Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства и витамины по алфавиту  /  Ученые и учителя о возвращении астрономии в школу. Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков

Ученые и учителя о возвращении астрономии в школу. Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков

Среднее общее образование

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11)

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Недавняя новость о введении астрономии в число обязательных предметов школьной программы многих удивила. Мы попытались разобраться в ситуации и ответить на интересующие всех вопросы.

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного - астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» ().

Госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия.

В начале 1990-х годов в российских школах перестали преподавать астрономию. И хотя в Минобрнауки отрицают факт исключения курса астрономии из обязательной школьной программы (по словам сотрудников ведомства, астрономия стала составной частью дисциплин "Физика" и "Окружающий мир"), по факту, информацию о небесных телах и связанных с ними явлениях школьникам приходилось искать и изучать самостоятельно. В результате, уровень астрономической грамотности среди населения упал ниже некуда – например, больше трети россиян не знает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Такая астрономическая безграмотность в 21 веке, веке космических открытий, и в стране, запустившей первые спутники, недопустима. Именно поэтому госкорпорация "Роскосмос" обратилась в Минобрнауки с просьбой вернуть астрономию, как отдельный предмет, в российские школы. Эту инициативу поддержали российские планетарии и Институт космических исследований РАН. И вот свершилось чудо, в Министерстве образования и науки официально заявили, что с 1 сентября 2017 года в школах появится новый предмет – астрономия .

Почему астрономия исчезла из школьных программ?


Среди причин, нивелировавших астрономию, как школьный предмет, можно назвать апокалипсис СССР – не до образования было, когда страна разваливалась. Но это – не самый главный фактор, уничтоживший возможность получения научных представлений об окружающем мире. Были и другие причины, не менее объективные.

История преподавания предмета в России, как естественной науки насчитывает больше ста лет. Из элитной науки космография (астрономия) в начале 20-х годов прошлого века стала доступной, а в связи с реформой образования тридцатых годов прошлого века астрономия получила статус отдельного школьного предмета, и на ее изучение в выпускном классе общеобразовательной школы до 1991 года отводилось 35 часов.

Второе полугодие для выпускников – горячая пора, подготовка к экзаменам, поэтому учителя физики, они же – учителя астрономии, отменяли уроки астрономии в пользу подготовки к выпускному экзамену по физике. И уроков астрономии становилось в два раза меньше – даже меньше, чем космических тел в Солнечной системе, о которых желательно было бы дать учащимся, по крайней мере, поверхностное представление.

Изучение строения дальнего Космоса с его законами оставалось мечтой, которую подпитывали сценаристы и режиссеры фантастических фильмов о внеземных цивилизациях, полетах к созвездию Большого Пса и так далее. К киносценариям о космосе, как псевдонаучному дидактическому материалу, добавились гороскопы и астрологические прогнозы, расплодившиеся во всех печатных изданиях и на центральных телеканалах – будто нарочно кто-то стряхнул пыль веков с древних представлений человека о мироздании, и растиражировал их в стране, встречавшей из космоса своего Гагарина.

А ведь изучение астрономии, как естественной науки , помимо расширения знаний в области естественных наук, влияет на формирование мировоззрения школьников. Но с 1991 года эта ниша заполнялась лженаучными знаниями, незаметно уводя новые поколения в средневековые дебри невежества.

Доступность изучения астрономии, которая была обеспечена советской системой образования, достигла наивысшей кризисной точки и исчезла вместе с государством, которое первым запустило спутник и отправило человека в космос – "…гений – парадоксов друг", как сказал великий русский поэт. Кому было выгодно исчезновение СССР и ликвидация предмета астрономии из обязательной школьной программы – тема для изучения на уроках истории и обществоведения.

Нужна ли астрономия в школе?

Сегодня Россия в области проведения космических исследований и освоения Космоса соперничает только с США. Пока, первый спутник, первый космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос – наше превосходство, и пока без российских ракетоносителей американцы могли бы заглядывать в космос только с помощью телескопов. В мире все взаимосвязано. От успехов в изучении и освоении космического пространства многое зависит на Земле. Абсолютно уверенно можно сказать: сильнее тот, кто умнее, а сила – в знании.

Специалисты уверены, что изучать астрономию в школе необходимо. Хотя бы только потому, что наука о Вселенной поможет школьникам расширить кругозор и удовлетворит их природное любопытство. Интересен ли будет новый предмет школьникам? Сами знания о космосе, безусловно, будут вызывать интерес у ребят, утверждают работники планетариев и астрокомплексов. А вот насколько интересен будет курс астрономии в школе, во многом зависит от педагогов.

О необходимости изучения астрономии в школе говорят и отдельные представители власти. Например, сенатор Людмила Бокова на наш вопрос ответила: "Астрономия раньше была полноценным предметом и изучалась в старших классах. Ее необходимость очевидна, есть даже олимпиадное движение в данной предметной области. Также за возврат этой дисциплины неоднократно выступали общественники и педагоги. На мой взгляд, вводить отдельный предмет в ущерб другим нецелесообразно, но можно подготовить интегрированную программу по физике , включив туда темы, посвященные астрономии. Это потребует дополнений в учебники физики".

К слову

Представители компании BRAINLY Sp. z o.o. вместе с сайтом Znanija.com взяли на себя труд провести "совершенно бескорыстно" социологическое исследование на тему, хотят ли школьники в России изучать астрономию? Оказалось, что почти не хотят! Подробные результаты этого опроса можно найти на указанном сайте, но дело не в них.

Откуда и зачем появилась компания в нашей стране, и в связи с чем она озабочена желанием или нежеланием детей изучать астрономию? Любое исследование требует немалых материальных затрат – и их было не жаль! Дети не любят молоко и манную кашу, боятся прививок, мечтают, чтобы каникулы продолжались девять месяцев в году, а учебный год – три. Можно было бы провести соцопрос и на эту тему.

Выводы по поводу такого интереса к российской образовательной системе читатели сделают самостоятельно.

Астрономия возвращается в школу. Кто и как будет учить?


Теперь о самом важном. На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован приказ от 20.06.2017 г. "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия" с приложением методических рекомендаций по введению этой дисциплины как обязательного курса.

В методических рекомендациях прописано, что "с целью организации эффективной (!) работы…" обязательному, на уровне среднего общего образования, предмету отводится не менее 35 часов (!) "за два года обучения". Снова, как и в советской школе, включение астрономии в число предметов для ЕГЭ не планируется, даже на добровольных началах. Правда, на этот раз, вопросы по астрономии запланировано ввести в материалы госэкзамена по физике. Подготовка и переподготовка кадров, создание учебников, материально-технической базы – в стадии планирования и разработки.

"Сироту" вернули в храм знаний, но снова поставили в угол. Да, астрофизиками станут не все, потому что астрономия – наука очень сложная и многокомпонентная, и стране нужны ученые в этой области, а не огромный штат рядовых техников. Но, может быть, при более серьезном подходе к изучению предмета в школе , удалось бы со временем вырастить квалифицированных преподавателей астрономии, которые бы смогли привить интерес к науке, объяснить ее значимость будущим поколениям? Никто же не говорит, что не надо изучать правила дорожного движения, если не собираешься управлять автомобилем.

Да, объем знаний сегодня такой, что вызывает обоснованное беспокойство о высокой психоэмоциональной и учебной нагрузке детей, и неизвестно, куда "вставить" дополнительный час старого-нового предмета. Но астрономия может быть и частью географии или природоведения, она вполне вписывается в разделы других естественных наук. Наука развивается стремительно, и дальше учиться будет еще сложнее.

Хорошо, что астрономия вернулась в школу . Лишь бы не наступить "на старые грабли"! Прошлое должно стремиться в будущее, и над этим нужно задуматься, на этот раз – всерьез и бесповоротно.

Источники изображений: tvc.ru, sibmama.ru, newsland.com, inruza.ru

МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы, считает ученый секретарь Института космических исследований РАН Александр Захаров. Его оппонент - директор Новосибирского планетария Сергей Масликов полагает, что эта идея министра образования и науки РФ может быть реализована только через несколько лет.

Министр Ольга Васильева заявила в среду о необходимости вернуть астрономию в школьную программу. "Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться", - сказала Васильева.

Кто сможет преподавать?

Директор Новосибирского планетария считает, что идея возврата в школьную программу астрономии может быть реализована не раньше чем через пять лет. Этому серьезно будет мешать нехватка преподавателей, сказал Масликов ТАСС.

Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум 5 лет нужно, чтобы выучить преподавателей

Сергей Масликов

Директор Новосибирского планетария

"Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум 5 лет нужно, чтобы выучить преподавателей", - высказал свое мнение Масликов.

Он отметил, что переподготовка учителей физики не решит проблему, так как "физика-то все равно останется". "Кто будет преподавать астрономию? Сейчас это большой вопрос, потому что ломать всегда проще, чем потом восстанавливать", - добавил собеседник агентства.

Потенциал есть уже сейчас

Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы. Такое мнение сегодня в беседе с корр. ТАСС высказал ученый секретарь Института космических исследований РАН (ИКИ РАН), доктор физико-математических наук Александр Захаров.

"У нас есть студенты, научные сотрудники, которые могут служить этому делу, и мы обладаем потенциалом, чтобы решить дефицит кадров по учителям астрономии", - сказал Захаров.

Он также убежден, что для популяризации астрономии нужно издавать новые учебные пособия с астрономическим уклоном. "Это нужно делать вне всякого сомнения, есть ли в школах астрономия или ее нет", - отметил ученый.

Минобрнауки, полагает Захаров, следует отказаться от советского опыта строительства обсерваторий при школах. "Строить специальные обсерватории не нужно, ведь сейчас можно купить телескоп, с помощью которого школьники будут изучать ночное небо. Кроме того, есть различные центры, где есть телескопы - они сотрудничают с образовательными учреждениями", - пояснил собеседник агентства.

Без астрономии не стать писателем

Совет главных конструкторов Свердловской области (координационный орган, созданный по решению губернатора региона - прим. ТАСС) также горячо поддерживает идею возвращения астрономии в школы. Председатель совета Леонид Шалимов отметил, что у школьников должен быть этот предмет, если общество хочет "воспитать разносторонних людей".

По его мнению, без астрономии человек лишается одной из своих фундаментальных составляющих - расширения горизонтов познания, у него меньше шансов обрести философский склад мышления, без чего "невозможен нормальный инженер, писатель".

На данный момент в России насчитывается около 60 астрономических обсерваторий, 10 вузов с астрономическими отделениями, примерно тысяча профессиональных астрономов, а также тысячи увлеченных небом астрономов-любителей.

История вопроса

Почти десять лет назад предмет астрономия был исключен из школьной программы. При этом исследование Вселенной с помощью космических аппаратов получило самые современные и уникальные возможности и постоянно развивается. Достаточно вспомнить успешную миссию ЕКА "Розетта" по посадке зонда на ядро летящей кометы Чурюмова-Герасименко - эта уникальная операция была проведена на расстоянии в полмиллиарда км от Земли.

Специалисты отмечают, что у детей интерес к небу нарастает в 10-13 лет. Затем, если не развивать эти познания, он попросту пропадает. Особенно это характерно для мегаполисов, где практически не видно звездного неба и очень много "приземленной" цивилизации.

Еще 15 лет назад в школах было целых четыре учебника на выбор для выпускного класса по астрономии: два из них давали начальные знания, два других - более углубленные.

Многих волнует вопрос: почему отменили астрономию в школе? Науку, которая не только влияет на прикладное развитие важных на сегодня отраслей знаний: космической геодезии и космической навигации, стремительно развивающихся в XXI веке, - но и отвечает за формирование мировоззрения, давая представление о мире и о месте человека во Вселенной.

Когда это произошло?

В советские времена астрономия была самостоятельным предметом, на который отводилось 35 часов в 10-11-м классах, и представляла собой курс естественных наук. Ученики, покидающие школу после 9-го класса, к изучению дисциплины, имеющей мировоззренческое значение, даже не приступали. Один час в неделю тем не менее позволял стране быть лидером в освоении космоса, с успехом проводить астрономические олимпиады и иметь огромную армию увлечённых данной наукой.

В 1991-м предмет «астрономия» в школах перестал быть базовым, что привело к его вытеснению из программы. Ещё в начале двухтысячных выпускным классам предлагалось четыре учебника с разным уровнем изложения материала, но в 2008-м ни один из них не получил официального разрешения Министерства образования и науки на использование в учебных заведениях (приказ № 349). Это поставило преподавание астрономии вне закона.

Предыстория

И это в стране, где имеется трёхсотлетний опыт передачи знаний о космических телах и строении Вселенной. Ещё при Петре I астрономия в школах стала обязательной для учащихся. На протяжении века она была отдельной дисциплиной, что является уникальным явлением в педагогике мира. До революции высочайший уровень преподавания достигался благодаря следующим факторам:

  • Дифференциации обучения.
  • Разнообразию программ.
  • Свободе педагогов в выборе методик.
  • Великолепному оснащению.
  • Возможности интеграции с курсом физики.

После революции традиции были сохранены, а в 30-е годы созданы единые программы, средства и методы обучения. В 40-е главной целью стало формирование научного мировоззрения, из этих соображений курс астрономии продолжал развиваться. В 80-90-е годы началось постепенное «размывание» предмета, не вписывающегося в структуру новых образовательных стандартов.

Что сегодня?

Официального запрета на включение астрономии в нет, но решение отдано на усмотрение руководству школы. Большинство учебных заведений предусматривает краткие сведения по предмету в рамках интегрированных курсов. Астрономия для начальной школы в качестве простейших представлений о мире включена в программу по «Окружающему миру». В старших классах - по физике (50 страниц).

В отдельных регионах, как, например, в Чувашии, этот небольшой раздел смело можно отнести к астрофизике, ибо он наполнен расчётами и сложными задачами. Это в итоге не позволяет дать правильные представления, и что такое Млечный путь. Зато многие школы наряду с традиционными программами с 2010-го стали изучать основы религиозных культур. Современные выпускники путают астрономию с астрологией, которую ранее считали псевдонаукой.

Последствия

ВЦИОМ регулярно проводит опросы россиян, показывающие, что треть сограждан убеждены: не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот. Отечественные СМИ в сентябре поторопились сообщить о внесении изменений NASA в систему знаков зодиака, что вызвало некий ажиотаж среди жителей страны. Хотя это было сделано американцами специально для детской и юношеской аудитории, чтобы показать неточность астрологии.

Свои знания об устройстве Вселенной молодёжь черпает не через уроки астрономии в школе, а из фантастических голливудских блокбастеров и компьютерных игр. Среди мифов, которые прочно устоялись в головах сограждан, - уверенность в том, что нас окружают инопланетяне, полёты американцев на Луну - это мистификация, а лунные фазы реально влияют на урожай дачного участка. Человек, считающий себя цивилизованным, не знает, и как она влияет на планету Земля. Агрессивная безграмотность населения особенно явно проявилась во время падения метеорита в феврале 2013 года близ Челябинска.

Почему так произошло?

Итак, формально никто не отменял изучение астрономии, школе не направлялись запретительные инструкции, но учебные заведения она покинула. Почему?

Школы обеспечивают преподавание в первую очередь базовых предметов, определённых РФ, затем - субъектом РФ, и только потом - отданных на усмотрение школе. Чтобы ввести в расписание отдельную дисциплину, необходимо выполнение трёх условий:

  • Решение родителей, которое должно иметь коллегиальный характер.
  • Оборудование для преподавания.
  • Наличие кадров, способных передать необходимые знания.

У родителей, как правило, главный интерес - это ЕГЭ, ставшее обязательным с 2009 года, и поступление собственного чада в вуз. Именно по этой причине в школе не изучаются даже те 50 страниц из учебника по физике, отданных под информацию по астрономии. Чтобы выгадать время для натаскивания выпускников к итоговому экзамену. Оборудование не требует больших расходов, но оно необходимо, и опять-таки школы предпочитают сэкономить. Самая же большая проблема - это кадры.

Кадры решают всё

На сегодняшней день даже в Москве, где огромное количество учебных заведений со специальной подготовкой в области естественных наук, лишь в 20 (из двух тысяч) сохранена астрономия. В школах катастрофически не хватает преподавателей данной дисциплины. До 1978-го специалистов готовил только Горьковский пединститут, а в десяти вузах по состоянию на 1980-й имелась специализация согласно учебным планам (Москва, Баку, Киев, Ташкент, Телави, Челябинск, Ленинград, Ростов, Чернигов, Николаев). В год набиралось всего 600 абитуриентов.

Из-за малого количества часов в школах стали готовить учителей с общей специальностью - по физике и астрономии, что привело к перекосу преподавания в сторону физики. Методика обучения астрономии упускалась. Сегодня в педагогических вузах из-за невостребованности не сохранены кафедры астрофизики. Поэтому учителя беспомощны в преподавании материала.

Год астрономии

Символично, что астрономия в российских школах была вытеснена из учебных программ накануне года астрономии. В 2009-м, спустя 400 лет после того, как Г. Галилей провёл первое наблюдение за небесными светилами при помощи телескопа, мировая общественность отмечала прорыв в области знаний о Вселенной. Учёные, участвующие в конференции, обратились к властям с заявлением о необходимости преодоления безграмотности в естествознании, являющейся частью культуры, и всеобщем астрономическом образовании. Ибо данная наука является на сегодняшний день самой динамично развивающейся.

Инициативу поддержал ректор МГУ госкорпорация "Роскосмос", сотрудники планетариев, начавшие сбор подписей в поддержку преподавания астрономии школьникам, однако при министре А. Фурсенко никаких изменений не произошло.

Позиция нового главы Минобрнауки

Ольга Васильева имеет другую позицию по данному вопросу. В сентябре 2016-го она заявила: астрономия в школах России появится в 2017-м. Это произойдёт за счёт второго иностранного языка, на который выделено 250 часов. Если сократить их, будет найдена возможность включения уроков в базовую программу общеобразовательной школы. В качестве учебника будет предложен вариант Страута Е. К. и Воронцова-Вельяминова Б. А.

Ввиду перегруженности учащихся планируется предусмотреть один час в неделю на новый предмет. Казалось бы, научная общественность должна возликовать, но что говорят на сей счёт учёные?

Мнения учёных

Дискуссии по данному вопросу ведутся давно. Депутаты и общественность разделяют обеспокоенность наметившимся отставанием некогда ведущей космической державы по многим направлениям. Профессор МГУ А. В. Засов акцентирует внимание на том, что астрономия в школах должна затрагивать мировоззренческие вопросы, формировать научное представление о мире, а посему сопровождать школьника на протяжении всего периода обучения.

Интерес к небесным телам, звёздам и иным галактикам возникает с 11-12 лет, но в эти годы ребята не владеют тем объёмом знаний по физике и математике, который необходим при освоении астрономических знаний. Важность же предмета нельзя недооценивать. Через астрономию:

  • Иллюстрируется работа законов физики за пределами Земли.
  • Происходит знакомство с освоением космического пространства и современными достижениями в этой области, требующей объединения усилий ведущих держав.
  • Удовлетворяется подростковая любознательность, воспитывается интерес к познанию.

Проблемы возвращения астрономии

Педагоги понимают, что одним росчерком пера астрономия в школах сегодня не появится. Если проблемы учебников и выделения часов решаются не так сложно, то восстановление системы подготовки кадров преподавателей потребует от 5 до 15 лет. Необходимо возвращение кафедр астрофизики, заинтересованность учёных, государственный заказ.

Многие полагают, что дисциплина не выживет как самостоятельная. Потребуется включение необходимых разделов в преподавание смежных предметов: физики, географии, математики, химии, создание интегративных курсов. Для этого нужно пересмотреть концепцию их содержания в школах с различной степенью сложности образовательных программ.

Преподавателей беспокоит уровень подготовки учащихся. Ежегодно часть детей не справляется с итоговыми экзаменами (ЕГЭ). 2016-й не стал исключением: 4,7 % не преодолело базовый, 15 % - профессиональный уровень по математике. Минимальный проходной балл по физике составил всего 36 баллов (из ста). Во всех технических вузах она является профильным предметом. Необходимо добиться, чтобы естественные науки стали по-настоящему престижными в обществе.

Послесловие

Почему же астрономия в школе отменена в то время, когда страна теряет позиции в техническом прогрессе? Возможно, потому, что легче управлять людьми, чьё сознание находится во власти средневековых представлений о строении мира? Есть опасения, что с появлением в школе основ религиозных культур вместо науки о развитии Вселенной через десяток лет выпускники будут покидать школу с уверенностью в божественном происхождении всего живого и в том, что Земля покоится на трёх китах. Не хотелось бы думать, что главной наукой, по которой следует сверять жизнь, станет астрология, а местом, куда нужно обращаться при недомоганиях, - не поликлиника, а кабинет экстрасенса.

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

необходимость преподавания астрономии в школе

Когда ставится вопрос о необходимости преподавания астрономии в школе, то оппоненты, чаще всего из «руководства», интимным тоном задают встречный убийственный вопрос: «А для чего простому работяге в его практической жизни понадобится астрономия?... Ну, там, навигация, ориентация, ориентирование по звездам..., так ведь этим занимается очень небольшое количество людей, которых специально к этому готовят! Вот, пусть они и изучают астрономию!»

На первый взгляд в этом рассуждении логика есть. Но давайте, распространим этот подход на другие дисциплины средней школы.

МАТЕМАТИКА. А для чего ее изучать? Существуют калькуляторы, которые считают точнее, чем человек. Вот, если работяге потребуется что-то сосчитать, он и будет пользоваться калькулятором, а всякими там биномом Ньютона да интегралами пусть специалисты занимаются. Разве не так?

ПИСЬМО. А пишущие машины для чего? А скоро будут такие, что прямо с голоса печатать будут, грамматически абсолютно правильно, только лист в машину заложи. Расписаться научился - и хватит!

ИСТОРИЯ. Вот уж, в практической жизни совершенно ни к чему! Что было, то прошло и изменить его нельзя. А что будет, так того все равно никто не знает. Да и саму-то историю историки каждые несколько лет переписывают по-новому. Так нечего на нее и время тратить.

ГЕОГРАФИЯ. Тоже не нужна! Круглая Земля, или плоская, так работяге «без разницы», а если надо куда ехать, то купил билет, да и езжай!

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Все, что тебе, работяге, знать нужно, тебе расскажут и покажут по телеку.

ФИЗИКА, ХИМИЯ. Опять-таки, где бы ты ни работал, от тебя требуются не твои знания, а точное исполнение инструкций по работе и по технике безопасности. И вообще, чтобы стать Большим человеком, образование ни к чему. Александр Данилович Меншиков ни читать, ни писать не умел, а стал светлейшим князем и богатейшей персоной, без всяких книг! Вот это и есть достойный пример!

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Вот это нужно, пожалуй, в первую очередь! И для того, чтобы работа шла легче, и для того, чтобы при случае «дать» кому как следует! И развлечения для него просты: телек, если уж очень устал, хоть спи перед ним, никто не осудит, или дискотека «для живого общения», ну, конечно, и умственные игры, такие, как «козел», карты.

И учить такого работягу десять или более лет, да еще за счет всего народа, нет никакой надобности; читать научился, расписаться умеет, мускулы накачал - и иди работать, хоть с десяти лет. Учить тебя курить и водку пить не приходится - сам научишься!

Все сказанное выше далеко не преувеличение. Такого рода обучение, когда на первом месте стоит стадион, можно видеть в США, с которых у нас сейчас стараются брать пример во всем, начиная с эстрады, детективных фильмов и кончая школьным образованием. При этом напрочь забывают, что США - это страна из людей, бросивших свои исторические родины, нравы, обычаи, нередко даже презирающие их, стремящихся на новом месте урвать от жизни как можно больше и побыстрее, хотя бы за счет здоровья, жизни, хоть чужой, хоть своей. Восхищаясь достижениями инженеров и ученых США, не следует забывать, что значительная часть их «выписана» из стран Европы, в том числе из России, где обучение подрастающего поколения не такое прагматичное. В нашей стране был принят закон о всеобщем обязательном среднем образовании, но в то же время полно недоучек, мало чем отличающихся от показанных выше «работяг». Причин такого положения несколько, и полезно хотя бы некоторые из них вспомнить.

Иждивенческий подход к образованию: «раз есть закон, так пусть сами меня и учат, а я могу и бездельничать, все равно «они» должны меня выпустить, иначе им же попадет!» Вот и мучаются педагоги, натягивая «тройку» явному бездельнику (иногда за «мзду»!).

Чисто прагматический подход, который встречается главным образом среди сельского населения, где среднее образование представляется причиной, отвлекающей подростка от крестьянского труда, в котором для семьи каждая пара рук дорога. Подобный взгляд на образование встречается, причем часто и среди малокультурных и малообеспеченных слоев рабочих, дети которых стремятся как можно быстрее приобщиться к жизни и труду взрослых.

Стремление высшего партийного руководства подготовить массовые кадры «освободителей мирового пролетариата от ига капитализма». Кадры эти, естественно, предполагались «нашими»

Естественно, что видя свое предназначение в мировой революции, эти подростки совершенно не ощущали потребности в обучении наукам, да заодно не ощущали потребности в обыкновенной человеческой нравственности, заменяя ее «классовым революционным сознанием».

Создается впечатление, что руководители высокого ранга не всегда понимают, даже не догадываются, что упрощенный подход к обучению подрастающего поколения в масштабе такой крупной страны, как наша, приведет за сравнительно короткое время к резкому расслоению общества на громадную массу кое-как обученных «работяг», ничего не знающих, кроме той работы, для выполнения которой их проинструктировали;людей с резко суженным интеллектом, ничем не интересующихся, поскольку такими их и воспитали, с низменными обычаями и привычками, фактически таких же, какими были рабы Рима и египетских фараонов, но при более высоком техническом уровне производства, и - на технократов, инженеров и ученых, которых обучали и воспитывали за высокую плату, заранее зная, что готовят господ над рабами. И эти господа, подобно касте египетских жрецов, в своих кабинетах и лабораториях будут развивать науку, технику, которая труд рабов делает более производительным. Эта каста будет властвовать над «работягами» - рабами, а некоторых сотрет в порошок силами незначительного количества господ инженеров без необходимости привлечения армии или полиции.

Таким образом, могут быть два пути организации образования подрастающего поколения:

· всеобщее, равное для всех по его содержанию, сходное с тем, что было у нас, и

· раздельное, по разным программам, для рабочих упрощенное, а для будущих технократов с углубленным изучением наук.

Первый путь дает всеобщие кадры людей, которые могут не только сознательно относиться к порученной им работе, но и принимать активное участие в ее совершенствовании в силу своей подготовленности. Из этих людей выявляются наиболее талантливые для получения дальнейшего высшего образования. При этом сохраняется возможность общения всех людей, так как фундамент их знаний заложен одинаковый.

Второй путь дает два вида кадров: тех, кто управляет, и тех, кто выполняет работу, руководствуясь строго выполняемыми инструкциями. Практически, из второй группы никогда не выйдут те, кто может занять место в управлении и создании новой техники. В силу резкого различия в подготовке и воспитании этих групп, взаимное общение между ними будет совершенно исключено. И чем дольше будет сохраняться такая система воспитания и обучения, тем дальше эти две группы будут отделяться одна от другой.

Складывается впечатление, что у нас начинают склоняться ко второму пути образования и воспитания подрастающего поколения в силу его простоты, непродолжительности для работяг, меньших затрат со стороны государства. Но при этом не учитывается, что рано или поздно общество станет таким, каким показали его в «Машине времени» Г.Уэллс и Р.Бредбери в «451° по Фаренгейту».

Если дифференцированное обучение будет принято, если громадный класс «работяг» в городе и на селе будет проходить упрощенное обучение только тому, что необходимо для практической деятельности, то уровень развития общества снизится до неолита. Более того уже этим одним будет заложена основа будущего социального взрыва.

Следует помнить, что комплекс наук, принятых для обучения подростков, создавался на протяжении многих лет и имел своей целью в конечном счете дать подростку гармоническое развитие не для сиюминутной работы, а для работы в его будущем. Упрощенное обучение, оглядывающееся на потребности прошлого, дать этого не может. Обучение в школе дает подготовку на многие десятилетия вперед. Вот об этом часто забывают и некоторые из «руководства», которым само их положение должно подсказывать необходимость в дальновидности.

Вернемся к школьному обучению подростков. Есть одна наука, стоящая особняком. Она сочетает в себе точность и логичность математики, постановку задач, характерную для физики, химии, естествознания, и сама подчас ставит перед этими науками задачи или обобщает результаты их достижений при изучении внешнего мира, не зависящего от деятельности человека. Результаты ее обобщений нередко ложатся в основу философских обобщений и норм нравственности. В силу этого науку эту в древности считали матерью всех наук и называли Космографией, а сейчас именуют Астрономией. Великий Ломоносов, основывая первый Российский университет, первой наукой поставил математику, в второй - Астрономию, которая развивает мироощущение человека и его мировоззрение.

Астрономия играет очень большую роль в формирования правильного взгляда на мир у подрастающего человека и не странно ли, что через 300 лет после Ломоносова, у нас происходит «затирание» этой науки, преподающими ее учителями математики и физики, которым всегда хочется на свои дисциплины отвести побольше часов, с молчаливого согласия школьного руководства, а подчас и не только школьного. И если у школы есть два-три школьных телескопа, то они мирно стоят в шкафу, поскольку для астрономических наблюдений необходимо тратить ночное время, чего преподавателю физики или математики совсем не хочется делать.

С другой стороны, если попадается преподаватель физики и астрономии, который знает свой предмет не только в объеме учебника, старается дать своим ученикам то, что должно давать по программе, то результаты получаются достаточно впечатляющими.

Приведу только один пример знакомого мне преподавателя физики и астрономии в одной из школ г. Уссурийска, Михайлова Анатолия Владимировича. Сразу оговариваюсь, что он сумел поставить дело так, что мог негласно вносить изменения в расстановку часов программы, чего офицальноему конечно не разрешили бы. Выражаясь современным языком он работал «на конечный результат». Вот, что он делал и каковы были результаты. В период месячного практикума по физике (в физмат.классах) он включил в месячную сетку часов весь курс астрономии. К этому времени курс оптики был уже пройден (и математики, соответственно). Уроки подкреплялись и подоспевшей темой по физике - теорией относительности. Для наблюдений использовались пять школьных телескопов, из них три менисковых, девять пединститутских, да еще были заимствованы у математиков пять теодолитов. Для класса в 32 человека при выполнении индивидуальных заданий этого оказалось вполне достаточно. Наблюдения проводились на окраине города. Ребята получали фотографии Луны, Сатурна, Юпитера со спутниками, падения метеоритов, фотографировали участки звездного неба. Потом проводилась математическая обработка и сдача зачетов по материалам наблюдений. Ребята делали для себя маленькие открытия: определение скорости движения метеоритов и др. В период летних каникул девятиклассники расположились лагерем вблизи Станции Службы Солнца, где ребятам доверили настоящую работу по фотографированию Солнца, математическую обработку полученных данных. В то время на Солнце произошла уникальная вспышка, о которой сообщил в «Комсомольскую правду» корреспондент ТАСС. Через пару дней посыпались запросы на самую восточную уссурийскую станцию из Гринвича, Пик-дю-Миди, из ЮАР и пр. Пять сотрудников станции оказались в цейтноте и им пришли на помощь три десятка добровольных и весьма добросовестных помощников. Математическую обработку эволюции солнечных пятен поручили трем ребятам одновременно, работавшим независимо друг от друга и если результаты сходились, то они считались научно достоверными. За три дня все было обработано и отправлено. В переводе данных на английский, французский, испанский языки помогали тоже ребята. Проверка показала, что ребята выполняли работу на уровне младших научных сотрудников и зачастую точнее, чем штатные сотрудники. По завершению работы директор Станции подытожил: «Если бы не твои ребята, я со своим штатом и за месяц не управился бы!»

С тех пор прошло много лет. Ребята эти давно стали взрослыми. Из того выпуска состоялось девять кандидатов наук (эти данные примерно шести - семилетней давности), все на переднем крае науки: биофизика, криогеника, физика твердого тела, биохимия, генная инженерия, астрофизика...

У астрономов есть могучий подспудный резерв, это - любители. Их достаточно много и они спонтанно возникают, когда человек посмотрит на небо и задумается над тем, что же он видит. В отличие от математики, географии, например, где любители углубляют полученные фундаментальные знания, любителем астрономии может быть и тот, кто впервые посмотрел на небо заинтересованным взглядом, и тот, кто углубленно изучил какой-то раздел астрономии, и тот, кто самостоятельно изготавливает астрономические инструменты. Они все равны и все поймут друг друга. И нередко любитель астрономии отличается от профессионала только уровнем математической подготовки, да еще возможностью распределять свое время не в зависимости от жесткого плана регулярных работ.

Известно, что обнаружение комет, Новых звезд нередко делаются именно любителями и только вслед за ними эстафету подхватывают профессионалы со своими точными приборами и методами наблюдений. Так же известны любители астрономии, которые строили инструменты, размерами и качеству которых нередко удивляются профессионалы. И немало было случаев, когда любитель становился профессионалом, которого ни один специалист не мог упрекнуть в верхоглядстве, в дилетанстве.

Если же любители объединяются в клубы, то они нередко создают при хорошем руководстве очень интересные, подчас уникальные конструкции, что видно, например, по работам клуба имени Д.Д.Максутова в Новосибирске, под руководством Л.Л.Сикорука. Кстати, сам Д.Д.Максутов, выдающийся оптик, не только практик, но и теоретик, начинал как любитель. И привлечь людей, притом всех возрастов, к занятию астрономией много легче, чем, например, к занятию математикой (вспомните свои школьные кружки)!

Когда в ноябре 1973 года Л.Л.Сикорук выступил по Новосибирскому телевидению с рассказом о предстоящем прохождении кометы Когоутека, показал 100 мм рефрактор и обещал помочь желающим построить телескоп, то на его предложение откликнулось 400 человек. Это ли не показатель подспудной тяги людей к астрономии! (см. «Земля и Вселенная» № 1/81).

Наука Астрономия не пострадает от нашего пренебрежения ею, пострадает будущее Человечества, а возможно и его дальнейшее существование.

Из всего сказанного вытекает следующее.

Каждый человек должен иметь возможность получить среднешкольное образование. Документ об образовании должен отражать полноту усвоения единой программы, хотя бы и различными методами.

Астрономия должна преподаваться двумя циклами, в младших и в средних классах, по программам различной сложности. Преподаванию должно уделяться внимание, как одной из ведущих дисциплин. При этом программу следует пересмотреть, сделав упор на объяснение физической природы астрономических явлений и прежде всего тех, которые происходят повседневно и регулярно, четко разграничить их причины и следствия, увязать астрономию с другими науками.

Включить обязательное проведение учащимися самостоятельное выполнение лабораторных работ, астрономических наблюдений. При этом создать условия, стимулирующие преподавателей к проведению ночных наблюдений с учащимися.

Присоединяясь к мнению коллеги, хочу привести несколько примеров из своей практики учителя физики и, когда-то, астрономии. Когда 25 лет назад я преподавала астрономию в школе, то это был любимый всеми предмет. Астрономию изучали в 11 выпускном классе, она входила в перечень экзаменов на выбор. В выпускные классы шли учиться, чтобы поступить в ВУЗ. Все, кто имел «стадионные» цели в жизни уже ушли в ПТУ и благополучно рубили «бабло» или спивались. А оставшиеся успешные дети с восторгом изучали основы Мироздания, независимо от профиля класса-гуманитарного или физико-математического. Успешно сдавали экзамен, так как многое уже знали из курса математики, физики, биологии, географии. Астрономия обобщала и объединяла в единую картину Мира разрозненные знания. Мои очень занятые ребята ездили на ночные наблюдения в Планетарий, Пулковскую обсерваторию. Выступали на олимпиадах. Ходили на ночные наблюдения на местности, учились ориентироваться по звёздам. Это было полезно и очень романтично, что немаловажно для подростков. А сколько нового они узнали про календарь и систему счёта времени! Этого ни один предмет не упоминал даже. Несколько человек даже поступать пошли в Аэрокосмическую академию! Когда предмет астрономии исключили из Федерального компонента, то ввели в конце 11 класса несколько уроков на вопросы астрономии. Науку просто растерзали! Физ-мат. классы в это время загружены ЕГЭ, и скачки «галопом по Европам» -полная профанация.А ведь можно приобщать учеников к астрономии хотя бы в рамках программы по физике.

класс

Тема урока курса физики

Соответствующие вопросы астрономии

Механическое движение

Виды траекторий движения тел с первой, второй, третьей космической скоростью.

Расчёт пути и времени движения

Скорость света. Световой год.

Масса и плотность вещества

Расчёт массы звезды, планеты.

Явление тяготения.

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Причина отсутствия атмосфер у планет.

Вес тела. Невесомость.

Особенности состояния невесомости. Влияние невесомости на живые организмы.

Атмосферное давление

Особенности атмосфер у планет Солнечной системы.

Виды теплопередачи. Излучение

Излучение Солнца. Свойства излучений и их действие на живые организмы.

Магнитные явления

Магнитосфера Земли и её значение для жизни. Магнитное поле Солнца. Солнечные пятна. Активность Солнца. Магнитные поля небесных тел.

Электрические явления. Строение атомов. Элементарные частицы

Межзвёздная среда. Свойства элементарных частиц. Потоки излучений. Космические лучи.

Оптика. Законы излучения, распространения, отражения и поглощения света.

Солнечные и лунные затмения. Самосветящиеся и отражающие свет небесные тела. Альбедо. Линия терминатора. Атмосферная рефракция. Истинные размеры светил. Цвет и светимость светил. Условия видимости светил.

Оптика

Устройство линзового телескопа. Видимая и абсолютная звёздная величина

Механические явления

Свободное падение-движение под действием силы тяжести. Расчёт пути и времени падения тел на других небесных телах.

Движение по окружности

Движение искусственных спутников Земли.

Закон всемирного тяготения

Центр тяжести Солнечной системы. Гелиоцентрическая система. Состав и масштабы Солнечной системы. Сила тяжести на других светилах-расчётные задачи. Законы Кеплера. Фаэтон- жертва тяготения. Вероятная гибель динозавров.

Невесомость. Перегрузки.

Проблемы межпланетных полётов. Условия пребывания в космосе для живых организмов. Подготовка космонавтов к полётам. История советской и российской космонавтики.

Импульс. Реактивное движение.

Значение работ Циолковского для развития космонавтики. Движение ракет.

Магнитное поле.

Сравнительная оценка магнитных полей небесных объектов. Связь магнитосферы со строением и составом ядра светила.

Электромагнитные колебания

Свет- электромагнитная волна. Свойства э/м волн. Качественное изучение состава небесных тел по спектрам. Рефракция атмосферы. Спектрограф. Спектроскоп.

Строение атома и атомного ядра. Энергия атомного ядра

Источники энергии Солнца и звёзд. Возраст звёзд. Время жизни и эволюция звёзд. Классификация звёзд по интенсивности излучения в связи с запасами ядерного топлива. Протон-протонный цикл.

Механические явления. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести.

Расчёт орбит небесных тел. Решение количественных задач. Законы Кеплера. Эксцентриситет орбит. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Условия видимости планет. Система счёта времени. Солнечный и лунный календарь.

Молекулярная физика

Расчёты скорости движения частиц. Температура атмосфер. Опыт Штерна. Оценка параболических скоростей. Реликтовое изл.

Магнитное поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд

Детекторы ионизирующих излучений Солнечного ветра. Магнитосферы небесных тел. Солнечные пятна. Солнечная активность. Связь магнитного поля светила с агрегатным состоянием, составом и строением ядра.

Механические колебания.

Периодически переменные звёзды.

Электромагнитные волны. Свет. Плотность потока излучения. Свойства э/м волн. Скорость света.

Скорость света. Расчёт расстояний в Солнечной системе и Галактике. Отражение света-альбедо. Законы преломления и атмосферная рефракция. Линзовые телескопы: устройство, принцип работы, применение.

Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света.

Телескопы-интерферометры. Спектральный анализ. Диаграмма спектр-светимость. Классификация звёзд. Эффект Доплера и красное смещение в спектрах звёзд.

Виды излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма излучения.

Типы звёзд по видам излучений. Связь температуры, массы, размеров звёзд с типом излучений. Обнаружение двойных и кратных звёзд. Спектр космических излучений. Межзвёздная среда.

Квантовая физика.

Фотоны. Световое давление и свечение хвостов комет.

Атомная физика

Модели атомов и состояние вещества во Вселенной.

Ядерная физика

Расчёт энергетического выхода ядерных реакций в недрах звёзд. Оценка времени жизни светила по интенсивности ядерных реакций. Классификация светил (белый, красный, чёрный карлик, гигант)

Детекторы частиц

Спектр космических лучей. Действие И.И. на живые организмы.

Реакции синтеза

Протон-протонный цикл в звёздах

Термоядерный синтез

Оценка возраста небесных тел. Эволюция звёзд

Физика элементарных частиц

Вещество и антивещество во Вселенной. Скрытая масса.

Элементы теории относительности

Физика вещества звёзд. Черные дыры. Расчёт критической массы. Эволюция звёзд. Эволюция Вселенной.

Практикум по подготовке к ЕГЭ. Элементы астрономии в курсе физики

1.Расчёт расстояний до тел Солнечной системы. 2. Размеры и масштаб Галактики. 3.Годичный параллакс. 4. Парсек.5. Параллаксы звёзд

Формула Погсона. Связь видимой и абсолютной звёздной величины.

Закон Вина.

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. «О бесконечности Вселенной и Мирах». Гипотезы возникновения Солнечной системы.

Все основные вопросы астрономии можно и нужно рассматривать хотя бы в рамках физики. Вопросы космогонии и космологии остаются за рамками физики, но им легко найдётся место в рамках тех нескольких часов, что даны на астрономию в 11 классе.