Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Протоиерей и священник в чем отличие. Церковная иерархия

Протоиерей и священник в чем отличие. Церковная иерархия

В Православной Церкви существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Кроме того, все духовенство делится на "белое" - женатое и "черное" - монахов.

Диакон (греч. "диаконос" - служитель) - священнослужитель первой (младшей) ступени священства. Он участвует в богослужении, но сам таинств не свершает. Диакон в монашеском чине называется иеродиаконом. Старший диакон в белом (женатом) духовенстве именуется протодиаконом, а в монашестве - архидиаконом.

Священник, или пресвитер (греч. "пре-свитерос" - старец), или иерей (греч. "иере-ис" - священник), - священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства Рукоположения, то есть возведения в одну из степеней церковной иерархии. Священники находятся в подчинении епископа. Им поручается возглавлять церковную жизнь на городских и сельских приходах. Старший священник в приходе называется настоятелем.

В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, а монашествующие - игуменами. Настоятели монашеских обителей именуются архимандритами. Сан архимандрита обычно имеет настоятель крупного монастыря, лавры. Игумен - настоятель обычного монастыря или приходского храма.

Епископ (греч. "епископос" - блюститель) - священнослужитель высшей степени. Епископ называется также архиереем, или иерархом, то есть священноначальником, иногда - святителем.

Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Епископ, управляющий приходами большого города и прилегающей области, называется митрополитом.

Патриарх - "отценачальник" - предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе, - высший чин церковной иерархии.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет церковью со Священным Синодом. В Синод кроме Патриарха постоянно входят митрополиты Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский. Постоянным членом Священного Синода является председатель Отдела внешних церковных сношений. Еще четверых приглашают из остального епископата по очереди в качестве временных членов на полгода.

Помимо трех священных чинов в Церкви существуют еще низшие служебные должности - иподиаконы, псаломщики и пономари. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через Рукоположения, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Степени церковной иерархии

Степени церковной иерархии

Клир (греч. клэрос – жребий), духовенство, причт – это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.

Церковнослужи? тельнизший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, – алтарник.

Сейчас в обязанности алтарника входит:

1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

2) подготовка облачения для священников и дьяконов;

3) подготовка просфор, вина, воды и ладана;

4) разжигание угля и подготовка кадила;

5) помощь дьякону во время Причащения мирян;

6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб;

8) чтение во время богослужения;

9) колокольный звон до и во время богослужений.

Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами.

В первоначальной Церкви функции, аналогичные тем, что сейчас исполняют алтарники, были возложены на так называемых аколуфов, которые были низшими служителями. Слово «аколуф» означает «спутник», «служитель своего господина в пути».

Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности :

1) иподьяконы (в древней Церкви – субдьяконы);

2) чтецы (псаломщики);

3) пономари;

4) певцы (канонархи) церковного хора.

Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное (Неем. 8; 8). Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел в день субботний в синагогу, и встал читать (Лк. 4; 16).

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов (лекторов) сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви – как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор (греч. анагност) становится должностным лицом в Церкви.

Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» (возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.). Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26; 30).

Священнослужители – лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).

В Православной Церкви существуют три степени священства .

1. Дьякон.

2. Пресвитер (священник, иерей).

3. Епископ (архиерей).

Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении Таинств . Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства , но и посвящать других для совершения Таинств .

Дьякон (греч. диа?конос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян. 6; 3). С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине;

2) схииеродьяконом, если он принял схиму;

3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве;

4) архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве.

К дьяконам обращаются «Ваше боголюбие», либо «отец дьякон».

Пресвитер (греч. пресви?терос – старец), либо священник, иерей (греч. иере?ос – священник) – священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств , за исключением Таинства Священства . В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник «крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину». Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.

Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеромонахом (греч. иеромни?хос – священник-монах), если он состоит в монашеском чине;

2) схииеромонахом, если иеромонах принял схиму;

3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов);

5) архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения);

6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму.

К священнослужителям принято обращаться следующим образом.

1. К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие».

2. К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие».

Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алекси?й» (а не Алексей) или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»). Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка ».

Епископ (греч. епископос – надзиратель) – высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина – архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх (священноначальник) или святитель .

Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (по Первому Правилу святых Апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех). Согласно 12-му Правилу Шестого Вселенского Собора (680–681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен . Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.

К архиерею принято обращаться следующим образом.

1. К епископу: «Ваше Преосвященство».

2. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство ».

3. К Патриарху: «Ваше Святейшество».

4. К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются – «Ваше Блаженство».

Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» (имярек).

Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней .

1. Викарный епископ (или хорепископ) – не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу (обычно митрополиту), который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством.

2. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии.

3. Архиепископ (старший епископ) управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви.

4. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

5. Экзарх (первоначальствующий епископ) – обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

6. Патриарх (отценачальник) – Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. Титул Патриарха установлен Четвертым Вселенским Собором, проходившим в 451 году в городе Халкидоне (Малая Азия). На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган – Священный Синод. В 1918 году на Поместном Соборе РПЦ патриаршество было восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Из книги Православие. [Очерки учения православной церкви] автора Булгаков Сергей Николаевич

О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ В 1 Кор. гл. 12-й ап. Павел развивает мысль, что Церковь есть тело Христово, состоящее из разных членов, причем, хотя все члены являются равноценными как члены одного тела, однако они имеют между собою различия по своему месту в теле, потому и дары

Из книги Святая Русь против Хазарии. автора Грачева Татьяна Васильевна

Сеть в борьбе против Иерархии Глобальная сеть невидимой Хазарии – это существующая параллельно видимому межгосударственному устройству теневое образование, которое стремительно себя материализует, обретает реальные геополитические очертания, вбирая осколки

Из книги Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви автора Мельников Федор Евфимьевич

Искание иерархии. Искание архиерейства. Старообрядческая древлеправославная Церковь, лишившись епископов вследствие их уклонения в никонианство, твердо и неизменно веровала, что Господь снова восстановит в Своей Церкви всю полноту священной иерархии. На

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Вопрос начальника Правого крыла Кавказской линии генерал-лейтенанта Г. И. Филипсона и ответ Епископа о Кавказской кафедре по отношениям ее к Кавказскому Линейному казачьему войску. Значение Епископа и протоиерея в Православной церковной иерархии Его Преосвященству,

Из книги История русской церкви автора Никольский Николай Михайлович

Учреждение поповщинской иерархии Торгово-промышленный рогожский союз в первые 30 лет XIX в, выступил в новой, еще почти неслыханной в России, роли. Кошели и сундуки Рогожской и Таганки раскрылись для новых предприятий: в самой Москве и в ее окрестностях, в особенности в

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

Релятивированные традиции, институты, иерархии Разве не очевидно, что все это казалось скандальным для каждого благочестивого иудея? Это чудовищная релятивизация: здесь выражается равнодушие в адрес священнейших традиций и институтов нации. И разве одно это не

Из книги Личность и Эрос автора Яннарас Христос

Глава третья ОБ АНАЛОГИИ И ИЕРАРХИИ

Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

§ 173. Три Богоучрежденные степени церковной иерархии и их различие между собою. Эти три степени Богоучрежденной иерархии суть: первая и высшая - степень епископа; вторая и подчиненная - степень пресвитера или священника; третья и еще низшая - степень диакона (Простр.

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

§ 174. Отношение степеней церковной иерархии между собою и к пастве. Отношение этих чинов иерархии между собою и к пастве состоит в том, что епископ в своей частной церкви или епархии есть местоблюститель Христов (Правосл. испов. ч. I, отв. на вопр. 85) , и след. главный

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Степени церковной иерархии Клир (греч. клэрос – жребий), духовенство, причт – это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.Низшая степень

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Учреждение монастырской иерархии 32. Кроме того, он письменно изложил ямбическими стихами заповеди, как следует исполнять каждому возложенное на него. Лучше же [сказать], текст этих стихов начинается с самого игумена, затем по порядку обнимает всех до самого

Из книги автора

Священная и правительственная иерархии Священная иерархия Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить

Из книги автора

Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число.48

Из книги автора

Степени правительственной иерархии и церковные должности Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и

Священно- и церковнослужители.

Совершители Богослужения разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители — лица, над которыми было совершенно таинство Священства (рукоположение, хиротония), в котором они получили благодать Святого Духа совершать Таинства (епископы и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы).

2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в храме во время Богослужения (иподиаконы, алтарники, чтецы, певцы).

Священнослужители.

Священнослужители делятся на три степени: 1) епископы (архиереи); 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы .

1. Епископ — это высшая степень священства в Церкви. Епископ является приемником Апостолов, в том смысле, что он имеет те же полномочия в Церкви, что и апостолы Христовы. Он:

— предстоятель (возглавляющий) общества верующих;

— главный начальник над священниками, диаконами и всем церковным причтом своей епархии.

Епископ обладает всей полнотой священнодействия. Ему принадлежит право совершать все таинства. Напр., в отличие от священника он имеет право:

рукополагать священников и диаконов , а несколько епископов (одному нельзя) возводить нового епископы. Согласно учению Церкви, апостольская благодать (т.е. дар священства), принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереев от самых апостольских времен, и таким образом в Церкви осуществляется благодатная преемственность;

освящать миро для таинства Миропомазания;

освящать антиминсы ;

освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа).

Хотя все епископы равны по благодати, для сохранения единства и для взаимной помощи в затруднительных обстоятельствах еще 34-м апостольским правилом некоторым из епископов дается право верховного надзора над другими. Отсюда среди епископов различают: патриарха, митрополита, архиепископа, и просто епископа.

Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется патриархом , то есть первым из епископов (с греческого patria — семья, племя, род, поколение; и arcwn — начинающий, начальствующий). Однако в целом ряде стран — Греция, Кипр, Польша и других, предстоятель Православной Церкви носит титул архиепископа . В Грузинской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Ассирийской Церкви, Киликийской и Албанской предстоятель носит титул – католикос (греч. [кафоликос] — вселенский, всеобщий, соборный). А в Римской и Александрийской (с древности) – папа .

Митрополит (с греч. столичный) – это глава крупной церковной области. Церковная область называется – епархия . Епархия (греч. область; то же, что лат. провинция) – это церковно-адменистративная единица. В Римско-католической Церкви епархии называются — диоцезами. Епархия разделена на благочиния, состоящие из некоторого количества приходов. Если епархию возглавляет митрополит, то её обычно именуют – митрополия. Титул митрополита является почетным званием (как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви), следующим после титула архиепископа, а отличительной частью облачения митрополита является белый клобук и зеленая мантия.

Архиепископ (греч. старший епископ). В Древней Церкви сан архиепископа был выше митрополичьего. Архиепископ управлял несколькими митрополиями, т.е. был главой крупной церковной области и митрополиты, управляющие митрополиями, были подчинены ему. В настоящее время в Русской Православной Церкви архиепископ это почетный титул, предшествующий еще более почетному сану митрополита.

Епископ, управляющий небольшой областью называется просто епископом (греч. [епископос] — надзирающий, надсматривающий, контролирующий; от [епи] — на, при; + [скопео] — смотрю).

Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными . Вика́рий (лат. vicarius — заместитель, наместник) — епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею.

2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры, от греч. [пресвиc] — старший; [пресвитерос] — старейшина, глава общины).

Среди священников различают белое духовенство — священники, не приносившие монашеских обетов; и чёрное духовенство — монахи, рукоположенные в священный сан.

Пресвитеры белого духовенства носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры . Пресвитеры черного духовенства носят название: иеромонахи, игумены и архимандриты .

Протоиерей (от греч. [протос иереис] — первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.

Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером .

Иереи из монахов называются иеромонахами . Старшие из иеромонахов, которым обычно поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами .

Игумен (греч. [игуменос] — ведущий) — начальник, предводитель монахов. В древности, и в настоящее время во многих Поместных Церквах, игумен это начальник монастыря. Изначально игумен не обязательно был священником, позже его стали избираться только из числа иеромонахов либо посвящать избранного игуменом монаха в пресвитера. В ряде Поместных Церквей, звание игумен используется как иерархическая награда. В Русской Православной Церкви так было до 2011 года.

Архимандрит (греч. [архи] — бук. начальник, главный, старший; + [мандра] — овчарня, загон (место на выгоне или пастбище, огороженное изгородью, куда загоняют домашний скот, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки), т.е. в переносном смысле начальник духовных овец) — это начальник большого или важнейшего мужского монастыря. В древности так назывались лица, возглавлявшие несколько монастырей, напр., все монастыри епархии. В особых случаях это звание дается как иерархическая награда. В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и протопресвитера.

3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы , в монашестве — иеродиаконы . Диаконы не совершают Таинств, а только помогают епископам и священникам при их совершении. Старшие из диаконов в кафедральных соборах называются протодиаконами , а старшие из иеродиаконов в монастырях — архидиаконами . Эти звания означают, первенство чести, а не власти.

Церковнослужители.

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся:

иподиаконы (то есть помощники диакона);

чтецы (псаломщики);

певцы (дьячки);

алтарники (свещеносцы или пономари).

Виды Поместных Церквей .

Автокефа́льная Церковь (от греч. [автос] — сам + [кефали] — голова) — самостоятельная Православная Поместная Церковь, т.е. административно (канонически) полностью независимая от других Православных Поместных Церквей.

В настоящее время существуют 15 Автокефальных Церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской Православной Церкви, расположены в следующей иерархии чести:

Константинопольская Православная Церковь (более 2 млн чел.)

Александрийская (более 6,5 млн. чел.)

Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)

Иерусалимская (130 тыс. чел.)

Русская (50-100 млн чел.)

Грузинская (4 млн чел.)

Сербская (10 млн чел.)

Румынская (16 млн чел.)

Болгарская (около 8 млн чел.)

Кипрская (420 тыс. чел.)

Элладская (Греческая) (около 8 млн чел.)

Албанская (около 700 тыс. чел.)

Польская (500 тыс. чел.)

Чехословацкая (более 150 тыс. чел.)

Американская (около 1 млн чел.)

Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской.

Автономная Церковь (от греч. [автономия] — самозаконие) Поместная Православная Церковь входящая в состав Автокефальной Церкви, получившая самостоятельность в вопросах внутреннего управления от той или иной Автокефальной (иначе Кариархальной) Церкви в состав которой данная автономная церковь входила ранее на правах экзархата или епархии.

Зависимость Автономной Церкви от Кириархальной выражается в следующем:

— предстоятель Автономной Церкви поставляется предстоятелем Кириархальной Церкви;

— устав Автономной Церкви утверждается Кириархальной Церковью;

— Автономная Церковь получает от Кириархальной Церкви миро;

— имя предстоятеля Кириархальной Церкви возглашается во всех храмах Автономной Церкви перед именем её предстоятеля;

— предстоятель Автономной Церкви подсуден высшей судебной инстанции Кириархальной Церкви.

В настоящее время существует 5 Автономных Церквей:

Синайская (зависима от Иерусалимской)

Финская

Эстонская (зависима от Константинопольской)

Японская (зависима от Русской)

Самоуправляемая Церковь – это как Автономная Церковь только более крупная и с более широким правом автономии.

Самоуправляемые в составе Русской Православной Церкви:

Русская Православная Церковь Заграницей

Латвийская

Молдавская

Украинская (Московского Патриархата) (с правами широкой автономии)

Эстонская (Московского Патриархата)

Белорусская (де-факто).

Самоуправляемые в составе Константинопольской Православной Церкви:

Западноевропейский экзархат русских приходов

Украинская Православная Церковь в Канаде

Украинская Православная Церковь в США .

Экзарха́т (от греч. [экзархос] — внешняя власть) в современном православии и католицизме восточных обрядов — особая административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной Церкви, либо специально созданная для окормления верующих данного обряда в особых условиях.

В православной церкви существует народ божий, и делится он на три типа: миряне, церковнослужители и священнослужители. С мирянами (т.е. простыми прихожанами) обычно всем все понятно, но на деле это не так. Для многих (к сожалению, и для самих мирян) уже давно стала привычной идея бесправности и раболепства простого человека, но роль мирянина является самой главной в жизни церкви . Господь пришел не что бы Ему служили, но Сам послужил спасению грешников. (Мф. 20:28), и апостолам заповедал творить так же, но и простому верующему указал путь бескорыстной жертвенной любви к ближнему. Дабы все были едины.

Миряне

Мирянами являются все прихожане храма, которые не призванны к священнослужению. Именно из мирян Церковь Духом Святым поставляет на служение во все необходимые ступени.

Церковнослужители

Обычно этот тип служащих редко выделяется из мирян, но он существует и играет огромную роль в жизни Церкви. К данному типу относятся чтецы, певчие, трудники, старосты, алтарники, катехизаторы, сторожа и многие другие должности. Церковнослужители могут иметь явные отличия в одеждах, но могут и не выделяться внешне.

Священнослужители

Священнослужители обычно называются клиром или духовенством и делятся на белых и черных. Белое - это женатое духовенство, черное - монашествующие. Управлением в Церкви может заниматься лишь черное духовенство, не обремененное семейными заботами. Клир так же имеет иерархическую степень, которая указует на вовлеченность в богослужение и духовное окормление паствы (т.е. мирян). Например, диаконы лишь участвуют в богослужении, но не совершают Таинств в Церкви.

Одежды духовенства делятся на повседневные и богослужебные. Однако, после переворота 1917 года носить любую церковную одежду стало небезопасно и для сохранения мира было разрешено носить одежду светскую, что практикуется и по сей день. Виды одежд и их символическое значение будут описаны в отдельной статье.

Для новоначального прихожанина нужно уметь отличать священника от дьякона . В большинстве случаев отличием можно считать наличие наперсного креста , который носится сверху облачения (богослужебных одежд). Эта часть облачения отличается по цвету(материалу) и украшению. Самый простой наперсный крест - серебряный (у иерея и иеромонаха), далее золотой (у протоиерея и игумена) и иногда встречается наперсный крест с украшениями (драгоценными камнями), как награда за доброе многолетнее служение.

Некоторые простые правила для всякого христианина

  • Всякий, пропускающий многие дни богослужение, не может считаться христианином. Что естественно, ибо как желающему жить в теплом доме естественно оплачивать тепло и дом, так и желающему духовного благополучия естественно духовное делание. Вопрос, почему нужно ходить в храм, рассматриваться будет отдельно.
  • Кроме присутствия на богослужении существует традиция носить скромную и не вызывающую одежду (хотя бы в храме). Пока опустим причину и этого установления.
  • Соблюдение постов и молитвенных правил имеет естественные причины, так как грех изгоняется, как сказал Спаситель, только молитвою и постом. Вопрос, как поститься и молиться решается не в статьях, а в храме.
  • Верующему естественно воздерживаться от излишеств в слове, еде, вине, веселье и т.п. Ибо еще древние греки заметили, что для качественной жизни во всем должна быть мера. Не крайность, но благочиние, т.е. порядок.

Верующие должны помнить, что Церковь напоминает о порядке не только внутреннем, но и внешнем, и это касается всех. Но так же не нужно забыть, что порядок - дело добровольное, а не механическое.