Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  (Не)вечный студент. Вечный студент, или Ещё один американский лохотрон

(Не)вечный студент. Вечный студент, или Ещё один американский лохотрон

Вечный студент

Посмотрите на меня, здравствуйте! Вы не узнаёте меня? Меня недавно по телевизору показывали, в передаче про студентов. Скажите не может быть? Может, хотя мне за шестьдесят. Я - известный человек, вечный студент. Всю жизнь только и делаю, что учусь и учусь. Сейчас на выпускном курсе педагогической академии, скоро начну трудовую деятельность........может начну и начну удачно. Хотя не знаю, говорят, сейчас бьют учителей и родители и ученики. Может начну, подумать надо, может в другой институт поступлю.
До этого я учился в металлургическом, я думал в тяжёлой промышленности хорошо зарабатывают. Думал, мне об этом соседки по лестничной площадке в моём доме сказали: «Езжай, говорят, на Урал, там вся самая тяжёлая промышленность»,- назвали город и даже завод, где вот эти находятся тяжёлые. Ну, я закончил институт и сразу туда, приезжаю, а там ничего тяжёлого нет, нет даже завода, одни стенки цехов стоят и стаи беспризорных собак по территории бегают. Жить то как-то надо, думаю, обойдусь без тяжёлого и поступил в педагогический.
Не слышу? Повторите вопрос! Понял, на что я живу? На пенсию, друзья мои, на пенсию, мне уже по старости дали. Да ещё на премию Гинесса, как вечному студенту.
Да, мы отвлеклись, до металлургического учился в сельскохозяйственной академии. Учился хорошо, старался. Ректор говорил: «К пенсии закончишь!» Старался, с детства запомнил плакат «Хлеб всему голова!», уж очень хотелось побыть шеей, кстати, учился на агронома. Учился, учился и выучился, получил диплом и поехал в сельскую глубинку, ну, где это самое сельское хозяйство. Объездил всю область, каждый район, где, как его, сельское хозяйство. Не нашёл, стал думать, где применить свои знания, одни мелкие фермеры, а хозяйства, так особо, и не увидел, как его? Правильно! Сельского и поступил в металлургический.
До этого учился в медицинском институте, очень хотелось быть врачом. Врач - это благородно, только преподаватели и студенты на меня подозрительно смотрели, сами понимаете, из-за возраста, всё хотели меня отправить учиться на психиатрический, с намёком, я так понимаю, а я настойчиво учился на общей терапии. Закончил, получил диплом врача терапевта и устроился работать в поликлинику. Зарплата - копейки, у меня сейчас пенсия больше. Услышал как-то от врачей историю, как одного посадили за не правильный диагноз, приведший к смерти, другого за не удачную операцию; испугался очень и поступил в сельскохозяйственный.
Не понял? Устал ли от такой жизни? Пора бы и работать начать? Нет, не устал, учёба - это тоже труд, сначала нужно посадить дерево, а плоды уж потом, тут мне пригодились сельскохозяйственные знания. Согласен, пора начать работать, а как быть с поиском смысла жизни? Я всё время ищу себя, хотелось бы работать на любимой работе и получать не только деньги, но ещё и удовольствие.
Опять отвлекли меня, на чём остановился? Правильно! На медицинском, до медицинского учился в университете, на юридическом факультете. Мечтал стать хорошим юристом, тоже учился хорошо, хвалили меня: « Берите с него пример!-то есть с меня, - одного высшего образования ему мало!» Закончил с отличием, стал работать адвокатом в одной из контор, хорошо было, хорошие гонорары; работал пока не побили, а битым оказался друзьями подсудимого. Не отмотал срок и не вытащил из тюрьмы их друга - подельника. Хорошо побили, получил инвалидность, пенсию, кстати, она пригодилась в дальнейшем для учёбы. Так побили, что отшибли напрочь все знания по юриспруденции - поступил в медицинский, разобраться в себе и самому себя подлечить, вдруг врачи такие же специалисты как я.
Самое главное не сказал, после школы поступил в военное училище. Очень хотелось быть военным, просто очень, насмотревшись героических фильмов и начитавшись книг. Закончил училище, успешно закончил и послали служить в воинскую часть, но вот какое дело, пока ехал в скором поезде, объявили в армии сокращение, доехал до штаба военного округа и обратно - сократили, уволился с армии так и начав служить. Ну я погоревал не много, делать нечего, и поступил на
юридический.
Спасибо! Что послушали меня, надо идти, пойду, над дипломной работой надо поработать и подумать, как дальше жить, что делать, может мне в аспирантуру поступить? Может не надо, уж очень нравится мне слава вечного студента, может премию дадут какую, по крайней мере, гонорар за интервью получу точно.

Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада»


В разгар приемной кампании мы решили отыскать студентов, для которых поступление в вуз — дело привычное. Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада». Конечно, герою Чехова до нынешних студентов-рецидивистов далеко. В то время как Трофимов к 27-ми годам так и не смог закончить курс, эти ребята успевают за то же время получить несколько дипломов, устроиться на работу мечты и даже обзавестись семьей.

За последние несколько лет система высшего образования в России изменилась — появился ЕГЭ, практически исчезли специалисты, им на смену пришли бакалавры и магистры. Обладателям диплома о высшем образовании, полученном хотя бы год назад, теперь не так просто понять, что же с ним делать и как получить еще одну «корочку». Как человек, не заставший ЕГЭ, я решила позвонить в один из московских вузов и узнать, на что же теперь я могу рассчитывать. Выбор пал на МГПУ (Московский городской педагогический университет), захотелось хоть на один звонок приблизиться к детской мечте о карьере воспитателя в детском саду.

- Здравствуйте, скажите, а можно поступить к вам на втрое высшее, и что для этого нужно?

Знаете, а у нас это так больше не называется, вам, наверное, в магистратуру нужно.

После долгой беседы выяснилось, что если первое образование у меня гуманитарное (журфак), то при поступлении мне могут зачесть уже сданные экзамены из первого диплома, плюс к этому придется сдать экзамен по психологии. Вот, в общем-то, и все. Никаких мучительных испытаний и обивания порогов вуза, результат мне сообщат на собеседовании сразу после вступительного теста.

Деньги делают людей

Случаев, когда человек идет получать второе высшее образование сегодня не перечесть. Кто-то, отучившись несколько курсов на первой специальности, понял, что это не его, кто-то не смог найти работу, а кому-то интересно продолжить учебу просто для себя. «На юрфак я поступила спонтанно, — рассказывает мне моя бывшая однокурсница Катя Скубак, — подумала, даже если по специальности потом работать не пойду, в жизни всегда пригодится. Выбрала Институт коммерции и права на Таганке. Экзаменов сдавать не пришлось — все зачли из первого диплома. Это был последний год, когда набирали специалистов, так что меня отправили сразу на четвертый курс, это считается, как первый курс для второго высшего». Теперь пять дней в неделю Катя работает, а на выходных превращается в студентку.

Пожалуй, единственное условие, необходимое для поступления на второе высшее — наличие денег. Конечно, если вы заканчивали вуз по программе специалитета, у вас есть шанс поступить в магистратуру бесплатно, причем не только по своей специальности, но и по любой, где будет похожий перечень дисциплин. Однако мало кто решается связываться с новой волной экзаменов, гораздо проще пройти собеседование, на котором вам озвучат плату за учебный семестр. В зависимости от вуза цена колеблется от 40 до 100 тысяч рублей.

Я и плотник, и юрист

Но бывают истории и заковыристее. Андрей Смоляков свой первый диплом получил еще в 2000-м году. С того момента он успел пополнить коллекцию еще двумя. Друзья уже привыкли к его вечному статусу студента, а сам Андрей сетует, что скидками по студенческому билету пользуются только дневники.

«Я уже привык быть студентом. Даже когда слышу «бедный студент» — неизменно ассоциирую с собой, несмотря на то, что мне уже за 30 и бедным меня не назовешь. Хотя от скидок в кино не отказался бы, — смеется Андрей. — Первое образование у меня филологическое. Когда поступал, мне казалось, что с таким дипломом смогу работать кем угодно, хоть учителем, хоть ученым. Почти так и получилось — работал я и учителем, и строителем, и продавцом, только до ученого дело не дошло. Через два года скитаний решил открыть свой бизнес: небольшой магазин стройматериалов, потом открыли целую сеть. Тогда стало понятно, что без юридического образования не обойтись. Так мною был получен второй диплом. А потом, когда дела пошли в гору, я просто вошел во вкус. Сразу после окончания юрфака пошел на истфак. Просто так, потому что всегда была интересна история России», — говорит Андрей.

По словам бизнесмена-студента, времени на учебу ему хватает, занятия проходят по субботам, а на время сессии он уходит в небольшой отпуск. «Кто-то любит на пляже отдыхать, а я вот люблю экзамены сдавать. Не жизнь, а поэзия», — снова отшучивается Андрей.

С ЕГЭ шутки плохи

Ни Катя, ни Андрей не столкнулись с главным препятствием абитуриентов на пути к светлому будущему — с ЕГЭ. Тем не менее, бывают случаи, когда сдавать его приходится не сразу после школьной скамьи, а вместе с собственными детьми. Это случилось и с Маргаритой Александровой. Сегодня ей 46 лет, женщина не скрывает своего возраста и очень гордится тем, что год назад снова стала студенткой.

«Так получилось, что первое образование я не закончила. Забеременела первым ребенком на последнем курсе, муж настоял, чтобы диплом отложила. Но, как это часто бывает, потом захлестнули заботы, появился второй ребенок, в общем, вуз я так и не закончила. Это не помешало мне найти работу и прожить вполне счастливую жизнь. Но чувство невыполненного долга меня не оставляло. Тогда я решила поступить в университет», — рассказывает Маргарита.

Естественно, никаких свидетельств, кроме академической справки, о том, что когда-то она почти закончила вуз, не осталось. Пришлось начинать с нуля. Поступать женщина решила в РГСУ (Российский государственный социологический университет). Маргарита выбрала направление «документоведение», и даже для вечернего факультета понадобилось сдавать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. «Сдавали в специальном центре при вузе, готовилась вместе с младшим сыном, который заканчивал школу. Нанимали репетиторов и занимались каждый вечер. Конечно, мне все давалось сложнее — со времен школы все давно забыла. Но проходной балл набрала», — говорит Маргарита.

Сегодняшние вечные студенты, может, и успешнее тех, что были сто лет назад, а все-таки тоже романтики в душе. И нет им дела до того, что за одной партой с ними может оказаться кто-то вдвое младше, а друзья, услышав об очередной сессии, в очередной раз спросят: зачем все это? Главное для них — возможность продолжать узнавать новое и может быть, именно так бесконечно продлевать свою молодость.

Они самые умные в группе. Они знают ответы на все вопросы преподавателей. Они не ходят на половину пар, потому что уже сдали по ним экзамен. Нет, это не сверхлюди – это те, кто уже когда-то был первокурсником и пошел этим путём снова. Узнаём, когда они осознали, что их призвание – быть второпроходцами. Спойлер: все дороги ведут на медиаком

София Ксенофонтова

факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: вторая неделя сентября

Ещё годик детства

В тот год я абсолютно не знала, чем хочу заниматься, поэтому выбирала факультет наобум. Да и вообще, поступление тогда было скорее по инициативе родителей: они пытались убедить меня, что нужно идти в вуз сразу после школы, а мне хотелось сделать год перерыва и разобраться в себе.

Главное, чтобы Вышка

Даже не смогу сказать, как ко мне пришла идея перепоступить, но факт, что нужно что-то менять, был для меня очевиден. Единственное, я была уверена в том, что хочу остаться в Вышке, ведь система образования в этом университете несомненно выигрывает по сравнению с другими вузами страны.

Друг познаётся в переводе на другой факультет

Родители отнеслись скорее негативно, но всё равно поддержали мой выбор. В этот период мои близкие друзья не только меня поддерживали, но и помогали осуществить желаемое. Мне не о чем жалеть, кроме потраченных денег на прошлое обучение. Я решила, что хочу не изучать искусство, а создавать его - и выбрала медиаком.

Алексей Митров

Момент осознания: середина октября

Бойтесь арабского

Я выбирал самостоятельно, основываясь на своем тогдашнем интересе к Ближнему Востоку, который быстро иссяк. Тогда и появились первые сомнения по поводу правильности выбора.

Толчком для перевода стал заваленный экзамен по арабскому языку. Тогда я понял, что не хочу больше заниматься тем, что мне неинтересно, и выбрал направление себе по душе – медиакоммуникации. Благо, родители были исключительно «за», а друзья-одногруппники ещё долго шутили над моими тяжелыми отношениями с языками. Кстати, в новой группе шутки про арабский стали уже константой.

Релакс в медиадворе

Мне было жаль расставаться с друзьями с востоковедения, они все очень хорошие. Но в остальном я был искренне счастлив, ибо весь прошлый год был адом.

Я еще ни разу за всё время не пожалел, что сделал этот шаг. Разница между факультетами огромная: на медиа гораздо более расслабленная и умиротворенная атмосфера, нет вечного стресса и переживаний, гораздо больше места для творчества. Так что теперь я точно уверен в своем выборе.

Пётр Горбунов

факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: конец второго модуля

Куда податься

Первоначальный выбор специальности был комбинированным: основной вектор определили родители, а конкретное направление выбирал уже сам.

К концу осени появилось решение уйти с «востока», но следом всплыл вопрос: «А что делать дальше?» Бросать универ после пары месяцев обучения было нерационально, поэтому пришла мысль дать себе отдохнуть до начала следующего года, сдать ЕГЭ по недостающим предметам и поступить на другой факультет внутри НИУ ВШЭ в начале следующего года.

Я роняю

Мыслей поступать в какой-либо другой вуз даже не возникало, потому что Вышка казалась и кажется наиболее комфортным, продвинутым и подходящим именно мне учебным заведением.

Первой реакцией родителей было недоумение и негодование. Но, побушевав пару дней, они одобрили моё решение. Когда я забрал документы, то сразу же испытал облегчение и радость от того, что теперь смогу заниматься тем, к чему действительно лежит душа.

Релаксирует вместе с Лёшей в медиадворе

Я выбрал медиаком и нисколько не жалею об этом. Теперь я действительно на своём месте.

Галина Цой

факультет бизнеса и менеджмента → факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 2 курс

Момент осознания: конец декабря

Кто виноват

Я дважды выбирала специальность самостоятельно. Оба раза родители поддержали. Это, если честно, только все усложнило, потому что так не на кого скидывать вину, кроме себя самой.

Сомнения в правильности выбора появились ещё летом, но я думала, что это просто мандраж перед переездом. Надеялась, что вся моя неуверенность пройдёт сама собой, как только начнётся учёба. На деле оказалось совсем наоборот. Мне не понравилась программа, я не понимала, на что именно трачу время и силы. Первое полугодие боялась признаться себе, что хочу сменить специальность: до последнего верила, что это сезонная хандра. Потом устала с ней мириться и решила, что буду перепоступать.

Перед фактом

За этот год Высшая школа экономики стала частью моей жизни, так что с выбором университета было очень легко. Никто до последнего не знал о том, что я готовлюсь поступать снова. Родителей поставила перед фактом, когда отправила на проверку мотивационное письмо. Так что друзья и знакомые тоже узнали всё уже после официального зачисления. Хвалили и говорили, что сделала всё правильно.

Опыт

Надо было подготовить документы для зачисления, разобраться с текущей учёбой, которую бросать окончательно тоже не хотелось. Я ясно понимала, что поздно и глупо о чём-то жалеть, поэтому старалась отгонять эти мысли. Сейчас я уверена, что прошлый год не прошёл впустую. Это был грандиозный опыт, который не забуду никогда.

Сейчас я не представляю, что могла бы учиться где-то ещё. Значит выбор был правильный. Пока что менять ничего не планирую. Сама как никто другой знаю, какое это неблагодарное дело - строить планы.

Антонина Бельченкова

факультет психологии Молдавского Государственного Университета → факультет социальных наук НИУ ВШЭ, 3 курс

Момент осознания: надо у мамы спросить

Сильная и независимая

Я свою будущую профессию выбирала самостоятельно. Конечно, я советовалась с родителями и уточняла их мнение, однако окончательный выбор делала сама. Могу точно сказать, что это был осознанный путь. Возможно, повлияло то, что я делала его в 19 лет, а не в 16-17, как это происходит в России и некоторых странах СНГ.

Наверное, будет неуместно говорить, что я осознала свою ошибку. Изначально я собиралась поступать в Питер, но, поступив только в Белгород, решила, что шило на мыло менять не буду. Поэтому осталась дома, узнав, что поступила на бюджет. Наверное, осознание, что нужно перепоступать, появилось у моей мамы, так как в Кишиневе мне будет нечего делать без знания языка. Критическим моментом для меня стало объявление, что со второго курса мы будем объединены с молдавской группой и обучение будет не на русском.

Из Петербурга в Москву

Вышку моя семья стала рассматривать после неудачного поступления по квотам в Питер. Именно из-за этой неудачи мы узнали, что есть такой замечательный вуз, который проводит свой конкурс и предоставляет бюджетные места. И да, идея действительно пришла не мне, а маме. А то я уже очень даже освоилась в своем личном МГУ, завела друзей, влилась в этот ритм жизни и решила, что уеду в Россию только в магистратуру.

Выбор

Можно с твердостью сказать, что родители были «за». Друзья разделились на два лагеря, вернее, у каждого было двоякое чувство. С одной стороны, они меня поддерживали, говоря, что я добьюсь гораздо большего в Москве, получу лучшее образование. С другой стороны, отпускать меня они не хотели, поэтому иногда прекращали разговоры о моем переезде, сдерживая слезы.

Я плакала все 5 месяцев перед отлётом, я не хотела в Москву! Боялась этого огромного города, боялась начинать самостоятельную жизнь, где вся ответственность падала только на мои плечи. Друзья, как можно их оставить? Танцы? Я занималась профессионально танцами и понимала, что отрываю часть своей души, бросая это всё. Молодой человек? За пару месяцев перед отлётом я начала отношения, хоть и понимала, что мой переезд станет поводом для разрыва. У нас не было достаточно времени, чтобы суметь сохранить их. Переезд означал для меня перечеркнуть 20 лет прожитой жизни и начать с чистого листа. Было страшно.

Дальше больше

Я твердо убеждена, что тут из меня получится хороший специалист. Мои ребята уже закончили вуз, они гордо могут сказать: «Да, я психолог!». Но, тем не менее, никто не смог ещё устроиться на работу. Я не могу ещё так сказать, я только на пути к этой цели, но уже знаю, что умею я куда больше благодаря Вышке. К тому же, Москва меня приняла. Я влюблена в этот город и не хочу его оставлять.

Текст: Александра Воробьёва

Фото: предоставлены героями материала

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или , чтобы проинформировать нас.

Обратная сторона непрерывного образования, которое сейчас так восторженно воспевают, — синдром «вечного студента». Мысль, что без дополнительной корочки, очередного диплома, двадцати курсов повышения квалификации и тринадцатого по счету мастер-класса невозможно сделать первый (или любой другой) шаг, прочно укоренилась в сознании многих людей. Причины разные — от лени или желания оставаться в «безопасной гавани» до слишком высоких требований к самому себе, из-за чего неудача представляется чем-то смертельным, а потому попытка применить свои знания на практике постоянно откладывается.

Как перестать учиться и начать жить — своими мнениями на эту тему с «Понедельником» поделились психолог, продюсер, путешественница-блогер и, что немаловажно, два преподавателя.

«В России о работе говорят как о каторге»

Оксана Силантьева ,
мультимедийный продюсер, основатель компании «Силамедиа», окончила магистратуру в Великобритании:

— Страх выйти во взрослую жизнь действительно существует. И корни его — в особенностях нашей культуры. Посмотрите на истерию родителей вокруг запихивания вчерашних одиннадцатиклассников в вузы. Провал на экзаменах представляется как жизненная трагедия. Год никуда не поступать, пойти поработать, подумать, определиться со своей взрослой жизнью? Нет, это не наш путь. Поступить-поступить-поступить — как мантра. Если так настроены все вокруг, откуда у абитуриента появится уважение к своему выбору? И к работе вообще? У тех, кто поступил, скорее всего, не было времени, чтобы попробовать поработать лет с 14. Вместо этого старшеклассники корпят над пробным ЕГЭ и мучают репетиторов. Граница, за которой возможность получить собственный опыт работы, отодвигается и отодвигается. До поступления в вуз — это невозможно точно, но и в случае, если эта планка взята… «Не отвлекайся, выучись сначала, — говорят родители на протяжении и всех студенческих лет. — Вот будет у тебя диплом — тогда и найдешь работу». А если вдруг у студента-старшекурсника, или молодого специалиста все еще остается желание трудиться, он может послушать, как о своей работе отзываются родители на кухне, спикеры разных телепрограмм на экране и лидеры мнений в соцсетях. Много ли мы слышим вокруг рассказов людей, которые занимаются любимым делом? И почему-то в такой ситуации виноватым в прокрастинации оказывается «вечный студент». Почему бы не спросить с его родителей и учителей — что они сделали, чтобы сформировать желание и готовность работать, чтобы молодой человек обладал навыками, дающими возможность зарабатывать деньги? Обвинять «вечных студентов» просто. Куда сложнее изменить систему образования, культуру отношения к труду. В одной школе в Сент-Луисе, с опытом которой я знакомилась, есть практика каждый год задавать всем ученикам, начиная с первого класса, написать небольшое эссе, в котором нужно ответить на четыре вопроса: — Что тебе понравилось изучать в этом году? (важен не предмет, а тема, часть мира, которая интересует ученика); — Что ты хотел бы изучать в следующем году? (с помощью этого вопроса активизируют самоанализ и самоопределение ученика); — Кем бы ты хотел работать в будущем? (прямо с первого класса!); — Как бы ты хотел зарабатывать деньги? (этому учат в школе). Я уже десять лет пытаюсь найти хотя бы одну российскую школу, которая начала бы задавать такие же вопросы ученикам. От редакции «Понедельника»: мы правда несколько таких школ знаем! Познакомьтесь, например, с известной в Санкт-Петербурге частной школой «Взмах». Кстати, ее выпускники очень востребованы на рынке труда!

«Вечное студенчество» как диагноз

Денис Зеликсон ,
психолог-консультант, кандидат психологических наук:

— Тяга к познанию чего-то нового имеет фундаментальную биологическую основу, которая сформировалась в ходе эволюции. Кроме того, в современном мире практически не осталось «чистых» профессий, а срок «жизни» одного образования не превышает пяти-семи лет. Проблемой «вечное студенчество» становится, когда приобретает компульсивную форму. В таком случае бесконечное сидение на студенческой скамье представляет собой своеобразный вид психического расстройства: оно отличается наличием навязчивых мыслей о необходимости повышения своей квалификации, состоянием стресса и тревожности из-за бесконечного желания получить очередной диплом. Один из таких «вечных студентов» умудрился поучиться в кредит на несколько миллионов рублей, пока не осознал причины своей «тяги к знаниям» после посещения профессионального психотерапевта. Однако такие случае крайне редки, а получение нескольких образований зачастую обосновывается отмиранием полученной профессии или уходом в узкую специализацию.

«Не бойтесь уже ошибок!»

Антон Духовский ,
тренер ораторского искусства и публичных выступлений:

— Когда человек остается в роли ученика, он хочет находиться в зоне комфорта. «Почему бы мне еще не поучиться?» — таким образом, он хитро рационализирует, объясняет нежелание или страх действовать. Я сторонник того, что всегда нужно идти навстречу своим страхам. Только таким образом можно справиться с ними. Откладывание (даже ради того, чтобы получше вооружиться) спасает мало! Ведь страх живет внутри нас. Я сам занимаюсь обучением, у меня много учеников, которые хотят выступать публично. Осознав это свое желание, они начинают читать книжки, смотреть видео, а на тренинг не приходят, не идут выступать, когда им это действительно необходимо. Они думают, что еще немного почитают, узнают больше, и вот тогда… Но в реальности чтобы по-настоящему научиться, нужно начать действовать. Есть замечательная книга Ричарда Брэнсона «К черту все, берись и делай!». Пожалуй, в этом названии и заключается ответ на вопрос, как перестать учиться и начать делать, жить, добиваться целей. Часто людей останавливает страх ошибки: но ведь ошибки неотделимы от процесса обучения. Нужно понимать, что ошибка — это опыт, и не бояться ошибиться. Набивать шишки неприятно, но это необходимо. Конечно, надо соизмерять риски. Если начинающий боксер сразу выйдет на ринг с чемпионом, то, скорее всего, он получит нокаут и, возможно, больше никогда не вернется на ринг. Лично я в свое время много учился, перед тем как начать преподавать публичные выступления. Но также и оттачивал на практике все свои навыки.

«Университет не учит жизни»

— Моя история простая. Я отучилась в университете в Петербурге, работала по специальности (редактором), потом уехала в отпуск в Египет и… не вернулась. Решила остаться жить за границей и путешествовать. Стоит ли говорить, что поначалу я работала кем получится, лишь бы оставаться на плаву. Училась — на ходу и по необходимости, без всяких заявок на ученые степени. И тут я внезапно осознала: университеты и институты вообще имеют мало общего с реальностью! Стоило мне заинтересоваться делом, как сразу появлялись соответствующие знакомства, полезная информация, интересные предложения… Самое главное — все получалось: и работа в радость, и деньги в копилку. А успех, как и навыки, приходит с опытом, независимо от того, сколько научных трудов ты перечитал. Естественно, это не отменяет преимуществ наличия диплома, но привычка фанатично гнаться за учеными степенями, полагая, что без них вы ничего не достигнете, больше похожа на страх вступить, наконец, во взрослую жизнь. Сейчас, получив опыт жизни в другой стране, я планирую съездить в Китай, а также мечтаю побывать в Грузии. Чем быстрее примешь ответственность за свою жизнь, тем проще будет ее контролировать. А это, пожалуй, главный жизненный навык. И ему не учат в университете. Университетское общество — это среда утопическая, связанная с клановостью и системами взяток. При выходе оттуда ты имеешь 100% теории и 0% практики. И остаешься неподготовленным к жизни. Одна моя знакомая — художник по образованию — всю жизнь работала секретарем. В 35 лет решила начать все с нуля, переехала в Египет и устроилась в отель на единственно доступную позицию — самого младшего администратора. Она очень быстро доросла до менеджера, сейчас у нее в подчинении больше ста человек. И никакой «корочки» у нее по менеджменту нет. Сама научилась, когда пришлось. Я не отрицаю, что наличие высшего образования открывает больше дверей, но в эти двери еще нужно зайти.

«Волшебный пинок» и особенности менталитета

Энди Фредерикс ,
преподаватель английского языка, переехал в Санкт-Петербург из США:

— Многие, даже зная почти все правила, не говорят на иностранном языке. Я считаю, что стоит наконец-то начать практиковаться! Чтобы преодолеть языковой барьер, нужно просто взять и сказать несколько слов, а не сидеть тихо в сторонке. Среди моих учеников наилучших успехов добиваются те, кто не боится делать ошибки. Чем быстрее они ошибутся, тем быстрее я смогу их поправить и тем скорее они начнут говорить правильно. Когда учишься чему-то новому, важно понимать, что ошибки неизбежны, и не считать себя из-за этого глупым. Задача преподавателя — создать доброжелательную атмосферу, в которой ученики не будут чувствовать себя разочарованными, когда что-то не получается с первого раза. Это позволяет преодолеть неуверенность и продвинуться вперед. Очень часто люди считают себя недостаточно компетентными, недостаточно способными к чему-либо. А потом просто берут и делают это! Я все время вижу подобное на занятиях. До тех пор пока вы стремитесь и верите в себя, все возможно. Есть такая поговорка: «Better done than perfect». Дословно переводится как «Сделанное лучше идеального». Лучше иметь то, что нужно, прямо сейчас, чем дожидаться, пока все будет сделано идеально до мелочей. Жизнь коротка, можно ведь и не дождаться. В этом и заключается самый большой риск такой позиции, когда человек не решается применить свои знания на практике. В такой тенденции — откладывать что-то на потом, бесконечно ожидая удачной возможности, я вижу особенность русского менталитета. По этому поводу есть хороший английский анекдот про Вторую мировую войну: Сидят в нацистском лагере американцы, британцы и русские. Наступило Рождество. Приходит немецкий комендант лагеря и спрашивает, что хотят лидеры этих заключенных в подарок. Американец говорит: «Виски!» Окей, получайте виски. Британец: «Нам чай!» Окей, держите чай. Русский: «А мне большой пинок!» — Как пинок? — А вот так, да посильнее. «Ну, пинок так пинок», — подумал начальник лагеря и пнул русского. Русский подлетел, после этого выхватил оружие у нациста и всех освободил. Мораль такова: русскому человеку нужен волшебный пинок, чтобы он что-то сделал!

На дворе июль, горячая пора для поступающих в вузы. А кое-кто замахнется на второе или даже третье высшее образование — сегодня это очень модно: новые "высшие", курсы, тренинги… Кто же те люди, которые не останавливаются и продолжают пополнять свою копилку знаний? Вечные студенты? Или просто они идут в ногу со временем? Попробуем разобраться.

Тезис о непрерывном обучении на протяжении всей жизни в условиях информационного общества необычайно актуален в наше время. Белозубые улыбки американских пенсионеров, получающих энное по счету высшее образование, внушают жизнерадостность и оптимизм. Запомнилась также одна фраза бывшей учительницы из Соединенных Штатов, сказанная ею перед аудиторией украинских студентов: "Я вышла на пенсию, и моя жизнь только начинается". Закончив свою педагогическую карьеру, Шелли оправилась путешествовать по всему миру, так и попала на эту встречу с изучающей английский сумской молодежью. Можно ли сказать, что она непрерывно учится? Безусловно. Потому что обучение для мыслящей личности во все времена не ограничивалось школьной или университетской скамьей.

Учиться означает, в первую очередь, эффективно осваивать новую информацию, чтобы затем использовать ее в своей жизни для саморазвития, достижения определенных целей, ведущих к получению личного блага. Учиться — значит, познавать нужное, и теоретически, и опытно. В этом смысле человек не может не учиться постоянно, если только он хочет развиваться.

Современная парадигма образования наконец-то взяла правильный курс − она прежде всего нацелена на формирование азов искусства учиться и постигать. Разумеется, главная роль при этом отводится адаптации учебных программ к индивидуальным и возрастным особенностям человека. Ведь, к примеру, даже любое литературное произведение одним и тем же читателем в 15 и в 40 лет будет воспринято по-разному. Что уж говорить о методиках, целью которых является формирование практических знаний, умений и навыков.

Тем не менее, фраза: "Этому поздно учиться", — постепенно и справедливо получает ярлык "абсурд". Возможно, начав заниматься гимнастикой после тридцати, вы не победите в международных соревнованиях − но это не лишит вас пользы, которую может принести данный вид спорта. Вопрос лишь в том, чем измерять эффективность обучения − потенциальными медалями, количеством успешно выполненных упражнений или же просто очередным шагом к неплохому владению своим телом? Только два последних характеризуют отношение к непрерывному и пожизненному обучению чему-либо как к необходимому саморазвитию. Именно с этим подходом полученные знания и умения становятся действительно полезными − не в отдаленной и туманной перспективе, а именно здесь и сейчас.

Человек, который учится успешно и постоянно, причем и в довольно зрелом возрасте, − не обязательно "вечный студент". К таким людям можно смело отнести всех успешных практиков − невозможно оставаться признанным асом в какой-либо отрасли, если не интересоваться ее новинками. Итак, учиться всю жизнь − это не роскошь и вряд ли простая необходимость, а, бесспорно, закономерность успеха. Двадцать первый век стимулирует совершенствоваться еще одним, не менее важным фактором − конкурентоспособностью. Вряд ли сможет опередить талантливую молодежь в карьерной гонке опытный бухгалтер, до сих пор пользующийся только счетами. Счеты могут быть, безусловно, но лишь как раритет и почти хобби наряду с приличным владением современными компьютерными программами финансового учета. Без этого никуда − эпоха рыночной экономики, временами удивительно жестокая к личностям, однако верно служит качеству их деятельности. И только те, кто готов и может воспринимать новое, а главное, умело его использовать, сохраняет свои позиции в ее четких рейтингах. Что это, если не сдача постоянных и многочисленных экзаменов самой жизни, как говорится, не выходя из родного кабинета?

Изучение многочисленных иностранных языков, на которые приходится львиная доля пожизненных образовательных усилий, − также не прихоть. Об этом еще бессмертный Антон Павлович Чехов сказал вполне точно и конкретно: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Ни прибавить, ни убавить. Наше время во многом более многолико и критично, чем-то, в которое жил классик. Оно требует от желающего быть полиглотом (или просто хорошим профессионалом) большей мобильности − как реальной, так и виртуальной. Возможно, скоро будет считаться невежеством не смочь прочесть онлайн какую-нибудь статью о своей профессии на одном из иностранных языков международного пользования − жестко, но довольно справедливо. Ибо мы живем и в эпоху больших возможностей, реализовать которые не так уж и сложно − было бы желание и немного усилий.

Если попробовать сформулировать три основных принципа развивающего непрерывного обучения, они прозвучат примерно так: учиться для себя, учиться для пользы, учиться для цели. Осознав потребность в постоянном повышении своего личностного уровня, хоть в 20 лет, хоть в шестьдесят пять, человек без труда придет и к ответам на два последующих важных вопроса: почему полезно узнавать новое и какой конкретно положительный результат изученная новизна может принести. В этом, собственно, состоит и различие между целенаправленно обучающимся человеком и "вечным студентом": для первого важен КПД, выражающийся как в материальном, так и в духовном, для второго же его статус учащегося − скорее всего, просто удобный образ жизни, приносящий определенные "дивиденды", но уровень его бытия существенно не повышаюший.

Век информатизации дал "зеленый свет" первым. Благодаря появлению новых интерактивных технологий процесс постоянного обучения становится все приятнее. Каждый имеет возможность выбрать что-то свое − ненавидящий корпеть над книжками вполне может начать самообразование на любимом интернет-портале или наладить видеосвязь с тьютором, оставив консерваторам ни с чем не сравнимое для последних удовольствие общения с книгой. Разрушается поистине вредный стереотип о том, что дополнительное образование − это долгое и нудное получение еще одной "корочки", обреченной пылиться на полке, что учеба − лишь определенный этап жизни, заканчивающийся лет эдак в двадцать пять — двадцать семь. Нет, для понимающих настоящую ценность знания и развития учение − синоним самой жизни. Причем почти абсолютный…