Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Основные этапы развития российского государства. II. Этапы становления государственности в России

Основные этапы развития российского государства. II. Этапы становления государственности в России

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику.

5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Лекция №3 Распад Киевской Руси и образование самостоятельных феодальных княжеств. Монгольское иго на Руси. Взаимоотношения Руси и Орды. Значение Невской битвы (1240 г.) и Ледового побоища (1242 г.).

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.
1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.
Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.
С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель».
2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия.
На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.
3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.
Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны.
Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.
4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.
Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.
5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность.

Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведены в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.
Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.

В. Бурякова

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Предлагаем вам познакомиться с одним из вариантов выделения важных периодов становления и развития российской государственност и. Это поможет проследить основные вехи и закономерную тенденцию развития государства в России.

Любая государственность пре дставляет собой чрезвычайно сложное явление:
это и определенный тип государственного устройства и соответствующая ему политическая система, которая закреплена законодательно;
государственный аппарат управления и система правоохранительных, судебных органов и учреждений, а также система государственной безопасности и обороны;
корпус государственных служащих (чиновников), обслуживающих государственную «машину» и тесно связанных с функционированием всего механизма управления;
наконец, это идеологическая модель, являющаяся в широком смысле идейным каркасом государственной организации и оформленная в виде государственной идеологии, которая определяет основные цели развития общества.

Становление и развитие российской государственности насчитывает много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития:

    Древняя Русь, середина IX - середина XV в.

    Московское государство, середина XV - конец XVII в.

    Российская империя, конец XVII - начало XX в.

    Советское государство, февраль 1917 г. - декабрь 1991 г.

    Российская Федерация, декабрь 1991 г. - по настоящее время.

Древняя Русь

Вот что сообщает «Повесть временных лет» под 862 г.: «В лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами собе володети, и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвут-ся свие, друзии нее урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша русь, чюдь, сло-вени, и кривичи и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да пойдете княжить и володети нами». И изъ-брашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрикъ, седе Новегороде, а другий, Сине-усъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от техъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени».

Летописец рассказал, что причиной приглашения на Русь иноземцев явилась нескончаемая междоусобица в местной племенной конфедерации славян, определил, кто такие варяги, откуда они явились. Усилиями Рюрика и его преемников в Европе образовалось мощное восточнославянское государство. Именно от Рюрика русские князья вели свою родословную и вплоть до Федора Ивановича (когда в конце XVI в. пресеклась правящая династия) гордо называли себя Рюриковичами.

Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX в. и существовало до середины XV в. В этот период происходило объединение северных и южных земель Руси, утверждение основных начал ее государственности, расширение территории Киевского государства. Возрастало его военно-политическое и международное влияние. Принятие православия в качестве государственной религии способствовало распространению грамотности, развитию живописи и литературы. Древнейший памятник русского права - «Русская Правда» - достаточно полно отразил гражданский порядок Древней Руси.

Политическая и феодальная раздробленность, утрата централизованного управления, нападения врагов привели к тому, что Древняя Русь прекратила свое существование как государственная общность.

С XIV в. во Владимиро-Суздальской земле стало возрастать значение Московского княжества, которое выступило центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле.

Однако понадобилось еще почти 100 лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

Московское государство

Московское государство существовало с середины XV до конца XVII в. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости от Золотой Орды. Завершение процесса «собирания земель» вокруг Москвы превратило Московское княжество в национальное великорусское государство, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия.

Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось в 1547 г. торжественное венчание на царство Ивана IV, который в первый период своего правления пытался вместе с Избранной радой реализовать идеи европейского абсолютизма. Последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви.

Но добиться эффективного управления демократическими мерами Иван Грозный не смог. В результате опричнины, учиненных погромов в стране в 1569-1571 гг. начался голод, гибли сотни тысяч людей, происходило массовое бегство крестьян и горожан на окраины государства.
Со смертью бездетного Федора Ивановича (1598) окончился род московских царей - Рюриковичей.

В конце XVI - начале XVII в. Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». В стране возникла уникальная ситуация, когда власть фактически оказалась в руках общества.

В 1613 г. в Москве был собран самый представительный за всю историю страны Земский собор для выборов нового царя.

В связи с избранием на престол Михаила Романова во всех городах и уездах России впервые был проведен своего рода «референдум»: в избирательной грамоте было указано, что Михаила выбрали на царство «все православные христиане всего Московского государства».

Начало правления избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось постепенным восстановлением силы государства, территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа. Вместе с тем русское общество оставалось преданным идее самовластия царя и рабского повиновения царской воле. Поэтому назревшие преобразования проходили в традиционных формах, закреплявших деспотический характер политического строя. Соборное уложение 1649 г. укрепляло централизованное государственное управление и самодержавную власть царя. После его принятия упала роль сословного представительства. Начинавшаяся европеизация имела поначалу довольно узкие задачи.
На протяжении XVII в. в стране формировались основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Российская империя

Российская империя - государство, существовавшее с конца XVII до начала XX в. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Переломным периодом в истории России явилась эпоха Петра I. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон. Выражением полновластия Петра I стало принятие им в 1721 г. титула императора.

После смерти Петра I Российская империя вступила в полосу дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 г. на российском престоле сменились шесть самодержцев. В эпоху женщин-императриц огромное значение в управлении империей приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762-1796) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», манифестом которого стал «Наказ» императрицы. Его радикальные, революционные положения остались нереализованными. Тем не менее реформы Екатерины II (губернская, городская и др.) имели принципиальное значение для российского законодательства, в котором понятие права было поставлено выше понятия обязанности.

Попытки Павла I (1796-1801) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия, противостоять либеральной политике, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX в. Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем.
Александр I (1801-1825) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Был намечен план либеральных преобразований, проведение программы реформ, составленной М.М. Сперанским. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - отказом от либеральных реформ, стремлением опереться на консервативные силы.

Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции, зарождение в стране революционного либерализма.

Политика Николая I (1825-1855), вопреки требованиям эпохи препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX в.

Время правления Александра II (1855-1881) характеризовалось либерализацией политической и общественной жизни, в стране произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право. За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования. Возник диалог власти и общественных сил, который был прерван убийством Александра II революционерами-народовольцами.

Контрреформы Александра III (1881-1894) были нацелены на стабилизацию государственно-политического строя самодержавной России. Они нанесли сильный удар по либеральному движению. Под напором «официальной народности» либерализм становился все более западническим, атеистическим и этим все более отдалялся от народа. В результате ближе к крестьянству стали революционеры-народники. Это имело далеко идущие последствия.

При Николае II (1895-1917), который был глубоким приверженцем основ самодержавия, нарастало противостояние общества и власти. Его правление ознаменовалось невиданным размахом революционного движения, результатом которого стали Манифест 17 октября, выборы и деятельность законодательных представительных органов - Государственных дум.

2 марта 1917 г. Николай II был вынужден отречься от престола. В России сложилось двоевластие. Противостояние Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов завершилось 25- 26 октября 1917 г. принятием II Съездом Советов декретов о мире и о земле, созданием нового правительства - Совета народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Советское государство

Советское государство существовало с февраля 1917 г. до конца 1991 г.
В годы Гражданской войны (1918-1920) функции органов государственной власти фактически исполняла партия большевиков - РКП(б). В период 1918-1920 гг. происходил процесс советизации национальных окраин России, в результате которого 30 декабря 1922 г. был образован СССР.

После X съезда партии (1921) в стране утвердилась однопартийная политическая система. В 1920-х гг. в руководстве страны развернулась острая политическая борьба за власть. К концу 1930-х гг. сторонники И.В. Сталина полностью подчинили себе структуры правящей партии, в СССР сложился тоталитарный режим. Во главе страны стоял единоличный лидер, принимавший все важнейшие решения.
В этот период окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни.

На XX съезде КПСС (1956) Н.С. Хрущев выступил с критикой культа личности И.В. Сталина. Наступила так называемая хрущевская оттепель (1953-1964), началась реабилитация жертв репрессий, политическая обстановка внутри страны стала более мягкой.

Вместе с тем вопрос о существовании самой тоталитарной системы не ставился, в постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» отмечалось, что культ личности Сталина «не изменил природу» социализма и не увел страну «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущева как призыв к гласности; появился самиздат, при этом позволялось изобличать только «культ личности», но критика КПСС и существующего строя по-прежнему запрещалась.

В 1964 г. Н.С. Хрущев был отстранен от власти, произошел поворот в сторону свертывания остатков оттепели.
С приходом к власти Л.И. Брежнева (1964-1982) органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием (процесс Синявского - Даниэля, Пражская весна 1968 г., отставка А.Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» и др.). Выдвинутый лозунг «стабильность кадров» означал безнаказанность руководителей, пожизненность номенклатурных постов, старение кадров. Был усилен партийный контроль за деятельностью государственных органов, глушилась критика, власти арестовывали и ссылали лидеров правозащитного движения.

Стало неизбежным зарождение оппозиции. Возникновение широкого диссидентского движения, инакомыслия в армии (революционное воззвание замполита противолодочного корабля «Сторожевой») свидетельствовали об углублении противоречий между властью и обществом.

В годы перестройки (1985-1991), провозглашенной М.С. Горбачевым, были проведены значительные перемены во всех сферах общественной жизни. В политической системе декларировалось соединение социалистических ценностей с политической доктриной либерализма.

Значительное внимание уделялось развитию демократии. Было изменено избирательное законодательство, вводились альтернативные выборы. По новому избирательному закону были проведены выборы народных депутатов СССР в 1989 г. На I съезде народных депутатов СССР М.С.Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, III съезд народных депутатов СССР избрал его Президентом СССР. Отмена статьи 6 Конституции способствовала формированию в стране многопартийности.

В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также противостояние по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

Большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете. В течение 1990-1991 гг. произошел так называемый парад суверенитетов, в ходе которого все союзные и многие автономные республики приняли декларации о суверенитете, оспаривающие приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что породило «войну законов».

Попытка переворота, предпринятая ГКЧП в августе 1991 г., была сорвана благодаря массовому выступлению москвичей, занявших по призыву Президента РСФСР Б.Н. Ельцина оборону вокруг Белого дома.
Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР. В декабре 1991 г. главы трех республик - основателей СССР (Белоруссии, России и Украины) собрались в Беловежской Пуще. 8 декабря 1991 г. они констатировали, что СССР прекращает свое существование, и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Подписание соглашения вызвало негативную реакцию М.С. Горбачева, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. 25 декабря 1991 г. Горбачев официально сложил с себя полномочия Президента СССР.

Российская Федерация

Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 г. и продолжается по настоящее время.
С начала 1992 г. обновленное российское правительство занялось реальными социально-экономическими преобразованиями, начав с либерализации цен в стране. Это повлекло за собой инфляцию и обесценивание денежных вкладов большей части населения. Экономические и социальные трудности неизбежно привели к обострению политической борьбы в обществе. Трагическую форму она приобрела осенью 1993 г. - произошел разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета России (расстрел Белого дома). 12 декабря 1993 г. в России прошли выборы в новый законодательный орган - Федеральное Собрание России.
Важнейшим итогом выборов 12 декабря стало принятие новой российской Конституции, предложенной президентом на референдуме. Согласно ей Россия стала президентской республикой, в которой президент как глава государства обладает всей полнотой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Была ликвидирована система власти Советов, новый парламент наделялся исключительно законодательными функциями. Основной закон провозгласил право частной собственности, гарантировал права и свободы граждан России. Пятая в истории нашей страны конституция подвела черту под советским периодом развития государственности, определила новую политическую систему России.

В 1990-е гг. происходило становление российского парламентаризма, завершилось формирование системы законодательной власти. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

В это десятилетие серьезным дестабилизирующим фактором политической жизни России был чеченский кризис (две чеченские войны). В 1999 г. Б.Н. Ельцин в канун нового, 2000 г. заявил о своей добровольной отставке и возложил исполнение президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, который в результате президентских выборов 2000 г. вступил в должность Президента РФ.

В период двухсрочного президентства В.В. Путина и правящего тандема В.В.Путин - Д.А. Медведев были проведены административная реформа (образование семи федеральных округов), реформы верхней палаты Федерального Собрания и Правительства РФ, образован Госсовет, приняты поправки в Конституцию РФ и др.
Произошло укрепление вертикали исполнительной власти, выделение правящей партии «Единая Россия» (получившейся в результате слияния политических блоков), которая по итогам думских выборов 2003, 2007 и 2011 гг. заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживает ключевые решения президента и правительства.

Политическая система современной России переживает сложное состояние переходного периода. Все основные части этой системы - государственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества - еще не сформировались. По мнению ряда политологов, пока неясно, каковы будут характер, формы всех элементов, какими будут взаимоотношения новой политической системы с обществом.

В России сложилась традиция сильной деспотической власти. Народ и государство жили в параллельных мирах. При всех отклонениях и колебаниях главный вектор развития государства в России - централизация власти, попытка ее упорядочивания.

Отсутствие воздействия общества на государственно-политические органы власти сформировало такой феномен, как российский национальный менталитет (образ мышления), соответствующий авторитарно-тоталитарной форме правления. Поэтому идеи гражданского общества, важнейшие институты которого неоднократно пытались ввести в России крупнейшие реформаторы, не находили в нашей стране должного отклика.

Все попытки реформирования государственных структур, а тем более - осуществление коренных преобразований системы государственной власти и управления, оказывались реализованными лишь частично. Характерно, что вслед за реформаторскими усилиями неизбежно следовали так называемые контрреформы.

Основными особенностями российской государственности, по мнению ряда политологов, являются:
решающая роль государства в регулировании общественных процессов;
высокая степень выживаемости этатистских (этатизм - от фр. etat - государство; огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической) и авторитарных механизмов функционирования власти.


"История и обществознание для школьников" . - 2013 . - № 1 . - С. 35-45.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон.

После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.

Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.

Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.

Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными.

Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.

Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).

Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене - СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.

Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.

5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Сущность и формы государства в России изменялись по тем же законам, что и в большинстве западноевропейских стран. Миновав стадию рабовладельческого государства. Россия сразу от родоплеменного строя перешла к феодальному. Феодальное государство основано на отношениях зависимости вассалов от сеньоров. В IX-XI вв. Киевская Русь представляла собой "раннефеодальную монархию, в которой власть князя была ограничена советом бояр, народным собранием (вече) и иными институтами общинного самоуправления.

В XII-XV вв. в России устанавливается сеньориальная монархия. для которой характерна номинальная власть киевского князя и политическая автономия удельных князей (вассалов).

Объединение земель вокруг Москвы и формирование сословий приводят к установлению в XVI-XVII вв. сословно-представительной монархии, в которой глава государства - царь - передавал свой титул по наследству. Он правил страной, опираясь па совещательный орган - Боярскую думу. Наряду с этим созывались земские соборы, куда входили духовенство и выборные представители от дворян и посадов.

В конце XVII в. в России складывается абсолютная монархия. Теперь монарх не делил власть ни с кем, а сосредоточил в своих руках и светскую, и церковную власть. Все сословно-представительные учреждения были ликвидированы. В своем правлении самодержец опирайся на родственный бюрократический аппарат и карательные органы. Вот что гласила ст. I Свода основных государственных законов:

Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Ею власти, не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает.

Уже с начала XVIII в. российское государство приобретает черты полицейского государства, поскольку оно жестко регламентирует все стороны жизни человека, активно вмешивается во все, используя при этом специально созданную профессиональную полицию.

В конце XVIII в. полицейско-карательные функции осуществляли Разбойный и Земский приказы, а политическими делами занимался Преображенский приказ. Следственно-разыскные мероприятия проводила Канцелярия тайных розыскных дел, куда входило печально известное Третье отделение. Оно опираюсь на созданный в 1827 г. жандармский корпус. Первоначально полицейские органы были созданы в Москве и Петербурге. В Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера, а в Москве - обер-полицмейстера. Полиция имела вооруженные формирования.

Она обеспечивала правопорядок, боролась с преступностью, отвечала за городское благоустройство, противопожарную безопасность, выполняла функции дознания.

Абсолютизм в своем правлении не только опирался па насилие, но и искал поддержку у населения. Опорой монарха было дворянство - правящее сословие. Дворяне получили ряд привилегий от монарха: в 1730 г. срок дворянской службы определяется в 25 лет, а манифестом Петра III "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" (1762) дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Дворяне получили ряд экономических льгот: на шесть лет были отменены пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств, затем разрешена свободная торговля хлебом, установлена дворянская монополия на винокурение. Окончательно статус привилегированного положения дворянского сословия закреплен в Жалованной грамоте дворянству (1785).

В начале XIX в. система власти в России характеризуется ее дальнейшей централизацией и ростом бюрократического аппарата. На вершине пирамиды власти стоял император. Он опирался на разветвленный чиновничий аппарат. Высшим законосовещательным органом, разрабатывающим законопроекты, был Государственный совет, возглавляемый самим императором - председателем Совета. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, военных дел, гражданских и духовных дел, государственной экономии и дел Царства Польского. Высшим судебным органом стал Сенат.

Революция 1905 г. привела к переходу абсолютной монархии в конституционную. При обсуждении проекта Основных законов Российской империи в апреле 1906 г., в которых определялся характер царской власти, император Николай II согласился на исключение из них определения "неограниченная". Манифестом 17 октября 1905 г. были введены гражданские свободы и образован законодательный орган - Государственная дума, которая ограничила власть монарха.

Основные законы от 23 апреля 1906 г. определили двухпалатную парламентарную систему (Государственный совет и Государственная дума), которая должна была быть установлена в России, правда, с сохранением широких полномочий императора. Так, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения; сам император также осуществлял законодательные функции вместе с Думой и Государственным советом.

Постепенное формирование институтов конституционной монархии было прервано февральской революцией 1917 г. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола, после чего произошло формирование Временного правительства, к которому перешла власть. Однако оно было не в состоянии справиться с глубоким кризисом, в котором находилось общество. Результатом кризиса стала Октябрьская революция (25 октября ст.ст. 1917 г.), положившая начало новому типу государства - советскому.