Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Развитие образования при Екатерине II. Образование в эпоху Екатерины II

Развитие образования при Екатерине II. Образование в эпоху Екатерины II

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещенного абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. Начала обучение Академия художеств. Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений - Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом.

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей дать юношеству хорошее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды и поместить в закрытые школы. Эти усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию.

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера пера как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

Заключение

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется на основании того, что было сказано в реферате об отдельных сторонах екатерининской политики. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.

От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики "просвещенного абсолютизма", а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю.

С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:

Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования

Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа

В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Екатерина Вторая, великая императрица, правила нашей страной ровно 34 года. Это огромный период истории, на протяжении которого произошло много самых разнообразных событий.

В массовом же сознании эта правительница ассоциируется с ненасытной в любви дамой. Что ж, Екатерина II известна своими любовными похождениями, во многих исторических романах можно прочесть, что императрица меняла фаворитов постоянно. Но будем смотреть правде в глаза: неужели все 34 года она была занята исключительно этим? Наверняка нет: период ее царствования все русские историки считают временем расцвета отечественной литературы, науки и живописи; именно тогда появляется русская опера и невиданными темпами развивается театральное искусство.

Именно Екатерина 2, реформы которой были продуманы, взвешены, а потому осторожны, оставила глубокий след в истории отечественной дипломатии и законодательства.

Не следует забывать и о блистательных военных победах. Пока сия самодержица занимала престол, Россия не потерпела ни одного военного поражения, в отличие от предшествующих периодов. К примеру, в 1812 году мы разбили французов, хотя до того победы на поле брани принадлежали им. Время Екатерины характеризуется присоединением Крыма, а также жесткими «уроками» для польской шляхты. Наконец, вспомним известные реформы Екатерины 2.

Внутренняя политика

Что же происходило в это время внутри страны? Событий было немало, так как Екатерина, в отличие от многих своих предшественников, пришла к власти с уже готовой программой действий, что позволило ей вести действительно результативную политику. Сама себя она позиционировала как «верную последовательницу мыслителей эпохи Просвещения». К чести ее, Екатерина умела понять, что из их теорий годится для реальной жизни, а что — не очень.

Так, в 1773 году в Россию с визитом прибыл знаменитый Дени Дидро, которого очень интересовали реформы управления Екатерины 2. Он с удивлением обнаружил, что императрица внимательно его слушает, внимая всем его предложениям, но... не торопится ни одно из них претворять в жизнь. Когда несколько уязвленный философ спросил, почему так происходит, Екатерина сказала: «Бумага может вытерпеть все, но мне приходится иметь дело с людьми, кожа которых куда тоньше бумажного полотна».

Вторая важная мысль ее касалась того обстоятельства, что любое начинание и реформу следовало проводить постепенно, исподволь готовя общество к их принятию. Это выгодно отличало Екатерину как от отечественных правителей, так и от европейских монархов, которые с интересами своих подданных в таком вопросе не считались практически никогда

Итак, что же конкретно сделала императрица Екатерина 2? Реформы следует начинать описывать с губернской.

Губернская реформа

Ее она начала проводить вскоре после Пугачевского бунта, который потряс самые столпы Империи и явился своего рода предвестником грядущих трагических событий. В отличие от Николая II, Екатерина выводы делать умела.

Во-первых, само название этого преобразования совершенно некорректно. Все дело в том, что суть реформы была много глубже, являя собой создание практически новой управленческой системы «на местах».

Было предложено новое разделение страны. Всего губерний стало 50, причем разделение это в практически неизменном виде сохранялось вплоть до развала Империи в 1917 году. Что это означает? Проще говоря, в стране образовалось в несколько раз больше городов «федерального» значения, чем было до тех пор. В конкретный населенный пункт приезжает назначенный губернатор, туда же направляется масса энергичных, образованных людей. В результате тихий и «затхлый» уездный городишко вскоре превращался в местный центр общественной и политической жизни.

Ответ на бунт Пугачева

Тут внимательный читатель вполне может задать вопрос: «И где же тут влияние бунта Пугачева»? Все просто: после этих событий Екатерина хотела, чтобы большая часть местной власти набиралась из уроженцев этой же местности. Проще говоря, впервые в истории дома Романовых народ получил возможность самостоятельно выбирать тех, кто им будет править. Невиданный рывок для тех времен! Вот чем прославилась Екатерина 2. Реформы ее позволили отойти от замшелого общественного строя начала 16-го века и наконец-то заставили реально развиваться многие отрасли.

Возникли органы самоуправления, которые привычны для нашего времени, но были диковиной для той эпохи. Сразу оговоримся: все это теоретически существовало и до Екатерины. Но делалось не целенаправленно, а только лишь по причине нехватки столичных чиновников, которых бы можно было отправить во все города и веси необъятной империи. Реальных полномочий все эти органы не имели, ограничиваясь лишь правом на сбор налогов и прочие механические операции. Если проводить параллели с нынешними временами, то внутренние реформы Екатерины 2 были направлены на перераспределение властных полномочий.

Все эти преобразования были следствием убеждения императрицы в том, что все бунты возникают из-за неспособности назначенных чиновников оперативно «вникать» в проблемы на местах и решать их. В принципе, у таких наместников и желания-то такового не было: им было важно отчитаться о достижениях «народной пятилетки» и собрать налоги. Другого от них и не требовалось, а инициатива всегда была наказуемой.

Важно заметить, что после 1775 года, когда эта реформа и была проведена, ни одного (!) повторения Пугачевского бунта не было. Местные власти, хоть и отличались порой все тем же стремлением к взяточничеству, все же были гораздо более заинтересованы в том, чтобы улучшить жизнь своего родного края. Проще говоря, государственные реформы Екатерины 2 действительно были направлены на благо страны.

Возникновение гражданского самосознания

Многие историки сходятся во мнении, что с тех пор начали появляться слабые, но все же заметные черты гражданского общества и самосознания. Так, именно в те времена постоянно случалось так, что жители маленьких уездных городов проводили собрания, собирали добровольные пожертвования и строили на эти средства гимназии, библиотеки, храмы и прочие объекты социальной и духовной сферы.

До тех пор такой согласованности и единодушия невозможно себе было даже представить. Как же далек был упомянутый Дидро от реального решения общественных проблем!

Реформа сената

Конечно же, Екатерина 2 (реформы которой мы тут описываем) была далеко не «вестницей демократии». Она и мысли не могла допустить о том, чтобы хоть в чем-то ограничить свою власть и ослабить институт государственного абсолютизма. Так, видя усиливавшуюся самостоятельность Сената, государыня решила взять его «под крепкое государственное крыло», всячески ограничив любую реальную власть этого важного органа.

В конце 1763 года структура Сената была признана «не соответствующей реалиям». Была крайне возвышена роль генерал-прокурора, которого назначала сама императрица.

На это место был выдвинут А. А. Вяземский. В общем-то, человек это был известный: его уважали даже враги за неподкупность, честность и ревностность в деле служения Отечеству. Он ежедневно докладывал Екатерине о работе Сената, подчинил себе всех губернских прокуроров, а также единолично выполнял многие функции, которые до той поры были распределены в Сенате. Разумеется, роль этого органа постоянно падала, хотя формально все обстояло не так.

Все функции Сената в скором времени были распределены между совершенно автономными департаментами, которые фактически являлись лишь марионетками и уже не могли проводить слаженную общую политику.

Изменение структуры общественного управления

В то же время все сильнее начало обозначаться полное несоответствие старой системы городского управления новым устремлениям государства. Уже описанная нами губернская реформа Екатерины 2 сделала каждый город абсолютно самостоятельной административной единицей. За управление им отвечал городничий, чей статус сразу же несоизмеримо вырос.

Он назначался из отслуживших воинскую службу дворян и властью обладал огромной. На этом же должностном лице «висели» полицейские, а не только управленческие функции, а потому человек на этой должности должен был отличаться завидным трудолюбием. Эта реформа местного управления Екатерины 2 сразу поспособствовала наведению порядка на местах.

Напротив, ратуши и магистраты сразу же практически утратили все свое административное значение, превратившись в судебные органы для торговцев и промышленников. Был создан новый магистрат, людей в который набирали по рекомендациям купцов и промышленников. Управление этим органом осуществлял городской голова. Кроме того, в городах действовали общественные и сиротские суды. Из всего этого и формировалось городское самоуправление, на создание которого были направлены многие реформы Екатерины 2. Конечно же, оно пребывало под постоянным надзором со стороны центральной власти, но все же это также был прорыв в области социальной и управленческой сферы. Впрочем, иного выхода у власти не было: города интенсивно росли, появлялось множество предприятий, общин, образовательных и прочих учреждений. Все это нужно было «привести к общему знаменателю», все требовало адекватного городского управления, реализовать которое на практике смогла только губернская реформа Екатерины 2.

Судебная реформа Екатерины

Все вышесказанное приводит ко вполне простому выводу: столь бурное развитие социальной сферы было бы невозможным без нормальных судебных органов, которые бы могли корректно разрешать неизбежно возникающие противоречия и споры, как между отдельными членами общества, так и между целыми их группами.

Нужно также подчеркнуть, что судебная реформа Екатерины 2 базировалась на аналогичном начинании Петра I, вот только императрица смогла найти куда более изящное решение, а потому программа не только была претворена в жизнь, но и дала очень хорошие результаты.

В 1775 году был опубликован первый свод официальных положений. Многие административные суды были упразднены и полностью расформированы. Наконец-то были четко разграничены две ветви власти: судебная и административная, которые ранее были слиты воедино. Более того, административная власть сохранила свое единоначалие, в то время как судебные органы управлялись коллегиально.

Разумеется, не этим прославились реформы Екатерины 2. Кратко основное их значение для судебной системы раскрывается ниже.

Важное замечание

Самое важное — наконец-то были разделены гражданские и уголовные иски. В свое время именно этот «атавизм» мешал отправлению нормального правосудия, так как сложно было адекватно разграничить вину за административные нарушения и действительно серьезные деяния. Нижней инстанцией стал уездный суд. Разбирались в нем дела мелкие и незначительные. Тем самым значительно снижалась нагрузка на судей, которые занимались чем-то действительно важным.

Вообще результаты реформ Екатерины 2 во всех сферах одинаковы — резкое увеличение эффективности работы многих отраслей. Это и сейчас заставляет уважать императрицу за недюжинный управленческий талант. Но вернемся к судам.

Уездный орган рассматривал более серьезные заявления. В отличие от вышеописанного земского, в этом суде заседатели набирались уже из помещиков. Заседания проводились ровно три раза в год, причем за работой этого органа уже наблюдал прокурор, в обязанность которого входила функция «внутренней полиции», так как он фиксировал все случаи нарушения законов самими судьями и докладывал о том «наверх».

На уровне губерний главным органом в иерархии стал Высший земский суд, который мог находиться не только в губернском, но и в уездном городе. Отныне в каждом административном центре могло быть сразу несколько таких органов. В каждом из них было уже по десять заседателей. Председатели же выбирались исключительно Сенатом, а их утверждением занимался зачастую лично глава государства.

Но не только этим ознаменовались реформы Екатерины 2: кратко говоря, суды стали более специализированными.

Структурное разделение судов

Верхний земский суд подразделялся на уголовный и чисто административный отделы. Это была важная инстанция для «младших» органов. Кроме того, его судьи имели право на рассмотрение более сложных дел. Дело в том, что уже тогда был законодательно закреплен список правонарушений, рассматривать которые не могли представители нижних земских и уездных судов, а также члены магистрата. Все это препятствовало развитию кумовства на местах.

В Губернском суде также была общественная и уголовная палата. В каждой имелся собственный председатель, а также пара советников и асессоров. Они также могли быть избраны исключительно Сенатом и утверждены Верховной властью. Это была высшая судебная инстанция тех времен, в которой рассматривались наиболее сложные дела, а также разбирались все самые тяжкие и опасные преступления.

Словом, судебная реформа Екатерины 2 была весьма и весьма сложной.

Секуляризационная реформа

К ней Екатерина приступила в 1764 году. Все земли монастырей отныне официально передавались в управлении Экономической коллегии. В ходе этой реформы Екатерина пошла по стопам Петра I, который не слишком жаловал духовенство. С одной стороны, отныне государство было обязано содержать Церковь... но при том светская власть уже сама определяла, сколько же стране нужно монастырей и священнослужителей. Коллегия также имела право отчуждать «лишние» земли в фонд государства.

Преобразования в образовательной сфере

Известна также реформа образования Екатерины 2. Главная ее задача — создание Воспитательных домов, воспитанники которых получали денежное довольствие, полное содержание и образование. В результате страна пополняла ряды своих граждан большим количеством образованных и умных молодых людей, которые были преданы государству и воспитаны в нужном моральном и этическом духе.

Полицейская реформа

В 1782 году был утвержден «Устав благочиния». Управа стала официально управлять городским полицейским ведомством. В составе имелись: приставы, полицмейстер и городничий, а также комиссия из граждан, состав которой определялся путем голосования. Орган этот мог накладывать штраф или порицание, а также имел право на запрет некоторых видов деятельности.

Какие еще были важные реформы Екатерины 2? Таблица даст нам ответ на этот вопрос, а также несколько дополнит цели тех мероприятий, которые уже рассматривались в этой статье.

Название

Цель

Смысл

Управленческие действия

1. Полная ликвидация автономии казачеств и Запорожской сечи (до 1781 года)

2. Губернская реформа (1775)

Упразднение излишне вольных и потенциально опасных формирований.

Полностью контролировать все районы страны, но делать это не в ущерб населению.

Урезание казачества в правах. На их территориях также вводилось централизованное губернское управление.

Образование 50 губерний приблизительно по 300 тысяч человек. Делились они на уезды по 30 тысяч человек. В некоторых случаях губернии могли быть объединены.

Экономические реформы Екатерины 2

1. Свобода организации предприятий (1775 год)

2. Официальное повышение оплаты крестьянского труда (1779 год)

Управление все более централизуется, но при том увеличиваются экономические свободы населения

Население могло свободно производить ситец и вывозить хлеб за пределы государства. Любой человек мог организовать любое промышленное предприятие. Проще говоря, отныне в промышленное сословие были открыты двери всем.

Сословные реформы

Жалованные грамоты дворянству и городам (1775 год)

Впервые были официально определены права и обязанности дворянства и городского сословия.

Дворяне были полностью освобождены от обязательной службы и многих повинностей. Сословия получили право на самоуправление. Без следствия и суда отныне нельзя было лишать их членов собственности и свободы.

Вот прочие реформы Екатерины 2. Таблица достаточно подробно раскрывает их суть.

Результаты

Без преувеличения можно сказать, что все проведенные мероприятия действительно были судьбоносными. Чему способствовали реформы Екатерины 2? Кратко (таблица этот момент раскрывает) говоря, они были направлены на достижение двойственных целей:

    Укрепление самодержавия.

    Экономическая свобода населения, возможность подняться из низших сословий способным людям.

В период её правления была практически полностью ликвидирована угроза неповиновения со стороны казачьей вольницы. Какие еще можно назвать последствия реформ Екатерины 2? Церковь окончательно была подчинена воле государства, судебная отрасль стала более гибкой. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии.

Вот чем отметились реформы Екатерины 2. Кратко (таблица поможет вам это увидеть) говоря, общество стало более сознательным, свободным и социально защищенным.


Императрица Екатерина Вторая Великая царствовала с 1762 по 1796 год, т.е. тридцать четыре года. По происхождению она была немецкая принцесса. Ей было всего пятнадцать лет, когда она прибыла из Германии в Петербург. Здесь прежде всего ей нужно было изучить русский язык. От природы она была одарена большими способностями. Поэтому она очень скоро научилась прекрасно говорить и писать по-русски. Под руководством учителей и сама, она много читала о России и горячо полюбила свою новую родину. Скоро она приняла православную веру и была обвенчана с наследником Русского Престола Петром Феодоровичем. Будучи Великой Княгиней, Екатерина Алексеевна снискала уже себе всеобщую любовь. Она вела жизнь очень скромную и чуждалась всякой роскоши. Любила уединяться и в уединении отдаваться самому приятному для неё занятию- чтению книг. В обращении со всеми она проявляла постоянное внимание, была необыкновенно ласкова и проста.

В декабре 1761 года cкончалась Императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Император Пётр III Феодорович. Царствование его, однако, было не продолжительно. Через пол года он отрёкся от престола в пользу своей супруги; после этого скоро скончался. Тогда на престол вступила Императрица Екатерина II. Это было летом 1762 года. Двадцать второго сентября того же года Императрица Екатерина торжественно короновалась в Москве, в Успенском Соборе.

С этого времени начались неусыпные труды её на пользу России. Ещё проживая в Москве, после коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. В доме этом находили приют и получали воспитание дети, оставленные почему-либо родителями. До этого времени несчастные подкидыши или погибали от холода и голода, или вырастали в страшном невежестве и нищете. Немногие только попадали к добрым людям, которые и доводили их, как говориться, до ума. Всё же прочие, если даже оставались живыми, то терпели и голод, и холод, нигде и ничему доброму не учились. Теперь этих несчастных брали в Воспитательный Дом. Там их не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из этого дома они уже выходили людьми, способными прожить безбедно, принося пользу себе и другим. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословица говорит: « тот отец-мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который бы не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело. И до настоящего времени у нас следуют её великому примеру и не дают погибнуть несчастным детям.

Екатерина II выбрала в своей политике несколько основных направлений, и одним из важнейшим были мероприятия в духе « просвещённого абсолютизма». Идеи «просвещённого абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей в течении двух лет разрабатывала « Наказ» Уложенной комиссии, в котором изложила своё видение политики « просвещённого абсолютизма». В этом документе Императрица изложила много мыслей по поводу перемен в России.

Из « Наказа» было видно, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространять всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещённый человек не пойдёт на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. Её главным помощником в этом деле был Иван Иванович Бецкий.

С ним она совещалась почти ежедневно. В Петербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Девушки из этого училища очень любили, когда Екатерина II приезжала к ним. Они спешили к ней на встречу, обнимали её. Взаимно они получали чисто материнские ласки. Чтобы и все подданные могли дать детям образование, Императрица Екатерина велела открывать училища повсюду: в больших городах- главные народные – будущие гимназии, в уездных- малые народные. В то время это было нововведением. В городах в то время ещё не было училищ, исключением были столицы.

Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица Екатерина покровительствовала всем писателям и учёным. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский учёный Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился от неё больших милостей. Однажды Государыня даже посетила Ломоносова в его квартире. Там она с ним долго беседовала и расспрашивала его обо всём. Потом она пригласила его к себе в гости: « Приезжайте ко мне откушать хлеба-соли, - щи у меня будут такие горячия, какими потчует вас ваша хозяйка!» В то время она вела активную переписку со знаменитым в то время иностранными писателями и учёными и всех поражала своим умом и познаниями. Но больше всего заботилась она о том, чтобы оказывать покровительство русским учёным и писателям. В то время, это были такие известные имена, как поэт Державин, писатель Фонвизин. Первый из них в громких стихах прославлял царствование Екатерины Великой, а второй известен комедиями, в которых изображал пороки общества. И сама Государыня так же любила писать. В своих сочинениях она больше всего говорит о воспитании детей. Она считает, что это важнейшее дело, потому что именно через хорошее воспитание выходят хорошие граждане. Как уже говорилось выше, в «Наказе» Императрица посвятила целую главу воспитанию.

Глава 14. « О Воспитании»:

« Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Каждая особенная семья должна быть управляема по примеру большой семьи, включающей в себе все частныя.

Не возможно дать общаго воспитания многочисленному народу и вскормить всех детей в нарочно для того учреждённых домах: и для того полезно будет установить несколько общих правил, могущих служить вместо совета всем родителям.

1. Всякий обязан учить детей своих страха Божия, как начала всякого целомудрия, и вселяти в них все те должности, которых Бог от нас требует в десятословии и прочих своих преданиях.

Так же вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам и почитать правительства своего отечества, как пекущияся по воле Божией о благе их на земли.

2. всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.

3. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже в шутку: ибо ложь изо всех вреднейших есть порок.

« Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях и приличествующему состоянию их правилам; возбуждати в них охоту к трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во все онаго подробностях и сколько в онам есть полезнаго; отвращать их от мотовства, особливо же вкореняти в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним: одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением». О воспитании Императрица Екатерина говорит и в « Гражданском учении»:

1)Всякое дитя родиться неучёным.

2) Долг родителей есть дать детям учение.

3) Человек имеет природу, одарованную благом.

4)Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу….».

Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. Позднее, в 1765 году Екатериной Великой был основан Московский Университет.

Императрица Екатерина внесла огромный вклад не только в историю развития России, но и непосредственно в развитие образования. Не даром после её смерти, ей был поставлен великолепный памятник в Петербурге и многих других городах: в Царском Селе, на Дону, в Одессе и других.



Якоби В.И. — Первое торжественное собрание Академии художеств

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.

Причины и цели образовательной реформы

  • Следование идеям просвещенного абсолютизма
  • Необходимость повышения квалификации подданных
  • Решение проблемы детей-сирот

Хронология нововведений и ключевые моменты

В 1763 году Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования - эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи.

1764 - год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей» . Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.

Воспитательный дом

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин — Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Институт благородных девиц

Воспитанница

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств.

В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

Кадетский корпус

В 1766 году Екатерина II совместно с Бецким разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса» . Созданный под влиянием идей таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень, устав предполагал 10-12 летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Особенность образовательного процесса, предлагаемого Бецким, заключалась в практически полной изоляции учеников от влияния внешней среды (были позволены лишь нечастые свидания с родственниками внутри образовательного учреждения).

Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах.

Согласно уставу, все предметы разделялись на четыре категории:

  • Руководствующие к познанию прочих наук (логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история)
  • Предпочтительно нужные гражданскому званию (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственная экономия)
  • Полезные (общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело и теория защитных укреплений)
  • Художества (все виды искусства - лепка, рисование, танцы, фехтование, архитектура и т.д.)

Коммерческое училище

В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом .

Еще одним известным деятелем, повлиявшим на становление российского образования, стал Федор Иванович Янкович де Мариево - сербохорватский педагог, разработавший систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи» .

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей - прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно уставу, учреждались два типа училищ - малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание - то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе - курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия - приходские - малые - главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку - остаётся неизвестным.

Результат образовательной реформы Екатерины II Великой

  • Положено начало становления общеобразовательных учреждений
  • Введена классно-урочная система
  • Появились первые женские образовательные учреждения
  • За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили около 190 тысяч детей.

Несмотря на столь существенный вклад в пропаганду культуры и знаний, нельзя назвать образовательную политику Екатерины II до конца успешной. Даже не считая оставшегося не у дел крестьянства (до 90% населения Российской Империи), большая часть дворян пользовалась услугами индивидуальных преподавателей, приглашаемых из-за границы, либо отправляли своих детей в заграничные учебные заведения. Многие приходские школы существовали только на бумаге. Главные и малые училища находились под контролем Приказов общественного призрения - хроническая нехватка средств сказывалась на качестве методических материалов и материальной базы в целом, что снижало общий уровень подготовки как учащихся, так и преподавателей.

Кроме того, императрица не допускала посягательств на собственное понимание идей просвещения. Видный деятель, публицист и издатель большей части книг (в том числе учебников) того времени — Н. И. Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость по личному указу Екатерины II.


Как свидетельствует история, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми сформулировали основные положения просветительской концепции французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

XVIII век –это и начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации произошел в период правления Екатерины II и ходом выполнения ее реформ. В стране утвердился абсолютизм, явившийся высшим этапом эволюции государственной надстройки феодального общества. Россия в XVIII веке благодаря усилиям Петра I превратилась в мощную европейскую державу, где утверждался капиталистический уклад экономического развития государства. Но развиваться в полной мере ему мешали абсолютистский строй, крепостничество, расширение прав и привилегий господствующих сословий. Абсолютизм препятствовал прогрессивному развитию страны, что в свою очередь обостряло социальные противоречия. С одной стороны, рост капиталистических отношений усиливал значение купечества, с другой - самодержавие лишало его рынка свободной рабочей силы, тормозило развитие городов и торговли. Результатом являлось обострение противоречий между купечеством и дворянством.

Втягивание последнего в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком в зависимости от него заставляли помещика увеличивать повинности крепостных крестьян, что способствовало росту крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Пугачева. Перед Россией вплотную вставал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким-то образом, возможно путем реформ, приспособить его к новым развивающимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество. В полной мере этот вопрос встал в период правления Екатерины II. Каково же было социально-экономическое состояние и развитие России в эпоху правления Екатерины II?

Екатерина II Великая (1729-1796) – немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. С 1745 - жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. С 1762 года Екатерина II - российская императрица. Пришла к власти в результате государственного переворота, и правила, опираясь на высшее дворянство и гвардию, в течение 34 лет.

В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось сторгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному».

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещенного абсолютизма и реформ, необходимых для модернизации страны а, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. Политика Екатерины II характеризовалась в основном сохранением и развитием тенденций, заложенных её предшественниками. В правление Екатерины Россия вела многочисленные войны, территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель - Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др.

В экономическом отношении территориальные приобретения Екатерины II имели огромное, можно сказать, колоссальное значение для развития России в будущем. Приобретение новых черноземных пространств на юге и на юго-западе в связи с установлением полной безопасности южной границы и с усиленной колонизацией этих пространств внесло в экономический быт страны фактор огромнейшей важности. Лишь с тех пор Россия становится не только земледельческой страной по названию, но и одной из житниц Европы. И действительно, уже в 1779 году вывоз пшеницы из главных портов (кроме остзейских) превышал вывоз 1766 года в девять с лишним раз. Несмотря на сильное распространение хлебопашества на юге России, цены на хлеб удерживались довольно прочно благодаря развитию хлебной торговли. А это обстоятельство, в свою очередь, поощряло дальнейшее развитие земледелия на юге, который теперь усиленно колонизировался.

Население страны возросло с 23,2 млн (в 1763) до 37,4 млн (в 1796), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

В правление Екатерины влияние Российской империи выросло настолько, что, по выражению канцлера Безбородко, «ни одна пушка в Европе без нашего позволения выстрелить не смела».Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства.

В то же время не вполне законный путь к власти мешал Екатерине провести более радикальные реформы. Царица была не в состоянии создать независимое правосудие, отменить крепостное право, учредить подобие парламента, так как эти меры вызвали бы возмущение аристократии, посадившей ее на трон. Поэтому приоритетами внутренней политики Екатерины были улучшение жизни благородного сословия, а также развитие образования, поощрение наук, искусств и промышленности.

XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы.

Екатерина II в развитие культуры и искусства в России внесла существенный вклад. Она была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.

Всю культуру екатерининского «золотого века» пронизывали идеи Просвещения: все то, что способствовало усовершенствованию человеческой культуры - наука, театр, распространение образования, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой. Ряд достижений в них получает статус мировых шедевров. Отметим, что сама Екатерина была высокообразованным (по европейским меркам) человеком, уже пятнадцати лет читала Платона, Цицерона, других классиков. Позднее она изучала новейшую французскую литературу, преимущественно энциклопедистов, хорошо читала и комментировала произведения Вольтера, Дидро, Деламбера, особенно почитала Монтескье, вела оживленную переписку с Вольтером, была хорошо знакома с английской и испанской литературой.