Описание дома хоря. Хорь и Калиныч. Характеристика героев
КАЛИНЫЧ - герой рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847) из цикла «Записки охотника». В противоположность Хорю, герою того же рассказа, К. символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении К. нет раболепства, он любит и уважает Полу-тыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком. Самые лучшие черты характера К. проявляются в его трогательной дружбе с Хорем. Так, рассказчик впервые встречает его, когда К, приносит своему другу пучок полевой земляники, и признается, что не ожидал от мужика таких «нежностей». Образ К. открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. В числе таких героев Касьян из «Красивой Мечи», Ер-молай - спутник рассказчика-охотника, появляющийся в рассказах «Ермолай и мельничиха», «Мой сосед Радилов», «Льгов» и др. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Следуя традиции Тургенева, два противоположных характера, подобных Хорю и К., создает А.И.Куприн в рассказе «Лесная глушь» (первоначально «В лесной глуши», 1898). Это сотский Кирилл и полесовщик Талимон, но такой типаж, как К., оказывается более привлекательным для Куприна, поэтому его непрактичный, добрый и скромный Талимон по своему душевному облику выше самовлюбленного и болтливого Кирилла.
Очерк «Хорь и Калиныч» - настоящее украшение сборника рассказов и очерков Тургенева «Записки охотника». Он вобрал в себя как личные наблюдения писателя, так и его взгляды на социальную структуру русской «глубинки». Глубоко правдиво это повествование, о чем свидетельствует его краткое содержание. «Хорь и Калиныч» - реальное изображение народной жизни для широкой читательской аудитории.
Проблематика произведения
Этот очерк был актуальным и своевременным. Дело в том, что во времена Тургенева в обществе не было единства в понимании проблемы «близости к народу». По-разному она толковалась славянофилами (утверждающими, что крестьяне привержены «старине» и находятся в оппозиции к реформам) и буржуазными идеологами (утверждающими, что отношения между отцами-помещиками и детьми-крестьянами гармоничны). Характеристика Хоря и Калиныча эти взгляды наглядно опровергает.
Прообразы героев очерка
Как известно из сюжета повествования, некий помещик Калужской губернии г-н Полутыкин познакомился на почве взаимного пристрастия к охоте с автором повествования. Герои рассказа «Хорь и Калиныч» реальны. В действительности радушного хозяина охотничьих угодий звали Николай Александрович Голофеев. Иван Сергеевич действительно познакомился с ним на охоте и гостил у него несколько дней. Более того, прочитав тургеневский рассказ и признав в нем себя, г-н Голофеев разобиделся на Ивана Сергеевича.
Образ же зажиточного крепостного Хоря, крепкого хозяина, образованного человека, реален до малейших деталей. Нынешняя деревня Хоревка Ульяновского района Калужской области разрослась из бывшего хутора Хоря. Спустя годы у Хоря гостил Афанасий Афанасьевич Фет, отмечая радушие и «геркулесовое сложение» восьмидесятилетнего хозяина, которому «годы - нипочем». Гостям же владелец хутора всегда с гордостью показывал тургеневское сочинение. Он, конечно же, знал наизусть его краткое содержание. «Хорь и Калиныч», таким образом, отображает реальных людей и реальные факты.
Дружба Хоря и Калиныча
Хорь - спокойный, рассудительный семейный мужчина. Но у него нет прислуги. Большая дружная семья Хоря: шестеро сыновей, таких же могучих, как и отец, строят высокие просторные избы, ведут хозяйство, помогают друг другу. Когда-то помещик Полутыкин разрешил ему выйти из сельской общины, установив оброк в 50 рублей. Основавший свой хутор Хорь так развернул хозяйственную деятельность, что посчитал справедливым платить помещику 100 рублей. При желании он смог бы откупиться и стать свободным, но не хочет этого. К чему? Его стихия - земля и труд и так всегда при нем. Он по своей природе - рационалист, хозяйственник. Хорь хорошо ориентируется в обществе и юридически.
У этого крепкого хозяина по иронии судьбы есть Калиныч, как ни странно, совершенно противоположный ему. Последний живет бобылем. Не умеет Калиныч вести хозяйство, зарабатывать и копить деньги. Однако есть у него другие достоинства. Он понимает животных, умеет обращаться с пчелами, обладает которые употребляет для лечения. Совершенно разные люди Хорь и Калиныч. Краткое содержание рассказа, впрочем, свидетельствует об их близкой дружбе. Практичный и рассудительнй Хорь благодаря Калинычу получает при необходимости помощь в обращении с домашними животными, лечение народной медициной, а Калиныч - поддержку от Хоря по житейским вопросам, там, где он профан. Кроме того, оба они интересные собеседники. Тургенев написал в рассказе, что оставил их компанию с большой неохотой.
Взгляды Хоря на русское общество
Образованный труженик Хорь опровергает взгляды «знатоков народа» славянофилов, превозносящих допетровскую Русь, рассуждающих о патриархальности русского крестьянства. Грамотный хозяин хутора вступает с ними в полемику. Он считает, что Петр I в своих реформах поступил именно так, как должен был поступить настоящий русский мужик. Очерк включил в себя этот живой народный взгляд, о чем свидетельствует и краткое содержание. «Хорь и Калиныч» устами этого настоящего «хозяина земли» говорит о том, что если мужику необходимо что-либо изменить, он, усмотрев от этого практическую пользу, не боится свершить перемены.
С другой стороны, философ Хорь по своему развитию, взглядам и духовному миру давно уже чувствует превосходство над помещиком Полутыкиным. Чувствует он, что и мыслит глубже, и хозяйство ведет увереннее. Однако благодаря природному уму всегда почтителен со своим «хозяином», хотя на досуге не прочь поиронизировать над ним. Осмысливая отношения Полутыкина и Хоря, следует признать, положение вещей, мягко говоря, не увязывается с буржуазными взглядами на помещиков-отцов.
Вывод
Что нужно отметить, прочитав это краткое содержание? «Хорь и Калиныч» - рассказ, написанный вовремя и к месту. Он вызвал большой общественный резонанс, полемику. В восторге от произведения были Белинский, Герцен, Анненков. Впрочем, рассказ не приняли славянофилы, братья Аксаковы. Но особо показательна реакция цензора Е. Волкова, усмотревшего «вредную мысль для крестьянства», утверждающую, что на свободе тот может быть лучше, чем даже помещик.
Окт 12 2012
Калиныч рисуется здесь без подобных сравнений, но это характер, «парный» Хорю, противоположный ему по своему психологическому складу, но равный по масштабу. Калиныча ориентирован на мир народной поэзии, легенд, древних притч, житийной литературы. Идеалист Калиныч предстает странствующему по крестьянской и помещичьей Руси «охотнику» окруженный уютом чистой и бедной, как келья, избы, увешанной целебными травами. Он поит путника ключевой водой и кормит медом. Он приходит к другу Хорю с пучком полевой земляники, как посол природы, и природа, признавая его родство с собою, наделяет его таинственной властью: он заговаривает кровь и болезни, жалеет людей и животных, «у него пчелы отродясь не мерли», с ним в дом вступают мир и покой. Бедный, ничего не имеющий и не пекущийся о благах земных, он может одарить благополучием богатого: «Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же - к людям, к обществу…» (IV, 15). Таким образом, Хорь представляет собою историческое бытие народа, а Калиныч - «природное». Изображая Русь вековую, крепостную, прикрепленную к земле, учтенную ревизскими сказками и обреченную законодательными мерами жить неподвижно, Тургенев вместе с тем рисует непрекращающееся движение, происходящее в народных массах. Подобное перемещение осуществляется наделенными особенным характером представителями народа и связано с «тайными», подспудными, неизведанными, а может быть, и непостижимыми, как кажется на этом этапе Тургеневу, процессами, происходящими в народной толще. Это искатели, бродяги, путешественники (Калиныч, Степушка, Касьян и др.). Они - выразители мечты народных масс, ее поэтического сознания.
Свойство таинственности Тургенев придавал не только поэтическому, странническому характеру человека из народа, но и крестьянству в целом. Он выразил в своем изображении народа ощущение огромной содержательности и таинственности духовного мира простого человека, в народной среде он видит разнообразие характеров и «неожиданность» их проявлений. Поэт-охотник, скитающийся по родным полям, на каждом шагу делает удивительные открытия, любое его столкновение с мужиком оставляет в нем вопрос, ощущение тайны, не до конца понятых им возможностей и побуждений простых людей, которых он узнает. Так, описывая в рассказе «Ермолай и мельничиха» нрав беззаботного и добродушного Ермолая, наблюдательный «охотник» вдруг замечает в нем неожиданные вспышки демонизма, «проявления какой-то угрюмой свирепости». Как перелеты птицы, необъяснимы и загадочны внезапные переходы из деревни в деревню этого на первый взгляд прозаического человека. В рассказе «Малиновая вода» два дворовых человека и случайный проезжий мужичок полчаса провели у источника с поэтическим названием в обществе автора. Как значительны их простые, бытовые разговоры, как оригинальны характеры!
В «Записках охотника» постоянно звучат авторитетные приговоры крестьян о том или ином помещике, о бурмистре, о нравственной сути поведения людей, о русской жизни и о быте других народов. ссылается на мнение крестьян как на решающий аргумент в пользу какой-либо точки зрения и, желая придать своей оценке большую весомость, подкрепляет свой взгляд услышанным из уст мужиков приговором.
В этом отношении позиция Тургенева в его рассказax конца 40-х-начала 50-х гг. резко отличается от позиции Григоровича. Конечно, и у Григоровича крестьянин был изображен с симпатией, а его гонитель, будь то помещик, управляющий или мельник-кулак, с антипатией, но и крестьянин и помещик представляли в его повестях прежде всего свое положение. Главным в характеристике Акулины («Деревня») и Антона («Антон Горемыка») была гонимость , его кротость, рисуя которую, утверждал мысль о неоправданности жестокого с ним обращения. Страдания крестьянина - прямое следствие его крепостного состояния.
Народные герои Тургенева - не выразители положения, пусть даже такого важного для общества положения, как крепостное право. Им присущи высокие нравственные черты. Они - мыслящие, тонко чувствующие личности, обреченные быть «собственностью» того или другого - большей частью ничтожного, тупого и пошлого - барина. Каждый раз, когда в тексте писателя возникают фразы вроде: «Ермолай принадлежал одному из моих соседей…», - это поражает читателя не потому, что герой рассказа испытывает обиды и гнет, хотя проявлений социальной несправедливости, произвола, насилия в книге показано много, но по несоответствию манеры изображения героя и того факта, что он существует на положении вещи. Крестьяне, показанные Тургеневым во всем сложном богатстве их натур, выступающие как представители нации, ее исторического бытия и ее грядущих загадочных судеб, гораздо красноречивей утверждали моральную неоправданность, бесчеловечность и обреченность крепостничества, чем любые пламенные публицистические тирады или картины насилия.
Гоголь, восклицая: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», - обращался мыслью ко всей стране; Тургенев же увидел источник исторического движения в крестьянской массе, Показав богатство внутреннего духовного мира простого человека, Тургенев, однако, изобразил подобного героя синтетически, без проникновения в его психологический «механизм». Крестьянство Тургенев воспринимал как силу, многое решающую в жизни нации, силу влекущую и прекрасную, но цельную и не поддающуюся анализу.
Средоточием поэтической линии «Записок охотника» является «Бежин луг». Автор окружен ночной природой, живущей своей, независимой от него, человека, жизнью. «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи». Даже собаки, принадлежащие мальчикам, пасущим ночью лошадей, не принимают «чужака»: «Они еще долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства» (IV, 97).
Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!
В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего описания обстановки составил себе определенное […]
» – Тургенев дал психологическую параллель, изобразив в типах из простонародья две совершенно противоположные натуры: в Хоре вывел он реалиста-практика, позитивиста по мировоззрению, в Калиныче – идеалиста-мечтателя, поэта в душе; первый живет, по преимуществу, умом и волей, второй – чувством.
Хорь и в тяжелое время крепостного права умеет устроить благополучно свое земное существование. Этого он достигает благодаря тому, что обладает критическим и практическим умом, знает жизнь, умеет к ней приспособляться и, благодаря выдержке и трезвости ума, знает, как вывертываться в трудной жизненной борьбе. Он «насквозь видит» своего барина, не идеализирует людей; вооруженный недоверием к ним, он осторожен в обращении с ними, крепок на язык и, богато одаренный опытом и расчетом, умеет в них разбираться. Он всегда взвешивает хладнокровно выгоды и невыгоды своего положения и живет «мудро», не делая ошибок в жизни. Устраивается он в лесу, на болоте, со своей семьей, – чтобы быть «подальше от господского двора»; он богат, но откупиться на волю не желает, так как рассудил, что на воле он будет лишен защиты своего господина, и тогда всякий чиновник будет ему «набольший».
Хорь и Калиныч. Аудиокнига
Как работник, он трудолюбив, энергичен и домовит. Такова и многочисленная его семья, работающая весело и дружно. Сам старик и сыновья его, «Хорьки» – образец зажиточной крестьянской семьи, для которой труд – смысл всей жизни. В семейном отношении Хорь тоже любопытен: живя под одной кровлей с женатыми сыновьями, он сумел своей твердой рукой держать в повиновении несколько семейств, установив строго-патриархальный уклад жизни: – древнерусская жизнь «по Домострою », – жизнь «благочинная, спокойная, с подчинением младших старшим, – жизнь сытая и домовитая, умеренно-деспотическая, допускающая в семейных отношениях не только страх и уважение, но и любовь (отношения его к младшему сыну Феде), – вот что представлял собой тот уклад жизни, который поддерживался Хорем в его семье. Но не только хорошее, светлое заимствовал он от старины, – оттуда унаследовал он и традиционное презрение к женщине, и взгляд на нее, как на безгласную рабыню («баба – мужику слуга»), и веру в приметы, и наклонность к суевериям...
Но, за исключением этих характерных старозаветных черточек, Хорь ни в чем не может быть назван «консерватором», – он разумно-критически смотрит на всякие «новшества», но не стоит слепо за старину; все полезное, даже в новом и чужом, вызывает с его стороны полное одобрение. Тургенев рассказывает, как интересовался этот необразованный, но разумный человек рассказами о государственной жизни западноевропейских государств; как, примеряя к русской жизни разные особенности политической жизни чуждых стран, он уверенно одобрял одно, отвергал другое, говоря, что первое «пошло бы у вас», а второе «не пошло»!.. Глядя на этого умного, спокойного, уверенного в себе человека, – «министра», как величал в шутку Хоря его помещик, Тургенев невольно вспомнил, по его словам, Петра Великого, который тоже умел разбираться в чужом, умел брать, что нужно его родине, так как «был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях...» – «Русский человек, – продолжает Тургенев, – так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: что хорошо – того ему и подавай, а откуда оно идет – ему все равно». Так, образ Хоря заставляет Тургенева вспомнить и Петра Великого и говорить об основах русской души. Очевидно, образ Хоря «содержательный» в историческом смысле.
Впрочем, суровый, несколько жесткий образ Хоря, практика, лукавого и расчетливого, смягчается некоторыми черточками добродушия, даже сентиментализма, – оказывается, в свободную от труда минуту, он любит петь чувствительные народные песни, – и с трогательной сердечностью относится к своему любимцу-сыну – Феде и другу своему Калинычу.