Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Повесть о петре и февронии муромских. План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Повесть о петре и февронии муромских. План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Характеристика Февронии. Героиня повести -1 дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом -- ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой. Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют её изгнания.

Феврония загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных противников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и корыстному поведению еёе высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония Же не заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена - всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь - эго корабль и капитан на нем - муж, но всё это огромное судно находится в руках у жены. Таким образом, куда она повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может - в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притча 14,1) Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробу. В 1547 году память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в одной раке в Муромском соборном храме.

Характеристика Февронии . Героиня повести - дева Февро­ния. Она мудра народной мудростью. Первое появление в по­вести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётли­вом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Фев- рония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» де­лом - ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы симво­лизируя собой слияние её с природой.

Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублев­ская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет послан­ца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Све­дущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жёны бояр невзлюбили Фев- ронию и требуют её изгнания.

Феврония загадывает мудрые загадки и умеет без суеты раз­решать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не ос­корбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок; ее противники са­ми догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных про­тивников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляет­ся высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и ко­рыстному поведению её высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония же не заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена - всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь - это корабль и капитан на нём - муж, но всё это огромное судно на­ходится в руках у жены. Таким образом, куда она повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может - в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притча 14,1). Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в од­ном гробу. В 1547 году память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в одной раке в Муромском соборном храме.

Характеристика князя Петра. Князь Пётр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, об­венчавшись, живёт с нею в согласии, их переступает и за порог смерти. При том Пётр не потакал ей, как бояре, ко­торые предложили ей оставить их город, потакали своим жё­нам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февро­нии пришёл к благоверному князю Петру и наговорил на неё: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Пётр, же­лая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за од­ним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Пётр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал».

Расскажите о Петре и Февронии. Какие они? (князь Пётр - сме­лый, бесстрашный, благочестивый; Феврония - «мудрая дева»)

Каков иносказательный смысл речей Февронии?

«Плохо дому без ушей, а горнице без очей». «Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза», (анализ отрывка из текста)

Что сделала Феврония в ответ на слова князя Петра? «Сия де­вица хочет, чтобы я взял её в жёны ради мудрости её. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце». (Феврония в свою очередь дала князю невыполнимое задание.) Как ответ Фев­ронии её характеризует? (как мудрую деву)

Как княжили Пётр и Феврония? (благочестиво)

Почему бояре изгнали Петра и Февронию? (каждый из бояр сам хотел стать самодержцем)

Когда Пётр и Феврония вернулись в город и как княжили? («Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония. И кня­жили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.»)

Какие имена после принятия монашества получили князь Пётр и княгиня Феврония? («Князь Пётр был наречён Давы- дом, а княгиня Феврония - Ефросинией.»)

Как закончили свою жизнь Пётр и Феврония? (тихо, спокой­но) Какое чудо неоднократно совершилось после их смерти? (Люди пытались положить их тела в разные гробы, «но на ут­ро обретали их в едином гробу».)

Как вы думаете, почему князь Пётр и княгиня Феврония были канонизированы? (князь Пётр и княгиня Феврония вели пра­ведную жизнь)

4) Художественные особенности «Повести о Петре и Февро- нии Муромских».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет со­бой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого - о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повес­ти...» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претенду­ет на историческую достоверность.

Очарование «Повести...» - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествова­теля не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокой­ствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

Характеристика князя Петра. Князь Петр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, обвенчавшись, живёт с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти. При том Петр не потакал ей, как бояре, которые предложили ей оставить их город, потакали своим женам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал».

Расскажите о Петре и Февронии. Какие они? (князь Петр - смелый, бесстрашный, благочестивый; Феврония - «мудрая дева»)

Каков иносказательный смысл речей Февронии:

«Плохо дому без ушей, а горнице без очей.» «Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза.»? (анализ отрывка из текста)

Что сделала Феврония в ответ на слова князя Петра: «Сия девица хочет, чтобы я взял её в жены ради мудрости её.

Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце»? (Феврония в свою очередь дала князю невыполнимое задание) Как ответ Февронии её характеризует? (как мудрую деву)

Как княжили Петр и Феврония? (благочестиво)

Почему бояре изгнали Петра и Февронию? (каждый из бояр сам хотел стать самодержцем)

Когда Петр и Феврония вернулись в город и как княжили? («Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.»)

Какие имена после принятия монашества получили князь Петр и княгиня Феврония? («Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония - Ефросинией.»)

Как закончили свою жизнь Петр и Феврония? (тихо, спокойно) Какое чудо неоднократно совершилось после их смерти? (Люди пытались положить их тела в разные гробы, «но на утро обретали их в едином гробу».)

Как вы думаете, почему князь Петр и княгиня Феврония были канонизированы? (князь Петр и княгиня Феврония вели праведную жизнь)

    Итак, летописи - это своды, но при этом не только своды предшествующих произведений, но и своды идей. В них получают свое отражение различные идеологии. Мы видели выше, что в «Повести временных лет» отражены рассказы старых дружинников - Вышаты Остромирича...

    1) До 1564 года русская литература была рукописной. Проблема печатания книг существовала очень долго, вплоть до XVill века, поэтому создание книги было долговременным делом. Книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений....

    Письменность на Руси появилась ещё до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Её возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства, заключения договоров с греками и вообще сношения Руси с другими государствами требовали наличия...

    АПОКРИФЫ (от греч. anokpufos - тайный, сокровенный) -возникшие на рубеже нашей эры в древнееврейской и древнесирийской среде, а также на христианском Востоке сочинения о персонажах и событиях Священной истории, не вошедшие в официальные иудейский и христианский...

    Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба - памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. «Чтение» посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, было написано...

Открытый урок литературы в 7 классе

«Повесть о Петре и Февронии Муромских.»

Ход урока.

  1. Оргмомент: приветствие, позитивный настрой на работу.
  2. Вступительное слово учителя:

Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

(Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи)

Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.)

Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.

3. Сообщение темы урока.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому циклу, - «Повестью о Петре и Февронии».

Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

Жизнь семейной четы, описанная в данной повести - это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

Тема нашего урока: « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

С этим произведением мы с вами уже познакомились.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; мы попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии.

4. Работа с эпиграфом.

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»

Как вы понимаете это высказывание , которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, к то же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория?

5.История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

(в костюмах средневековых русичей)

ХVI век… - время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Слово учителя:

Ребята, в речи наших русичей встретились слова: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают? (словарная работа)

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Вопросы на закрепление полученной информации:

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

6. Проверка домашнего задания.

Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении.

Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

Дайте определение повести.

(Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.)

Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

Какую структуру имели жития?

  • Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
  • Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
  • Завершалось житие похвалой святому.

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?

Сказка

Житие

Повесть

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

Их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

Есть волшебные вещи: агриков меч.

Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

Загадки и хитроумные испытания.

Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Итак, каков жанр у этого произведения?

(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести)

7. Работа с текстом произведения.

Первая часть повести:

- С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).

- Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?

(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня - на блуд).

- Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда - общая беда, пути преодоления ищут сообща).

- С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)

- Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

- Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

- Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит помощь).

- Что случилось с Петром после победы над змеем ? (Он заболел).

- Прочитайте, как заканчивается первая часть.

Вторая часть повести:

- Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?

Вы знаете, что загадки - распространенный приём в устном народном творчестве.

Прочитайте в повести загадки Февронии.

Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой характера он обладает?

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смелость - настоящие качества мужского характера).

Когда слуга назвал Февронию «девой мудрой»?

Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?

Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)

Думает ли он об обязательстве жениться?

Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).

Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.

Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?

Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна).

Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть - причины ненависти бояр и их жён).

Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?

Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим).

- Почему Петр и Феврония вернулись в город?

В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?

Как это характеризует Февронию и Петра?

8. Обобщение (групповая работа)

Итак, сделаем выводы: обратимся к образу Петра и охарактеризуем его (1 группа)

Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

Назовите значение имени Петра * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный

Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Кто же помогает исцелится герою от этого недуга? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.

Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

А что вы можете сказать о Февронии? (2 группа)

Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Февронии; в качестве доказательства подберите те поступки, которые подтверждают эти качества в героине.

Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Характер главной героини многогранен.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Ум

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

Феврония также характеризуется через поступки.

Д.С. Лихачев отмечал:

«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра».

3 группа :
- Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?
(И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий.)


- Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?
- Какие Божьи заповеди были нарушены в повести боярами?. Заполните таблицу.

Последовало ли за черными делами наказание бояр?

Из этого можно сделать вывод, что зло всегда наказуемо. И каждый человек ответит за свои проступки перед Богом.

Подведем итоги. Рефлексия.

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

О каких вечных темах мы говорили сегодня?

В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта - гимн вере, любви и верности. Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений между мужчиной и женщиной, существовавшей семь веков назад. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности . Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии .

Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую паруза покровительство в их семейной жизни или попросить о даров а нии семейного лада и счастья.

Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?

Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

Прослушивание песни «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет» (солист Владислав Косарев).

Выставление оценок.

Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали…

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии».

Список используемой литературы и сайтов:

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
  2. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
  3. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999 .

Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.
История жизни св. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи.
Записал повествование о Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм) , талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров! "
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Супруги поплыли по реке на двух судах.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.