Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Лидерами якобинцев в ходе французской революции были. Государственный строй франции в период якобинской диктатуры

Лидерами якобинцев в ходе французской революции были. Государственный строй франции в период якобинской диктатуры

Это слово обозначает: 1) членов Якобинского клуба в Париже и в провинциальных клубах, находившихся с ним в сношениях и 2) особую политическую партию или толк.

Якобинский клуб – возникновение

Якобинский клуб имел громадное влияние на ход французской революции 1789 г. Не без основания было сказано, что революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, т. е. совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на генеральные штаты еще до открытия их. Инициатива этих совещаний приписывается д"Эннебону и де Понтиви, принадлежавшим к числу наиболее радикальных депутатов своей провинции. Вскоре в этих совещаниях приняли участие депутаты бретонского духовенства и депутаты других провинций, державшиеся разных направлений. Тут были Сийес и Мирабо , герц. д"Эгильон и , аббат Грегуар, Барнав и Петион. Влияние этой частной организации дало себя сильно почувствовать в критические дни и 23 июня 1789 . Когда после «похода на Версаль» 5-6 октября 1789 король и Национальное собрание перешли в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (Доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание . В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку Якобинцами, сами же они приняли наименование Общества друзей конституции. На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия, как ее понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон. С точностью дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - неизвестна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 г. Неизвестно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, т. е. не-депутатов.

Якобинский террор

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нем было 4 секретаря, 12 инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, 4 цензора; все эти должностные лица избирались на 3 месяца: при клубе было образовано 5 комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили 3 раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., т. е. уже при законодательном собрании. В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября).

Еще раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенес свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества, и в которой заседания его происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettréе ("интеллигенция"); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, ученых, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества. Некоторые из этих членов носили известные имена: врач Кабаний, ученый Ласепед, литератор М. Ж. Шенье, Шодерло де Лакло, живописцы Давид и К. Верне, Ла Гарп, Фабр д"Эглантин, Мерсье.

Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образовательный ценз прибывающих понижался, однако парижский якобинский клуб до конца сохранил две первоначальные свои черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, кроме того при вступлении еще 12 ливров). Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение, под названием "братское общество для политического воспитания народа", куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба. Клуб обзавелся собственной газетой; редакция ее была поручена Шодерло де Лакло, находившемуся в близких отношениях к герцогу Орлеанскому; самую газету стали называть "Монитером" орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция против Людовика XVI; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашенному в его названии политическому принципу. С этого пути его не сбило бегство короля и его задержание в Варенне. Вызванные этими событиями столкновения среди клуба произвели, однако, раскол между членами; более умеренные из них в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием фёльянов . Приверженцы этого направления составили потом правую в законодательном собрании .

Радикализация якобинского клуба, открытие провинциальных отделений

Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его отделениями (affiliations). Преобладание Парижа и стремление к централизации, присущие "старому порядку", резко выразились в этом явлении; воздействие парижского клуба на провинциальные сыграло большую роль в революционном перевоспитании Франции и значительно содействовало окончательному торжеству принципа централизации в этой стране. Отделение от Якобинцев более умеренных фёльянов усилило в Якобинском клубе его радикальные элементы. Для дальнейшей его судьбы было очень важно, что в распре между фёльянами и Якобинцами провинциальные клубы приняли сторону последних. На происходивших в начале сентября 1791 г. выборах в законодательное собрание якобинцы успели в число 23 депутатов Парижа провести только 5 вождей клуба; но влияние его росло, и на выборах в парижский муниципалитет, в ноябре, якобинцы одержали верх. "Парижская коммуна" с этого времени становится орудием Якобинского клуба. Историк Ипполит Тэн так пишет об этом :

С одной стороны в конце июля 1791 года все умеренные люди, друзья, порядка поддерживавшие до сих пор клубы, все конституционалисты и фельяны выходят из них и предоставляют их увлеченьям и грубости крайних, там политика опускается до тона казарм и кабаков, так что с тех пор, где только есть кабак или казарма, может быть основано политическое общество. С другой стороны как раз в то же время были созваны избиратели для избрания нового Национального Собрания и назначения новых местных властей: таким образом, явилась перспектива новой добычи и повсеместно стали возникать общества для захвата её. В течение двух месяцев было основано 600 новых; к концу сентября 1791 года их уж насчитывали 1000, в июне 1792 года – 1200, т. е. столько, сколько было всех городов и местечек. После низвержения престола, под влиянием паники, вызванной прусским нашествием, и среди анархии, равной анархии 1789 года, их набралось точно так же как в июле 1789 столько же, сколько было общин, 26000

Самые влиятельные из парижских газет высказывались за Якобинцев против фельянов. Якобинский клуб основал свой орган, под назв. "Journal des Débats etc.", на место прежней газеты "Journal d. 1. soc. etc.", отошедшей к фельянам. Не ограничиваясь прессой, якобинцы принялись в конце 1791 г. непосредственно влиять на народ; с этою целью видные члены клуба - Петион, Колло д"Эрбуа и сам Робеспьер - посвятили себя "благородному призванию поучать детей народа в конституции", т. е. преподавать в народных школах "катехизис конституции". Более практическое значение имела другая мера - вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону Якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами направлялись в Париж, а также из рабочих, предварительно посвященных в идеи Якобинцев. В начале 1792 г. таких агентов было около 750; они состояли под начальством бывшего офицера, получавшего приказания от тайного комитета Якобинского клуба. Агенты получали по 5 ливров в день, но вследствие большого наплыва цена эта спустилась до 20 су. Большое воспитательное значение в смысле якобинском имели галереи Якобинского клуба, куда набивалась толпа в 1500 человек; места занимались с 2 часов, хота заседания начинались только в 6 часов вечера. Клубные ораторы старались держать эту толпу в постоянной экзальтации. Еще более важным средством для приобретения влияния был захват галерей в законодательном собрании через агентов и руководимую ими толпу; этим путем Якобинский клуб мог производить непосредственное давление на ораторов законодательного собрания и на голосование. Все это стоило очень дорого и не покрывалось членскими взносами; но Якобинский клуб пользовался крупными субсидиями герцога Орлеанского, или обращался к "патриотизму" своих состоятельных членов; один из таких сборов доставил 750000 ливров.

Якобинцы в период падения монархии (1792)

Несмотря на уход фёльянов из Якобинского клуба, среди последнего с начала 1792 г. возник новый раскол; в нем стали выделяться две партии, которые потом боролись в конвенте под именем Жирондистов и Якобинцев, сначала эта борьба скрывалась под антагонизмом двух вождей - Бриссо и Робеспьера. Разногласие между ними и их приверженцами особенно ярко обнаружилось в вопросе об объявлении войны Германской империи, за которое стоял Бриссо. Отношения лиц и партий еще более обострились, когда Людовик XVI согласился составить министерство из людей, близких к кружку депутатов Жиронды. Восстание 10-го августа, приведшее к низвержению монархии, останется непонятным тому, кто не знает деятельности Якобинского клуба с 28 июня по 10 августа. Члены его систематически подчинили своему непосредственному воздействию три силы, которые они повели на приступ против короля и конституции: федератов, секции и коммуну. Федераты, т. е. прибывшие из департаментов добровольцы, были подчинены влиянию Якобинского клуба с помощью центрального комитета из их среды, который имел тайные заседания в Якобинском клубе. Этот комитет выбрал из своего состава 5 членов, составивших тайную директорию, и к этим 5 лицам было присоединено 10 Якобинцев. Это был штаб революционного ополчения, направленного на Тюильри. Посредством агитации в секциях была подготовлена "инсуррекционная коммуна", которая в ночь с 9 на 10 августа захватила ратушу и парализовала защиту дворца национальной гвардией, убив ее командира. По свержении короля, Якобинский клуб настаивал на немедленном предании его суду. 19 августа было предложено заменить прежнее название клуба "друзей конституции" новым: "общество якобинцев, друзей свободы и равенства"; большинство отклонило это название, но 21 сентября оно стало прозвищем клуба. В то же время было постановлено произвести "очищение" клуба от недостойных членов и для этого избрана комиссия. В "сентябрьских убийствах " Якобинский клуб, как таковой, не принимал непосредственного участия, но в солидарности с ними вождей клуба не может быть сомнения; это подтверждается как содержанием их речей в это время и свидетельством их товарищей по клубу, например, Петиона, так и откровенно заявленным членами клуба одобрением убийств по окончании их.

Борьба жирондистов и якобинцев

В дальнейшей деятельности Якобинского клуба господствовал принцип террора . В первом своем периоде "общество друзей конституции" было политическим клубом, влиявшим на образование общественного мнения и настроение национального собрания; во втором периоде оно стало очагом революционной агитации; в третьем Якобинский клуб стал полуофициальным учреждением правительствующей партии, органом и вместе с тем цензором национального конвента. Этот результат был достигнут лишь путем долгой борьбы. Национальный конвент , открывшийся 21 сентября 1792 г. сначала туго поддавался влиянию Якобинского клуба. Причины этому нужно искать в славе и популярности Жирондистов , вожди которых, благодаря своему красноречию, господствовали в конвенте и увлекали за собой, кроме своей партии, колеблющийся центр (болото). Но вот начинается борьба между Якобинцами и Жирондистами - борьба двойная: в конвенте и в клубе. В первом преобладают Жирондисты и наступают на своих противников, пытаясь привлечь их вождей, депутатов Парижа, к ответственности за сентябрьские убийства. Параллельно с этим Якобинцы в клубе нападают на Жирондистов и вытесняют их из него. Хотя в начале октября Жирондисты одержали верх над своими соперниками на выборах парижского мэра, им нельзя было оставаться в клубе, и к январю 1793 г. они исчезли из него, не возобновив своих взносов, или вычеркнутые посредством "очищения". Конвент и клуб стали, таким образом, противоположными полюсами политической жизни. Клуб был очищен от Жирондистов; в конвенте они господствовали. Якобинцам оставалось одно: вытеснить своих противников и из конвента. Эту задачу они и преследовали систематически до весны 1793 г. Из эпизодов этой борьбы, насколько она происходила в стенах клуба, особенно характерно для Якобинцев их стремление подчинить себе прессу и провинциальные клубы. Осенью 1792 г. почти вся парижская пресса, не исключая и газеты, выходившей при самом клубе, была на стороне Жирондистов, вследствие чего подвергалась ожесточенным нападкам со стороны членов клуба. Было постановлено подвергать предварительной цензуре все сообщения репортеров и, после "нескольких братских предостережений, выгонять всех литераторов, не стоящих на высоте якобинизма". В это же время центральный клуб был очень озабочен отношением к нему провинциальных клубов, в которых после сентябрьских убийств произошла сильная реакция против якобинства. Клубы многих значительных городов - Марселя, Бордо и др., - прямо отреклись от парижского и прекратили переписку с ним. Но обстоятельства благоприятствовали развитию якобинизма в стране: вновь возникавшие клубы примыкали по-прежнему к парижскому и он благополучно пережил кризис. Попытки Жирондистов захватить руководство конвентом посредством комиссии двенадцати и подчинить этому руководству коммуну и анархические элементы Парижа ускорила развязку кризиса: восстания 31 мая и 2 июня привели к удалению Жирондистов из конвента и аресту их. Эта победа развязала руки Якобинскому клубу и возложила на него новую роль - организацию правительственной власти и контроль над ней. Вместе с тем клуб перешел из оппозиционного положения во владычествующее и потому вступил в борьбу с оппозиционными элементами.

Якобинская диктатура

Новым правительственным органом становится комитет "Общественного спасения", находившийся прежде в руках Жирондистов, а теперь занятый Якобинцами. Не раз, и еще 24 июля, Робеспьеру приходилось отстаивать комитет общественного спасения в Якобинском клубе - а 27 июля он сам вступает членом в этот комитет. Цепь этим замыкается: руководитель Якобинского клуба становится в то же время руководителем высшего правительственного органа, распоряжающегося как исполнительной властью (министерством), так и законодательной (конвентом). Якобинский клуб сделался ментором центрального правительственного органа, но Франция еще не была завоевана; местные власти во многих случаях по-прежнему держались политики падшей партии. И вот, якобинский клуб захватывает власть над провинцией посредством местных Якобинских клубов. 27 июля издается закон, угрожающий всем местным властям, военным командирам и частным лицам 5 или 10 годами заключения в цепях за противодействие "народным обществам" (sociétés populaires) или за распущение их. С другой стороны, Якобинский клуб отстаивает правительственную, т. е. свою политику и слева, т. е. против крайних революционеров, очагом которых продолжает быть клуб кордельеров, но которые нередко переносят борьбу в заседания самого Якобинского клуба. Хотя составленная якобинской партией в конвенте конституция 1793 г. нашла себе горячих защитников в Якобинском клубе, она вовсе не соответствовала настоящей цели главных вождей этой партии. Якобинцы провели и отстаивали ее для того, чтобы устранять конституцию, составленную Жирондистами на почве непосредственного народовластия. Якобинская конституция была несколько умереннее в этом отношении, но все же и она предоставляла верховную власть народным массам - а это вовсе не входило в виды Якобинцев. Представляя собой меньшинство в стране, они не желали выпустить власть из своих рук. Захват власти якобинцами вытекал не только из их положения: он был следствием их политического темперамента и условием для осуществления их политических идеалов. Только с помощью неограниченной власти они могли удовлетворить своей злобе против ниспровергнутого революцией порядка и связанных с ним интересов и классов людей; только с помощью кровавого деспотизма они могли навязать Франции свою социальную программу. Наступил тот кризис в истории революции, который разбивает ее на две противоположные по духу половины - эпоху стремления к свободе, перешедшей в анархию, и эпоху стремления к централизации власти, перешедшей в террор. В этой перемене фронта революции Якобинский клуб сыграл выдающуюся роль, подготовляя кризис, внушая партии и конвенту соответствующие меры и отстаивая новую программу в Париже и в провинциях через свои разветвления. Самый клуб действовал большей частью под внушением Робеспьера. 10 августа, в годовщину низвержения монархии, происходило торжество, во время которого 8000 депутатов, высланных кантонами, передали конвенту результаты голосования по принятию конституции . Следствием этого должно было быть распущение конвента и замена его другим собранием; но на следующий день Робеспьер произнес в клубе речь , в которой доказывал, что такая мысль исходит от изменников, от подкупленных Лондоном и Берлином газетчиков, и имеет целью заменить "очищенный" конвент креатурами Питта и Кобурга.

Конвент остался, и власть сосредоточилась в Комитете общественного спасения, состав которого уже не возобновлялся ежемесячно, согласно регламенту, а оставался тот же. По требованию тогда же были преобразованы полицейский комитет и революционный трибунал в террористическом смысле. По конституции во Франции царило неограниченное народовластие; в действительности она повиновалась неограниченному правительству. Могущество и деспотизм этого правительства были основаны на полном согласии двух главных органов власти и авторитета - Комитета общественного спасения и Якобинского клуба, а это согласие обусловливалось тем, что один и тот же человек преобладал в обоих органах: Робеспьер. Недаром Европа того времени называла и считала Робеспьера диктатором Франции. Но как ни сильна была эта диктатура, она держалась борьбой; справа и слева от нее проявлялась схизма, которую нелегко было устранять. Самый глубокий раскол был вызван религиозным вопросом - антагонизмом не между католицизмом и неверием, а между спиритуализмом и материалистическим атеизмом. Представителем последнего был прокурор парижской коммуны, Эбер, тогда как Робеспьер, поклонник Руссо, держался спиритуализма. Состязание между этими двумя направлениями имело громадное значение для всей правительственной политики, но оно происходило исключительно в стенах Якобинского клуба. Всю зиму 1793-1794 гг. велась борьба, и победа нелегко досталась Робеспьеру. Ничто не обнаруживает так наглядно могущество и значение Якобинского клуба, как то, что исключение из него обозначало собой тогда лишение политических прав и обречение на гильотину. Уже в конце ноября Робеспьер нашел нужным произвести очищение клуба, с целью, между прочим, изгнать Эбера. Очищение происходило публично; каждый член обязан был выступить на трибуну и отвечать на делаемые ему упреки. 11 дек. дошла очередь до Эбера. Клуб был еще разделен; Эбер был принят сочувственно, но он не доверял большинству и отрекся от атеизма. Это его не спасло. Преследуемые Робеспьером Эбер и его приверженцы прибегли к кордельерам и стали побуждать их к восстанию. 13 марта 1794 г. Сен-Жюст выступил в конвенте с обвинительным актом против них и в следующую ночь они были арестованы. Робеспьер в своей борьбе с Эбертистами защищал отщепенцев другого рода - Дантонистов, которые были насыщены террором, и своим равнодушием и апатией (как Дантон) или требованием "комитета милости" (как Камил Демулен) выделялись из правоверных Якобинцев. После гибели Эбертистов партия "умеренных" была не нужна Робеспьеру - и она также была принесена в жертву террору. Единство политического толка было восстановлено; авторитет его "учителя" достиг своей высшей точки. 8 июня (20 прериаля) было отпраздновано конвентом с величайшей торжественностью признание "Верховного существа", причем во главе конвента шел избранный им президент Робеспьер. Характерно, что с этим преклонением перед высшим духовным принципом совпало провозглашение, по требованию того же Робеспьера, самого дикого террора, законом 22 прериаля, лишавшим подсудимого перед революционным трибуналом всех судебных гарантий и превращавшим судоговорение в глумление над жертвой и над справедливостью.

За все время террора или якобинской диктатуры Якобинский клуб становится все более и более правительственным учреждением. От него исходила инициатива террора; он же является теперь, со своими разветвлениями, главным орудием правительственного террора. В департаментах комиссары конвента поручают местному Якобинскому клубу надзор за чиновниками и выборными органами и право смещать и заменять их. "Революционные комитеты", т. е. местные полицейские комитеты, имеющие право всякого признать "подозрительным", т. е. арестовать и отдать под суд революционного трибунала, действуют по наущению якобинских клубов. Центральный парижский клуб не только направляет конвент, но и конкурирует с ним в авторитете; занимается не только административными и судебными делами, но и военными, привлекая к ответственности генералов, заподозренных им или ненавистных ему по их происхождению (маркиз Кюстин). Такие услуги клуба правительствующему режиму хорошо оплачивались комитетом общественного спасения, который напр. 15 ноября отпустил 100000 ливр. на поддержку клубов. Деньги эти большей частью шли на возбуждение общественного мнения посредством наемных агентов. Более 1000 человек, в том числе около двух третей женщин, состояли на службе у клуба, который размещал их на галереях клуба, коммуны и революционного трибунала.

Якобинцы в термидорианский период

Однако, тождество интересов и взаимная солидарность между комитетом общественного спасения и Якобинским клубом не были вечны: согласие поддерживалось общей борьбой с оппозицией, и победа над последней разъединила союзников. В Якобинском клубе владычество Робеспьера было теперь нераздельно, но в комитете его торжество обеспокоило членов, которые не разделяли его догматизма и морального ригоризма; закон 22 прериаля заставил их опасаться за собственную судьбу. Они потребовали отмены этого закона. Охлаждение и взаимное недоверие между Робеспьером и примкнувшими к нему Сен-Жюстом и Кутоном с одной стороны, и остальными членами комитета - с другой, перешли в открытую вражду; Робеспьер почти перестал посещать заседания комитета. Он был человек слова, а не дела, был неутомим и смел в обвинениях, доносах и клевете, тщательно подобранных в заранее обдуманных речах, но был нерешителен до трусливости; когда надо было действовать, он стушевывался и исчезал со сцены (напр. 10 августа и в сентябрьские дни). Теперь, когда подготовлялась катастрофа против него самого , он обнаружил такую же немощь. Он удалился в свой Якобинский клуб, не пропускал ни одного заседания и подготовлял новую вылазку против "заговорщиков", "изменников" и "злодеев". Дело окончилось, однако, падением самого Робеспьера , 9 термидора.

Создалась крамольная партия, превратившаяся в конце концов в банду: при её криках, под её угрозами, в Париже и в провинции, на выборах и в парламенте, большинство умолкло, меньшинство вотировало, постановляло, управляло, законодательное собрание было распущено, король лишен престола, Конвент был искалечен. Из всех гарнизонов центральной крепости, монархических, конституционных, жирондистских, ни один не сумел защитить себя, переделать исполнительную власть, обнажить оружие, пустить его в ход на улице; все они при первом нападении, иногда только еще при первом словесном обращении, сдавали свое оружие и теперь цитадель вместе с другими общественными крепостями занята якобинцами.

На этот раз гарнизон совершенно другого рода. Из народной массы, мирной и культурной, Революция отобрала людей фанатичных, грубых, развращенных и поэтому потерявших всякое уважение к ближнему. И вот из кого состоит новый гарнизон: из ослепленных своими догматами фанатиков, из зачерствевших, благодаря своему ремеслу, мясников, из цепляющихся за свои места честолюбцев. По отношению к человеческой жизни и собственности эти люди не знают никаких стеснений, так как они приноровили теории, как им это было удобнее, и достигли того, что верховенство народа превратилась в их собственное верховенство.

Усвоенная якобинцем доктрина искушала его не столько своими софизмами, сколько обещаниями; убежденный в правоте своей теории, он был склонен преувеличивать свои права; держась правоверной догмы, он приобретал в своих глазах право властвовать над теми, кто был ей чужд; в этом отношении он являлся не узурпатором, а спасителем людей, становился законным их властителем, непогрешимым жрецом. Отсюда надменный тон, властный язык якобинцев. Вводя в жизнь правоверную теорию, якобинец возвышался в своих глазах не только в умственном отношении, но и нравственно; он олицетворял собою не только истину, но и добродетель; противодействовать ему - не только безумие, но и преступление; его призвание - бороться с злодеями, обеспечить торжество добродетели сокрушением нечестивых; на этом основании его жестокость становится в его глазах новой добродетелью. При таких условиях эволюция типа порождает два уродства: потерю здравого смысла и извращение нравственного чувства. Согласно Тэну :

По мнению якобинца, государство принадлежит ему, и он полагает, что государство заключает в себе все частное, и тело и душу отдельных граждан; поэтому все ему принадлежит только благодаря одному тому факту, что он якобинец, и он вполне законно является и царем и папой. Ему нет никакого дела до истинной воли французов, свой мандат он получил не вотумом, он получил его свыше, он ему дарован Истиной, Разумом, Добродетелью. Он один просвещенный человек, он один патриот, он один достоин начальствовать, и он в своей надменной гордости считает всякое сопротивление преступлением. Если большинство протестует, значит оно глупо или подкуплено, в обоих этих случаях оно заслуживает, того, чтобы оно было сокрушено и оно будет сокрушено.

И поэтому с самого начала якобинец ничем другим и не занимался, как восстаниями и насильственными захватами, грабежами и убийствами, насилиями над частными, должностными лицами, над собраниями, посягательствами на закон, на государство, и нет насилий, которых бы он не свершил. Инстинктивно он всегда вел себя сувереном, он был уже им тогда, когда являлся частным человеком и членом клубов, теперь‑то он во всяком случае не перестанет им быть, раз ему принадлежит законная власть, тем более, что он сознает, что погибнет, если ослабить бразды правления и что для спасения от эшафота у него только одно средство – диктатура. Такой человек не даст себя выгнать подобно своим предшественникам, напротив, он заставит себе повиноваться, во что бы то ни стало

Ключом к объяснению якобинцев должно служить непонятное на первый взгляд противоречие их по отношению к принципам свободы и народовластия. Выступив фанатическими приверженцами этих принципов, они стали потом с таким же фанатизмом проводить в жизнь принцип авторитета и безусловной диктатуры. Этот крутой поворот в их политике историки революции сначала объясняли внешними историческими обстоятельствами - враждой Европы против французской революции, необходимостью дать ей отпор с напряжением всех сил страны; другие ссылались на борьбу с внутренними врагами; можно указать также на влияние традиций старого порядка с его абсолютизмом и централизацией. Все это на самом деле объясняет и среду, и момент, когда приходилось действовать якобинцам, и должно быть принято в расчет; но суть дела в естественном, самопроизвольном возникновении якобинского типа. Его корнем является глубочайший эгоизм, побуждающий людей известного темперамента искать владычества над другими и при отсутствии сдержек, вырождающийся в необузданное самомнение в области идей и самоуправство в жизни, в вопросах социальных и экономических. Там, где он встречает преграды в социальном строе и где общество восприимчиво к идее равенства, такой эгоизм ищет опоры в демократическом принципе, в коллективном праве, в идее народовластия; но все это лишь средства, чтобы в союзе с другими и во имя их прав возвыситься и устранить преграды. Когда это достигнуто, индивидуальный эгоизм неудержимо выступает наружу, как бабочка пробивается из куколки, и отбрасывает демократические принципы и идеи свободы и гуманности, как ненужную скорлупу. Став господином над обессиленным обществом, якобинец раскрыл свое существо в обоих направлениях, в которых проявляется патологическое развитие человеческого "я": в презрении к убеждениям и совести других - и в беззастенчивом распоряжении их жизнью и достоянием. Из этих двух коренных черт якобинца сама собой развилась третья: озлобление - не только то озлобление, которое вызывается противодействием и борьбой, а то присущее эгоизму хроническое озлобление, которое видит в теоретическом разногласии и практическом противодействии заслуживающее кары преступление. Психологический анализ якобинца важен не только для уяснения самого типа; без него остается непонятным важнейший факт в истории революции - совершившийся в ней перелом, разделяющий ее на две противоположные половины: период безотчетных стремлений к свободе и демократии и период сознательной диктатуры и террора.

Литература о якобинцах

Цинкайзен. Якобинский клуб, 1853

Олар. Общество якобинцев. Сборник документов

План
Введение
1 Возникновение термина
2 Якобинский клуб
2.1 Отпадение фельянов
2.2 Отпадение жирондистов
2.3 Свержение монархии. Радикализация клуба

3 Национальный Конвент
3.1 Диктатура якобинцев и террор

4 9 термидора. Агония клуба
5 Роспуск клуба
6 Роль Якобинского клуба во французской революции
7 Якобинцы как политический и психологический тип

9 Сочинения

11 Художественная литература

Введение

Якоби́нцы (фр. jacobins) - участники политического клуба эпохи Великой французской революции, установившие свою диктатуру в 1793-1794 годах. Сформировались в июне 1789 на базе бретонской фракции депутатов Национального собрания. Получили своё название от клуба, находившегося в доминиканском монастыре святого Якова. В число якобинцев входили прежде всего члены революционного Якобинского клуба в Париже, а также члены провинциальных клубов, тесно связанных с основным клубом.

Партия якобинцев включала правое крыло, лидером которого был Дантон, центр, возглавляемый Робеспьером, и левое крыло, во главе с Маратом (а после его смерти Эбером и Шометтом).

Якобинцы (преимущественно сторонники Робеспьера) участвовали в Конвенте, а 2 июня 1793 года совершили государственный переворот, свергнув жирондистов. Их диктатура продлилась до переворота 27 июля 1794 года, в результате которого Робеспьер был казнён.

Во время своего правления якобинцы провели ряд радикальных реформ и развернули массовый террор.

1. Возникновение термина

До 1791 года члены клуба были сторонниками конституционной монархии. К 1793 году якобинцы стали наиболее влиятельной силой в Конвенте, выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции, жёсткий внутренний террор. Во второй половине 1793 года установилась диктатура якобинцев во главе с Робеспьером. После переворота 9 термидора и гибели вождей якобинцев клуб был закрыт (ноябрь 1794 года).

Начиная с XIX века термин «якобинцы» употребляется не только для обозначения исторических членов Якобинского клуба и их союзников, но также как название определённого радикального политико-психологического типа.

2. Якобинский клуб

Якобинский клуб имел громадное влияние на ход Французской революции 1789 г. Не без основания было сказано, что революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, то есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на Генеральные штаты ещё до открытия их.

Инициатива этих совещаний приписывается д’Эннебону и де Понтиви, принадлежавшим к числу наиболее радикальных депутатов своей провинции. Вскоре в этих совещаниях приняли участие депутаты бретонского духовенства и депутаты других провинций, державшиеся разных направлений. Тут были Сийес и Мирабо, герцог д"Эгийон и Робеспьер, аббат Грегуар, Барнав и Петион. Влияние этой частной организации дало себя сильно почувствовать в критические дни 17 и 23 июня.

Когда король и Национальное собрание перебрались в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание. В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку якобинцами, сами же они приняли наименование Общества друзей конституции.

Жан-Поль Марат

На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия, как её понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон. С точностью дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - неизвестна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 г. Неизвестно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.

Сен-Жюст, Луи Антуан

В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не-депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettrée («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.

Фабр д’Эглантин

Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис, учёный Ласепед, литератор Мари-Жозеф Шенье, Шодерло де Лакло, живописцы Давид и Карл Верне, Лагарп, Фабр д"Эглантин, Мерсье. Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Жорж Кутон

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба. Клуб обзавелся собственной газетой; редактирование её было поручено Шодерло де Лакло, близкому к герцогу Орлеанскому; самую газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция по отношению к Людовику XVI; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашённому в его названии политическому принципу.

2.1. Отпадение фельянов

С этого пути его не сбило бегство короля и его задержание в Варенне. Вызванные этими событиями столкновения вызвали, однако, раскол между членами клуба; более умеренные из них во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием Клуб фельянов. Приверженцы этого направления составили потом правое крыло в Законодательном собрании. Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже в деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его филиалами (affiliations).

В этом резко проявились преобладание Парижа и стремление к централизации, присущие «Старому порядку»; воздействие парижского клуба на провинциальные сыграло большую роль в революционном перевоспитании Франции и значительно содействовало окончательному торжеству принципа централизации в стране. Отделение от якобинцев более умеренных фельянов усилило в Якобинском клубе позиции радикальных элементов. Для дальнейшей его судьбы было очень важно, что в распре между фельянами и якобинцами провинциальные клубы приняли сторону последних. На происходивших в начале сентября 1791 г. выборах в Законодательное собрание якобинцы сумели в число 23 депутатов Парижа провести только пять вождей клуба; но влияние его росло, и на ноябрьских выборах в парижский муниципалитет якобинцы одержали верх. После этого Парижская коммуна стала орудием Якобинского клуба.

Самые влиятельные из парижских газет выступали за якобинцев против фельянов. Якобинский клуб основал свой орган под названием «Журналь де деба» (Journal des débats et des décrets) вместо прежней газеты «Journal d. 1. soc. etc.», отошедшей к фельянам. Не ограничиваясь прессой, якобинцы перешли в конце 1791 г. к непосредственному воздействию на народ; с этою целью видные члены клуба - Петион, Колло д"Эрбуа и сам Робеспьер - посвятили себя «благородному призванию обучать детей народа конституции», то есть преподавать в народных школах «катехизис конституции». Более практическое значение имела другая мера - вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и Национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами бежали в Париж, а также из рабочих, предварительно посвящённых в идеи якобинцев.

В начале 1792 г. таких агентов было около 750; они состояли под началом бывшего офицера, получавшего приказания от тайного комитета Якобинского клуба. Агенты получали по 5 ливров в день, но вследствие большого наплыва жалованье снизилось до 20 су. Большое влияние в якобинском духе оказывало посещение галерей Якобинского клуба, открытых для публики, где могло поместиться до полутора тысяч человек; места занимали с двух часов дня, хотя заседания начинались только в шесть вечера. Клубные ораторы старались держать публику в постоянном возбуждении. Ещё более важным средством для приобретения влияния был захват галерей в Законодательном собрании через агентов и руководимую ими толпу; этим путём Якобинский клуб мог непосредственно воздействовать на ораторов Законодательного собрания и на голосование. Всё это стоило очень дорого и не покрывалось членскими взносами; но Якобинский клуб пользовался крупными субсидиями герцога Орлеанского или обращался к «патриотизму» своих состоятельных членов; один из таких сборов доставил 750000 ливров.

Якобинская диктатура во Франции

Воспользовавшись народным недовольством, якобинцы стремились изгнать жирондистов из Конвента и установить свою власть.

При этом они убеждали парижан, что готовы в кратчайший срок разрешить многочисленные социально-экономические проблемы столицы и страны в целом. Марат и Робеспьер призывали к немедленному восстанию. Якобинцам удалось привлечь на свою сторону ряд батальонов Национальной гвардии.

31 мая на рассвете из Собора Парижской Богоматери снова раздались звуки набата. Совет Коммуны Парижа назначил командующим Национальной гвардией якобинца Анрио.

Вооруженные отряды подошли к Конвенту. Созданная жирондистами для расследования деятельности Коммуны «Комиссия 12-ти» была распушена.

На следующий день в Париже стало известно о кровавых событиях в Лионе, где произошли казни патриотов. Это известие дало новый толчок к восстанию.

Всю ночь 2 июня гудели церковные колокола. Днем Национальная гвардия окружила здание Конвента. Артиллеристы с зажженными фитилями навели на него свои орудия.

Сто тысяч вооруженных людей заняли соседние улицы и площади. Жирондисты и представители «болота» пытались начать переговоры с восставшими, однако к их доводам никто не прислушивался. Анрио дал команду: «Канониры, к орудиям!», Бриссо, Верньо и другие лидеры жирондистов (всего 23 депутата) были арестованы.

Таким образом, в результате событий 31 мая - 2 июня 1793 г. леворадикальные силы во главе с якобинцами фактически совершили государственный переворот и насильственным методом пришли к власти.

Установление якобинской диктатуры и организация власти.

Прежде всего, Конвент, уже якобинский, 24 июня 1793 г. принял новую конституцию. Естественными правами человека провозглашались равенство, свобода, безопасность и собственность. Конституция предусматривала свободу слова и печати, всеобщее образование, свободу отправления религиозных культов, право создания народных обществ, неприкосновенность частной собственности и свободу предпринимательства. Однако, эти демократические принципы практически не выполнялись и утонули в крови диктаторского режима монтаньяров.

По Конституции 1793 г. Франция провозглашалась единой и неделимой республикой. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 21 года, независимо от имущественного положения. Члены Законодательного корпуса подлежали избранию простым большинством голосов. Законодательный корпус должен был состоять из одной палаты.

Заключение мира ценой уступки какой-либо части территории республики не допускалось. Конституция отвергала иностранное вмешательство в дела французского народа и провозглашала принцип невмешательства в дела других наций.

Однако, в условиях интервенции и Гражданской войны Конституция 1793 г. не была введена в действие. Для осуществления диктатуры якобинцы создали революционное правительство. Летом 1793 г. верховным органом республики был Конвент, который осуществлял в полном объеме законодательную, исполнительную и судебную власть. Комиссары Конвента в департаментах и армии имели неограниченные полномочия. Им поручалось проведение «чисток» местных органов, «восстановление революционного порядка, смещение и назначение армейских командиров». Фактически якобинцы установили политическую диктатуру.

Функции революционного правительства исполнял Комитет общественного спасения, который 27 июля возглавил Робеспьер. В его ведении были военные, дипломатические дела, продовольственное снабжение, ему были подчинены другие местные органы власти, а сам Комитет отчитывался перед Конвентом.

Робеспьер Максимилиан - деятель Французской революции. Учился на юридическом факультете Парижского университета (1780). Депутат Конвента. После казни короля в январе 1793г. стал центральной фигурой революции. Замкнутый и педантичный адвокат из Арраса обрел могущество и неограниченную власть в качестве главы революционного Комитета общественного спасения. После устранения своих бывших соратников - Дантона, Демулена и Эбера, он еще более ужесточил террор в Париже. Подчеркнуто демонстративной безупречностью, сочетавшейся с почти нечеловеческой непримиримостью, он завоевал авторитет «неподкупного». После термидорианского переворота 1794 г. был арестован и казнен.

Социально-экономические преобразования. Упразднение феодальных повинностей.

Для привлечения на свою сторону крестьянства якобинцы стали активно проводить аграрные преобразования. 3 июня 1793 г. Конвент принял декрет, разрешивший распродажу земель эмигрантов отдельными участками в рассрочку. Другой декрет, от 10 июня, возвращал крестьянам общинные земли, захваченные дворянами еще до революции.

Особое значение имел декрет от 17 июля 1793 г. о полной и безвозмездной отмене всех феодальных платежей и повинностей

Крестьяне фактически превращались в свободных и полных собственников своих наделов. Однако, требования деревенской бедноты о бесплатном наделении землей и ликвидации крупной аренды, «или разделе крупных ферм», удовлетворены не были. Правда, в интересах бедняков, в сентябре им было разрешено покупать земли эмигрантов мелкими участками с рассрочкой на 20 лет.

Уже в первые месяцы якобинской диктатуры стали ощущаться дальнейший рост цен и спекуляции продовольствием. Скупщики наживали огромные состояния на вздорожании предметов первой необходимости. Продовольственный кризис породил движение беднейших слоев городского населения, еще раньше получивших название «бешеные». Их возглавляли Жак Ру, Варле, Леклер. «Бешеные» призывали к конфискации и разделу части состояния новых богачей созданию вооруженных отрядов для производства реквизиций, чистке армии. Летом 1793 г. подавляющее большинство якобинцев враждебно встретило движение бедняков.

Но для укрепления своей власти якобинцы были вынуждены пойти навстречу беднякам. 26 февраля - 3 марта 1794 г. правительство приняло Вантозские декреты, по которым имущество контрреволюционеров бесплатно раздавалось беднякам. О гарантиях и сроках выполнения этих законов ничего не говорилось. Тем не менее, якобинцам удалось на непродолжительное время привлечь низшие слои населения города на свою сторону. Правительство взяло под свой контроль золото и серебро, принадлежавшее частным лицам, были введены налога на зажиточных граждан, осуществлялись принудительные займы для нужд республики. Однако, все эти меры сопровождались произволом властей, порождали хаос, углубляли противоречия в обществе.

После прихода к власти якобинцы установили жестокую диктатуру и начали массовые репрессии не только против контрреволюционеров, но и против всех оппозиционных сил 27 июля Конвент издал закон о смертной казни за спекуляцию товарами первой необходимости, а 17 сентября 1793 г. был обнародован закон «о подозрительных». «Подозрительными» объявлялись все, не получившие от народных обществ свидетельств о гражданской благонадежности отстраненные от государственной службы, эмигранты и связанные с ними дворяне, лица, которые не могли указать источники своего существования. Выявление «Подозрительных» возлагалось на народные общества. Все они подлежали аресту. Разумеется, что при выявлении «подозрительных» допускались грубейшие злоупотребления властью часто сводились личные счеты.

Для борьбы против контрреволюции был создан революционный трибунал, который без суда и следствия карал всех, кого он признавал «врагами революции». 16 октября 1793 г. была обезглавлена королева -Мария Антуанетта, на выдачу которой надеялись интервенты. 31 октября была проведена казнь лидеров жирондистов, которым было предъявлено обвинение в преступлениях против революции и намерении заключить мир ценой уступок антифранцузской коалиции. В департаментах и в армии бесчинствовали комиссары Конвента, которые самовольно распоряжались судьбами людей и их имуществом. Армейские отряды проводили обыски и реквизировали запасы продовольствия у крестьян. Вся власть сосредоточилась в руках Комитета общественного спасения, который вместе с революционным трибуналом был карательным органом якобинской диктатуры и осуществлял «революционный» террор.

Создание народной армии.

На протяжении осени 1793 г. - весны 1794 г. якобинцам удалось изменить ход событий на фронтах в свою пользу - территория республики была очищена от интервентов. Война снова велась на территории противника. Это стало возможным прежде всего благодаря патриотическому подъему французского народа.

Якобинское правительство провело реорганизацию армии, перейдя от добровольческого принципа ее формирования к обязательному массовому набору. Линейные батальоны обученных солдат были слиты с батальонами новобранцев, которые были проникнуты революционным духом. Из армии увольнялись офицеры и генералы дворянского происхождения.

При этом была проявлена якобинская нетерпимость к дворянскому сословию. Отстранялись от службы командиры, Проявившие нерешительность и неспособность к активным действиям. Была введена суровая воинская дисциплина.

Солдатам и унтер-офицерам, отличившимся в боях, предоставлялся быстрый доступ к высшим воинским должностям.

В армии вскоре выдвинулось множество новых молодых, талантливых офицеров и генералов из народа, приверженцев активных наступательных действий.

Благодаря своим личным качествам, а не происхождению, генералами стали 31-летний продавец из галантерейной лавки Журдон, 24-летний конюх Гош, писарь Морсо, сын каменщика Клебер.

Под Тулоном взошла звезда будущего императора, 24-летнего артиллерийского капитана Наполеона Бонапарта.

На гребне патриотического подъема армия пользовалась поддержкой народа. В стране увеличилось производство селитры для изготовления пороха, строилось множество оружейных заводов и мастерских. Лучшие ученые трудились над усовершенствованием производства оружия.

К началу 1794 г. Конвент располагал 14 армиями общей численностью в 642 тыс. человек.

Отличительным свойством новой армии была ее подвижность. Французские генералы отбросили тактику армий XVIII века, они отказались от растягивания войск вдоль границы и бесконечных осад крепостей.

Применение рассыпного строя, использование колонн для нанесения удара по противнику, сосредоточение сил на решающем направлении стали характерными чертами действий армий Конвента.

В результате создания новой военной системы удалось добиться существенных побед. Республиканская армия и по численности, и организационно, и, тем более, высоким моральным духом, превосходила армии антифранцузской коалиции. К началу 1794 г. вся территория Франции была освобождена от интервентов.

Военные успехи не удержали якобинцев от продолжения тактики террора внутри страны. В глубоко верующей Франции стала активно проводиться политика дехристианизации. В стране развернулось мощное антикатолическое движение, к служителям культа применялись карательные меры. Многие священники, не присягнувшие Конституции, были высланы или арестованы.

Новая власть в принудительном порядке ввела новый «революционный календарь». За начало летоисчисления, или новой эры, принимался день провозглашения во Франции республики (22 сентября 1792). Месяцы делились на декады и получили новые названия по характерной для них пого-др, растительности, плодам или сельскохозяйственным работам. Упразднялись воскресные дни. Вместо католических праздни- ков вводились революционные.

Коммуна Парижа также вела политику дехристианизации и в ноябре 1793 г. запретила отправление религиозных культов. Ее лидеры Шометт и Эбер даже пытались ввести «новую религию» - «культ Разума».

Закрытие католических церквей, лишение священников культового сана вызывали недовольство крестьянства и значительной части горожан и во многом предопределили крах якобинской диктатуры.

Падение якобинской диктатуры.

На фоне усложнения социально-экономической ситуации в стране, политики дехристианизации углублялись разногласия внутри якобинского блока, которые сопровождались дальнейшим усилением; террора.

«Крайние» якобинцы, которых представляли руководители Коммуны Парижа Шометпг и Эбер, выступали за ограничение крупной; собственности, строжайшее выполнение закона о максимуме цен

Предметы первой необходимости, усиление революционного террора, раздел имущества «подозрительных», ведение войны до победного конца. Леворадикальные деятели якобинского блока призывали к восстанию против власти робеспьеровского Конвента. В ответ на приготовление к восстанию Комитет общественного спасения приказал арестовать эбертистов. 24 марта 1794 г. Эбер и 13 его сторонников были казнены. Коммуна Парижа и Шометт не поддержали призыв Эбера к восстанию, но их постигла та же участь. 1 8 марта Шометт был арестован и обезглавлен. Репрессиями руководил лично Робеспьер.

Эбер Жяк Рвн» (1757-1794) - деятель Французской революции. Член клуба кордельеров, один из лидеров левых якобинцев. Участвовал в народном восстании 10 августа 1792 г. С декабря 1792 г. - зам. прокурора Парижской Коммуны. Вел ожесточенную борьбу против жирондистов. В период якобинской диктатуры пропагандировал террор в крайних формах. Активно участвовал в проведении политики дехристианизации. Вместе с другими эбеотистами был арестован, и по приговору" суда революционного трибунала казнён в 1794 г.

Шометт Пьер Гаспар (1763- 1794) - деятель Французской революции. Левый якобинец. Член клуба кордельеров. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 г. с декабря 1792 г. - прокурор Парижской Коммуны. Был одним из инициаторов политики дехристианизации, проводником политики якобинской диктатуры. Арестован и казнён в 1794 г.

Интересы новой буржуазии, собственников и предпринимателей выражали так называемые «умеренные» якобинцы во главе с Дантоном и Демуленом. Они настаивали на прекращении «революционного» террора и призывали к заключению мира с Англией и Пруссией.

Однако, надеждам на скорый мир с Англией не удалось сбыться. В Лондоне к власти пришел кабинет Питта, который был сторонником продолжения войны с Францией. Это обстоятельство ослабило позиций Дантона. В конце марта 1 794 г. Дантон, Демулен и другие лидеры «умеренных» были арестованы, обвинены в заговоре против правительства, измене, особых отношениях с Англией и 5 апреля 1794 г. гильотинированы.

Дантон Жорж Жак - деятель Французской революции, один из вождей якобинцев. С сентября 1792г. - депутат Конвента, монтаньяр. В 1793 г. будучи членом Комитета общественного спасения, выступал за компромисс С жирондистами. Дантон, человек неукротимого темперамента и лишенный каких бы то ни было предрассудков, своим даром оратора завораживал народные массы Парижа и поднимал их на борьбу против врагов революции и европейских монархических держав. В 1794 г. вместе с единомышленниками, выражавшими интересы «новой буржуазии», выступал против максимума цен, революционного террора. Казнен в 1794 г.

Казнь дантонистов, казалось бы, упрочила позиции Робеспьера, Сен-Жюста и их сторонников по Комитету общественного спасения, однако в среде якобинцев назревал новый раскол. Армии Конвента продолжали наступление. Основные силы австрийцев были разбиты в Бельгии у деревни Флерюс 26 июня 1 794 г. Военные победы и оживление промышленности и торговли усиливали

желание буржуазии поскорее избавиться от диктатуры, реквизиций, максимума цен и террора против зажиточных французов.

Утопическая идея Робеспьера и Сен-Жюста о провозглашении «республики мелких и средних собственников», без крайностей нищеты и богатства, а также введение нового религиозно-нравственного культа «Высшего существа» вызывали только раздражение и непонимание в обществе.

Закон Конвента от 10 июня 1794 г. об упрощении судопроизводства, об отмене предварительного допроса и упразднении защиты по делам, подлежавшим ведению революционного трибунала, фактически развязал руки якобинцам для доведения политики террора до крайности. Число арестов и казней резко возросло.

Якобинский блок фактически развалился, и «революция начала сама себя уничтожать». Большинство в Конвенте уже составивши представители «новой буржуазии», которая нажила свое богатство в ходе революции и стремилась к свержению диктатуры якобинцев.

Депутаты Конвента - Баррас, Карно, Тальен и другие организовали заговор и 9 термидора II года республики (27 июля 1794) Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон были арестованы. На следующий день вожди якобинцев были казнены. 11 термидора такая же участь постигла 70 членов Коммуны Парижа.

Таким образом, рожденная в годы революции, новая французская буржуазия выступила против продолжения революции, хаоса и разрухи, как следствия постоянных войн с коалициями европейских держав, требовала стабилизации внутреннего положения, установления твердой власти.

Трагический опыт якобинцев доказал, что тоталитаризм и насилие порождают новый виток тоталитаризма и насилия, и новое, подлинно демократическое общество на этой основе не может быть построено.

Термидорианский режим. Конституция 1795 г.

Новая буржуазия пришла к власти во Франции 9 термидора (27 июля 1794) таким же образом, как в свое время якобинцы захватили власть, свергнув жирондистов, - в результате государственного переворота. В условиях распада якобинского блока в стенах Конвента "нарастал заговор, инициаторами которого были Томен, Фрерон, Баррас и другие представители «новых богачей». Они добивались свобода торговли и предпринимательства, их интересы во многом сводились к созданию условий для личного обогащения.

За день до переворота Робеспьер призвал Конвент к обновлению состава Комитетов общественной безопасности и общественного спасения. Но 9 термидора И года республики, когда слово взял Сен-Жюст для выступления по этому вопросу, заговорщики подняли крик и шум. По требованию Тальена был принят декрет об аресте многих деятелей Коммуны Парижа, затем Конвент принял постановление об аресте Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и других лиц. Заговорщики поступили с якобинцами точно так, как те в свое время расправились со своими политическими противниками.

Арестованных отвели в тюрьму, но в это время восстала часть Национальной гвардии. Перепуганные тюремщики освободили арестованных, и они перешли ратушу под охрану Коммуне национальных гвардейцев. Восстание, однако, не развернулось надлежащим образом, гвардейцы постепенно разошлись. В ратушу ворвались войска заговорщиков. 10 термидора 22 человека, в том числе Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон, были обезглавлены после формального удостоверения их личности.

Приход к власти организаторов переворота - «термидорианцев» не означал возврата к дореволюционным порядкам - господству монархистов и дворянства. Они были сторонниками республиканского устройства, кровно заинтересованными в сохранении нажитых в годы революции богатств. В то же время термидорианцы стремились покончить с народным движением в городах и деревнях. К новой власти примкнули жирондисты и бывшее «болото» Конвента.

Высшим органом исполнительной власти оставался Комитет общественного спасения, оказавшийся в руках термидорианцев, хотя полномочия Конвента были ограничены. Новая власть продолжила практику террора против своих политических противников. Якобинский клуб был закрыт, в городах свирепствовали банды из так называемой «золотой молодежи». По отношению к роялистам термидорианцы делали всевозможные послабления. Имущество «подозрительных» было освобождено от конфискации. Во Францию возвращались эмигранты. Участникам роялистского восстания в Вандее была предоставлена амнистия. Влияние остатков монтаньяров в Конвенте было фактически сведено на нет.

В декабре 1794 г. максимум цен был отменен. В стране началась безудержная инфляция. Народ ответил на эти меры мощными выступлениями весной 1795 г. которые были подавлены с особой жесткостью.

Произошли существенные изменения и во внешней политике. Термидорианцы открыто стремились к территориальным захватам и господству над соседними странами. С этого момента справедливые войны, которые Франция вела против коалиций европейских держав для защиты революции, начали постепенно превращаться в несправедливые, захватнические.

22 августа 1795 г. термидорианский Конвент принял новую Конституцию III года республики. По новой конституции вновь вводился имущественный ценз - избирательные права предоставлялись только налогоплательщикам. Выборы стали двуступенчатыми. Выборщики должны были владеть недвижимым имуществом и быть не моложе 25 лет. Законодательная власть предоставлялась Законодательному корпусу, состоящему из двух палат: Совета пятисот с законодательной инициативой и Совета старейшин, состоящего из лиц не моложе 40 лет. Исполнительная власть вручалась Директории в составе 5 членов, избиравшихся Советом старейшин из списка, представленного Советом пятисот. Муниципалитеты в крупных городах упразднялись.

Страница 1

1793 г. вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской коммуны, свергли правительство жирондистов. 3 июня Конвент, где теперь доминировали якобинцы, принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель. Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет от 10-11 июня 1793 г.). Особое значение имел декрет от 17 июня 1793 г., ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодальные права. Принятые решения начали немедленно претворяться в жизнь. В результате значительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Это не означало, что исчезло крупное землевладение (были конфискованы земли эмигрантов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков; много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство. Одновременно с этим и столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государственном строе. Была принята новая конституция. Конституция 1793 г. Новая Конституция была принята Конвентом 24 июня 1793 г. По установившейся традиции, она состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта.

Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны" буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков.

Состав Законодательного собрания, с первого взгляда, оказался благоприятным для короля: в нем преобладали так называемые фейяны - представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Фейянам противостояли жирондисты (лидеры - Бриссо, Верньо, Кондорсе), выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов, а также якобинцы (лидеры - Дантон, Робеспьер и др.), представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку. Жирондисты и якобинцы, которые были в меньшинстве в Законе-" дательном собрании, пользовались огромным авторитетом в органах самоуправления Парижа - в секциях и в генеральном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клубе, ставшем политическим центром революционного Парижа. В этой ситуации возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции.

Однако окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народными массами Франции. Слухи о заговоре короля были умело, использованы вождями якобинцев, выступавшими за дальнейшее развитие революции и оказавшими большое воздействие на низы Парижа. По призыву Коммуны и Якобинского клуба возбужденное разговорами о заговоре население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.), охарактеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов.

Под давлением революционно настроенного народа Законодательное собрание, где жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции.

феодальный Держава Великого Могола (XVII –XVIII вв.). Реформы шаха Акбара
Основатель Могольской империи Захиреддин Мухаммед Бабур перед смертью разделил свои владения между сыновьями, оставив основную территорию в Индии старшему- Хумаюн, приказав остальным подчиняться ему. Но Хумаюн не удержал отцовской власти и даже бежал из Индии в Иран. Незадолго до этого, в 1542 г. у него родился сын Акбар. В 1556 году 13 ...

Сидение на Везувии. Прорыв с Везувия, победа над Клоднем (Кловдием)
Восставшие захватили плацдарм в данном случае Гору Везувий, которая является господствующей высотой в данной местности. И потому же она представляет собой естественное укрепление, природную крепость. В то время Везувий "спал", был покрыт густым леском, а вершина "… в значительной части плоская, совершенно бесплодная" ...

Отмена крепостного права
Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно были созданы Редакционные комиссии и губернские к...

И прихода к власти жирондистов, ситуация в стране обострилась. Росли цены на товары первой необходимости, процветала спекуляция. Тяжелое продовольственное положение способствовало активизации самых бедных слоев городского населения. В выступлениях они требовали ликвидации имущественного неравенства, введение смертной казни за спекуляцию предметами широкого потребления и «строгих» законов о торговле хлебом. Но они не выступали против частной собственности. Широкие массы народа мечтали о положении мелких собственников, где каждый обладал бы своим полем, мастерской, магазином.

Этой ситуацией воспользовались якобинцы. Они возглавили восстание против жирондистов которое началось 31 мая 1793 года. Утром 2 июня 40 тыс. парижан с оружием в руках окружили Конвент. Под их давлением депутаты приняли решение об аресте депутатов-жирондистов. Власть в стране перешла к якобинцам, которых возглавил М. Робеспьер.

Максимилиан Робеспьер (1758-1794)
Родился 6 мая 1758 в Аррасе в семье адвоката. Учился на юридическом факультете Сорбонны. После окончания университета работал адвокатом. Современники отмечали его обширные знания во многих областях науки и искусства. С 1789 г. Робеспьер — депутат Генеральных штатов. Мирабо так говорил о нем: «Он пойдет далеко, потому что верит в то, что говорит».
В 1793 г. Робеспьер фактически возглавил правительство революционной Франции и сыграл важную роль в разгроме внешней интервенции. Последователь Руссо, который хотел установить диктатуру добродетели. Гильотинирован 28 июля 1794. История так и не нашла ответа на вопрос: что же было главным в характере Робеспьера — идеализм или фанатизм?

Период якобинской диктатуры (1793-1794) вошел в историю Французской революции как период террора (политика запугивания, насилия, расправы с политическими противниками). Рассмотрим подробнее в чем заключается сущность якобинской диктатуры во Франции.

Период террора

Одной из причин превращения террора в государственную политику была фанатичная вера якобинцев в правоту своего дела и полная нетерпимость к тем, кто не разделял их взглядов. Любая критика режима объявлялась контрреволюционной, а любой критик — врагом революции. Волна насилия охватила всю страну.

Для борьбы с врагами был создан Революционный трибунал — карательный орган, который был вправе выносить смертные приговоры по судебным делам. Подсудимые революционного трибунала лишались права на защиту. Вызывать свидетелей и обвиняемых было не обязательным. Достаточными факторами, чтобы приговорить обвиняемого к смертной казни, были моральные соображения присяжных, их убежденность в виновности подсудимого. Казнили во Франции с помощью гильотины.

Жорж Жак Дантон (1759-1794)
Сын прокурора, получил юридическое образование. Впоследствии стал одним из самых известных в Париже адвокатов. Дантон представлял новую буржуазию, которая выросла уже в годы революции.
Он поддерживал полную свободу предпринимательской деятельности и резко отвергал всевозможные ограничения прав собственности. Дантон верил в силу денег и за годы революции стал обладателем большого состояния. Он был человеком действия и борьбы, давал полезные и подробные советы. Особенно велика была заслуга Дантона в организации защиты Отечества. Во времена якобинской диктатуры по его инициативе был создан Революционный трибунал.
Позже, находясь в тюрьме, он говорил: «Я предложил учредить этот Революционный трибунал. Теперь я прошу прощения за это у Бога и у людей … ».
1 апреля 1794 Дантона гильотинировали. Его последние слова были обращены к палачу: «Ты покажешь мою голову народу: она стоит этого».

Свержение якобинской диктатуры

С осени 1793 значительно углубились противоречия в якобинском лагере. Особенно острыми они стали между сторонниками Робеспьера, Эбера и Шометта, которые требовали конфискации всего имущества контрреволюционеров и его равного распределения между бедняками.

«Я тоже не богат и знаю, что такое бедность. Перед нами открыта война богатых против бедных. Они хотят раздавить нас, что мы опередим их! Мы должны раздавить их. Сила в наших руках. Эти негодяи пожрали плоды нашего труда; оставили нас голыми, выпили наш пот и хотят напиться нашей крови », — из речи Шометта 4 сентября 1793 перед народом Парижа.

Робеспьер использовал радикальные, кровавые, аморальные средства. Ликвидируя своих противников, он готовил собственную гибель. 28 июля 1794 Робеспьера и его сторонников гильотинировали.

Термидорианский режим

В результате термидорианского мятежа (28 июля 1794 — 9 термидора по новому календарю) к власти пришла буржуазия, которая обогатилась во время революции. Основным средством установления новой власти был также террор, направленный прежде всего против якобинцев. Но новая власть боролась и с роялистами (сторонниками монархии), термидорианцы не желали возвращения «старого порядка».

Конституция 1795 года

В 1795 г.. Термидорианский Конвент принял новую Конституцию, по которой был создан двухпалатный Законодательный корпус, состоящий из Совета старейшин и Совета пятисот. Вводились двухступенчатые выборы, восстанавливались имущественный, возрастной цензы для избирателей.

Исполнительная власть предоставлялась пяти членам Законодательного корпуса — Директории.

Внешняя политика Директории характеризовалась постоянными войнами. Основными ее противниками были Пруссия, Австрия, Великобритания. В боевых действиях наиболее отличился молодой генерал Наполеон Бонапарт.

Наполеон Бонапарт (1769-1821)

Родился на острове Корсика в семье адвоката. В 24 года стал генералом. В будущем о нем стали говорить: «его имя ассоциируется с безграничным честолюбием, с деспотической властью, жестокими и кровавыми войнами, жаждой завоеваний; Это имя рождает ужас Сарагосы, ограбления Германии, вторжения в Россию. Но это же имя напоминает о смелости и отваге, проявленные в боях, о таланте, что нанес удары старой рутинной Европе ».
Он сочетал в себе практическую хватку, обширные знания, твердую волю, сильный ум. Талантливый полководец, отмечался решительностью, смелостью, жестокостью, беспринципностью в выборе средств достижения цели. Не колеблясь прибегал к пролитию крови, обрекая миллионы людей на страдания.

В 1796 Директория назначила его главнокомандующим армии, действовавшей против Австрии и Пьемонта. В этом году войска Наполеона начали свой итальянский поход. Бонапарт имел целью превратить Италию в плацдарм для завоевания всей Европы.

В ходе боев он нанес поражение своим противникам и обеспечил установление французского господства на захваченных территориях. Во время итальянского похода армия Наполеона захватила пушки, оружие, продовольствие, фураж. Захваченные ценные скульптуры, картины, церковную утварь, золото Бонапарт отправлял в Париж.

В 1798 Наполеон стал главнокомандующим экспедиционных войск на Востоке. Главный удар был направлен на Египет с целью превратить его в плацдарм для завоевания Индии и ликвидации торговой и колониальной мощи Великобритании. В течение 1798-1799 гг. Бонапарт совершил поход в Египет и Сирию. Французский полководец утверждал: «Властелин Египта является обладателем Индии».

Приход к власти Наполеона Бонапарта

Летом-осенью 1799 авторитет Директории среди буржуазии упал. Последняя стала требовать сильной власти, которая могла подавить выступления монархистов и якобинцев и начать успешную войну против коалиции, возглавляемой Великобританией. Буржуазия искала кандидата на роль диктатора. Используя сложившуюся ситуацию, Бонапарт правильно рассчитывал, что сможет стать именно такой кандидатурой, которую поддержит недовольная политикой Директории буржуазия.

29-летний генерал Бонапарт, тесно связанный с новой буржуазией, волевой и очень популярный в армии, оказался сильнее своих конкурентов. Менее чем через месяц со дня своего приезда в Париж Бонапарт подготовил государственный переворот. Собрав надежных генералов и офицеров, он предложил им «спасать республику». Преданные ему люди сфабриковали дело о заговоре якобинцев, который якобы угрожал республике, и подготовили декрет, который поручал подавить этот заговор генералу Бонапарту. 18 брюмера (9 ноября) 1799 года власть якобинцев и Директории была свергнута. Военный переворот завершил историю Французской революции.

Событиями 18 брюмера закончилась революция во Франции. Она уничтожила «старый порядок». Но если в Великобритании революция завершилась компромиссом буржуазии и дворянства, то во Франции буржуазия победила дворянство. Французская революция уничтожила сословное неравенство, привилегии духовенства и дворянства. Все это имело своим следствием расширения гражданских прав. Политическая и экономическая власть перешла к буржуазии. Установилось господство буржуазной собственности и создавались предпосылки для промышленного переворота. На селе закрепилось крупное землевладение.

Так завершился режим якобинской республики во франции и причиной её падения стало несоответствие идеалов якобинцев требованиям эпохи. Наступило время