Меню
Бесплатно
Главная  /  Осложнения  /  Заикание у детей: причины и лечение. Где лечить логоневроз? Что делать, если ребенок заикается

Заикание у детей: причины и лечение. Где лечить логоневроз? Что делать, если ребенок заикается

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Источник: old.doctorneiro.ru

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза , повышенной раздражительности, ночных страхов.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

Формы заикания у детей

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

Стадии заикания у детей

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка .

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Источник: infourok.ru

Диагностика

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография , реоэнцефалография . Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

Источник: ostrov-j.ru

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы : электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Прогноз

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Профилактика

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

Заикание это структурное нарушение ритма и темпа речи из-за судороги мышц речевого аппарата. Первые симптомы появляются у ребенка в 2-5 лет, когда происходит формирование речи. Лечение заикания у детей необходимо начинать при первых признаках патологии. Любая психологическая или физическая травма может стать толчком к развитию процесса.

Нарушение речи: лечение заикания у детей

Речевое расстройство сопряжено с нарушением согласованности мышц, голоса и дыхания. В медицинской практике состояние классифицируют на органическое, смешанное и логоневроз. В последнем случае проблема возникает у здоровых детей после психологического стресса. При этом раннее развитие речи и сильная нагрузка могут спровоцировать патологию.


Органическое или неврозоподобное состояние может возникнуть у ребенка из-за травмы, перенесенного инфекционного заболевания головного мозга, или в силу особенностей развития организма. При этом наблюдается снижение интеллекта. Смешанная форма говорит о наличии обоих состояний.

Типы нарушений:

  • Ограничение артикуляции – выглядит как перекашивание частей лица, вытягивания губ, онемение языка, ненужная мимика;
  • Дыхательные спазмы, при этом ребенку как будто не хватает воздуху при произношении слов, возникает ощущение кома в горле;
  • Голосовое ограничение возникает при произношении, когда нормальный звук резко обрывается на середине фразы или слова. Попытки его издать остаются безуспешными.

Тяжесть болезни зависит от частоты заикания. Легкая форма практически не заметна окружающим людям. При средней форме ребенок, разговаривая, ощущает дискомфорт, оппонент прекрасно слышит дефект, но общение остается нормальным. В тяжелых случаях разговор с окружающими очень затруднен, а иногда просто не возможен.

При первых симптомах необходимо начинать лечение. Проводить занятия можно в домашних условиях, но лучше обратиться к опытному логопеду.

Игнорировать заикание не допустимо. С возрастом начнутся психологические проблемы, связанные со стеснением общения, волнением и страхом перед выступлением в аудитории.

Основные правила: как лечить заикание у детей в домашних условиях

Родители должны насторожиться, если ребенок повторяет несколько раз первую букву или слог, в середине слова идет обрыв и попытка набрать воздух или появляется не правильная интонация. При этом человек потеет, краснеет, пытается замаскировать дефект зеванием или жестикуляцией. После общения возможны перепады настроения, отказ от еды, психологический дискомфорт.

Первые шаги для коррекции заикания в домашних условиях:

  • Наладить благоприятную психологическую атмосферу в доме;
  • Установить четкий дневной распорядок;
  • Ограничить компьютерные игры и просмотр телепередач;
  • Вести щадящий речевой режим. Родители должны говорить медленнее, можно поиграть в «молчанку».
  • Не перегружать ребенка информацией и эмоциями;
  • Рекомендуется петь вместе с малышом, водить хороводы;
  • Полезны будут занятия музыкой, танцами, плаваньем;
  • Показывайте детям спектакли, многие спокойно говорят с предметами, игрушками и животными;
  • Если спешите, не нужно торопить малыша, лучше спланировать время с запасом.

Внимательное отношение родителей, спокойные и развивающие игры, пение, неспешные прогулки на свежем воздухе являются залогом восстановления психики.

Проводите с ребенком дыхательную гимнастику. Это позволит укрепить и развить диафрагму.

Дыхательная гимнастика: лечение от заикания в домашних условиях

Проводить упражнения необходимо в чистом и хорошо проветриваемом помещении. Следует дозировать занятия, не допуская переутомления малыша. Вдох делают коротким, выдох – медленным и плавным.


Комплекс упражнений:

  1. «Ладошки». Руки сгибают в локтях, ладони направлены к зрителю. На вдохе ладони сгибают, на выдохе разгибают. 4-5 вздохов, руки опускают. Повтор движений 2-4 раза.
  2. «Маятник». Ноги на ширине плеч, стойка прямо. На вдохе наклоняются вниз, касаясь пола, на выдохе распрямляются.
  3. Наклоны головы. На выдохе стараются достать ухом до левого плеча, на вдохе до правого.
  4. Повороты головы. Выдох поворот влево, вдох – на право.
  5. Качание головой. Наклон вниз – вдох, вверх – выдох
  6. «Обнимашки». Исходное положение стоя, руки внизу. Вдыхая нужно обнять себя за плечи, выдыхая принять первоначальное положение.
  7. «Цапля». Положение стоя, правая нога приподнята на 90 градусов и согнута в колене. Носок тянется к полу. На вдохе приседают, медленно выдыхая поднимаются. Аналогично прорабатывают упражнение на другой ноге.

Помимо занятий нужно надувать мыльные пузыри, шары, дуть в трубу или дудочку, на кораблик, опущенный в воду. Задача взрослых проводить занятия в игровой форме. Тогда они принесут малышу радость и будут способствовать укреплению диафрагмы.

Медикаментозная терапия и аппаратные методы: как вылечить у ребенка заикание

Раннее обращение к специалисту – залог успешного лечения. Комплексные дефекты самостоятельно сложно поддаются исправлению. Проблемами речи занимается логопед. Специалист обучает плавному разговору, объясняет, как правильно дышать, проводит игровые занятия.

Современная медицина предлагает аппаратные методы лечения заикания. Такие способы пойдут на пользу более взрослым детям. Основы технологии базируются на компьютерной обработки речи. Больной произносит предложение с заиканием, программа анализирует и исправляет ошибки, воссоздавая нормальную и замедленную речь. Попытка подстроиться под аппарат приводит к восстановлению ритмичности слов, что положительно влияет на течение болезни.

Медикаментозное лечение направлено на восстановление психического и эмоционального фона.

  • «Фенибут» – противосудорожное средство;
  • «Валериана», оказывает успокаивающее действие;
  • «Пирацетам», «Пантокальцин», «Ноофен» – ноотропное лекарство.

Лечить препаратами необходимо в комплексе с основными методиками, в противном случае эффект будет минимальный.

Точечный массаж воздействует на определенные участки речевого аппарата. Он проводится на лице, захватывая носогубные участки, подбородок, уши, переносицу. Проводится под медленную и успокаивающую музыку. Эффект достигается по прошествие 2-3 курсов.

Вылечить заикание у детей можно. Необходимо запастись терпением и шаг за шагом двигаться вперед, поощряя малыша и радуясь происходящим улучшениям.

Великий оратор Демосфен страдал заиканием, чтобы излечить недуг разговаривал с галькой во рту и старался перекричать шум морской волны. Это позволило справиться с речевым дефектом и дало возможность выступать перед большой аудиторией.

Лечение заикания у детей (видео)

Курс лечения может варьироваться от полугода до нескольких лет. Длительность зависит от степени тяжести, причин и личности человека. Даже в тяжелых случаях шансы на излечение высоки.

Заикание (логоневроз) – это неприятное и сложное нарушение целостной речи, которому подвергаются в большей степени дети. При этом данная болезнь может быть полностью излечимой, причём довольно эффективно. Об этом говорит сама статистика - около 4% детей имеет болезнь заикания. Такое же нарушение можно встретить лишь у 2% взрослых людей. Как вылечить болезнь в домашних условиях?

Развитие функций речи у детей - довольно сложный процесс, во время которого у малыша могут проявляться различные болезненные ощущения. Самое распространённое нарушение в речи малыша - это развитие заикания. Оно может происходить из-за большого количества факторов. Развивается заикание довольно в раннем возрасте, быстрая реакция и помощь со стороны родителей – это залог полноценного успеха, который поможет устранить определённые проблемы в будущем.

Если не начать лечение такой болезни, то у малыша могут развиваться сильные проблемы в процессе социализации и отношений со сверстниками, в этом случае ребёнок начнёт замыкаться в себе, не сможет полностью выстраивать отношения с окружающими его людьми и полноценно учиться.

Дефект с речью у малышей может быть связан с большим количеством разных факторов как внешнего, так и внутреннего вида. В случае, когда ребёнок начал заикаться с самого раннего возраста (в 2–3 года), то возрастает вероятность развития нарушений в функциях речи и в развитии головного мозга. Это будут врождённые симптомы:

Если малыш в первое время произносил фразы и слова нормально, а заикаться стал лишь в 4 года либо в возрасте 5–6 лет, то это может указывать на неблагоприятное воздействие на речевую функцию ребёнка факторов из внешнего мира.

Какие разновидности заикания считаются приобретёнными в процессе жизни

Диагностика болезни

Узнать о точном факторе развития болезни сможет настоящий специалист после диагностики ребёнка. Если малыш начинает заикаться только во время нервных либо стрессовых ситуациях, либо тогда, когда он очень сильно переживает, в присутствии незнакомых людей, то это может говорить о развитии заикания в неврозоподобной и невротической форме. Во время такого нарушения речи в спокойной и понятной для малыша атмосфере и обстановке, он начинает разговаривать и выговаривать слова должным образом.

Если заикание считается постоянны и никак не зависит от воздействия факторов из внешнего мира (погода, волнение малыша, присутствие в помещении незнакомых людей), то, скорее всего, причина развития осложнений с речью кроется в неправильном процессе работы самого головного мозга, поражение речевой функции.

По данным статистики, мальчики в 4 раза чаще страдают заиканием, чем девочки.

Симптоматика и признаки развития болезни

Стоит отметить, что признаки заикания нужно отметить вовремя.

Типы заикания у ребёнка

Лечение заикания у детей в домашних условиях

Чаще всего заикание у детей вполне качественно поддаётся корректировке. Самым главным считается то, как скоро родители смогут распознать заболевание, которое вызвало дефект в речи ребёнка, и начать его лечить. Самое главное, что нужно сделать родителю, который увидел у малыша особые нарушения в разговоре, это перестать паниковать. Не стоит давать ребёнку понять, что вас что-то испугало либо, что вам не нравится его заикание. Лучше всего будет вообще не показывать ребёнку эту проблему и не мешать ему в попытках правильно выговорить слово. В это время стоит просто смотреть за ребёнком и активно пытаться найти причину развития заикания.

Независимо от того, смогли ли вы найти причину развития дефектов речи, малыша следует отвести в больницу и показать неврологу, психологу, логопеду, а в некоторых случаях ещё и психотерапевту. Обследование стоит проводить консультации педиатра, не удивляйтесь, если он напишет вам направление к детскому психиатру. Лечащие врачи смогут провести нужную проверку и анализ, помогут понять, что стало основной причиной развития заикания, а также скажут родителю, какое лечение необходимо ребенку.

Следует приготовиться к тому, что осмотр малыша будет довольно комплексным. Вместе с беседами с малышом, оценки его психосоматики, врачи, наверное, назначат вам ЭЭГ, МРТ головного мозг. С результатами после их анализов картина болезни сможет стать наиболее полноценной.

Проводить лечение заикания у ребёнка можно несколькими методами. Проведение медикаментозного лечения считается очень эффективным, но без процесса психотерапии не даст нужных результатов. Применение гипноза, который может посоветовать родителям врач-психотерапевт, у большинства детей противопоказано, чаще всего его советуют в подростковом возрасте. Точно можно сообщить то, что процесс лечения будет происходить в индивидуальном порядке, который станет известен после комплексного осмотра пациента и причин, которые подтолкнули развитие данного заболевания.

Заикание у ребенка является причиной множества проблем в процессе социальной адаптации. Прежде чем начать лечение заикания у детей в домашних условиях, необходима консультация детского психолога, невропатолога, логопеда.

После выявления причин и степени развития заболевания будет назначена соответствующая схема коррекции, которая в сочетании с систематической домашней терапией обязательно даст результат.

Речевой дискомфорт, вызванный заиканием у ребенка, может повлечь за собой массу негативных последствий. Дети начинают стесняться, неохотно идут на контакт, снижается успеваемость в школе, так как ответ у доски становится для них стрессом, развиваются неврозы. В дальнейшем эти проблемы сильно влияют на качество жизни.

Некоторые особенности

Распознать этот дефект речи у ребенка можно не ранее 2-3 лет, когда он уже начинает говорить. Необходимо обратиться к специалистам как можно раньше, так как начальная стадия гораздо легче поддается исправлению. После 2-3 месяцев дефект считается закрепившимся и требует уже серьезного лечения.

Заикание характеризуется появлением характерных судорог при произношении слов, обычно они длятся до 12 секунд, но в самых тяжелых случаях достигают 1,5 минуты. Специалисты различают тонические судороги, при которых происходит короткий спазм и повторяется только согласный звук, и клонические, когда мышцы повторяют одно и то же движение и получается повторение целого слога. Чаще всего появляются трудности в произношении согласных звуков «д», «т», «к», «б», «п», «г». Симптомы заболевания бывают постоянными, а могут проявляться волнообразно либо периодами.

Ослабление нервной системы ребенка, повлекшее за собой нарушение речи, может быть вызвано множеством причин. Они обусловлены либо предрасположенностью головного мозга, либо внешними воздействиями. К первым можно отнести наследственные неврологические заболевания, внутриутробные инфекции, кислородную недостаточность или травмы во время беременности, тяжелые роды. В группе риска находятся дети, чьи матери, находясь в положении, курили и употребляли алкоголь.

К внешним воздействиям относятся:

  • сахарный диабет;
  • инфекции дыхательных путей;
  • инфекции ЦНС (менингит и др.);
  • психологические травмы;
  • общее ослабление организма вследствие перенесенных заболеваний;
  • энурез.

Причина может крыться и в домашнем воспитании. Если ребенок чересчур избалован и изнежен или, наоборот, к нему предъявляются повышенные требования, это может спровоцировать речевые дефекты. Манера речи родителей и постоянного окружения также оказывает влияние: если мать или отец заикаются или просто слишком быстро разговаривают, ребенок поневоле начинает подражать.

Какие условия необходимо создать дома

Чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было успешным, нужно создать дома благоприятную психологическую атмосферу. В первую очередь надо ограничить вредное воздействие телевизора и компьютера, особенно следить за тем, что ребенок смотрит перед сном.

Просматриваемые передачи и мультфильмы должны соответствовать возрасту. Перед сном не нужно читать страшные сказки — это может спровоцировать ночные кошмары.

В период лечения не стоит потакать малейшей прихоти ребенка — это может привести к тому, что любая неприятность станет для него стрессом. Также нельзя предъявлять непомерные требования. Методы наказания следует выбирать спокойные, например, лишить чего-то приятного или заставить посидеть и подумать о своем поведении. Ни в коем случае не надо запирать ребенка одного, пугать, повышать голос.

Родные и близкие заикающегося ребенка должны следить за своей речью: говорить плавно, разборчиво. Вести себя с ним следует ровно, не требуя сегодня больше, чем вчера. Желательно подобрать окружение из детей с хорошо развитой речью. Игры, которые подразумевают одиночные выступления, пока для ребенка вредны. Зато очень полезны те, где нужно отвечать хором.

Если заикание возникло неожиданно и остро, необходимо как можно скорее выявить травмирующую ситуацию и устранить ее. Полезна смена обстановки, пребывание в приятном для ребенка месте. Но лучше избежать перевозбуждения, обилия впечатлений, даже радостных. Малышу необходимы покой и размеренность.

Дыхательная гимнастика и массаж

Огромное значение при лечении заикания имеет правильное дыхание.

Обычно дети, страдающие этим недугом, делают вдох, напрягают мышцы и стараются произнести слова на выдохе. При этом воздуха не хватает, они снова делают вдох, и опять лишь короткая фраза. Ведь легкие при таком поверхностном дыхании почти не заполняются воздухом, а диафрагма совсем не работает.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой помогает научиться наполнять легкие воздухом до основания, развить выносливость и подвижность голосовых связок и заставить диафрагму участвовать в процессе звукообразования. Но этот процесс очень долгий, он требует терпения и настойчивости, быстрых результатов ждать не следует. Процесс восстановления речи идет скачкообразно, возможен период, когда прогресса нет совсем, а потом может наступить резкое улучшение.

Выполнять упражнения следует либо перед едой, либо через 2 часа после приема пищи. Первое упражнение называется «Насос», оно позволяет выработать глубокое дыхание. Для его выполнения нужно слегка наклониться вперед и одновременно шумно и быстро вдохнуть воздух так, чтобы легкие заполнились.

Второе упражнение «Обними плечи» выполняется следующим образом: воздух шумно вдыхается носом, а голосовые связки в этот же момент смыкаются. При этом легкие в верхней части сжимаются и воздух поступает в нижние доли, которые у заикающихся людей плохо вентилируются.

Детям с нарушениями речи очень полезен специальный массаж плеч и воротниковой зоны. Повторять его желательно раз в квартал двухнедельными курсами. Это способствует укреплению нервной системы и расслаблению мышц.

Игры и творческие занятия

Всем известно, что развитие мелкой моторики ребенка способствует развитию его речевой деятельности. При заикании это будет совсем нелишним. Специалисты советуют обратить внимание на рисование. Не стоит ограничивать ребенка в самовыражении: пусть рисует пальцами, ладонями, прутиком на песке. Для рисования красками можно взять большие листы бумаги и большие кисти.

Очень нравятся детям занятия с мелкими предметами — пуговицами, горошинами, бисером. Лото, конструкторы и кубики также необходимо иметь в наличии. Игры с этими предметами способствуют развитию речи и корректируют ее нарушения.

Многие заикающиеся дети, представляя себя кем-то другим, разговаривают нормально, и это необходимо поощрять. Существует специальная игровая терапия, когда ребенок входит в образ кого-то очень храброго и сильного. Для этого можно надеть на него маску или просто создать необходимый антураж для небольших спектаклей. В результате малыш решает внутренние конфликты и снимает нервное напряжение.

Полезно танцевать с ребенком под музыку — ритмичные движения способствуют развитию плавности речи. Для снятия напряжения можно посоветовать увлечь малыша играми с водой, песком и снегом. Это принесет максимум пользы при минимуме затрат. В плохую погоду на помощь придет пластилин или соленое тесто.

Все эти игры не только помогут справиться с заиканием, но и расширят кругозор ребенка, окажут положительное влияние на его интеллект и нервную систему. Они полезны и здоровым детям, а страдающим нарушениями речи тем более.

Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Образ жизни и режим при болезни

Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название Курс лечения Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Терапия народными средствами

Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

Положительный эффект имеют отвары и настойки:

Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

Вконтакте