Меню
Бесплатно
Главная  /  Кашель у взрослых  /  Статья про рейтинг волонтеров. «Почему я волонтер? Отличительные признаки добровольчества

Статья про рейтинг волонтеров. «Почему я волонтер? Отличительные признаки добровольчества

Волонтерское движение в системе

Воспитания подрастающего поколения

в условиях ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

Кудинова Е.А. –преподаватель специальных

Дисциплин ОГБОУ СПО «РКК»,

Г.Шацк, Рязанская обл.

Аннотация: В данной статье рассматривается организация волонтерского движения в ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

Ключевые слова: волонтёрство, волонтер, социально-культурная деятельность, студенчество.

«Люди, которые готовы посвятить время тому, чтобы стать частью истории» - именно так называют волонтеров .

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от voluntarius - добровольно) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) .

Студенческое волонтерское движение – одно из приоритетных направлений воспитательной работы ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры».

Развитие студенческого волонтерского движения в учреждениях среднего профессионального образования является эффективным способом организации воспитательного процесса будущих специалистов социально-культурной сферы.

В процессе участия в волонтерской деятельности будущие работники социально-культурной сферы проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы.

Волонтеры колледжа культуры принимают активное участие в добровольческих городских, районных, областных акциях.

Так, например, студенты-волонтеры участвовали городских социально-культурных акциях: «Наш парк», «Весенний трудовой десант», «Голосуй, а то проиграешь!», проводимых местным отделением «Молодая гвардия Единой России».

Кроме этого, преподаватели и студенты колледжа культуры на протяжении пяти лет выезжают в детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» (Сасовский р-н, с. Мыс Доброй надежды»), где дают благотворительный концерт для отдыхающих воспитанников школ-интернатов Рязанской области.

Важной и значимой для волонтеров колледжа культуры является работа по оказанию помощи участникам Великой отечественной войны. Ежегодно в образовательном учреждении организуется акция «Помоги ветерану». Студенты оказывают посильную помощь по хозяйству. Также проводятся встречи с участниками войны, бывшими работниками колледжа – Теляевым Л.И, Стикиным А.В.

В рамках празднования дня пожилого человека преподаватели и студенты постоянно выезжают с концертами в отделение временного проживания пожилых людей (Дом ветеранов).

В преддверии 2013 года преподаватели и студенты колледжа активно проявили себя в Областной благотворительной акции «Новый год приходит в гости!». С театрализованной игровой программой они посетили Чучковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, «Сасовский социально-реабилитационный центр», Потьминский дом-интернат для умственно-отсталых детей. За плодотворную социально-культурную и творческую работу преподавателей и обучающихся администрация колледжа культуры, в лице директора Леженкиной Л.А., получили положительные отзовы, благодарственные письма.

Данная акция стала традиционной уже на уровне колледжа культуры. Вот уже в третий раз преподаватели и студенты-волонтеры посещают социально-реабилитационные центры с подарками, и не только творческими. К данной работе активно привлекаются местные предприниматели, молодые мамы М.А.Степкова и Ю.В.Петракова. В преддверии 2014 года участниками театрализованного представления «Новогодний переполох» стали не только преподаватели и студенты колледжа, но и дети педагогов, спонсоры со своими детьми.

Кроме этого, студенты-волонтеры под руководством педагогов-координаторов – Колошеиной А.И., Булгаковой М.И. постоянно осуществляют выезды в «Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с анимационными фольклорными развлекательно-познавательными программами и игровыми программами: «Масляничные забавы», «Скоморошьи потехи» и др.

Следует отметить, что студентка колледжа культуры Райковская Евгения за активную волонтерскую деятельность стала дипломантом областного конкурса «Марафон добрых дел» (г.Рязань) в номинации «Доброволец года».

Очевидно, что в условиях ОГБОУ СПО «Рязанского колледжа культуры» осуществляется большая работа по пропаганде волонтерского движения, как в рамках города, так и за его пределами. Но существует ряд слабых сторон, которые в ближайшее время непременно будут ликвидированы.

На наш взгляд, необходимо на базе колледжа культуры создать постоянно действующий отряд волонтеров под руководством педагога-лидера-координатора. Также необходимо обновление учебно-методического комплекса, проведение тренингов для преподавателей и студентов по работе в команде, развитию лидерских качеств, формированию коммуникационных навыков, а также мастер-классов с участием представителей благотворительных организации и добровольческих движений.

Несомненно, что волонтерство – это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою самостоятельность, креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах. В этом и заключается основа концепции педагогики успеха студентов и преподавателей колледжа культуры, осуществляющих волонтерскую деятельность.

Генеральный секретарь ООН Кофи Анан считает, что «в сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше» .

Реализуя волонтерскую деятельность, преподаватели и студенты ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры» хотят сделать мир лучше и с тать частью истории свой страны!

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия социальной работы / под ред Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с .
  2. Wikipedia.org
  3. http://www.world4u.ru/volonter.html

Этот мир может быть чуть добрей. Верь!

Каждый день и каждый час всё зависит от нас.

Солнца луч и детский смех, счастья хватит для всех!

(Гимн волонтёров)

Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых волонтеры незаменимы. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».

В апреле 2014 в МОУ гимназии №1 был создан волонтерский отряд «Улыбка». Первый опыт ребята получили в МОУ ДООЦ им. А.Матросова во время летней экологической смены. Там родилось наше название и девиз « Жить без улыбки - просто ошибка, повсюду улыбки – всюду добро!» Навсегда останутся в памяти увлекательные мероприятия и новые друзья, а благотворительный концерт в пансионате «Туношна» определил одно из главных направлений волонтерской деятельности - помощь ветеранам. Второй год волонтеры организуют акцию «Подарок ветерану» и ездят в пансионат с благотворительными концертами. Тепло и заботу хотят подарить они каждому жителю пансионата.

Для поддержки семей гимназистов, попавших в трудную жизненную ситуацию, волонтеры проводят акцию «Чужая жизнь – уже не мелочь!», осеннюю и зимнюю благотворительные ярмарки. Чего там только нет: дары лета, поделки, елочные украшения, выпечка! Если захотите, то послушайте песню или участвуйте в беспроигрышной лотерее. Детская фантазия, окрыленная идеей добра, не знает границ.

Под опекой волонтеров находится и приют животных «Вита». Ребята собирают корм, лекарства, необходимые животным, средства ухода. Получается столько, что родители могут увезти это только в багажниках машин. Приласкать четвероногого друга, погулять с ним хотят все дети, а три собаки уже обрели новых хозяев и стали питомцами гимназистов.

В год 70-летия Победы волонтеры отряда «Улыбка» принимали участие в акции «Волонтер Победы». Добровольные пожертвования, сделанные родителями гимназистов и жителями бывшего села Смоленское, дали возможность обновить памятник на могиле зенитчиков, охранявших в годы войны железнодорожный мост через Волгу. К сожалению, поисковая работа пока не дала результата, и памятник остался безымянным.

Для музея гимназии ученики и учителя создали Книгу Памяти, включив в нее сорок пять рассказов в прозе и стихах о детях войны, защитниках Родины, тружениках тыла, принесших нам Победу. Память о них хранилась в семьях ребят, а теперь стала достоянием всех гимназистов, и будет передаваться из поколения в поколение.

В этом году волонтеры участвовали в серии обучающих семинаров, проводимых Городским центром внешкольной работы, акции «Даешь добро!», танцевали флэш-моб на «Весенней неделе добра», защищали проекты на конкурсе к 5-летию благотворительной организации «Гринпёс». А сколько еще планов, которые обязательно осуществятся!

В какой-то момент накрывает усталость от всего: и от бесконечных красот инстаграмма, и от чрезмерного креатива «ВКонтакте», и даже от политизированности Facebook. Наступает момент, когда хочется встать и выйти на улицу, увидеть живых людей, банально помочь хоть кому-нибудь перейти через дорогу в подсознательной надежде на то, что это снимут видеорегистраторы, выложат в Сеть, ты поделишься, и благословенные лайки замигают красным. Одергиваешь себя – ведь не ради славы! Множество лайков можно заработать и простым репостом просьбы о помощи, особенно если дописать пару слов от себя, поставить восклицательные знаки где надо – плавали, знаем. Совесть можно успокоить, перечислив деньги на счет очередного фонда. Но в какой-то момент это перестает быть достаточным. И потребность сделать что-то хорошее-великое-вечное перевешивает все. Вспоминаешь, начинаешь вбивать в поисковиках все возможные сочетания со словом «добро» и в какой-то момент зависаешь на одном из сайтов. В моем случае это оказался сайт добровольческого движения «Даниловцы», хотя с таким же успехом я могла бы остаться и на «Милосердии» или «Старших братьях и сестрах».

Просто совпало. Совпало на пластилиновом слоненке.

«Ваня – мой самый-самый первый подопечный. В первое мое посещение РДКБ (Российская детская клиническая больница. – «НГ-политика») мы вместе лепили из пластилина слоненка. Кажется, это было так давно. 27 октября 2012 года. Спустя несколько лет снова встретились. Он подрос, повзрослел. Больше подросток, чем маленький мальчик, с которым я познакомилась осенью 2012-го. Но сколько радости от встречи! И он тебя узнает, и ты его! И вот выясняется, что слоненок за эти годы никуда не делся – он до сих пор живет у Вани дома. На полке. Не выброшен. Не забыт. Стоит живая память о маленькой творческой встрече. Казалось бы – мелочь, но разве слоненок может быть мелочью?» – это рассказ волонтера о первой встрече с подопечным,

И у меня тоже теперь есть свой слоненок – совсем крохотный, из бирюзы. Который теперь всегда со мной. Как маленькое напоминание, зачем я это делаю. Через какое-то время лишаешься иллюзии, что волонтерство – это ради помощи ближним, и приходишь к осознанию, что это ради собственного спасения от поглощавшей тебя пустоты.

Стать даниловцем не так просто, как хотелось. Приходится записаться на собеседование, принять условия этой организации, но зато и получить преференции, которые у них есть, – накопленный за семь лет опыт и 18 уже сформировавшихся групп помощи, среди которых не только помощь детям, но и взрослому населению. Плюс возможность выбора – наиболее активные экстраверты могут выбрать группы помощи детям в больницах и приютах, где нужно много общаться, заниматься творчеством с детьми, устраивать им праздник, а самые закрытые интроверты, например, – группу переписки с заключенными, где можно долгие годы общаться с людьми, так ни разу их и не увидев.

«При первой же встрече с желающим стать нашим волонтером, – говорит руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский, – мы четко обозначаем сферу его компетенции. Вокруг любого благополучателя всегда существует своя среда: врачи, родные, друзья, воспитатели, представители органов власти и т.д. Волонтер не может, и мы это особо подчеркиваем, никого заменить из этой среды, он обязан оставаться собой. К примеру, в больнице волонтер не может встать между мамой и ребенком, даже если мама «не в себе», волонтер не может ставить под сомнение предписания врача и тем более не может назначать лечение. Задача волонтера – встроиться в существующую среду и оказывать помощь в сотрудничестве со всем окружением благополучателя, выстраивая границы и доверительные отношения».

Есть базовые принципы волонтерства, с которыми вас также ознакомят: не навреди; будь готов помогать нуждающимся вне зависимости от национальности, вероисповедания и социального статуса; учитывай интересы своих близких; соблюдай правила; не пытайся заменить профессионалов (врачей, пожарных, воспитателей); соблюдай и удерживай границы; вкладывай усилия, а не деньги; опирайся на свои реальные возможности; работай в команде.

Если вышеперечисленное по каким-то критериям вам не подходит или перестает устраивать через какое-то время, вы свободны в своем выборе. Точно так же организация оставляет за собой право без озвучивания причин отказать вам в сотрудничестве. И это правило тоже принимаешь, на собеседовании тебе объясняют, почему оно появилось – у даниловцев очень уважительное отношение к волонтерам: вы имеете право задавать все интересующие вас вопросы и получать на них ответы.

«Волонтеры – это не бесплатная рабочая сила. Это те, чье сердце откликнулось на беду. Они помощники и партнеры. Мы как организация вместе с ними отвечаем за их труд. Как правило, волонтеры-новички не имеют квалификации и большого опыта. Они не в состоянии результативно решать сложные задачи. Их труд должен быть организован, разбит на составные задачи, они должны понимать смысл и знать результат. Это все задачи координатора, который есть у каждой нашей волонтерской группы. С любыми своими проблемами, возникающими в ходе работы, волонтер в первую очередь идет к координатору», – подчеркивает Белановский.

Кроме координаторов работу волонтерской группы сопровождают психологи, которые проводят как групповые встречи, так и индивидуальные, по запросу волонтеров.

«В чем смысл сопровождения и поддержки волонтеров? Для меня этот вопрос так или иначе связан с главным философским вопросом: в чем вообще смысл прихода волонтера к подопечному? На мой взгляд, может быть два ответа. Первый – с позиции «сильного». Волонтер – своего рода Бэтмен, который пришел спасать слабых. Такой волонтер не нуждается в обучении или поддержке: на то он и Бэтмен. Он может лишь развивать свои навыки. И второй ответ: приходит человек к человеку. Один человек, со своей силой и слабостью, к другому такому же человеку. Такой взгляд чрезвычайно важен для нашего движения. Для меня принципиально важно, что волонтеры – это тоже люди. Это люди, которые точно так же, как и их подопечные, как любой другой человек, нуждаются в помощи, поддержке и участии. Когда встречается человек с человеком, в их общении могут быть трудности, непонимание, ошибки. Это нормально, это жизнь. Вообще общение человека с человеком – это целое искусство. Искусство, где есть место проблемам, особенно когда встречаются люди с непростыми судьбами. А судьбы часто непростые как у подопечных, так и у волонтеров», – считает координатор по сопровождению волонтеров Лидия Алексеевская.

«Бывает, что человек (в нашем случае – волонтер) участвует в нескольких благотворительных проектах: помогает на ярмарке, навещает детей в больницах, кормит бездомных, что-то делает на благотворительных ремонтах и при этом у него работа, учеба, помощь друзьям, родственникам, – рассказывает психолог добровольческого движения «Даниловцы» Светлана Перегудова. – Волонтер может таким образом испытывать себя на прочность и при этом чувствовать, что нужен всем, может получать одобрение от окружающих его людей за свою активность, отзывчивость, доброту… Но при всем этом если у человека нет ясного понимания, зачем ему это нужно, каковы его силы, что он в себе через это восполняет, нет осмысления деятельности через свои ценности, то он может столкнуться с эмоциональным выгоранием. Через добрые дела человек ставит амбициозную цель «помочь всем», при этом не имея возможности найти себе места в этой жизни, пытается его найти среди добрых дел, других волонтеров или людей, которые нуждаются в помощи. Все это в итоге приводит к излишней нагрузке. Если волонтер не осознает четко и глубоко, что же положительного приносит ему самому его доброе дело, то для него существует опасность втянуться в деятельность, разрушающую его».

Мне пока еще далеко до этого. Каждый раз перед тем, как открыть дверь к подопечным, я сжимаю в ладони маленького слоника из бирюзы как напоминание о том, как я сюда дошла и куда иду, но ни в одном из моих профилей в социальных сетях вы не сможете его увидеть – это моя маленькая победа над виртуальной реальностью и шаг в настоящую жизнь.

Лана Парастаева

УДК 378.183-057.875 Подхомутникова Марина Викторовна

кандидат политических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии

Кубанского государственного университета [email protected]

РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Podkhomutnikova Marina Viktorovna

PhD in Political Science, Lecturer of the History and Cultural Science Department, Kuban State University [email protected]

DEVELOPMENT OF VOLUNTEERING AMONG YOUNG PEOPLE

Аннотация:

В статье рассматривается роль волонтерского движения в жизни молодежи. Особое внимание уделено организации волонтерства в высшей школе как важного компонента процесса социализации студенческой молодежи, ее социальной активности. Проанализирован опыт организации добровольческой деятельности студентов в Кубанском государственном университете.

Ключевые слова:

молодежь, волонтерское движение, добровольчество, волонтерский центр.

The article discusses the role of volunteer movement in lives of the young people, in particular, organization of the volunteering in the higher school. The volunteers’ activities are considered to be an important component of the students’ socialization. The author studies experience of volunteer services organization in the Kuban State University, and gives some guidelines for volunteers’ work improvement.

youth, volunteer movement, volunteering, volunteers’ center.

Одна из самых заметных тенденций, проявившихся в последние годы, - рост волонтерства (добровольчества). Добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.

В настоящее время большую роль в развитии волонтерской добровольческой деятельности играет студенческая молодежь. Среди студенческой молодежи возникают и развиваются волонтерские отряды, организации и движения.

Волонтерство как молодежное движение в России только набирает свои обороты в развитии. Во многих городах оно играет немаловажную роль. Город Краснодар является площадкой для консолидации усилий общественных организаций, органов власти в развитии добровольчества - одного из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне. Согласно приказу департамента молодежной политики Краснодарского края «Об организации добровольческой (волонтерской) деятельности в Краснодарском крае» от 1 июня 2010 г. № 183 во многих высших учебных заведениях Кубани были открыты волонтерские центры. Основными задачами деятельности этих центров является: предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал; формирование общественной ценности добровольчества (волонтерства) и позитивного общественного мнения относительно участия молодых граждан в добровольческой (волонтерской) деятельности; развитие системы информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности.

В Кубанском государственном университете (КубГУ) 14 мая 2011 г. официально начал работу Волонтерский центр КубГУ. К Олимпийским играм в г. Сочи волонтерский центр КубГУ должен подготовить и обучить 2 850 волонтеров. Волонтерский центр объединил в себе 25 волонтерских отрядов различных факультетов вуза. По данным Центра, за последние три года более 4 500 студентов, преподавателей и сотрудников КубГУ приняли участие в 32 социальных акциях.

Миссия Волонтерского центра КубГУ заключается в пропаганде добровольчества, мотивации и привлечении молодежи к добровольному труду для продвижения олимпийских ценностей, во имя всеобщего блага и приумножения социального капитала России, формирование ее привлекательного имиджа в мировом сообществе. Со студентами-волонтерами в КубГУ работают преподаватели, юристы, специалисты по связям с общественностью, врачи-наркологи, специалисты по работе с молодежью, работники научной библиотеки и др. Цель этой работы - приобрести опыт волонтерской работы и затем самостоятельно работать в молодежной среде.

Традиция волонтерства сильна в Кубанском государственном университете. Еще в 1999 г. на базе наркологического анонимного кабинета была создана Межвузовская волонтерская организация г. Краснодара. Потенциал волонтеров, работающих под руководством врачей-наркологов, используется для профилактики наркозависимости среди молодежи. Задача студентов-волонтеров заключается в мотивировании молодежи к самостоятельному решению своих проблем без употребления наркотиков.

Волонтеры проводят большую работу среди студентов, учащихся школ пригорода г. Краснодара: принимают участие в волонтерском анкетировании, беседуют о последствии приема наркотиков, алкоголя, табакокурения, проводят круглые столы, тренинги «Как сказать наркотику нет!», мастер-классы, деловые игры, направленные на усиление личностных ресурсов. Перед анкетированием со студентами, школьниками волонтеры проводят беседы о целях анкетирования и важности правильного заполнения анкет. После проведения мониторинговых исследований, анализа ситуации осуществляются планирование и организация профилактических мероприятий, апробация модели волонтерского движения в проблемной среде, подготовка и выпуск методических рекомендаций и другой антинаркотической литературы.

Студенты-волонтеры КубГУ неоднократно участвовали в теле- и радиопередачах, публиковали статьи в газетах и журналах краевого и муниципального уровня. Ребята принимали участие в реализации проекта Общественной палаты РФ «От сердца к сердцу» (г. Ростов-на-Дону). Цель проекта: создание условий для эффективного вовлечения молодежи в решение социальных проблем и обмен опытом среди представителей ЮФО. Это проект проходил в три этапа, после его завершения волонтеры получили сертификаты и книжки волонтера. Работа волонтеров КубГУ отмечена многочисленными грамотами, благодарностями, ценными подарками со стороны администрации города, Карасунского округа, директоров школ г. Краснодара.

В 2002 г. в КубГУ на добровольных началах появляется студенческий педагогический отряд «Лидер» - общественное объединение студентов различных специальностей и курсов, добровольно изъявивших желание в свободное от учебы время участвовать в творческой, социально-значимой деятельности. В следующем году в структуре педагогического отряда создается волонтерское движение «Милосердие», для которых девизом жизни стали слова: «Спешите делать добро, если успели - вам повезло!». О деятельности этого отряда можно узнать на сайте Кубанского государственного университета, где публикуются материалы о проведенных добровольческих акциях. В рамках губернаторской благотворительной программы «Цветик-семицветик. Вместе поможем детям»

ежегодно в КубГУ проводятся волонтерские акции по сбору денежных средств, а также выставки-продажи детских поделок.

Ребята, пришедшие по зову сердца, не останавливаются на достигнутом, они ищут новые формы работы со своим сверстниками для расширения волонтерского движения. На сегодняшний день в КубГУ насчитывается более 150 добровольцев, получивших личные книжки волонтеров.

Добровольческое (волонтерское) движение в КубГУ - это сложный, динамичный, развивающийся процесс. Несмотря на успехи в области добровольчества, необходимо сказать и о недостатках. Например, из всего числа созданных на факультетах добровольческих отрядов активно работают лишь единицы, среди них волонтерский отряд факультета химии и высоких технологий «Prima materia», педагогический отряд «Милосердие» факультета педагогики, психологии и коммуникативистики и волонтерский отряд «Акварель» факультета журналистики.

Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения. Это ведущие мотивы участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом - одна из насущных потребностей современного человека.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глу-

бинных человеческих потребностей - потребность быть принятым и вовлеченным в лич-ностно значимые социальные отношения.

Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

1. Об организации добровольческой (волонтерской) деятельности в Краснодарском крае: приказ департамента молодежной политики Краснодарского края от 1 июня 2010 г. № 183 [Электронный ресурс]. URL: http://rabotakuban.in fo/files/prikaz2010.doc (дата обращения: 4.12.2012).

2. Студенческий педагогический отряд «Лидер». URL: http://kubsu.ru/Studlife/trudotr/leader (дата обращения:

References (transliterated):

1. Ob organizatsii dobrovol"cheskoy (volonterskoy) deyatel"nosti v Krasnodarskom krae: prikaz departamenta mo-lodezhnoy politiki Krasnodarskogo kraya ot 1 iyunya 2010 g. № 183 . URL: http://rabotakuban.in fo/files/prikaz2010.doc (date of access: 4.12.2012).