Меню
Бесплатно
Главная  /  Кашель у детей  /  Сонорный парный твердый звук. Что такое сонорные звуки

Сонорный парный твердый звук. Что такое сонорные звуки

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л’], [м’], [н’], [р’].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

    Сонорные звуки - это непарные звонкие согласные, которые произносятся без шумового эффекта - шумы при образовании сонорных звуков сведены к минимуму, а слышатся совсем не так, как пишутся. К примеру, в слове след последняя буква Д слышится и произносится, как звук Т - слеТ. В их образовании непременно участвует голосовой аппарат.

    Сонорные согласные не имеют парных букв:

    м, м, н, н, л, л, р, р, j.

    Посмотрите на данный ряд букв и вы заметите, что одни из них произносятся чисто, а другие - мягко, как гласная.

    Сонорные звуки никогда не являются свистящими. Они по произношению напоминают гласные звуки и создают ложное впечатление образования дополнительного слога в слове. Вот, например, сколько слогов в слове декабрь? Правильно - два, потому что в слове всего две согласных буквы - -е- и -а-. Однако, при произношении создается впечатление, что слога три. Аналогичный обман слышится и в словах корабль, дирижабль, джентльмен и т.п.

    Ох, и труден же русский язык)!

    л, м, н, р, й. Есть еще другие согласные звуки, их называют просто - звонкие согласные звуки. Это б, в, г, д, ж, з. Прочитать объяснение учителя и сделать пару упражнений можно на этой странице.

    Самое главное отличие между гласными и согласными звуками - участие голоса в произнесении первых. Артикуляция согласных - это полное отсутствие или минимум голоса и главенствующая роль производимого в разных участках речевого аппарата шума. Те из согласных, в произнесении которых голос задействован максимально , называются сонорными .

    В некоторых языках (например, в современном чешском) они могут даже образовывать слог. Эти звуки фактически стоят на стыке согласных и гласных. Например, часто сложно определить, какой именно перед нами звук - и неслоговое или сонорный j. В словах, в которых мы пишем букву Й после гласной и перед другой по качеству согасной, речь идт именно о неслоговом гласном.

    Сонорные звуки вам уже все описали. Только я еще добавлю,что сонорные звуки для многих людей приводят к ошибкам. например, ребенок произносит слово слеТ (хотя надо Д писать), слово бреТ (надо писать только букву Д) , а потом и пишет именно Т. Сами знаете к чему это приводит. Сонорные звуки выступают самостоятельно,не имеют пары.

    Термин сонорные звуки(сонорные согласные) применяется в фонетике, данным термином обозначаются такие звуки, которые произносятся с преобладанием голоса, без участия шумового движения воздуха в речевом аппарате человека.

    В русском языке, все согласные звуки подразделяются на глухие и звонкие,а так же сонорные. К сонорным звукам относятся такие звуки, как: й,м,р,л,н.

    Как я выяснил у сестры к сонорным относят определенные девять звуков. Эти звуки все знают еще по школе -это м, м, н, н, л, л, р, р, j- произнесите слово йод и вы сразу этот звук услышите.

    Вот эти буквы попадают под понятие о котором сейчас идет речь:

    Все это довольно легко запомнить, особенно буквы, ведь их не так много, и пять штук подлежат быстрому восприятию для памяти обычного учащегося, а такая информация будет всегда в запасе что очень важно.

    ну вообщем это 9 звуков: м, м, н, н, л, л, р, р, j.это значит дорожащие,при произношении основным источником шума является тон(голос),которые создают колеблющиеся голосовые связки

    В русской фонетике различают гласные и согласные звуки. У гласных звуков говорящее название: они произносятся голосом. А в образовании согласных звуков принимает участие в большей степени шум. Но среди согласных выделяются своей звучностью сонорные звуки , у которых, в отличие от других согласных, нет пары по глухости. В их образовании участвует не только шум, но и голос. Эти согласные самые звонкие. А теперь перечислим их:

    л, л,м, м, н, н, р, р и непарный мягкий, непарный звонкий звук й .

    В словах рама, ларь, яма, ель, юла, юный содержатся только сонорные звуки.

    К сонорным звукам относят согласные. Причем согласные, которые создаются только голосом, они звонкие и при образование сонорных звуков не участвует шум. К сонорным звукам, то бишь сонорным согласным относят р, н, л. м.

    Сонорные звуки, это произношение согласных букв, для которого при произношении не требуется движения воздуха через горло. Это самое простое объяснение которое можно дать своими словами. В разных языках, согласно правилам фонетики и фонологии, это могут быть различные буквы или сочетания. В русском языке это буквы л, м, н, р, й.

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Английский язык, в общем, а в частном случае его фонетика, имеют ряд особенностей, которые делают язык неповторимым. Одной из особенностей является наличие сонорных звуков в языке, их ещё называют сонантами.

Английский язык достаточно богат сонантами, но для начала необходимо уяснить, что представляет собой сонорный звук.

В языке бывает два вида звуков: согласные и гласные. Гласные звуки образуются при помощи музыкального тона (всем известно, что гласные можно петь), а в образовании согласных главным образом задействован шум.

Если же речь идет о сонорных звуках в английском языке, то это правило не совсем верно, так как для них характерно преобладание музыкального тона и подавление шума, но в тоже время эти звуки не относятся к гласным.

Второй особенностью сонантов английской речи служит тот факт, что у них нет пары по параметрам звонкости и глухости. Сонорные звуки делятся на глухие и звонкие, но они не являются парными.

Таблица сонорных звуков в английском языке


Характеристика сонорных звуков в английском зыке:

  1. Английский сонорный звук «ŋ» – заднеязычный звук, который относится к классу звонких. Для русскоговорящих это проблематичный звук, так как нет аналога в родном языке.
  2. Английский сонорный звук «l» – переднеязычный. Является также представителем звонких звуков.
  3. Английский сонорный звук «n» — переднеязычный носовой звук. А также он относится к звонким звукам.
  4. Английский сонорный звук «m» — по месту образования этот звук губно-носовой, а также принадлежит к звонким звукам.
  5. Английский сонорный звук «j » — среднеязычный звук английского языка.
  6. Английский сонорный звук «r» — по месту образования он является переднеязычным.
  7. Английский сонорный звук «w» — это звук губно-серединный.

Как правильно произносить сонорные звуки?

Чтобы правильно издавать сонорные звуки в английском языке, и они звучали красиво и правильно, необходимо понять механизм, то есть каким образом работает речевой аппарат в процессе извлечения звука, как проходит поток воздуха и куда он направлен.

Необходимо постоянно контролировать положение языка, помнить какие части речевого аппарата должны быть активны, как приложить усилия, чтобы извлечь нужный звук:

  • Именно он вызывает много проблем у русскоговорящих людей, так как в русской фонетике нет аналогичного звука и речевому аппарату не свойственно произносить его. Работа губ очень важный момент при произношении этого звука.

    Изначально губы соединены, потом они немного приоткрываются и несколько вытягиваются вперед, округляясь при этом. Воздушное движение оказывает воздействие на губы и должна чувствоваться вибрация. Задняя часть языка направляет воздух, который идет из легких, поэтому ее необходимо поднять к верху, но при этом не перекрыть полностью путь воздуху. Основная ошибка заключается в том, что ряд верхних зубов касается нижней губы, это грубая ошибка, которая не дает правильно произнести звук.

  • Чтобы произнести звук, необходимо расслабить речевой аппарат, напряжения не должно присутствовать, так как звук сам по себе достаточно слабый и краткий. При этом язык необходимо расслабить и опустить максимально, слегка прижать к низу.
  • Звук достаточно сложный, так как необходимо соблюдать правильную позицию языка, губ и при этом следить за потоком воздуха, который должен идти через нос. Мягкая часть неба немного опускается, что дает возможность воздуху разделяться на два потока и проходить частично через полость носа.
  • Английский сонорный звук «ŋ» . Этот звук называется заднеязычный, это значит, что задняя часть языка поднята к небу, но не весь язык, а лишь эта часть. Передняя часть языка должна быть слегка опущена к низу. Звук слегка тянется при произношении. Он немного похож на произношение русского звука «м» с открытым ртом.
  • Голосовые свзки активно работают при извлечении этого звука. Когда звук произносится, то он немного растягивается под конец. Язык необходимо расположить так, чтобы его кончик был на альвеолах. В процессе воздух проходит через нос, чтобы это получилось нужно немного опустить мягкое небо.
  • Английский сонорный звук «l» произносится с участием голосовых связок. Положение языка должно быть таковым, чтобы воздух мог проходить между боковой частью языка и небом, то есть края языка как бы слегка опускаются вниз. Край языка должен дотрагиваться до альвеол, при этом задняя часть может быть слегка возвышена к небу.
  • Чтобы извлечь верно этот звук, нужно слегка открыть рот. Язык нужно зафиксировать в одном положении, чтобы он оставался неподвижным все время. Передняя часть языка касается задней части альвеол, дальше весь язык должен быть плоским. Необходимо следить, чтобы язык не вибрировал и не ударялся об альвеолы, иначе звук будет неправильным.

Автоматизация сонорных звуков в английском языке

Для улучшения произношения сонорных звуков необходима практика, только она может помочь сделать звучание звуков естественным и правильным:

  • Необходимо как можно больше слушать правильную английскую речь, чтобы на слух запомнить правильное звучание того или иного звука, а затем уже работать над техникой его произношения. Лучше всего, если при прослушивании нажимать паузу через небольшие промежутки времени и пытаться повторить слова, содержащие сонорные звуки.
  • Необходимо тренировать технику, постоянно контролировать работу речевого аппарата. Соблюдение положения языка или неба – это очень важный аспект фонетики. Пока не достигнете ясности и понимания как движется воздух, где находится кончик языка, звук не будет произнесен правильно.
  • Регулярное выполнение упражнений для улучшения речи. Это может быть произношение похожих пар слов или скороговорки. Это отлично тренирует речь и ставит правильное и четкое произношение.

Слова с сонорными звуками в английском языке

Слов с сонорными звуками большое количество, для практики их произношения воспользуйтесь скороговорками, так практика будет интересней и веселее, что позволит сразу отработать один звук в разных словах:


  1. Английский сонорный звук «ŋ».

The English king is going to conquer Hungary,

The Hungarian king is going to conquer England.

If the English king wasn’t going to conquer Hungary,

Would the Hungarian king be going to conquer England?

  1. Английский сонорный звук «l».

A lass lays lacy lingerie up in lime,

A laundress lays lawny lingerie up in lily,

A lady-help lays linen lingerie up in lilac.

What lingerie does a landlady lay up in lavender?

  1. Английский сонорный звук «n».

Ninety nice nestlings nestle in nine nests,

Nine nice nestlings nestled in ninety nests.

If ninety nice nestlings didn’t nestle in nine nests,

Would nine nice nestlings nestle in ninety nests?

  1. Английский сонорный звук «m».

A marine map-maker must mark on maps

Much more moles, mulls and marinas.

A martial map-maker must mark on maps

Much more marshes, meadows and massives.

  1. Английский сонорный звук «j».

Yankee yachtsmen’s yachts yaw for one yard,

Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards.

If Yankee yachtsmen’s yachts didn’t yaw for one yard,

Could Yakut yachtsmen’s yachts yaw for two yards?

  1. Английский сонорный звук «r».

Rose Reed replants red roses,

And the red roses ramp around a rail.

If Rose Reed didn’t replant the red roses,

Would the red roses ramp around the rail?

  1. Английский сонорный звук «w».

We wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather.

Why do we wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather?