Меню
Бесплатно
Главная  /  Осложнения  /  Странные и неизвестные прозвища грузинских царей. Странные и неизвестные прозвища грузинских царей Начало церковной реформы

Странные и неизвестные прозвища грузинских царей. Странные и неизвестные прозвища грузинских царей Начало церковной реформы

Вахтанг I Горгасали был царем Иберии. Вышел он из династии Хосроидов. Отцом его был царь Митридат VI, а матерью - царица Сандухта. Причислен к лику святых. Вахтанг явился одним из основоположников государственности в Грузии во 2-й половине 5 века.

Начало правления

После смерти своего отца, Митридата VI, Вахтанг занял престол еще в семилетнем возрасте. До того как он достиг совершеннолетия, его мать, Сандухта, оставалась при нем регентом.

Ко времени начала правления Вахтанга, с середины 5 века, царство Картли находилось в подчинении сасанидского Ирана. В качестве законного вероисповедания здесь практиковался маздеизм - религия доисламского Ирана. Женой его была принцесса Балендухта - дочь Ормидза, царя Персии.

«Волчья голова»

Именно так переводится прозвище «Горгасал» с персидского языка. Что является намеком на форму шлема, который он носил. Буквальный перевод прозвища звучит как «Волчеголовый». Оно было дано царю персами. Согласно преданию, на шлеме у царя спереди имелось изображение головы волка, а сзади - головы льва. Когда персы видели шлем с такими изображениями, они предупреждали друг друга криком: «Дур за горгасар», что означало «берегитесь волчьей головы».

Объединение грузинских земель

Биография Вахтанга Горгасали примечательна тем, что основой его деятельности было стремление к объединению Грузии и уменьшению ее зависимости от власти Ирана. Царь использовал противостояние Византии и Ирана в интересах Картли. Ему удалось вернуть грузинскую провинцию Кларджети, захваченную Византией; присоединить Эрети, которая находилась в сфере влияния Ирана; распространить влияние Картли на Эгриси, западногрузинское государство.

В 460-е годы Вахтанг выступил против кочевников-аланов, заняв крепость Дарьял. Последняя была опорным пунктом Картли на северных границах. После этого им был совершен поход в Западную Грузию, которую он освободил от византийцев.

Царь Вахтанг Горгасали укрепил и восстановил множество крепостей и создал мощную систему фортификационных сооружений.

Победа над огнепоклонниками

В 470-х годах Вахтанг не стал участвовать в военных действиях против Византии. Бинкарана, главного служителя культа огня, он бросил в темницу, а его последователей изгнал из Картлийского царства.

В ответ на это иранцы прислали войско карателей. В результате состоявшихся переговоров Вахтанг был вынужден снова признать свое царство вассалом Ирана. Однако огнепоклонство здесь уже потеряло свой прежний статус.

Получив согласие действующего при нем совещательного органа (дарбази), Вахтанг Горгасали ввел в провинциях должности эриставов, непосредственно подчинявшихся его власти.

Начало церковной реформы

Вахтанг решил добиваться признания самостоятельности Грузинской Православной церкви. С этой целью он начал проведение церковной реформы и обратился с просьбой к восточному римскому императору - направить в Картли священника Петра, с которым он был знаком, и 12 епископов. Петра он хотел поставить во главе церкви в качестве католикоса.

Михаил I, архиепископ Картли, был сильно разгневан этим. До этого у него с царем уже имелись разногласия. Архиепископ объявил Вахтанга вероотступником и проклял его вместе с войском. Чтобы не допустить развития конфликта, царь поехал к Михаилу, преклонил перед ним колена, коснувшись его ризы. Но тот ударил Вахтанга ногой, выбив ему зуб. После этого архиепископ был выслан из страны к патриарху, которым он был определен иноком в монастырь недалеко от Константинополя.

Форпост Христианства на Кавказе

В то время грузинская церковь находилась в подчинении у антиохийской, поэтому Петр и 12 епископов, приехавшие из Константинополя, отправились к Антиохийскому патриарху. Заручившись его благословением, они возвратились в столицу Византии.

Император Лев I Великий вручил им дары, предназначенные для грузинского царя. Кроме того, он направил в Мцхету свою дочь Елену, которая должна была стать женой Вахтанга Горгасали.

Прибыв в Картли, часть епископов стала во главе вновь образованных епархий, а часть сменила сторонников Михаила I. В конце 5-го века в стране было 24 епархии, и она превратилась в форпост христианства на Кавказе.

Смертельное ранение

После того как положение страны укрепилось, борьба с Ираном продолжилась. В 484 году Вахтанг встал во главе крупного восстания грузин и армян. Несмотря на то что восстание было подавлено, режим Сасанидов был ослаблен.

В 502 году в сражении с персами на берегу реки Иори царь был смертельно ранен. Перед смертью Вахтанг Горгасали призвал к себе семью, духовенство и царский двор. Он завещал им соблюдать твердость веры и, чтобы получить вечную славу, искать гибели ради имени Иисуса Христа. Царь был похоронен в соборе Светицховели, где имелась фреска с его изображением.

Память

В планах Вахтанга было перенести столицу в Тбилиси, для этого он произвел ряд строительных работ. Осуществление этого замысла он завещал своему преемнику. Им были построены храмы Ниноцминда и Никози, город-крепость Череми. Наследником царя был его сын Дачи.

А также имя Вахтанга связывают с участием в постройке монастыря в Иерусалиме, носящего имя Святого Креста. Там до 19-го века на одной из стен было его изображение. На хранении в Британском музее находится гемма, на которой изображен мужчина в царском венце. Его идентифицируют с Вахтангом Горгасали.

В Грузии он почитаем и любим народом, являясь образцом мудрости и мужества. Ему посвящено множество поэм, народных стихов, преданий. Грузинской церковью он причислен к лику святых, день его поминовения - 30 ноября.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II дал благословение, и к Сионскому патриаршему храму пристроили придел, посвященный Вахтангу Горгасали. А еще в городе Рустави воздвигли в его честь кафедральный собор.

Тбилиси

История Тбилиси так обширна и интересна со всех сторон, что, думаю, писать о ней непрерывно не имеет смысла. Такое удовольствие нужно уметь растягивать и делать в нем паузы.

Одну их этих пауз я хотел бы сделать, в том числе, и для того, чтобы рассказать о Вахтанге Горгасали – том самом царе-охотнике, который открыл серный источник на месте нынешнего Тбилиси.

Что же это был за правитель?

Вахтанг Горгасали

Молодой да ранний, вступивший на престол в 15-летнем возрасте и практически тогда же оказавшийся на поле брани и познавший все ужасы войны, он вошел в историю не только как открывший место и начавший строительство Тбилиси, но и как начавший избавление Грузии от иранского/персидского господства. Да и погиб он от рук врага в 60 лет, правив перед этим 45 (по тем временам и возраст его был велик, и время, проведенное на престоле). Также, как и Давид, причислен к лику святых, похоронен в , перед этим скончавшись от ранений в крепости Уджарма…

Однако, давайте по порядку.

Биографией Горгасала занимался грузинский историк и летописец Джуаншер. Судя по его текстам, с семилетнего возраста будущий царь Вахтанг Горгасал наблюдал свою страну воюющей и частично порабощенной: в те времена в ней правили аланы, кочевой ираноязычный народ. Главой государства была мать Вахтанга, царица Сагдухт, ибо отец его Мирдат умер задолго до того, как Вахтанг мог принять наследование троном.

облик персидских воинов

Одним из фактических плодов деятельности иранских завоевателей было то, что грузины обязаны были воевать в их интересах в Средней Азии и Индии. Повинность не миновала и самого Вахтанга. Вернувшись из похода, царь твердо решил освободить Картли и от этой повинности в частности, и от завоевателей в целом.

Путь к этой цели для него был абсолютно идентичным тому, что впоследствии с этой же целью проделал . Сначала нужно было укрепить царскую власть и указать распоясавшимся феодалам их истинное место, и лишь затем, не боясь диверсий с феодальной стороны, заниматься освобождением страны от иностранного ига. Вахтанг так и поступил.

икона

Помимо укрепления царской власти и усмирения феодалов Вахтанг был занят поиском союзников. И этими союзниками, как и в более позднем случае с Давидом-Строителем, могли бы стать и Византия, и даже римляне, однако те пострадали от нападений мусульман сами. Вопрос с союзничеством долго был открытым.

Параллельно Вахтанг попытался наладить отношения с церковью, которая в те времени стояла отдельно и где-то даже конфликтовала с государственной властью, однако тут возымела место следующая история.

После возвращения из Средней Азии, куда Вахтанг ездил воевать, он решил провести реорганизацию картлийской церкви и с вопросом этим явился к архиепископу Микаэлу.

Вахтанг Горгасали

Он не стал мстить в привычном смысле этого слова – то ли побоялся мстить непосредственно ставленнику Господа, то ли еще по какой причине – сейчас мы уже этого не поймем.

Впоследствии, как мы уже знаем, католикос все же снова сменился традиционной православной схемой церковного руководства, правда, этого момента пришлось ждать несколько столетий.


меч

Однако возможные слухи о всепрощении царя были бы сильно преувеличены. Всепрощение и гуманность он проявил тогда лишь в отношении агрессивного архиепископа. Сторонников иранского порабощения – а таковые в Грузии имелись – он не щадил.


крепость Уджарма, место, в котором умер от ранений Вахтанг

Например, по его приказу был убит Питиахш Варскен, один из влиятельных противников царской власти и сторонников Ирана. И факт этого убийства стал сигналом к началу восстаний и открытого сопротивления Иранским поработителям. В восстании участвовали армянские воины под предводительством Вагана Мамиконяна, также обещали присоединиться наемники-гунны. Однако обещания своего они не выполнили, более того, с их помощью был воплощен заговор об измене. И хоть он и был раскрыт, угроза жизни Вахтанга еще долго сохранялась в силе, из-за чего ему пришлось на некоторое время переместиться в Западную Грузию. Вернувшись обратно, он вновь открыто борется против иранских поработителей и в какой-то момент (увы, в летописях не содержится точной даты) погибает в бою. Как вы знаете, в тот момент он был уже пожилым человеком.


Тбилиси

Впоследствии ему было посвящено множество сказаний, исторических очерков, он до сих пор любим грузинским народом. Говорят, что в эпоху его правления город Тбилиси переживал период экономического и культурного подъема несмотря на оккупацию. Множество вечных стен – крепостей, храмов, церквей ­­- были возведены благодаря Вахтангу, и, несомненно, именно с его подачи Тбилиси уже тогда стал наращивать мощь будущей Столицы.

Молодой да ранний, вступивший на престол в 15-летнем возрасте и практически тогда же оказавшийся на поле брани и познавший все ужасы войны, он вошел в историю не только как открывший место и начавший строительство Тбилиси, но и как начавший избавление Грузии от иранского/персидского господства. Да и погиб он от рук врага в 60 лет, правив перед этим 45 (по тем временам и возраст его был велик, и время, проведенное на престоле). Также, как и Давид, причислен к лику святых, похоронен в Мцхете, перед этим скончавшись от ранений в крепости Уджарма…Интересный запоминающийся факт: рост Вахтанга Горгасали был 2 м 40 см. Необыкновенной силы (меч его весил 40 кг). Горгасали переводится с перского как "волчья голова", так как именно она была изображена у него на шлеме, как знак мужества в бою.

502-й год от Рождества Христова.
Последняя великая битва царя Вахтанга Горгасали.
Персидский шах Кавад первый, с бесчисленным войском вошёл в Иорское ущелье. Вместе с шахом также был и его сын царевич Бартам.
Царь Вахтанг, тоже незамедлительно отравился к Иори вместе в грузинским воинством.
Каталикос Грузии Пэтре благословил царя и воинство перед началом боя.
Царь произнёс речь перед войском, после чего приказал наступать.
И бились они на Иори 3 дня и 3 ночи, и много ратников полегло с обеих сторон.
Три дня и три ночи чаша весов склонялась то на одну сторону, то на другую.
Три дня и три ночи были слышны истошные крики персов: "дур аз горгасар!" ("Берегитесь волчьей головы")

На четвёртый день собрал царь поредевшие ряды грузин для решающей схватки. Снова благословил патриарх войско и царя на ратные подвиги. И особенно предупредил царя: "Береги себя, а то не только Грузия погибнет, но без твой поддержки и Иерусалим падёт..."

Царь приказал атаковать.
Персы стойко встретили атаку грузин, но несмотря на это царь-волк бесстрашно косил ряды шахской гвардии. И достиг он самой середины неприятельского войска, где был и сам шах.

Испугался государь персидский грузинского великана, и только повернул он лошадь, дабы спастись бегством, как сын его, Бартам, выскочил навстречу грузинскому царю и первым поднял меч на него.

Вахтанг, левой рукой поднял щит свой, отразил удар меча, а десницей опустил меч на голову персидскго царевича.

Но не увидел царь, как упал с коня насмерть сражённый им перс.

В тот миг когда царь левой рукой поднял щит свой, в его на секунду оголённую подмышку попала стрела.

А стрела та была пущена рукой грузина... Был он особенно близок царю, телохранитель или слуга...

Но несмотря на это, раненый царь бился до конца дня. Повернул врага вспять, под конец вернулся в Уджармский дворец и там скончался от предательской раны, великий государь, "герой Эльбруса", "Лев надо львами и великан над великанами", "великий царь над десятью царями".

Погиб от руки предателя, или его же близкого родича...

(Леван Саникидзе, 1992; перевод с Грузинского)

Прозвище Горгасал (Горгасали) (букв. Волчеголовый ) было дано ему персами . Как гласит предание, у царя был шлем, на котором спереди была изображена голова волка, а сзади - лев. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: "Дур аз горгасар" (берегись волчьей головы ).

Занял престол в семилетнем возрасте после смерти своего отца. До достижения Вахтангом совершеннолетия регентшей была его мать Сандухта.

Вахтанг был женат на принцессе Балендухте , дочери персидского царя Ормизда , наставником которой был Ражден Перс , ставший в году первомучеником Грузинской Церкви.

Основная деятельность Вахтанга была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. Царь старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией грузинскую провинцию Кларджети , присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети , распространил влияние Картли на западногрузинское государствово Эгриси . Выступив против северокавказских кочевников-аланов (460-е годы), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на северной границе. Затем он совершил поход в Западную Грузию, освободил её от византийцев, укрепил власть царя Губаза и победоносно возвратился в Картли.

Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений.

В 470-е годы отказался участвовать в войне против Византии , бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров Вахтангу вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) Вахтанг назначил эриставов (в том числе и на вновь присоединенных территориях), которые непосредственно подчинялись его власти.

В то же время Вахтанг начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви . Он хотел поставить во главе Церкви католикоса и попросил Восточного Римского императора прислать в Картли католикосом знакомого Вахтангу священника Петра и 12 епископов. Разгневанный архиепископ Картли Михаил I , у которого и до этого были разногласия с Вахтангом в связи с борьбой между халкидонитами и антихалкидонитами , назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта Вахтанг отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Михаил пнул царя ногой и выбил ему зуб. Царь выслал архиепископа из страны в Константинополь , к патриарху. Архиепископа Михаила определили иноком в монастырь Акимитов близ Константинополя. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из Константинополя, были отправлены к Антиохийскому патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской Церкви. Получив благословение, они вернулись в Константинополь. По преданию, император Лев I Великий передал им дары для грузинского царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены Вахтангу. Некоторые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а другие сменили епископов - сторонников архиепископа Михаила. К концу века в Картли уже существовало 24 епархии и страна была форпостом Христианства на Кавказе.

Укрепив положение страны, Вахтанг возобновил борьбу с сасанидским Ираном . В году он возглавил крупное восстание грузин и армян . Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим.

Вахтанг почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».

Вскоре после кончины царя было создано недошедшее до настоящего времени краткое историческое сочинение, в в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани , а также другие исторические источники называют Вахтанга «мучеником за веру Христову».

Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 ноября .

По благословению Католикос-Патриарха всея Грузии Илии II к Сионскому патриаршему храму был пристроен придел во имя Вахтанга Горгасали, а в городе Рустави воздвигнут кафедральный собор в его честь.

Литература

  • История Грузии, т. 1, Тб., 1962, с. 92-99; Очерки истории СССР, III-IX вв., М., 1958, с. 250-51.
  • მოჟცევა(?)ბულლეტ ჟართლისა(?)ბულლეტ: მველი აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1963. Т. 1.
  • Такаишвили Е. Источники грузинских летописей: Три хроники // Сб. мат-лов для описания и местностей племен Кавказа. 1900. Вып. 28;
  • Горгадзе С. Автокефальность Грузинской церкви // ДВГЭ. 1905. № 21-24;
  • Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959;
  • ჯანაშია ს. საჟართველო ადრინდელი ფეოდალიზაციის გზაზე // შრომები. თბილისი, 1949. Т. 1;
  • Амиранашвили Ш. Я. К вопросу об определении портретов изображения на гемме Британского музея с пехлевийской надписью // ВДИ. 1960. № 2;
  • ჯანაშია ლ. ლაზარ ფარპეცის ცნობები საჟართველოს შესახებ. თბილისი, 1962;
  • ჯავახიშვილი ი. მველი ჟართული საისტორიო მწერლობა // Сб. соч. თბილისი, 1977. Т. 8;
  • ჯავახიშვილი ი. ჟართველი ერის ისტორია // Сб. соч. თბილისი, 1979. Т. 1;
  • დ. მუსხელიშვილი, საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი, 1977. Т. 1;
  • ლორთჟიფანიმე მ. ჟართლი V საუკუნის მეორე ნახევარში. თბილისი, 1979;
  • გოილამე ვ. ჟართული ეკლესიის სათავეებთან. თბილისი, 1991;
  • მგალობლიშვილი თ. კლარჯული მრავალთავი. თბილისი(?) 1991;
  • ლომინამე ბ. საჟართველოს საპატ რიარჟო და მისი ავტოკეფალია // რელიგია. თბილისი, 1992. № 1-2;

ჯუანშერი, ჟართლის ცხოვრება 1955. Т. 1. С. 145

Согласно сообщению Джуаншера Джуаншериани в произведении "Жизнь Вахтанга Горгасала" свобода вероисповедания для огнепоклонников в Картли была провозглашена по требованию персидского наместника на Кавказе Борзабода, деда св. Вахтанга.

[груз. ვახტანგ გორგასალი], царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.). Горгасал по-персидски означает «волчья голова» - прозвание, данное В. Г. персами по изображению на его боевом шлеме. Вскоре после кончины царя было создано не дошедшее до наст. времени краткое историческое сочинение, в XI в. в расширенной редакции оно вошло в Картлис Цховреба («Житие Картли»). Автор сочинения Джуаншер Джуаншериани, а также др. исторические источники называют В. Г. «мучеником за веру Христову». Грузинская Церковь причислила его к лику святых и установила день поминовения 30 нояб.

Картлийское царство в сер. V - нач. VI в. являлось вассалом сасанидского Ирана. Сообщения груз. источников о существовании во Мцхете (столице Картли) района, где жили огнепоклонники во главе с «епископом огнепоклонников» (ჯუანშერი, ჟართლის ცხოვრება 1955. Т. 1. С. 145), к-рый занимал почетное место при царском дворе, указывают на то, что религия доисламского Ирана маздеизм пользовалась правами законного вероисповедания в Картли. Основная деятельность В. Г. была направлена на объединение Грузии и уменьшение зависимости ее провинций от власти Ирана. В. старался использовать противостояние Ирана и Византии в пользу интересов Картли. Вернул захваченную Византией груз. пров. Кларджети, присоединил находившуюся в сфере влияния Ирана Эрети, распространил влияние Картли на западногруз. гос-во Эгриси. Выступив против северокавк. кочевников (60-е гг.), занял крепость Дарьял - опорный пункт Картли на сев. границе. Он укреплял и восстанавливал крепости (Дарьял, Уджарма, Череми, Хорнабуджи, Артануджи), создав систему фортификационных сооружений. В 70-х гг. отказался участвовать в войне против Византии, бросил в темницу главного служителя культа огня Бинкарана, изгнал огнепоклонников из Картли. В ответ из Ирана было направлено карательное войско. Несмотря на то что в результате переговоров В. Г. вновь пришлось признать себя вассалом Ирана, огнепоклонство в Картли уже не имело прежнего статуса. С согласия дарбази (совещательного органа при царе) В. Г. назначил эриставов (в т. ч. и на вновь присоединенных территориях), к-рые непосредственно подчинялись его власти.

В то же время В. Г. начал церковную реформу с целью добиться признания автокефалии Грузинской Православной Церкви. Он хотел поставить во главе Церкви Католикоса и попросил визант. императора прислать в Картли Католикоса Петра и 12 епископов. Разгневанный архиеп. Картли Микаэл, у к-рого и до этого были разногласия с В. Г. в связи с борьбой между монофизитами и диофизитами, назвал царя вероотступником, проклял его и войско. Во избежание дальнейшего углубления конфликта В. Г. отправился к архиепископу и преклонил перед ним колена, чтобы коснуться его ризы, но Микаэл пнул царя ногой и выбил ему зуб. В. Г. выслал архиепископа из страны в К-поль, к К-польскому Патриарху. Архиеп. Микаэла определили иноком в мон-рь Акимитов близ К-поля. Католикос Петр с 12 епископами, прибывшие из К-поля, были отправлены к Антиохийскому Патриарху, поскольку Грузинская Церковь подчинялась Антиохийской епархии. Получив благословение, они вернулись в К-поль. По преданию, имп. Лев Великий передал им дары для груз. царя, а также отправил во Мцхету свою дочь Елену, предназначавшуюся в жены В. Г. Нек-рые из прибывших епископов возглавили вновь образованные епархии, а др. сменили епископов - сторонников архиеп. Микаэла. К кон. V в. в Картли уже существовало 24 епархии. Картли являлась форпостом христианства на Кавказе. Укрепив положение страны, В. Г. возобновил борьбу с сасанидским Ираном. В 484 г. он возглавил крупное восстание грузин и армян. Хотя восстание было подавлено, Сасаниды были вынуждены ослабить свой режим. В кон. V или в нач. VI в. В. Г. был смертельно ранен в сражении с персами, получив удар мечом в спину. Царя похоронили в перестроенном им же соборе Светицховели , где находилась фреска с его изображением.

В. Г. собирался перенести столицу в Тбилиси, провел строительные работы и завещал осуществление этого замысла своему преемнику, построил храмы Никози и Ниноцминда (3-я четв. VI в.), город-крепость Череми. Его имя связано с участием в строительстве мон-ря Св. Креста (Джвари) в Иерусалиме, где на стене до XIX в. существовало его изображение. В Британском музее хранится гемма с пехлевийской надписью и изображением мужчины в царском венце, к-рого идентифицируют с В. Г.

В. Г. почитается образцом мужества и мудрости. Многочисленные народные стихи, поэмы, предания, посвященные легендарному правителю, свидетельствуют о любви грузин к нему. Царское знамя Грузии называется «Горгасалиан Давитиани».

Ист.: Джуаншер Джуаншериани . Жизнь Вахтанга Горгасали / Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1986; მოჟცევა(?)ბულლეტ ჟართლისა(?)ბულლეტ: მველი აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1963. Т. 1.

Лит.: Такаишвили Е . Источники грузинских летописей: Три хроники // Сб. мат-лов для описания и местностей племен Кавказа. 1900. Вып. 28; Горгадзе С . Автокефальность Грузинской церкви // ДВГЭ. 1905. № 21-24; Меликишвили Г . А . К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959; ჯანაშია ს . საჟართველო ადრინდელი ფეოდალიზაციის გზაზე // შრომები. თბილისი, 1949. Т. 1; Амиранашвили Ш . Я . К вопросу об определении портретов изображения на гемме Британского музея с пехлевийской надписью // ВДИ. 1960. № 2; ჯანაშია ლ . ლაზარ ფარპეცის ცნობები საჟართველოს შესახებ. თბილისი, 1962; ჯავახიშვილი ი . მველი ჟართული საისტორიო მწერლობა // Сб. соч. თბილისი, 1977. Т. 8; ჯავახიშვილი ი . ჟართველი ერის ისტორია // Сб. соч. თბილისი, 1979. Т. 1; დ. მუსხელიშვილი, საჟართველოს ისტორიული გეოგრაფიის მირითადი საკითხები. თბილისი, 1977. Т. 1; ლორთჟიფანიმე მ . ჟართლი V საუკუნის მეორე ნახევარში. თბილისი, 1979; გოილამე ვ . ჟართული ეკლესიის სათავეებთან. თბილისი, 1991; მგალობლიშვილი თ . კლარჯული მრავალთავი. თბილისი(?) 1991; ლომინამე ბ . საჟართველოს საპატ რიარჟო და მისი ავტოკეფალია // რელიგია. თბილისი, 1992. № 1-2; კაკაბამე ს . ვახტანგ გორგასალი და მისი ხანა. თბილისი, 1994; საჟართველო ვახტანგ გორგასლის ეპოჟაში. თბილისი, 1999; მამულია გ . ჟართლის ეკლესია V-VI საუკუნეებში. თბილისი, 1999.