Меню
Бесплатно
Главная  /  Заболевания  /  Орбитальная космическая станция. История космической станции «Мир» (5 фото)

Орбитальная космическая станция. История космической станции «Мир» (5 фото)

Неуправляемая китайская орбитальная станция «Тяньгун-1», вероятнее всего, войдет в плотные слои атмосферы и упадет на Землю 31 марта или 1 апреля. Об этом свидетельствуют новые расчеты исследователей.

Неизвестная область падения

До сих пор точно никто не знает, когда и где упадет на Землю космическая станция. Несмотря на то, что скорость станции известна, делать точные предсказания по времени падения затруднительно, так как оно зависит в том числе от плотности отдельных верхних слоев атмосферы, которые постоянно меняются. Предсказать место падения еще сложнее из-за того, что «Тяньгун-1» делает несколько оборотов вокруг Земли каждые сутки, поэтому даже разница в несколько десятков минут дает крайне большой разброс координат.

Последние расчеты независимой исследовательской организации The Aerospace Corporation показали , что наиболее вероятным днем падения станции будет 1 апреля; впрочем, исследователи допускают погрешность в плюс-минус четыре дня.

Наиболее вероятным местом падения, исходя из текущей орбиты «Тяньгун-1», специалисты назвали небольшую область в районе 42–43 градусов северной или южной широты. В северном полушарии на этой широте находятся многие крупные города, такие как Нью-Йорк, Барселона, Рим, Сочи, Владивосток.

Специализирующийся на астероидах нидерландский ученый Марко Лангбрек дает схожие оценки времени падения: по его расчетам, «Тяньгун-1» войдет в плотные слои атмосферы 31 марта с погрешностью в плюс-минус три дня.

Падение на Землю

Специалисты сходятся во мнении, что большая часть «Тяньгун-1» в любом случае сгорит в атмосфере. Тем не менее, какие-то отдельные части станции, скорее всего, достигнут земной поверхности – наблюдатели с Земли смогут видеть станцию как большой огненный шар, по размерам сравнимый с метеоритом, упавшим в окрестностях Челябинска в 2013 году.

В случае падения станции на жилые районы это может привести к десяткам человеческих жертв; в то же время, такая вероятность оценивается как крайне незначительная ввиду их крайне низкой площади по сравнению с океаном и незаселенными участками суши.

Программа «Тяньгун»

Станция была запущена в космос в сентябре 2011 года. Она позиционировалась как первая и временная попытка Китая самостоятельно организовать свое постоянное присутствие на околоземной орбите. За время ее существования на «Тяньгун» были отправлены и успешно пристыкованы три грузовых корабля. Китайские астронавты на станцию не отправлялись – основной целью миссии была именно отработка технологий сближения и стыковки космических аппаратов.

В марте 2016 года Китай объявил, что миссия «Тяньгун-1» успешно завершена. Через несколько месяцев после этого стало известно, что Пекин потерял контроль над станцией.

В сентябре 2016 года в рамках проекта «Тяньгун» Китай запустил на орбиту второй аппарат, «Тяньгун-2», главной целью которого является проверка технологий жизнеобеспечения для будущей постоянной многомодульной китайской станции. В течение 30 дней на «Тяньгун-2» находились китайские астронавты.

Запуск первого модуля китайской космической многомодульной станции запланирован на 2019 год. Полностью станция будет собрана к 2022 году.

  • Жилые помещения (где располагались отдельные каюты экипажа, туалет, душ, кухня и мусорный отсек).
  • Переходный отсек для дополнительных модулей станции.
  • Промежуточный отсек, соединявший рабочий модуль с задними стыковочными портами.
  • Топливный отсек, в котором хранились топливные баки и ракетные двигатели.
  • Астрофизический модуль «Квант-1», в котором были телескопы для изучения галактик, квазаров и нейтронных звезд.
  • Научный модуль «Квант-2», предоставлявший оборудование для биологических исследований, наблюдений за Землей и космических прогулок.
  • Технологический модуль «Кристалл», в котором проводились биологические эксперименты; он был оснащен доком, к которому могли пристыковаться американские шаттлы.
  • Модуль «Спектр» использовался для наблюдений за природными ресурсами Земли и земной атмосферой, а также для поддержки биологических и естественнонаучных экспериментов.
  • Модуль «Природа» содержал радар и спектрометры для изучения атмосферы Земли.
  • Стыковочный модуль с портами для будущих стыковок.
  • Судно снабжения «Прогресс» - беспилотный корабль дооснащения, который привозил новую пищу и оборудование с Земли, а также увозил отходы.
  • Космический аппарат «Союз» обеспечивал основной транспорт с Земли и обратно.

В 1994 году в рамках подготовки к Международной космической станции астронавты NASA провели время на борту «Мира». Во время пребывания одного из четырех космонавтов, Джерри Линенджера, на станции «Мир» возник бортовой пожар. Во время пребывания Майкла Фоала, другого из четырех космонавтов, судно снабжения «Прогресс» врезалось в «Мир».

Российское космическое агентство больше не могло содержать «Мир», поэтому вместе с NASA договорилось отказаться от «Мира» и сосредоточиться на МКС. 16 ноября 2000 года было решено отправить «Мир» на Землю. В феврале 2001 года ракетные двигатели «Мира» замедлили станцию. Она вошла в земную атмосферу 23 марта 2001 года, сгорела и развалилась. Обломки упали в южной части Тихого океана возле Австралии. Это положило конец первой постоянной космической станции.

В 1984 году президент США Рональд Рейган предложил странам объединиться и построить постоянно обитаемую космическую станцию. Рейган видел, что промышленность и правительства будут поддерживать станцию. Чтобы снизить огромные затраты, США скооперировалась с 14 другими странами (Канадой, Японией, Бразилией и Европейским космическим агентством, представленным остальными странами). В процессе планирования и после развала Советского Союза США пригласили Россию в кооперацию в 1993 году. Число стран-участников выросло до 16. NASA взяло на себя инициативу в координации строительства МКС.

Сборка МКС на орбите началась в 1998 году. 31 октября 2000 года был запущен первый экипаж из России. Три человека провели почти пять месяцев на борту МКС, активируя системы и проводя эксперименты.

В октябре 2003 года Китай стал третьей космической державой, и с тех пор занимается полноценной разработкой космической программы, а в 2011 году вывел на орбиту лабораторию «Тяньгун-1». «Тяньгун» стал первым модулем для будущей космической станции Китая, которую планировалось завершить к 2020 году. Космическая станция может служить как гражданским, так и военным целям.

Будущее космических станций

На самом деле мы находимся только в самом начале развития космических станций. МКС стала огромным шагом вперед после «Салюта», Skylab и «Мира», но мы все еще далеки от реализации крупных космических станций или колоний, о которых писали фантасты. Ни на одной из космических станций до сих пор нет гравитации. Одна из причина для этого - нам нужно место, в котором мы сможем проводить эксперименты в условиях невесомости. Другая - у нас просто нет технологий для вращения такой крупной структуры, чтобы производить искусственную гравитацию. В будущем искусственная гравитация станет обязательной для космических колоний с крупным населением.

Другая интересная идея заключается в расположении космической станции. МКС требует периодического ускорения из-за нахождения на . Тем не менее есть два места между Землей и Луной, которые называются точками Лагранжа L-4 и L-5. В этих точках земная и лунная гравитации сбалансированы, поэтому объект не будет притягиваться Землей или Луной. Орбита будет стабильной. Сообщество, которое именует себя «обществом L5», было сформировано 25 лет назад и продвигает идею расположения космической станции в одной из этих точек. Чем больше мы узнаем о работе МКС, тем лучше будет следующая космическая станция, и мечты фон Брауна и Циолковского наконец станут реальностью.

Многие страны мечтали о том, чтобы открыть собственный путь в космос. Некоторым это удавалось, некоторые терпели поражение. Мы поговорим об успешных государствах, эксперименты которых известны во всем мире.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?


Какие есть космические страны мира?

Добраться до космоса вовсе не просто, поэтому каждая страна избрала свой собственный путь. У кого-то первая попытка принесла удачу, некоторые потратили годы, чтобы чего-то добиться, а кто-то вообще бросил эту затею. Как бы там ни было, космос был немало исследован и многие эксперименты продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. С 4 октября по 10, каждый год отмечается Всемирная неделя космоса. За эти несколько дней людям предлагается вспомнить все успешные эксперименты, открытия, которые способствовали тому, что жизнь на планете Земля заметно улучшилась.

Конечно же, мы не можем не упомянуть о том, какая страна открыла космическую эру. Это знаменательное событие случилось на территории СССР, как раз 4 октября 1957 года. Вечером этого дня ученые запустили ракету, которая должна была забросить самодельный спутник на орбиту Земли. Ракета выполнила свое предназначение, спутник благополучно отделился от нее и несколько недель провел в космосе, летая вокруг Земли и передавая важные сигналы. Таким образом, Россия опередила США, ведь на протяжении многих лет между ними не прекращалась космическая гонка.

Американцы тоже добились немалых успехов, наравне с российскими учеными они покорили космос и могут смело гордиться своими достижениями. Но вот свой первый спутник они запустили на несколько месяцев позже, и только со второй попытки.

Сегодня покорение космоса рассматривается по-разному. Кто-то хочет добиться престижа, таким образом, кто-то пытается гарантировать своей стране безопасность. Не удивляйтесь, что даже страны третьего мира неплохо развивают ракетостроение. Мы говорим об Африке, Азии и так далее.

Список самых популярных космических держав состоит из трех стран: Россия, США и Китай. Именно на территории этих государств было осуществлено максимальное количество удачных и полезных полетов, здесь строились настоящие ракеты носители, именно тут все начиналось, как говорится, с нуля.



Обратите внимание, что на сегодняшний день вокруг Земли насчитывается около 50 искусственных спутников из разных стран. Но интересен тот факт, что только 13 из этих государств смогли самостоятельно создать собственную ракету-носитель, которая доставит спутник на орбиту. И только 9 стран сегодня продолжают выпускать данные ракеты. Именно эти страны и называются космическими державами, так как они также обладают собственными огромными космодромами.

Если вас интересует космос, то вы можете посетить популярную туристическую компанию России, которая так и называется Страна космического туризма. Представители этой компании организуют для любопытных различные космические приключения. Вы можете собственным глазами увидеть исторический космодром Байконур, испытать на себе всю силу демонстрационных полетов, а также путешествий в невесомости на специальных космических устройствах. В результате вы получите настоящий сертификат о том, что совершили необычный и экстремальный полет. Вообще, удовольствие, конечно же, не из дешевых, но оно того стоит. Все больше и больше отечественных и иностранных туристов желают хоть немного окунуться в таинственный мир космоса.

Космические программы стран мира

Каждая страна, которая осуществляет запуск ракет в космос, имеет специальную космическую программу. Некоторые страны могут по разным обстоятельствам отказаться от подобной программы. В 2016 году именно так поступил Иран.

Страны с собственной программой — это Индия, Южная Корея, Китай, США, Франция, Россия и так далее. Кстати, мало кто знает, что неожиданно для всех именно Франция стала третьей страной, которая самостоятельно запустила искусственный спутник на орбиту Землю. Французы сумели спроектировать качественную ракету-носитель.

Несколько слов о грандиозных космических планах определенных стран. В ближайшем будущем Индия собирается отправить в космос человека, они уже имеют специальную ракету-носитель, которая в основном проектировалась по схемам иностранных ученых.

Также Индия собирается самостоятельно разработать схему личной ракеты-носителя и отправить свой спутник на геостационарную орбиту. Пока что несколько попыток были неудачными, но индийские ученые и разработчики не падают духом, не сдаются, а упорно продолжают идти к своей цели.

Китай уже многие годы известен как космическая мировая страна лидер. Именно из Китая благополучно доставляется груз на определенные космические объекты, китайцы уже отправляли своих космонавтов на орбиту, также они собираются освоить Луну и Марс. Китайцы довольно успешны в космическом деле, они планируют построить еще один огромный космодром на острове, также работают над созданием нового тяжелого аппарата, который откроет перед ними огромные возможности.

Южная Корея также пыталась следовать собственной космической программе. Непрекращающиеся военные действия в этой стране стали причиной того, что инвесторы пытались запустить космическое дело. Но несколько попыток были неудачными, поэтому обучение космонавтов практически закрылось. Затем все же корейцы передумали и решили разработать новую космическую программу с более грандиозными целями. Они решили войти в список лучших космических стран мира к 2015 году. Началась постройка космодрома, корейцы заказали у россиян серьезные ракеты. В ближайшем будущем они планируют запускать многоцелевые спутники, мечтают о создании специальной базы, для различных ракетных технологий.

В разработке разных космических программ не отстают и Япония, Израиль, Индонезия, Бразилия, Украина, Казахстан. В различных интернет источниках можно более детально ознакомиться с космическими программами разных стран.

Количество космических запусков по странам

Ежегодно совершается множество запусков различных тел в космос. Делаются они с разными целями, при этом ракеты могут создаваться в разных странах на заказ. Так как не каждое государство может позволить себе выпуск различных ракетных установок.

Предлагаем ознакомиться с кратким списком космических запусков 2017 года по различным странам. Можно сказать, что нынешний год был очень плодовитым, касательно орбитальных запусков. Конечно же, не все попытки были удачными, но это никого не останавливало. В этом году активными были следующие страны: Китай, США, Япония, Россия, Индия. Все они совершили огромное количество запусков, большинство из которых было действительно успешным.

У какой страны есть собственная многомодульная космическая станция?

Многие страны сегодня обладают собственными космическими станциями. Поэтому очень легко дать ответ на вопрос о том, у каких стран есть космические станции. В первую очередь это, конечно же, Америка, Китай, затем Япония и Европа. Разработка подобных станций стоит нереально дорого, поэтому не каждая страна может позволить себе подобную роскошь.

Космические станции отличаются от искусственных спутников тем, что они включают в себя экипаж. Люди могут определенное количество времени находится на территории станции на земной орбите и проводить свои научные исследования. При надобности с помощью специальных кораблей экипаж можно время от времени менять, чтобы исследования не прекращались.

Именно Китай сможет в будущем похвастаться огромной многомодульной космической станцией. Огромное космическое тело собиралось на орбите из специальных модулей. В готовом виде эта станция станет третьей в мире после Мира и МКС. Но первый модуль планируют отправить на орбиту только в 2019 году. Эта станция, конечно же, будет значительно уступать в размерах советской («Мир»), но будет исполнять те же функции. Китайцы очень надеются на колоссальный успех собственного проекта.

Многие страны планируют создавать собственные орбитальные станции, например Россия, Иран.

Сегодня космическая индустрия продолжает активно развиваться, ведь на земле человек исследовал практически все, а космос хранит еще множество загадок, тайн и секретов. Нет сомнения, что людям удастся добиться небывалых результатов и скоро они значительно расширят свои познания.

Кратко о статье: МКС - самый дорогостоящий и амбициозный проект человечества на пути к освоению космоса. Впрочем, строительство станции в самом разгаре, и пока неизвестно, что будет с ней через пару-другую лет. Мы рассказываем о создании МКС и планах по ее завершению.

Космический дом

Международная космическая станция

Ты остаешься за главную. Но ничего не трогай.

Шутка русских космонавтов в адрес американки Шэннон Люсид, которую они повторяли каждый раз, когда выходили со станции “Мир” в открытый космос (1996).

В далеком 1952 году немецкий ракетостроитель Вернер фон Браун говорил, что человечеству очень скоро понадобятся космические станции: как только оно выйдет в космос, его уже будет не остановить. А для планомерного освоения Вселенной нужны орбитальные дома. 19 апреля 1971 года Советским Союзом запущена первая в истории человечества космическая станция “Салют 1”. Она была длиной всего 15 метров, а объем обитаемого пространства составлял 90 квадратных метров. По нынешним меркам первопроходцы летали в космос на ненадежном металлоломе с начинкой из радиоламп, однако тогда казалось, что в космосе для человека больше нет преград. Сейчас, 30 лет спустя, над планетой висит всего один обитаемый объект - “Международная космическая станция”.

Она - самая крупная, продвинутая, но в то же время и самая дорогостоящая станция среди всех, что когда-либо запускались. Все чаще задаются вопросы - а нужна ли она людям? Мол, что вообще нам надо в космосе, если и на Земле осталось так много проблем? Пожалуй, стоит разобраться - что представляет собой этот амбициозный проект?

Рокот космодрома

Международная космическая станция (МКС) - совместный проект 6 космических агентств: Федерального космического агентства (Россия), Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (США), Японского Аэрокосмического Исследовательского Управления (JAXA), Канадского космического агентства (CSA/ASC), Бразильского космического агентства (AEB) и Европейского космического агентства (ESA).

Впрочем, не все члены последнего приняли участие в проекте “МКС” - Великобритания, Ирландия, Португалия, Австрия и Финляндия отказались от этого, а Греция и Люксембург присоединились позднее. По сути, в основе МКС лежит синтез несостоявшихся проектов - русской станции “Мир-2” и американской “Свобода”.

Работа над созданием МКС началась в 1993 году. Станция “Мир” была запущена 19 февраля 1986 года и имела гарантийный срок эксплуатации в 5 лет. Фактически она провела на орбите 15 лет - из-за того, что у страны просто не было денег на запуск проекта “Мир-2”. У американцев были похожие проблемы - холодная война закончилась, и их станция “Свобода”, на одно проектирование которой уже было истрачено около 20 миллиардов долларов, оказалась не у дел.

Россия имела 25-летнюю практику работы с орбитальными станциями, уникальные методики длительного (свыше года) пребывания человека в космосе. Кроме того, у СССР и США имелся неплохой опыт совместной работы на борту станции “Мир”. В условиях, когда ни одна страна не могла самостоятельно потянуть дорогую орбитальную станцию, МКС стала единственной альтернативой.

15 марта 1993 года представители Российского космического агентства и научно-производственного объединения “Энергия” обратились к NASA с предложением о создании МКС. 2 сентября подписано соответствующее правительственное соглашение, а к 1 ноября - подготовлен детальный план работ. Финансовые вопросы взаимодействия (поставки оборудования) были решены летом 1994 года, а к проекту присоединилось 16 стран.

Что в имени твоем?

Название “МКС” родилось в спорах. Первый экипаж станции с подачи американцев дал ей имя “Станция Альфа” и некоторое время использовал его в сеансах связи. Россия была не согласна с таким вариантом, поскольку “Альфа” в переносном смысле означало “первая”, хотя Советский Союз уже запускал 8 космических станций (7 “Салютов” и “Мир”), да и американцы экспериментировали со своей “Skylab”. С нашей стороны было предложено имя “Атлант”, однако американцы отвергли его по двум причинам - во-первых, оно было слишком похоже на название их шаттла “Атлантис”, а во-вторых, ассоциировалось с мифической Атлантидой, которая, как известно, утонула. Было решено остановиться на словосочетании “Международная космическая станция” - не слишком звучный, но компромиссный вариант.

Поехали!

Развертывание МКС было начато Россией 20 ноября 1998 года. Ракета “Протон” вывела на орбиту функционально-грузовой блок “Заря”, который, наряду с американским стыковочным модулем NODE-1, доставленным в космос 5 декабря того же года шаттлом “Индевер”, составил “костяк” МКС.

“Заря” - наследник советского ТКС (транспортный корабль снабжения), разработанного для обслуживания боевых станций “Алмаз”. На первой стадии сборки МКС она стала источником электроэнергии, складом оборудования, средством навигации и корректировки орбиты. Все остальные модули МКС сейчас имеют более конкретную специализацию, в то время как “Заря” практически универсальна и в будущем станет выполнять функции хранилища (питание, топливо, приборы).

Официально “Заря” находится в собственности США - они оплатили ее создание - однако фактически модуль собирали с 1994 по 1998 годы в Государственном космическом центре имени Хруничева. Он был включен в состав МКС вместо модуля “Bus-1”, спроектированного американской корпорацией “Локхид”, поскольку тот стоил 450 миллионов долларов против 220 миллионов за “Зарю”.

У “Зари” три стыковочных шлюза - по одному с каждого конца и один сбоку. Ее солнечные батареи достигают 10,67 метров в длину и 3,35 метров в ширину. Кроме того, на модуле установлено шесть никель-кадмиевых аккумуляторов, способных выдавать около 3 киловатт мощности (первое время с их зарядкой возникали проблемы).

По внешнему периметру модуля расположено 16 топливных баков общим объемом в 6 кубометров (5700 килограммов горючего), 24 поворотных реактивных двигателя большого размера, 12 маленьких, а также 2 главных двигателя для серьезных орбитальных маневров. “Заря” способна на автономный (беспилотный) полет в течение 6 месяцев, однако из-за задержек с российским служебным модулем “Звезда” ей пришлось летать пустой в течение 2 лет.

Модуль “Unity” (создан корпорацией “Боинг”) отправился в космос вслед за “Зарей” в декабре 1998 года. Будучи оборудованным шестью стыковочными шлюзами, он стал центральным соединительным узлом для последующих модулей станции. “Unity” жизненно важен для МКС. Рабочие ресурсы всех модулей станции - кислород, вода и электричество - проходят именно через него. На “Unity” также установлена базовая система радиосвязи, позволяющая использовать коммуникационные возможности “Зари” для общения с Землей.

Служебный модуль “Звезда” - главный российский сегмент МКС - запущен 12 июля 2000 года и состыковался с “Зарей” 2 недели спустя. Его каркас построили еще в 1980-х годах для проекта “Мир-2” (дизайн “Звезды” очень напоминает первые станции “Салют”, а ее конструктивные особенности - станцию “Мир”).

Упрощенно говоря, этот модуль - жилье для космонавтов. Он оснащен системами жизнеобеспечения, связи, управления, обработки данных, а также двигательной установкой. Общая масса модуля - 19050 килограммов, длина - 13,1 метра, размах солнечных батарей - 29,72 метра.

В “Звезде” имеется два спальных места, велотренажер, беговая дорожка, туалет (и другие гигиенические установки), холодильник. Наружный обзор обеспечивают 14 иллюминаторов. Российская электролитическая система “Электрон” разлагает отработанную воду. Водород выводится за борт, а кислород поступает в систему жизнеобеспечения. В паре с “Электроном” работает система “Воздух”, поглощающая углекислый газ.

Теоретически, отработанную воду можно очистить и использовать повторно, однако на МКС такое практикуется редко - свежую воду доставляют на борт грузовые “Прогрессы”. Надо сказать, что система “Электрон” несколько раз барахлила и космонавтам приходилось использовать химические генераторы - те самые “кислородные свечи”, которые однажды вызвали пожар на станции “Мир”.

В феврале 2001 года к МКС (на один из шлюзов “Unity”) присоединен лабораторный модуль “Destiny” (“Судьба”) - алюминиевый цилиндр весом 14,5 тонн, длиной 8,5 метров и диаметром 4,3 метра. Он оборудован пятью монтажными стойками с системами жизнеобеспечения (каждая весит 540 килограммов и может производить электричество, остужать воду и контролировать состав воздуха), а также доставленными чуть позже шестью стойками с научным оборудованием. Оставшиеся 12 пустых установочных мест будут заняты со временем.

В мае 2001 года к “Unity” присоединили главный шлюзовой отсек МКС - “Quest Joint Airlock”. Этот шеститонный цилиндр размерами 5,5 на 4 метра оснащен четырьмя баллонами высокого давления (2 - кислород, 2 - азот), позволяющими компенсировать утрату выпущенного наружу воздуха, и стоит сравнительно недорого - всего 164 миллиона долларов.

Его рабочее пространство в 34 кубометра используется для выходов в открытый космос, причем размеры шлюза позволяют использовать скафандры любых типов. Дело в том, что устройство наших “Орланов” предполагает их применение только на российских переходных отсеках, аналогичная ситуация с американскими EMU.

В этом модуле космонавты, выходящие в космос, также могут отдыхать и дышать чистым кислородом, чтобы избавиться от декомпрессионной болезни (при резкой смене давления азот, количество которого в тканях наших тел достигает 1 литра, переходит в газообразное состояние).

Последним из собранных модулей МКС является российский стыковочный отсек “Пирс” (СО-1). Создание СО-2 было прекращено из-за проблем с финансированием, поэтому на МКС сейчас имеется только один модуль, к которому можно без труда пристыковать корабли “Союз-ТМА” и “Прогресс” - причем сразу три штуки. Кроме того, из него можно выходить наружу космонавтам, одетым в наши скафандры.

И, наконец, нельзя не назвать еще один модуль МКС - багажный многоцелевой модуль обеспечения. Строго говоря, их три - “Леонардо”, “Рафаэлло” и “Донателло” (художники эпохи Возрождения, а также трое из четырех ниндзя-черепашек). Каждый модуль представляет собой практически равносторонний цилиндр (4,4 на 4,57 метра), перевозимый на шаттлах.

В нем может храниться до 9 тонн груза (собственный вес - 4082 килограмма, с максимальной загрузкой - 13154 килограмма) - припасов, доставляемых на МКС, и отходов, увозимых с нее. Весь багаж модуля находится в обычной воздушной среде, поэтому космонавты могут добраться до него, не используя скафандры. Багажные модули были изготовлены в Италии по заказу NASA и относятся к американским сегментам МКС. Они используются поочередно.

Полезные мелочи

Помимо основных модулей, на МКС находится большое количество дополнительного оборудования. Оно уступает по размерам модулям, но без него эксплуатация станции невозможна.

Рабочие “руки”, вернее, “рука” станции - манипулятор “Canadarm2”, смонтированный на МКС в апреле 2001. Эта высокотехнологичная машина стоимостью 600 миллионов долларов способна передвигать объекты весом до 116 тонн - например, помогать в монтаже модулей, стыковать и разгружать шаттлы (их собственные “руки” очень похожи на “Canadarm2”, только меньше и слабее).

Собственная длина манипулятора - 17,6 метров, диаметр - 35 сантиметров. Он управляется космонавтами из лабораторного модуля. Самое интересное заключается в том, что “Canadarm2” не закреплен на одном месте и способен передвигаться по поверхности станции, обеспечивая доступ к большинству ее частей.

К сожалению, из-за различий в портах подключения, расположенных по поверхности станции, “Canadarm2” не может перемещаться по нашим модулям. В недалеком будущем (предположительно, 2007 год) на российском сегменте МКС планируется установить ERA (European Robotic Arm) - более короткий и слабый, но более аккуратный манипулятор (точность позиционирования - 3 миллиметра), способный работать в полуавтоматическом режиме без постоянного управления космонавтами.

В соответствии с требованиями безопасности проекта МКС, на станции постоянно дежурит спасательный корабль, способный в случае необходимости доставить экипаж на Землю. Сейчас эту функцию выполняет старый добрый “Союз” (модель ТМА) - он способен принять на борт 3 человек и обеспечить их жизнедеятельность в течение 3,2 суток. “Союзы” имеют небольшой гарантийный срок пребывания на орбите, поэтому их меняют каждые 6 месяцев.

Рабочими лошадками МКС в настоящее время служат российские “Прогрессы” - родные братья “Союзов”, работающие в беспилотном режиме. За сутки космонавт потребляет около 30 килограммов груза (еда, вода, средства гигиены и т. п.). Следовательно, для штатного шестимесячного дежурства на станции одному человеку необходимо 5,4 тонны припасов. Возить столько на “Союзах” невозможно, поэтому снабжением станции занимаются в основном шаттлы (до 28 тонн груза).

После прекращения их полетов, с 1 февраля 2003 до 26 июля 2005 вся нагрузка по вещевому обеспечению станции лежала на “Прогрессах” (2,5 тонны нагрузки). После разгрузки корабля он заполнялся отходами, отстыковывался в автоматическом режиме и сгорал в атмосфере где-нибудь над Тихим океаном.

Экипаж: 2 человека (по состоянию на июль 2005), максимум - 3

Высота орбиты: От 347,9 км до 354,1 км

Наклон орбиты: 51,64 градуса

Суточных оборотов вокруг Земли: 15,73

Пройденное расстояние: Около 1,5 миллиарда километров

Средняя скорость: 7,69 км/с

Нынешняя масса: 183,3 тонны

Масса топлива: 3,9 тонны

Объем жилого пространства: 425 квадратных метров

Средняя температура на борту: 26,9 градусов Цельсия

Предполагаемое завершение строительства: 2010 год

Планируемый срок работы: 15 лет

Полная сборка МКС потребует 39 полетов шаттлов и 30 полетов “Прогрессов”. В готовом виде станция будет выглядеть так: объем воздушного пространства - 1200 кубометров, масса - 419 тонн, энерговооруженность - 110 киловатт, общая длина конструкции - 108,4 метра (по модулям - 74 метра), экипаж - 6 человек.

На перепутье

До 2003 года постройка МКС шла своим чередом. Некоторые модули отменялись, другие задерживались, иногда возникали проблемы с деньгами, неисправным оборудованием - в общем, дело шло туго, но все же за 5 лет своего существования станция стала обитаемой и на ней периодически проводились научные эксперименты.

1 февраля 2003 при входе в плотные слои атмосферы погиб шаттл “Колумбия”. Американская программа пилотируемых полетов была приостановлена на 2,5 года. Учитывая, что ждущие своей очереди модули станции могли выводиться на орбиту только шаттлами, само существование МКС оказалось под угрозой.

К счастью, США и Россия смогли договориться о перераспределении расходов. Мы взяли на себя обеспечение МКС грузами, а сама станция была переведена на режим ожидания - на ее борту постоянно находились два космонавта, следившие за исправностью оборудования.

Запуски на шаттлах

После успешного полета шаттла “Дискавери” в июле-августе 2005 года появилась надежда на то, что строительство станции будет продолжено. Первым в очереди на запуск стоит близнец соединительного модуля “Unity” - “Node 2”. Предварительная дата его старта - декабрь 2006.

Европейский научный модуль “Колумб” будет вторым: запуск намечен на март 2007. Эта лаборатория уже готова и ждет своего часа - ее необходимо будет присоединить к “Node 2”. Она может похвастаться хорошей противометеоритной защитой, уникальным аппаратом по исследованию физики жидкостей, а также Европейским физиологическим модулем (комплексное медицинское обследование прямо на борту станции).

Следом за “Колумбом” пойдет японская лаборатория “Кибо” (“Надежда”) - ее старт назначен на сентябрь 2007. Она интересна тем, что имеет свой собственный механический манипулятор, а также закрытую “террасу”, где можно проводить эксперименты в условиях открытого космоса, фактически не покидая корабля.

Третий соединительный модуль - “Node 3” должен отправиться на МКС в мае 2008. В июле 2009 планируется запустить уникальный вращающийся модуль-центрифугу CAM (Centrifuge Accommodations Module), на борту которого будет создаваться искусственная гравитация в пределах от 0,01 до 2 g. Он рассчитан, в основном, на научные исследования - постоянное проживание космонавтов в условиях земного тяготения, так часто описываемое фантастами, не предусматривается.

В марте 2009 на МКС полетит “Cupola” (“Купол”) - итальянская разработка, которая, как следует из ее названия, представляет собой бронированный обзорный купол для визуального контроля над манипуляторами станции. Для безопасности иллюминаторы будут оборудованы наружными заслонками, предохраняющими от метеоритов.

Последним модулем, доставленным на МКС американскими шаттлами, станет “Научно-силовая платформа” - массивный блок солнечных батарей на ажурной металлической ферме. Он обеспечит станцию энергией, необходимой для нормального функционирования новых модулей. На нем также будет установлена механическая “рука” ERA.

Запуски на “Протонах”

Российскими ракетами “Протон” предполагается довезти до МКС три крупных модуля. Пока что известен лишь очень приблизительный график полетов. Так, в 2007 году планируется добавить к станции наш запасной функциональный грузовой блок (ФГБ-2 - близнец “Зари”), который будет превращен в многофункциональную лабораторию.

В том же году “Протоном” должна быть развернута европейская рука-манипулятор ERA. И, наконец, в 2009 году надо будет ввести в эксплуатацию российский исследовательский модуль, функционально похожий на американский “Destiny”.

Это интересно

Космические станции - частые гости в научной фантастике. Наиболее известны две - “Вавилон 5” из одноименного телесериала и “Deep Space 9” из сериала “Звездный путь”.

Хрестоматийный облик космической станции в НФ создан режиссером Стэнли Кубриком. В его фильме “2001: Космическая одиссея” (сценарий и книга Артура Кларка) показывалась большая кольцевая станция, вращающаяся вокруг своей оси и создающая таким образом искусственную гравитацию.

Наибольший срок пребывания человека на космической станции - 437,7 дней. Рекорд поставлен Валерием Поляковым на станции “Мир” в 1994-1995.

Советские станции “Салют” первоначально должны были носить имя “Заря”, однако оно было оставлено для следующего подобного проекта, которым, в конце концов, стал функционально-грузовой блок МКС.

В одной из экспедиций на МКС появилась традиция вешать на стену жилого модуля три купюры - 50 рублей, доллар и евро. На счастье.

На МКС был заключен первый в истории человечества космический брак - 10 августа 2003 года космонавт Юрий Маленченко, находясь на борту станции (она пролетала над Новой Зеландией) женился на Екатерине Дмитриевой (невеста была на Земле, в США).

* * *

МКС - самый крупный, дорогой и долгосрочный космический проект за всю историю человечества. Пока станция еще не достроена, ее стоимость можно оценить лишь приблизительно - свыше 100 миллиардов долларов. Критика в адрес МКС чаще всего сводится к тому, что на эти деньги можно осуществить сотни непилотируемых научных экспедиций к планетам Солнечной системы.

В подобных обвинениях есть доля правды. Однако это очень ограниченный подход. Во-первых, здесь не учитывается потенциальная прибыль от разработки новых технологий при создании каждого нового модуля МКС - а ведь ее приборы действительно стоят на переднем крае науки. Их модификации могут быть использованы в повседневной жизни и способны принести гигантский доход.

Нельзя забывать о том, что благодаря программе МКС человечество получает возможность сохранить и преумножить все драгоценные технологии и навыки пилотируемых полетов в космос, которые были добыты во второй половине 20 века за неимоверную цену. В “космической гонке” СССР и США потрачены бешеные деньги, погибло множество людей - все это может оказаться напрасным, если мы прекратим двигаться в том же направлении.