Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Е. И. Замятин. Мы. Текст произведения. Евгений замятин - мы

Е. И. Замятин. Мы. Текст произведения. Евгений замятин - мы

Далекое будущее. Д-503, талантливый инженер, строитель космического корабля \"Интеграл\", ведет записки для потомков, рассказывает им о \"высочайших вершинах в человеческой истории\" - жизни Единого Государства и его главе Благодетеле. Название рукописи - \"Мы\". Д-503 восхищается тем, что граждане Единого Государства, нумера, ведут рассчитанную по системе Тэйлора, строго регламентированную Часовой Скрижалью жизнь: в одно и то же время встают, начинают и кончают работу, выходят на прогулку, идут в аудиториум, отходят ко сну. Для нумеров определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовую талонную книжку. Д-503 уверен: \"Мы\" - от Бога, а \"я\" - от диавола.

Как-то весенним днем со своей милой, кругло обточенной подругой, записанной на него 0-90, Д-503 вместе с другими одинаково одетыми нумерами гуляет под марш труб Музыкального Завода. С ним заговаривает незнакомка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздражающим иксом в глазах или бровях. 1-330, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, читает мысли Д-503.

Через несколько дней 1-330 приглашает Д-503 в Древний Дом (они прилетают туда на аэро). В квартире-музее рояль, хаос красок и форм, статуя Пушкина. Д-503 захвачен в дикий вихрь древней жизни. Но когда 1-330 просит его нарушить принятый распорядок дня и остаться с ней, Д-503 намеревается отправиться в Бюро Хранителей и донести на нее. Однако на следующий день он идет в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос иррациональный № 1 и что он явно болен. Его освобождают от работы.

Д-503 вместе с другими нумерами присутствует на площади Куба во время казни одного поэта, написавшего о Благодетеле кощунственные стихи. Поэтизированный приговор читает трясущимися серыми губами приятель Д-503, Государственный Поэт R-13. Преступника казнит сам Благодетель, тяжкий, каменный, как судьба. Сверкает острое лезвие луча его Машины, и вместо нумера - лужа химически чистой воды.

Вскоре строитель \"Интеграла\" получает извещение, что на него записалась 1-330. Д-503 является к ней в назначенный час. 1-330 дразнит его: курит древние \"папиросы\", пьет ликер, заставляет и Д-503 сделать глоток в поцелуе. Употребление этих ядов в Едином Государстве запрещено, и Д-503 должен сообщить об этом, но не может. Теперь он другой. В десятой записи он признается, что гибнет и больше не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, а в одиннадцатой - что в нем теперь два \"я\" - он и прежний, невинный, как Адам, и новый - дикий, любящий и ревнующий, совсем как в идиотских древних книжках. Если бы знать, какое из этих \"я\" настоящее!

Д-503 не может без 1-330, а её нигде нет. В Медицинском Бюро, куда ему помогает дойти двоякоизогнутый Хранитель S-4711, приятель I, выясняется, что строитель \"Интеграла\" неизлечимо болен: у него, как и у некоторых других нумеров, образовалась душа.

Д-503 приходит в Древний Дом, в \"их\" квартиру, открывает дверцу шкафа, и вдруг... пол уходит у него из-под ног, он опускается в какое-то подземелье, доходит до двери, за которой - гул. Оттуда появляется его знакомый, доктор. \"Я думал, что она, 1-330...\" - \"Стойте тут!\" - доктор исчезает. Наконец! Наконец она рядом. Д и I уходят - двое-одно... Она идет, как и он, с закрытыми глазами, закинув вверх голову, закусив губы... Строитель \"Интеграла\" теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, иррациональное.

0-90 понимает: Д-503 любит другую, поэтому она снимает свою запись на него. Придя к нему проститься, она просит: \"Я хочу - я должна от вас ребенка - и я уйду, я уйду!\" - \"Что? Захотелось Машины Благодетеля? Вы ведь ниже сантиметров на десять Материнской Нормы!\" - \"Пусть! Но ведь я же почувствую его в себе. И хоть несколько дней...\" Как отказать ей?.. И Д-503 выполняет её просьбу - словно бросается с аккумуляторной башни вниз.

1-330 наконец появляется у своего любимого. \"Зачем ты меня мучила, зачем не приходила?\" - \"А может быть, мне нужно было испытать тебя, нужно знать, что ты сделаешь все, что я захочу, что ты совсем уже мой?\" - \"Да, совсем!\" Сладкие, острые зубы; улыбка, она в чашечке кресла - как пчела: в ней жало и мед. И затем - пчелы - губы, сладкая боль цветения, боль любви... \"Я не могу так, I. Ты все время что-то недоговариваешь\", - \"А ты не побоишься пойти за мной всюду?\" - \"Нет, не побоюсь!\" - \"Тогда после Дня Единогласия узнаешь все, если только не...\"

Наступает великий День Единогласия, нечто вроде древней Пасхи, как пишет Д-503; ежегодные выборы Благодетеля, торжество воли единого \"Мы\". Чугунный, медленный голос: \"Кто \"за\" - прошу поднять руки\". Шелест миллионов рук, с усилием поднимает свою и Д-503. \"Кто \"против\"?\" Тысячи рук взметнулись вверх, и среди них - рука 1-330. И дальше - вихрь взвеянных бегом одеяний, растерянные фигуры Хранителей, R-13, уносящий на руках 1-330. Как таран, Д-503 пропарывает толпу, выхватывает I, всю в крови, у R-13, крепко прижимает к себе и уносит. Только бы вот так нести её, нести, нести...

А назавтра в Единой Государственной Газете: \"В 48-й раз единогласно избран все тот же Благодетель\". А в городе повсюду расклеены листки с надписью \"Мефи\".

Д-503 с 1-330 по коридорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир. Нестерпимо пестрый гам, свист, свет. У Д-503 голова кругом. Д-503 видит диких людей, обросших шерстью, веселых, жизнерадостных. 1-330 знакомит их со строителем \"Интеграла\" и говорит, что он поможет захватить корабль, и тогда удастся разрушить Стену между городом и диким миром. А на камне огромные буквы \"Мефи\". Д-503 ясно: дикие люди - половина, которую потеряли горожане, одни Н2, а другие О, а чтобы получилось Н2О, нужно, чтобы половины соединились.

I назначает Д свидание в Древнем Доме и открывает ему план \"Мефи\": захватить \"Интеграл\" во время пробного полета и, сделав его оружием против Единого Государства, кончить все сразу, быстро, без боли. \"Какая нелепость, I! Ведь наша революция была последней!\" - \"Последней - нет, революции бесконечны, а иначе - энтропия, блаженный покой, равновесие. Но необходимо его нарушить ради бесконечного движения\". Д-503 не может выдать заговорщиков, ведь среди них... Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за...

Наутро в Государственной Газете появляется декрет о Великой Операции. Цель - уничтожение фантазии. Операции должны подвергнуться все нумера, чтобы стать совершенными, машиноравными. Может быть, сделать операцию Д и излечиться от души, от I? Но он не может без нее. Не хочет спасения...

На углу, в аудиториуме, широко разинута дверь, и оттуда - медленная колонна из оперированных. Теперь это не люди, а какие-то человекообразные тракторы. Они неудержимо пропахивают сквозь толпу и вдруг охватывают её кольцом. Чей-то пронзительный крик:

\"Загоняют, бегите!\" И все убегают. Д-503 вбегает передохнуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказывается и 0-90. Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их будущего ребенка. Д-503 дает ей записку к 1-330: она поможет.

И вот долгожданный полет \"Интеграла\". Среди нумеров, находящихся на корабле, члены \"Мефи\". \"Вверх - 45!\" - командует Д-503. Глухой взрыв - толчок, потом мгновенная занавесь туч - корабль сквозь нее. И солнце, синее небо. В радиотелефонной Д-503 находит 1-330 - в слуховом крылатом шлеме, сверкающую, летучую, как древние валькирии. \"Вчера вечером приходит ко мне с твоей запиской, - говорит она Д. - И я отправила - она уже там, за Стеною. Она будет жить...\" Обеденный час. Все - в столовую. И вдруг кто-то заявляет: \"От имени Хранителей... Мы знаем все. Вам - кому я говорю, те слышат... Испытание будет доведено до конца, вы не посмеете его сорвать. А потом...\" У I - бешеные, синие искры. На ухо Д: \"А, так это вы? Вы - \"исполнили долг\"?\" И он вдруг с ужасом понимает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочитала его записи. Строитель \"Интеграла\" - в командной рубке. Он твердо приказывает: \"Вниз! Остановить двигатели. Конец всего\". Облака - и потом далекое зеленое пятно вихрем мчится на корабль. Исковерканное лицо Второго Строителя. Он толкает Д-503 со всего маху, и тот, уже падая, туманно слышит: \"Кормовые - полный ход!\" Резкий скачок вверх.

Д-503 вызывает к себе Благодетель и говорит ему, что ныне сбывается древняя мечта о рае - месте, где блаженные с оперированной фантазией, и что Д-503 был нужен заговорщикам лишь как строитель \"Интеграла\". \"Мы ещё не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем\".

На следующий день оказывается, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах - восставшие. Глотая раскрытыми ртами бурю, они двигаются на запад. Сквозь стекло стен видно: женские и мужские нумера совокупляются, даже не спустивши штор, без всяких талонов...

Д-503 прибегает в Бюро Хранителей и рассказывает S-4711 все, что он знает о \"Мефи\". Он, как древний Авраам, приносит в жертву Исаака - самого себя. И вдруг строителю \"Интеграла\" становится ясно: S - один из тех...

Опрометью Д-503 - из Бюро Хранителей и - в одну из общественных уборных. Там его сосед, занимающий сиденье слева, делится с ним своим открытием: \"Бесконечности нет! Все конечно, все просто, все - вычислино; и тогда мы победим философски...\" - \"А там, где кончается ваша конечная вселенная? Что там - дальше?\" Ответить сосед не успевает. Д-503 и всех, кто был там, хватают и в аудиториуме 112 подвергают Великой Операции.

Роман «Мы» Замятина, написанный в 1920 году, описывает общество далекого будущего, в котором личность подчинена жесткому тоталитарному контролю. Впервые книга была опубликована на английском языке в Нью-Йорке в 1924 году, после чего на родине писателя началась компания по его травле. Антиутопия Замятина была напечатана на русском языке лишь в 1988 году.

Главные герои

Д-503 – инженер, строитель космического корабля «Интеграл», главный герой-рассказчик.

О-90 – женский номер, партнерша Д по «личным» часам.

I-330 – женский номер, соблазнительница Д-503, заговорщица.

Другие персонажи

Ю – женский номер, пожилая контролерша.

R-13 – мужской номер, поэт, юморист.

Доктор – мужской номер, стоящий на стороне заговорщиков.

Хранитель S – хранитель Единого Государства, переметнувшийся на сторону заговорщиков.

Благодетель – бессменный верховный правитель Единого Государства.

Запись 1-ая

На дворе 32 век. Человечество покорилось абсолютной власти Единого Государства во главе с его правителем – Благодетелем. В скором времени завершается строительство космического корабля «Интеграла». Его главная задача заключается в том, чтобы « подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы ».

Над строительством корабля работает Д-503 – « один из математиков Единого Государства ».

Запись 2-ая

Д-503 любуется чистым весенним небом, на котором нет ни облачка. В послеобеденный час за Д заходит « вся кругло обточенная » О-90.

Во время прогулки среди других пронумерованных людей Д-503 встречает незнакомку – тонкую и резкую I-330. Каким-то образом ей удается читать мысли инженера, и она приглашает его в аудиторию 112. Эта женщина действует на Д « неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член ».

Запись 3-ья

Д-503 дает объяснения таким ключевым понятиям как Личные Часы, Часовая Скрижаль, Зеленая Стена, Материнская Норма, Благодетель.

Со времен далекой Двухсотлетней войны никто не бывал за пределами стеклянной Зеленой Стены, огородившей город от дремучего леса.

Регламентирует работу Единого Государства Часовая Скрижаль, благодаря которой все жители действуют, точно прекрасно слаженный механизм: одновременно просыпаются, приступают к работе и завершают ее, ложатся спать. В сутках есть два личных часа, когда жители города могут по своему усмотрению опустить шторы, погулять или же провести время за письменным столом.

Запись 4-ая

На следующий день Д получает наряд в аудиториум 112, где фонолектор вспоминает музыкантов прошлого, писавших музыку в порыве вдохновения. За роялем в старинной одежде сидит новая знакомая Д – тонкая I-330, и играет отрывок древней музыки.

Д с нетерпением ожидает вечернего личного часа, когда к нему должна прийти О с розовым билетом, дающим право на закрытые шторы.

Запись 5-ая

Д-503 излагает законы, по которым живет Единое Государство. После победы в двухсотлетней войне в живых осталось лишь 0,2 % населения.

« Предки дорогой ценой покорили, наконец, Голод», когда была изобретена « теперешняя, нефтяная пища ». Также жителям Единого Государства удалось избавиться от такого чувства как Любовь, и теперь каждый может предварительно выбрать себе нужный номер, написать заявление, и встретиться с ним в строго регламентированные сексуальные дни. Это очень удобно и практично.

Запись 6-ая

Д с горечью признает, что даже Единому Государству « до идеала - еще несколько ступеней ». Еще есть номера, нарушающие правила, и тогда на главной площади проходит праздник Правосудия.

Впрочем, и сам Д не так уж и чист перед законом. Однажды в личный час он отправился с I в Древний Дом, кардинально отличающийся от привычных блоков с прозрачными стенами, в которых живут номера. Его спутница ненадолго отлучилась, а после вышла « в коротком, старинном ярко-желтом платье, черной шляпе, черных чулках ».

Д-503 опаздывал на лекцию, но I просила его задержаться. Это было немыслимое нарушение всех правил.

Запись 7-ая

Д видит сон и просыпается с ужасом, поскольку знает, что « сны - это серьезная психическая болезнь ». По дороге к «Интегралу» он замечает Хранителя S и пытается ему рассказать о своей встрече с I в Древнем Доме и ее нарушении правил, но в последний момент передумывает.

О считает, что Д болен, и ему нужно показаться врачу. Вечер они проводят, решая « задачи из старинного задачника: это очень успокаивает и очищает мысли ».

Запись 8-ая

Д вспоминает, как в школьные годы его страшили иррациональные числа. Он собирается идти в Бюро Хранителей, но по дороге встречает О и R-13. Спутник милой О не по душе прагматичному Д, поскольку у « у R-13 есть дурная привычка шутить ».

На послеобеденный личный час О записана к R-13, но, поскольку им хватит полчаса, писатель приглашает Д к себе домой. По сути, их любовный неравнобедренный треугольник представляет собой семью, в которой Д комфортно и уютно.

Запись 9-ая

Д находится на главной площади вместе с тысячами других номеров, пришедших на праздник Правосудия. « Тяжкий, каменный, как судьба, Благодетель » руководит Машиной, убивающей преступников тысячами вольт электрического тока. После казни от них остается « только лужа химически-чистой воды, еще минуту назад буйно и красно бившаяся в сердце ».

Запись 10-ая

Д получает извещение, согласно которому I-330 записана на него на сегодняшний вечер. В голове инженера проносится вихрь мыслей, и он понимает, что « будет трудный, нелепый, абсолютно нелогичный разговор ».

I дает понять, что Д находится в ее руках, поскольку тот не сообщил о нарушении Хранителям. После этого свидания Д никак не может уснуть.

Запись 11-ая

Впервые в жизни Д чувствует неуверенность в себе, он не понимает, кем является на самом деле. К нему заходит R-13, который в разговоре мимоходом упоминает о том, что также близко знаком с I.

Эта новость выводит из равновесия Д, который с ужасом осознает, что « все это сумасшествие - любовь, ревность - не только в идиотских древних книжках ».

Запись 12-ая

Д уверен, что тяжело болен, и мечтает выздороветь. Он не сомневается, что скоро пойдет на поправку, поскольку в эту ночь не было « снов или иных болезненных явлений ».

Он читает книгу со стихами R, который принес ему накануне. Вместе с Д стихи читает один из Хранителей.

Запись 13-ая

После крепкого сна без сновидений Д уверен, что полностью здоров. Неожиданный звонок от I нарушает его привычный распорядок дня. Он опаздывает на работу, и его спутница берет справку у знакомого доктора.

Теперь они свободны. Пара направляется в Древний Дом, где предается любви без розовых талонов и разрешений. Д кажется, будто он проваливается в свой « старый сон, такой теперь понятный ».

Запись 14-ая

Д спускается « к дежурному взять право на шторы », поскольку в этот вечер должна прийти О с розовым талоном. Однако свидание не задается с самого начала, поскольку Д остро понимает, « до чего все опустошено, отдано ».

Не выдержав равнодушия Д, горько плачет, а затем убегает. Д осознает, что I отобрала у него и R, и О.

Запись 15-ая

Д приходит к месту строительства «Интеграла». От Второго Строителя он узнает, что, пока он болел, поймали « ненумерованного человека ». Его отвели в Операционное, где работают « лучшие и опытнейшие врачи под непосредственным руководством самого Благодетеля ».

Нарушителя будут пытать при помощи Газового Колокола. Под стеклянный колпак сажают человека и под давлением нагнетают различные газы до тех пор, пока он не выдаст ценную информацию. Но это не бесчеловечная пытка, а исключительно забота « о безопасности Единого Государства, другими словами - о счастии миллионов ».

Запись 16-ая

Д сильно тоскует по I, которую он не видел уже много дней. Однажды « она промелькнула, на секунду заполнила желтый, пустой мир », и так же стремительно исчезла.

Д обращается к доктору, и тот ставит страшный диагноз – у пациента появилась душа. Однако вылечить этот недуг помогут прогулки пешком, в частности, до Древнего Дома. Таким образом доктор напоминает Д, что там его ожидает встреча с I.

Запись 17-ая

Д направляется к Древнему Дому в надежде встретить там I, но ему никак не удается ее отыскать. Во время поисков математик замечает приближающегося хранителя, и в панике прячется в шкаф. Оказавшись в безопасности, он « медленно, мягко поплыл куда-то вниз ».

В подземелье Д встречает знакомого доктора, который обещает привести I. В ожидании встречи у Д « дрожат губы, руки, колени ». Он встречает I в желтом платье, и она назначает ему свидание на послезавтра.

Запись 18-ая

Д ложится спасть и тотчас же опускается « на сонное дно, как перевернувшийся, слишком загруженный корабль ». Ему снится I в розовом платье, за зеркальной дверью его шкафа. Проснувшись, Д пытается определить, что такое душа, но еще больше погружается в пучину хаоса.

По совету доктора Д идет на прогулку. Вечером он получает от О-90 письмо, в котором она признается Д в любви, и вместе с тем отпускает, чтобы он был счастлив с I.

Запись 19-ая

Проходит первый пробный запуск «Интеграла», во время которого погибает « с десяток зазевавшихся нумеров ». Однако на это досадное происшествие никто не обращает внимания, и работа продолжается.

Герой отправляется на лекцию по детоводству, где встречает О. Вечером того же дня О просит Д об одной услуге – оставить ей ребенка. За подобное нарушение положена казнь, но О готова принести себя в жертву, лишь бы почувствовать в себе зарождение новой жизни. Д соглашается.

Запись 20-ая

Д анализирует происшедшее, и приходит к выводу, что готов к смерти в Машине Благодетеля. Если в Операционной О назовет его имя, он будет убит вместе с ней.

Запись 21-ая

I опять не приходит в свой день, вместо нее – лишь « невнятная, ничего не разъясняющая записка ». В надежде отыскать ее, Д отправляется к Древнему Дому. Там он встречает Хранителя S, который просит его вести себя осторожнее.

Вечером Д встречает пожилую контролершу Ю, которая жалуется ему на то, что дети изобразили ее « в каком-то рыбьем виде ». Она, конечно же, любит детей, но не преминула сдать их Хранителям.

Запись 22-ая

Д становится свидетелем шествия – под конвоем ведут трех преступников. Один из них, заметив знакомое лицо в толпе, останавливается, но стражник щелкает « по нем синеватой искрой электрического кнута ». К юноше бросается навстречу девушка, и Д кажется, что это I.

Запись 23-ья

К Д приходит I, и говорит о своей любви к нему. Но она хочет быть уверенной в том, что и ради нее Д готов на все. Математик чувствует, что женщина что-то недоговаривает. Она соглашается все ему рассказать, но только после Дня Единогласия.

Запись 24-ая

Д размышляет о великом Дне Единогласия, во время которого неизменно выбирают одного и того же правителя. При этом « самые выборы имеют значение скорее символическое », и призваны подчеркнуть, что народ Единого Государства – « единый, могучий миллионноклеточный организм ».

Математик предлагает I пойти на главную площадь вместе, но она отказывается.

Запись 25-ая

Звучит торжественный гимн, с небес на аэро спускается « в белых одеждах Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья ».

По рядам проносится « шелест миллионов рук » – все голосуют «за» Благодетеля, а после « тысячи рук взмахнули вверх - «против»». Начинается страшная паника, I – ранена, и Д на руках уносит ее подальше от обезумевшей толпы.

Запись 26-ая

К большому удивлению Д, привычный мир все еще продолжает существовать. В Единой Государственной Газете сообщается, что, несмотря на происки врагов, в « 48-й раз единогласно избран все тот же, многократно доказавший свою непоколебимую мудрость Благодетель ».

Все улицы в Едином Государстве обклеены листовками Мефи, и Хранители уничтожают их в срочном порядке.

Запись 27-ая

Д встречается с I, и она ведет его за Зеленую Стену. Оказавшись в запретной зоне, математик больше всего поражается солнцу – « это были какие-то живые осколки, непрестанно прыгающие пятна, от которых слепли глаза, голова шла кругом ».

На поляне шумит « толпа в триста-четыреста… человек ». I обращается к ним с призывом захватить «Интеграл» и отправиться на иные планеты, чтобы навсегда разрушить установленные Благодетелем законы и порядки. Многие считают это безумием, но Д поддерживает свою спутницу.

Неожиданно Д замечает в толпе знакомое лицо Хранителя, но I утверждает, что об этом месте никому неизвестно.

Запись 28-ая

К Д приходит I и сообщает, что правительство что-то задумало – « в зданиях аудиториумов что-то готовят, какие-то столы, медики в белом ». Также она предполагает, Д является потомком смешанной расы и является сыном женщины из города и мужчины, что жил за Зеленой Стеной.

I рассказывает математику о Мефи, которые отчаянно борются за свободу. Позже Д получает письмо, в котором его предупреждают о приходе Хранителей. Он успевает спрятать опасные записи, и Хранители уходят ни с чем.

Запись 29-ая

Направляясь в Древний Дом на встречу с I, Д замечает беременную О. Она очень счастлива, и благодарит Д за это счастье. Однако математик обеспокоен – он прекрасно знает, какая участь уготована О-90 за противозаконную беременность.

Д предлагает ей перейти ее за Зеленую Стену и познать истинную радость материнства – видеть, как ребенок « на руках будет расти, круглеть, наливаться, как плод ». Узнав, что это может сделать только I, О решительно отказывается от помощи.

Запись 30-ая

I рассказывает, что « среди сотен, наудачу взятых вчера Хранителями, - попали 12 Мефи », и нужно действовать как можно быстрее и решительнее. Промедление в 2-3 дня может оказаться роковым.

Захват «Интеграла» запланирован на послезавтра – в день его первого пробного полета. И тогда в руках I и ее единомышленников окажется « оружие, которое поможет кончить все сразу, быстро, без боли ».

Запись 31-ая

На следующий день Д читает в Государственной Газете о том, что Единое Государство намерено окончательно сделать людей идеальными, начисто лишив их фантазии. Для этого достаточно провести небольшую операцию, уничтожив « жалкий мозговой узелок » – центр фантазии.

Из-за этой новости запуск «Интеграла» откладывается. Д рад этому, ведь ему не нужно предавать собственное детище. Он возлагает большие надежды на Операцию, надеясь таким образом вернуть свое прежнее спокойствие.

Однако I жестко ставит его перед выбором – « Операция и стопроцентное счастье или… ». Д выбирает второй вариант – неизвестное, пугающее будущее, но вместе с I.

Запись 32-ая

Первые номера, подвергшиеся Операции, со знаменем « Мы первые! Мы - уже оперированы! Все за нами!» пытаются загнать к операционным столам остальные номера. Д вместе со многими другими удается скрыться.

Математик встречает О, которая согласна укрыться за Зеленой Стеной – он не хочет подвергаться операции, после которой не сможет любить своего ребенка. Д дает ей письмо к I, и направляет к Древнему Дому.

Запись 33-ья

На следующий день Д из газеты узнает о приостановлении работ до тех пор, пока все номера не подвергнуться операции. Это обязательное для всех условие, а « неявившиеся - подлежат Машине Благодетеля ».

Запись 34-ая

«Интеграл» готов к испытанию. Он поднимается в воздух и выходит за пределы земной атмосферы. Приближается намеченный час, когда Мефи должны взять бразды правления в свои руки. Однако один из них оказывается Хранителем, и планы по перевороту разрушаются. I подозревает Д в измене.

Запись 35-ая

Чтобы доказать свою невиновность I, математик решает убить контролершу Ю – он уверен, что это по ее вине сорван запланированный переворот. Он ищет ее целый день по городу, но нигде не находит.

Вечером Ю сама является к Д. Тот опускает шторы и замахивается штоком, намереваясь убить ее. Ю уверена, что Д действует так в порыве страсти, и « это было так неожиданно, так глупо », что он опускает шток из руки и начинает хохотать. В тот миг Д понимает, « что смех - самое страшное оружие: смехом можно убить все - даже убийство ».

Ю признается, что она не выдавала I. Звонит звонок – сам Благодетель срочно вызывает к себе Д.

Запись 36-ая

Благодетель раскрывает перед Д правду – изменникам он не интересен сам по себе. Он представляет для них ценность только как строитель «Интеграла». Осмелившись поднять глаза на Благодетеля, Д видит перед собой « лысый, сократовски-лысый человек, и на лысине - мелкие капельки пота » Не в силах сдерживать смех, Д убегает.

Запись 37-ая

Во время завтрака происходит неожиданное происшествие – в небе появляются птицы, влетевшие в Единое Государство через разрушенную Зеленую Стену.

В образовавшейся толчее Д пытается отыскать I, но все безуспешно.

Запись 38-ая

Проснувшись утром от яркого света, Д видит перед собой I. У нее совсем немного времени, и математик пытается оправдаться перед ней. Он рассказывает ей о встрече с Благодетелем. I, ничего не ответив, покидает Д.

Запись 39-ая

Д решает идти в «Бюро Хранителей» и во всем им признаться. Он находит знакомого Хранителя S, и начинает судорожно и сбивчиво, « несуразными комьями, клочьями» рассказывать обо всем происшедшем. Но Хранитель ему признается, что сам принадлежит к заговорщикам, и ему обо всем известно.

Д покидает Бюро и встречает своего соседа-ученого, которому удалось доказать конечность Вселенной.

Запись 40-ая

Математика и его соседа-ученого, « как не имеющих удостоверения об Операции », отправляют на проведение процедуры по удалению фантазии.

На следующий день Д приходит к Благодетелю и все ему рассказывает. Вечером того же дня Д присутствует при пытках « в знаменитой Газовой Комнате ». Туда приводят женщину, которая смутно кого-то напоминает Д. Несмотря на мучения, она, в отличие от своих соратников, не произносит ни слова. Завтра ее вместе с другими казнят в Машине Благодетеля.

Но еще не все спокойно в Едином Государстве, и « в западных кварталах - все еще хаос, рев, трупы, звери ». Номерам удается отгородиться от них временной стеной из высоковольтных волн. Д не сомневается в победе Единого Государства.

Заключение

Антиутопия «Мы» представляет собой противостояние реальности и идеологии. Желая избавиться от всех проблем, жители Единого Государства убивают в себе все человеческое, тем самым лишая себя радости жизни.

Краткий пересказ «Мы» будет особенно полезен для читательского дневника. После его прочтения рекомендуем прочесть полную версию романа.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 290.

Евгений Иванович Замятин

Запись 1-я

Конспект:

Объявление. Мудрейшая из линий. Поэма

Я просто списываю – слово в слово – то, что сегодня напечатано в Государственной Газете:

«Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах – быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытаем слово.

От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства:

Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства.

Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ.

Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»

Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнать дикую кривую, выпрямить ее по касательной – асимптоте – по прямой. Потому что линия Единого Государства – это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая – мудрейшая из линий…

Я, Д-503, строитель «Интеграла», – я только один из математиков Единого Государства. Мое привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю – точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это «МЫ» будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет – верю и знаю.

Я пишу это и чувствую: у меня горят щеки. Вероятно, это похоже на то, что испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового, еще крошечного, слепого человечка. Это я и одновременно не я. И долгие месяцы надо будет питать его своим соком, своей кровью, а потом – с болью оторвать его от себя и положить к ногам Единого Государства.

Но я готов, так же как каждый, или почти каждый, из нас. Я готов.

Запись 2-я

Конспект:

Балет. Квадратная гармония. Икс

Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы – ежеминутно проводишь по ним языком – и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно). Это несколько мешает логически мыслить.

Но зато небо! Синее, не испорченное ни единым облаком (до чего были дики вкусы у древних, если их поэтов могли вдохновлять эти нелепые, безалаберные, глупотолкущиеся кучи пара). Я люблю – уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное небо. В такие дни весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни видишь самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения – видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном.

Ну, вот хоть бы это. Нынче утром был я на эллинге, где строится «Интеграл», и вдруг увидел станки: с закрытыми глазами, самозабвенно, кружились шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и влево; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем.

И дальше сам с собою: почему красиво? Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе. И если верно, что наши предки отдавались танцу в самые вдохновенные моменты своей жизни (религиозные мистерии, военные парады), то это значит только одно: инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку, и мы в теперешней нашей жизни – только сознательно…

Кончить придется после: щелкнул нумератор. Я подымаю глаза: О-90, конечно. И через полминуты она сама будет здесь: за мной на прогулку.

Милая О! – мне всегда это казалось – что она похожа на свое имя: сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы – и оттого вся кругло обточенная, и розовое О – рот – раскрыт навстречу каждому моему слову. И еще: круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей.

Когда она вошла, еще вовсю во мне гудел логический маховик, и я по инерции заговорил о только что установленной мною формуле, куда входили и мы все, и машины, и танец.

– Чудесно. Не правда ли? – спросил я.

– Да, чудесно. Весна, – розово улыбнулась мне О-90.

Ну вот, не угодно ли: весна… Она – о весне. Женщины… Я замолчал.

Внизу. Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час мы обычно тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И я – мы, четверо, – одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке. Слева от меня О-90 (если бы это писал один из моих волосатых предков лет тысячу назад, он, вероятно, назвал бы ее этим смешным словом «моя»); справа – два каких-то незнакомых нумера, женский и мужской.

Блаженно-синее небо, крошечные детские солнца в каждой из блях, не омраченные безумием мыслей лица… Лучи – понимаете: все из какой-то единой, лучистой, улыбающейся материи. А медные такты: «Тра-та-та-там. Тра-та-та-там», эти сверкающие на солнце медные ступени, и с каждой ступенью – вы поднимаетесь все выше, в головокружительную синеву…

И вот, так же как это было утром, на эллинге, я опять увидел, будто только вот сейчас первый раз в жизни, увидел все: непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратную гармонию серо-голубых шеренг. И так: будто не целые поколения, а я – именно я – победил старого Бога и старую жизнь, именно я создал все это, и я как башня, я боюсь двинуть локтем, чтобы не посыпались осколки стен, куполов, машин…

Одну из пророческих книг двадцатого века написал русский писатель Евгений Замятин. "Мы". Краткое содержание сюжета не может передать всей глубины и граней этого произведения, написанного в начале двадцатого века. Возможно, и сам автор не предполагал пророческого значения своей книги.

Евгений Замятин, "Мы". Краткое содержание

Действие происходит в отдалённом будущем. Повествование ведётся от лица инженера, проектирующего межгалактический космический корабль "Интеграл". Схематично обрисовано устройство общества и государства, в котором человек полностью утратил какое-либо значение и обязан забыть про своё человеческое "я". Всё вокруг тотально подчинено некоей мистической воле Единого Государства. Всё существование запредельно регламентировано, у людей вместо имён - номера, вместо судьбы - функциональные обязанности.

Люди строем ходят на работу и на отдых. Даже сексуальные отношения регламентированы Единым Государством, на них выдаются розовые талончики в соответствующие дни недели. Согласия партнёра никто не спрашивает, но разрешено задёрнуть занавеской по такому случаю прозрачную стену в жилом комплексе. При всей карикатурности изображённого мира, на протяжении всего двадцатого века можно было нередко наблюдать нечто на него похожее. Многим потом не единожды вспоминался этот шедевр - Евгений Замятин, "Мы". Краткое содержание и схема изображённых в книге реалий находили пересечение с тем, что творилось во многих тоталитарных странах. Любая попытка не то чтобы вырваться из всего этого "прекрасного" мира, но даже задуматься о том, была преступна, и жестоко каралась. Но главный герой попал в ряды заговорщиков, вознамерившихся разрушить царящее вокруг Всеобщее Счастье. В своих целях они решились использовать строящийся под его руководством космический корабль. Планы свержения Единого Государства терпят провал, заговорщики подавлены, но главный герой так ничего и не понял в происходящем. Он явился лично к Верховному Благодетелю и сдал всех своих сподвижников, втянувших его в заговор. "Здравый смысл" одержал неизбежную победу, и все, вздумавшие на него покушаться, уничтожены. Так будет и впредь. Вот вся фабула знаменитой книги, которую написал Замятин, "Мы". Краткое содержание этой заметки не позволяет останавливаться на мелких подробностях. Великие книги следует читать, это не телесериалы.

Но есть резон оглядеться вокруг...

А такой ли уж бред изобразил русский литератор Евгений Замятин? Мы ничего похожего не замечаем в реальной жизни? Взгляд невольно останавливается на Северной Корее и на правящем в ней упитанном хомяке Ким Чен Ыне. Да вся эта страна - одно большое Единое Государство, где человек не значит ничего. Всё, что здесь происходит, вызывает чувство тяжёлого недоумения. Возникает навязчивый вопрос: "Это уже полный апокалипсис?" Или пока только его краткое содержание? "Мы", Замятин, антиутопия... Все было предрешено? Такой ассоциативный ряд выстраивается в сознании при знакомстве с новостями из этой страны. Да, пожалуй, и Замятин при всей его фантазии не додумался бы до такого, как расстрел из миномёта увешанного орденами генерала, который провинился тем, что был якобы пьян и недостаточно искренне рыдал на похоронах предыдущего Верховного Правителя Единого Государства.

Евгения Замятина и его антиутопию «Мы» обычно проходят в 11 классе в школе, но заостряют на нём внимание, в основном, те, кто сдаёт литературу на ЕГЭ. Однако это произведение заслуживает быть прочитанным каждым из нас.

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».

Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Жанр

Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы , и , с которыми нередко сравнивают роман Замятина.

Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.

Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.

О чем?

Произведение описывает происходящее спустя тысячу лет после окончания двухсотлетней войны, которая была самой последней революцией в мире. Повествование ведётся от первого лица. Главный герой по профессии инженер «Интеграла» — механизма, который настроен на популяризацию идей Единого Государства, интеграцию вселенной и её обезличивание, лишение индивидуальности. Суть романа заключается в постепенном прозрении Д-503. В нём зарождается всё больше сомнений, он обнаруживает недостатки в системе, в нём просыпается душа и выводит его из общего механизма. Но в финале произведения операция превращает его вновь в бесчувственный номер, лишённый индивидуальности.

Весь роман – это сорок записей в дневнике главного героя, которые начинаются прославлением Государства, а заканчиваются правдивыми описаниями угнетения. У граждан нет имён и фамилий, но есть номера и буквы – у женщин гласные, у мужчин – согласные. У них одинаковые комнаты со стеклянными стенами и одинаковая одежда.

Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, а расписание определяет Часовая Скрижаль. В нём существует два часа, отведённые специально на личное времяпровождение: можно совершать прогулки, заниматься за письменным столом или заниматься «приятно-полезной функцией организма».

Мир Интеграла огорожен от диких земель Зеленой стеной, за которой сохранились естественные люди, чей вольный образ жизни противопоставлен суровым порядкам Единого государства.

Главные герои и их характеристика

Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.

Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.

В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.

В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.

Государство в антиутопии

В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.

Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.

Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.

Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.

Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.

В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.

Проблемы

Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Смысл романа

Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Критика

Ю. Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями – о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Дж. Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Э. Браун писала, что «Мы» — это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Ю. Н. Тынянов в статье «Литературное сегодня» считал фантастический сюжет Замятина убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!