конце рассказа мы понимаем, насколько он выше и значительнее, чем мелочные и злобные люди, которые всю жизнь ему досаждали. И сразу же встает вопрос об осознании необходимости уважения и сострадания к человеку. Пусть этот человек так непохож на всех вокруг, пусть он кажется ненужным и бесполезным... Впрочем, кому дано право делить людей на полезных и бесполезных? В рассказе Платонова пьяные озлобленные прохожие берутся судить об этом. Но чем же они сами лучше Юшки? Только лишь тем, что сильнее? Или у них есть какие-то иные достоинства. Увы, об их достоинствах мы так ничего и не узнали на протяжении всего рассказа. А о том, что сделал Юшка для всех, в том числе и для недалеких жителей своего городка, мы узнаем в конце рассказа. Благодаря Юшке в городке появился врач, готовый лечить от тяжелейшей болезни - туберкулеза, причем не требуя даже малейшей платы за свою работу.

Пока был жив Юшка, никому в голову не приходило хотя бы пожалеть его. И речь уж здесь никак не может идти об уважении к нему или хотя бы о сострадании. После того, как очерёдной прохожий вымещал на старике свое плохое настроение, Юшка оставался лежать в пыли. Иногда у него не было сил подняться. И тогда приходила дочь хозяина кузницы, у которого Юшка жил и работал. Дочь хозяина также относилась к старику с презрением. В ее душе не было жалости к нему. «Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?»

Казалось бы, кто дал ей право размышлять о том, для чего живет человек. Но она не чувствует сострадания и не понимает ценности жизни такого человека, который никому не нужен. Ведь именно таким выглядит Юшка. Между тем сам он не понимает подобных вопросов. «Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить».

Получается, что Юшка намного умнее, чем окружающие его люди. Ведь он сознает ценность жизни вообще и своей в частности. Он пытается объяснить это. Но его никто не понимает. «Это отец-мать меня родили, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю».

Конечно, с точки зрения окружающих, работа в кузне не выглядит должным оправданием жизни несчастного старика. Дочь хозяина кузницы не пытается хотя бы посочувствовать Юшке. Она, как и все соседи, безапелляционно судит о его ненужности, ее мнение насчет его существования полностью совпадает с мнением большинства: «Другой бы на твое место нашелся, помощник какой!» Юшка пытается оправдать себя, свое существование. В его словах таится смутная надежда, которая жестоко разрушается дочерью хозяина кузницы.

«- Меня, Даша, народ любит!

Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое».

Юшка намного мудрее, чем все, кто его окружает. Правда, его мудрость слишком отличается от законов, по которым живут в обществе. Правила и законы людей, окружающих Юшку, можно назвать звериными. Именно поэтому старик и вызывает всеобщую ярость. Он слаб, не может защитить себя. А в обществе не принято сострадание, и об уважении никто даже не задумывается.

Платонов изображает вполне обыденную ситуацию, которая, к сожалению, встречается очень часто. И вот слова, которые довелось услышать Юшке, были сказаны очередным веселым прохожим: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее стало бы без тебя, а то я боюсь соскучиться...»

Юшка посмел возразить, «должно быть, первый раз в жизни».

«- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..

Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:

Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!»

Это были последние слова, которые довелось услышать Юшке на этом свете. В душе прохожего не появилось ни капли сострадания. Он ударил старика и спокойно пошел домой пить чай. Юшка умер.

Смерть несчастного старика ложится несмываемым пятном на жителей городка. Их черствость и жестокосердие привело к тому, что самый добрый и самый безответный человек умер, так и не ощутив тепла, сострадания, уважения. Люди думали, что без несчастного старика их жизнь будет лучше? Но они ошибались. «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».

Язык в художественном произведении игра­ет огромную роль. Он развивается в историче­ском контексте литературного языка и в тесной связи с ним, в то же время являясь концентри­рованным его выражением. В произведении язык - важный способ индивидуализации и ти­пизации персонажей. Он воссоздает все особен­ности разговора людей разных социальных групп, разного уровня культуры, профессии, воз­раста, психологического состояния.

В рассказе «Юшка» А. П. Платонов передает особенности речи населения провинциального го­родка. Несмотря на обилие разговорных элемен­тов, речь главного героя отличается по тематике, интонации, эмоциональности от партий осталь­ных персонажей. Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом человечес­кой глупости и жестокости. Детей, которые смея­лись над ним, толкали, мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость пьяных взрослых старается не отвечать вообще. Рассуж­дения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит… Сердце в людях бывает слепое». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой жестокости: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями по­ставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»

Люди мало общаются с Юшкой, а если и гово­рят с ним о чем-то, то единственно с целью дока­зать неправомерность его существования на белом свете. Например, хозяйская дочь, которая не раз подымала лежащего в пыли, избитого Юшку, уво­дила домой, могла довольно жестоко заявить о ник­чемности его существования: «Лучше бы ты умер, Юшка». Агрессией и ненавистью ко всему живо­му проникнуты слова убийцы Юшки: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..» Пьяное веселье прохо­жего, неожиданно получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой. Злоба вып­лескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие.

Повествование в рассказе ведется от третьего лица. При этом автор выступает скорее не судь­ей, а внимательным свидетелем человеческой несправедливости. Характеристика главного ге­роя, которую дает автор в начале рассказа, на­правляет читательское настроение в русло мило­сердия, сострадания, жалости. Автор подчерки­вает исключительную доброту и душевное тепло своего героя: человеческое сообщество отторгает Юшку, но природа принимает, как своего. Толь­ко наедине с природой герой чувствует покой и умиротворение: «Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отды­шавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек».

К телу умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но теперь людям стало жить хуже, ибо вся злоба и глумле­ние оставались среди них: «не было Юшки, бе­зответно терпевшего всякое чужое зло, ожесто­чение, насмешку и недоброжелательство».

В рассказе добро побеждает зло. Даже после смерти доброта и отзывчивость Юшки приносят свои плоды, подчеркивает автор. Юшка подарил людям, которые просто не умели любить, частич­ку своего сердца. Каждый день его жизни был подвигом. Каждая копейка, стоившая Юшке здо­ровья и жизненных сил, была истрачена с пользой. Беспомощный старик, в глазах которо­го «всегда стояла влага, как неостывающие сле­зы», помогал девочке-сироте. Девочка выросла, стала врачом и приехала к родному человеку, который любил ее больше всего на свете и кого она любила «всем теплом и светом своего серд­ца». Добрели сердца горожан, которых лечила и утешала уже ставшая взрослой девочка, воспи­танная Юшкой. Лучшим вознаграждением за страдания героя стало то, что девочку-сироту в городе стали называть «дочерью доброго Юшки».

Рассказ Андрея Платонова, небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, заставляет читателя задуматься о многих важных вопросах. В частности, в этом рассказе раскрывается тема важности любви и сострадания в жизни человека.

Сюжетная линия повествования очень проста – тихая и неприметная жизнь Юшки, слабосильного и немолодого на вид человека. Долгие годы Юшка страдает от изнурительной болезни, чахотки, которая состарила его раньше времени. Люди считают его стариком, хотя, на самом деле, ему всего лишь сорок. Чем же примечателен Юшка, почему автор сделал его, слабого и незаметного человека, героем своего повествования? На самом деле, Юшка разительно отличается от окружающих его людей, и главное его отличие в том, что он понимает, насколько важна любовь в жизни человека.

Окружающие Юшку люди, кажется, совсем забыли о том, что в мире есть любовь и сострадание. Вся их жизнь – бесконечное движение от одной вспышки злобы к другой, от одного выплеска ненависти к другому. Маленькие дети, которые бросают в Юшку камешки и мелкий сор, удивляются, почему он не погонит их хворостиной, как это делают «большие люди». Эти дети похожи на маленьких одичавших зверушек, не ведающих, что в жизни есть любовь и ласка. Один Юшка понимает, в чем беда, он знает, что люди просто не умеют проявлять любовь, не умеют давать ней выход.

Его беззлобность просто поражает и обезоруживает, однако сердца окружающих его людей слишком очерствели, чтобы это увидеть. И взрослые, и дети глубоко несчастны, потому что не умеют сочувствовать и жалеть друг друга. В этом есть бесконечное одиночество, потому что души людей могут по-настоящему соприкоснуться только через любовь и сострадание. Вся жизнь Юшки – это воплощение призыва Христа о любви к ближнему. Этот больной и немощный человек тяжело работает, но при этом не покупает себе ни сахару, ни одежды, чтобы иметь возможность помочь бедной девочке-сироте получить образование и надежду на лучшее будущее.

Кажется, что уход из жизни такого маленького человека останется незамеченным окружающими. Но нет, «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними», и жить людям стало хуже. Незаметный и тихий Юшка служил как бы громоотводом, который поглощал избыток зла и ненависти, делая ожесточенные сердца людей чуточку добрее.

Рассказ «Юшка» заставляет современного читателя задуматься о том, насколько важно быть терпимыми и сострадательными друг к другу, ведь, в конечном итоге, лучшее, что может сделать человек, это оставить о себе добрую память в сердцах других людей.

    • Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны? План: 1. Введение а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения» 2. Основная часть а)«Странен и непонятен был родной дом» 3. Вывод а) «Уразуметь сердцем» Уразуметь «сердцем», значит понять П. Флоренский В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему - возвращение после войны. Причем речь идет […]
    • Фро - это молодая девушка, которая совсем недавно вышла замуж. Из родных у нее есть отец, с которым она живет в одном доме. Ее муж ехал на Дальний Восток. С тех пор ее жизнь потеряла всякие радости, потому что ее не сильно заботит окружающий мир, она чувствует себя в нем чужой. В определённые моменты она все же пытается хоть как-то обучиться, развиваться, но в итоге все, что ей нужно, это любящий муж рядом. И все-таки она готова помогать всему миру и каждому, но в ее помощи никто не нуждается. Лишь соседскому […]
    • Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и «самобытный». Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять масштаб гениальности этого писателя и мыслителя, осознать его уникальный вклад в литературу ХХ века. Платонов – писатель мирового уровня. […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, – то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860‑х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в защиту прав помещиков. Он мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни». В своем творчестве он является сторонником доктрины «чистого искусства», которые избегали обращения к […]
    • Великий Шёлковый путь – путь к самому себе Что определяет характер отдельно взятого человека или целого народа? Что формирует мировосприятие и даёт возможность выделить себя или свой народ из бесконечного мира, простирающегося вокруг? В первую очередь для решения подобных задач человеку необходимо иметь возможность сравнивать. Сравнивать себя с другими людьми, свою страну с другими странами. А для того, чтобы сравнивать, нужно обладать информацией о мире. В наше время информация легкодоступна, её много, иногда […]
    • «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли. Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни […]
    • Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля! Дай исцелую твою лысеющую […]
    • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
    • Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой. Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также […]
    • В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]