Меню
Бесплатно
Главная  /  Грипп  /  Понятие инвалидности, ее степени, причины и их юридическое значение. Понятие инвалидности, ее группы, причины инвалидности и их юридическое значение Инвалидность понятие и порядок установления правовые последствия

Понятие инвалидности, ее степени, причины и их юридическое значение. Понятие инвалидности, ее группы, причины инвалидности и их юридическое значение Инвалидность понятие и порядок установления правовые последствия

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. дает следующее понятие термина «инвалид».
Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона). Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 « О порядке признания граждан инвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом. Граждане направляются на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель может обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно. Освидетельствование проводится только на основании письменного заявления лица либо его законного представителя.
Специалисты, проводящие медико-социальную экспертизу, рассматривают представленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Эти признаки должны присутствовать в комплексе, наличие одного из указанных признаков не является достаточным условием для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория « ребенок- инвалид».
В целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и за состоянием трудоспособности проводится систематическое переосвидетельствование инвалидов. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Лицам, не достигшим 16- летнего возраста, группа инвалидности не устанавливается. Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях, а также возникшие в результате травм.
Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом, утверждены приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 4 июля 1991 г. № 177.
Лицам в возрасте до 16 лет категория « ребенок-инвалид» может устанавливаться сроком от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет и до достижения ими 16-летнего возраста (с 1 января 2000 г. до 18-летнего возраста).
Инвалидность вследствие заболевания (или травмы), возникшего до достижения ребенком 16- летнего (учащимся — до 18- летнего) возраста, приведшего к утрате или снижению трудоспособности, именуется «инвалидность с детства».
При достижении ребенком возраста 16 лет он направляется на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности.
Если у инвалида с детства впоследствии развиваются иные заболевания, чем те, по которым он признан инвалидом с детства, или возникают травмы, дающие основание для изменения причины инвалидности, то по его желанию причина инвалидности может быть заменена.
Решение специалистов медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в главное бюро медико-социальной экспертизы. А в случае несогласия с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение может быть также обжаловано в суд.
Для пенсионного обеспечения юридическое значение имеет не только группа, но и причина инвалидности. Причина инвалидности определяется также государственной службой медико-социальной экспертизы одновременно с установлением группы инвалидности.
Для пенсионного обеспечения по Закону РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» юридическое значение имеют следующие причины инвалидности: трудовое увечье (ст. 39), профессиональное заболевание (ст. 40), общее заболевание (ст. 43), военная травма (ст. 41) и заболевание, полученное в период военной службы (ст. 42).
Законом РФ « О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. предусматривается, что инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья (ст. 8).

Введение 3 Глава 1. Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления 5 1.1 Понятие инвалидности и ее юридическое значение 5 1.2 Порядок признания граждан инвалидами, установления и оформления инвалидности 6 2.2. Порядок проведения медико-социальной экспертизы 9 Глава 2. Группы и причины инвалидности, их юридическое значение 14 2.1 Понятие и юридические последствия различных групп инвалидности 14 2.2 Порядок переосвидетельствования инвалидов для изменения группы инвалидности 15 2.3 Причины инвалидности 18 Глава 3. Последствия установления инвалидности 22 3.1 Пенсии по инвалидности: понятие, виды, порядок назначения и выплаты 22 3.2 Нормативные и правоприменительные проблемы установления инвалидности и пенсионного обеспечения инвалидов 24 Заключение 27 Список использованных источников 29

Введение

В современном мире, на нынешнем этапе формирования социума проведение системы мер социальной интеграции инвалидов в общество выступает одним из основных курсов социальной политической деятельности государства. Актуальность проблемы обусловлена наличием в социальной структуре общества большого количества лиц, которые имеют признаки ограничения жизнедеятельности. При этом, согласно данным Росстата, в Рос-сии наблюдается снижение числа инвалидов: если в 2009 году общая численность инвалидов составляла 13074, то в 2015 году – 12924 . Если рассматривать количество инвалидов той или иной категории, то их порядок существенно не трансформируется из года в год. При этом большинство составляют инвалиды со II группой здоровья – 50%, с III – 35% и с I – 10%. Согласно данным статистики, в развитых Европейских государствах инвалидов больше, чем в России. Но большинство экспертов сходятся на точке зрения, что в Российской Федерации значительное количество инвалидов не зарегистрировано. Оставаясь, таким образом, вне государственного социального обеспечения. Причин тому несколько: незнание собственных прав, сложность получения льгот и прочие. В современном государстве происходят существенные трансформации в подходах к определению и решению вопросов инвалидности согласно международным нормам. На настоящий момент инвалидами считаются не только лица со сниженной или утраченной трудоспособностью, но и лица, которые имеют другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, коммуникации, обучения). Данное определение повлекло модификацию государственной политики касательно инвалидов: углубление реабилитационной направленности, структурная реорганизация органов экспертизы и реабилитационных мер инвалидов, дальнейшее формирование системы реабилитационной промышленности и организация отечественного рынка способов реабилитации и реабилитационных услуг, которые оказываются инвалидам. От верной организации деятельности экспертов в бюро медико-социальной экспертизы находится в зависимости решение вопросов, по-ставленных перед государственными службами, которые отвечают за социальную защиту, а так же реабилитационную сферу инвалидов, и основ-ной из них является уменьшение количества инвалидов в Российской Фе-дерации, а также успешная реабилитация и адаптация сотен тысяч инвалидов. Целью настоящей курсовой работы является установление и анализ инвалидности, ее назначения и последствий. В качестве задач определены следующие направления исследования: - рассмотреть понятие инвалидности и ее юридическое значение; - проанализировать порядок признания граждан инвалидами, установления и оформления инвалидности; -охарактеризовать порядок проведения медико-социальной экспертизы; -определить последствия установления различных групп инвалидности; - установить особенности переосвидетельствования инвалидов для изменения группы инвалидности; - рассмотреть причины инвалидности; - определить особенности пенсии по инвалидности; - выявить проблемы установления инвалидности и пенсионного обеспечения инвалидов. Структура работы соответствует цели и задачам. Работа состоит из настоящего введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Инвалидность является прежде всего самостоятельным юридическим фактом, порождающим, как правило, в совокупности с другими обстоятельствами право на получение того или иного социального предоставления. В этом аспекте инвалидность имеет значение в первую очередь для пенсионного обеспечения, поскольку является основанием предоставления пенсии по инвалидности. Медико-социальная экспертиза – установление в определенном по-рядке нужд рассматриваемого лица в мерах социальной защиты, в том числе, реабилитацию, на основании оценивания ограничений жизнедеятельности, которая вызвана стойким расстройством функционирования организма. Медико-социальная экспертиза реализуется на основании системной оценки состояния организма с опорой на анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, а так-же психологических сведений. На данную государственную службу возложено установление группы инвалидности, ее оснований, сроков, периодов наступления инвалидности, необходимости инвалида всевозможных видах социальной поддержки; разработка персональных программ реабилитации инвалидов; исследование уровня и оснований инвалидности граждан; принятие участия в разработке комплексных программ по профилактике инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной поддержке инвалидов и пр. От результативной работы данной службы находится в прямой зависимости снижение уровня инвалидности в современном обществе. Применение группы инвалидности в целях определения размера пенсий и иных мер социального обеспечения позволит социально защитить гражданина на основе более широкого, комплексного подхода к состоянию его здоровья, что следует оценить положительно. При этом степень ограничения способности к труду как правовая категория сохранит значение для отношений по проведению медико-социальной экспертизы и в других случаях. Повторное освидетельствование также значимо для инвалида, как и само установление инвалидности, поскольку нужно не только для подтверждения ранее установленной инвалидности, но и для корректировки программы реабилитации, контроля динамики изменений в состоянии здоровья. Переосвидетельствование инвалидности ребёнка особенно важно для организации оптимальных условий его жизни и реабилитации. Разработанная система реабилитации позволяет максимально полноценно интегрироваться в жизнь общества. Несмотря на законодательное основание проведения системы мер по социальной интеграции инвалида в общество, показатели реабилитации остаются на низком уровне. Этому содействует ряд отрицательных тенденций, в том числе недостаточное финансирование всей социальной области, включая реабилитационные мероприятия. С одной стороны, определение инвалидности и порядок назначения группы инвалидности, перечень и размер пенсий, денежных выплат и льгот устанавливаются национальной законодательной базой. С другой стороны, влияние на инвалидность оказывают общественное восприятие, физическая и информационная среда. В совокупности эти факторы определяют численность и положение инвалидов в обществе. Современному государству крайне необходима действенная система подготовки высокооплачиваемых специалистов, которые владеют методами реабилитационно-экспертной диагностики, возобновления способностей инвалидов к деятельности как в бытовой, профессиональной, так и в социальной сферах.

Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Декларация о правах инвалидов принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года. Режима доступа http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=314. Дата обращения 15.10.2016. 2. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. N 7. С. 45 - 67. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание зако-нодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 4. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// «Собрание законо-дательства РФ», 2011. - № 48. – ст.6724. 5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563. 6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (изм. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Режим доступа: http://base.garant.ru/10164504/1/#block_100 Дата обраще-ния: 12.09.15 7. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 6.08.2015) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // «Собра-ние законодательства РФ», 2006. - №9. – ст. 1018. 8. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О по-рядке и условиях признания лица инвалидом» // «Собрание законодатель-ства РФ», 2006. - №9. – ст. 1018 9. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществ-лении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государ-ственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистриро-вано в Минюсте России 20.01.2016 N 40650) // СПС «Консультант Плюс». Научная и учебная литература 10. Богомолов Б. Большая медицинская энциклопедия. – М: АСТ, 2011. – 749с. 11. Бронников В.А., Зозуля Т.В. Справочник по комплексной реа-билитации инвалидов. – Пермь: ПГУ, 2010. – 531с. 12. Валявина Е.Ю. Гражданское право: Учебник в 3 т. Т. 2 - 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, Н.В. Елисеев, отв. ред. А.П. Серге-ев, Ю.К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 851 с. 13. Дементьева, Н.Ф., Старовойтова Л.И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы. – М.: Академия, 2010. – 272с. 14. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие. – М: Дашков и К, 2015. – 329с. 15. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной сферы: учебное посо-бие для вузов. – Ростов на /Д: Феникс, 2012. – 76 с. 16. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде-рации» (ред.от 24.07.09). Режим доступа: http://www.lawmix.ru/commlaw/29. Дата обращения 15.10.2016. 17. Мохов А.А. Медицинское право (правовое регулирование ме-дицинской деятельности). Курс лекций. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. 186 с. 18. Общая численность инвалидов по группам инвалидно-сти/Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#. Дата обращения 15.10.2016 19. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебник для бака-лавров. – М.: Дашков и К, 2015. – 482с. 20. Права людей с инвалидностью на доступную среду универ-сальный дизайн в вопросах и ответах: Юридическое пособие для лиц с ин-валидностью/М. Черкашин. – М.РООИ «Перспектива», 2014 . – 20с. 21. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: Юнити-Дана,2014. – 439с. 22. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. 2-е изд. – М.: Дашков и К,2014. – 239с.

Пенсия по инвалидности является одним из видов пенсионного обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1). При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. К этим учреждениям относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Минтруда России, и главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти. Главные бюро имеют филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правительством РФ. Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При проведении медико-социальной экспертизы признание лица инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Минздравсоцразвития России. В данных классификациях и критериях даются определения основных категорий жизнедеятельности, при ограничении которых устанавливается инвалидность. Например, способность к самообслуживанию – это способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.



По степени выраженности ограничения каждой категории жизнедеятельности имеют три степени. Так, ограничения способности к самообслуживанию выражаются в следующем:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид". I группа устанавливается при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности 3 степени, II группа – 2 степени, III группа – при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности (за исключением способности к трудовой деятельности) 1 степени. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности, которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. По общим правилам по истечении установленного срока производится переосвидетельствование инвалида.

Постановлением Правительства РФ установлены случаи, когда группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» до достижения лицом возраста 18 лет устанавливаются без указания срока переосвидетельствования. Например, без срока переосвидетельствования группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» устанавливаются не позднее 2 лет после первичного признания лица инвалидом, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Помимо группы инвалидности при признании лица инвалидом устанавливается также и причина инвалидности, которой может быть общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередного переосвидетельствования.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Минтруда России.

УДК 340.111.52(091)

Страницы в журнале: 160-164

Т.В. Софронова,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Нижегородского национального исследовательского университета им. Лобачевского Россия, Нижний Новгород [email protected]

Проводится анализ понятия инвалидности как правовой категории в исторической ретроспективе, раскрываются вопросы терминологии в сфере инвалидности. Анализ изменений содержания понятия инвалидности позволит прийти к единообразному понятийному аппарату в данной сфере правового регулирования в соответствии с международными требованиями.

Ключевые слова: инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация, социальная интеграция, правопонимание.

Современная трактовка личности опирается на понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений . В социальной действительности личность выступает одновременно как реальный выразитель и как продукт этих отношений.

Проблема формирования и функционирования личности в условиях ограниченных возможностей здоровья в современной науке рассматривается в сочетании двух позиций - общепсихологических и специфических, которые обусловливаются социально-экономическими условиями развития общества и той политикой, которую осуществляет государство в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья .

Исходя из этого положения, можно считать вполне обоснованной важность выявления наиболее актуальных проблем в вопросах реализации своих гражданских прав и свобод лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях меняющихся социально-экономических отношений. Важно отметить, что основы правового статуса личности, закрепленные в главе 2 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ), являются базовой составляющей правового статуса инвалида .

При этом установление гарантий признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности (ст. 17, 19 Конституции РФ) представляются чрезвычайно значимыми и признаны нормами международных правовых актов .

Наряду с соблюдением и защитой прав и свобод человека, запретом любых форм ограничений прав по признакам социальной принадлежности одним из наиболее проблемных вопросов современной действительности остается проблема терминологии, понимания инвалидности как сложного социального явления в контексте современных социально-экономических преобразований. Раскрывая содержание понятия «инвалид», толковый словарь русского языка определяет: «это человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, ранения, увечья» .

Определение инвалидности имеет свою особую историю. Впервые трактовка этого понятия приведена в энциклопедическом словаре В.И. Даля под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ: «инвалид (с фр.) - отслуживший, заслуженный воин, не способный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью» .

Во времена Петра I понятие «инвалид» употреблялось в значении, соответствующем современному понятию «военный инвалид». Содержание отставных офицеров и солдат, не пригодных к службе по причине увечья или старости, «военных инвалидов», Петр I возлагал на монастыри и богадельни с выдачей им пожизненного содержания по гарнизонным окладам. Устав Духовной коллегии 1721 года обязывал обители содержать за свой счет и под своим кровом фиксированное число «отставных солдат и всяких убогих, не могущих работать» . В 1762 году при Екатерине II появляется инвалидно-поселенное призрение, ставшее прообразом классификации инвалидности, по которому следовало «оставить при монастырях и богадельнях таковых только, кои по старости своей или увечью ни к какому другому делу способными не окажутся, а остальных отставных солдат отправлять либо на службу, либо на поселение с обязательным участием в сельскохозяйственных работах» . Со второй половины XIX века инвалидами стали называть рабочих, которые по причине производственной травмы или профессионального заболевания полностью либо частично потеряли трудоспособность, что вызывало необходимость их социальной поддержки со стороны государства.

В современной литературе встречается ряд формулировок, определяющих понятие «инвалид»: лицо с ограниченными возможностями здоровья; лицо с особыми образовательными потребностями; человек с особенностями развития; лицо с отклонениями в развитии; инвалид с детства; лицо с инвалидностью. Зачастую между такими понятиями проводятся аналогии. Более того, русская толерантная терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась. Даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомерность употребления тех или иных терминов.

Современные социальные представления об инвалидности условно делятся на две группы - медицинскую и социальную. Медицинская модель определяет инвалидность как нарушение здоровья и делает акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус больных, отклоняющихся (девиантов), и приходит к выводу о необходимости медико-социальной реабилитации , исправления или изоляции.

Термин «инвалидность», которым до сих пор руководствуются в повседневной российской юридической практике, сводит понимание этого сложного социального явления к рамкам узкого медицинского подхода. Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено: инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» .

Этим же законом функция определения инвалидности возлагается на Государственную службу медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006

№ 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Постановление № 95) .

Одной из наиболее важных характеристик правового статуса инвалида является степень ограничения жизнедеятельности, т. е. полной или частичной утраты лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и т. п. Очевидно, что установленные законом критерии ограничения жизнедеятельности служат основными признаками как самого понятия инвалидности, так и правового статуса инвалидов. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, выплат, ограничение работоспособности, дееспособности и другие виды социального обеспечения и обслуживания. Однако следует отметить, что к инвалидам можно отнести также лиц, подпадающих под установленное законом определение инвалидности, но не обратившихся в Бюро медико-социальной экспертизы, поскольку их заболевание еще не было выявлено, или они сами не желают получить статус инвалида.

Такая практика определения инвалидности (и соответствующего отношения к инвалидам, как к пассивным потребителям льгот, предлагаемых со стороны государства) зародилась в недрах советской системы здравоохранения и социального обеспечения. Она до сих пор оказывает сильное влияние на законодательство, рассматривая инвалидность с позиций «неизлечимого больного». При таком подходе инвалид рассматривается как иждивенец, что в большинстве случаев некорректно и даже в корне неверно. Лицо с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, играющим активную роль в жизни государства. Очевидно, что такая трактовка инвалидности требует серьезных изменений не только в уточнении терминологии, использующейся в научно-медицинской и юридической литературе, но и переосмысления понимания инвалидности в общественном сознании.

В современном международном праве признается нормативным социальное понимание инвалидности. Международное движение за права инвалидов рассматривает инвалидность как одну из форм социального неравенства. Социальная модель фиксирует внимание на взаимодействии между инвалидом и окружающим социумом и определяет причину инвалидности не в самом заболевании как таковом, а в существующих в обществе физических, организационных или «отношенческих» барьерах, стереотипах и предрассудках (М. Фуко, А. Финзен, Д.В. Зайцев, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.).

Социальная модель рассматривает инвалидность как эволюционирующее понятие, как результат взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и барьерами среды: «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» .

Из данного определения следует, что основные проблемы инвалидов (недоступная среда, недоступный транспорт, недоступность информации, бедность, раздельное образование, дискриминация при трудоустройстве, стереотипы в отношении) созданы обществом. Ограниченные возможности инвалидов - это результат отношения общества к их особым потребностям, а не внутреннее, присущее именно этим людям свойство или «болезнь» . Именно обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении инвалидности, изжить их и предоставить людям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности полноценного участия во всех сферах общественной жизни, что в свою очередь требует внесения изменений в законодательство страны.

Таким образом, инвалидность есть результат взаимодействия состояния здоровья, личных факторов и факторов окружающей среды, это сложный феномен, который должен рассматриваться как на уровне здоровья человека, так и на социальном уровне и представлять собой синтез медицинской и социальной модели инвалидности . Очевидно, что инвалидность - это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

В настоящее время в понимании инвалидности происходит существенная эволюция, на которую большое влияние оказала теория и практика реабилитации инвалидов. Социальная реабилитация в свою очередь связана с понятием «доступная среда», формирование которой предусматривает осуществление различных мероприятий в сфере предоставления инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры и к информации .

Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов. Далее были приняты ряд документов, развивающих тему обеспечения доступности среды: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2015 годы»; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 1002 «О внесении изменений в программу Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2015 годы».

В последние годы на смену понятиям «инвалид», «лицо с отклонениями в развитии» в устойчивый обиход вошли выражения - «человек с ограниченными возможностями», «человек с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, эти определения широко применяются во многих европейских странах как наиболее гуманные, не умаляющие прав человека и отражающие проблемы инвалидов.

Но эти выражения не раскрывают того факта, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями), и многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями здоровья» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом). Семантика словосочетания «человек с ограниченными возможностями здоровья» предполагает любую утрату психического, физического здоровья, влекущую полную или частичную ограниченность способности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность в полном объеме. Однако не каждый человек с ограниченными возможностями здоровья может иметь статус инвалида. Одной из наиболее важных характеристик правового статуса инвалида является степень ограничения жизнедеятельности, границы и критерии которой служат основными признаками как самого понятия инвалидности, так и правового статуса инвалидов, о чем говорится в Постановлении № 95.

На законодательном уровне также нет единых подходов к определению понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2007 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемый в нормативных правовых актах термин «лицо с отклонениями в развитии» заменен термином «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Введя в действие новое понятие, законодатель однако не дал его определения. Отсутствие четкого нормативного определения дефиниции «лицо с ограниченными возможностями здоровья» приводит к тому, что часто этот термин воспринимается как синоним термина «инвалид». Понятие же «лицо с ограниченными возможностями здоровья», на наш взгляд, более широкое и глубже отражает особенности этой категории людей. Но даже и эта формулировка («лицо с ограниченными возможностями здоровья») может быть принята лишь временно до нахождения более гуманного и соответствующего термина. Некоторые авторы предлагают формулировку «лицо с инвалидностью», ставя во главу угла личность человека, а не его дефект. Следует отметить, что исконно русское слово «убогий» в религиозном сознании понималось буквально - у Бога, т. е. под его особой защитой, и являлось более человечным. Однако в советском сознании семантика слова «убогий» предполагает лексическое родство с такими понятиями, как «калека», «жалкий», «никчемный».

В последние десятилетия XX века в современном обществе обозначился новый подход к общественному устройству - социальная интеграция, ее цель - создание «общества для всех», в котором каждый индивид со своими правами и обязанностями играет активную роль. При этом в связи с отсутствием единой терминологии в современной правовой системе России в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с учетом частого применения терминологии, не соответствующей принятым мировым стандартам, необходимо привести понятийный аппарат в отношении данной категории лиц в соответствие международным требованиям.

Список литературы

1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982).

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Спб., 1863-1866. URL: http://slovari.yandex.ru

3. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975).

4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991.

5. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006). URL: http://zhit-vmeste.ru/docs/konventsiya-oon-o-pravakh-invalida/479/

6. Круглый стол «Конвенция о правах инвалидов: на пути к ратификации в России». URL: http://www.deafmos.ru

7. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Минск, 1998.

8. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Приказ Минздравсоцразвития от 23.12.2009 № 1013н // Российская газета. 26.03.2010. № 63.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3- изд., стереотип. - М., 1996.

10. ПСЗ I. Т. VI. № 3718 от 25.01.1721.

11. ПСЗ I. Т. XVI. № 11674 от 03.10.1762.

12. Романов П.В., Яворская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов, 2006.

13. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.).

14. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 05.10.1992. № 14. Ст. 1097.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.

16. Собрание законодательства Российской Федерации. 27.02.2006. № 9. Ст. 1018.

17. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. д-р ист. наук, проф. Е.И. Холостова, д-р ист. наук, проф. А.С. Сорвина. - М., 2001.

18. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993).

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ст.1

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом". Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Условиями признания гражданина инвалидом являются :

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Категория "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности устанавливаются три группы инвалидности . Группы инвалидности не устанавливаются в случае признания ребенка инвалидом. Важно обратить внимание на изменение возраста ребенка, признаваемого инвалидом. Он повышен с 16 до 18 лет.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17декабря 2001г. вводит новый термин - «степень инвалидности», то есть степень ограничения способности к трудовой деятельности . При этом наряду со степенью устанавливается и группа инвалидности. Граждане из числа инвалидов, которым установлена соответствующая группа, но не установлена степень ограничения способности к трудовой деятельности, права на пенсионное обеспечение не имеют. Им предоставляются иные меры социальной поддержки. Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства от 7 апреля 2008. На руки инвалида выдаётся справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации. Выписка из акта освидетельствования направляется в трёх дневный срок со длня принятия решения для назначения пенсии.

Степень инвалидности влияет на размер пенсии по инвалидности. В соответствии с новым пенсионным законодательством причина инвалидности полностью потеряла свое значение при назначении страховой или государственной пенсии по инвалидности. Значение юридического факта она сохранила лишь в пенсионном обеспечении военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению категорий служащих.

а) инвалиды вследствие военной травмы

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы)

В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом". В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации

Право на трудовую премию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ

1. Должны быть зарегистрированы в системе пенсионного страхования мир 1 день

2. Должны быть признаны инвалидами в соответствии с законом

3. Им должна быть установлена одна из трёх групп инвалидности.

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности,продолжительности инвалидного стажа,а также от того, наступила ли инвалидность до поступления на работу, на работе или после прекращения работы. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

Ст.8 ФЗ «О трудовых пенсиях»

Основаниями для признания лица инвалидом являются:

1. Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма.

2. Ограничение жизнедеятельности.

3. Необходимость осуществления мер социальной защиты.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания лица инвалидом.

Инвалидность 1 группы устанавливается на 2 года. Инвалидность 2 и 3 группы – на 1 год. Затем следует переосвидетельствование.

Если 15 лет подряд признаётся инвалидом, то группа даётся бессрочно.

Кроме того, есть особые заболевания, которые не нужно переосвидетельствовать, группа сразу даётся.

Лицам, признанным инвалидами до 18 лет устанавливается категория «ребёнок-инвалид». А после 18 – переосвидетельствование.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности трудового стажа. Только должен быть факт страхования. Хотя бы один день страхового стажа – всё, назначается трудовая пенсия по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности НЕ назначается:

1) Если лицо не было зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования.

2) Если лицо умышленно причинило вред своему здоровью (это устанавливается решением суда).

3) Если инвалидность наступила при совершении умышленного уголовно наказуемого деяния. Тоже по решению суда.

В этих трёх случаях назначается не трудовая, а социальная пенсия.