Меню
Бесплатно
Главная  /  Слизь в носу  /  Сочинение «Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба. «Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба

Сочинение «Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба. «Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба

Эпизод казни тараса бульбы

Ответы:

Сам Тарас погиб трагично,но славно.Из за чего он умер?... а из-за того, что не оставил полякам даже люльки, верной спутницы казака во всех его походах, на морях и дома.И его, уже старого схватили, пользуясь его беспомощностью... Но в тот же миг, когда погибает Тарас, умирает и брат прекрасной панночки, сорвавшись с обрыва... природа тоже реагирует на события... взамен Бульбы-поляк... Тарас погибает на костре, разведённом под деревом, на котором его распяли. И в этом тоже есть схожесть с христианской религией. Желая унизить Тараса, ляхи, сами не желая того, делают ему добро - ведь своим поступкам они практически возводят казака в святые. Он ведь, как и все его соплеменники, погибает за ту же веру, за ту же дружбу, за тот же самый мир на земле... Он умер, не чувствуя боли. Он умер, успев сказать полседнее слово своим казакам. он почти счастлив - проклятые поляки не схватили их, так и не удатся захватить им Русь... он умер, в пламени... пламя - сисвол страсти, сисвол жизни, движения, порывов - за вечное спокойствие другого мира... он почти что проходит очищение огнём перед отходом в мир иной, в вечные сады Бога... И необычно спокойная картина после смерти - это символ того, что душа храброго атамана успоуоилась...

В чем заключается величие Тараса?

(В том, что он не думает о себе, все его мысли - о товарищах, о Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе.)

Опишите, как выглядит Тарас в момент, когда казаки не слышат его слов, в момент, когда он видит уплывающих запорожцев.

Что вы можете сказать заключительных словах повести: «А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву.:. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

(Смерть Тараса не была напрасной.)

Что говорили про своего атамана, плывшие по Днестру казаки? Почему?

(Память о Тарасе, подобно памяти о героях эпоса, живет в народе.)

IV. Обсуждение домашнего сочинения.

Возможные темы:

«Три смерти», «Запорожская Сечь», «Остап и Андрий».

Домашнее задание.

Написать сочинение по обсужденным темам (желательно разделить класс на 2 группы и каждая группа раскрывает свою тему).

Информация для учителя

Программой А. Г. Кутузова предусмотрено более глубокое изучение повести «Тарас Бульба». Ниже приводится материал, который позволит преподавателю (за счет дополнительных уроков или сокращения другого материала) раскрыть тему более подробно.

Примерное планирование уроков по изучению повести «Тарас Бульба» 1 .

Давая методические рекомендации к изучению «Тараса Бульбы», Г. А. Гуковский указывал на то, что нужно осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик. Очень часто при изучении повести все внимание учащихся сосредоточено на трех основных образах - Тараса, Остапа и Андрия, раскрытию характеров которых посвящено все основное время анализа произведения. Конечно, эти герои занимают центральное место в образной системе, сюжете произведения, о них много пишет автор, но если рассматривать эти персонажи вне основной идеи автора, то многое в произведении (в том числе и характеры) останется не до конца понятым. Важно помочь учащимся осознать повесть как единое идейно-художественное целое. Именно историко-героический и романтический аспекты определяют разговор о повести Гоголя.

1-й урок. Вступительное слово учителя. История создания повести. Историческая основа и народнопоэтические истоки повести. Роль исторического фона в повествовании, элементы беллетристики.

Выявление первоначального восприятия. Начало работы над первой главой повести.

Так как Гоголь в повести обращается к прошлому, важно понять, в каких отношениях находятся «Тарас Бульба» и исторические повести, такие, как «Капитанская дочка» и др. Показывает ли это произведение подлинную картину исторической жизни людей определенной эпохи?

В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «У меня не было влечения к прошедшему. Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту, может быть, от того, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе, более осязательной. Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным».

В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда - с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: ХV-ХVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исторический фон достаточно условен. Это связано с тем, что Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры. Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Один из уроков, посвященных изучению повести, обязательно отведен изучению быта и нравов Запорожской Сечи (вторая, третья, четвертая главы). Рисуя устройство Сечи, Гоголь обращает внимание на то, что это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам. По мнению Гоголя, только такой уклад жизни, такие обстоятельства могут создать сильных и могучих людей, какими были Тарас, Остап и другие запорожцы. «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Возникает вопрос: была ли настоящая Сечь такой, какой ее описывает Гоголь, или это больше утопия? Конечно, Сечь в повести - это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

2-й урок. Анализ первой и второй глав. Первое знакомство с героями повести. Встреча отца с сыновьями. Бытописание семьи Тараса. Роль ин терьера, художественной детали в создании национального и исторического колорита и создании характеров. Сопоставление двух братьев - Остапа и Андрия: разница характеров, поведения во время приезда в родительский дом, во время учебы в бурсе. Описание степи как выражение авторского лирического чувства, эмоционально-художественный подтекст повести. Мастерство Гоголя в изображении природы. Соотнесенность картин природы с судьбой героев.

Сюжет «Тараса Бульбы» образуется линиями Тараса и двух его сыновей - Остапа и Андрия. Путь Остапа - это путь верного воина Сечи, а судьба Андрия - судьба изменившего ей ради страсти. Оба брата сравниваются на протяжении всего повествования: их внешний облик, характеры, поведение в различных жизненных ситуациях. Учащиеся работают над сравнительной характеристикой Остапа и Андрия, рассматривая следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остап и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погибли братья?

Андрий привлекателен своей красотой, страстью, он более нежен с матерью, более чувствителен к прекрасному. Но страсть к женщине усиливает в нем индивидуалистические начала, заставляя изменить товарищам, братству Сечи, Отчизне.

В ходе изучения повести учитель работает над эпизодом, обращает внимание на художественные средства и приемы, используемые автором: пейзаж, интерьер, гипербола, художественная деталь.

В первую главу повести Гоголь вводит великолепное описание степи, которое занимает важное место в повествовании. В связи с ним учащиеся вспоминают, что такое пейзаж и какую роль он играет в художественном произведении. Как описывает Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает увидеть богатство ее красок? С какими событиями связан пейзаж?

Текст насыщен художественными деталями. К художественной детали относятся подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а так жеста, действия, речи: Деталь помогает уточнить, понять авторский замысел. На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали: «Светлица была убрана во вкусе того бранного времени...» Учитель помогает ученикам увидеть, как с помощью деталей интерьера автор воссоздает облик эпохи и характер героя.

Автор использует также такой прием, как гипербола. Писатель прибегает к ней для усиления впечатления, для заострения образа. Это важный способ передачи авторской мысли, построения сюжета, образной системы. Найдите в тексте повести гиперболы. Какую важную функцию они выполняют? «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов...»; «...запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли»; «шаровары шириною с Черное море».

После второго урока можно дать задание составить сюжетные линии Остапа и Андрия и ответить на вопросы, какая их них наиболее динамична, в какой из них больше важны события.

3-й урок . Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Политическое и экономическое устройство Сечи. Воплощение в ней мечты Гоголя о справедливом, вольном обществе.

Каково первое представление о Сечи? Какой рисует ее Гоголь?

Обратимся к общественному устройству Сечи ее правам и обычаям. Здесь нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных окон. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды, рабства. «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников». Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачье го общества: «...гетьманы, избранные из среды самих же Козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирается (сцена избрания нового кошевого: кошевой беспрекословно явился на собрание и после смещения «поклонился очень низко и скрылся в толпе», в четвертой главе он говорит «я слуга вашей воли... Уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа - глас Божий»). Народ избирает правителей, защищающих их интересы. Таков Тарас, который, будучи полковником, защищает права народа, таков выбранный командиром Остап.

При описании Сечи звучит и тема плодотворного труда свободных людей. Эта тема звучала и прозвучит еще не раз в различных произведениях, рисующих устройство утопического общества будущего. Каким показан народ Сечи в труде? В какой момент все запорожцы дружно принимаются за работу?

Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своевольство, необузданность. Но все это исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают все и берутся за оружие: «Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Не случайно Тарас, почти не дав отдохнуть сыновьям после приезда, отправляет их в Сечь, а они с готовностью соглашаются. Это зов сердца, а не принуждение. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа: Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль и именно это общество рождает героические характеры.

4-й урок. Отец и сыновья. Конфликт Тараса и Андрия. Его романтическая трактовка. Различие жизненных позиций Тараса, Остапа и Андрия. Романтические элементы в истории персонажей. Продолжение сравнительной характеристики братьев.

5-й урок. Романтическая героика и пафос повести. Тарас и Остап как героические и эпические характеры. Авторский идеал, воплощенный в людях и жизни Запорожской Сечи.

Сильные и могучие характеры повести - это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас - сын своего времени, и его дикость и необузданность - результат дикости этой эпохи («тяжелый ХV век», «полудикий век», «тогдашний грубый век»). Черты дикой эпохи не раз встречаются в повести: жестокость запорожцев во время боя и захвата городов, страшные муки, которым они подвергают врагов, среди которых женщины в дети. Обращает на себя внимание грубость Тараса к жене, не имеющей права голоса в своей семье, разнузданность поведения в доме: «...начал колотить и швырять горшки и фляжки».

Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы - Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Им так же свойственны пороки времени. Еще в конце второй главы Гоголь пишет, что Сечь умела «только гулять и палить из ружей». Не отказывались казаки и от выпивки. «Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно-искаженными чертами веселия забывается человек: это был тесный круг школьных товарищей». Веселость и разгульность рождены широтой души, ощущением вольности в товарищества. Самое главное, что появляется в обществе равных, - чувство товарищества. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища...» - так говорит старый Касьян Бовдюг.

Центральным монологом повести является речь Тараса о товариществе перед последней битвой под Дубно (девятая глава). В этой речи проявляются и патриотические чувства героя, и его мужество, и жизненный опыт, и страстная убежденность в правоте своего дела. Восклицательные интонации передают глубину волнения героя.

Чувство коллективизма делает героев «Тараса Бульбы» сильными. Современней человек, живущий сам по себе, своими личными интересами, оторванный от других, слаб, а герои Гоголя сильны, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей.

Запорожцам в повести противопоставлено польское панство. Докажите, что не все полячество осуждается Гоголем. Найдите в тексте подтверждение этой мысли. Как рисуются в сражениях польские воины? Они рисуются как достойные соперники, как доблестные витязи, проявляющие мужество и храбрость. Какие средства использует писатель в сцене схватки польского рыцаря с Кукубенко (сравнения, эпическая анафора, инверсия, эпитеты)? Осуждает ли Гоголь польскую панну, возлюбленную Андрия? Прочитайте, как автор описывает ее. Она воплощает собой красоту, страсть, любовь, и никакого осуждения по отношению к ней нет.

Противопоставление запорожцев польскому панству проявляется уже в описании их внешнего вида. Гоголь изображает поляков кричащими, пестрыми красками: «...медные шапки сияли, как солнце, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые золотом и просто выложенные шкурками; у тех сабли и оружья в дорогих оправах, за которые дорого приплачивали паны, - много было всяких других убранств...» Как меняется Андрий, попав в польскую среду? Как меняется его внешний облик? У него появляется «медная шапка», «дорогой шарф на руке...». В польской среде подчеркнута сословная разобщенность: господа - слуги. Примечательно, что вся иерархическая пестрота - ремесленники, шляхта, паны - иронически венчается образом сокола, находящегося над всеми ними.

Сравните описание поляков и запорожцев, в которых писатель подчеркивает простоту, строгость, объединенность общей идеей, чувством народного блага. В чем смысл подобного противопоставления? Единство Сечи противопоставлено разобщенности, внутренней разлаженности современного Гоголю общества.

6-й урок. Обобщающий урок. Тематика и проблематика повести.

7-й урок. Традиции героической эпики прошлых веков в повести «Тарас Бульба».

В хорошо подготовленном классе можно предложить более сложные поисковые задачи, связанные с межтекстовым сопоставительным анализом, с вопросом о традициях героической эпики прошлых веков в повести Гоголя.

Работа строится следующим образом. Учитель предлагает ученикам несколько отрывков: фрагменты из «Илиады» Гомера (например, бой Гектора с Диомедом), фрагменты боя из «Песни о Роланде», отрывок из русской былины (например, из былины об Илье Муромце и Калине-царе). При выборе отрывков учитель опирается на сходство языковых формул, сходство некоторых сюжетных ситуаций (спор и поединок между героями, гибель одного из них). Из повести «Тарас Бульба» можно предложить эпизод боя из седьмой главы. Учащимся предлагается найти общее в этих отрывках: в сюжете, развитии действия, конфликте (противоборство сторон), в поступках и идеалах героев, в языковых формулах, художественных приемах, используемых автором (гипербола и др.), в авторских идеалах. Далее ученики вместе с учителем пытаются разрешить вопрос о том, почему возникает это общее, и вместе приходят к пониманию того, что любое литературное произведение создается на фундаменте глубоких литературных, культурных, философских, эстетических традиций и что каждый писатель стремится в своем творчестве воссоздать идеал эпохи, воплощающий различные духовные, нравственные ценности.

Завершая размышления о повести, возвратимся к мысли Г. А. Гуковского о том, что можно и должно вести изучение повести не путем вырывания из общего повествования отдельных персонажей и их характеристик, не путем повторения сюжета с наивно-психологическими объяснениями поступков героев, которые приводят к тому, что перед учениками предстает раздробленное на части, а не целое, единое, яркое произведение, а путем осмысления идейной основы произведения через уяснение смысла ряда элементов текста.

В этой статье будет рассмотрена одна из самых известных повестей Гоголя. Мы проведем ее анализ. "Тарас Бульба" - произведение, знакомое каждому еще со школьных лет. Неудивительно, что оно до сих пор пользуется большой популярностью - в повести затронуты многие важные вопросы, которые остаются актуальными в любое время. Перечитывая главы "Тараса Бульбы", мы каждый раз открываем для себя что-то новое. Об основных идеях этого произведения мы и поговорим. Характеристика главных героев также включена в наш анализ.

"Тарас Бульба": история создания произведения

Николай Васильевич, закончив работу над "Вечерами на хуторе близ Диканьки", принялся за цикл повестей под названием "Миргород", состоящий из двух частей. "Тарас Бульба" и "Старосветские помещики" - произведения, вошедшие в первую часть этой книги. Обе части были впервые изданы в начале 1835 г.

Жанровые особенности

По своему жанру "Тарас Бульба" - это историческая повесть. Она примечательна своей многоплановостью, тем, что в ней представлено множество действующих лиц. Несмотря на большое количество героев, в центре повествования все-таки находится судьба Тараса Бульбы, казацкого полковника, а также двух его сыновей. Характеристика каждого из них включена в наш анализ.

"Тарас Бульба" - повесть, интересная не только с точки зрения героев, но и с точки зрения сюжета. Вкратце изложим, о чем идет речь в произведении.

Сюжет произведения

Приезд в родительский дом бывших бурсаков - это завязка повести. Тарас с ходу проверяет боевую подготовку своих сыновей. Для него важно, чтобы они были настоящими воинами и добрыми казаками. Для матери же самое главное, чтобы ее дети были счастливы и здоровы. Сразу же после прибытия Тарас решает отправиться в Запорожье со своими сыновьями. Он хочет, чтобы они набрались здесь разуму. По его мнению, Запорожская Сечь - вот истинная школа для казака. Находясь здесь, сыновья Тараса Бульбы занимаются военным делом, однако их жизнь в основном проходит в пиршествах и гульбе.

Кульминация повести - сцена осады города Дубно. Именно в этом эпизоде проверяется ценностный мир главных героев произведения. Отважно сражаются Тарас Бульба, Остап и Андрий. Оба сына казака ведут себя смело. Однако Остап при этом хладнокровен, а его брат наслаждается музыкой пуль. Кроме того, Андрий соглашается помочь своей возлюбленной полячке, что является предательством. Осада Дубно завершается поражением казаков. Тарас расправляется со своим младшим сыном, совершившим предательство. Чем же завершает Гоголь повесть? Тараса Бульбы, главного героя произведения, лишается удалое казачество. Он погибает. Это развязка повести.

Патриотический пафос произведения

Безусловно, большим патриотическим пафосом отмечено произведение "Тарас Бульба". Тема эта проходит через все повествование. Положительное здоровое начало, цельность и талантливость, широкий размах натуры - все это видит автор в народе, все это проявилось в его героическом прошлом. "Тарас Бульба" - повесть, в которой Гоголь рассказывает нам о том, как украинский народ боролся с Патриотический пафос интересующего нас произведения определяется широким изображением этой борьбы. Автор показал узы дружбы, которые связывают украинский и русский народы в исторической судьбе. Не случайно Гоголь упоминает о "русской силе" казачества. Оно для него - это выходцы из различных русских княжеств, это бежавшие от господ холопы, которые объединились для борьбы за независимость.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба - главный герой произведения. Это отнюдь не условно-богатырский образ. Этому герою присущи конкретные исторические черты. Николай Васильевич правдиво изображает образ казака тех суровых лет. Только в редкие промежутки затишья он может вернуться к мирной жизни, к своей семье. Все остальное время Тарас Бульба - воин, который посвящает свою жизнь служению отчизне.

Этому герою не свойственны колебания. Тарас всегда видит перед собой цель. Он считает, что его долг - безупречное служение отчизне. Именно отсюда истоки его мужества и бесстрашия. Тарас Бульба характеризуется "грубой прямотой нрава", которая противопоставлена в произведении изнеженности польской шляхты, а также казакам, перенимавшим ее привычки.

Главная черта в образе Тараса

Главная черта в образе Тараса Бульбы - беззаветный патриотизм. Все его физические и душевные силы поддерживаются этим чувством. После долгой разлуки с сыновьями, в первые минуты встречи он встречает их не объятиями, а испытанием бойцовских качеств.

Суровое время, в которое жил Тарас, диктовало свои правила. Мужчины должны были стать бесстрашными бойцами. И Тарасу Бульбе не терпится похвалиться своими сыновьями в Сечи. Поэтому он отправляет их в военный лагерь, не дав хоть немного понежиться дома.

Последние минуты жизни Тараса

Характеризуя Тараса Бульбу, Николай Васильевич отмечает, что лишь в тяжелое время мог возникнуть такой самоотверженный и упрямый воин. Истинной любви к своему народу и героизма полны последние мгновения жизни Тараса Бульбы. Он не думает о том, что скоро умрет мучительной смертью, не ощущает боли в своих горящих ногах. Этот казак стремится выручить своих соратников, которые оказались в беде. Тарас помогает им спастись, поскольку надеется, что они продолжат дело, за которое он отдал свою жизнь.

Сыновья Тараса Бульбы

Любовь к родине, верность ей для Тараса намного выше личной привязанности и кровного родства. Из-за этого трагедия, которая коснулась его семьи, становится еще страшнее. У полковника было два сына. Старшего из них звали Остап, а младшего - Андрий. Старшего сына Гоголь наделяет чертами богатыря, как и других казаков. А вот Андрий в повести предстает человеком тонким, который видит красоту в жизни и умеет ценить ее. Младший сын Тараса прельстился польской панночкой, в результате чего перешел на сторону неприятеля. Тем самым Андрий предал и отца, и Родину, и товарищей. Бульба самостоятельно казнит сына, который изменил народу.

Образ Остапа

В Остапе автор изобразил продолжателя дела отца. Этим своим сыном Тарас по праву гордится. Для него, как и для многих других казаков, отчизна - самое дорогое, что есть в жизни. Ради нее герой повести "Тарас Бульба" Остап готов перенести самые ужасные муки и даже принять смерть. Подвергаемый жестоким пыткам, он в сцене казни не теряет мужества. Он понимает, что гибнет не напрасно.

Ратный труд - самое важное занятие для Остапа. В духовном плане этот герой несколько примитивен, так как ему не интересно ничего, кроме воинских дисциплин. Однако патриотизм Остапа, верность его своим товарищам и присяге заставляют читателя восхищаться им.

Характеристика Андрия

Вставший на путь предательства Андрий не стал защитником Отчизны. Вместе с врагами он начал убивать бывших своих товарищей и друзей. Мечтательному, возвышенному и романтическому герою чужда действительность, окружающая его, грубые нравы и быт Андрий видит сытых и беспечно спящих казаков и умирающих от голода людей. И картина мира в его сознании меняется. Герой не может разобраться в собственных переживаниях. Для него высшей ценностью становится любовь. Именно ради нее он и решается на предательство товарищей.

Каково же отношение автора к этому герою? Он сожалеет о гибели Андрия, который умел глубоко и тонко чувствовать, а также храбро сражаться. Гоголь восклицает: "И погиб козак…". Несмотря на то что Николай Васильевич рисует героев Сечи с восхищением, мы не чувствуем прямого осуждения Андрия. Можно сказать, что позиция автора неоднозначна.

Остап и Андрий - два пути

В повести "Тарас Бульба" герои эти олицетворяют собой два возможных пути, по которым может пойти человек. Первый путь - бессмертие во имя счастья своего народа, второй - бесславная смерть, предательство и опороченное имя, которое потомки если и будут вспоминать, то с позором и ненавистью.

Изображение природы

Безусловно, с точки зрения персонажей, очень интересна повесть "Тарас Бульба". Герои, изображенные в нем, удались автору. Однако Гоголь в своем произведении повествует не только об отважных и сильных воинах. В повести представлены развернутые картины пышной природы Малороссии. На бескрайних степных просторах вырастают такие самоотверженные и вольнолюбивые бойцы. И этот прекрасный мир они, повзрослев, защищают.

На этом завершаем наш анализ. "Тарас Бульба", по словам Белинского, - эпопея, которая написана широкой и смелой кистью. А. П. Чехов назвал Николая Васильевича "царем степи". С этим нельзя не согласиться.

Тарас Бульба. Это главный герой одноименной повести. Гоголь не случайно выбрал для сюжета своего произведения события далекого прошлого. Главной проблемой своего времени он считал пошлость и измельчание личности. Героическое прошлое своей страны могло, с его точки зрения, преподнести урок соотечественникам. Тарас Бульба и был тем героем, который явился образцом служения Отчизне.
Он козак, но не из простых - он полководец. Образ жизни Тараса Бульбы очень строгий, можно сказать, спартанский. Об этом говорит и убранство его жилища. Детали описания (оружие на стенах, проспан утварь, лишенная роскоши) говорят нам о том, что не удовольствиям, а службе подчинена жизнь Тараса Бульбы.
Знаменателен эпизод его встречи с сыновьями. Он встречает их насмешками, провоцирует на драку, проверяет их настроение и радуется, когда они готовы постоят за себя.
Тарас очень суров со своей женой. Он на следующий же день увозит сыновей на Сечь. Но и в этот момент Бульба поступает в духе своего «бранного, трудного времени».
Тарас Бульба имеет четкие, разумные правила жизни, которые подчинены службе православию и Отечеству.
На Сечи он пользуется уважением, к его мнению прислушиваются.
Когда начинаются военные действия, Тарас Бульба руководит полком. Он очень доволен тем, что его сыновья выделяются удалью и храбростью. «Добрый вояка» - наивысшая хвала для Остапа и Андрия.
Смысл его жизни - товарищество. Об этом его знаменитая речь. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество» - так он живет сам, так должны, по его мнению, жить и все остальные.
Эта фраза отразила дух того времени. Товарищество - это единство, а оно необходимо для защиты Отчизны. В соответствии с этим своим девизом Тарас Бульба судит поступки своих сыновей. Остап взят в плен, Тарас тайком присутствует на его пытках и казни. Он поддерживает его словом «Слышу!».
Андрий же совершает страшное с точки зрения Тараса предательство, и он казнит его. Очень жаль читателю Андрия, но Бульба поступает так, как велит ему долг, как требует того время.
После гибели Остапа Тарас начал воевать с особым усердием, так он «отправлял поминки по Остапе». Поэтому было приказано поймать Тараса. «Сила одолела силу», и старый козак был пленен.
Во время казни он ведет себя героически, он заботится о товарищах, дает им советы.
Повествование о его гибели Гоголь завершает торжественными словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Гимном героической сути русской души можно считать этот образ, созданный Н.В. Гоголем.
Остап внутренне похож на своего отца. Еще в бурсе он проявил себя бунтарем, не желая учиться, он отстаивал свою свободу. Только угроза отца заставила его взяться за книги. Остап был очень хорошим товарищем, заводилой во всех, даже не очень хороших делах. При разбирательствах он никогда не выдавал своих товарищей.
На Сечи Остап ведет себя так, будто ему было на роду написано битвенный путь». Он в свои двадцать два года был хладнокровен, предусмотрителен.
После боя под Дубно Остапа выбрали куренным атаманом. Он проявил себя как мудрый и предусмотрительный организатор.
Во второй битве под Дубно Остап был взят в плен. Он был казнен, страшные муки пережил он перед смертью, и только один раз вырвалось у него: «Батько! Где ты? Слышишь л и ты?» Он во всем хотел походить на своего отца. Целью жизни Тараса Бульбы стала месть за Остапа, и не вспоминал козак о своем младшем сыне.
Андрий - младший сын Тараса Бульбы. Уже в начале повествования автор подчеркивает разницу между Остапом и Андрием: Остап прямодушен и суров, Андрий более мягок и чувствителен. Это натура, чуждая своему веку.
Еще в бурсе он испытал любовь, пылкой и страстной была его душа.
На Сечи Андрий тоже чувствовал себя иначе, чем Остап. Во время войны он тоже с увлечением сражайся, но это увлечение было другим: его увлекала поэзия боя, где он переживал негу и упоение. Он во время боя «производил такие чудеса», на какие бы не решился здравомыслящий человек.
Но война была ему скучна.
После встречи с панночкой Андрий совершает измену. Читатель по-человечески сочувствует влюбленному юноше, но по законам того времени он совершил страшное преступление. Именно поэтому Тарас Бульба произносит известную фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
Когда Андрий на коне во время боя встречается с отцом, он испытывает противоречивые чувства: он понимает свою вину, но не может побороть чувства к панночке.
Андрий погиб от руки Тараса Бульбы, который безоговорочно обвиняет его. У читателя остается двойственное ощущение. С одной стороны, судьба Андрия вызывает сочувствие, с другой - Тарас Бульба не мог поступить иначе.
Автор с помощью образа Андрия дает нам представление о сложности душевного мира человека, о тех противоречиях, в каких может находиться человек с собой, со своим временем. «Терпи, козак, - атаманом будешь!» - это сказал Тарас Бульба Андрию, когда обнаружил, что тот тяготится бытом Сечи. «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» - так Тарас Бульба спрашивает Андрия после предательства.
«Есть еще порох в пороховницах?» - трижды спрашивает Бульба во время битвы.
Первое и последнее выражение могут быть использованы как крылатые. Первое в том случае, когда необходимо кого-то поддержать в трудной ситуации, а последнее - это тоже слова поддержки в минуту душевных колебаний.
Проявление товарищества и братства мы находим во многих поступках запорожцев. Это и решение идти на Польшу, и желание идти выручать товарищей, плененных турками. Образец товарищества - поведение Тараса Бульбы во время казни: он беспокоится не о себе, а о плывущих по реке товарищах, и успокаивается только тогда, когда они отдалились от опасности.

«Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!» - кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам. Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!..»