Меню
Бесплатно
Главная  /  Кашель у детей  /  Праздник Петра и Февронии. История и традиции. История Петра и Февронии (День семьи, любви и верности)

Праздник Петра и Февронии. История и традиции. История Петра и Февронии (День семьи, любви и верности)

Многие люди слышала про день Петра и Февронии. Число празднования ежегодно выпадает на 8 июля. В православной традиции эти святые являются покровителями любви и брака. С 2008 года в России ко Дню Петра и Февронии приурочили День семьи, любви и верности.

У наших предков с этой даты снимался запрет на купание в водоемах и заготовку трав. Считалось, что русалки с берегов уходят вглубь рек и озёр, поэтому купаться становится безопасно.

День Петра и Февронии: история праздника

По легенде, князь Петр проживал в Муроме и болел проказой. Однажды ему приснился необычный сон, в котором его исцелила с помощью трав молодая крестьянка Феврония. Петр занялся поисками девушки из сновидения и смог её отыскать. Проживала она в Рязанских землях. Феврония исцелила князя, а в благодарность за это он взял её в жены. Пара прожила в любви и согласии до глубокой старости.

В преклонном возрасте Петр и Феврония постриглись в монашество и попросили Господа о том, чтобы умереть в один день. Скончались они по поверью действительно в один день 8 июля 1228 г. (по новому стилю). Их тела поместили в разных обителях. Но уже утром люди обнаружили, что они находятся вместе.

В 1547 г. Петра и Февронию причислили к лику святых. Они становятся покровителями брака и семьи. Православная церковь почитает их память ежегодно 8 июля.

День Петра и Февронии: традиции

К Петру и Февронии обращаются с просьбами подарить счастье в браке. Брачующиеся в этот день просят у святых благословения, а семейные люди – благополучия. На Руси с этой даты и до Петрова дня было принято играть свадьбы. Считается, что браки, заключенные в этот период, очень крепкие. Многие и сегодня стараются сыграть свадьбу 8 июля, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь рядом с любимым человеком.

В этот день в храмах совершается богослужение. Мощи святых хранятся в Свято-Троицком женском монастыре, расположенном в г. Муром. Сюда 8 июля многие верующие люди совершают паломничество.

Незамужние женщины гадают на суженного. Популярным считается гадание на сон. Чтобы увидеть в сновидении будущего супруга спать необходимо в одиночестве. А перед сном положить под подушку расческу и сказать:

«Суженый-ряженный приходи во сне меня расчёсывать».

День Петра и Февронии: приметы и поверья

  1. Погода, которая стоит 8 июля, продержится ещё 40 дней.
  2. Чтобы семейная жизнь была счастливой и благополучной в этот день обязательно нужно помолиться перед иконой святых.
  3. Хорошей приметой считается посвататься или сыграть свадьбу 8 июля.
  4. У святых можно просить о здоровье и счастье для своих детей.
  5. Тот, кто весь день проведет со своей семьёй, будет жить в достатке и любви.

День Петра и Февронии: что нужно делать и чего делать нельзя

Праздник приходится на Петров пост. Если дата выпадает на вторник, четверг или выходные дни, то в пищу можно употреблять рыбу. В понедельник разрешено есть горячую пищу без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.

Этот день лучше провести в молитвах о семейном счастье, посетить храм и поставить свечи за здравие своих близких. Нельзя проводить различные магические обряды, злословить, сплетничать, ругаться. Так как дата выпадает на Петров пост, то нельзя венчаться.

День Петра и Февронии: что дарят 8 июля?

В этот день принято дарить близким людям иконы с изображением святых. Особой силой обладают образы, вышитые своими руками. Символом этого дня являются ромашки. Поэтому можно подарить любимой девушке букет из этих цветов.

Не стоит забывать, что внимание и забота – это лучший подарок для близких. Отложите все дела и постарайтесь провести время с любимым человеком. Сходите вместе в кино или отправьтесь на природу.

Видео: идеальный брак Петра и Февронии

День семьи, любви и верности 2017: какого числа, история праздника – кто такие Петр и Феврония Муромские? Когда и как отмечается самый популярный из этнографических праздников этого лета?

День семьи, любви и верности – этому празднику рады в любой семье, в любом доме. Не зря святые супруги Петр и Феврония являются покровителями брака, воплощающие в себе идеалы супружества, чистоты и верности.

В России православный праздник День Петра и Февронии отмечается 8 июля, согласно данным «Википедии» . В 2017 году это суббота. Свое название в нынешнем виде День семьи, любви и верности получил в 2008 году и с тех пор его не обходят вниманием в крупных городах. По такому случаю организуются мероприятия в ДОУ и памятных местах в крупных городах.

Петр и Феврония Муромские – экскурс в историю. Согласно легенде, князь Муромский Петр, правивший в XIII веке, после битвы со змеем, заболел проказой. Во сне Петру пришло предзнаменование, что излечить его может только дева Феврония, простая крестьянка, дочь бортника, жившая в селе Ласково (ныне Рязанской области). Князь обратился за лечением к прекрасной деве, а за исцеление обещал на ней жениться. Феврония исцелила Петра, однако, князь изменил свое намерение: решив, что князю не следует жениться на простолюдинке . Его решение поддержали придворные бояре.

Предвидя обман, Феврония намеренно упустила одну язву , чтобы болезнь вновь взяла верх. В иных источниках говорится, что это Господь покарал Петра , снова наслав на него недуг. Когда Петр вновь обратился к деве за помощью, то смог по-другому взглянуть на молодую целительницу. Дело закончилось свадьбой.

Привезя молодую супругу в Муром, Петр и Феврония снова столкнулись с трудностями: бояре отказались принять княгиню незнатного происхождения. Петр выбрал любовь и семью, и супруги оставили княжество, покинув Муром. Новобрачные недолго оставались только в обществе друг друга. В Муроме без мудрого князя началась смута и бояре, видя силу духа Петра, попросили его вернуться. Так Петр и Феврония стали править вместе, а Феврония стала княгиней, и сумела расположить к себе людей, став примером доброй и верной жены.

В старости Петр и Феврония приняли постриг, и, получив при крещении новые имена – Давид и Ефросиния, стали просить у Бога благословения умереть в один день . Так и случилось: супруги преставились в один час 8 июля (25 июня по старому стилю), завещав похоронить их в одном гробу. Однако, чудеса на этом не закончились. Монахи решили похоронить их в разных могилах, каждого в стенах своего монастыря, однако после погребения чудом Петр и Феврония оказались в «двойном» гробу, который приготовили себе. Так, Петр и Феврония оказались вместе даже после смерти по божьей воле. К лику святых их причислили в 1547 году.

Прах святых Петра и Февронии покоится в Муроме в Свято-Троицком монастыре. В наши дни влюбленные приходят туда за благословением на брак и создание семьи.

День семьи, любви и верности в 2017 году в Муроме – мероприятия и концерт к празднику . Концерт ко дню Семьи пройдет на набережной Оки, пишет портал «Муром 24» , для чего уже сейчас активно воздвигается сцена из металлоконструкций.

Концерт в Муроме назначен на 20:00, выступят Филипп Киркоров, Марк Тишман, Валерия, Денис Майданов, Трофим и Ольга Кормухина . Ведущие – Александр и Екатерина Стриженовы. Мероприятие продлится 3 часа, сообщают организаторы.

Также по случаю Дня семьи, любви и верности на улице Ленина в Муроме воздвигаются интерактивные развлекательные площадки в старорусском стиле. В частности, известно, что на площадках будет организован «калачный двор», где каждый желающий сможет опробовать себя в амплуа пекаря и продегустировать калачи по старорусскому рецепту.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Святых Петра и Февронию Муромских почитают в народе как покровителей семейного очага, хранителей супружеской любви.

Всероссийский день семьи, любви и верности отмечается 8 июля.

История праздника

Всероссийский праздник День семьи, любви и верности появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Петр и Феврония стали образцом крепких семейных отношений еще при жизни.

По преданию, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князь узнал, что помочь ему может Феврония, крестьянка деревни Ласковой на Рязанщине.

Феврония помимо красоты и благочестия славилась мудростью и умением лечить недуги, именно она вылечила князя, и в благодарность за это Петр взял ее в жены.

Однако бояре не признали в Февронии княгини и потребовали от князя отказаться от нее: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Тогда Петр и Феврония покинули город и зажили жизнью простых людей - без почестей и богатства, радуясь Божьей помощи.

А в Муроме тем временем разгорелась смута. Бояре собрали совет, на котором решили звать Петра обратно - княжить по совести и справедливости. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния.

Они молили Бога, чтобы умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу. Их молитвы были услышаны. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день Петр и Феврония вновь оказались вместе.

Погребены святые супруги в соборной церкви Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. Ныне они почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Петр и Феврония считаются покровителями христианского брака. День 8 июля является датой их памяти, поэтому он и был выбран для данного праздника. Отмечается праздник с 2008 года.

Значение праздника 8 июля «Всероссийский день семьи, любви и верности»

Такие общечеловеческие ценности, как семья, любовь, нежность и верность очень важны в нашей жизни. Семья дает человеку любовь, поддержку, стабильность и радость. Она нужна для воспитания детей. К сожалению, ценность семьи существенно упала в глазах молодого поколения.

Установление праздника «День семьи, любви и верности» призвано обратить внимание людей на то, что семья как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры.

Символы праздника

Символом праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» стала ромашка — символ нежности и верности.

В честь этого семейного праздника была даже создана специальная медаль. Она была учреждена Федеральным оргкомитетом и вручается в этот день супругам, которые прожили в счастливом браке не менее 25 лет.

Как отметить праздник

Всероссийский день семьи, любви и верности следует проводить со своей семьей или с любимым человеком. На этот праздник не принято дарить поздравительные открытки, шоколад и разные сувениры. Лучшим подарком для любимого человека в этот день может стать букет полевых или садовых ромашек.

Традиции Дня памяти святых Петра и Февронии

На Руси издревле молились Святой паре Петру и Февронии о благополучии в семье. Просили у них благословения на свадьбу.

Существовала примета, если купец на Петра и Февронию отработает весь день в лавке бок о бок с женой, это принесет его семье достаток.

Мероприятия на праздник 8 июля

В храмах проходят богослужения.

В современной России этот праздник уже обрел некоторые традиции. Этот день считается одним из самых удачных дней для заключения брака и проведения обряда венчания.

Поздравления к празднику

Слова «семья, любовь и верность»
Огромный смысл в себе несут.
Там, где семья, - всегда есть нежность,
Там, где любовь, - всегда нас ждут,
А там, где верность, - доверяют
Без лишних и ненужных фраз.
Пусть эти чувства процветают
И счастьем окружают нас!

***

Семья - это крепость, семья - это дом.
Должна быть она вам уютным гнездом!
Блаженство комфорта и лепет детей
Дороже любых самых вкусных сластей!

Любите друг друга, любите ваш дом,
Любите семью, что находится в нём.
Цените родных, уважайте, лелейте,
Теплом своих рук вы друг друга согрейте!

Желаю вам счастья на долгие годы,
Хороших друзей и прекрасной погоды.
И нежных вам чувств, и приятных мгновений,
И самых прекрасных всегда впечатлений!

***

С Днем семьи, с Днем верности,
С праздником, родные!
С Днем любви и нежности,
Наши дорогие!

Пусть не будет поводов
И причин для ссор,
Пусть благополучие
Не покинет дом.

Счастья и здоровья
Всей вашей семье,
Солнечной погоды
В доме и в душе!

***

С прекрасным праздником семьи
И чистой искренней любви!
Пусть вам добро он принесет,
От всех невзгод убережет.

Пусть будет крепкою семья,
И будут верными друзья,
А в мире ложь и мишура
Уступит место для добра!

***

Желаю вам я в День семьи,
В душе чтоб пели соловьи,
Сердечко радостно стучало,
Любовь чтоб вас не покидала!

Живите долго, мирно, дружно.
Всплакните вместе, если нужно,
Но лишь от счастья, не от горя.
Хоть и бывает так, не спорю…

Семью свою всегда цените,
Друг другу преданность храните.
Союз свой очень уважайте,
От взглядов злых оберегайте!

Восьмого июля православные люди отмечают праздник Петра и Февронии, которые являются покровителями всех семей и браков. История бытия этих святых христиан на протяжении многих сотен лет существует в поверье Муромской земли. Подлинные события по прошествии многих лет приобрели мифические черты, которые связаны с поверьями этого края. С 2008-го года почитание святых супругов получило официальный государственный статус и был провозглашен новый праздник – День семьи. Для популяризации праздника Петра и Февронии во многих российских городах были установлены монументы преподобным князю и княгине. Первый памятник святым был установлен в Архангельске, а затем они появились в Муроме, Сочи, Ульяновске и иных городах России.

Правоверный князь Петр был меньшим братом Муромского князя преподобного Павла. Однажды по наваждению дьявола к супруге старшего брата Павла стал прилетать змей. Несчастная женщина, которая не смогла устоять против демонской силы, об этом рассказала мужу. Муромский князь приказал жене выведать у змея как можно убить его. Выяснилось, что умереть злодею суждено от Петрова плеча и Агрикова меча. Разузнав об этом, преподобный Петр нераздумывая решил убить супостата. С Божьей помощью в храме открылась тайна хранения Агрикова меча и князь сумел выследить и поразить проклятого змея. Однако, перед своей смертью злодей обрызгал его ядовитой кровью, и после этого он весь покрылся язвами и гнойниками, эту болезнь не мог вылечить ни один лекарь.

Смирясь со своей страшной болезнью, князь предался Богу. И вот однажды Петру пришло сновидение, что излечить его сможет лишь дочь древолаза Феврония, которая была мудрой, доброй и умела лечить недуги. Князь Петр заверил, что женится на девушке, если она сможет его излечить. Однако, давая обещание, он слукавил в душе: ведь князю не подобает жениться на простой крестьянке. Благодаря своей премудрости, Святая Феврония не стала излечивать князя до конца, так как он не сдержал своего обещания, вскоре болезнь вновь возобновилась. Во второй раз девица вылечила Петра окончательно и он женился на ней. И стали жить они благочестиво в спокойствии и согласии.

После кончины старшего брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали нового князя, но Февронию они невзлюбили, не хотели, чтобы княгиней была крестьянка. И потеряв всякий стыд, предложили ей взять все, что она захочет и уйти из Мурома. Но княгиня сказала, что кроме своего супруга ей ничего не надо. Узнав об этом, блаженный Петр добровольно отказался от власти, взял свою любимую супругу и уплыли они вместе в изгнание. И жили они простыми людьми, и радовались они тому, что вместе, и Бог благословил их.

В Муроме же тем временем бояре ссорились из-за освободившегося престола, пролилось немало крови и не могли они найти согласия. Тогда, посовещавшись, решили бояре звать князя обратно. Преподобные Петр и Феврония смогли возвратиться в свой родной город и стали править долго и праведно. По пришествии старости они приняли постриг в монашество, и в молитвах просили Бога об одном, чтоб умереть им в один день. А захоронить себя завещали они в одном гробу, который приготовили заранее из одного камня с перегородкой посередине. В 1228-ом году умерли святые супруги в один день и даже в один час, как и просили у Господа.

Нарушив волю усопших, люди решили, что грешно предавать земле в одном гробу святых монахов и положили их в разных монастырях, но уже следующим утром они чудом очутились рядом. Еще дважды тела святых клали в разных храмах, но снова происходило чудо и они оказывались рядом в одном гробу. Так и похоронили святую чету в городе Муроме около соборной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий, кто верил в Бога, обретал здесь исцеление и помощь.

В России православный праздник в честь Петра и Февронии, который олицетворяет любовь и верность, издревле отмечался широко, а в Муроме он стал днем города. В день (8-го июля, а по старому календарю 25-го июня) люди посещали храмы, где молодые в молитвах просили у Господа о любви, а семейные люди – о согласии и верности в семье. Известно также много случаев, когда уже отчаявшиеся бездетные супруги обращались с молитвами к чудотворцам Петру и Февронии, и Господь даровал им ребенка.

Несколько лет назад, ещё в бытность свою президентом, Дмитрий Медведев навязал России в качестве полуофициального очередной церковный праздник - день "святых" Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Теперь в российском календаре эта дата значится как День любви, семьи и верности. Ранее церковь очень настаивала на введении некой своей, доморощенной альтернативы западному Дню святого Валентина, который якобы развращает нашу молодёжь. К тому же, в стране надо всеми силами укреплять семью, а сии муромские "святые-чудотворцы" мол, почитаются на Руси именно в качестве покровителей семейной жизни и супружеской любви...

Конечно же все слышали об этом новом празднике, многие даже гордятся, так сказать нашим доморощенным "днем Св. Валентина", однако практически большинство россиян имеют смутное представление о самоей сути этого "святого" праздника, равно и о его виновниках - Петре и Февронии, но раз уж не только православная церковь, но и сам бывший глава государства, известный своей любовью к " продвинутым гаджетам" и прочим электронным технологиям, Медведев освятил своим авторитетом празднование в России дня Петра и Февронии, то значительное число простых наших сограждан на полном серьёзе посчитали эту пару "святых" из Мурома подлинным идеалом семьи, супружеской любви, дружбы и т. д. и т. п.
При этом по обычной лености или наивности люди не пытаются даже заглянуть в первоисточник - церковное житие Петра и Февронии, - а доверяют благозвучной церковной версии данной истории. Православные же попы и их фанаты из числа мирян не устают расписывать в современных СМИ парочку муромских "чудотворцев" в самых привлекательных тонах.

Как звучит история Петра с Февронией можно узнать, ознакомившись с первоисточником этой истории - "Повестью о Петре и Февронии Муромских" или в "Академических исследованиях повести о Петре и Февронии", которые были сделаны под редакцией академика Панченко, в которых есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными. На самом деле в тексте жития сих "чудотворцев" из Мурома, - по крайней мере, подлинном, восходящем к ХVI веку, - вы как раз именно о любви, семейной жизни, супружеской верности и прочем не найдёте фактически ничего. Давайте же вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии.Нужно заметить, что уже сами попытки современных клерикалов выдать Петра и Февронию за неких реальных исторических лиц, якобы живших в ХIII веке, - по сути ложь - никакого князя Петра, равно как и его упоминаемого "житием" брата Павла, которые правили бы в Муроме ни в том столетии, ни до, ни после него, история не знает. Тем более молчат летописи о какой-то там чудотворице Февронии, якобы умудрившейся стать муромской княгиней.

На самом деле в ХIII веке Муромским княжеством правили Святославовичи, ветвь Рюриковичей - Юрий Владимирович, князь муромский имел троих сыновей - Владимира, Давыда и Юрия. После смерти Юрия Муромского на престол взошел сначала Владимир Юрьевич, а после его смерти уже Давыд Юрьевич, который правил Муромским княжеством в течении 13 лет. Как видим никаких Павла и Петра на престоле Муромского Княжества в первой половине ХIII века мы не наблюдаем. Павел, Пётр и Феврония - вымышленные персонажи.

Однако по большому же счёту, чтобы убедиться в явной надуманности "Повести о Петре и Февронии", необязательно даже вникать в историю: достаточно просто ознакомиться с текстом этого жития, и всё станет на свои места.

Начинается эта повесть с абсолютно сказочного сюжета, - а именно, с рассказа о победе главного героя, Петра, над неким летающим "змеем", посланным самим дьяволом. Сам по себе такой сюжет, как поединок со Змеем, является классическим для фольклора самых различных народов с древнейших времён, - есть он и в христианстве, где его воплощает Георгий Победоносец и в русских народных былинах, где подобных гадов вовсю " мочат" богатыри типа Алёши Поповича или Добрыни Никитича... Но если в большинстве таких фольклорных историй герой избавляет свою землю и соотечественников от действительно страшного врага, опасного чудовища, приносящего зло множеству людей, то в "Повести о Петре и Февронии" с самого начала мы встречаемся с довольно жалкой и нелепой профанацией такого образа Змея, - даже можно сказать, с некой скабрезной карикатурой на него. Ибо тамошний "змей" являет угрозу не для рода человеческого в целом, или же всей Руси, или же отдельно взятой Муромской земли и города Мурома, а предстаёт врагом лишь одной, конкретно властвующей там княжеской семьи. Этот опереточный змей не сжигал огнём города, не жрал людей и не брал в полон прекрасных девиц: вместо всего этого он повадился всего лишь " наставлять рога" муромскому князю Павлу, - старшему брату того самого Петра, о котором пойдёт речь ниже... Притом, согласно сюжету Повести, змей сей являлся в спальню к жене князя (неназванной по имени княгине) в человеческом обличье, принимая личину её законного мужа Павла, так что никто из посторонних ничего и не мог заподозрить. Из рассказа неясно, в какой именно момент сама княгиня обнаружила такое скандальное обстоятельство, но упомянуто, что до того, как она рассказала обо всём своему мужу, "много времени преидоша". Надо думать, что поначалу жену князя её сатанинский любовник вполне удовлетворял. Далее, когда князь Павел узнаёт скандальную правду, он призывает свою супругу решительно порвать со змеем, дабы она смогла наконец "освободиться... от злого его дыхания, и сипения, и прочей мерзости, о которой стыдно сказать". Правда, из текста неясно, откуда муромский князь смог узнать такие интимные подробности близости его жены со "змеем", - можно подумать, он при этом лично присутствовал, - однако же, забегая вперёд, скажем, что подобное упоминание вообще является единственным моментом во всей этой якобы любовной Повести, хоть как-то непосредственно касающимся темы семейной жизни...

Но это ещё не сама сказка, а только "присказка", где речь идёт пока не о собственно Февронии или Петре, а только о злоключениях его брата Павла. Мало того, что никакой историчности в данном сюжете нет и быть не может, сей мистический анекдот про "скандал в благородном семействе" надо признать довольно пошловатым началом для истории об идеальной любви и супружеской верности, - не правда ли?

Но пойдём дальше: как же повёл себя православный князь города Мурома, сведав наконец про то, что некое дьявольское отродье, всё из себя такое вонючее и сипящее, " пользует" возлюбленную супружницу под его же собственной личиной?
Может Павел, как подобает средневековому герою-рыцарю, осенил себя крестным знамением и встал с мечом в руке на охрану и оборону своего супружеского ложа? Вовсе нет, - судя по тексту "Повести...", сей благоверный муж не на шутку струхнул, сразу почему-то решив, что ему самому такого грозного супостата ни за что не одолеть! Поэтому решил он действовать не спеша, а согласно коварному плану. - Своей жене он велел продолжать, как прежде, сношаться с гадким змеем для того, чтобы, усыпив бдительность гада, выведать у того способ, которым можно его убить. - Конечно, данный сюжет для сказочного фольклора тоже является классическим, встречаясь уже в библейской легенде про Самсона и Далилу... Жена успешно выполнила задание князя: когда змей после очередных любовных утех с нею расслабился, то рассказал на свою беду княгине, что смерть ему суждена "от Петрова плеча, от Агрикова меча".

Тут в дело впервые, собственно, и вступает пресловутый Пётр, - брат князя, которому Павел, на основании полученных от жены разведданных, поручает ради спасения своей супружеской чести выступить против коварного змея, как следует "раззудевшись плечом". Для этой цели Пётр вскорости вооружается, соответственно, "Агриковым мечом", который очень кстати обнаружился буквально рядом - за городом в церкви женского Воздвиженского монастыря, - " и с того дня стал искать удобного времени, чтобы убить змия." Тут, правда, встала та проблема, что последний, как уже говорилось в начале, являлся в покои княгини, приняв образ её мужа Павла. В связи с этим обстоятельством перед Петром маячила опасность невзначай снести "Агриковым мечом" по ошибке жбан собственному братцу, богопомазанному правителю города Мурома, притом прямо на ложе его законной жены, - что большинством простых муромцев было бы явно неверно истолковано, как цареубийство с целью узурпации престола. По идее, самым разумным вариантом в такой щекотливой ситуации для Павла было бы во время охоты на змея вообще полностью воздержаться от посещений своей супруги, - дабы Пётр, застав её в объятьях князя, мог бы сразу рубить с плеча, будучи уверен, что сей муж - ненастоящий...

В общем, долго ли, коротко ли, но Петру удалось благополучно избежать такой путаницы: выследив подлого змея в княжеских покоях, он прикончил его в два счёта своим чудесным Агриковым мечом. - Подлый сатанинский гад, хоть и пытался сперва прикинуться князем Павлом, непосредственно перед смертью принял своё истинное обличье: но, подыхая, успел забрызгать Петра своей ядовитой кровью. Последнего же, судя по всему, не учили, что после убийства принято мыться, или же ещё лучше заранее окроплять себя святой водой, - и вот из-за этой своей оплошности Пётр вскоре покрылся струпьями и язвами. При таких, совершенно немыслимых и фантастичных обстоятельствах, он "серьёзно заболел".

На этом первая, вступительная часть " Повести...", эксплуатирующая избитый сюжет о победе над змеем, кончается, и начинается основная часть этой истории, - надо признать, куда менее фантастичная, но зато намного более пошлая.

Итак, страдающий от своей тяжкой болезни Пётр стал искать врача, могущего его исцелить, но никто в Муромском княжестве не оказался на это способен. Тогда герой-змееборец поехал в соседнюю, Рязанскую землю, и начал поиски врачевателя там. И вот один его слуга наткнулся в селе Ласково на "зело премудрую" крестьянскую девицу Февронию, владевшую уникальным даром целительства. Убедившись в её способностях, "отрок" поведал Февронии о беде своего господина, упомянув и о причине его болезненного состояния, т. е. свершённом им убийстве летающего змея. Однако же, вопреки ожиданию, на эту простолюдинку рассказ о таком чудесном подвиге никакого особого впечатления не произвёл, ибо когда слуги привезли изъязвлённого героя в её деревню, она поставила совершенно циничное и наглое условие: что вылечит его, только если Пётр возьмёт её в жены.

Как гласит "Повесть...", он сперва и мысли не допускал о том, чтоб взять в жёны какую-то там деревенщину, однако, мечтая о скорейшем излечении, притворно обещал стать её мужем, если она уврачует его язвы. Таким образом, оба главных персонажа сей истории, почитаемые ныне РПЦ как "святые", ведут себя в данной ситуации абсолютно цинично и безнравственно, руководствуясь подлым расчётом: Феврония жаждет воспользоваться уникальным случаем, чтоб заиметь богатого знатного мужа, а Пётр с его стороны надеется любой ценой отвертеться от подобного "счастья", пытаясь откровенно надуть возомнившую о себе крестьянку. Но в итоге предвидевшая всё это Феврония обхитрила надменного княжича, и обманула его самого.

Пётр соглашается и обещает жениться. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз». И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, действительно, женится на ней.

Затем всё ещё происходит смешнее. То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях не идёт речи - чистый шантаж. Феврония резко улучшает своё социальное и материальное положение таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.

Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме. О дальнейшей супружеской жизни Петра и Февронии за годы их правления в Муроме "Повесть..." говорит совсем кратко, буквально в нескольких фразах. Причём это описание не содержит ровным счётом никакой конкретики, касающейся именно семейного быта княжеской пары, а даёт только набор черт, свойственных идеальным правителям и вообще христианским праведникам в средневековой литературе, - мол, они много молились, блюли заповеди Господни, заботились о своих подданных, помогали странникам и нищим, кормили алчущих и т. д. и т.п.

Детей у Февронии и князя Петра, равно как и у его ранее умершего брата Павла, не было: по крайней мере, "Повесть..." о них почему то абсолютно ничего не упоминает. А ведь у Давыда Муромского, чья персона считается прообразом князя-змееборца Петра было трое детей - Евдокия, будущий князь Юрий Муромский и Святослав.

Дожив до преклонных лет и чуя приближение смерти, Пётр с Февронией постриглись в монахи: он под именем Давида, а она - Евфросинии. Каждый из них ушёл в свою обитель, - таким образом, их несуразное, вымученное супружество всё же закончилось, в понятиях того времени, разводом, ибо в монастыре, разумеется, никаких семей, никаких жён и мужей существовать не может. Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, супружеская же преданность Петра и Февронии, дескать, выразилась в их желании умереть одновременно друг с другом, о чём они и молили усиленно бога...

А затем наступает некий мифологический цирк в стиле зомби-апокалипсиса...

Сцена смерти описывается житием в лучших традициях религиозного фольклора. Инок Пётр-Давид из своего монастыря присылает монашке Евфросинье-Февронии весточку, что он уже помирает, но она ему отвечает: мол, погоди, дай мне дошить для церкви узорный платок! Тот опять сообщает, что "отходит", но его бывшая жена снова говорит, что не закончила шитьё, и так повторяется ещё раз... В третий раз, наконец, Феврония плюнула: так не дошив на платке святые образа, она воткнула в него свою иголку и так отослала Петру в его обитель, после чего оба они, как и желали, умерли в один день, 25 июня (по старому стилю) невесть какого года, - когда и отмечается православной церковью праздник в их честь. Перед своей кончиной Пётр и Феврония завещали похоронить их в одном гробе.

Хоронят же их в разных гробах, естественно. Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Поэтому Февронию решено было захоронить в загородном женском монастыре Воздвижения, а Петра, который всё же был раньше князем, - в соборной церкви города Мурома. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает.

Изумлённые муромцы, а изумиться было чему - не каждый день по столице ночью ползают трупы умерших правителей, их вытащили оттуда и снова переложили в отдельные гробы, но на следующий день снова нашли мертвецов в одной могиле...
И так происходит несколько раз. Православные жители города Мурома в итоге решили, что лучше с этими ходячими трупами не связываться, и оставили тела Петра и Февронии в покое, в общем гробу, раз уж им там так нравится. - Непонятно только, зачем им нужно было разводиться, чтобы потом с таким упорством добиваться своего воссоединения после смерти. Кончается сие благочестивое повествование заверением, что мощи этих "святых", разумеется, обладают чудесным свойством исцелять приходящих к ним паломников...

Что можно сказать обо всей этой полубезумной истории? - Что она, как и множество других церковных сказок, была бы крайне гнусна, если б по счастью, не являлась полностью вымышленной! Ведь фольклором здесь являются все главные составляющие сюжета: и Петр с Павлом как князья Мурома, и летающий змей, и сползающиеся и самоукладывающиеся в один гроб мертвяки, - да и сама возможность простой деревенской холопки, пусть и обладавшей большой "разумностью", стать княгиней на Руси средневековья могла иметь место разве что только в сказке..

Но "сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!". А какой же намёк, какая такая мораль раскрывается в "Повести о Петре и Февронии"? Чему она может научить современных "молодцев" и особенно "девиц"? .. Выходить замуж по расчёту и благодаря шантажу? Жить с супругом без любви и без детей? Оканчивать свою семейную жизнь разводом, уходить затем в монастырь, чтобы потом совместно захораниваться? Однако хороший пример...

Выходит символом российской любви, семьи и верности стала эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого и не представить нельзя. И эта пара почему-то сделана ныне символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Уж не говоря о каких-то более основательных источниках. Опять-таки расчёт на серость.