Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Таблица история развития психологии этап кто что. Этапы развития психологии

Таблица история развития психологии этап кто что. Этапы развития психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тверской Государственный Университет

Кафедра: отечественной истории

Реферат на тему:


«История развития психологического знания и основные направления в психологии»

Подготовила студентка IV курса ОЗО М.М. Чикунова

Проверил :_______________

Тверь 2007 г.


Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания.

  1. Первый этап: психология как наука о душе.

  2. Второй этап: психология как наука о сознании .

  3. Третий этап: психология как наука о поведении.

  4. Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.

  1. Бихевиоризм.

  2. Психоанализ.

  3. Гештальтпсихология.

  4. Гуманистическая психология.

  5. Трансперсональная психология.

  6. Онтопсихология.

  7. Тенденции и перспективы развития психологической науки.
Заключение.

Список литературы.

Введение
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VII в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а точнее (VI в. до н. э. – сер. XIX в.); второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука (сер. XIX в. – настоящее время).

В последних главах будут более подробно рассмотрены темы развития психологической науки, а также ее основные направления, перспективы и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии.
Глава I. Основные исторические этапы развития психологического знания

1.1 Первый этап: психология как наука (Аристотель, Демократ, Платон)
Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психология как своеобразную???обнаять знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе – причина – основа всех проявлений живого тела.

Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Душа неразрывно связана с телом: она есть??? тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевлённое.

Главная функция души – реализация биологического сосуществования организма. Центр «психе?» находится в сердце, когда поступают впечатления от органов чувств. Они сообразуют источник, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного явления, подчиняют себе поведение. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создаёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является???разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.

Высшие способности возникают из низшего и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущения, оставляющие след в виде представлений-образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трёх направлениях: по сходству, по сложности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей – ассоциаций психических явлений.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывает душе движение в материальном смысле как пространственное перемещение. Душа, по мнению Демокрита, смертна и уничтожается вместе с телом. Он считал, что душа принадлежит всем, даже мёртвому телу. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает её телом, хотя и особым телом.

Началом и источником познания являются ощущения и восприятие. Они дают знание о вещах. Демокрит называет чувственное познание «тёмным» родом познания. Для Демокрита характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.

Чувство рассматривается в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами, как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Целью жизни он считал «спокойное состояние духа, которое не тождественно удовольствию. Достижение этой цели состоит в умеренности и гармоничности жизни.

Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Всё существующее в жизни подчинено необходимости. По Демокриту, ничего не происходит случайно и для всего есть некая причина. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе и движения души всецело обуславливаются извне.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает её тело раздираемо?? Различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение – в брюшной полости.

Гармоническое единство разумного начала придаёт целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле, а после смерти вступает в божественный «мир идей». И в зависимости, какой образ жизни вёл человек, после его смерти душу ждёт различная судьба.


    1. Второй этап: психология как наука о сознании
(Декарт, Гоббс, Локк, Гартли)
В XVII веке с именем Р.Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Декарт пришёл к выводу о различии между душой человека и его телом. Он говорил о делимости тела и неделимости духа. Однако душа способна производить в нём движения. Это породило собой проблему, названную психофизической. Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механической модели. Движение возникает в результате воздействия предмета на тело, которое механически приводится к мозгу, а от мозга – к мускулам.

Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа.

Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее в сознание. Фраза «я мыслю – значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его сознание.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу как пассивную, но способную к восприятию среду. Под воздействием чувственных впечатлений она начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие «ассоциаций». Изучение взаимоотношений души и тела при этом уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию. По его мнению, существует два источника знаний: объект внешнего мира и деятельность ума, которая познаётся с помощью рефлексии.

Т.Гоббс выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означает одно и то же. Человек – это тело в ряду множества природных тел . Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения – это проявление движений в органах чувств.

Таким образом, психика – тень реальных материальных процессов – она эпифеномен. Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений – ощущения. Идеи, которые не могут быть выражены в образах, пустые звуки.

Чувства и воля – вторая, кроме познания, составляющая сознания.

Учение Гоббса о способностях подразумевает отсутствие врождённых преимуществ людей перед друго??

От эпифеноменализма Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как???мическое сплетение его содержаний.

Д. Гартли дал первую законченную систему ассоциативной психологии. В главном труде «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1745г.) – Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существует три основных простейших элемента жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений), аффекции (удовольствия, неудовольствия). Из этих трёх элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации, которые являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Психика не является врождённой. Врождённые только способность к аффектам, а также возможность получать ощущения. Всё, что есть в душевной жизни человека, является продуктом воспитания.


1.3 Третий этап: психология как наука о поведении

Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-х гг. XIX в. Сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований.

Широкое развитие эксперимента в психологии происходило под влиянием естествознания. В разных странах развитием этих исследований происходило своеобразно. В 1879г.??? в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а в 1885г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

В области сознания, полагал Вундт действуют особая психическая причинная, подлежащая научному объективному исследованию?? Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувство. Это направление назвали структурамистским.

У.Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека (функционалистский подход). Психология, по мнению функционалистов, является «полезной??о функциях сознания».

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры: В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.А. Токарский, П.И. Ковалевский, И.А. Сикорский и др. В их лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, псих??трию.

Н.Н. Ланге установил, что самонаблюдение не может уловить стадии процессов восприятия и внимания, не позволит вскрыть законы изучаемых процессов.

А.Ф. Лазурский разработал метод естественного эксперимента, который заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым в естественных условиях. Наряду с лабораторными приёмами он позволяет исследовать личность человека, его характер и интересы.

Большой вклад в становление отечественной научной психологии внёс И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Чекнакову (создание психологического института в 1912г.), В.И. Бехтереву, И.П. Павлову.

В 1913г. Дж. Уотсон объявил о необходимости объективных экспериментальных методах изучения. Психология, в данном случае, является наукой о поведении, а все понятия, связанные с сознанием, следует исключить из обихода.

Важными заслугами являются: внедрение объективных методов регистрации и?? внешних реакций, процессов, открытие закономерностей научных, реакций поведения.

Основными недостатками этого подхода являются – игнорирование процессов сознания, недооценка способности психической деятельности человека.
1.4 Четвёртый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики
Соприкосновение с практической жизнью привело к развитию прикладной психологии.

Наибольшее развитие получили медицинская и педагогическая психология, в меньшей степени – исследования в обкатке торговли, ??, общественной жизни.

Герман Эббингауз в работе о капитале (1885г.) впервые сформулировал законы памяти на основе собственно психологического эксперимента. Он ввёл два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения .

Крупным исследователем памяти был Г.Э. Мюккер. Он сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание (смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание).

Экспериментальная разработка мышления составила предмет и задачу исследователей Вюрубургской школы, которую возглавлял О.Кюльне.

Одной из первых работ была работа К. Марбе, что процесс суждения протекает в форме мыслей.

Другой проблемой этой школы был анализ деятельной стороны мышления. Г. Уотт?? Описал мышление как специфический процесс решения задачи.

Большое развитие в Германии получили прикладные исследования. Эмиль Крешлин в клинике ассоциативный эксперимент показал различия в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ему принадлежит?? составления схем исследования личности.

Э. Меймон спровозгласил возникновение экспериментальной педагогики. Важное место заняла психология в юридической практике.

Во Франции кроме педагогики (А.Б?? использовал тесты для определения индивидуальных способностей ребёнка), другой областью прикладных исследований была медицина, особенно психиатрия и неврология.

Ж.М. Шарко выделил истерию как заболевание и объяснил её симптомы – параличи, признаки – физиологическими признаками.
Глава II. Основные направления в психологической науке.
2.1 Бихевиоризм
Основателем бихевиоризма стал Дж. Уотсон (1878-1958). Он объявил предметом психологии поведение.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Всё, что не поддаётся объективной регистрации, не подлежит изучению. Происходящее внутри человека изучить невозможно. Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определённую реакцию.

Личность, с точки зрения бихевиористов, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Изменяя стимулы и подкрепление (похвала и пр.), можно программировать его на требуемое поведение. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между «стимул-реакция» усиливается, если есть подкрепление.
2.2 Психоанализ
Это направление получило своё название по имени основателя З.Фрейда (1856-1939гг.). В психологической жизни он выделял три уровня: сознание (ощущения, ?? в конкретный момент времени), предсознание (доступная память), бессознательное) инстинкты, эмоции и пр.).

По Фрейду, психика человека состоит из 3-х уровней: Оно, Я, Сверх-Я.

Оно – бессознательная часть психики.

Я – уровень сознания.

Сверх – Я??? носители моральных стандартов.

На Я воздействуют: Она Сверх-Я – общество.

Для спасения от конфликта между Я и Оно, Фрейд выделил следующие защитные механизмы: вытеснение желаний (непроизвольное удаление неприятных желаний, чувств в область бессознательного), отрицание, рационализацию (бессознательная попытка оправдать своё поведение), противодействия, проекция, замещение, изоляция, регрессия (возвращение на ранний способ реализования).
2.3 Гештальтпсихология
Гештальтпсихология возникла в Германии, благодаря усилиям Т. Вертгейнера, В.Кепера, К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальств). Сторонники этого направления выступили против ассоциативной психологии В. Вундта, трактовавшей сложные психологические феномены как выстроенные ассоциативные образы из простых.

Понятие о генштальте появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям).

Мышление состоит в усмотрении, осознании структурных требований, вызванных элементами проблемной ситуации, и в действиях , которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в генштальте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
2. 4 Гуманистическая психология
Виднейшими представителями этого направления являются Г. Олппорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэррари, К. Роджерс, А. Маслоу. Предметом психо?? исследований является здоровая творческая личность.

Цель личности – не потребность в гомеостазе, как полагает психоанализ, а самоосуществление. Человек открыт миру; наделён потенциалом к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, влияние??? смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии является духовная??. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга.
2.5 Трансперсональная психология
Основоположниками данного направления можно считать К.Г. Юнга, Р. Ассаджиони, А. Маслоу.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной, космосом, человечеством, обладающим доступом к общемировому информационному космическому полю. Благодаря бессознательному он соединён с бессознательной психикой других людей, а также с космической информацией, с мировым разумом.


2.6 Онтопсихология
Онтопсихология является наукой о субъективности. Онотопсихология родилась родилась из осознания, из опыта «ощущения неудачи». Бытие, которое признаётся всеобъемлющим. Всесторонне изучая историю – культрную эволюцию человека онтопсихология открыла существование на глубинном уровне некоего народа, за которым человек начинает испытывать чувство утраты.

Онтопсихология занимается изучением бытия в психике человека. «Онто» обозначает точку, в которой «я существую». Из своего «Здесь – Бытия» человек может познать любую истину, потому что вне феноменологических различают и???

Итак, онтология познаёт человека с точки зрения его «тканевой сущности»: в радости или в горе. Там, где она наиболее ярко выражена, она является стыком с действительностью.
2.7. Тенденции и перспективы развития психологической науки
Одним из современных тенденций развития отечественной психологии является деятельностный период

Заметной особенностью современной отечественной психологии является тенденция выравнять искажения, которые имели место после 1917г. в виде нарушения преемственности в развитии отечественной науки и её изоляции от мировой.

Другой особенностью психологии постсоветского периода является её сближение с практикой.

В целом же положение психологии обуславливается как крупное, явившееся результатом её построения по образцу естественной науки.

Современная зарубежная психологическая наука концептуально разрознена. Следует отметить тенденции к интеграции различных психологических теорий и подходов в исследованиях конкретных проблем, в анализе фактического материала.

В данный момент наблюдается практическая ориентация психологии и непрерывное расширение сфер практического прикрепления психологических разработок в решении важных социальных задач .

Говоря о перспективах развития современной психологической науки, нужно отметить, что в настоящее время психология стала востребованной наукой. Она представляет реальный интерес для различных видов современной социальной практики – для копилки, ?? права, медицины, образования, военного дела. Значительных масштабов достигла деятельность психологов-консультантов, психологическая служба в школе.

Необходимо отметить работу психологии параллельно с религией над проблемами психики человека, что имеет большое значение в настоящее время.

Психологическая наука заняла прочное место во всех областях жизнедеятельности человека.

Заключение
Итак, в своём развитии психологическая наука прошла четыре этапа.

На первом этапе была впервые выдвинута идея о неразделимости души и живого тела.

На втором этапе провозглашена?? с различием между душой человека и его телом. Душа???, но способна к восприятию средой.

На третьем этапе произошло выделение психологии в самостоятельную науку (60г. XIX в.) и было положено начало экспериментальному изучению психики на этапе изучения поведения человека.

На четвёртом этапе психология изучала формы, закономерности и??? психики. Началось развитие психологии в качестве прикладной области знаний.

Большое влияние на современную психологию оказали следующие направления в психологической науке: бихевиоризм, гентштальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, трансперсональная психология, онтопсихология.

Бихевиоризм, не смотря на недостатки (недоучёт способности психической деятельности человека) способствовал внедрению объективных методов регистрации и анализу внешних реакций, открытию закономерностей получения и т.д.

Гештальтпсихология разработала понятия психологического образа, утвердила системный подход к психическим явлениям

Психоанализ ввёл в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

Трансперсональная психология признала значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Гуманистическая психология обнаружила наличие духовного изменения в людях, добивающихся самореализации.

Итак, пройдя несколько этапов в своём развитии, каждый из которых внёс весомый вклад в развитие, психологическая наука продолжает развиваться и в настоящее время. На данный момент психология является весьма востребованной в нескольких?? областях общественной жизни наукой.


Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

  2. Гофруа Ж. Что такое психология. В 2-х кн. – М., 1996.

  3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. -М.,2002.

  4. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн.1. – М., 1996.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1994.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб., 2000.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии.

Устно-исторический проект «Храм преподобного Серафима Саровского в г.Твери»

«Шмылева Татьяна Ивановна староста храма преподобного Серафима Саровского в г.Твери. Решение заложить храм именно в микрорайоне Соминки появилось у нескольких прихожан. Одна из них – Пенькова Марина Николаевна была главным инициатором такого проекта. Почему? Потому что у нас Соминка – это район, опасный для людей в плане сект. У нас здесь есть и адвентисты, и бабтисты (церковь их здесь есть). Также была здесь церковь Муна. Действовали и другие мелкие протестантские организации, которые пытались завлечь некоторых наших граждан.

И потому для того, чтобы люди могли быть окормлены именно Православной церковью (исторически сложилось, что православие всё-таки для нас ближе), и тогда эта идея зародилась.

И вот с этим предложением Марина Николаевна Пенькова и я пришли к настоятелю прихода святой блаженной Ксении Петербуржской иерею Сергию Дмитриеву. Он нам объяснил, как написать письмо-обращение к владыке с просьбой людей, которые живут на Соминке и проживающих здесь в микрорайоне. И появилось такое письмо. Мы получили благословение владыки. Причём приход Ксении Петербуржской как раз взял под своё покровительство, можно сказать, на свой контроль, закладку и постройку храма.. И храм, он считался приписным к приходу, т.о. приходской храм.

В октябре 2003г. чин закладки храма был совершён владыкой Виктором, т.е. архиепископом Тверским и Кашинским. И при, правда, не большом скоплении, стечении людей, ну, во всяком случае, люди близлежащих деревень Киселево, посёлка, который в районе Тверцы называется (на улице Волынской), близлежащие коттеджи, которые построены нефтяниками, в общем с радостью которые восприняли, что здесь бедный храм.

Почему именно это место выбрано? (т.е. этот храм довольно удалён от магистралей городских, как бы на окраине).

Здесь недалеко были два храма в своё время на Волынском кладбище: Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, Храм Успения Пресвятой Богородицы. Один храм был разрушен в 41г. во время войны, а другой во время хрущёвской оттепели, как раз, когда были сильные гонения на Православную церковь. И здесь осталось место здесь похоронены на кладбище многие знаменитые православные люди, меценаты и купцы, и просто очень верующие люди, которые помогали в своё время возводить храмы г.Твери. До сих пор живы дочери последних священников, разрушенных храмов, которые помогали собирать по крупицам, восстанавливать историю. Настоятелем нашего прихода, я уже говорила, является иерей Сергий Дмитриев. У нас в приходе на сегодняшний день четыре храма: Храм Ксении Петербуржской в Юности, домовая церковь священномученика Феоктиста в Юности, храм иконы Божьей Матери Неувядаемого цвета в Черногубове, храм преподобного Серафима Саровского. А вот ответственным священником за наш храм является иерей Геннадий Подворный, который в основном здесь служит и который является??? людей, которые ходят в этот храм.

Но наш храм ещё индивидуален почему, потому что он является точной копией нашего храма, который существовал в Нектарьевой пустыни.

(Интервьюер: Каким образом люди узнавали о храме?)

В своё время, когда только собирались храм строить уже несколько человек, которые уже образовали начальную общину и которые хотели, чтобы храм здесь был, расклеивали объявления по микрорайону Соминка на подъездах, опускали объявления в почтовые ящики и, таким образом узнавали о строительстве храма. Проходила информация о строительстве в СМИ обязательно о каждом событии (о закладке, о каких-то событиях, которые здесь происходили) и в газете «Тверской мирянин».

(Интервьюер: Каким образом складывалась православная община храма?)

Сначала на первом молебне Серафиму Саровскому, который служение?? на улице, иконочка ставилась на дерево и было нас три человека: Марина Николаевна, я и батюшка. Это первый молебен с настоятелем. Потом стали люди приходить на молебен и читать акафист на улице около дерева. Потом, когда уже поставили поклонный крест, около креста поклонного читался акафист на улице (инт.: т.е. постепенно?) Да, постепенно. Но всё равно, наверно, но молитвам, как бы заступничеством Серафима Саровского за такой короткий срок возвестил всё-таки храм и уже крепкая община сложилась. Это только с Божией помощью .

(Интер.: Каким образом организовывалась приходская жизнь храма?)

Сначала прихожане помогали охранять просто территорию, потому что здесь было много актов вандализма просто по отношению к православным захоронениям, которые здесь на местном кладбище находятся. Здесь собирались сатанисты на свои оргии.

Поэтому, когда стройматериалы стали привозить, появилась опасность, что их могут поджечь, унести, что-то испортить. Поэтому люди даже ночевали в машинах. Вот, допустим, первые общинники были охранниками одновременно и одновременно помогали поднести кирпичи, убрать мусор строительный. Т.е. в труде, в молитве и труде так и получалось.

(Интер.: Какие планы дальнейшие у храма есть?)

За три года (будем брать три года с октября по 2006г.) построен храм. Он начал бы действовать раньше, если бы его не подожгли. Но всё ??? у Господа. Поджёг послужил доброму делу. Больше людей узнали, что существует такой храм, потому что он пока единственный в Тверской области. Серафима Саровского храм. И после поджога мы решили увеличить по площади – построить трапезную часть уже кирпичную и обложить кирпичом, чтобы не было больше таких проявлений.

И во время строительства трапезной части были найдены останки людей в большом количестве. Прокуратура Тверской области завела уголовное дело. И, когда провели они расследование оказалось, что они принадлежат людям, которые были расстреляны, т.е. проведена экспертиза была, т.е. наш храм стоит на костях новомученников, тех, кто пострадал в 30-50-х гг. за веру православную.

А в целом вот храм стоит, службы совершенствуются регулярно. А в этом году было ровно два года на Благовещенье, как первая литургия отслужена была в храме.

И теперь строится дом Причта. Почему такая возникла необходимость? Район большой, храм не очень большой. Воскресная школа нужна (где-то нужно заниматься). И поэтому у нас в доме Причта будет кроме служебных помещений помещение для воскресной школы (для детей и для взрослых).

Также планируется музей новейшей истории Православной церкви. Как раз (поскольку у нас здесь много новомучеников, о которых молятся, а они за нас молятся перед Господом в свою очередь). Здесь будет музей об истории гонений на Православную церковь, как раз после революции и до к.60-х гг.

(Интер.: И также вы участвуете в организации канонических поездках?)

Да, но мы как раз приписной храм. Мы не сами организовываем, нас организовывает приход. У нас центр прихода находится в домовой церкви священномученика Феоктиста в Юности. И как только организовывается какая-то каноническая поездка обязательно наши прихожане участвуют в ней. Мы ездили и в Дивеево, но это раз в год мы ездим обязательно, ездили и в Почаев, и в Киево-Печерскую Лавру. И причём эти поездки иногда носят такой характер: мы привозим частичку мощей какого-то святого для того, чтобы люди, которые не имеют возможности выехать далеко, могли приложиться к святыне. У нас в храме несколько таких икон с частичками мощей и также в других храмах прихода.

У нас очень большой всегда крестный ход. Он молодёжный в общем-то, хотя там есть люди немолодого возраста. Его организовывает Тверской союз православных мирян, приход Ксении Петербуржской и молодёжный клуб «Сеятель» по берегам Тьмы, там, где были когда-то монастыри, т.е. по святым местам.

Но в планах нашей общины, нашего прихода – облагородить Волынское кладбище, поскольку это кладбище очень древнее. Здесь были захоронены меценаты, купцы, которые помогали возводить храмы в г.Твери или занимались?? благотворительностью. Как бы хотелось сохранить кладбище ещё и как интереснейший памятник. Тем более, что там находится могилка известной тверской блаженной Варвары.

И мы мечтаем о том, чтобы город нам в этом помог огородить саму территорию кладбища, расчистить его и сделать как раньше. Дочь последнего священника ещё жива. Елизавета Ивановна (по отцу Морошкина она была). Она вспоминала, что раньше по этому кладбищу???, т.е. ухожено и люди ходили туда. Кроме того, как почитали память усопших православных своих собратьев, они ещё там отдыхали.

Ну и ещё у нас мы хотим, чтобы не только и город участвовал, но ещё у нас на Соминке находится учебный центр УВД Тверской области, т.е. там учатся курсанты, которые приезжают со всей Тверской области. Многие из них православные, многие не просто православные, но и верующие настоящие. Они нам помогали и в раскопках, помогали и в строительстве, и в уборке территории.

И мы вот хотим их привлечь тоже по облагораживанию территории кладбища, поскольку это ещё и патриотическое воспитание. На самом деле у нас уже тесные связи завязались. Раз в месяц к ним приходит священник на при??, т.е. выпуск очередной проходит и священник всегда говорит напутственное слово: как служить надо сейчас в наше время в наших органах власти. И на территории учебного центра (мы заключили с ними договор) будет строиться небольшой храм преподобного Ильи Муромца, который известен как заступник Руси от набегов иноплеменных.

И мы будем молиться ему тоже. Поскольку на Соминке очень много сект и есть точки, где продают наркотики, неблагополучный статус молодёжи, поэтому, конечно, это необходимо.

Вот это наши такие планы.»


Интервьюер: Чикунова Марина Михайловна.

Респондент: Шмылёва Татьяна Ивановна.

Место и время проведения интервью:

Храм преп. Серафима Саровского на Волынском кладбище, 29.04.07г. 14.00-14.50ч.

В становлении и развитии психологических идей выделяют три основные этапа:

  1. Этап донаучной психологии , который связан с религиозными воззрениями, с мифологическим мышлением.
  2. Этап философской психологии, охватывающий более чем тысячелетнюю историю. Философская психология констатирует знания о душе посредством умозрительных рассуждений, посредством философских рассуждений.
  3. Этап научной психологии, возникший примерно во второй половине 19 столетия, основывается на систематическом, преимущественно экспериментальном исследовании.

Донаучный этап: Возникновение представлений о душе связано с анимистическим взглядами первобытных людей и относится к наиболее ранним этапам человеческой истории. Анимизм - вера в духовные существа, которые вселяются в различные объекты, растений, животных и влияет на жизнь людей. Помимо анимистического представления существовало мифологическое мышление. Душа представлялась в образах птицы, или бабочки, покидающей обездвиженное тело после смерти. Сновидения рассматривались как процесс, в процессе которого душа на время покидает тело и странствует. Образцом мифологического представления служил миф о Психее, которая являлась олицетворением души и дыхания. Она волею богов вовлекается в длительное приключение, символизирующее сложный и мучительный процесс самопознания.

Со временем анимистические и мифологические представления уступают место попыткам истолкования души в контексте натурфилософской картины мира. Так, согласно воззрениям Гераклита из Эфеса все вещи и явления предметного мира суть модификации огня. Все, что существует в мире, и телесное, и душевное, непрерывно изменяется, безостоновочно «течет». Гераклит впервые произвел ряд важных разграничений: он разделил психические и допсихические состояния в организме. Внутри психического им были выделены чувственное познание и мышление. Он признавал неразрывность индивидуальной души с космосом. В учении Гераклит прослеживаются зачатки генетического подхода к пониманию всего живого. В своем учении Гераклит пытался объяснить изменчивость мира.

Далее представления о душе и целесообразности мира разрабатывались в работах Демокрита . В основе учения Демокрита лежит взаимодействие микроэлементов - атомов в живых организмах. По Демокриту, сами боги, устроители Вселенной, предстают как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из атомов разного сорта, самые подвижные из которых атомы огня, образующие душу.

Следующее направлении в развитии психологических идей - школы Пифагора и Платона . По мнению Пифагора, связь души с телом понималась как временное заточение идеальной сущности в темнице материи. Мироздание, по Пифагору, имеет не вещественную, а числовую, арифметическую структуру. Числа суть первоначала мира, а их соотношения выступают в качестве непреложных законов бытия. Согласно Платону, мир, воспринимаемый органами чувств, изменчив, несовершенен и является лишь смутным подобием, тенью истинного, умопостигаемого «мира идей». Центральная психологическая идея платоновского учения заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы и они становятся упорядоченными благодаря влиянию разума.


Согласно его учению, рефлекторность, как основной закон психического, предполагает:

1) первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике,

2) закономерный переход от активности воспринимающих структур психической системы (анализаторов) к активации исполнительных (эффекторов), в целесообразность двигательных реакций и их «обратное» влияние на формируемый психикой образ окружающего мира.

В рефлексах головного мозга Сеченов выделил три звена: начальное звено - внешнее раздражение и его преобразование органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на их основе ощущений и др. психических явлений; конечное звено - внешние движения.

Сеченов пришел к выводу о причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Сеченов первым сформулировал идею единства сенсорных и моторных процессов, об активном характере психического отражения, о том, что формирование образов действительности осуществляется в ходе непрерывного взаимодействия со средой. Идеи Сеченова получили дальнейшее развитие в исследованиях Павлова, Бехтерева и других психофизиологов. Павлов открыл условный рефлекс как механизм научения и приобретения опыта. Он выделил два типа рефлексов, выдвинул учение о двух сигнальных системах, разработал учение и типах высшей нервной деятельности, определил качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животными и многое другое.

Однако дальнейшие исследования показали, что рефлекторность - важнейший, но не единственный принцип функционирования психики. Наряду с физиологическими механизмами, обеспечивающими связь психики с её материальным носителем - мозгом, огромную роль в психическом развитии индивида играют механизмы социализации - поэтапного включения личности в систему социальных отношений. Становление психики человека всегда осуществляется в конкретном социокультурном пространстве, под формирующим воздействием социальных норм, знаковых систем, символов, традиций, ритуалов и т.д. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского , высшие психические функции - характерны только для человека, высшие формы психической деятельности не запрограммированы генетически, но складываются по мере усвоения индивидом социального опыта, в процессах обучения, общения и взаимодействия с другими людьми

Бехтерев основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Казани, а затем Психоневрологический институт - первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, внес существенный вклад в развитие отечественной экспериментальной психологии.

В первой половине 20 века в отечественной и зарубежной психологии возникли многочисленные отрасли прикладной психологии, которая с тех пор перестала быть «чистой» наукой и нашла широкое применение в практике. Широко стала развиваться психология труда, педагогическая, возрастная психология, медицинская психология, социальная, дифференциальная психология и т.д. Научная и прикладная психология развивались по разным направлениям, кризис в большей степени был преодолен. Во второй половине 20 века в связи с развитием научно-технической революции активно начинают применяться в психологии математические методы, информационные технологии и т.д.

Во второй половине 20 века продолжается конкретизация и уточнение предмета научной психологии, в качестве основного выделяют: познание и познавательные психические процессы, систему деятельности (деятельностный подход в психологии, А.Н. Леонтьев), процессы общения и межличностные отношения, процессы групповой динамики.

В современной отечественной психологии проблема изучения психики сводится к 4 проблемам:

  1. Проблема психофизическая: характер взаимосвязи психики и её телесного субстрата.
  2. Проблема психодиагностическая: отношение чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими действительности.
  3. Проблема психопрактическая: закономерности формирования психики в процессе практической деятельности.
  4. Проблема психосоциальная: характер зависимости психики от социальных процессов, норм, ценностей.

Психология, как уже было сказано, занимает особое место в системе других наук. А что она представляет из себя как наука? Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Предмет изучения психологии – факты, механизмы и закономерности психики. К такому пониманию своего предмета психология пришла не сразу, а поэтому в истории развития психологии можно выделить ряд этапов, представленных в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Этапы развития психологии

Этап

развития психологии

Временной

период

Основные

представители

Основные идеи

1. Психология как учение о душе

а) Античность,

(IV в. до н.э.–V в. н.э.)

б) Средневековье

(V–XVI вв.)

в) Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.)

а) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель

б) Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)

в) Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц

Борьба между материализмом и идеализмом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Сознание понималось широко – как способность думать, чувствовать, желать. Единственный метод изучения – интроспекция (самонаблюдение).

2. Психология как наука о сознании

Новое время (Вторая половина XIX века)

Оформление в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии.

3. Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии)

Новейшее время (начало XX века)

З. Фрейд, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, М. Вертхаймер

Отсутствие единого предмета психологии. Оформление различных направлений и научных школ.

4. Современный этап – интеграция психологических знаний

Новейшее время (XX–XXI век)

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др.

Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Как видим из таблицы 1.2, в истории развития психологии есть две основные вехи – донаучный и научный этапы, причем известна точная «временная точка», разделяющая их – 1879 год. Чем знаменателен этот год для психологии? Внимательные читатели уже знают ответ на этот вопрос (см. п. 1.1. Особенности психологии как науки). История психологии как самостоятельной науки начинается в 1879 году с основания немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Вместе с тем, выбранный как единственно верный научный метод изучения психических явлений – интроспекция (самонаблюдение) не дал хороших результатов и, исчерпав свои возможности, привел к кризису в психологии. Кризис психологии проявился в том, что ученые стали пересматривать предмет психологии и менять о нем представление, возникло много направлений, каждое из которых претендовало на создание своей научной психологии и своего предмета психологии (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Основные направления психологии

Научное

направление

Предмет

психологии

Представители

направления

Психоанализ

Бессознательное

З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан

Бихевиоризм

Поведение (реакция в ответ на стимул)

Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура

Гештальт-психология

Сознание и познавательные процессы как психическое поле с целыми психическими структурами – гештальтами

М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин

Когнитивизм

Познавательные (когнитивные) процессы

Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж.С. Брунер, Г. Хоманс, Г. Келли, Р. Аткинсон

Интеракционизм

Взаимодействие людей, ролевое поведение

Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер

Экзистенциально-гуманистическое

Личность и ее потенциал (самореализация)

А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, Р. Мэй, В. Франкл

На современном этапе развития психологии наблюдается интеграция научных знаний, поэтому различные направления, представленные в табл. 1.3, представляют собой взаимодополняющие, а не исключающие друг друга подходы к изучению человека

психология знание психика научный

Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт -- немецкий психолог, физиолог и философ -- открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России -- В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет -- непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, -- особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» -- ощущение и элементарные чувства, -- Вундт считал основной задачей.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -- материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира -- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический(Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX -- начале XX вв. его активно разрабатывали И.М Сеченов, И.П. Павлов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.

Рассмотрим следующую классификацию этапов развития психологического знания.

Донаучный период. Развитие психологических представлений в античности и средневековье.

Первые представления о душе можно проследить в мифических и религиозных системах древности.

Позднее с формированием философских воззрений проблема души стала предметом философского размышления. Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.

Другой известный греческий мыслитель - Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.

Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

С изменением общественной жизни в центре философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. «Софист» - от греческого София - мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».

Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчеркивали условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.

Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.

А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.

Благодаря методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

Большую работу по систематизации все предшествующей психологической мысли проделал Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон - сторонник идеи переселения душ.

Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).

Платон впервые сформулировал идею сложного структурного характера устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.

Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме.

Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление.

Учение Аристотеля - это вершина античной философской и психологической мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма. Здесь следует отметить учение эпикурейцев и стоиков. Эпикурейцы не верили в бессмертие души. По их мнению, душа, как и тело, смертна. Разрабатывая свою нравственно-этическую проблематику о возможностях достижения счастливой жизни, эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей. Эпикур в знаменитых «Письмах к Менокию» разделяет желания на естественные и необходимые.

Стоики, как и эпикурейцы, не признавали бессмертие души. По их представлениям, хотя душа и «долговечная пневма» может существовать и после отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. Стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможность управлять этими эмоциями. В этом состоит их главный вклад в развитие психологии.

В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями и т.д.

В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом. Наиболее крупный вклад в развитие психологии в средние века внес Августин Аврелий (354 - 430 гг. до н.э.) Он и другие религиозные мыслители, утверждает идею бессмертия души. Человеческая душа представляется им как идеальная духовная сущность, царица духовной сущности Бога.

Августину также принадлежит довольно детальная разработка познавательной способности души, в которой он существенное значение придает действию воли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет по землеустройству

Кафедра социально-правовых и гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

Этапы развития психологии как науки

Выполнил: ст. 4 курса

Янова Н.И.

Проверил: Серова Т. И.

Москва 2013

Введение

Глава 1. Этапы развития психологии как науки

1.1. Развитие психологии в период античности

1.2. Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения

1.3. Развитие психологии в новое время

1.4. Становление отечественной психологии

Заключение

Список использованных источников

Введение

Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, так и практическое применение получаемых знаний.

ибн сина психология средневековье

1 . Этапы развития психологии как науки

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:

I этап (донаучный этап - VII-VI вв. до н.э.) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название - философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап - XX в.) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап - данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

1 . 1 Развитие психологии в период античности

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается.

Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.

В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.

1.2 Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения

Под влиянием атмосферы, характерной для Средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть единственным оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы - т.е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.

Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики.

В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.

1.3 Развитие психологии в Новое время

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.

Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.

Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.

При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.

В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения.

1.4 Становление отечественной психологии

После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. В области психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии - психотехника, в области психологии обучения -педология, в области общей психологии - реактология и т.п.

Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке, только таким путем могло быть достигнуто истинно научное психологическое знание, что только так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению (1950).

К концу 50-х - началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе и многие другие выдающиеся ученые.

В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение - идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева "Человек как предмет познания". Эта идея получает все большее признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.

Начало "Прорыва" психологии в производство было положено в психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г.Ананьевым. В 1959г. Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г.Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначально называвшейся лабораторией индустриальной психологии). Лаборатория под руководством Б.Ф. Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечественной психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую сыграла в свое время лаборатория В. Вундта.

Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии - это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная, политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования.

В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия.

Заключение

В своём развитии психологическая наука прошла четыре этапа.

На первом этапе была впервые выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. На втором этапе провозглашена психология с различием между душой человека и его телом. На третьем этапе произошло выделение психологии в самостоятельную науку (60г. XIX в.) и было положено начало экспериментальному изучению психики на этапе изучения поведения человека. На четвёртом этапе психология изучала формы и закономерности психики. Началось развитие психологии в качестве прикладной области знаний.

Итак, пройдя несколько этапов в своём развитии, каждый из которых внёс весомый вклад в развитие, психологическая наука продолжает развиваться и в настоящее время. На данный момент психология является весьма востребованной в нескольких областях общественной жизни наукой.

Список использованных источников

1. http://www.psychology.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе наук. Основные направления психологии ХІХ в.: фрейдизм и бихевиоризм. Поведенческая концепция Скиннера.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    О развитии психологической науки (довундтовский период). Феноменологическая и метафизическая парадигмы. Вильгельм Вундт и развитие современной психологии. Концепция венского психиатра З. Фрейда. Становление отечественной психологии (советский период).

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Душа как предмет психологических знаний, вопрос о природе души с точки зрения материализма и античной психологии. Основные этапы развития психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения, а также период с Нового времени по середину XIX века.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Донаучный период развития психологии как науки гуманитарной и естественной одновременно, изучающей внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки о личности человека.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Представления о психике в первобытном сознании и античности. Направления развития античной психологии. Развитие психологии в эпоху возрождения. Категория образа.

    шпаргалка , добавлен 14.05.2007

    История античной психологии. Корни греческого чуда. Основные этапы психологии Древней Греции. Зарождение и становление психологии. Период классической греческой психологии. Период эллинизма. Основные теории Римской империи.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2006

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    История античной психологии. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения, в XVII веке и в эпоху Просвещения. Зарождение психологии как науки; объективные методы изучения поведения, деятельности органов чувств нервной системы.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Зарождение социальной психологии как науки. Первая дискуссия вокруг социальной психологии как начальный этап её развития. Соотношение уровня развития социальной психологии за рубежом и в России. Особая "маргинальная" дисциплина.

    реферат , добавлен 11.06.2003

    Социальная психология как отрасль научного знания. Личность в группе, социуме и обществе. Противоречие между индивидуальным и общественным сознанием с точки зрения диалектики. Этапы развития социальной психологии. Разработка концепции психологии народов.