Меню
Бесплатно
Главная  /  Профилактика  /  Сказочный язык фарси. Персидский язык – великий и вечный в истории мира

Сказочный язык фарси. Персидский язык – великий и вечный в истории мира

ПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК (фарси), родной язык персов, официальный язык Исламской Республики Иран. Распространен по всей территории Ирана (население более 65 млн. человек, примерно половина – персы). Персидский, как и близкородственные ему таджикский и дари Афганистана, относится к юго-западной группе иранских языков. Современный персидский язык сформировался за последние 70–80 лет на основе живой персидской диалектной речи и классического персидского языка (язык классической персидско-таджикской литературы 9–15 вв.), на базе которого развились три близкородственных языка – персидский, таджикский и дари Афганистана (расхождения начались с 16–17 вв.). Таким образом, огромное литературное наследие на классическом персидском (Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Руми, Джами и др.) является общим для народов Таджикистана, Ирана и Афганистана.

Современный персидский язык отличается от классического персидского, причем на всех языковых уровнях – в фонетике, морфологии, синтаксисе, лексике. В основе устной формы литературного языка лежит тегеранский диалект. Известны также персидские диалекты Кермана, Исфахана, Новгана (Мешхед), Бирдженда, Систана, Себзевара и др. В целом диалекты персидского языка изучены мало. История персидского языка зафиксирована на протяжении более 2500 лет. В ней выделяются три основных периода: древний, представленный древнеперсидским языком (6–4 вв. до н.э.), средний (среднеперсидский язык, 3–4 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) и новый, представленный классическим персидским и современным персидским (с 8–9 вв. по настоящее время). Персидский язык в ходе своего исторического развития претерпел значительные изменения в фонетической, грамматической и лексической системах, пройдя путь от языка с развитой системой флективных форм (в др.-перс.) до аналитического языка. Имеется 6 гласных фонем – i, e, ä, å, o, u; два дифтонга – , . В системе консонантизма 22 фонемы. Существительные характеризуются категориями числа и определенности/неопределенности. Ударение в большинстве слов падает на последний слог. Категорий падежа и рода нет. Глагол характеризуется категориями лица, времени, залога, наклонения. Все глаголы спрягаются по единому типу спряжения и по структуре делятся на простые и сложные. Для связи слов в предложении используются изафетная конструкция, предлоги и послелог -ra. Изафетная конструкция – это особый способ выражения атрибутивной связи, при которой ее показатель (безударная изафетная частица; в персидском -e ) присоединяется к определяемому слову (а не к определению), напр.: šahr-e bozorg «большой город» (букв. «город-который большой»), äsb-e pedär «лошадь отца». Лексическое ядро составляют исконно иранские слова, много заимствований из арабского языка (до 50% всей лексики), турецкого, французского, английского и др. языков. Для персидской письменности используется арабская графика с добавлением четырех букв, которая быстро внедрилась после завоевания Ирана арабами в 7 в. Первые письменные памятники относятся к первой половине 9 в.

Персидский язык (فارْسِى (fārsi)) использовал множество различных письменностей, включая древнеперсидскую клинопись, пехлеви, арамейское письмо, а также авестийский, и . После мусульманского завоевания персидского государства Сасанидов в 642 г. арабский язык стал языком государственной власти, культуры и, в особенности, религии.

Современный персидский язык появился в течение IX в. Для письма на персидском языке используется разновидность арабского алфавита. Кроме того, персидский язык содержит множество слов арабского происхождения. Также существует два метода письма на персидском языке с использованием латинского алфавита.

В период монгольского и турецкого правления персидский язык функционировал в качестве языка государственной власти в Турции, Центральной Азии и Индии, где он использовался в течение многих веков, а после 1900 г. – в Кашмире.

Персидский язык входит в состав иранской ветви и насчитывает около 130 млн. носителей, преимущественно в Иране, Афганистане и Таджикистане. Значительное количество носителей персидского языка проживает также в других странах, включая Узбекистан, Бахрейн, Ирак, Турцию, Кувейт, Азербайджан, Израиль, Туркменистан, Оман, Йемен, ОАЭ и США.

В Афганистане персидский язык известен под названием дари (درى), или персидский дари, а в Таджикистане – как таджикский язык (Тоҷики / تاجيكى).

Персидский алфавит

Персидский язык, фарси или парси?

На английском языке и других языках государственный язык Ирана иногда называют «фарси». Это правильная транслитерация самоназвания языка, хотя многие специалисты, включая Международную организацию по стандартизации (ISO) и Академию персидского языка и литературы, предпочитают называть этот язык персидским. Некоторые носители персидского языка используют более древнее местное название: парси (پارسی).

Иран или Персия?

До 1935 г. современный Иран официально назывался Персией. Несмотря на это, персы называли свою страну Ираном со времен правления Сасанидов (226-651 гг.).

В Таджикистане и прилегающих районах Узбекистана .

На протяжении многих веков, начиная с X-XII вв., фарси выполнял функции языка международного общения, языка культуры и науки на большом пространстве востока исламского мира и оказал значительное влияние на все языки региона от Турции , Кавказа и Крыма до Центральной Азии и Индии . Литературный и разговорный фарси оказал заметное влияние на развитие других иранских , тюркских и новоиндийских языков .

Письменность языков фарси и дари - персидский алфавит , созданный на основе арабского письма , дополненного несколькими знаками для звуков, отсутствующих в арабском языке . Для таджикского языка используется кириллица (введённый в 1939 г.; приобрёл современный вид в 1998 г.).

Персидский язык относится к юго-западной подгруппе иранской группы индоевропейской семьи . Ближайшими родственниками его являются луро-бахтиярские диалекты , по всей вероятности, развившиеся из раннего новоперсидского (VII-VIII в.) , а также татский язык , бытующий в Республике Азербайджан . Несколько более удалённые родственники фарси - исконные диалекты Фарса , диалекты Ларестана и башкарди , как и персидский, происходящие из среднеперсидского языка .

В классический период персидского языка ( и [ɒ:], использование диграфов (что может привести к омографии, например, sh = š , но сочетание соответствующих согласных имеется в некоторых персидских словах).

Персидский язык относится к иранской группе индоевропейской семьи языков и восходит к диалектам древних ариев (индоиранцев), часть которых в кон. II - нач. I тыс. до н. э. продвинулась из Средней Азии на запад Иранского плато , где в исторической области Парса (Фарс) они стали известны под именем персов .

Если древнеперсидские памятники - наскальные клинописные надписи Ахеменидов VI-VI вв. до н. э. - демонстрируют язык с ярко выраженным флективным строем синтетического типа , то его потомок среднеперсидский язык (памятники I тыс. н. э.) представляет собой язык с сильно развитым аналитизмом , утративший именное склонение и в плане морфологии значительно близкий к современному персидскому языку .

Таким образом, в основу новоперсидского языка легли не говоры Фарса , как в случае древнеперсидского и среднеперсидского, а диалекты Систана и Хорасана , где местные иранские наречия (прежде всего парфянский язык) были замещены персидским койне в эпоху поздних Сасанидов . Далее на востоке, на территории Мавераннахра (Бактрии , Согдианы , Чача и Ферганы) позиции персидской лингва франка значительно усиливаются с исламским завоеванием, быстрая ассимиляция местного восточноиранского населения послужила основой формирующейся персоязычной таджикской общности . Вместе с Хорасаном эти области сформировали единый ареал, к которому приурочено появление ранней литературы на новоперсидском. В частности, в формировании новоперсидского литературного языка большую роль сыграл диалект Бухары , ставшей в X в. столицей Саманидов и центром культурной жизни восточных частей Халифата .

Изначально литература на новоперсидском была исключительно поэтической , первый прозаический текст датируется 957 г. - на век после появления первых стихов . Постепенно с XI-XII персидский постепенно начинает употребляться в других областях культурной жизни, хотя в этот период он все ещё уступает первенство арабскому языку .

Начиная с XII в. литературный персидский язык значительно расширяет не только сферу применения, вытесняя литературный арабский язык , но и географию распространения. Он становится общим литературным языком населения Большого Ирана и лингва франка на всём пространстве восточной части исламского мира , от Анатолии до Северной Индии . Начав функционировать как официальный язык хорасанской династии иранского происхождения Саманидов , персидский не утрачивает статуса языка канцелярии, художественной и научной литературы в последующие века при правителях тюркского происхождения (Газневиды , Сельджуки , Османы , Хорезмшахи , Тимуриды , Бабуриды , Сефевиды , Каджары , Афшариды и др.) Именно в период X-XIV вв. творили всемирно известные персидские поэты из разных частей востока мусульманского мира, наследие которых по праву входит в классику мировой литературы: Рудаки , Фирдоуси , Омар Хайям , Насир Хосров , Низами , Саади , Руми , Аттар , Хафиз Ширази , Джами , Дехлави и многие другие. Богатство персидской литературы, продолжительность её традиции и заметное влияние, оказываемое ею на сопредельные народы, позволило европейским литературоведам и лингвистам на конгрессе в Берлине в 1872 г. признать фарси мировым классическим языком наравне с древнегреческим , латынью и санскритом .

Персидский язык широко использовался как язык международного общения и как литературный язык - в том числе в тех регионах, где его носители никогда не составляли большинство населения. В Средней Азии разговорные таджикские диалекты, вытесняемые тюркскими языками, становились субстратом для узбекского и туркменского языка , а литература на фарси оказала прямое воздействие на формирование чагатайского литературного языка . На другом конце восточного мира Сельджукиды и правители Османской империи , некоторые из которых были известными персидскими поэтами, покровительствовали литературному персидскому на протяжении многих веков, и влияние персидского на османский язык оказалось очень велико. В Индии персидскому языку покровительствовали мусульманские султаны, начиная с Газневидов (X в.) и включая потомков Тамерлана - Великих Моголов . Индийское койне урду сложилось под значительным персидским влиянием, до сих пор это влияние ощутимо в разговорной речи всей Северной Индии .

Как язык-посредник персидский был распространён ещё шире. Например, фарси был единственным восточным языком, который знал и которым пользовался Марко Поло в своих путешествиях по Китаю , завоёванному монголами .

За более чем тысячелетнюю историю новоперсидский язык безусловно не мог остаться неизменным, как и не могли в нём не появиться региональные различия. Начиная с XVI в. до того единая по языку и стилю на всём пространстве Ирана , Закавказья , Средней Азии и Индии литературно-письменная традиция фарси начинает демонстрировать распад на локальные формы: западноиранскую, среднеазиатскую («таджикскую») и северо-индийскую . Помимо накопившихся диалектных различий это во многом было связано с разделом персоязычного пространства между шиитской державой Сефевидов (предшественником современной республики Иран), государствами Шейбанидов в Средней Азии и империей Великих Моголов в Индии , к которым с XVIII в. добавились государства афганцев -пуштунов , и ослаблением культурных связей между этими государствами.

Система гласных классического персидского языка в целом продолжала вокализм среднеперсидского языка , состоявший из 8 фонем и характеризующийся фонологическим различением кратких (a, i, u) и долгих (ā, ī, ū, ē, ō) гласных. Помимо этого в новоперсидском развились два дифтонга: ai и au. В современном языке противопоставление по долготе сменилось фонологическим противопоставлением по качеству, дополняемое противопоставлением по устойчивости - неустойчивости в слабой (безударной) позиции. В разных региональных вариантах трансформация классического вокализма происходила неодинаково. В иранском фарси неустойчивые гласные соответствуют кратким классического языка, устойчивые - долгим, при этом произошло совпадение ē с ī и ō с ū.

Гласным раннего новоперсидского в современном языке соответствуют следующие звуки (в транскрипции МФА , в скобках дана их распространённая транслитерация).

Неустойчивые гласные отличаются от устойчивых тем, что сильнее подвергаются редукции в безударной позиции. В ударном положении долгота неустойчивых практически не отличается от устойчивых. Гласный /ɒ/ представляет собой огубленный задний звук, воспринимаемый русскоговорящими практически как долгое /o/.

Трансформация вокализма классического языка хорошо показывает различие между основными формами современного новоперсидского языка:

В персидском языке выделяют следующие согласные фонемы (в символах МФА):

Фонемы /p/, /t/, /k/ имеют тенденцию к аспирации , особенно перед ударными гласными и сонорными согласными, а также в конце слова: پول pul «деньги», توپ tup «мяч» . /k/ и /g/ палатализуются в конце слова и перед гласными переднего ряда: گرگ gorg «волк». Звонкие согласные на конце слова почти не оглушаются.

Кроме того, фонемы /k/ и /g/ имеют тенденцию к задненёбному произношению перед гласными [ā], [u], [o]. (Например, так произносится первое /g/ в слове «волк» - [ġorg"]).

В классическом персидском, как и в современных таджикском и дари, различались две увулярные фонемы: щелевая звонкая /ʁ/ (в исконных словах, арабизмах и тюркизмах) и смычная /q/ (только в арабизмах и тюркизмах). В современном фарси Ирана эти две фонемы совпали в одной (транслитерируемой как q ). Она имеет два звонких аллофона: щелевой [ʁ] и смычный [ɢ]. Смычный вариант встречается в начале слова.

Гортанная смычка /ʔ/ может встречаться в словах, заимствованных из арабского.

Ударение в персидском языке двухкомпонентное - силовое (динамическое) и тоническое. Падает, как правило, на последний слог: خانه‌ xâne «дом», خانه‌ها xânehâ «дома́». Ударение на первом слоге свойственно некоторым союзам и частицам (بلی ba li «да», اگر a gar «если» и др.).

В глагольных формах, начинающихся с префиксов mi- и be- , основное ударение приходится на приставку, а второстепенное - на личное окончание: می‌روم míravàm «я иду».

Основные типы слогов таковы: CV - دو do «два», تو to «ты»; CVC - دود dud «дым», مار mâr «змея»; CVCC - مست mast «пьяный», صبر sabr «терпение», گفت goft «сказал»; VCC - آرد ârd «мука», اسب asb «лошадь» (читается: asp ); VC - آب âb «вода», از az «от, из»; V - او u «она, он».

Слово и морфема не могут иметь начальную структуру CCV-, в заимствованных словах такого типа обычно вставляется гласная протеза или эпентеза /e/ или /o/: استکان estekân (рус. стакан ), درشکه doroške (рус. дрожки ). Исключение - заимствования с начальной «немой с плавным» (C + l или C + r): C + l или C + r: پلان plân ‘план’, پراژه prože «проект».

В иранских по происхождению словах вне морфемных швов распространены следующие сочетания -CC-/-CC:

В арабских словах могут встречаться самые разнообразные сочетания согласных и геминаты, в ряде случаев в разговорном языке они сильно упрощаются.

Грамматический строй персидского языка может быть охарактеризован как флективно -аналитический с элементами агглютинации . Флективно спряжение глагола, где личные окончания совмещают в себе значения лица и числа, при этом многие видо-временные и модальные формы глагола выражаются аналитически. Большинство именных категорий также выражаются аналитически, кроме того, имеются именные аффиксы агглютинативного типа.

У имён в персидском отсутствует категория рода, что распространяется и на личные местоимения 3 л. ед. ч. Вместо категории одушевленности/неодушевлённости имеется категория лица/не-лица, при которой в состав не-лиц включаются и животные. Она выражается как лексически (соотнесённостью с местоимениями ke /ki «кто» или če /či «что», «кто (о животных)»), так и синтаксически (особенностями согласования со сказуемым).

Формальное разделение имён на существительные и прилагательные выражено слабо, непроизводные прилагательные внешне ничем не отличаются от существительных, для производных характерны особые суффиксы. Широко развита субстантивация прилагательных. Определение всегда неизменяемо, и его роль обозначается синтаксически. Основным способом введения определения является изафетная конструкция , где главное слово в именной группе (определяемое) маркируется агглютинативным безударным показателем -e (после гласных -ye ), к которому в постпозиции примыкает определение. Если определений несколько, они «нанизываются» друг на друга также с помощью изафета:

Это практически универсальный способ выражения как качественного определения, так и определения по принадлежности, поэтому персидский изафет соответствует русскому словосочетанию как с прилагательным, так и с генитивом . Например, ketâb-e mâdar ‘книга матери’; ketâb-e mâdar-e Âmin «книга матери Амина»; šâh-e bozorg ‘великий царь’, šâh-e bozorg-e Irân «великий царь Ирана». В препозиции к существительным выступают ограниченные виды определений, прежде всего определительные местоимения. От качественных прилагательных (и наречий) могут образовываться степени сравнения: сравнительная (аффикс -tar ) и превосходная (аффикс -tarin ).

Категория падежа в персидском полностью утрачена. Падежные значения выражаются аналитически и синтаксически: многочисленными предлогами, послелогом -râ , изафетной конструкцией и позицией слова в предложении. Послелог -râ , маркирующий прямое дополнение, придаёт ему также значение определённости, неопределённое прямое дополнение обычно им не маркируется.

В именной синтагме у всех аффиксов имеется строгое место. Все постфиксы, кроме показателя множественного числа, всегда следуют после последнего определения в изафетной цепи:

(Предлог) + Существительное + (аффикс множ.ч.) + изафет () + Определение + (аффикс сравнит.степ. -tar ) + (артикль -i ) + (послелог -râ ):

Система имён дополняется местоимениями. Для личных местоимений характерны супплетивные основы для трёх лиц и двух чисел. В третьем лице единственного числа для не-лиц используются указательные местоимения.

В вежливой форме местоимение man («я») может заменяться на bande (بنده), ânhâ («они») - на išân (ایشان).

Притяжательные местоимения отсутствуют. Вместо них употребляется изафетная индоиранское и (прошедшего времени - ОПВ), например, kon- : kard- «делать», row- : raft- «идти», suz- : suxt- «гореть, жечь», ruy- : rost- «расти (о растениях)». Первая из них продолжает древнеиранскую финитную основу настоящего времени, вторая - страдательное причастие на *-ta- , поэтому в большинстве глаголов она образуется от первой путём нетривиальных исторических чередований как в конечном гласном корня, так и зачастую в гласном корня. Всего насчитывается около тридцати типов соотношения ОНВ ~ ОПВ.

От ОНВ времени образуются настояще-будущее и настоящее определённое времена, аорист сослагательного наклонения и повелительное наклонение. От ОПВ образуются формы прошедших времён, а также причастие прошедшего времени на -e , активно участвующее в образовании аналитических видо-временных форм.

Формы глагола budan «быть» употребляются как глагольная связка , использование которой формализовано и почти не допускает опускания. В настояще-будущем времени употребляются несколько вариантов связки:

Во многих контекстах варианты связки взаимозаменяемы, и употребление той или иной формы определяется прагматическими факторами. Однако в качестве вспомогательного глагола в аналитических формах используется только краткая форма.

Ранний новоперсидский унаследовал от пехлеви противопоставление форм ОНВ (настоящего времени) и форм ОПВ (прошедшего времени). Они были дополнены инновационными формами перфекта, образованными с помощью причастия типа karda («сделавший») и глагольной связки. Кроме этого, были генерализированны среднеперсидские глагольные видовые префиксы:

Получила также распространение специальная форма будущего времени, образуемая с помощью спрягаемых форм глагола x w āstan и неизменяемого причастия, равного ОПВ: x w āhad kard «будет делать», «сделает». При этом в целом префиксальные и нейтральные формы не носили формализованного характера и употреблялись достаточно свободно.

Приблизительно с XV столетия эта система претерпела дальнейшие изменения, выразившиеся в усилившейся формализации и увеличении числа аналитических форм. Нейтральные формы совпали с перфективными, став противопоставляться длительным формам на me- > mi-.

Настояще-будущее время с формализованным префиксом mi- широко охватило обозначение будущего времени и потребовало выработки особой формы для выражения действия, совершаемого в момент речи. В фарси Ирана она была выработана при задействовании спрягаемых форм глагола dâštan : dâram miravam «я (сейчас) иду», букв. «я имею иду». В восточных вариантах фарси (таджикском и дари) выработались свои формы Настоящего определённого времени, не совпадающие с формами фарси Ирана. В Иране эта форма до сих пор считается разговорной и долгое время не включалась в грамматики.

Прошедшие времена стали широко использоваться для передачи ирреального условия («если бы…»).

Современная система глагольных видо-временных и модальных форм имеет следующий вид:

Формы пассива (преимущественно 3 лица) образуются от переходных глаголов с помощью причастия прошедшего времени на -te/-de и изменяемого по видо-временным формам и спрягаемого по числам и лицам глагола šodan «становиться»: karde mi-šav-ad «делается», karde šod «было сделано», karde šode ast «(уже) сделано» и т. д.

Парадигма базовых видо-временных форм, являющихся также наиболее употребительными:

Отрицательные формы образуются с помощью ударного префикса na- (ne- перед -mi- ), присоединяемого всегда к первой (лексической) части глагола и перед префиксом mi- . Например, némiravàd «он не пойдёт», nágoft «он не сказал», nákarde bâšám «(если) я (и) сделал». Исключение составляют сложные глаголы (jodấ nákardè ast «он (ещё) не разделил») и формы пассива (gofté nášod «не было сказано»). В формах аориста и повелительного наклонения отрицательный префикс всегда замещает префикс be-: nákon «не делай», náravàd «пусть он не ходит».

В дальнейшем с развитием арабо-персидского билингвизма и восприятием персидским общественных функций арабского языка арабизмы широким потоком устремляются в словарный запас персидского языка. По приблизительным подсчётам арабизмы составляют 14 % в лексике материальной культуры, 24 % - в интеллектуальной сфере, 40 % в обычном литературном тексте. Большинство персидских арабизмов потенциально может быть заменено исконными эквивалентами, что часто и происходит. С другой стороны, многие обыденные исконные слова имеют «высокие» арабские эквиваленты .шаха , а также этимологический словарь персидского языка М. Хасандуста (2014).

Академических грамматик и словарей персидского языка не существует. Персидские грамматики, создаваемые в Иране, делятся на два направления: продолжающее средневековые традиции описание языка классических поэтов (с примерами почти только из них) и описание современного языка, опирающееся на европейские модели. В России грамматики персидского языка (классического и современного) составляли Залеман и Жуковский, Бертельс, Жирков Л.И ., Ю. А. Рубинчик и другие. Из западноевропейских персидских грамматик одной из самых выдающихся считается составленная французским иранистом Жильбером Лазаром. Крупнейший словарь персидского языка составил Деххода (в Иране до сих пор считается стандартным, хотя его лексика частично устарела).

Отрывок из песни «متاسفم » (Motasefam), исполняемой известным в Иране певцом и композитором Мохсеном Чавоши . Автор - Хосейн Сафа.

سلام علیکم (салам "алейком) - Мир вам! Вы помните далёкую заморскую страну из детских сказок? Ту, куда отправлялись купцы за диковинными товарами и специями?.. Где в роскошных дворцах, окружённых садами с павлинами, томились в ожидании отважных героев чернобровые красавицы? Где за пиалами зелёного чая звучали рассказы седовласых мудрецов? Откуда начинал своё очередное путешествие, чтобы поторговать, да и мир посмотреть, неутомимый سندباد - Синдбад-мореход?.. Ах как хотелось бы хоть на мгновение попасть туда! Бродить по лабиринту извилистых улиц, скрываться в тени пахучих плодовых деревьев от жаркого солнца, лакомиться медовыми сладостями, затеряться среди толчеи и шума базара, среди запахов пряностей и приправ. Неведомая и таинственная, словно время, чарующая и яркая, как её ковры, Персия… Но эта сказочная страна реально существует! И чтобы попасть в неё, нужен лишь билет на самолёт и разговорник… А на каком же языке там говорят?

В индоевропейской семье языков زبان فارسی - фарси или парси, персидский - популярнейший язык, входящий в юго-западную подгруппу иранской группы. В мире на нём говорят по разным оценкам от 60 до 80 миллионов человек.

Современный персидский широко распространён во многих государствах и сообществах. Поскольку в некоторых странах для него установлены свои особые нормы, это даёт право относить его к языкам плюрицентрическим. Официально признаны три родственных варианта, ставших национальными языками для Ирана, Афганистана и Таджикистана. Самый известный среди них - фарси, он же «западный фарси» или фарси Исламской Республики Ирана - родной язык персов, а также второй язык для межэтнического общения, язык литературы, СМИ и т. д. для представителей других народностей в этой стране. «Восточный фарси» включает в себя دری - дари или фарси-кабули - государственный язык Афганистана, а также таджикский или тоджики - официальный язык Таджикистана. На персидском говорят национальные меньшинства в Бахрейне, Ираке, Кувейте, Омане, Йемене, ОАЭ, Пакистане, Узбекистане и в других странах.

Несмотря на наличие различий у трёх крупных литературных норм образованные люди из Ирана, Афганистана и Таджикистана могут легко понимать друг друга. А вот разговорные диалекты персидского могут настолько отличаться, что делает общение их носителей затруднительным (особенно диалекты западноиранских и северотаджикских народностей).

Сегодня фарси включает в себя несколько форм: основанный на классическом варианте язык высокой и архаизированной речи - книжно-письменный стандартный или современный, который за счёт довольно консервативного отношения к литературной норме позволяет персам и сегодня понимать тексты даже тысячелетней давности; функциональный вариант для повседневного вежливого общения - общенациональная разговорная речь, оказывающая всё большее воздействие на книжный язык, часто используемая в современной литературе; и خودمونی - ходемуни - непринуждённая речь, включающая в себя и ненормированные диалекты. Формы эти довольно сильно отличаются друг от друга, как на грамматическом, фонетическом, лексическом, синтаксическом, так и на словообразовательном уровнях, отражая изменения, накопленные тысячелетиями со времён классического периода. Всё это лишний раз подтверждает, что персидский - текучий, подвижный и многозначный, каким и должен быть язык Востока. Да, на фарси сказывалось влияние греческого, римского, индийского, арабского… Но он сохранил свою древнюю магию, своё особое очарование и индивидуальность.

Персидский алфавит в фарси и дари создан на основе дополненного четырьмя буквами арабского и таким образом включает в себя 32 символа. Особенностью письма персов является последовательное отображение согласных и устойчивых, долгих гласных. Краткие гласные записываются только в начале и конце слов, что приводит к возникновению большого числа омографов - совпадающих в написании, но различных по звучанию слов. То есть, чтобы правильно прочитать или произнести персидское слово, вам необходимо будет знать его заранее. Согласитесь, это довольно трудно не только для новичков в фарси, но и для самих носителей языка! Ещё одна сложность - отсутствие норм правописания. Персидский - язык, находящийся в непрерывном развитии. Правила устаревают, на их место приходят новые, он движется, течёт как река, без преград и ограничений. Конечно, со временем будут написаны учебники, словам и предложениям зададут жёсткие рамки, а пока можно наслаждаться «дыханием» живого, свободного и пластичного языка.

Столкнувшись с персидским, вы обнаружите, что времена тесных торговых и культурных отношений Ирана (Персии) и России (Руси) оставили свой след в обоих языках. Взять к примеру такие иранские заимствования, как: بادیه - бадья, پنبه - бумага, دیوان - диван, پلاس - палас, پیاله - пиала, استکان - стакан, تاس - таз, انبار - амбар, بازار - базар, جامهدان - чемодан - и это лишь малая часть заимствований. Этот список можно продолжить: рай, небо, честь, цена, мудрый, медь, сапог, хмель, штаны, чаша, собака, топор, хата и многие другие «родные» для нас слова пришли из Персии. По одной из версий слово «бог» тоже имеет древнеиранские корни. Как же много «ниточек» соединяет нас с этой древней страной!

Говоря о персидском невозможно не упомянуть, что это язык, на котором были написаны величайшие литературные памятники, философские, медицинские, военные и естественнонаучные трактаты. В 1872 году на Берлинском конгрессе лингвистов фарси был признан мировым классическим языком наравне с санскритом, древнегреческим и латынью. Причина - в богатстве персидской литературы и в её огромном влиянии на мировую культуру. Омар Хайям, Саади, Низами, Ибн Сина (Авиценна), Руми, Аль Бируни, Рудаки, Фирдуоси, Джами, Насир Хосров, Аттар, Балхи, Санаи, Хафиз Ширази, Дехлави - эти и многие другие величайшие поэты, учёные философы творили на персидском языке.

В заключение хотелось бы вернуться к персидским сказкам. Это удивительный мир мудрых, поучительных историй, захватывающих приключений и страстных историй любви… Здесь каждый, и ребёнок, и взрослый, найдёт что-то для себя. А кто не слышал историй о весельчаке Ходже Насреддине, который выходил победителем из любой сложной ситуации? Оружием его были меткое слово, юмор и нестандартный образ мысли. Кто-то наверняка вспомнит историю о «Шахе и Визире» или о «Персидской Кошке». А может вам довелось прочесть волнующую هزار و یک شب - «Тысяча и одну ночь» или положенную в её основу книгу هزار افسانه - «Тысячи Мифов»? Любители преданий о древних временах, возможно, знакомы с شاهنامه - «Шах-наме» или «Книгой царей», повествующей об истории Ирана до прихода ислама в VII веке, или с такой интересной и известной книгой, как персидский дастан XIX в. «Амир Арслан».

Возможно, вы желаете прочесть ещё не переведённые книги наших современников на фарси, либо ведёте бизнес с партнёрами из Ирана и необходим перевод коммерческих документов, либо вам требуется перевести с/на фарси документы личные - тогда добро пожаловать к нам. Всегда к вашим услугам профессиональные переводчики из .