Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Композиторы о животных для детей. Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа). «Карнавал животных» К. Сен-Санса

Композиторы о животных для детей. Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа). «Карнавал животных» К. Сен-Санса

Яна Иванова
Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа)

Форма занятия : встреча в музыкальной гостиной .

Цель занятия . Закрепить представление детей о богатстве и разнообразии музыкального языка .

Задачи :

1. Углублять восприятие детьми музыки изобразительного характера. Учить детей чувствовать характер музыки , высказываться об эмоционально-образном содержании. Учить передавать в танцевальных движениях характерные черты образов персонажей.

2. Развивать звуковысотный слух, творческие способности в д/игре «На птичьем дворе» , развивать певческие навыки : петь выразительно, непринужденно. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

3. Воспитывать музыкальный вкус на произведениях классиков, любовь к животным .

Предварительная работа : Прослушивание произведений К. Сен-Санса «Куры и петухи» , «Слон» ; беседа о произведениях, о балете, разучивание танца «Цыплята» , распевки «На птичьем дворе» И. Рыбкной, песни «Бычок» И. Бодраченко.

Словарная работа : неуклюжий, неповоротливый, грузно, переполох.

Оборудование : мультимедиа-установка, презентация по теме, магнитофон, а/записи, магнитная доска, металлофон, д/игра «На птичьем дворе» , костюмы цыплят.

М. р. Ребята, мы сегодня вновь встречаемся с вами в нашей музыкальной гостиной , а это значит, что мы вновь попадем в удивительный мир музыкальных звуков . Ребята, вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, она может изобразить портрет человека, может рассказать о душевных переживаниях, нарисовать красоту природы. А сегодня я хочу вам показать, что музыка может передать и образы животных , птиц , их повадки.

Сейчас я загадаю вам музыкальные загадки , если вы их отгадаете правильно, то ответ появится на экране.

/Звучит фрагмент пьесы «Слон» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Слон» .

М. р. А почему вы так решили?

Ребенок. Слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.

М. р. Правильно, ребята. /На большом экране появляется картинка «Слон» / Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне , который спокойно стоит, или он шагает, или быть может, он пытается танцевать?

Дети. Слон танцует вальс. Наш слон очень старается танцевать красиво , но он большой и неповоротливый, двигается медленно, грузно. Мелодия звучит низко.

М. р. Молодцы, ребята. А теперь слушаем следующий фрагмент. Вам опять нужно отгадать название и рассказать о знакомой пьесе .

/Звучит отрывок из пьесы «Куры и петухи» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье кур и кукареканье петуха. /На большом экране изображение курятника/

М. р. Вы опять справились с заданием.

М. р. А теперь назовите имя композитора, который сочинил эти замечательные пьесы.

Дети. Это Камиль Сен-Санс. /На экране появляется портрет Сен-Санса. /

М. р. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной пьесой. Она называется . Написал её композитор Модест Петрович Мусоргский/На экране портрет Мусоргского. / А кто знает, что такое балет?

Дети. Балет – это музыкальный спектакль , в котором артисты на сцене только танцуют.

М. р. Правильно. В пьесе «Балет невылупившихся птенцов» музыка рассказывает , как птенцы появляются на свет. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из неё. Забавные, смешные, они делают неловкие движения, толкаются. Птенчики такие маленькие, беззащитные, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скор-лупки и осмотреться. И сейчас я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм, созданный на музыку М . П. Мусоргского. /Дети смотрят мультфильм «Картинки с выставки» / /

М. р. Ребята, а давайте тоже превратимся в маленьких цыплят и станцуем весёлый танец. /Дети надевают шапочки цыплят и танцуют «Польку цыплят» /.

М. р. А теперь шапочки снимаем, и снова становимся ребятами. /На фоне – заставка – птичий двор/.

Ребята, посмотрите, перед нами двор бабушки Натальи. А кто живет в её дворе?

Дети. Гуси, куры, утки.

М. р. У бабушки Натальи много домашней птицы . Наступило утро и все вышли на птичий двор. Уточки плескались в лужице, гуси важно прогуливались, чистили свои перышки, а куры хлопотливо суетились в поисках еды. Надоело гусям ходить просто так и они решили сочинить мелодию, чтобы всем стало веселей. Для себя гуси выбрали нижнюю линеечку и важно уселись на нее, уточкам предложили сесть на среднюю линейку, а курочкам – на высокую. Давайте все вместе сочиним для них ме-лодию.

/Проводится д/игра «На птичьем дворе» . Дети выкладывают мелодию, затем проигрывают её на металлофоне. /

М. р. Давайте с вами вспомним распевку «На птичьем дворе» . Распеваться будем «Эхом» . /Ребенок начинает, остальные повторяют/.

/Исп. распевка «На птичьем дворе» /

М. р. Ребята, у бабушки Натальи живут не только домашние птицы , но и животные . Послушайте вступление к песне и угадайте, кто же сейчас появится на птичьем дворе?

/М. р. играет вступление к песне «Бычок» , дети отгадывают, бычок появляется на экране/

М. р. Давайте споем про него нашу любимую песенку.

/Дети исп. песню «Бычок» /

М. р. Дело шло к вечеру, все уже стали расходиться по своим домам, как вдруг раздался странный звук, похожий на шорох и фырканье. Все животные и птицы испуганно насторожились и вдруг… кого же они увидели?

Дети. Это ёжик!

М. р. Совершенно верно. Ёж долго стеснялся, не решался зайти на птичий двор. А теперь он нашел здесь себе много новых друзей.

М. р. Ребята, давайте сядем на места и посмотрим, что же принес нам ежик. /Звучит песенка «Ежик» с показом на экране/

М. р. Вам, ребята, он подарил не только свою чудесную песню, которую мы с вами обязательно разучим, но и передал гостинцы – вкусные яблоки. Ёжик сам собирал их в осеннем саду. Ребята, о чем же музыка нам сегодня рассказала ?

Дети. Сегодня музыка рассказала нам о животных , птицах .

М. р. О каких животных ?

Дети. (ответы детей) .

М. р. На этом наша встреча в музыкальной гостиной закончена . До новых встреч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы животных, птиц, рыб в музыке Презентацию подготовила преподаватель теоретических дисциплин МБОУДО ДШИ с. Восток Гольдштейн Анна Анатольевна

2 слайд

Описание слайда:

Несколько слов о музыке… В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей второстепенную роль, даже не подозревая о том, что она – богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны. Наш великий соотечественник писатель Михаил Афанасьевич Булгаков высказал о музыке важную мысль: «Музыку нельзя не любить. Где музыка, там нет злого». Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить... Оказывается, что все эти эмоции также пережил другой человек – композитор, а затем сумел выразить в звуках музыки огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. И неважно, в каком веке жил композитор – в XVIII или ХХ, для музыки не существует границ: она переходит от сердца к сердцу. Вот в этом свойстве музыки – выразительности – кроется её главная сила. Феномен музыки состоит в том, что не имея кистей и красок она может нарисовать любой образ: будь то чувства, переживания, картины природы или образы животных, птиц, рыб и т.д.

3 слайд

Описание слайда:

В творчестве многих композиторов зарубежной и русской музыки встречаются образы, характеризующих животных, насекомых. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Кошка, Волк из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Ю. Левитин. Персонажи из симфонической сюиты «На лесной тропинке»; А. Онеггер. «Крыса и смерть» из «Сказания об играх мира»; М. Красев. Детская опера «Муха-цокотуха»; Д.Б. Кабалевский. «Ёжик», «Танец молодого бегемота»; Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; В. Ребиков. «Лягушка»; Э. Григ. «Бабочка»; В. Гаврилин. «Медведь» и др. Образы животных, насекомых

4 слайд

Описание слайда:

Образы птиц особенно любимы композиторами разных эпох и стран. Примером тому могут служить следующие музыкальные произведения: К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; С.С. Прокофьев. Птичка, Утка из симфонической сюиты «Петя и Волк»; Н.А. Римский-Корсаков. «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»; М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»; А. Лядов. «Сорока», «Петушок»; В. Ребиков. «Воробушек»; Р. Шуман. «Совёнок»; Э. Григ «Птичка» и др. Образы птиц

5 слайд

Описание слайда:

Образы рыб, морской стихии Образы рыб в творчестве композиторов отражено не так широко, как образы птиц или животных, но образы вод ной стихии представлены в полном объеме. Примерами тому могут служить такие музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Садко» (вступление к опере, пляска золотых рыбок); П.И.Чайковский. «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года», Балет "Лебединое озеро" ; К. Дебюсси. Симфоническая сюита «Море» («От зари до полудня на море», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»), «Отражения в воде», «Затонувший собор» и др.; К. Сен-Санс. Персонажи из симфонической сюиты «Карнавал животных»; И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»; М.Равель «Игра воды», «Лодка в океане» ; А. Глазунов. Симфоническая фантазия «Море»; А. Гендель. "Музыка на воде" А.Даргомыжский. Опера «Русалка»; М.К.Чюрлёнис. «Море»; А.Г.Рубинштейн. Симфония №2 «Океан» и др.

6 слайд

Описание слайда:

Камиль Сен-Санс (1835-1921) – французский композитор, пианист, органист, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, неутомимый путешественник и любитель естественных наук. Он выступал с концертами в России и был знаком с русскими композиторами М.Балакиревым, А Бородиным, Ц.Кюи, А.Рубинштейном, С.Танеевым, П.Чайковским. Сен-Санс оставил обширное музыкальное наследие. Об одном из самых известных произведений и пойдет речь.


В мире есть удивительные места, где на одной территории живут животные из разных частей света. Это зоопарки. Никакой другой зоопарк не вызывает таких музыкальных ассоциаций, как венский Шёнбрунн.

Зоопарк расположенный в бывшей резиденции Габсбургов с 1752г., - старейший и единственный сохранившийся барочный зверинец. В 1779г. Он открылся для бесплатного посещения публики. На современной живописной территории животные живут в просторных вольерах, устроенных так, что у посетителей возникает ощущение, что сетки и ограждения отсутствуют.

Сегодня в зоопарке обитают 4 500 животных 390 видов. В 2007г. Произошло уникальное событие – рождение малыша большой панды. Это свидетельство хороших условий содержания, максимально приближенного к естественным. При зоопарке работает детский клуб, предлагающий семейные и образовательные программы для детей всех возрастов.

Бывал ли Камиль Сен-Санс в шёнбруннском зоопарке нам доподлинно не известно. Но то, что знаменитый «Карнавал животных» написан в небольшом австрийском городке после посещения Вены – факт его биографии. Парк и зоосад Шёнбрунна были любимым местом прогулок венской аристократии. Следовательно, исключать факт посещения композитором зоопарка нельзя.

На темы музыки и природы, музыки и животного мира написано много. Отражение этой многоликой составляющей жизни композитора неисчерпаемо. Но самое яркое – зоологическая фантазия «Карнавал животных» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.

«Карнавал животных» - кладезь музыкальных интонаций для слушания на занятиях в детском саду.

Название фантазии говорит о том, что нас ждет нечто с двойным дном, скрытым смыслом, подтекстом. Карнавал как культурный феномен предполагает переодевание, маску вместо лица, действие от вымышленного лица (маски), красочное шествие, мистификации, пародии, шуточные потасовки, карнавальную бутафорию. Блистательное описание карнавала мы находим в произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле.

«Карнавал животных – произведение не просто юмористическое. Это филигранное сочетание пародии, сатиры, фарса с проникновенным лиризмом и блестящим композиторским мастерством. За умело созданными музыкальными образами животных острый ум улавливает параллели с миром современников композитора. «Карнавал животных» «выразил в шутливой форме некоторые типичные, характерные, а частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса.

Звучание фанфар возвещает появление на карнавале царя зверей («Королевский марш львов»). Гордо шествующие львы прерывают марш грозным рычанием. За ними в неистовом беге с подпрыгиваниями врываются антилопы.

Слон в исполнении контрабаса с тяжеловесной элегантностью танцует вальс. Прыжки кенгуру суетливы и осторожны.

В номере «Аквариум» на фоне прохладных переливов воды и рассыпающихся отблесков света звучит нежная, светлая мелодия. Интонации пьесы «Длинноухие персонажи» не дают слушателям обмануться в том, что речь идет об ослах. Упрямое взвизгивание скрипок и монотонные тянущиеся нисходящие интонации на двух звуках создают яркое изображение ослиного крика. Название намекает на недоброжелателей, которые дружно обрушивались на Сен-Санса насмешками.


В «Карнавале животных» много музыкальных цитат. Современный пользователь компьютера назвал бы их гипертекстовыми ссылками. Так, пьеса «Черепаха» - канкан Оффенбаха, исполненный торжественно и медленно. «Куры и петухи» - ссылка на произведения Рамо и Куперена и т.д.

Четыре пьесы «Карнавала животных» посвящены птицам. «Куры и петухи» - яркое изобразительное произведение. Назойливое скрипичное кудахтанье кур на птичьем дворе перемежается со звонким фортепианным кудахтаньем петуха. Имитация птичьего гомона в виртуозном исполнении звонкой флейты и приглушенного кларнета звучит в «Птичнике». В пьесе «Кукушка в чаще леса» появляются сдержанные лирические интонации. Редкое в начале пьесы, а потом непрерывное кукование в исполнении кларнета звучит на фоне изысканных, слегка сумрачных фортепианных гармоний.


Мелодия «Лебедь» - торжество лирики – одна из лучших когда-либо созданных композиторами. Это произведение было единственным номером фантазии, разрешенным Сен-Сансом к исполнению при его жизни. Возвышенная, бархатная, трепетная виолончельная мелодия плывет на фоне размеренных всплесков фортепиано. Среди масок на карнавале животных лебедь единственный настоящий персонаж. Камиль Сен-Санс создал образ гордой и красивой птицы, оставляющей расходящиеся круги на кристально чистой воде. Низкий голос виолончели, спокойные переливы фортепиано и бесконечная мелодия…

ПРИГЛАШАЕМ В МИР УДИВИТЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ

слушайте и смотрите вместе с ребенком!!!




Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – золотому ходу валторн. Послушайте:

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Перечислить все известные классические музыкальные произведения, в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.