Меню
Бесплатно
Главная  /  Заболевания  /  Система международных отношений 20 21 века. Международные отношения в начале XXI века и формирование многополярного мира. Даты и события

Система международных отношений 20 21 века. Международные отношения в начале XXI века и формирование многополярного мира. Даты и события

Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточ­ном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т.д.

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

Эпоха «холодной войны»

«Холодная война» началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Про­тивостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи со­провождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. - создан блок НАТО.

1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

1955 г. - заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

1950-1953 гг. - корейская война.

1964-1973 гг. - участие США во вьетнамской войне.

За мир и безопасность

Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

2) Уважение территориальной целостности всех стран.

3) Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
10) Уважение справедливости и международных обязательств.

В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряженности

Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, - в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972-1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973-1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

Перемены 80-90-х гг

На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали програм­мой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х - начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

Продолжение

В результате реального ослабленияглобального военно-политического противостояния между двумя блоками с одной стороны,и одновременного обострения региональных конфликтных ситуаций и угрозы «малыхвойн »- с другой стороны, на первый план мировой политики вышли проблемызащиты прав и безопасности личности и народов, гуманитарно-правовые, культурныеконтакты, распространение объективной информации. Совокупность этих характеристикполучила название "человеческое измерение". Конкретные люди творят предпосылкидоверия или недоверия между народами и государствами, от которых зависит решениевоенно-политических проблем, проблем охраны и улучшения состояния природнойсреды, развитие торгово-экономических и научно-технических связей и т.п.

Концепция «человеческого измерения» имеханизм сотрудничества государств по гуманитарно-правовым вопросам были обоснованыв специальном разделе итогового документа Венской встречи участниковСБСЕ в январе 1989 г.

Важными органами, которые призванызаниматься гуманитарными проблемами, вопросами обеспечения основных прав исвобод людей есть СБСЕ (с 1994 г. называется ОБСЕ - Организация побезопасности и сотрудничеству в Европе) и Совет Европы - региональная межправительственнаяорганизация, созданная в 1949 г.

Распад СССР и Югославии, образование новыхнезависимых государств, трудности стран бывшего социалистического лагеря, объединениеГермании и интеграция западных стран стали важными факторами построенияобщеевропейского дома и развитию международных отношений 90-х годов.

Рухнула прежняя стабильность,опирающейся на быструю реакцию сверхдержав на нарушение равновесия и насопоставление своих шагов с реакцией возможного врага, равно как и с собственнойвозможностью его нейтрализовать.

Вместе с тем распад двухполюснойсистемы вызвал потерю политических ориентиров в отдельных государств, крах идеологиитоталитаризма там, где она царила, хаос в мышлении многих людей. В образованнуюполость врывается национализм, вражда, безудержная агрессивность.

Миротворческиеусилия ООН, ЕС, НАТО и других международных структур не всегда являются эффективными иадекватными. Вместо опасности глобального столкновения в мире усилилась угрозалокальных войн.

Кардинальные изменения в мире сделалиактуальной задачу становления новой системы европейской безопасности. Решениюэтой задачи способствовали как различные многосторонние встречи, так идвусторонние контакты между государствами Европы.

Важным шагом к установлениюновой системы безопасности в Европе стало подписание в марте 1995 г. 52странами ОБСЕ "Пакта стабильности в Европе". Страны, подписавшиепакт, обязались развивать добрососедские отношения на основеглавных документов ООН, ОБСЕ и Совета Европы, согласно принципам суверенногоравенства, уважения прав, присущих суверенитету, нерушимости границ,территориальной целостности государств, уважения международно признанных границ,невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека, особенно лиц,Представители национальных меньшинств.

В 1993-1995 гг центр этническогопротивостояния на территории бывшей Югославии переместился из Хорватии вБоснию, где вели между собой борьбу три общины: сербский, хорватский имусульманская. Мировое сообщество всю вину за развязывание конфликта положилона Сербию и 25 апреля 1993 установило экономическую блокаду.

После четырех лет войны в Босниипод давлением мирового сообщества конфликтующие стороны наконец серьезно селиза стол переговоров и 15 декабря 1995 было заключено мирное соглашение. С цельювыполнение соглашения на территорию Боснии были введены войска НАТО численностью 60тыс. человек.

Утолив конфликт в Боснии,мировая общественность оказалась перед лицом проблемы Косово, вступившаявооруженного характера. Албанское меньшинство, проживающее на территории Сербии врайоне Косово, взялась за оружие с целью добиться присоединения края к Албании.Сербская армия, имея опыт антипартизанской борьбы, жестокими средствамистала подавлять партизанское движение албанцев. Чтобы потушить новую пожар наБалканах, в конфликт вмешались ООН, НАТО, ОБСЕ и другие организации. Оназаставили враждующие стороны сесть за стол переговоров и заключить соглашение(1998 г.). Но выполнение соглашения все время подвергается сопротивление ее противниковкак с одной, так и с другой стороны, что выливается в вспышки насилия. Чтобыположить конец кровопролитию, в феврале 1999 г. под угрозой применениясилы со стороны НАТО обе враждующие стороны сели за стол переговоров. Однакодоговоренности не было достигнуто. Вину за срыв переговоров был положен наСербию. НАТО, чтобы сделать Сербию более уступчивой, решили против нее войну. Течение 78 днейавиация НАТО бомбила Сербию. Наконец, сербы вывели свои войска из Косово,а в край были введены войска НАТО и России.

Война в Косово нестала последней в регионе. В следующем году вспыхнула война в Македонии, гдеалбанское меньшинство поддержана извне развернула войну против центрального правительства.Наконец, благодаря усилиям ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ конфликт удалось погасить.

Опасным и напряженным остаетсяположение на Ближнем Востоке (Палестина, Ирак, район проживания курдов и др.)и в ряде государств бывшего Советского Союза (Грузия, Армения, Азербайджан,Таджикистан). Обострилось противостояние между Индией и Пакистаном, которые сделалирешительные шаги в сторону превращения в ядерные государстве, осуществив подземные ядерныеиспытания. Серьезный удар по стабильности в мире нанесла азиатскаяфинансово-экономический кризис. Для решения острых конфликтных ситуаций в этихрегионах необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон и международныхмиротворческих организаций.

Появление новых независимых государствпривела к новой расстановке сил в мировой политике. США остались единственнойсверхдержавой. Вступила в новую фазу борьба за сферы влияния.

Политическая нестабильность в различныхрегионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. В конце 90-хлет Тропическая и Южная Африка стали регионом кровавых войн, переворотов,партизанских движений (Конго, Ангола, Руанда и др.).

Все больше дают о себе знатьсоциально-экономические проблемы стран "третьего мира". Чистая прибыль200 самых богатых людей превышает доход 40% населения мира (т.е. 2500000000человек).

Недоразумения между Россией и СШАпоставили под угрозу развитие общеевропейского процесса и процесса ядерногоразоружения. Разногласия возникли из разные позиции сторон в вопросахрасширение НАТО на Восток, в урегулировании ближневосточного и югославскогоконфликтов. Россия стремится играть доминирующую роль на территории бывшегоСоветского Союза. С такими проблемами мир вступил в третье тысячелетие.

2. Международные отношения в начале XXI векаМеждународный терроризм

Начало XXI века не принес мирана Земле. Из всех проблем, которые были унаследованы из предыдущего века наиболееопасной стала проблема международного терроризма.

Явление международного терроризма известночеловечеству еще со времен средневековья, но именно в настоящее время, когда завершаетсяформирование глобальной мировой цивилизации международный терроризм приобретает новуюкачества и места в мировой политике.

Причины существования международноготерроризма на современном этапе:

    • нерешенностьнациональных проблем; проблем границ. Значительная часть народов лишена правана национальное самоопределение;
    • отсутствие действенногомеханизма борьбы с терроризмом;
    • доминирование США в мире,как единственной сверхдержавы;
    • противоречие междухристианской, исламской, дальневосточной цивилизациями;
    • стремление отдельных людей,организаций к дезорганизации установленного мирового порядка, их стремлениепосеять зерна страха и неуверенности.
    • Особенностимеждународного терроризма на современном этапе:
    • направленность противведущих стран мира;
    • использование регионовмеждународной нестабильности для развития сетей своих организаций и осуществления террористической деятельности;
    • поддержкасепаратистских движений, попытка установить контроль над национально-освободительнымидвижениями;
    • использованиясовременной техники и технологий;
    • координация действий ивзаимная поддержка террористических организаций;
    • организация финансированиятеррористической деятельности за счет легального бизнеса и контроля наднелегальным бизнесом;
    • осуществленияширокомасштабных террористических акций, которые бы имели широкий мировой резонанс;
    • стремление террористовсоздать «государство в государстве»;
    • значительное влияниеисламского фактора.

Террористический акт 11 сентября2001 в Нью-Йорке и Вашингтоне (захваченные террористами-смертникамипассажирские самолеты врезались в небоскребы Всемирного торгового центра издание Пентагона) побудил мировую общественность к объединению в борьбе стерроризмом. Была создана широкая антитеррористическая коалиция государств во главе сСША, развернула широкомасштабную борьбу с сетью террористическихорганизаций. Эта борьба ведется в экономической сфере (ликвидация источников,каналов финансирования террористических структур); военной (осуществление антитеррористических операций по уничтожению обнаруженных базтеррористов); политической и др. Важным на пути борьбы с терроризмом ликвидации регионов международнойнестабильности, свержения в некоторых странах тех режимов, которые способствуют деятельноститеррористов, урегулированию конфликтов в горячих точках.

Ответственность за осуществлениетеррористического акта в Нью-Йорке администрация США возложила на террористическуюсеть "Аль-Каида", которую возглавлял Бен Ладен. США объявили настоящую войну этойструктуре. С сентября 2001 спецслужбы 70 стран мира арестовалиполторы тысячи членов этой организации. В конце осени 2001 г. США и ихсоюзники по антитеррористической коалиции начали войну против режима "Талибана"в Афганистане, который отказался выдать лидера Аль-Каиды. До конца февраля2002 в результате операции «Несокрушимая свобода» режим «Талибана» былопал, однако лидерам террористов удалось избежать ареста или гибели. Нанастоящий день борьба с террористической сетью продолжается.

Помимо борьбы непосредственно стеррористами США развернули борьбу против режимов обвиняемых в поддержкетерроризма. 30 января 2002 президент США Дж. Буш-младший заявил осуществование «Оси зла» КНДР-Иран-Ирак. Режимы названных государств, имеющихоружие массового поражения, представляют угрозу миру.

Осенью 2002 г. обострилосьположение вокруг Ирака. США и Великобритания утверждали, что Ирак вопрекирезолюции ООН 1991 так и не разоружился (всего до 2003 г. былопринято 12 резолюций): у него есть химическое, бактериологическое оружие и его носители.Также Саддаму Хусейну забрасывались связи с международными террористическимиорганизациями, преступления против собственного народа.

Чтобы проверить подозрения ООН принимаетсоответствующую резолюцию и в Ирак было снаряжено специальную комиссию организации,которая, проработав три месяца, так и не нашла ОМУ. Темвремя США и Великобритания стягивают в регион свои войска и создаютантииракскую коалицию. Все попытки США и Великобритании провести через ООНрезолюцию, которая дала им возможность начать войну против багдадского режима,для его разоружении и свержение. Однако их стремление так и не был поддержанмировой общественностью. Против позиции США выступили Франция, Германия, Китай,Россия и целый ряд других ведущих государств. Франция и Россию пригрозилиналожить вето. Поняв, что легитимности своих действий не добиться, США иВеликобритания решили действовать самостоятельно, сломав всю систему международныхотношений, сложившейся после окончания холодной войны », проигнорировав всемеждународные организации и общественное мнение. 18 марта 2003 Дж.Буш-младший выдвинул ультиматум Саддаму Хусейну, чтобы тот оставил власть ипокинул страну. 20 марта войска США и Великобритании развернули боевые действия(Командующий генерал Томми Фрэнкс. После 21 дня войны американские войскаустановили контроль над Багдадом, а англичане - над Басрой. Хусейн потерялконтроль над страной и исчез. 14 апреля 2003 любой организованныйсопротивление было подавлено. В начале мая было объявлено о завершении боевыхдействий. Однако война не кончилась, в стране развернулась партизанская война противамериканских войск. Нет такого дня, чтобы не приходило уведомление опотери среди американских военных.

Свержение режима Хусейну поставилона повестку дня вопрос о послевоенном Ираке и всего региона Ближнего Востока.После серии переговоров США и Великобритании пришлось смягчить свою позицию.ООН, ЕС тоже примут участие в восстановлении и формировании власти в послевоенном Ираке.

Обострением положения вокруг Иракарешила воспользоваться КНДР, которая заявила о своем выходе из Договора онераспространении ядерного оружия и возобновила работы по строительству ядерногореактора. Также была проведена серия испытательных пусков баллистических ракет исделано заявление о наличии ядерного оружия. США поначалу прореагировав на этодостаточно мягко, по завершению войны в Ираке, начали поиск выхода из угрожающейситуации и в этом регионе. Однако реальных достижений так и нет.

Также не утихает конфликт наБлижнем Востоке. Невозможно выработать приемлемую формулу урегулированияизраильско-палестинского конфликта. Реализация плана «Дорожная карта» пробуксовывает.

"Стратегия национальной безопасности США" (извлечение)

СегодняСША обладают беспрецедентной военной мощью, а такжебольшим экономическим и политическим влиянием. В соответствии с нашим прошлым ипринципами, мы не используем нашу силу для осуществления давления для полученияодносторонних преимуществ. Вместо этого мы стремимся создать баланс сил на благосвободы человечества - условия, при котором все страны и все общества смогут самивыбирать блага и проблемы политической и экономической свободы. В безопасном мирелюди смогут жить лучшей жизнью. Мы будем защищать мир, борясь с террористамии тиранами. Мы будем сохранять мир, строя хорошие отношения среди крупныхгосударств. Мы будем распространять зону мира. Поддерживая свободные и открытые обществана каждом континенте? И это путь не только для Америки. Он открыт для всех.Для достижения указанных целей США будут:

    • защищать стремление кчеловеческого достоинства;
    • укреплять союзы дляобеспечения победы над глобальным терроризмом и принимать меры по устранениюнападений на нас и наших друзей;
    • работать с другимисторонами для урегулирования региональных конфликтов;
    • препятствовать нашимврагам угрожать нам, нашим союзникам и нашим друзьям оружием массовогоуничтожения;
    • инициировать новую эру глобальногоэкономического роста путем свободных рынков и свободной торговли;
    • расширять сферуразвития, увеличивая открытость обществ и строя инфраструктуру безопасности;
    • расширять областисовместных действий с другими основными глобальными центрами силы;
    • реорганизовыватьинституты национальной безопасности Америки с учетом вызовов и возможностейXXI в.

На рубеже XIX-XX вв. человечество вступило в новую для своего развития эпоху - эпоху империализма. Развитие капитализма, укрупнение и поиск новых рынков для сбыта продукции и выкачивания ресурсов заставили человека по-новому взглянуть на окружающий его мир. Развитие науки и техники, появление новых средств связи и передвижения - всё это способствовало индустриальному скачку вперёд, выдвигая на первые позиции одни страны и оставляя позади другие. Взаимоотношениям между странами на рубеже веков и их характеристике посвящён данный урок.

Международные отношения в начале ХХ века

В первые годы XX века продолжилось нарастание противоречий между ведущими мировыми державами, которое в конце концов привело к Первой мировой войне.

Предыстория

Причины кризиса в международных отношениях

Во второй половине XIX века значительно меняется политическая карта мира. Появляются единая Италия и единая Германия, стремящиеся участвовать в колониальном разделе мира. Продолжается распад Османской империи, в результате чего независимость получают Болгария, Румыния и Сербия.

К началу XX века крупнейшие мировые державы поделили большую часть Африки и Азии, либо превратив эти территории в свои колонии, либо поставив их в экономическую и политическую зависимость от себя. Колониальные конфликты и споры приводили к обострению международных отношений.

Рост национализма. На Балканах продолжалось формирование национальных государств; ему противодействовали многонациональные империи - Османская и Австро-Венгерская.

В странах Европы чувствовалось приближение войны; государства стремились найти себе союзников в будущей войне. К концу XIX века оформился Тройственный союз , в который вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия.

События

1891 г. - Русско-французский союз.

1904 г. - создание союза между Францией и Англией, получившего название Антанта .

1907 г. - к Антанте присоединяется Россия. Окончательно оформились два мощных военно-политических блока - Антанта и Тройственный союз.

Заключение

С каждым годом противоречия между государствами становились все сильнее. Во многом это связано с появлением единой Германии - милитаристского государства, стремившегося переделать колониальную систему: потеснить ведущие колониальные державы (Великобританию и Францию). Германская угроза стала стимулом к созданию Антанты, во многом носившей характер оборонительного союза.

На обострение ситуации влияли также интересы экономических элит крупнейших государств, имевших рычаги давления на власть. Они были заинтересованы в расширении рынков сбыта и экономической экспансии, что означало столкновение с интересами государств-конкурентов. Война в то время по-прежнему считалась нормальным способом разрешения подобных противоречий.

Правительства предвидели скорую войну. Они тратили значительные средства на развитие армии, увеличение ее численного состава и создание новых вооружений.

Конспект

К 1900 году в мировой политической системе стали выделяться несколько стран, которые играли ведущую роль в разных сферах жизни общества - политической, экономической, социальной и духовной. Такими государствами являлись: в Европе - Великобритания, Франция, Германия и Российская империя; в Азии - Япония; в западном полушарии - США. Если ранее влияние этих стран ограничивалось только их местоположением, их региональностью, то с развитием колониальной системы и наступлением эпохи империализма влияние этих держав стало распространяться на весь мир, в зависимости от т. н. «зон влияния» (см. Рис. 1). По сути, вышеперечисленные государства стали теми двигателями прогресса, которые в дальнейшем определили ход мировой истории.

Как известно, политика и экономика тесно взаимодействуют друг с другом. К началу ХХ века крупные торгово-промышленные компании начинают преобразовываться в компании-гиганты, в транснациональные монополии, которым становится тесно в условиях внутреннего рынка и которые стремятся продвинуться за пределы не только государственных границ своей страны, но и за пределы континентов. Такие компании, имеющие огромные капиталы, постепенно становились монополистами, диктовавшими свои условия более слабым странам и более слабым правительствам, тем самым являясь во многом неофициальными проводниками внешней политики своего государства. По сути, в начале ХХ века происходит слияние крупной капиталистической буржуазии с высшим чиновным государственным аппаратом, который влиял на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Как уже было сказано выше, у передовых стран мира в начале ХХ века существовали свои зоны влияния. Такими «зонами» могли быть колонии, как у Великобритании и Франции, разбросанные по всему миру или экономически зависимые территории, как у США в Латинской Америке и России в Монголии, Северо-восточном Китае и Северном Иране. Только две из всё более набирающих силу и мощь ведущих держав - Германия и Япония - не имели своих зон влияния и колоний. Связано это было с тем, что именно эти две страны поздно встали на путь капиталистического развития, поздно «открылись» миру, и поэтому опоздали к разделу Земного шара. Крупная национальная буржуазия этих государств не могла смириться с таким положением вещей, и поэтому, наращивая изо дня в день военно-технический потенциал, всё громче и чаще стала заявлять о своих правах на разные уголки мира, стремилась к его новому переделу, что необратимо вело к новой, полномасштабной войне.

Исходя из складывающейся ситуации, ведущие державы стали объединяться в военно-политические блоки и союзы (см. Рис. 2). Конечно, такая практика существовала ещё в конце XIX столетия, но особую силу приобрела теперь. В Европе набирающая силу Германия объединилась в Тройственный союз с Австро-Венгрией, Италией, а затем и с Турцией. В свою очередь, в 1907 году окончательно оформился военно-политический блок - Антанта («согласие»), в который входили Великобритания, Франция и Россия.

На Дальнем Востоке захватническая политика Японии привела к Русско-японской войне 1904-1905 гг. , которую Россия проиграла, и к захвату Корейского полуострова, а также части Китая, чем поставила под угрозу территориальные притязания европейских держав в азиатском регионе.

В Новом Свете Соединённые штаты, жившие с 1820 года в некоторой изоляции от внешнего мира, пользуясь т.н. «Доктриной Монро», к началу века стали всё больше и больше проникать в Восточное полушарие, играя если не первую, то одну из главных ролей, тем более, что сращивание крупного бизнеса и политической элиты происходило именно там довольно ускоренными темпами.

Региональные кризисы - Англо-бурская война 1899-1902 гг., Русско-японская война 1904-1905 гг., экономические конфликты в Азии и Африке, Боснийский кризис 1908-1909 гг., две Балканские войны 1912-1913 и 1913 гг. - были своего рода генеральной репетицией ко всемирному вооружённому конфликту.

Экономические и политические противоречия ведущих держав мира, борьба за новые рынки и обострившаяся конкуренция крупных компаний, борьба за новые зоны влияния, столкновение интересов в различных регионах мира, складывание военно-политических блоков - всё это не могло не привести к крупному военному конфликту между этими странами.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте §1 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 2 и 3 на с. 15.
  2. Каковы были причины нового передела мира?
  3. Были ли региональные конфликты предвестниками Первой мировой войны?
  1. Интернет-портал Lib2.podelise.ru ().
  2. Интернет-портал Likt590.ru ().
  3. Интернет-портал Nado.znate.ru ().

Речь уже шла о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить представление о том, кто и как осуществлял международную политику, какую роль в ней играли политические лидеры и доктрины, почему возникали и чем завершились те или иные конфликты и т. д.

«Холодная война» разгорается

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений второй половины XX в. в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики данного периода: расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата - от обострения к «потеплению» отношений, и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

Итак, вспомним об уже известных событиях международной жизни и попытаемся подняться на более высокую ступень их осмысления.

К середине 1950-х годов на международной арене сложились два блока государств - «восточный» и «западный». Расхождение бывших союзников по антигитлеровской коалиции - СССР и западных держав - началось ещё при решении проблем послевоенного устройства Европы. Его основы определялись итогами Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), а также подготовленными на Парижской мирной конференции (1946) мирными договорами с бывшими союзниками Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Договоры были подписаны в феврале 1947 г. «Пробным камнем» урегулирования в Европе стала судьба Германии. Углубление противоречий между СССР и западными державами привело к расколу Германии на два государства с различным общественным строем. К концу 1940-х годов организационно оформился раскол Европы. В 1949 г. были созданы военно-политический блок НАТО и экономическая организация восточноевропейских государств - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. появилась Организация Варшавского договора.

США и СССР, возглавлявшие эти военно-политические группировки, обладали атомным оружием. В 1950-е годы учёные и конструкторы создали также термоядерное оружие, а позже и межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить его в любую точку земного шара. Сверхдержавы развернули гонку вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось формированием в противостоявших друг другу странах общественного настроения, которое основывалось на ощущении постоянной внешней угрозы и запугивании силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция существования в Европе и мире в целом двух лагерей. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес (бывший тогда государственным секретарём США) говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооружённых сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление ведущих держав укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.

Даты и события:

  • 1949 г. - создан блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Венгрия, Чехия).
  • 1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
  • 1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
  • 1955 г. - заключён Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО. 1955 г. - образована Организация Варшавского договора (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД).

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жёстких формах в тех регионах мира, где народы, освобождавшиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В конфликтах и войнах в Корее, Вьетнаме одну из сторон поддерживали СССР, Китай и государства «восточного блока», а другую - США и их партнёры по военно-политическим блокам.

Даты и события

Военные события в странах Восточной и Юго-Восточной Азии:

  • 1950-1953 гг. - Корейская война.
  • 1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
  • 1960-1975 гг. - гражданская война в Южном Вьетнаме.
  • 1964-1973 гг. - участие США в войне во Вьетнаме.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлёк внимание великих держав: СССР поддержал арабские страны, США встали на сторону Израиля.

В 1962 г. столкновение интересов СССР и США в отношении Кубы привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны.

Цифры и факты

  • За период с 1945 по 1985 г. в локальных войнах и вооружённых конфликтах в мире участвовали свыше 12 млн солдат и офицеров. В результате погибли, включая мирное население, 20-22 млн человек.
  • По оценкам специалистов, на средства, затрачиваемые на производство одного самолёта «Торнадо», можно построить первоклассный отель на 300 мест со всем комплексом услуг, конференц-залами, плавательным бассейном и т. д. Стоимость военной техники в сопоставлении с мирными расходами: один истребитель F-14 равен стоимости строительства 9 школ; одна атомная подводная лодка «Трайдент» - стоимости обучения в течение года 16 млн детей.

За мир и безопасность

Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г.освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.

В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

  • уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;
  • уважение территориальной целостности всех стран;
  • признание равенства всех рас и наций, больших и малых;
  • воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;
  • уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;
  • отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
  • воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;
  • воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;
  • урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;
  • содействие взаимным интересам и сотрудничеству;
  • уважение справедливости и международных обязательств.

Организации, выступающие за мир и разоружение:

  • Всемирный Совет Мира (создан в 1950 г. на Всемирном конгрессе сторонников мира),
  • Пагуошское движение (международное движение учёных за мир и разрядку; основано в 1957 г. на созванной по инициативе известных учёных - А. Эйнштейна, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассела и других - конференции в местечке Пагуош в Канаде),
  • Врачи мира за предотвращение ядерной войны (движение образовано в 1981 г. по инициативе советских и американских медиков),
  • Азиатская буддийская конференция за мир,
  • «Паке Кристи» - международное католическое движение за мир,
  • Христианская мирная конференция.

Здесь перечислена лишь часть движений и организаций, специально созданных для защиты мира и безопасности народов. Эти задачи решают и другие международные организации, например ООН, а также профсоюзные, женские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.

В 1970-е годы антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зелёных». Оно возникло как движение гражданских инициатив в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зелёные» включились в антиядерную борьбу, участвовали в выступлениях против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность проблемы разоружения признавалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан международный Комитет по разоружению. Но практическое решение поставленных задач оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Его назвали «первой трещиной в вечной мерзлоте “холодной войны”». Позже к договору присоединились свыше 100 государств.

Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу 1990-х годов договор подписали более 135 стран.

В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряжённости

Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, - в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972-1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьёзные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особую значимость достигнутому.

Г. Киссинджер (в те годы государственный секретарь США, глава Государственного департамента, отвечающего за внешнюю политику, первый советник президента страны по внешнеполитическим вопросам) впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришёл к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста на протяжении всей своей жизни... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твёрдо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем “холодной войны”. Тем не менее после четырёх бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем понимании интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вёл переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли её с национальными интересами».

Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):

  1. суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;
  2. неприменение силы или угрозы силой;
  3. нерушимость границ;
  4. территориальная целостность государств;
  5. мирное урегулирование споров;
  6. невмешательство во внутренние дела;
  7. уважение прав человека и основных свобод;
  8. равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. сотрудничество между государствами;
  10. добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды.

Старое и новое политическое мышление

На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Цифры и факты

В 1982 г. военные расходы на душу населения составили:

  • в мире в целом -145 долл.;
  • в странах Северной Америки - 797 долл.,
  • Европы - 265 долл.,
  • Латинской Америки -34 долл.,
  • Азии - 25 долл.,
  • Африки - 22 долл.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США:

«Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, - безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.

Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами - ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности - это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения...

Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность - неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».

Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х - начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.

В последнее десятилетие XX - начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:

  • создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
  • защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
  • поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
  • охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие между-народных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО. Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил сво-его существования после окончания «холодной войны» , как ожида-ли многие. Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих во-просах мировой политики. Одним из ключевых направлений аме-риканской политики стала идея расширения своей зоны влияния. Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавско-го Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о при-соединении Украины и Грузии.

Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международ-ных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В на-чале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности. Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Вто-рой мировой войны . Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся иг-рать активную роль в разрешении ряда конфликтов. В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и тре-буют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопас-ности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось дого-вориться. Это даёт многим экономически влиятельным государст-вам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопас-ности за счёт «новичков».

Миротворческие силы ООН

Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единст-венной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная уг-роза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим сле-дуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Ру-анде, Боснии, Тайване, Косово.

Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой. Страдающие от огром-ного числа экономических проблем и политических неурядиц жи-тели африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, ука-зывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела. Открытых военных столкновений между странами в этом кон-фликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, ев-ропейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегаю-щие к террористическим методам. Среди стран третьего мира поя-вились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной пози-ции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враж-дебной цивилизации. Материал с сайта

На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворче-ских операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участ-вуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане. Не всегда ми-ротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом заверши-лась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвра-тить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфлик-том на Балканах и в Конго. Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависи-мость от политических соображений. В то же время ряд стран, пре-жде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косо-во). Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.

В середине 80-х годов международные отношения достигли критической отметки, в мире снова возродилась атмосфера "холодной войны". В сложном положении оказался СССР: продолжалась афганская война, начинался новый тур гонки вооружений, которую истощенная экономика страны уже выдержать не могла. Техническое отставание в основных отраслях экономики, низкая производительность труда, прекращение экономического роста - все это стало свидетельством глубокого кризиса коммунистической системы. При таких условиях состоялась очередная смена политического руководства СССР. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Н.С. Горбачев, с именем которого связаны принципиальные сдвиги во внешней политике СССР.

Михаил Сергеевич Горбачев (род. 1931) - советский партийный и государственный деятель. З1955 г. на комсомольской и партийной работе в Ставропольской области РСФСР. У1978-1985 гг. секретарь ЦК КПСС. З1980р. член политбюро ЦК КПСС, с 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС. 1988-1990 гг. председатель Президиума Верховного Совета СССР. В 1990-1991 гг. президент СССР. Инициатор "перестройки", которая обусловила значительные изменения в экономической и политической сферах жизни советского общества, а также в международных отношениях. Лауреат Нобелевской премии мира за 1990 г. 19-21 августа 1991 г. Горбачев был отстранен от власти ортодоксально настроенными высшими должностными лицами, которые, стремясь сохранить Союз в неизменном виде, совершили государственный переворот. Оставался президентом СССР до 25 декабря 1991 г., но не имел реальной власти и не смог остановить процесс окончательного распада СССР. С декабря 1991 г. президент Международного фонда социальных, экономических и политических исследований ("Горбачев-фонд"). В 1996 г. принял участие в выборах президента Российской Федерации, но получил менее 1 % голосов.

Основные направления новой политики Москвы заключались в смягчении отношений с Западом и содействии урегулированию региональных конфликтов. Провозгласив курс на реализацию нового политического мышления в международных отношениях - признание приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, а также того, что ядерная война не может быть средством достижения политических, идеологических и других целей, советское руководство пошло на открытый диалог с Западом. Состоялась серия встреч между Г. Горбачевым и Г. Рейганом. В ноябре 1985 г. на первой встрече в Женеве два лидера обсудили актуальные проблемы международных отношений и пришли к выводу, что ядерная война не должна быть развязана, ибо в этой войне победителей не будет. В последующих встречах (Рейкьявик, 1986 г,; Вашингтон, 1987 г.; Москва, 1988 г.;

Нью-Йорк, 1988 г.) были заложены основы для взаимопонимания между СССР и США с достижением конкретных решений, направленных на свертывание гонки вооружений. Особенно важным результатом этого стало подписание 8 декабря 1987 г. договора об устранении с европейской территории новых ядерных ракет средней и меньшей дальности (500-5000 км). Предполагалось полное уничтожение двух классов ракет со стороны СССР и США. Впервые за послевоенный период СССР согласился на контроль над ликвидацией вооружения. 1987 г. начались советско-американские переговоры об ограничении и прекращении ядерных испытаний.

В апреле 1988 г. в Женеве было заключено соглашение об урегулировании конфликта в Афганистане. СССР и США подписали Декларацию о международных гарантиях и меморандум взаимопонимания. Поэтапно - до 15 февраля 1989. - советские войска были выведены из Афганистана. Закончилась самая позорная война Советского Союза, в которой он потерял более 13 тыс. убитыми.

Американо-советский мирный диалог продолжался и за президентства Джорджа Буша (1989-1993), в частности шли переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Важным шагом в этом направлении стал первый визит М.С. Горбачева как президента СССР до Вашингтона 1990 г. и его переговоры с Дж. Бушем. Здесь были согласованы основные положения договора о СНВ, а также заключено соглашение о ликвидации подавляющего большинства химического оружия и отказ от ее производства. В документах отмечалось, что период конфронтации между Западом и Востоком уступает место партнерству и сотрудничеству.

Переговорный процесс захватил широкий спектр вооружений. 1989 г. в Вене начались многосторонние переговоры о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. На встрече 22 стран - участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ) в ноябре 1990 года. в Париже был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе, который определял радикальное сокращение обычных сил НАТО и ОВД.

На рубеже 80-90-х годов СССР проводит активную международную политику. Москва способствовала урегулированию ряда региональных конфликтов с привлечением ООН, которая впервые за свою историю стала играть роль гаранта в поддержании мира. После визита Г. Горбачева в Пекин в 1989 г. начинается нормализация советско-китайских отношений. Но еще большие изменения произошли в европейской политике. В течение 1988-1989 гг. в европейских государствах Варшавского договора резко обострился экономический кризис. Почти повсеместно наблюдался застой производства и снижение уровня реальных доходов населения. Росли бюджетные дефициты. Население стран Восточной Европы решительно поднимался на борьбу против тоталитарных коммунистических режимов. Правящие круги Польши и

Переход к политическому плюрализму в Югославии происходил в 1990 г. на фоне обострения межнациональных противоречий, которые привели к распаду федерации. Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония провозгласили 1991г. независимость. Коммунисты сохранили власть только в Сербии и Черногории. Эти две республики объявили о восстановлении Югославской федерации. Сербское население Хорватии (11 %) и Боснии и Герцеговины потребовало присоединения районов своего компактного проживания в Сербии. В бывшей Югославии разразилась межнациональная война, которая особенно жестокий характер приобрела в Боснии и Герцеговине. Для решения этих противоречий вынужден был вмешаться военный контингент ООН, в состав которого входил украинский подразделение.

Окончательное окончания периода "холодной войны" ознаменовалось объединением Германии. В феврале 1990 г. четыре державы - победительницы во Второй мировой войне - СССР, США, Великобритания и Франция - договорились с двумя германскими государствами - ФРГ и ГДР - о создании переговорного механизма "2 + 4" для объединения Германии. В сентябре 1990 г. в Москве был подписан Договор об окончательном урегулировании германского вопроса, по которому объединенная Германия признавала существующие границы в Европе, отказывалась от оружия массового уничтожения, обязалась сократить свои вооруженные силы. Советский Союз брал обязательство вывести свои войска с территории Германии и не отрицал ее вхождения в НАТО.

Изменения в политическом климате Восточной Европы привели к роспуску ОВД в 1991 г. и вывод в последующие годы советских войск из Венгрии, Чехословакии, Польши, Германии. Мощное государство коммунистического блока - СССР - также распалась. Еще в ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР возгласи ла государственный суверенитет Эстонии. 1989-1990 pp. впервые в республиках СССР состоялись выборы на многопартийной основе. Национально-патриотические силы потеснили коммунистов от руля власти. Новоизбранная Верховная Рада Украины 16 июля 1990 г. приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины. Декларации о государственном суверенитете провозгласили также парламенты Литвы, Латвии, Беларуси, России, Молдовы и других республик. После неудачной попытки консервативных сил осуществить государственный переворот в СССР (19-20 августа 1991 г.) участница мятежа - компартия была объявлена вне закона. 24 августа 1991 г. Верховная Рада Украины приняла Акт провозглашения независимости Украины, а 1 декабря 1991 г. Всеукраинском референдуме более 90 % голосов его утвердил. 8 декабря 1991 p. в Беловежской пуще лидеры России, Украины, Белоруссии объявили о прекращении существования СССР как субъекта международного права. Было создано новое объединение - Содружество Независимых Государств (СНГ), которая является скорее политической декларацией, нежели реальным договором. Наследницей СССР и ответственным за все подписанные Москвой соглашения объявила себя Россия. После распада СССР ядерными державами стали Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, заключившие 1992 г. в Лиссабоне соглашение о том, что они кроме России лишатся ядерного оружия в течение 7 лет. На основе этих договоренностей президенты Бы. Ельцин и Дж. Буш в Вашингтоне подписали в этом же году текст договора СНВ-1, по которому США и государства бывшего СССР сокращают стратегические наступательные вооружения на 50 % в течение 7 лет, что символизировало конец конфронтации между СССР и США.

Окончательным завершением периода "Холодной войны" считается:

o вывода советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.);

o падение тоталитарных режимов в странах Центрально-Восток-ной Европы (1989);

o разрушением Берлинской стены (ноябрь 1989 p.);

o объединение Германии и роспуск Организации Варшавского договора (июль 1991 p.).

1 февраля 1992 г. Дж. Буш и Бы. Ельцин подписали в Кэмп-Дэвиде соглашение, по которому США и Россия перестали считать друг друга потенциальными противниками, заложив основу для развития партнерских отношений между ними. Однако в конце 1990-х годов кризис в Косово и события в Чечне возродили взаимное недоверие в отношениях между двумя крупнейшими ядерными державами.

В январе 1993 г. в Москве Ельцин и Буш подписали новый договор СНВ-2 о сокращении вдвое стратегических наступательных вооружений до уровня договора СНВ-1. Согласно трехстороннему соглашению между США, Россией и Украиной от 14 января 1994 г. Украина согласилась передать 200 ядерных боеголовок на демонтаж в Россию. Москва обязалась предоставлять Украине ядерное топливо, а Соединенные Штаты - финансировать эту сделку.

С развалом коммунизма исчезла двухполюсности мира и конфронтация по линии "Восток - Запад", но количество международных конфликтов не уменьшилось. Особенно опасным стал конфликт в Персидском заливе, начавшийся нападением в августе 1990 г. войск иракского диктатора Саддама Хусейна на Кувейт. Совет Безопасности ООН, осудив агрессию, установила конечную дату вывода иракских войск из Кувейта - 15 января 1991 г. Многонациональные вооруженные силы под руководством американского командования осуществили операцию "Буря в пустыне" против Ирака и освободили Кувейт.

Изменения, происходившие в международной жизни в начале 90-х годов, привели к новой расстановке сил в мире. Россия оказалась неспособной поддерживать "просоветские" режимы в Азии, Африке. Это способствовало решению или углублению диалога в решении региональных конфликтов, в частности арабо-израильского. Хотя процесс нормализации отношений Израиля с арабскими странами постоянно тормозится, пути разрешения этого самого длительного конфликта очерчены достаточно четко. Было в целом решено конфликты в Камбодже, Анголе, Мозамбике, ликвидировано в 1990 г. режим апартеида в Швденній Африке. Однако до справедливого и безопасного мирового сообщества еще далеко. На территории бывшего СССР и лагеря социализма возникли и продолжают тлеть локальные конфликты (война России против Чечни, абхазско-грузинский конфликт, армяно-азербайджанские столкновения в Карабахе, неурегулированность отношений после кровавых столкновений между Молдовой и так называемой Приднестровской Молдавской республикой, межэтнические конфликты на территории бывшей Югославии и др).

Важным элементом международных отношений стало ускорение западноевропейской и общеевропейской интеграции. 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) странами - участницами Европейского Экономического Сообщества был подписан новый договор о Европейском Союзе, на основе которого в 1999 г. должно завершиться создание экономического и валютного союза. Сообщество планирует также разработать общую оборонную политику в области безопасности и ввести единое европейское гражданство. В 1997 г. в ЕС было введено единое европейское гражданство, которое не отменяет национального гражданства. 31 января 1999 г. для проведения безналичных операций введена единая валюта - евро - в 12 из 15 стран ЕС (Бельгии, Германии, Греции, Испании.

Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Австрии, Португалии и Финляндии). Бывшие страны советского блока пытаются выйти из сферы влияния России путем постепенной интеграции в ЕС и НАТО. Однако уровень их экономического развития не дает возможности западноевропейцам открыть дверь в ЕС всем желающим. В мае 2004 г. к ЕС присоединились Эстония, Латвия, Литва, Словения, Словения, Польша, Венгрия, Чехия. С 1 января 2007 г. полноправными членами ЕС стали Болгария и Румыния. Относительно Североатлантического блока, то в начале 1994 г. США предложили программу в рамках НАТО "Партнерство ради мира", что предполагает постепенное сближение стран Восточной Европы. 1997 г. атлантическое руководство рассмотрело заявления о вступлении в НАТО Польши, Чехии, Венгрии и приняло их к НАТО в 1999 г. В мае 2004 г. членами НАТО стали Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения. В июле 1997 г. в Мадриде Президент Украины Л. Кучма подписал Хартию об особых отношениях между Украиной и НАТО, которая предусматривала расширение отношений между Киевом и Брюсселем в вопросах европейской безопасности. В 1997 г. в Киеве был открыт Центр информации и документации НАТО в Украине, а в 1999 г. основан Офис связи НАТО в Украине. С 2000 г. Киев и Брюссель начали ряд инициатив, которые должны способствовать развитию особого партнерства между обеими сторонами, в частности в 2001 г. утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО на 2001-2004 гг., создан Государственный совет по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины в 2002 г. и Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции Украины в 2003 г., проведено заседание Комиссии "Украина - НАТО" в Стамбуле в 2004 г. др. Президент В. Ющенко задекларировал как один из главных приоритетов новой власти вступление Украины в НАТО. В апреле 2005 г. во время встречи "Украина - НАТО" (Вильнюс, Литва) на уровне министров иностранных дел официально начат диалог относительно членства Украины в НАТО. Однако политическая нестабильность в Украине, внешнеполитические осложнения тормозят евроинтеграционный процесс Украины.

Международная ситуация в посткоммунистическую эпоху не стала более предсказуемой и стабильной. В преодолении локальных и региональных конфликтов все более важную роль играет Организация Объединенных Наций, которой отводится роль главного гаранта международной безопасности.

Самым важным фактором влияния на развитие международных отношений в постбіполярну эпоху стала внешняя политика Соединенных Штатов Америки. Республиканская администрация Дж. Буша-младшего, избранного 43-м президентом США в ноябре 2000 г., провозгласил долгосрочной целью утверждения доминирующего положения США в системе международных отношений. Вашингтон взял курс на количественное и качественное укрепление военной мощи. Военный бюджет США вырос с 310 млрд долл. в 2001 г. до 380 млрд долл. в 2003 г. и до 450 млрд долл. в 2008 г. США вышли за рамки ограничений Договора по про, объявив в 2001 г. о развертывании Национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Администрация Буша активно способствовала вступлению в НАТО стран Центрально-Восточной Европы и Прибалтики.

Важное место во внешней политике США заняла борьба с международным терроризмом, особенно после террористических акций против американских городов 11 сентября 2001 г. США создали широкую антитеррористическую коалицию, которая в октябре 2001 г. начала войну против правительства "Талибана" в Афганистане, который дал убежище террористам "Аль-Кадди". Характерной чертой внешнеполитического курса администрации Дж. Буша-младшего стала односторонность в принятии решений по международным проблемам, что, в частности, проявилось в решении в марте 2003 г. войны против Ирака вопреки позиции ООН и многих государств. Эта война осложнила отношения США с Францией, Германией, другими государствами. Неоднозначно развивались американо-российские отношения. Поддержка Российской Федерацией антитеррористической деятельности США после сентябрьских событий 2001 г. способствовала существенному улучшению отношений между двумя государствами, но осуждение российским руководством иракской войны США, нарушения прав человека в России, стремление Москвы играть доминирующую роль на постсоветском пространстве, что привело к русско-украинских противоречий через Тузлу, российско-грузинской войны в Южной Осетии осенью 2008 г., энергетической (газовой) войны против Украины в конце 2008 - начале 2009 г., испортили двусторонние американо-российские отношения. В районе Персидского залива международная напряженность, вызванная военными действиями в Афганистане и в Ираке, усиливается американо-российскими противоречиями вокруг ядерной программы Ирана. Россия продолжает оказывать помощь (продает оборудование) в строительстве иранской атомной электростанции, отходы деятельности которой могут быть использованы для изготовления ядерного оружия, тогда как Соединенные Штаты решительно противодействуют развитию ядерной программы Ирана. Война США в Ираке и Афганистане, израильско-палестинский конфликт, который периодически перерастает в кризисную ситуацию, и тому подобное - все это превращает Ближний и Средний Восток в взрывоопасный регион.

Конец XX - начало XXI века. связанные как с ослаблением, так и с интенсификацией многих конфликтов, которые имеют не только внутриполитическое, но и международное значение. В их основе лежит много факторов: религиозный, этнический, социально-экономической и др. Борьба тамильского меньшинства в Шри-Ланке за образование собственного государства, режим Талибана в Афганистане, стремление значительной части тибетского народа к независимости, чеченские войны требовали адекватных ответов не только от отдельных стран, но и от всего мирового сообщества.

Некоторые итоги прошлого века и новые планы на будущее были сформулированы в декларации и программе действий Саммита тысячелетия, состоявшегося под эгидой ООН-8 сентября 2000 г. на уровне глав государств и правительств. Одной из первоочередных задач ставилось преодоление к 2015 г. бедности и нищеты, улучшение ситуации с правами человека. Но человечество только стоит на пути выполнения этих задач. На сегодня около половины населения мира существует за чертой бедности. Одним из главным приоритетов, в том числе в деятельности ООН, является борьба с распространением ВИЧ/Спида. Однако, по данным специального агентства ООН по борьбе с эпидемией этого заболевания эффективное противодействие Спида в бедных странах требует довольно значительной суммы - до 10 млрд долл. США ежегодно.

ООН проводит работу, направленную на облегчение положения беженцев, вынужденных искать спасения и помощи за рубежом. На 2006 г. насчитывалось до 10 млн человек, которые находились под патронатом Агентства ООН по делам беженцев. Организация удерживает свои представительства в Афганистане и Судане. В целом из 18 миротворческих миссий ООН в 2004 г. семь работало в Африке, а две - в Азии.

Тогда как ООН является организацией глобального значения, деятельность которой охватывает практически все сферы взаимной деятельности между государствами, в начале XXI века. все более заметную роль играют и различные межгосударственные образования с различными функциональными задачами. Мировые цены на нефть формируются в значительной степени под влиянием Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданной в 1960 г. Из двенадцати ее членов 10 относятся к странам афро-азиатского пространства.

Важную роль в межцивилизационном диалоге как представитель исламского мира играет образована еще в 1945 г. Лига арабских государств, в которую входят 22 арабские страны. Эта организация является важным фактором влияния на международно-политическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Несмотря на значительные разногласия в арабском мире, с 2005 г. начал работу Всеарабский парламент, что в дальнейшем будет способствовать большей консолидации арабского мира, в том числе в отношении ключевых международных проблем.

Важным системным фактором стабильности и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно назвать Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), политико-экономическую организацию, образованную в 1967 г.

С целью преодоления специфических африканских проблем, усиление роли Африки в современном мире в 2002 г. прежнюю Организацию африканского единства была преобразована в Африканский союз (АС), в пределах которого начался постепенный процесс политической и экономической интеграции 53 стран Черного континента. АС играет важную роль в процессе пацификации (примирение) длительных гражданских конфликтов. В июле 2007 г. совместно с ООН АС начал миротворческую операцию в суданской провинции Дарфур, в которой в результате конфликта между правительством Судана и местным населением погибли более 70 тыс. человек.

В поле зрения неформального объединения ведущих мировых экономических держав - "Большой восьмерки", в которую входит и Япония, обсуждаются ключевые мировые проблемы и пути их преодоления. В частности в 2007 г. тематика 33-го саммита глав государств этих стран охватывала вопросы глобального потепления, ситуацию на Ближнем Востоке и в Ираке, а также положение в Африке и тому подобное.