Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Биография бориса пастернака. Биография

Биография бориса пастернака. Биография

Творчество Бориса Пастернака стало востребованным уже после его смерти

Борис Пастернак входит в число лучших писателей и поэтов 20-го века. Его имя известно как в России, так и во всем мире: это один из нескольких советских лауреатов Нобелевской премии по литературе . Биография Бориса Пастернака тесно связана со всей российской истории первой половины 20-го века.

Юность Бориса Пастернака

Борис Пастернак родился в 1890 году в семье известного художника Леонида Пастернака, годом ранее переехавшего из Одессы в Москву. Кроме него в семье было еще трое младших детей.

В доме Пастернаков всегда было много людей. Леонид Пастернак дружил с некоторыми известными художниками того времени – Левитаном, Ге, Поленовым. Также в доме нередко бывали писатели, в числе прочих – Лев Толстой и Райнер Мария Рильке, познакомившийся с Пастернаками в 1900 году. С известными людьми биография и творчество Бориса Пастернака были связаны и далее.

В 13 лет Борис Пастернак заинтересовался музыкальной культурой и в течение следующих шести лет написал несколько сонат. В том же возрасте он упал во время верховой прогулки и сломал ногу. Нога срослась не совсем правильно, в результате чего у поэта всю жизнь оставалась небольшая хромота. Кроме прочего, это значило, что он не подлежит воинской повинности. Позднее Пастернак придавал особое значение этому эпизоду своей биографии.

В гимназию Пастернак пошел в 1901 году, во второй класс. Несколько лет в том же заведении двумя классами младше обучался Маяковский. В одном классе с Маяковским обучался младший брат Пастернака, Александр. Однако плотное знакомство между двумя поэтами произошло позднее.

Гимназию Пастернак окончил с максимально возможными баллами и получил золотую медаль. Некоторое время он сомневался относительно будущей судьбы и хотел стать композитором и музыкантом, однако, в итоге отказался от этой возможности.

Первые шаги Пастернака в литературе

В 1908 он поступил в Московский университет на юридическое отделение, откуда позднее перевелся на философское. В то время Пастернак много путешествует и начинает писать стихи. В Марбургском университете он изучает философию под руководством Германа Когена, в 1912 году с семьей помещает Венецию. После занятий с Когеном он оставляет попытки стать философом и начинает активно участвовать в различных литературных кружках символистов, постсимволистов, футуристов.

Первые стихотворения поэта были напечатаны в начале 1913 года. В конце этого же года вышла в свет первая поэтическая книга, называвшаяся «Близнец в тучах». Сам писатель позднее характеризовал книгу, как незрелую, и в 1928 году многие стихотворения были переработаны и вошли в новый цикл – «Начальная пора».

Сплетение судеб Пастернака и Маяковского

В 1914 году Борис Пастернак сблизился с футуристическим содружеством «Центрифуга» и одним из его участников, русским писателем классиком – Маяковским. Поэты стали близкими друзьями. Ранний Маяковский перенял многое у Пастернака, а в творчестве Бориса Пастернака проскальзывают нотки Маяковского.

Видео о биографии Бориса Пастернака

Несколько лет спустя начались размолвки. Маяковский окончательно отошел к футуристам. Пастернак, интересуясь множеством направлений, всегда оставался индивидуалистом. Это послужило причиной практически полного разрыва их дружеских отношений.

Окончательный разрыв был, можно сказать, односторонним, и произошел, когда Маяковского уже давно не было в живых. Полемика Бориса Пастернака и позднего Маяковского происходила в 1950-х годах. В 1957 году в своем автобиографическом очерке Пастернак писал, что окончательно отошел от Маяковского, когда счел, что закончилась литература, и обозначил этот период как время после самоубийства Есенина. Он критикует позднего Маяковского за стихи, склонность к футуризму. Пастернак не понимал несвязную ритмику, нарочитую бессодержательность и другие особенности позднего Маяковского, после написания «Мистерии-буфф».

Жизнь Пастернака после революции

В 1921 году родители и сестры Пастернака уехали из СССР и остановились в Берлине. Пастернак начинает переписываться с родственниками, а через них и с другими представителями русской эмиграции, к примеру, с Цветаевой. В следующем году поэт женился на художнице Евгении Лурье, а еще через год у них родился сын Евгений.

В 1920-х годах Пастернак достаточно активно работает. В 1922 году публикуется главная книга того периода – «Сестра моя – жизнь», готовившаяся с 1917 года. Было опубликовано множество других работ, в том числе:

  • «Девятьсот пятый год»
  • «Спекторский» - стихотворный роман

Пастернак постепенно подходит к прозе. До середины 30-х его признает и официальная советская власть. Он становится одним из основателей Союза писателей, и говорит официальную речь на его первом съезде в 1934 году. На том же съезде Бухарин предлагал дать Пастернаку официальное звание – лучшего поэта СССР. В течение четырех лет несколько раз переиздается его собрание сочинений. Существует множество фото Бориса Пастернака того времени.

В личной жизни Бориса Пастернака также произошли изменения. Он разводится с первой женой и женится на бывшей жене пианиста Нейгауза – Зинаиде Николаевне Еремеевой.

С 1936 года многое начинает меняться. Пастернака начинаю обвинять в несовременном мировоззрении и оторванности от жизни, требуют, чтобы он «перестроился» как тематически, так и идейно. Тогда же Пастернак пишет письмо Сталину с просьбой освободить мужа и сына Ахматовой. В тот раз их освободили. Позже поэт отказался подписать открытое письмо советских деятелей культуры с поддержкой расстрела Тухачевского. Многое делается демонстративно: так, Пастернак неоднократно посещал дом арестованного Пильняка.

В 40-х годах основным средством существования Пастернака становятся переводы. В числе переводов – каноническое изложение «Фауста», многие шекспировские трагедии. Военные годы Пастернак проводит в Чистополе, в эвакуации.

Травля Пастернака в СССР

Писатель утверждал, что «Доктор Живаго» - это вершина его творчества. Роман создавался на протяжении десяти послевоенных лет.

Роман, описывавший жизнь и судьбу дореволюционной российской интеллигенции, был принят неоднозначно. Советские критики встретили его резко негативно. Неоднозначная позиция автора по отношению к октябрьской революции и дальнейшим глобальным преобразованиям послужила причиной того, что роман был запрещен к печати. Так началась травля, с небольшими перерывами продолжавшаяся до конца жизни писателя.

Травля Бориса Пастернака проходила весьма своеобразно. Многие из обличителей не читали роман, в результате чего сложился советский «мем» - «не читал, но осуждаю». Ввиду того, что роман не был опубликован в СССР при жизни писателя, не читал его практически никто.

Видео о трудностях в жизни писателя Бориса Пастернака

С 1957 года «Доктора Живаго» начали печатать на западе. Первое издание вышло в прокоммунистическом итальянском издательстве Фельтринелли, далее были Великобритания и другие страны. В результате Пастернак был лишен членства в Союзе писателей, в советской прессе неоднократно выдвигались призывы лишить его советского гражданства и выдворить из страны.

Среди людей, негативно воспринявших роман, были такие известные писатели, как:

  • К. М. Симонов, редактировавший журнал «Новый мир»
  • Э. Казакевич
  • Б.Н. Полевой и многие другие писатели и критики

Нобелевская премия

Начиная с 1946 года Борис Пастернак неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию. В 1957 его обошел философ Альбер Камю, вновь выдвинувший кандидатуру Пастернака в 1958 году. В том году Пастернак оказался вторым после эмигрировавшего Бунина лауреатом высшей литературной премии. Интересно, что в том же году премию получили и несколько советских физиков – Франк, Черенков и Тамм, чье награждение отрицательной реакции не вызвало.

Из-за негативного восприятия присуждения Нобелевской премии в советских литературных, политических и иных кругах, Пастернак пишет телеграмму, в которой отказывается от награды. Он исключен из Союза писателей, однако, остается членом Литфонда, что позволяет ему делать переводы, публиковать свои работы, получать гонорары и как-то существовать. На Западе публикуется его стихотворение «Нобелевская премия». Против Пастернака заводится уголовное дело, но прокурору Руденко не удалось доказать, что публикация произошла с его ведома. На последних фото Бориса Леонидовича Пастернака уже заметны следы будущей болезни.

Болезнь и смерть писателя

В 1959 году писателю ставят диагноз – рак легких. По мнению современных исследователей болезнь была спровоцирована нервным истощением на фоне очередной травли. Умер писатель 30 мая 1960 года.

Писатель прожил не так много. Годы жизни Бориса Пастернака – 1890-1960. Основное признание пришло к нему через десятилетия после смерти.

В 1987 году Пастернака вернули в Союз писателей, отменив постановление об исключении, как незаконное. В следующем году впервые в стране был официально опубликован роман «Доктор Живаго». Еще через год сын Пастернака получил в столице Швеции Нобелевскую медаль и диплом. В дальнейшем было издано множество сборников и собраний сочинений Пастернака, несколько биографий.

В 2005 году было выпущено одиннадцатитомное собрание сочинений, включившее в себя практически все, что создал писатель. Четыре тома были отведены богатейшей переписке.

А Вам нравится творчество Бориса Пастернака? Поделитесь своим мнением в

«Великая судьба - великое рабство» Сенека.

Талант, дарованный свыше, как предначертание, не оставляющее гению права выбора: жизнь по-настоящему талантливых людей неразрывно связана с даром, служить которому им суждено. Но не только в этом рабство великих. Гении, как правило, более уязвимы, менее приспособлены в повседневной жизни. А потому многие из них нередко становятся рабами маленьких слабостей, дающих возможность хоть на толику отрешиться от земной суеты, превращающихся зачастую в пагубные пристрастия.

Жизнь Бориса Пастернака - яркая иллюстрация этому утверждению. Его творчество, отмеченное Нобелевской премией, поражает самобытностью, свежестью. Творения полувековой выдержки ничуть не потеряли актуальности сегодня: изучаются школьниками в курсе русской литературы, расходятся на цитаты, перепеваются поп- и рок-звёздами. «Свеча горела на столе, свеча горела…» Но мало кто знает, что наряду со свечой горел — не угасал огонёк папиросы в руках поэта.

Жизнь Бориса Пастернака началась в интеллигентной еврейской семье. Гениальность, разносторонняя одарённость Бориса была очевидна с раннего детства. Он единственный ученик, окончивший гимназию круглым отличником. Родители пророчили сыну карьеру музыканта и у них были на то все основания. Великий Скрябин лестно отозвался о музыкальном даровании маленького Пастернака. Однако Борис избрал другой путь: его увлекли литература и философия. Пастернак получил блестящее образование: юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, а затем университет в Марбурге. Но именно в период студенчества Пастернак пристрастился к курению. Нет, это ещё не то пристрастие, которое затягивает и порабощает волю поэта. Современники вспоминают, что Пастернак не был в молодости заядлым курильщиком: он мог вполне безболезненно обходиться и без сигареты в течение длительного времени. Но, увы, рано или поздно возвращался к курению снова и снова.

Судьба, так щедро наградившая Пастернака талантами, не всегда была благосклонна к нему. Да и само время, в которое пришлось творить поэту, было тревожным и богатым на катаклизмы. Революция и 3 войны, эмиграция родителей, разрыв с 2-мя жёнами, опала и непризнание. Видимо, не раз и не два за этот период Пастернак тянулся к портсигару, хотя и понимал, насколько это пагубно и неразумно. Его стихи красноречиво говорят, какого мнения о курении был поэт:

На десятой сигаре,

Тряхнув театральною дверью,

Побледневший курильщик

Выходит

На воздух,

Во тьму.

Хорошо б отдышаться!

Бабах…

И — как лошади прерий —

Табуном,

Врассыпную —

И сразу легчает ему.

За сигарой сигару куря,

В вестибюле дуреет

Дружинник

С фитильною бомбой.

Трут во рту.

Он сосет эту дрянь,

Как запал фонаря.

Эта самая «дрянь» и поработила поэта. В одном из писем родным за границу в 1937 году он пишет: «Еще бы только окончательно бросить куренье, хотя теперь я курю не больше шести папирос в день ».

Курение ли, нервные ли потрясения, связанные со шквалом критики на роман «Доктор Живаго» со стороны властей, становится причиной инфаркта миокарда в 1959 году. Эта болезнь очень многое перевернула в жизни и творчестве поэта, заставила пересмотреть отношение к собственному здоровью. Но что-то менять было уже поздно: к этому времени табачный дым уже завершил свой невидимый, на первый взгляд, но смертоносный труд. Буквально через полгода Пастернак умер от рака лёгких.

Великая судьба - великое рабство. Да, это так! Но прискорбно видеть, как великая жизнь угасает в плену табачного дыма, как папироса становится главным препятствием на пути к великим свершениям.

Свеча сгорела… А пусть бы погорела ещё на радость нам, благодарным читателям!

Борис Леонидович Пастернак родился 19 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Б. Пастернак – сын академика живописи Л.О. Пастернака и талантливой пианистки Р.И. Кауфман.

Воспитываясь в профессионально-артистической семье, Пастернак рано обнаружил художественные пристрастия. В детстве хорошо рисовал; под влиянием А.Н. Скрябина занимался музыкальной композицией. В 1909 году отказался от профессии музыканта и в том же году поступил на историко-философский факультет Московского университета; весной 1912 едет в Германию, летний семестр учится в университете Марбурга, занимается у профессора Германа Когена – главы марбургской неокантианской школы. Однако и с философией как предметом профессиональных занятий Пастернак порывает так же круто, хотя философская проблематика оставалась в центре внимания Пастернака – от ранней работы «Символизм и бессмертие» вплоть до романа и писем последних лет. В альманахе «Лирика» (1913 ) впервые опубликованы стихи Пастернака. Летом 1913 года , после сдачи университетских экзаменов в Москве, он завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914 ). В предреволюционные годы Пастернак участник футуристической группы «Центрифуга» (И. Асеев, С. Бобров и др.). Его ранние опыты отмечены влиянием А. Блока. Но Пастернак органически не приемлет символисткой надмирности и сверхчувственности. Более прочные связи соединяют его с футуризмом. В. Маяковский – близкая ему фигура и в ощущении родства, и в остром непрекращающемся споре. В то же время Пастернаку чужды футуристические лозунги о разрыве с прошлым, со «старьем» культуры. Поэзия молодого Пастернака уже обнаруживает связь с традициями русской философской лирики 19 века (М. Лермонтовым, Ф. Тютчевым) и немецкой (Р.М. Рильке).

Летом 1917 года написана «Сестра моя жизнь» (опубл. 1922 ), в которой открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – ее нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Атмосфера революционных перемен входила в поэзию Пастернака опосредственно, выражаясь в повышении поэтического тонуса, в вихреобразной сшибке образов. Пастернак рвет с описательностью, с внешней живописностью, пейзажем, отказывается от традиционных форм поэтического повествования, ломает привычные синтаксические связи. Поэт стремится найти особую форму, где «лица» смещены и смешаны, а субъективность исходит не только от повествователя, но как бы от самого мира. Уже в предреволюционных стихах («Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации») наметились первые выходы в эпос (стихи «Дурной сон», «Десятилетие Пресни», «Распад»).

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Он активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

В 1922 Б. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы . А 23 сентября 1923 года у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей «музой».

Новые шаги Пастернака-лирика к эпосу сделаны в поэме «Высокая болезнь» (первая редакция 1923 , вторая - 1928 ), в поэмах «Девятьсот пятый год» (1925-1926 ) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927 ) Пастернак предпринимает смелую попытку заговорить новым, не освоенным еще языком.

В следующие годы Пастернак обращается к дилемме: пути поэзии и пути истории, их соотношение и спор – рассказ «Воздушные пути» (1924 ) и роман в стихах «Спекторский» (1931 ), рисующий человеческие судьбы эпохи войны и революции.

В 1930-1931 Пастернак создает книгу стихов «Второе рождение» (изд. 1932 ). Она открывается лирическим циклом «Волны», исполненным ощущением широты, внезапно открывающегося морского простора. Как и прежде, у Пастернака слиты дом и мир, быт и бытие. Поэт хочет взглянуть на жизнь «без пелен». Он слишком зорок, пристально проникновенен, чтобы довольствоваться романтической дымкой, расплывчатостью, интересом к исключительному вне повседневного.

В 20-е годы Пастернак занимался переводами Ганса Сакса, Клейста, Бен Джонсона. С начала 30-х гг . он часто бывал в Грузии, много переводил грузинских поэтов – Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. На первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934 ) обостряются споры вокруг поэзии Пастернака. Его положение в литературе постепенно осложняется, с чем в значительной мере связан его уход в область перевода. В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны Пастернак много переводил западноевропейских поэтов. Превосходно владея английским, немецким, французским языками, он предпринимает большую серию переводов из Гёте, Шекспира, Шелли, Китса, Верлена, Петёфи.

Перед войной Пастернак создает цикл стихов «На ранних поездах», где намечается отход от прежней поэтики и устремление к классически ясному стилю. Отчетливее, чем прежде, проступает «новое» измерение, новая грань: народ – как сама жизнь, её основа (цикл «Художник», 1936 ). В августе 1943 года состоялась поездка Пастернака на фронт в составе бригады для подготовки книги о битве за Орёл. Поэт обращается к репортажу, очеркам, стихам, напоминающие дневниковые записи. В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах», включивший стихи предвоенных и военных лет, в 1945 – сборник «Земной простор». Поэт последовательно и настойчиво стремится к «прояснению» языка, упрощению образной системы.

Почти всю свою творческую жизнь Пастернак пишет и прозу. В альманахе «Наши дни» (1922, № 1) напечатана повесть «Детство Люверс». Уже здесь раскрылось глубокое родство прозы и поэзии Пастернака.

После войны Пастернак решает вернутся к роману в прозе, задуманному давно. Поэт придавал ему большое значение. В центре романа «Доктор Живаго» - интеллигент, родственный Спекторскому, стоящий на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием, связанным с активным действием. В романе выражено глубокое разочарование в идее революции, неверие в возможность социальной перестройки общества. Герой романа отвергает жестокость белогвардейского лагеря и не приемлет революционного насилия и жертвенного подчинения личности судьбам революции. С большой силой написаны страницы романа о жизни природы, любви героев.

Передача романа за границу, его опубликование за рубежом в 1957 году и присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 – всё это вызвало резкую критику в советской печати, что завершилось исключением Пастернака из Союза писателей и его отказом от Нобелевской премии.

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений - «Когда разгуляется» (1956-1959 ) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Бориса Пастернака 30 мая 1960 года в Переделкино.

Борис Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве, в семье еврейского художника и преподавателя живописи. В 1905 г. он поступил в Московскую консерваторию. В 1909 – 1913 гг. Борис был студентом философского отделения историко-филологического факультета Московского университета.

В 1912 г. в течение одного семестра юноша учился в немецком Марбургском университете. В этом же году Пастернак почувствовал склонность к литературе, его особенно привлекала поэзия. После возвращения в Москву юноша примкнул к кружку молодых литераторов-футуристов «Центрифуга». В 1913 г. вышел его сборник «Лирика». Через год увидела свет книга «Близнец в тучах». Однако Пастернак некоторое время ещё колебался между писательской и коммерческой карьерами. Зиму и весну 1916 г. он провёл на Урале, где работал в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами.

В сталинские годы лояльному к власти Пастернаку удалось миновать жерло репрессий. Иногда он робко пытался вставать на защиту репрессированных интеллигентов, но большей частью безуспешно. Его собственные стихи почти перестали публиковать. С 1936 г. Пастернак жил на даче в литературном посёлке Переделкино, занимаясь не собственным творчеством, а почти исключительно переводами. Сделанные им переводы Гёте и Шекспира считаются образцовыми.

Гении и злодеи. Борис Пастернак

Во время Великой Отечественной войны Пастернак и его семья были эвакуированы в город Чистополь. В этот период Пастернак всё же смог опубликовать новые сборники своих стихов – «На ранних поездах» (1943 г.) и «Земной простор» (1945 г.). После войны он питал зыбкую надежду на гуманистическое перерождение сталинского режима.

Итогом своего творчества писатель считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 гг. В СССР эта книга не была опубликована, однако с началом хрущёвской оттепели Пастернак передал её итальянскому издателю-коммунисту. В 1957 г. «Доктор Живаго» вышел на итальянском языке, а потом и на многих других. В СССР «Доктор Живаго» был опубликован лишь в 1988 г.

В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Присуждение Пастернаку премии было воспринято в СССР как политическая акция. Посвящённый событиям Гражданской войны роман «Доктор Живаго» был признан антисоветским. После присуждения Нобелевской премии по указке кремлёвских вождей началась травля Пастернака . Его исключили из Союза писателей, хотели выслать из страны, обвиняли в измене Родине. В результате писатель отказался от премии.

Поэт, прозаик, переводчик Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Его отец был художником, мать - пианисткой.

Борис Леонидович с детства был окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, часто устраивались домашние концерты. Борис Пастернак обучался живописи, затем в 1903-1908 годах он всерьез готовился к композиторской карьере, пройдя шестилетний курс композиторского факультета консерватории, но в 1909 году оставил музыку и поступил на философское отделение историко филологического факультета Московского университета.

Весной 1912 года для совершенствования в области философии Пастернак провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Германа Когена. И хотя изучение философии шло у него успешно (ему даже предложили остаться в Германии для получения докторской степени) Пастернак после окончания университета решает заняться литературной деятельностью.

По возвращении в Москву Борис Пастернак входит в литературный круг. Он участвует в московских символистских литературных и философских кружках: вместе с Маяковским, Асеевым, Каменским, Пастернак входил в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), в футуристическую группу «Центрифуга». В альманахе «Лирика» впервые печатаются несколько его стихотворений.

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов символистов — Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского. Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917).

В 1922 году выходит книга «Сестра моя жизнь», которая сделала автора знаменитым. С начала 1920 х годов Борис Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии. Он создает поэмы «Высокая болезнь» (1923-1928), «Девятьсот пятый год» (1925-1926), «Лейтенант Шмидт» (1926-1927), роман в стихах «Спекторский» (1925-1931).

В 1930 году вышла его повесть «Охранная грамота», в 1932 году книга лирики «Второе рождение», в которой Пастернак окончательно отверг футуристическую поэтику и перешел к многослойности стиха, его смысловой ясности.

В 1930-е Пастернака почти не печатают. Поселившись в 1936 году на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами. С середины 1930-х годов и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит трагедии Шекспира «Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Фауст» Гете, «Мария Стюарт» Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, а также современную и классическую грузинскую поэзию. Его переводы трагедий Шекспира считаются лучшими на русском языке.

В 1940-1941 годах, после долгого перерыва, Борис Пастернак вновь начал писать стихи . Он создает цикл «Стихи о войне», включенный в книгу «На ранних поездах» (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов: «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945).

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год.

В 1956 году Пастернак передал роман нескольким журналам, в том числе журналам «Знамя» и «Новый мир». Роман, поначалу одобренный для печати, позже сочли непригодным «из за негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования».

Впервые книга была издана в Милане в 1957 году на итальянском языке, а к концу 1958 года переведена на 18 языков. В СССР роман был опубликован только в 1988 году.

«Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду режиссёром Дэвидом Лином и в 2002 гoду режиссёром Джакомо Каприотти; в России 2005 году Александром Прошкиным был поставлен 11 серийный телесериал «Доктор Живаго».

В 1958 году «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе, что было воспринято в СССР негативно. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта - Евгению Пастернаку).

Борис Пастернак умер от рака легких 30 мая 1960 года в подмосковном поселке Переделкино.

В начале 1980 х годов отношение к Пастернаку постепенно стало меняться: поэт Андрей Вознесенский напечатал воспоминания о Пастернаке в журнале «Новый мир», вышел двухтомник избранных стихотворений поэта под редакцией его сына Евгения Пастернака (1986). В 1987 году Союз писателей отменил свое решение об исключении Пастернака.

В 2005 году издательство «Слово» выпустило первое полное собрание сочинений писателя в 11 томах общим тиражом 5000 экземпляров.

Первый государственный музей Бориса Пастернака в России был открыт в 1990 году в Чистополе, где он жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941 1943). Государственный дом музей Б. Л. Пастернака действует и в Переделкине, в доме, где писатель провёл последние годы жизни. В Москве, на доме в Лаврушинском переулке, в котором долгое время жил Пастернак, установлена мемориальная доска его памяти.

От первого брака с художницей Евгенией Лурье у поэта родился сын Евгений (1923), от второго брака с Зинаидой Нейгауз (в девичестве Еремеева, бывшая жена пианиста Генриха Нейгауза) - сын Леонид (1938 1976). Последней любовью Пастернака была Ольга Ивинская, ставшая "музой" поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников