Если ребенок боится отвечать на уроке. SOS! Ребенок боится отвечать на уроках! Что делать
«Зайчишка-трусишка», «молчун», «слова из него не вытянешь», «мямлик» - и это всё о нём – о ребёнке, который боится отвечать на уроке, практически никогда сам не поднимает руку, и, если его спросят, либо просто молчит, либо тихо бормочет себе под нос, либо даже вообще плачет.
Ясно-понятно, что это дело так не оставишь: и ребёнку помочь хочется (несладко ему приходится), и педагогу (отметки выставлять как-то тоже надо, а как оценивать ученика, если от него слова не добьёшься?).
Итак, что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? А начнём мы, как и положено: с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.
Причины могут быть такими:
1. Незнание, непонимание учебного материала. Думаю, тут всё ясно: невозможно хоть что-либо ответить, если ты в принципе не знаешь, что отвечать. Как говорится, если знал, да забыл – это ещё полбеды, а вот если не знал и ещё забыл…J
2. Проблемы с речью: неправильное звукопроизношение, заикание и т.п. нарушения могут привести к тому, что ребёнок комплексует и замыкается, становится неуверенным и как может избегает неприятной ситуации (т.е. просто молчит).
3. Неуверенность в себе как черта характера (тут тоже надо подробно разбираться, вследствие чего она сформировалась), высокий уровень тревожности у ребёнка.
4. Низкий социометрический статус ребёнка в классном коллективе (попросту говоря, когда сверстники «гнобят» его и любое его действие может вызвать насмешки, издёвки, обзывания, а иногда и физическую агрессию).
5. Чересчур высокие требования к ребёнку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их порой нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.
6. Неправильное поведение педагога. К сожалению, эта причина очень часто бывает на первом месте (хоть я здесь и указываю её последней). То, как учитель относится к ученику, что именно и каким тоном он говорит, какой у него взгляд, поза – всё это очень сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, если он завышает требования к конкретному ребёнку (то есть не учитывает индивидуальные особенности), то не стоит удивляться, что некоторые дети могут испытывать страх или даже панический ужас перед ответами на уроках. Ответственность за это целиком и полностью лежит на нас, уважаемые коллеги.
Ну что же, первый важный вопрос «кто виноват?» мы разобрали, теперь перейдём ко второму: «а что же делать?».
Перво-наперво, конечно, необходимо устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом:
· При непонимании учебного материала – восполнить пробелы в знаниях. В этом может помочь учитель, родители, репетиторы.
· Если проблемы с речью, необходимы занятия с логопедом, а также наблюдение и лечение у врача-невролога.
· При неуверенности в себе и высоком уровне тревожности не помешают занятия с педагогом-психологом. Но кроме этого, обязательно изменение поведения близких ребёнку взрослых (родителей, учителя) и их моральная и эмоциональная поддержка, т.к. без этого все усилия психолога просто пойдут прахом.
· Рекомендации по работе с ребёнком, имеющим низкий социометрический статус, описаны здесь («Ребёнок-изгой…» - жмите, это ссылка), поэтому повторяться не буду. Желательна также и помощь психолога, если он есть.
· При завышенных требованиях к ребёнку работать нужно не столько с самим учеником, сколько с его родителями, объясняя и показывая на примерах последствия такого поведения взрослых и обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности сына или дочери.
· Ну, а если причиной страха ребёнка перед ответами на уроке являемся мы сами, соответственно, и работать нам надо прежде всего над собой, и тогда проблема у ученика постепенно отпадёт сама по себе.
А теперь предельно практические рекомендации, что же конкретно можно сделать , чтобы помочь ребёнку справиться со своей боязнью и начать наконец говорить (это раз, и это главное), и чтобы дать возможность учителю увидеть степень освоения учеником программного материала и оценить его (это два).
Итак, можно разрешить ребёнку отвечать не устно, а письменно (выполнять задание, писать ответ на листочке).
Или отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем (например, стихотворение наизусть рассказать во время перемены или после уроков).
При недостаточном понимании материала или слабом развитии памяти может помочь использование вспомогательных материалов при ответе (схемы-опоры, план, таблица и пр.). Само собой разумеется, что учителю нужно научить ребёнка, как этим пользоваться.
Если у педагога с учеником доверительные отношения, то хорошие результаты может принести такой приём, как ответы «на ушко» .
Не пытайтесь заставить такого ученика во что бы то ни стало отвечать громко и полным ответом, а двигайтесь к этому постепенно: пусть сначала он просто повторяет за другими, даёт только односложные ответы или даже невербальный (несловесный) ответ. Например, с помощью поднятой руки (кто думает так же, поднимите руки) или сигнализаторов.
Независимо от причины, вызывающей страх, обязательно нужно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах, награждать за смелость (сначала можно даже повышением отметки на балл), непременно хвалить (кого-то – горячо, кого-то – сдержанно, зависит уже от индивидуальных особенностей учащегося), причём иногда хвалить даже за попытку (пусть и неудачную). При этом используйте разные виды похвалы и поощрения: доброе слово, искренняя улыбка, поднятый вверх большой палец, аплодисменты и т.д., и т.п.
Если ребёнок не является в классном коллективе отверженным, то обязательно следует привлекать других детей к оказанию ему помощи: возможно, вы поручите одному из лучших учеников проверить у него задание, или организуете работу в паре с кем-то или в малой группе; договоритесь с другими учащимися об эмоциональной поддержке для него и т.д.
Всячески при любом удобном случае подчёркивайте достоинства этого ученика, даже если они очень малы, на ваш взгляд, или совершенно не касаются учёбы. Это поможет ему поверить в себя, в свои силы, и стать чуточку увереннее, смелее.
Формируйте и тренируйте у него новые модели повеления . Т.е. расскажите и покажите ему, как именно ему лучше вести себя, когда его вызывают отвечать, как справиться со страхом и неуверенностью, несколько раз прорепетируйте эту ситуацию. Естественно, делать это нужно только наедине с ребёнком, без посторонних зрителей.
Ну, и напоследок ещё раз: ищите индивидуальный подход к каждому такому ребёнку. Эта истина, конечно, стара, как мир, тем не менее, всё так же актуальна.
Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова
Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!
Правило 1
Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.
Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.
Правило 2
Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".
Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!
Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.
И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.
Правило 3
Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.
Правило 4
Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.
Правило 5
Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.
Правило 6
Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.
В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.
То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".
Правило 7
Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.
Правило 8
Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.
Правило 9
Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:
- включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
- используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.
Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.
Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.
Правило 10
Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.
Правило 11
Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.
Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!
Правило 12
Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?
Правило 13
Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.
И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!
Давайте ответим на несколько вопросов:
Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?
В горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: отвечать перед классом очень страшно. Мы очень часто слышим такие фразы: борись! А в данном случае будем действовать другим: дружить со страхом.
Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?
Первым делом: моё тело
.
Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. На перемене перед сложным уроком поделайте разминку, это можно делать играючи, приседать, махи руками, ногами под предлогом что-то у меня мышцы застоялись, хочется движения, устрою я себе физру.
Вторым делом: где моя энергия.
Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!
Третьим делом: а я дышу?
Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? И комок? Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. Он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».
Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.
Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.
Именно играем со страхом. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.
Шестым делом. Позитивный жест
.
Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!
Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!Вот некоторые идеи подобных.Рубануть рукой воздух как шашкой.Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).
криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.
Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!
Седьмым делом: улыбаемся.
Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.
Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!
Смени фокус внимания
Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации?
Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья.
Несколько минут – и все у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.
Измени значимость.
Вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!
Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?
В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке , практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.
В такой ситуации необходима помощь не только ребенку , но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.
Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках .
Причины могут быть следующими :
1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку , то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках .
2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.
3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.
4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка . Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.
5. Проблемы с развитием устной речи : неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует , замыкается, становится неуверенным и молчаливым.
6. Незнание, непонимание учебного материала.
Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом , можно :
Разрешить ребенку отвечать не устно , а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;
Предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков ;
При недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами , планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться ;
- использовать прием : ответы «на ушко» , если у учителя с учеником доверительные отношения.
Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом , а двигайтесь к этому постепенно : пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки , например : кто думает так же, поднимите руку.
Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.
Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку , можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.
При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.
Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.
Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка , можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов» .
Публикации по теме:
Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.
Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.
Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.
Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.
Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.
Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.
Одна из странностей российской школы состоит в том, что ученикам дают множество разнообразных заданий, некачественно выполнение которых, как правило, весьма строго оценивается, - и в то же время никто не учит школьников тому, как, собственно, эти задания следует выполнять. Особенные трудности у школьников, да позже и у студентов, вызывает необходимость отвечать устно на уроках или семинарских занятиях. Даже понимая, в общем и целом, изучаемую тему, часто ученики не способны внятно выразить свои мысли.
Это очень напоминает пресловутый индейский способ обучения плаванию. Бросили ребенка в воду посреди бурной реки: выплывет - молодец! Не выплывет? - туда ему и дорога!
«Выплывают» у нас, по большей части, способные, уверенные в себе ученики, достаточно много (в смысле развития, в том числе и развития речи) получающие в семье. Впрочем, даже они могли бы учиться еще лучше, если бы владели некоторыми элементарными техническими навыками работы с учебными текстами и подготовки устных ответов по ним.
Работа по подготовке устного ответа состоит:
Работа с текстом;
Работа над содержанием ответа (путем составления опорных конспектов);
Работа над формой (речевым оформлением ответа).
Тот, кто хочет этому научиться, поначалу будет тратить на подготовку каждого задания несколько больше времени, чем раньше. Однако уже через месяц-полтора обнаружится, что работа движется даже быстрее, чем при привычной зубрежке, а ее результаты гораздо лучше. Но на сегодня, для большинства учеников, даже старшеклассников, давать устные ответы и уметь работать с учебным текстом (а не зубрить), не просто трудно, а порой даже непосильно.
Ученики не могут:
1. Отобрать из текста то, что необходимо, отсеяв ненужное;
2. Отобранное как-то скомпоновать, выстроив в определенной последовательности;
3. Связать это самостоятельно придуманными фразами;
4. Грамотно изложить в соответствующем стиле;
5. Запомнить все, что нужно, включая даты, названия, имена.
Учителя обычно советуют своим ученикам не зубрить, а стараться понять материал. Но для большинства учеников невыполнимый. Понять можно только то, с чем ты что-то сделал. Произвел определенные интеллектуальные операции по обработке материала и соответствующие этим операциям действия: что-то подчеркнул в тексте, что-то выписал и т.д.
Значит, чтобы понять текст и усвоить его, надо с ним что-то сделать, а вызубренное забывается очень скоро - сразу же после того, как тему «прошли».
Еще один эффективный метод работы с содержанием - опорные конспекты. В настоящее время это самый интересный и в тоже время самый компактный способ предоставления учебной информации. Опорный конспект - это что-то вроде шпаргалки, но очень необычной. Опорный конспект это сокращения, или символы, а может быть, даже рисунки. Он напоминает ребус, непонятный для непосвященных. Самостоятельное составление опорных конспектов - интересная творческая работа. Сейчас довольно популярны «карты памяти» (mindmaps) - это предоставление материала по теме с помощью понятий, главное из них располагается посередине, а вокруг - все остальные, причем связь между ними показывают стрелки. Составлять любые - даже наипростейшие, вовсе не опорные конспекты, может быть полезно.
Таким образом, все это относится к работе с текстом. Нужно уметь «прорабатывать» определенный учебный материал, понять его и запомнить. А для этого надо найти ту форму работы, которая больше подходит, а если ничего не делать, то вряд ли можно добиться больших успехов.
Что касается выполнения конкретных заданий, подготовки к устному ответу, то обычно работа над содержанием ответа включает в себя такие этапы:
Понять задание;
Отобрать нужный материал, отсеяв ненужный;
Каким-то образом его выстроить в определенной последовательности: решить, о чем говорить сначала, о чем потом;
Продумать систему утверждений (тезисов) и доказательств (как вы будете аргументировать свои утверждения: какими-то примерами, фактами, чисто логически);
Запомнить все, что необходимо специально запоминать, то есть термины, даты, цифры, имена, названия;
Можно составить конспект, в том числе и опорный: этот метод одинаково пригоден и для работы с текстом, и для работы с содержанием ответа.
Кроме проблемы, что говорить, есть и проблема как это сказать. Это тоже немаловажно.
Правда, в школе оценивается, в основном, содержание ответов, но не стоит думать только о школе: ею жизнь не кончается. Для любого человека важно уметь литературно правильно, свободно, интересно и уверенно говорить. Косноязычный человек не получает настоящего удовольствия от общения, не чувствует уверенности в общении - а ведь это так важно для каждого из нас.
Конечно, невозможно продумывать каждый свой устный ответ с точки зрения его формы. Нужно научиться ясно, правильно и интересно говорить без какой бы то ни было специальной подготовки: речь по природе своей импровизационна. И если пока не все в порядке с речью - нужно поработать над собой. Необходимо научиться говорить, с одной стороны, ясно, понятно и грамотно и, с другой стороны, интересно. Говорить правильно - это значит не допускать речевых ошибок. Чтобы не допускать их в своей речи, нужно научиться их замечать в речи других людей, и не просто замечать, а воспринимать как нечто ненормальное, а может быть и смешное. Учиться слышать речевые ошибки - это значит достаточно внимательно слушать то, что говорят ваши одноклассники на уроках, вернее, как они говорят - и замечать неправильности в их речи. Если это постоянно делать, то постепенно начнешь обращать внимание и на свои подобные же ошибки и исправлять их, а затем - говорить все более «чисто». На это нужно конечно время, но это совсем не так сложно.
Вот некоторые примеры речевых ошибок на уроках истории: Ермак и его товарищи захватили ихнюю столицу - Сибирь. Спартаку не хватало время, чтобы обучить свою армию. Братья Строгановы были сильно богатые. Колизей, представляет из себя, очень большой римский цирк в городе Риме, в Италии.
Есть такое понятие - чувство языка, которое включает в себя и умение слышать все речевые дефекты. С этим чувством никто не рождается - оно появляется со временем у того, кто внимателен к ясности, правильности, чистоте языка: как у себя, так и у других. Чувство языка подобно музыкальному слуху, который тоже можно развивать. Но для этого нужно слушать и слышать то, что говориться на уроках. К сожалению, не может научиться хорошо говорить тот, кто никого никогда не слушает: а наши школьники не слушают ответов своих одноклассников, считают, что это скучно. А попробуйте слушать не столько то, что говорят, сколько - как это говорится. Все люди разные, все говорят по-разному. И это совсем будет не скучно. Итак, чтобы говорить ясно, понятно и правильно надо:
Стараться выражать свои мысли как можно лучше, слышать себя и не удовлетворяться первым попавшимся словом, случайно пришедшим на язык;
Внимательно слушать, как говорят другие, и замечать их недостатки.
Выражаться как можно более просто и кратко;
Научиться говорить и выразительно. Тогда и слушать вас будет интересней, и вам самим будет интересно отвечать на уроке.
Если вы будете работать по подготовке устного ответа по всем трем этапам: 1 - с текстом;