Меню
Бесплатно
Главная  /  Заболевания  /  Психические расстройства при органическом поражении головного мозга. Органическое поражение головного мозга: разновидности, симптомы, лечение. Органическое поражение мозга у детей

Психические расстройства при органическом поражении головного мозга. Органическое поражение головного мозга: разновидности, симптомы, лечение. Органическое поражение мозга у детей

Существует много известных заболеваний головного мозга, о которых слышал, наверное, каждый. Например, рассеянный склероз, инсульт или энцефалит, но такое понятие, как органическое поражение головного мозга, зачастую приводит в ступор. Этот термин не прописан в международной классификации болезней, но именно с этих слов начинаются многие диагнозы, связанные с поражением мозга. Что же это такое, каковы симптомы патологии и ее причины?

Органическое поражение головного мозга — это не отдельно взятая болезнь, а необратимый процесс в тканях мозга, который начался по причине развития одного из заболеваний этого органа. Фактически органические изменения в мозговой структуре являются следствием повреждения, инфекции или воспалительного процесса в мозге.

Каковы причины?

Органические поражения могут быть врожденными либо приобретенными, от этого зависит и причина их возникновения. В случае с врожденной «органикой» мозга, причинами такого процесса могут стать, такие факторы:

  • преждевременная отслойка плаценты;
  • инфекционные заболевания беременной;
  • прием алкоголя, наркотических веществ или курение будущей матери;
  • гипоксия плода;
  • тяжелые роды, возможные травмы головы плода во время них;
  • атония матки;
  • прием запрещенных медикаментов во время беременности;
  • генетические поломки и др.

Приобретенные органические изменения в мозге могут возникнуть по ряду других причин, среди них:

  • черепно-мозговые травмы (ушиб или сотрясение мозга, перелом черепа и т.д.);
  • сосудистые патологии: атеросклероз, инсульты, энцефалопатия;
  • стойкие нарушения кровообращения в мозге;
  • инфекционные патологии: менингит, энцефалит, абсцесс;
  • интоксикация наркотическими веществами или алкоголем;
  • болезнь Паркинсона, Альцгеймера;
  • опухоли мозга;
  • поражение нервной системы вирусом герпеса;
  • васкулит и др.

Степень тяжести течения патологии

Особенность органических поражений в том, что их появление не сопровождается ярко выраженными симптомами. Клиническая картина нарастает постепенно, поэтому многие пациенты могут даже не подозревать о наличии у них подобной проблемы.

Так, если говорить о перинатальном периоде, когда органика у ребенка врожденная, ее симптомы могут возникнуть в дошкольном возрасте или даже в школьном. Чаще всего заболевание сопровождается общей задержкой развития, в том числе речи, памяти и восприятия.

Органическое поражение головного мозга условно делят на три степени, в зависимости от тяжести течения и глобальности патологического процесса. Выделяют три степени:

  • первая, она же легкая степень. В этом случае поражается не более 20% мозговой ткани. Как правило, такие изменения не слишком влияют на обыденную жизнь и могут оставаться незамеченными;
  • вторая степень — средняя. Деструкция мозга достигает от 20 до 50%, в данном случае выражены неврологические симптомы и требуется лечение больного;
  • третья степень — тяжелая. Повреждения достигают 70%, процесс деструкции становится не управляемым. Клиническая картина психо-неврологических нарушений ярко выражена, медикаментозное лечение направленно на поддержание жизнедеятельности человека, но не способна остановить этот процесс.

Клиническая картина

Так как органические поражения — это следствия отдельных патологий мозга и ЦНС, поэтому и клиническая картина может быть обширна разнообразна. Как именно проявится заболевание в конкретном случае говорить сложно, но можно выделить основные группы симптомов, например:

  • очаговые поражения. В эту группу можно отнести все опорно-двигательные нарушения, например, парезы или параличи конечностей, вегетативно-трофические нарушения, атрофия зрительного или лицевого нерва, что сопровождается косоглазием, потерей зрения или перекосом лица;
  • общемозговая симптоматика. Чаще всего она образуется, как следствие перенесенных инфекционных заболеваний мозга, роста опухоли или кисты. Среди этих симптомов: сильные головные боли, рвота не связанная с приемом пищи, обмороки, головокружения, высокое внутричерепное давление, развитие гидроцефалии, последнее преимущественно у детей;
  • психические нарушения. Снижение интеллекта, вплоть до слабоумия, утрата памяти частичная или полная амнезия.

Если рассматривать симптоматику отдельно по каждому заболеванию, она будет разной и скорость нарастания таких симптомов также будет разной. Например, в случае с инсультом, когда нарушается кровообращение в мозге по причине разрыва или закупорки сосуда, симптомы поражения возникают сразу и после того, как устранены последствия инсульта, все равно остаются органические изменения. Зачастую это нарушение дикции, паралич конечностей с одной стороны, нарушения памяти и т.д.

Диагностика

Самыми популярными в последние годы методиками диагностики являются исследования при помощи нейровизуализации. Например, МРТ или агниография с контрастом. Эти инструментальные методы помогаю подробно рассмотреть состояние мозговых структур. МРТ позволяет увидеть наличие:

  • аневризм;
  • опухоли;
  • кисты;
  • определить масштабы поражения, например, после кровоизлияния.

Благодаря агниографии с контрастом можно оценить состояние сосудов. Увидеть места сужения стенок сосудов или их закупорки, а также места разрывов и т.д.

Помимо инструментальных исследований проводят дополнительные тестирования, для определения когнитивных нарушений, таких как ухудшение памяти, концентрации внимания, речи и т.д.

Лечение

Терапия нарушений работы мозга никогда не была простой. Это целый комплекс различных мероприятий, направленных на торможение процессов деструкции и подавление возникшей симптоматики. Лечат не само органическое поражение головного мозга, а патологию, которая ей предшествовала. Во многих случаях, если вовремя начать лечение, вполне можно избежать органического поражения. Конечно, в некоторых случаях они неизбежны даже при своевременном лечении, например, при обширном инсульте в любом случае будут наблюдаться патологические изменения. Они могут быть выражены, как в нарушения речи, памяти или внимания, так и в двигательной активности, зачастую в одностороннем параличе.

При этом лечение в любом случае необходимо. Так как только правильно подобранное медикаментозное лечение, а также физиотерапевтические процедуры, помогут частично облегчить жизнь пациента, и сократить риск рецидива.

Так как органические нарушения носят необратимый характер избавиться от них полностью, увы, не выйдет, лечение в этом случае носит паллиативный характер и является пожизненным.

Относительно препаратов, необходимых для лечения, они назначаются индивидуально, в зависимости от перенесенного заболевания и его последствий. Самостоятельное лечение в данном случае категорически противопоказано и может привести к ухудшению самочувствия больного.

Органические поражения головного мозга, если они были начаты остановить нельзя. Это медленно прогрессирующий патологический процесс, приводящий к дегенеративным изменениям в структуре мозга. Главная задача терапии максимально замедлить данный процесс и уменьшить клинические проявления, мешающие человеку полноценно жить. Органические изменения мозга требуют пожизненной систематической терапии.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Органические психосиндромы.

Острые органические психосиидромы представляют собой состояния, в клинической картине которых отмечаются некоторые нарушения ясности сознания (сонливость, сопор, кома) и изменения восприятия (спутанность, иллюзорные обманы, галлюцина­ции, бредовое восприятие) после прямого или косвенного экзогенного повреждения мозга. B отличие от них, при эндогенных психозах невозможно установить никакой соматической причины. B детском возрасте экзогенные (органические) психозы часто выглядят как эндоген­ ные, a эндогенные психозы - как экзогенные. Необходимо тщательное психо- и сома­тодиагностическое уточнение. Неправильные диагнозы часто становятся поводом для мировоззренческих баталий между «психиками» и «соматиками». Непременно следует составить себе целостное представление о болезни.
Клиническая картина хронических органических психосиндромов зависит от того, на какой стадии развития ребенка произошло повреждение головного мозга. Действует общее правило: чем раньше это произошло, тем тяжелее оказываются последствия. Если повреждение происходит на 1-5-м месяце беременности, то результатом является олигофрения, если же это происходит между 6-м месяцем беремен­ности и 18-м месяцем жизни, то результатом является раннее органическое поражение головного мозга. При более позднем дебюте манифестируют изменения личности, как это наблюдается при постэнцефалитных и посттравматических проявлениях болезни.
Причиной раннего детского поражения головного мозга могут быть разнообразные нарушения в дородовом периоде, во время родов и после рождения, например: физи­ческие повреждения, яды, медикаменты, алкоголь, эпидемическая краснуха или детский паралич, антитела матери (резус-фактор), нарушения обмена (в частности, диабет), гипофункция щитовидной железы, пре-, пери- и постнатальная асфиксия.
Острые органические психосиндромы могут быть вызваны последующими заболева­ниями и привести в дальнейшем (в части случаев) к изменениям личности по типу хронического органического психосиндрома. Связь между острым заболеванием и более поздними психическими особенностями должна быть подкреплена «симптомами мо­ста», т. e. персистирующими симптомами. Органическое заболевание в анамнезе приводит к тому, что особенности поведения в дальнейшем относят к перенесенному заболеванию, игнорируя при этом психосоциальные причины.

Общие заболевания, протекающие c высокой температурой.

Общие заболевания бактериального и вирусного генеза, протекающее c высокой тем­пературой, так называемые лихорадочные делирии, характеризуются дезориентированностью, сбивчивой речью («фантазированием»), иллюзорными нарушениями восприятия и ограничением способности к восприятию, и реакциям при очень незначи­тельных расстройствах сознания.

Энцефалиты и менингоэнцефалитиды.

Речь идет o первичных воспалительных заболеваниях мозга c наличием или без на­личия мекингеалькых явлений, вызванных бактериальными инфекциями или ней­ротропными вирусами. B настоящее время редко встречаются Encephalitis lethargica и Polioencephalitis , особая форма детского спинального паралича c преимущественным поражением головного мозга. B последнее время отмечено, что различные типы вирусов вызывают атипичные клинические про­явления энцефалита. Ведущими симптомами являются: неврологические симптомы выпадения, судороги, нарушения ритма сна и нестойкая психопатология. Сопутствующие энцеф алитиды c тяжелым течением и частым смертельным ис­ходом наблюдаются при детских заболеваниях - свинке, кори, ветрянке, краснухе, гриппе, ЕСНО, Коксаки, при герпесе и других вирусных заболеваниях, a также в качестве осложнения после прививок, например против оспы (поствакцинальный энцефалит). Основными симптомами являются: нарушение сознания, высокая темпе­ратура, судорожные припадки, неврологические симптомы (выпадения). Для диагностики важны изменения ка ЭЭГ и патология в спинномозговой жидкости. Спорным остается вопрос o том, существует ли специфический постэнцефалитический синдром. Не представляется возможным доказать однозначную связь между определенными особенностями поведения и предшествовавшим энцефалитом. Отмечено, что непосредственно после перенесенного инфекционного заболевания могут появиться признаки отставания в умственном развитии (различной степени тяжести), частичные нарушения функций, изменения аффективности и моторики, формирующие синд­ром церебральной дисфункции. Характер взаимоотношений между ребенком и его окру­жением может оказаться решающим моментом для масштаба последствий перенесен­ного заболевания.

Психозы в связи c поражением ствола мозга.

Речь идет о редких формах энцефалита, которые начинаются в период между третьим годом жизни и пубертатным периодом (преимущественно в возрасте 13-15 лет) и наряду c неврологической симптоматикой и психоорганическим синдромом проявляются в форме психоза, напоминающего эндогенное заболевание. Прогноз заболевания благоприятен. B большинстве случаев наступает выздоровление без образования дефекта. Клинический диагноз может быть подтвержден картиной ликвора и данными ЭЭГ. Специфической терапии не существует.

Лейкоэнцефалитиды.

При лейкоэецефалитидах появлению неврологической симптоматики предшествует продолжительная продромная стадия c нехарактерными нарушениями поведения. Вна­чале снижаются успехи в школе, как выражение прогрессирующего дефицита психи­ческих и физических функций, появляются расстройства речи, утрата интересов, повышенная готовность к страхам, пугливость. Важно отграничить клиническую картину от развития простой формы шизофрении. Диагноз подкрепляется картиной ликво­ра (увеличение числа клеточных элементов и белка) и данными ЭЭГ (комплекс Radermecker).

Черепно-мозговые травмы.

Черепно-мозговые травмы могут, в зависимости от тяжести, вызвать, как и у взрослых, нарушения сознания, разнообразные преходящие синдромы, контузионные психозы или апалический синдром (синдром Кречмера). Степень тяжести черепно-мозговой травмы может оцениваться по продолжительности и глубине потери сознания и посттравматической амнезии. Чем тяжелее эти проявления, тем тяжелее отдаленные последствия, например снижение интеллекта.
Среди причин черепно-мозговых травм, как и причин детской смертности, в Западной Европе на первом месте стоят несчастные случаи, связанные c транспортными происшествиями. Ежегодный риск получения черепно-мозговой травмы c церебраль­ной симптоматикой оценивается для мальчиков в размере 1 %, для девочек 0,5 %!
Наряду c непосредственными психоорганическими последствиями травм психи­ческие реакции ребенка и его близких являются неотъемлемой составной частью пост- травматической ситуации. Степень восстановления зависит от размеров болезненных последствий и целенап­равленного применения реабилитационных программ. даже дети c тяжелыми повреж­дениями располагают значительными функциональными резервами, которые, как правило, не учитываются при определении прогноза. Масштабы посттравматических последствий (психоорганического синдрома, РОВ) становятся очевидными примерно через два года. Наряду c симптомами выпадения, обусловленными очаговыми поражениями, как, например, лобный синдром и классическое нарушение навыков, появляется гиперкинетический синдром, который необходимо отграничить от сходного, наблюдаемого при бедности волевых импульсов и заторможенности. Клиническая картина довольно пестрая. Глобальные нарушения отодвигаются на второй план, уступая место очаговым поражениям c изолированными специфическими ограничениями отдельных функций. Встречаются расстройства зрительного внимания, изменения фона настроения c эйфоричес­кими или раздражительно-агрессивными эпизодами, а также ограничением психи­ческой и интеллектуальной подвижности и специфическими ограничениями позна­вательной и двигательной функций. B 10-30 % случаев развивается посттравматическая эпилепсия. Вероятность появления психореактивных невротических расстройств на­растает параллельно тяжести функциональных нарушений: Риск заболеть психичес­ки после тяжелой черепно-мозговой травмы весьма значителен, и его вероятность оценивается приблизительно в 70 %.

Гиперкинетический синдром.

Синонимы: чрезмерно подвижный ребенок, ребенок c гиперкинезами, психооргани­ческий синдром (РОВ), синдром детских гиперкинезов, незначительное повреждение мозга, синдром повреждения головного мозга, минимальная церебральная дисфунк­ция (MCD), легкая врожденная церебральная дисфункция, органический мозговой психический осевой синдром, раннее детское поражение головного мозга, ранний детский экзогенный психосиндром, нарушение, определяемое дефицитом внимания (DSM III).

Клиническая картина . Основными признаками являются: дефицит внимания, не соответствующий периоду развития, сверхчувствительность в отношении раздражи­телей, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении, повышенная импульсивность и наблюдаемая в части случаев резко повышенная двига­тельная активность. Уровень умственных способностей может колебаться от нормы до частичного ослабления отдельных способностей (описанных в соответствующем разделе). Очень высокая степень отвлекаемости не позволяет детям сохранять на продол­жительное время необходимое положение при различных занятиях, требующих оп­ределенной усидчивости и внимания. Это сказывается, например, при играх, соответствующих возрасту, во время классных занятий, при выполнении домашних заданий. Описанные проявления не являются выражением недостаточной мотивации, они обусловлены непрерывным колебанием фокуса внимания, которое выбирает предметом своего интереса то один, то другой объект. B импульсивных, необду­манных, торопливых действиях дети как бы скачут галопом. Решение принимается до того момента, когда последствия могут быть обдуманны. Поступки опережают намерения. Кроме того, таким детям присуща пониженная самооценка. Они легко ранимы и в своих настроениях и аффектах легко переходят от ярости к подавленности. У двигательно-гиперактивных детей («попрыгунчики») отмечается резко выраженный двигательный импульс к совершению бесцельных, непрерывно следующих друг за другом движений «непрерывного прыгания». Варианты клинической картины в известной мере зависят от возраста, динамики развития, реакций на близких и на более дальнее окружение и, прежде всего, от взаимоотношений детей и родителей, ситуации в школе. Последняя находится в прямой связи со степенью и характером частичкой слабости функций этих детей. Специфическая психопатология гиперкинетического синдрома развивается независимо от раннего детского поражения головного мозга или нарушений функций мозга. Было бы ошибочно оценивать или описывать эту клиническую картину как «минимальную церебральную дисфункцию» (MCD), как это было принято в прошлом. Нарушение функций головного мозга не является ни предпосылкой, ни следствием развития данного психопатологического синдрома. Только у 39 % детей в возрасте восьми лет, y которых имеется повышенный риск развития психического расстройства, обнаруживаются объективно доказуемые признаки нарушений функций головного мозга (аномалии в ЭЭГ и неврологическая микросимптоматика). Напротив, y 25 % всех восьмилетних детей c нарушениями функций головного мозга находят психические отклонения, которые при определенных обстоятельствах также связаны c гиперкинетическим синдромом. Согласно современ­ному уровню знаний, гиперкинетический синдром является самостоятельной нозологической единицей. Симптомы этого синдрома рассматриваются как проявление недостаточности развития и, таким образом, как признак незрелости. Проявления незрелости определяются как отклонения в развитии от возрастной кормы. Колебания качественных особенностей и темпов процесса созревания подтверждают, что упомянутые нарушения могут появляться раньше или позже, т. e. до наступления пубертатного периода или во время него, например между 8 и 13 годами. Таким образом, характеристика появившихся симптомов указывает на отсутствие причинной связи между ними и синдромом раннего детского поражения головного мозга. Эти синдромы развиваются в возрасте до восьми лет. B значительно большей степени речь идет об общих или специфических отклонениях в развитии. Такова характерис­тика клинической картины гиперкинетического синдрома в детской психиатрии. Если в числе симптомов при отдельных синдромах имеются нарушения способностей (например, частичная слабость способностей), то они должны быть описаны наравне c объективно подтвержденными неврологическими или нейрофизиологическими нарушениями. Причинная связь с психопатологической картиной отсутствует. Какую роль играет частичная слабость отдельных способностей в возникновении детской психиатрической патологии, должно быть установлено в будущем c помощью специальных исследований. Доказано, что дети с частичной слабостью способностей представляют группу повышенного риска развития психического заболевания особенно тогда, когда у них нарушено понимание разговорной речи. Кроме того, должно быть научно доказано, какую роль в детской психиатрической заболеваемости играют объективно подтвержденные нарушения функций головного мозга.
B патогенезе гиперкинетического синдрома большую роль играют взаимоотно­шения между ребенком и его родителями, a также, возможно, и генетические факторы. Это необходимо учитывать в практике лечебного консультирования. Утрата оправдывающих органических факторов, которые помогли бы снять c родителей обвинение в ответственности за патогенез данного синдрома, может пробудить у них повышенное чувство вины за свою несостоятельность в воспитании ребенка. Просветительская работа c родителями и привлечение их к лечению необходимы.

Частичная слабость отдельных функций.

Под частичной слабостью отдельных функций подразумевают снижение способности отдельных функций центральной нервной системы с установленной локализацией при сохранности функций головного мозга в целом. Отдельные способности могут быть нарушены по отдельности или в комбинации c другими. B отличие от классических образцов утраты трудоспособности, в описываемом феномене отсутствует возможность точной локализации нейро-анатомичес­кой функциональной принадлежности. Следствием слабости способностей являются трудности восприятия и дифференцирования внешних раздражителей, как выражение замедленного развития заинтересованными органами чувств, будь то в смысле стойкой недостаточности или только замедленного развития. Перечень признанных слабостей отдельных способностей становится все более обширным. Возможность их классификации на основе симптомов, т. e. нарушенных отдельных функций, является предпосылкой для оценки комплексных способностей. Различают также слабость способностей, относящуюся к сенсорной ориентировке. Если, например, снижена визуальная способность зрительных восприятий, то нарушается и восприятие зрительных впечатлений - жестов и мимики тех лиц, c которыми общается ребенок, - a также понимание отвлеченного смыслового и символического содержания образов окружающего мира. Это может привести к серьезному нарушению социального поведения и отставанию в развитии. Если нарушена способность слухового восприятия, то могут оказаться нераспоз­нанными или неотличимыми, полностью или частично, отдельные звуки по их силе, звучности, высоте тона и последовательности. Это заставляет окружающих предположить, что ребенок плохо слышит. Описанное нарушение может симптоматически выразиться в форме задержки речевого развития. Если замедлена тактильно-кинестетическaя ориентировка, то результатом этого может стать снижение способности различать правую и левую стороны и слабость пространственной ориентировки.
Наряду c другими разнообразными проявлениями слабости частичных способ­ностей, относящихся к сенсорной ориентировке, различают частичную слабость способностей, относящихся к процессу восприятия и сохранения информации, ее ин­ теграции и воспроизведенния.
Легастения
- это синдром, который выражается в трудности обучения чтению и правописанию (LRS). Чтение текста не удается, так как ребенок «застревает» на «склеивании» букв или читает неправильные, произвольно видоизмененные слова. Повторение отдельных слогов происходит c ошибками. Типичным является перепутывание отдельных трудно дифференцируемых букв, например d, g, p, ь, или a, o. Встречается зеркальное написание слов или целых фраз, изменение правильной последовательности букв в слове, пропуски букв или повторное их написание, а также соскальзывание, восхождение или слияние при написании отдельных слов. Конечные слоги опускаются или, наоборот, повторяются. Центр тяжести описанного нарушения может находиться в разговорной или письменной речи. Встречается различная степень тяжести и комбинация со слабостью других способностей, например со специфическими расстройствами счета. Вторичные расстройства у детей c LRS: диссоциация, эмоциональные нарушения, включая агрессивность, психосоматические симптомы. Для диагностики частичной слабости способностей методом выбора является ней ропсихологическое тестирование. Для проведения тестирования необходимы специальные профессиональные познания. Необходимо также использовать различные методики тестирования, учитывать семейный и личный анамнез, неврологическое об­следование и современный психиатрический подход.
Терапия. При частичной слабости способностей, которая приобретает особое значение в школьном возрасте, особенно при LSR, функциональную тренировку можно рекомендовать только располагал знанием семейной ситуации ребенка. Опыт показывает, что слабость отдельных функций является выражением функциональных расстройств и динамики взаимоотношений в семье, которые не могут быть разграничены ни при помощи психологического тестирования, ни клинически. Если LRS яв­ляется, например, симптомом переоценки в семье школьной успеваемости ребенка, то этот симптом еще более усилится от назначенного лечения методом тренировки.
Продолжительность лечения методом тренировки функций составляет 1-2 года, при психотерапии - несколько лет. При этом назначаются лечебные занятия небольшой продолжительности в малых группах (4-6 детей). Используются различные вари­анты, от чисто терапевтических до учебных групп и групп для выполнения домашних заданий.

Лечение ребенка с поражением головного мозга.

Разъяснение родителям всех вопросов, связанных с нарушениями развития ребенка, требует того, чтобы врач отказался от роли «исцелителя» и приложил все усилия к проведению доверительного диалога с ними. Если врачу это удается, то можно считать, что сделан первый шаг в лечении ребенка. Ясность в вопросе о характере и причинах нарушений часто дает родителям ребенка возможность освободиться от груза фантазий o собственной вине, несостоятельности, никчемности и наказании. Если причину поражения установить невозможно, то это незнание должно быть признано и сообщено родителям. И, наконец, точное знание об ограниченных функциях ребенка важнее, чем вопрос о том, действительно ли имеется поражение головного мозга или это поражение мнимое. Убедившись в том, что их надежды на здорового ребенка обмануты, родители оказываются во власти глубоких нарцисси ческих переживаний, которые вызывают y них появление защитных механизмов. Их нужно распознать и переработать, для того чтобы лечение ребенка проходило успешно. Существуют различные виды защитной игры. Некоторые родители пытаются прибегнуть к самообману и считать ребенка здоровым до тех пор, пока это еще возможно (отрицание болезни), другие обвиняют врача-специалиста в некомпетентности и переходят от одного врача к другому (проекция), некоторые родители дают реакцию в форме самообвинения и соучастия в болезни ребенка, повышенных стра­хов, балования ребенка или, наоборот, отстранения его и заброшенности (формиро­ вание реакций). Иные родители «механизируют» отношение к ребенку, например, придавая большое значение ритуалу ухода, исключив из него эмоциональный ком­понент (изоляция), и т. д. Часто внутренняя амбивалентность родителей в отношении ребенка находит свое выражение в желании поместить ребенка в интернат. Если c родителями обсуждены неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подавленности наступает хорошее пони­мание больного ребенка. Это и есть наилучшая предпосылка успехов в лечении. Совет лечащего врача всегда должен согласовываться с субъективными и объектив­ными возможностями родителей и ребенка. B проведении лечения родители должны принимать на себя конкретные терапевтические задачи, например осуществление постоянных упражнений. При этом важно, чтобы построение терапевтического про­цесса было осмысленным, лечение целенаправленным и в ходе его проведения отмечались функциональные успехи ребенка. Наилучшим показателем хорошо освоенного терапевтического процесса является активное участие ребенка, который с удоволь­ствием отмечает достигнутые им успехи в улучшении функций. Новые виды лечения и более тонкая диагностика особенностей развития приве­ли к повороту от пассивного наблюдения к активным терапевтическим действиям в лечении детей c поражениями головного мозга. Раннее распознавание и возможно более раннее начало целенаправленного лечения уже в первые три года жизни значительно повышают шансы излечения, о чем свидетельствует накопленный опыт. B наиболее благоприятных случаях можно рассчитывать на полную компенсацию нарушений. B зависимости от характера нарушений показаны физиотерапия по Bobarth­Konig, применение вспомогательных аппаратов (например, слуховой аппарат уже в первый год жизни), логопедическое лечение, домашнее совершенствование речи, тренировка перцепции, музыка, лечение c помощью игр, терапия занятостью, лечебная педагогика и периодическое медикаментозное лечение. Так как стремитель­ный прогресс перинатальной медицины предполагает дальнейший рост числа жиз­неспособных детей группы риска с частичными поражениями головного мозга, составляющих в настоящее время примерно 10-20 %, то не следует переоцени­вать индивидуальное и социальное значение ранней терапии, a также профилак­тики вторичной невротизации.
Применение детской аналитической терапии показано также детям c вторичной невротизацией, страдающим недостаточным вниманием, когда ведущим симптомом является не страх, a расторможенность. Гиперактивные дети вряд ли испытывают страхи. Цель терапии - найти необходимый тон, созвучный восприятию ребенка, и дать ему ощутить страх как сигнал предостережения (например, красный свет светофора как сигнал, запрещающий переход улицы). Терапия может быть успешной, если врач как можно меньше обнаруживает свои намерения, если он добьется проникновения в чувства ребенка и вызовет у последнего оживление импульсов восприятия и защиты. Избранная врачом техника претерпевает изменения в той мере, в какой этого требует смещение акцента с влечений на усиление защитных механизмов. При этом перед врачом стоит цель переключить на родителей и воспитателей отобранные у них ранее функции.

Органическое поражение головного мозга, которое проявляется в виде нарушения интеллекта, памяти, мышления, речи, понимания и прочих познавательных функций, называют деменцией. В большинстве случаев это заболевание носит прогрессирующий характер, его сопровождает социальная дезадаптация, и в результате оно может стать причиной инвалидности. Чаще всего деменция наблюдается у людей старшего возраста.

Нужно отметить, что существует ряд разновидностей деменций. Эту патологию, по сути, не считают самостоятельной болезнью – она скорее выступает симптомом других заболеваний. Существуют такие виды деменций:

  1. Органические поражения мозга, которые связаны с сосудистыми и неврологическими заболеваниями. Это состояние может наблюдаться, к примеру, при или при болезни Альцгеймера.
  2. Органические поражения мозга при заболеваниях внутренних органов. В этом случае деменция может стать признаком хронической почечной или же печеночной недостаточности.
  3. Органические поражения мозга при интоксикациях. Встречаются ситуации, когда деменции появляются при алкогольных отравлениях, хронических отравлениях мышьяком или азотистыми соединениями на производствах.

У пожилых людей причиной деменции нередко является хроническое употребление лекарственных препаратов. Как правило, данная патология возникает в том случае, если одновременно назначается несколько медикаментов в слишком больших дозах. Подобная деменция является обратимой в случае отмены лекарств. Чаще всего к временному ухудшению интеллекта и памяти приводят антидепрессанты, снотворные, антиаритмические и гипотензивные препараты.

Симптомы органического поражения мозга

Органическое поражение головного мозга может иметь самые разные признаки – в данном случае все зависит от главного заболевания, на фоне которого возникает данная патология. Чаще всего для начальных проявлений характерно снижение активности, потеря интересов, апатия. Кроме того, может нарастать неряшливость и появляется неспособность ухаживать за собой.

Также человек жалуется на забывчивость, в некоторых случаях больные забывают имена близких, могут забыть, как они выглядят, или не вспомнить день недели. Нередко наблюдаются нарушения функции счета, письма, речи. Иногда больные могут путать слова, менять местами слоги. В некоторых случаях теряется способность к непроизвольной речи – люди могут лишь повторять фразы, сказанные другими.

Также нередко наблюдается существенное изменение эмоциональности. Человек теряет способность радоваться или огорчаться, он может казаться отрешенным от всего окружающего. Кроме того, возможна и обратная ситуация, когда люди становятся излишне эмоциональными, причем их эмоции становятся слишком вычурными и неуместными. На фоне расстройства эмоций и мышления могут появиться галлюцинации или бред.

Диагностика

При такой патологии, как органическое поражение головного мозга, огромное значение имеет ранняя диагностика заболевания. Ведь даже при болезни Альцгеймера с помощью правильного и своевременного лечения в некоторых случаях удается приостановить протекание заболевания или прогрессирование нарушений. Особенно актуально это для людей молодого возраста, поскольку именно у молодежи намного чаще можно встретить потенциально обратимую деменцию.

Основу диагностических мероприятий составляет анамнез заболевания, а также данные, полученные в ходе неврологического осмотра. Именно с помощью этой процедуры удается получить важнейшую информацию относительно причин органического поражения мозга.

Диагностическим симптомом деменции считаются атрофические процессы в головном мозге. Чтобы распознать подобные процессы, необходимо выполнить томографию головного мозга. Нужно отметить, что, по большому счету, выявление сосудистых поражений в мозге и выраженное ухудшение когнитивных способностей пациента, дает повод для того, чтобы поставить именно такой диагноз.

Лечение

Необходимо отметить, что в арсенале современной медицины не существует достаточно эффективных средств лечения этого заболевания. В большинстве случаев применяется симптоматическое лечение болезни, которое позволяет существенно облегчить участь пациента. Кроме того, немаловажное значение имеет и правильный уход за больным. Лекарственные препараты назначают в том случае, если появляется агрессивность в поведении, депрессии, галлюцинации. Кроме того, потребность в медикаментозной терапии возникает в случае необходимости улучшения кровообращения в головном мозге.

Нужно понимать, что лечение органичного поражения мозга должно быть тесно связано с диагностикой его происхождения. Огромное значение имеет лечение основного заболевания. Также необходимо отметить, что отдельные нарушения познавательных функций являются обратимыми – для этого необходимо всего лишь внести определенные коррективы в свой рацион и образ жизни. Это актуально в случае алкогольной или атеросклеротической деменции, а также при отдельных печеночных болезнях.

Что касается психосоциального лечения, то больной с диагнозом «органическое поражение головного мозга» очень нуждается в психологической поддержке пациента и членов его семьи. Больному рекомендуется находиться в привычной домашней обстановке, поскольку стационарное отделение психиатрии может существенно ухудшить его состояние. Данная мера применяется исключительно в случае тяжелой степени старческой деменции. Также очень важно организовать некоторый уровень психофизической активности, предоставлять человеку подсказки относительно ориентации в пространстве и времени.

Поскольку это симптоматическое заболевание, то лечить нужно основные признаки – чаще всего это ухудшение или потеря памяти. Необходимо отметить, что в народной медицине существует немало рецептов, которые способствуют улучшению памяти.

  1. Черника. Для того чтобы улучшить память, нужно каждый день выпивать по 200 грамм черничного сока. Данный метод эффективен при сенильной деменции.
  2. Кора рябины. Чтобы сделать отвар, нужно взять 50 грамм измельченной коры, добавить 200 грамм кипяченой воды и кипятить в течение 5 минут на медленном огне. Полученный отвар настаивать в течение 5 ч, затем его нужно процедить принимать по 50 грамм несколько раз в день. Этот метод эффективен при алкогольной и шизофренической деменции.
  3. Корень девясила. Нужно измельчить 50 грамм корня и добавить 0,5 л водки. Эту смесь настаивать в течение месяца, время от времени встряхивая емкость. После этого настойку можно процедить и употреблять по несколько раз в день перед едой.

Органическое поражение мозга у детей

У детей это патологическое состояние обусловлено воздействием отрицательных факторов на плод и новорожденного в дородовой период, во время родов, в первые дни после рождения.

Чаще всего к поражениям мозга у детей приводит гипоксия, которая связана с такими факторами, как:

  • неблагоприятное протекание беременности;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • инфекционные заболевания;
  • гемолитическое заболевание новорожденных.

В этих состояниях могут появиться гипоксически-ишемические поражения мозга, а также внутричерепные кровоизлияния.

Органическое поражение головного мозга у детей может повлечь за собой резидуальные поражения мозга. Они могут быть транзиторными или постоянно прогрессирующими. В этом случае характерны такие симптомы, как:

  • головные боли;
  • нервозность;
  • головокружения;
  • скачки внутричерепного давления;
  • повышенная возбудимость;
  • нарушения сна;
  • ухудшение памяти;
  • снижение концентрации внимания.

Данные признаки могут иметь нарастающий характер, в результате чего увеличивается угроза развития таких заболеваний, как ДЦП, миелопатия, невропатия, гидроцефальный синдром, олигофрения, эпилепсия.

Нужно понимать, что органическое поражение головного мозга – это чрезвычайно серьезное патологическое состояние, которое существенно ухудшает качество жизни человека. Однако в некоторых случаях данная патология может быть обратимой – для этого достаточно скорректировать свое питание и образ жизни. Потому так важно вовремя обратиться к врачу, который сможет поставить правильный диагноз и подобрать соответствующее лечение. Чем раньше будут предприняты необходимые мероприятия, тем больше шансов вернуться к нормальной полноценной жизни.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма.

Он управляет всеми жизненно важными процессами: обрабатывает всю информацию, адаптирует организм ко всем видам изменений. При любых, даже самых незначительных его повреждениях, возможно органическое поражение мозга.

Какие бывают органические поражения мозга

Головной мозг можно повредить в любом возрасте. ОЗГМ образуется в результате патологических изменений, чаще они необратимы. Примерами поражения могут быть опухоль, доброкачественная или злокачественная киста, атеросклероз. Изменения могут быть локальными или диффузными.

При первом «страдает» какой-либо один вид активности, например, память. При диффузном клиническая картина более широкая.

Виды поражения мозга:

  • Возникновение патологии на фоне серьезных заболеваний сердца, нервной системы, сосудов.

Данное заболевание проявляется в процессе атеросклеротического поражения сосудов мозга, болезней Паркинсона и Альцгеймера. При атеросклерозе головному мозгу не хватает кислорода или питательных веществ, нервная система начинает постепенно отмирать.

При Альцгеймере в мягких мозговых тканях формируются бляшки, которые на 90% состоят из белка амилоида. Его повышенное содержание не дает образовываться и развиваться нейронам.

  • Возникновение патологии на фоне недуга внутренних органов.

Органические поражения головного мозга способны стремительно прогрессировать, если в организме плохо функционирует печень или почки. Данные изменения могут происходить из-за больших скоплений токсинов, которые могут негативно воздействовать на работу всех жизненно важных органов, разрушать все нейронные связи.

Если вовремя заметить симптомы заболевания, то при грамотном лечении с деменцией можно справиться. Но только избавления от вредных токсинов для борьбы не будет достаточно, при этом понадобится лечение медицинскими препаратами.

  • Интоксикация.

В большинстве случаев поражение мозга происходит из-за воздействия на него большого количества алкогольных напитков, суррогатов, некачественного табака. Возможно возникновение этой патологии на фоне болезней почек и печеночной недостаточности. Проникая в мягкие ткани, они негативно воздействуют на нейронные связи, возможно осложнение в виде деменции, комы.

Полезно узнать: Болезнь Альцгеймера: как различить первые симптомы и признаки

Органическое поражение всей полости головного мозга может произойти из-за отравления мышьяком, азотом, пестицидами, угарными газами, некачественной бытовой химией, грибами, тяжелыми металлами, приема большого количества лекарственного препарата.

Степень повреждения мозга может быть разной, все зависит от количества отравляющего вещества и глубины поражения тканей. Возможны интоксикационные психозы и галлюцинации. Для стабилизации состояния пациента доктор может назначить успокоительное, препараты, поддерживающие в норме работу сердечно-сосудистой системы.

  • Черепно-мозговая травма.

После серьезной черепно-мозговой травмы, возможно проявление последствий. Они могут остаться на всю дальнейшую жизнь. В «лучшем» случае возможны периодическая головная боль, головокружения. Если же случай сложный, то возможно проявление психоорганического синдрома, паралич, нарушение зрения, слуха, парез.

Симптоматика


Далеко не все индивиды знают, что такое органическое поражение. Конкретных симптомов у органического поражения мозга нет из-за сложного генеза, они проявляются индивидуально.

Общие изменения: пониженная активность, невозможность концентрировать внимание длительное время, апатия, неряшливость.

Пожилые люди могут забывать имена родственников, день недели, число, нарушается речь. Если нарушение прогрессирует, то больной забывает слова, не может поддержать диалог. Эмоциональное состояние имеет 2 вида: отсутствие каких-либо эмоций или неадекватное, агрессивное поведение. Бывают галлюцинационные приступы.

Органическое поражение у младенцев


Органическое поражение головного мозга у детей способно возникнуть уже в период перинатального развития. Во время внутриутробного развития нервная система плода очень слабая и уязвимая, поэтому любой неблагоприятный фактор может негативно отразиться на ней, спровоцировав развитие патологии.

Основными причинами изменения могут быть:

  1. гипоксия головного мозга плода;
  2. употребление алкоголя;
  3. наркотиков;
  4. плохое питание;
  5. хронические заболевания;
  6. родовые травмы;
  7. асфиксия;
  8. раннее рождение;
  9. инфицирование плода.

Отдельно стоит сказать, что слишком «молодой» возраст будущей мамы также может отразиться негативно на развитии плода.

Полезно узнать: Ретроцеребеллярная киста или инфекционное новообразование головного мозга

Нарушение работы мозга у ребенка выявляется сразу после рождения. У малыша нарушенный мышечный тонус, тремор, задержка в развитии.

Бывают случаи, когда уровень расстройства головного органа незначительный и выявить ее можно только при помощи специальных медицинских аппаратов. В таких случаях заболевание уже неизлечимо, необходимо только его контролировать. Если вовремя не заметить патологию, она может постепенно прогрессировать и спровоцировать ишемическое поражение, кровоизлияние в мозг.

Органические повреждения всего и какой-либо области головного мозга у детей проявляются в виде сильных головных болей, плохого сна, пониженной концентрации внимания, нестабильного внутричерепного давления. При отсутствии лечения возможны осложнения: нейропатия, эпилепсия, церебральный паралич.

Если патология выявлена после появления малыша на свет, было назначено грамотное лечение, то патологию можно обратить, главное, раньше начать борьбу.

Диагностирование


Органические заболевания области головного мозга должны постоянно контролироваться, даже после удачно проведенного лечения и исчезновения симптомов.

Основные этапы диагностирования: сбор анамнеза, осмотр невролога, проведение компьютерной томографии мозга.

Грамотно собранный анамнез позволяет увидеть временную продолжительность нарушения, степень развития, возможные наследственные факторы.

Томография помогает выявить очаги воспаления.

  • Если повреждена лобная доля, то возможны: судороги, паралич мышц глаз, психические нарушения, потеря нюха.
  • Если повреждена область темени, то возможны: сбой всех видов чувств, припадки, судороги, снижение внимания, потеря навыка чтения и счета.
  • Если повреждены височные доли, то возможны: потеря слуха, обоняния, эпилепсия, без эмоциональность.
  • Если повреждены затылочные доли, то возможны: нарушения или потеря зрения, нарушение равновесия движений, возникновение галлюцинаций, судороги.

Методы лечения


Главной особенностью всех видов патологий головного мозга и нервной системы — невозможность восстановления нейронных связей. В процессе грамотного лечения можно лишь остановить развитие заболевания, про стимулировать нормальную жизнедеятельность здоровых участков головного органа.

Полезно узнать: Кровоизлияние в мозг: описание, виды

Пациент должен понимать, что происходит с его организмом. Лечащий врач должен подробно объяснить, что означает понятие «органическое поражение области головного мозга и что это такое».

Лечение органического поражения всего и отдельно взятых областей головного мозга производится определенными группами медицинских средств:

  1. Препараты для защиты здоровых нервных клеток, активизации мозговой работы, восстановления и улучшения памяти.
  2. Нейропротекторы. Содержат пептиды, аминокислоты, которые стимулируют нормальное кровоснабжение тканей, разжижают и очищают кровь.
  3. Противосудорожные лекарства.

Помимо медикаментозной терапии рекомендуется медицинский массаж, он способствует лучшему кровоснабжению клеток мозга, физиотерапию для снятия спазмов. При нарушении речи или нестабильном психоэмоциональном состоянии рекомендуется работа с дефектологом, сеансы с психологом.

Определение понятия Органические заболевания – это заболевания, возникающие в результате первичного или вторичного поражения мозговой ткани. Ø Хотя разделение на органические и функциональные расстройства широко используется в медицине, в некоторых случаях провести четкую грань между этими понятиями не представляется возможным. Ø Например, при шизофрении, традиционно рассматриваемой как функциональный психоз, нередко обнаруживаются неспецифические признаки органических изменений в мозге. Ø Термин «органический» не предполагает, что при всех других психических заболеваниях нет какихлибо изменений в структуре нервной ткани, но указывает на то, что в данном случае известна причина поражения мозга или природа такого поражения. Ø

Основные группы органических заболеваний головного мозга Сосудистые (ОНМК, дисциркуляторная энцефалопатия как на фоне атеросклероза, так и гипертонической болезни) Ø Дегенеративные (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, деменция с тельцами Леви, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона) Ø Экзогенно-органические (последствия ЧМТ, нейроинфекции, хронические интоксикации, радиация, алкоголизм, наркомании) Ø

Теория об «экзогенных типах реакций» Карл Бонгеффер (1908 г): На различные по этиологии внешние вредности головной мозг отвечает ограниченным числом схожих неспецифических психопатологических реакций.

Наиболее часто при воздействии экзогенных вредностей встречаются следующие синдромы («реакции экзогенного типа»): Ø Ø Ø Ø Астенический синдром Синдромы нарушенного сознания (делирий, аменция, сумеречное расстройство, оглушение, сопор, кома) Синдромы расстройства восприятия (галлюцинозы) Эмоциональные нарушения (депрессивные, маниакальные, дисфории, эйфории, эмоц. лабильность и пр.) Галлюцинаторно-бредовые синдромы Кататонический синдром Амнестический (Корсаковский) синдром Судорожный синдром (симптоматическая эпилепсия)

Теория о «реакциях экзогенного типа» Противостоит нозологическому принципу в психиатрии (т. к. признает, что одинаковые психические расстройства возникают под воздействием разных этиологических факторов) Ø Нашла отражение в МКБ-10. Диагноз для органических расстройств выставляется: тип реакции + причина, которая его вызвала (если известна). Например: l органический амнестический синдром в связи с травмой головного мозга, l органический амнестический синдром в связи с сосудистым заболеванием головного мозга Ø

Психоорганический синдром Представлен сочетанием различных нарушений трех сфер психической деятельности (триада Вальтер. Бюэля): Ø Интеллекта (изменение мышления по органическому типу, снижение уровня обобщения, конкретное мышление, клинически иногда недопонимание, недоосмысление) Ø Памяти (гипомнезии, амнезии, парамнезии) Ø Эмоций (эмоциональная лабильность, слабодушие, эмоциональное огрубение, дисфории, эйфория, апатия)

Психоорганический синдром Ведущие симптомы - Разнообразные аффективные расстройства (раздражительность, эмоциональная лабильность, слабодушие, эксплозивность, подавленность, брюзгливость, ворчливость, злобность, благодушнобеспечная эйфория, безразличие, апатия) - Нарушение внимания (истощаемость, отвлекаемость, затруднения переключения) - Нарушение подвижности мышления от детализации до вязкости - Волевые расстройства (ослабление инициативы, сужение круга интересов, стереотипизация деятельности) Ø

Психоорганический синдром Обязательные признаки Ухудшение сообразительности (бестолковость); Снижение трудоспособности и продуктивности; Слабая социальная адаптация; Психопатоподобное поведение Ø

Формы психоорганического синдрома Обозначаются по ведущему симптому эмоциональных расстройств: Ø Церебрастеническая - астения, сопровождающаяся симптомами органической патологии ЦНС (головные боли, метеочувствительность, плохая переносимость алкоголя и пр.) Ø Эксплозивная - возбудимость, агрессивность, неустойчивость настроения, склонность к дисфории Ø Эйфорическая - поверхностное неоправданное веселье, неадекватная шутливость, расторможенность, суетливость. Ø Апатическая - бездеятельность, вялостью, аспонтанность, адинамия, безразличие к своей судьбе и судьбе близких

Диагностические варианты психоорганического синдрома по МКБ-10 Органические неврозоподобные расстройства – органическое эмоционально-лабильное расстройство (астеническое), органическое тревожное расстройство, органическое диссоциативное расстройство (истерическое) Ø Органическое расстройство личности – характеризуется значительным изменением привычного поведения, преобладают эмоционально-волевые и поведенческие расстройства Ø Легкое когнитивное расстройство – преобладают интеллектуально-мнестические расстройства, которые, однако, не достигают степени деменции Ø Деменция – выраженное интеллектуально-мнестическое снижение длительностью более 6 месяцев (критерий выраженности: неспособность из-за интеллектуальномнестических расстройств справляться со своими повседневными обязанностями, самостоятельно обслуживать себя) Ø

Сосудистые заболевания головного мозга Ø Церебральный атеросклероз Ø Гипертоническая болезнь Ø Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт)

Атрофические (дегенеративные) заболевания головного мозга Ø Ø Ø К атрофическим процессам относят ряд эндогенно-органических заболеваний, основным проявлением которых является слабоумие: l болезнь Альцгеймера l болезнь Пика l хорея Гентингтона l болезнь Паркинсона l некоторые более редкие заболевания В большинстве случаев данные заболевания начинаются в зрелом и пожилом возрасте без очевидной внешней причины. Этиология по большей части неясна. Для некоторых заболеваний доказана ведущая роль наследственности. При патологоанатомическом исследовании обнаруживают признаки очаговой или диффузной атрофии без явлений воспаления или выраженной сосудистой недостаточности. Особенности клинической картины зависят в первую очередь от локализации атрофии.

Экзогенно-органические заболевания головного мозга Ø Последствия ЧМТ Ø Нейроинфекции Хронические интоксикации Ø Радиация Ø Алкоголизм Ø Наркомании Ø

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах (травматическая болезнь ГМ) Ø Черепно-мозговые травмы (ЧМТ): 1. Открытые ЧМТ: - проникающие (с повреждением твердой мозговой оболочки) - непроникающие (повреждение мягких тканей и костей черепа) 2. Закрытые ЧМТ - коммоции(сотрясения) - контузии (ушибы)

Коммоции и контузии Коммоции – сотрясение ГМ вследствие падения на любую часть тела или в результате непосредственно травмы головы. При этом кровеносные сосуды, ликвор и лимфа приходят в движение, повреждают высшие вегетативные центры (находятся в стенках 3 и 4 желудочков и на дне сильвиевого водопровода), повышается внутричерепное давление. На первый план при коммоциях выступают общемозговые неврологические симптомы (поражение стволовой части мозга): тошнота, рвота, головная боль, головокружение и пр. Ø Контузии – это локальное органическое повреждение мозга и его оболочек на месте удара. При контузии тоже возникает коммоция, но клинику заболевания определяют локальные (очаговые) симптомы повреждения коры головного мозга. Ø

Периоды травматической болезни ГМ I. Начальный (острейший, первичный или “хаотический”, по Н. Н. Бурденко) период. Ø Продолжительность - “минуты-дни”. Ø Состояние определяется отеком мозга. Ø Характерно выключение сознания(по типу оглушения, сопора или комы). В дальнейшем (если не наступает летальный исход) происходит обратное развитие: кома сменяется сопором, затем оглушением, в последнюю очередь появляется ориентировка во времени.

Периоды травматической болезни ГМ II. Острый период. Ø Продолжительность “дни-недели”. Ø Характеризуется синдромом адинамии, преобладают общемозговые симптомы(связаны с повышением внутричерепного давления): Ø 1) Диффузные головные боли, усиливающиеся под влиянием внешних раздражителей (шума, яркого света), при движении Ø 2) Головокружение, усиливающееся при движении, вестибулярные расстройства Ø 3) Многообразные вегетативные расстройства Ø 4) Выраженная астения, проявляющиеся сочетанием истощаемости и раздражительности в различных соотношениях. Ø Представлены мнестические расстройства, возможны острые психозы

Мнестические расстройства острого периода ЧМТ 1) ретроградная амнезия - в зависимости от тяжести ЧМТ может захватывать только момент травмы, либо дни, недели, месяцы и даже годы перед травмой; Ø 2) антероградная амнезия - обычно встречается при тяжелых ЧМТ и распространяется на короткие отрезки времени, непосредственно следующие за периодом выключения сознания; Ø 3) антероретроградная амнезия; Ø 4) фиксационная амнезия. Ø

Психозы острого периода ЧМТ Развиваются в первые дни острого периода Отличаются относительной бедностью психопатологической симптоматики на фоне тяжелого соматического состояния Ø При контузиях встречаются чаще, чем при коммоциях, при этом клиника психоза часто зависит от локализации поражения: - затылок – зрительные галлюцинации - лобная доля – расторможенность, эйфория, дурашливость - височная доля – слуховые галлюцинации, деперсонализация, явления «уже виденного» - при поражении правого полушария - депрессия Ø Ø

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 1). Сумеречные помрачения сознания. Возникают обычно после кратковременного периода прояснения сознания. Ø Продолжительность – от нескольких часов до нескольких дней. Ø После выхода из сумеречного помрачения сознания наблюдается полная амнезия. 2) Делириозное помрачение сознания. Ø Развивается преимущественно у лиц, злоупотребляющих алкоголем, вслед за исчезновением симптомов оглушения, на фоне астении. Ø Продолжительность от нескольких часов до 2 -3 дней. Ø Характеризуется яркими зрительными галлюцинациями с аффектом страха, тревоги, на основе которых может возникать вторичный бред.

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 3). Онейроидное помрачение сознания. Ø Встречается редко. Возникает в первые дни острого периода Ø Продолжается от часов до 5 -6 дней. Ø Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем с преобладанием эйфорического или экстатического бреда. Ø О содержании переживаний больные сообщают по миновании психоза. 4). Амнестический (Корсаковский) синдром. Ø Одна из тяжелых форм травматических психозов. Ø Длительность: от дней до 1, 5 -2 месяцев (дольше у лиц, Ø злоупотребляющих алкоголем) Ø Психические нарушения при Корсаковском синдроме травматической этиологии считаются обратимыми.

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 5). Аффективные психозы. Ø а). дисфорическими состояния Ø б). гипоманиакальными или маниакальными состояниями с эйфорическим оттенком настроения, мориоподобными расстройствами, конфабуляциями экспансивного характера; Ø в). субдепресивными или депрессивными состояниями, окрашенными тревогой, страхом, ипохондрическими переживаниями. 6). Галлюцинаторно-бредовые психозы Ø (шизофреноподобные). Ø Острый чувственный бред, конфабуляции, вербальные галлюцинации, возможны отдельные психические автоматизмы, импульсивные и агрессивные действия на фоне преобладающего аффекта тревоги и страха. Ø Психоз продолжается обычно несколько дней и сменяется астенией.

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 6). Пароксизмальные состояния острого периода. Ø Чаще развиваются при контузиях, чем при коммоциях (связаны с наличием патологического очага в коре г. м.) Ø К ним относятся следующие разновидности эпилептических припадков: а). простые парциальные моторные (джексоновские); б). простые парциальные с нарушением психических функций (припадки метаморфопсии, расстройств «схемы тела» , «уже виденного» , «уже слышанного» , «уже пережитого» , эмоционально-аффективные, идеаторные, галлюцинаторные припадки; в). простые парциальные вторично генерализованные тонико -клонические припадки, которые могут быть единичными и серийными. Иногда развивается эпилептический статус.

Периоды травматической болезни ГМ Ø Ø Ø III. Поздний период (реконваленсценции). Продолжается недели - месяцы (до 1 года). В этом периоде постепенно сглаживаются все явления острого периода, и у значительного числа больных наступает выздоровление. Клиническая картина этого периода характеризуется синдромом посттравматической церебрастении. Кроме того, также как и в остром периоде могут наблюдаться: аффективные психозы, бредовые (шизофреноподобные) психозы, а также эпилептические припадки.

Периоды травматической болезни ГМ IV. Период отдаленных последствий (резидуальный, хронический период). Ø Может продолжаться многие годы, иногда, всю жизнь. Ø Психические нарушения могут быть представлены: Ø Различными вариантами психоорганического синдрома(«травматическая энцефалопатия»); Ø Травматическими эндоформными психозами (схожи по клинической картине с эндогенными Ø Симптоматической (посттравматической) эпилепсией Ø Ухудшение психического состояния в этом периоде провоцируется экзогенными вредностями (употреблением алкоголя, резкими изменениями погоды и атмосферного давления, переутомлением, инфекционными заболеваниями, стрессами и пр).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕМЕНЦИИ ПО МКБ– 10 Ø Деменция является синдромом, обусловленным заболеванием мозга, как правило, хронического или прогрессирующего характера, при котором имеются нарушения ряда высших корковых функций, включая память, мышление, ориентировку, понимание, счёт, способность к обучению, язык и суждения. Сознание не изменено. Как правило, имеются нарушения эмоционального контроля, социального поведения или мотиваций.

Деменции (критерии по МКБ – 10) (Ø Нарушения памяти l l Ø Нарушение способности к запоминанию нового материала Затруднение воспроизведения ранее усвоенной информации Нарушение других когнитивных функций l l нарушение мышления l Ø нарушение способности к суждениям нарушение переработки информации Клиническая значимость выявляемых нарушений Эмоциональные и мотивационные нарушения Исходный более высокий уровень когнитивных способностей Ø Длительность симптомов не менее 6 месяцев Ø Сознание сохранено Ø Ø

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕМЕНЦИИ ПО МКБ– 10 Основным диагностическим требованием являются данные, свидетельствующие о снижении как памяти, так и мышления, в такой степени, что это приводит к нарушению индивидуальной повседневной жизнедеятельности.

Схематическая классификация деменции Деменция Первичные формы деменции (90%) Дегенеративная (50%) Сосудистая (15 – 30%) Вторичные формы деменции (10%) Смешанная (15 – 25%) (дегенеративная +сосудистая)

Развитие деменции Мягкая деменция Средняя деменция Тяжелая деменция 24 Когнитивные нарушения Появление зависимости 20 от окружающих MMSE 16 Поведенческие нарушения Абсолютная зависимость 10 от ухода 0 3 6 Годы 9

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МИКРОЦИРКУЛЯЦИЮ Ø Блокаторы кальциевых каналов нимодипин, циннаризин, флюнаризин Альфаадреноблокаторы ницерголин Ø Ингибиторы фосфодиэстеразы Ø винпоцетин, пентоксифиллин, эуфиллин

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ НЕЙРОПРОТЕКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Пирацетам и его производные Пептидергические препараты и аминокислоты актовегин, церебролизин, семакс, глицин Препараты гинкго билобы танакан Антиоксиданты и антигипоксанты мексидол

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ Дофаминергическая терапия Ø Дофаминергическая медиация играет ключевую роль в процессе переключения внимания с одного вида деятельности на другой Брадифрения, персеверации - Пирибедил (проноран)

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АЦЕТИЛХОЛИНЕРГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ИНГИБИТОРЫ АЦЕТИЛХОЛИНЭСТЕРАЗЫ Ø I поколение: l l l Ø физостигмин тетрааминоакридин (такрин, когнекс) амиридин (нейромидин) II поколение: l l ипидакрин (аксамон) ривастигмин (экселон) донепезил (арисепт) галантамин (реминил)