Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Биография тютчева самое главное. Биография Тютчева Фёдора Ивановича

Биография тютчева самое главное. Биография Тютчева Фёдора Ивановича

Имя: Федор Тютчев (Fedor Tyutchev)

Возраст: 69 лет

Деятельность: поэт, публицист, политический деятель, дипломат, переводчик

Семейное положение: был женат

Федор Тютчев: биография

Яркий представитель золотого века русской поэзии Федор Тютчев умело заключал свои мысли, желания и чувства в ритмику четырехстопного ямба, позволяя читателям прочувствовать всю сложность и противоречивость окружающей их действительности. По сей день стихотворениями поэта зачитывается весь мир.

Детство и юность

Будущий поэт родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Федор – средний ребенок в семье. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын – Николай (1801–1870 год) и младшая дочь – Дарья (1806–1879 год).


Писатель рос в спокойной благожелательной атмосфере. От матери он унаследовал тонкую душевную организацию, лиричность и развитое воображение. В сущности, высоким уровнем духовности обладала вся стародворянская патриархальная семья Тютчевых.

В 4-летнем возрасте к Федору был приставлен Николай Афанасьевич Хлопов (1770–1826 год) – крестьянин, который выкупился из крепостной зависимости и на добровольных началах поступил на службу к благородной чете.


Грамотный, благочестивый мужчина не только снискал уважение господ, но и стал для будущего публициста другом и товарищем. Хлопов был свидетелем пробуждения литературного гения Тютчева. Случилось это в 1809 году, когда Федору едва исполнилось шесть лет: во время прогулки в роще близ сельского кладбища он наткнулся на мертвую горлицу. Впечатлительный мальчик устроил птице похороны и сочинил в ее честь эпитафию в стихах.

Зимой 1810 года глава семейства осуществил заветную мечту супруги, купив просторный особняк в Москве. Туда Тютчевы уезжали на время зимних холодов. Семилетнему Федору очень нравилась его уютная светлая комната, где ему никто не мешал с утра до ночи читать стихи , Дмитриева и Державина.


В 1812 году мирный распорядок московской знати нарушила Отечественная война. Как и многие представители интеллигенции, Тютчевы незамедлительно покинули столицу и уехали в Ярославль. Там семейство оставалось вплоть до окончания военных действий.

По возвращении в Москву Иван Николаевич и Екатерина Львовна приняли решение нанять учителя, который смог бы не только обучить их детей основам грамматики, арифметики и географии, но и привить неусидчивой ребятне любовь к иностранным языкам. Под чутким руководством поэта и переводчика Семена Егоровича Раича Федор изучал точные науки и знакомился с шедеврами мировой литературы, проявляя неподдельный интерес к античной поэзии.


В 1817 году будущий публицист в качестве вольнослушателя посещал лекции именитого литературного критика Алексея Федоровича Мерзлякова. Профессор заметил его незаурядный талант и 22 февраля 1818 года на заседании Общества любителей Российской словесности зачитал оду Тютчева «На новый 1816 год». 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт был удостоен звания члена Общества, а через год в печати появилось его стихотворение «Послание Горация к Меценату».

Осенью 1819 года подающий надежды юноша был зачислен в Московский университет на факультет словесности. Там он подружился с молодыми Владимиром Одоевским, Степаном Шевыревым и Михаилом Погодиным. Университет Тютчев окончил на три года раньше положенного срока и выпустился из учебного заведения со степенью кандидата.


5 февраля 1822 года отец привез Федора в Петербург, а уже 24 февраля восемнадцатилетний Тютчев был зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином губернского секретаря. В Северной столице он жил в доме своего родственника графа Остерман-Толстого, который впоследствии выхлопотал ему должность внештатного атташе российской дипломатической миссии в Баварии.

Литература

В столице Баварии Тютчев не только изучал романтическую поэзию и немецкую философию, но и переводил на русский язык произведения и . Собственные стихи Федор Иванович публиковал в российском журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира».


В первое десятилетие жизни в Мюнхене (с 1820 по 1830 год) Тютчевым были написаны самые знаменитые его стихи: «Весенняя гроза» (1828 год), «Silentium!» (1830 год), «Как океан объемлет шар земной…» (1830 год), «Фонтан» (1836 год), «Зима не даром злится…» (1836 год), «Не то, что мните вы, природа...» (1836 год), «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1836 год).

Известность пришла к поэту в 1836, когда в журнале «Современник» под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» были опубликованы 16 его произведений. В 1841 году Тютчев познакомился с Вацлавом Ганкой – деятелем чешского национального возрождения, оказавшего на поэта большое влияние. После этого знакомства идеи славянофильства получили яркое отражение в публицистике и политической лирике Федора Ивановича.

С 1848 года Федор Иванович состоял на должности старшего цензора. Отсутствие поэтических публикаций не помешало ему стать заметной фигурой в санкт-петербургском литературном обществе. Так, Некрасов восторженно отзывался о творчестве Федора Ивановича и ставил его в один ряд с лучшими поэтами-современниками, а Фет использовал произведения Тютчева в качестве доказательства существования «философской поэзии».

В 1854 году писатель выпустил в свет свой первый сборник, в который вошли как старые стихотворения 1820–1830-х, так и новые творения литератора. Поэзия 1850-х годов была посвящена молодой возлюбленной Тютчева – Елене Денисьевой.


В 1864-ом муза Федора Ивановича умерла. Публицист очень болезненно переживал эту потерю. Спасение он нашел в творчестве. Стихи «Денисьевского цикла» («Весь день она лежала в забытьи...», «Есть и в моем страдальческом застое...», «Накануне годовщины 4 августа 1865 года», «О, этот Юг, о, эта Ницца!..», «Есть в осени первоначальной…») – верх любовной лирики поэта.

После Крымской войны новым министром иностранных дел России стал Александр Михайлович Горчаков. Представитель политической элиты уважал Тютчева за его прозорливый ум. Дружба с канцлером позволила Федору Ивановичу влиять на внешнюю политику России.

Славянофильские взгляды Федора Ивановича продолжали укрепляться. Правда, после поражения в Крымской войне в четверостишье «Умом Россию не понять…» (1866 год) Тютчев начал призывать народ не к политическому, а к духовному объединению.

Личная жизнь

Люди, не знающие биографию Тютчева, бегло ознакомившись с его жизнью и творчеством, посчитают, что русский поэт был натурой ветреной, и будут совершенно правы в своем умозаключении. В литературных салонах того времени об амурных похождениях публициста слагали легенды.


Амалия Лерхенфельд, первая любовь Федора Тютчева

Первой любовью литератора была внебрачная дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III – Амалия Лерхенфельд. Красотой девушки восхищались и , и , и граф Бенкендорф. Ей было 14 лет, когда она познакомилась с Тютчевым и сильно им увлеклась. Взаимной симпатии оказалось мало.

Юноша, живущий на деньги родителей, не мог удовлетворить всех запросов требовательной барышни. Любви Амалия предпочла материальное благосостояние и в 1825 году вышла замуж за барона Крюднера. Известие о свадьбе Лерхенфельд настолько потрясло Федора, что посланник Воронцов-Дашков, дабы избежать дуэли, отправил горе-кавалера в отпуск.


И хотя Тютчев подчинился судьбе, душа лирика на протяжении всей его жизни изнывала от неутолимой жажды любви. На короткий промежуток времени его первой жене Элеоноре удалось потушить бушующий внутри поэта огонь.

Семья росла, одна за другой рождались дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Денег катастрофически не хватало. При всем уме и проницательности Тютчев был лишен рассудочности и холодности, из-за чего продвижение по службе шло семимильными шагами. Федора Ивановича тяготила семейная жизнь. Обществу детей и супруги он предпочитал шумные компании друзей и светские интрижки с дамами из высшего общества.


Эрнестина фон Пфеффель, вторая жена Федора Тютчева

В 1833 году на балу Тютчев был представлен своенравной баронессе Эрнестине фон Пфеффель. Об их романе говорил весь литературный бомонд. Во время очередной ссоры измученная ревностью жена в порыве отчаяния схватила кинжал и ударила себя в область груди. К счастью, ранение оказалось не смертельным.

Несмотря на скандал, разразившийся в прессе, и всеобщее порицание со стороны общественности, расстаться с любовницей писатель не сумел, и только смерть законной супруги расставила все по своим местам. Через 10 месяцев после кончины Элеоноры поэт узаконил свои отношения с Эрнестиной.


Судьба сыграла с баронессой злую шутку: женщина, разрушившая семью, на протяжении 14 лет делила законного мужа с молодой любовницей – Денисьевой Еленой Александровной.

Смерть

В середине 60-х–начале 70-х годов Тютчев небезосновательно начал сдавать позиции: в 1864 году скончалась возлюбленная литератора – Денисьева Елена Александровна, через два года не стало матери творца – Екатерины Львовны, в 1870 году умерли горячо любимый брат писателя Николай и его сын Дмитрий, а через три года в мир иной отправилась дочь публициста Мария.


Вереница смертей негативно сказалась на здоровье поэта. После первого удара паралича (1 января 1873 года) Федор Иванович уже почти не поднимался с постели, после второго – прожил несколько недель в мучительных страданиях и скончался 27 июля 1873 года. Гроб с телом лирика был перевезен из Царского Села на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербург.

Литературное наследие легенды золотого века русской поэзии сохранилось в сборниках стихов. Помимо прочего, в 2003 году по мотивам книги Вадима Кожинова «Пророк в своем отечестве Федор Тютчев» был снят сериал «Любовь и правда Федора Тютчева». Режиссером киноленты выступила дочь . Российской аудитории она знакома по роли в фильме «Солярис».

Библиография

  • «Арфа Скальда» (1834 год);
  • «Весенняя гроза» (1828 год);
  • «День и ночь» (1839 год);
  • «Как неожиданно и ярко…» (1865 год);
  • «Ответ на адрес» (1865 год);
  • «Итальянская villa» (1837 год);
  • «Я знал ее еще тогда» (1861 год);
  • «Утро в горах» (1830 год);
  • «Пожары» (1868 год);
  • «Смотри, как роща зеленеет…» (1857 год);
  • «Безумие» (1829 год);
  • «Сон на море» (1830 год);
  • «Успокоение» (1829 год);
  • «Encyclica» (1864 год);
  • «Рим ночью» (1850 год);
  • «Кончен пир, умолкли хоры...» (1850 год).

Фёдор Иванович Тютчев. Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в Овстуге, Брянский уезд, Орловская губерния - умер 15 (27) июля 1873 года в Царском Селе. Русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, Тютчев изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет переводил оды Горация.

С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трёх дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 году она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 году Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833 года, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену». Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1835 году Тютчев получил чин камергера. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 году он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто её автор».


Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявив, что «кому надо, прочтут и на немецком».

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского.

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав незавершённого трактата «Россия и Запад», задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-1849 гг.

В данном трактате Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая своё «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал её «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создаёт много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

7 апреля 1857 года Тютчев получил чин действительного статского советника, а 17 апреля 1858 года был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 года Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй ступени в государственной иерархии чиновников.

За время службы получил в качестве наград (премий) 1 800 червонцев золотом и 2 183 рубля серебром.

До самого конца Тютчев интересовался политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела.

15 июля 1873 года в Царском Селе Тютчев скончался. 18 июля 1873 года гроб с телом поэта был перевезён из Царского Села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Биография Тютчева.

Жизнь и творчество Тютчева. Реферат

С самого детства входит в нашу жизнь странным, завораживающей чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвиться и играя,

Грохочет в небе голубом …

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября / 5 декабря 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в средне-помещичьей, старо-дворянской семье. Первоначальное образование Тютчев получил дома. С 1813 года его учителем русского языка был С. Е. Раич, молодой поэт и переводчик. Раич знакомил своего ученика с произведениями русской и мировой поэзии и поощрял его первые стихотворные опыты. «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, — рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, — когда, бывало, весной и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Ф. И. выходили из дома, запасались Горацием, или Вергилием кем либо из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений поэзии ». Говоря о необычных способностях своего «одаренного от природы» воспитанника, Раич упоминает о том, что «по тринадцатом году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Эти переводы из Горация 1815 — 1816 годов не сохранились. Но среди ранних стихах поэта есть ода «На новый 1816», в которой можно увидеть подражания латинскому классику. Она была прочитана 22 февраля 1818 поэтом и переводчиком, профессором Московского университета А. Ф. Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. 30 марта того же года юный поэт был избран сотрудником Общества, а через год появилось в печати тютчивське свободное переложение из Горация-«Послания Горация к Меценату».

Осенью 1819 года Тютчев был принят в Московский университет на словесное отделение. Дневник этих лет товарища Тютчева, будущего историка и писателя М. П. Погодина, свидетельствует о широте их интересов. Погодин начал свой дневник в 1820 году, когда был еще студентом университета, увлеченным молодым, открытым для «впечатлений бытия», мечтавшие о «золотой век», о том, что через сто, через тысячу лет «не будет богатых, все сравняются» . В Тютчеву он нашел того «прекрасного молодого человека», каждый мог проверять и доверять свои мысли. Они говорили о «будущее образование» в России, о «свободном благородный дух мыслей», о оду Пушкина «Вольность» … 3. Обличительный тираноборчицький пафос «Вольности» был сочувственно воспринят молодым поэтом, и он ответил стихотворным посланием Пушкину («К оде Пушкина на вольность»), в котором приветствовал его как обличителя «тиранов закоснелых». Однако свободомыслие юных мечтателей носило в достаточной степени умеренный характер: Тютчев сравнивает «огонь свободы» с «пламенем божьим», искры которого сыплются на «чела бледных царей», но в то же время, приветствуя глашатая «святых истин», он призывает его «рознижуваты», «умилять», «смягчать» сердца царей — не затмевая «блеска венца».

В юношеском стремлении постичь всю полноту бытия университетские товарищи обращались к литературе, истории, философии, все подвергая своему критическому разбору. Так возникали их споры и беседы о русский, немецкий и французский литературе, «влияние, которое словесность одного языка имеет на словесность другого», о курсе лекций по истории русской литературы, они слушали на словесном отделении.

В раннем интересе Тютчева к идеям далеких друг от друга мыслителей отразились и поиски собственных решений, и ощущение сложности, неоднозначности этих решений. Тютчев искал свое собственное прочтение «книги природы», в чем убеждает нас все его дальнейшее творчество.

Университет Тютчев закончил за два года. Весной 1822 года он был уже зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, вскоре уехал за границу. Первые шесть лет пребывания за границей поэт числился «сверх штат» при русской миссии и только в 1828 году получил место второго секретаря. Эту должность он занимал вплоть до 1837 года. Не раз в письмах к родным и знакомым Тютчев шутливо писал о том, что слишком затянулось его ожидание повышения, и так же шутливо объяснял: «Потому что я никогда не относился к службе серьезно, — справедливо, чтобы служба также смеялась надо мной».

Тютчев был противником крепостного права и сторонником представительной, установленной формы правления — больше всего, конституционной монархии. С большой остротой Тютчев осознавал несоответствие между своим представлением о монархии и ее действительное воплощение в российском самодержавном строе. «В России канцелярия и казармы», «все движется вокруг кнута и чина», — в таких саркастических афоризмах выразил Тютчев, приехавший в Россию в 1825 году, свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Александра I.

За границей Тютчев пробыл более двадцати лет. Там он продолжает много переводить. От Горация, Шиллера, Ламартина, привлекавшие его внимание еще в Москве, он обращается к Гете и к немецким романтикам. Первым из русских поэтов Тютчев переводит стихи Гейне, и притом до выхода в свет «Путевых картин» и «Книги песен», сделали имя автора столь популярным в Германии. С Гейне одно время его связывают дружеские отношения. В писем 1828 года К. А. Фарнхагену фон Энзе Гейне называл дом Тютчев в Мюнхене (в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон) «прекрасным оазисом», а самого поэта — своим лучшим тогдашним другом.

Конечно, переводами не ограничивалась поэтическая деятельность Тютчева этих лет. В 20-30-е годы он пишет такие оригинальные стихи, свидетельствующие о зрелости и самобытности его таланта.

Весной 1836 года, выполняя просьбу бывшего сослуживца по русской миссии в Мюнхене кн. И. С. Гагарина, Тютчев послал в Петербург несколько десятков стихотворений. Через Вяземского и Жуковского с ними познакомился Пушкин, встретил их с «удивлением» и «захватом» — с удивлением и восторгом перед «неожиданным появлением» стихотворений, «выполненные глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка». Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т. »появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника ». Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкин.

В 1837 году Тютчев был назначен старшим секретарем русской миссии в Турине, а затем вскоре — поверенным в делах. На время оставив семью в Петербурге, в августе 1837 года Тютчев уехал в столицу сардинская королевства и через четыре с половиной месяца по приезде в Турин писал родителям: «Поистине, мне здесь совсем не нравится и только безусловная необходимость заставляет меня мириться с подобным существованием. Оно лишено всякого рода занимательности и представляется мне плохим спектаклем, тем более скучным, что он насылает скуку, тогда как единственной его достоинством было забавлять. Такое точно и существование в Турине.

30 травня/11 июня 1838 года, как рассказывал потом сам поэт в письме к родителям, ему пришли сообщить, что у Любека, у берегов Пруссии, сгорел русский пассажирский пароход «Николай I», который вышел из Петербурга. Тютчев знал, что на этом пароходе должны были его жена и дети, направлявшиеся в Турин. Он тотчас же выехал из Турина, но только в Мюнхене узнал подробности о том, что случилось.

Пожар на теплоходе вспыхнул в ночь с 18/30 на 19/31 мая. Когда разбуженные пассажиры выбежали на палубу, «два широких столба дыма пополам с огнем поднимались по обеим сторонам трубы и вдоль мачт началась ужасная суматоха, что уже и не прекращалась. Беспорядки были невообразимый … »- вспоминал в своем очерке« Пожар на море »И. С. Тургенев, который тоже был на этом пароходе.

Элеонора Тютчева обнаружила во время катастрофы полное самообладание и присутствие духа, но и без того слабое здоровье ее было окончательно подорвано пережитым в эту страшную ночь. Смерть жены потрясла поэта, затмив много лет горечью воспоминаний:

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Доступен, неизменный,

Как ночью на небе звезда …

В пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры Тютчев писал той, которая помогла перенести вес потери и вошла в жизнь поэта, по его собственному признанию, как «земной призрак»: «Сегодняшнее число-9 сентября — печальное для меня число. Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, и моим днем »(письмо Ернестины Федоровна Тютчева от 28 августа / 9 сентября 1843 года).

После вступления во второй брак с Ернестиною Дернберг Тютчев вынужден был подать в отставку из-за самовольный отъезд в Швейцарию по случаю венчания, которое состоялось 17/29 июля 1839 года. Подав в отставку, осенью 1839 года Тютчев вновь поселился в Мюнхене. Однако дальнейшее пребывание на чужбине, не обусловленное служебным положением, становилось все более и более тяжелым для поэта: «Хоть я и не привык жить в России, — писал он родителям 18/30 марта 1843 года, — но думаю, что невозможно быть более прив «связанным к своей стране, чем я, более постоянно озабоченным тем, что в ее относится. И я заранее радуюсь тому, что снова окажусь там ». В конце сентября 1844 Тютчев с семьей вернулся на родину, а через полгода был вновь зачислен в ведомство Министерства иностранных дел.

Петербургский период жизни поэта отмечен новым подъемом его лирического творчества. В 1848-1849 годах он пишет действительно сделаны стихи: «Неохотно и несмело …», «Когда в кругу убийственных забот …», «Слезы людские, о слезы людские …», «Русской женщине», «Как Дымный столб светлеет в вышине … »и др.. В 1854 году в приложении к мартовскому того «Современника» вышел первый сборник стихов Тютчева, а в майской книжке того же журнала появилось еще девятнадцать стихотворений. В том же году стихи Тютчева вышли отдельным изданием.

Появление сборника стихов Тютчева было большим событием тогдашней литературной жизни. В «Современнике» выступил со статьей «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» И. С. Тургенев «… Мы не могли душевно не порадоваться, — писал Тургенев, — собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы переданного нам приветом и одобрением Пушкина ». В 1859 году в журнале «Русское слово» была помещена статья А. А. Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева», в которой говорилось о нем как о самобытного «властелина» поэтической мысли, который способен соединять «лирическую смелость» поэта с неизменным «чувством меры». В том же 1859 году появилась знаменитая статья Добролюбова «Темное царство», в которой среди суждений об искусстве встречается оценка особенностей поэзии Тютчева, ее «жгучей страстности» и «суровой энергии», «глубокой думы, возбужденного не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни ».

В ряде новых созданий поэта выделяются замечательные по своей психологической глубине стихотворения: «О, как убийственно мы любим …», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит..», «Последняя любовь» и некоторые другие. Дополнены в последующие годы такими поэтическими шедеврами, как «Весь день она лежала в забытьи …», «Есть и в моем страдальческом застое …», «Сегодня, друг, пятнадцать лет прошло. . »,« Накануне годовщины 4 августа 1864 г. »,« Нет дня, чтобы душа не ныла … », — они составили так называемый« Денисовский цикл ». Этот цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», — о любви его к Елене Александровне Денисовой. Их «беспределе» в глазах общества отношения продолжались в течение четырнадцати лет. В 1864 году Денисова умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», Тютчев в страданиях, причиненных ей двусмысленным ее положением в обществе, обвиняет прежде всего самого себя.

Политическое мировоззрение Тютчева в основном складывается к концу 40-х годов. За несколько месяцев до своего возвращения на родину он выпускает в Мюнхене брошюру на французском языке «Письмо г-ну доктора Густава Кольбе» (впоследствии перепечатывалась под названием «Россия и Германия»). В этом произведении, посвященном взаимоотношениям царской России с германскими государствами, Тютчев в противовес Западной Европе выдвигает Европу Восточную как особый мир, живущий своей самобытной жизнью, где «Россия во все времена служила душой и движущей силой». Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1848 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад». Сохранились лишь общий план этого замысла, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французском языке («Россия и революция», «Папство и римский вопрос» — опубликованы в 1849, 1850 годах), и конспективно наброски других разделов.

Как свидетельствуют эти статьи, а также письма Тютчева, он убеждается в том, что «Европа трактатов 1815 года» уже перестала существовать и революционное начало глубокий «проникло в общественную кровь». Видя в революции только стихию разрушения, Тютчев ищет результат той кризисе, колеблет мир, в реакционной утопии панславизма, преломленной в его поэтическом воображении как идея единения славян под эгидой русского — «всеславянского» царя.

В поэзии Тютчева 50-60-х годов усиливается трагизм восприятия жизни. И причина этого-не только в пережитой им драме, связанной с любовью к Е. А. Денисовой и ее смертью. В его стихах возникают обобщенные образы пустынного края, «бедных поселков», «бедного нищего». Резкий, беспощадный жестокий контраст богатства и бедности, роскоши и обездоленности отражен в стихотворении «Пошли, господи, свою отраду …». «Безнадежно-грустными, раздирающих душу предсказаниями поэта» выполнен стихотворение «Российской женщине». Зловещий образ нечеловеческого «света», что губит клеветой весь лучше, образ света-толпы, возникает в стихах «Две силы есть — две роковые силы …» и «Чему молилась ты с любовью …».

В 1858 году назначен председателем Комитета цензуры иностранной, Тютчев не раз выступал в роли заместителя изданий, подвергнутых цензурной каре, находившихся под угрозой преследования. Поэт был глубоко убежден в том, что «нельзя накладывать на умы безусловное и слишком продолжительное сжатие и гнет без существенного вреда для всего общественного организма», что задача правительства должна заключаться не в подавлении, а в «направлении» печати. Реальная действительность, равно постоянно говорила о том, что для правительства Александра II, как и для правительства Николая I, единственно приемлемым методом «направления» печати был метод полицейского преследования.

Хотя Тютчев до конца своих дней занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной (умер поэт 15/27 июля 1873 года), и служба, и придворно-бюрократическое окружение обременяли его. Среда, к которой принадлежал Тютчев, была далека ему, не раз из придворных церемоний он выносил чувство досады, глубокой неудовлетворенности собой и всем окружающим. Поэтому чувством тоски, одиночества, разочарования проникнуты почти все письма Тютчева. «Я его люблю, — писал Л. Толстой, — и считаю одним из тех несчастных людей, что неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Биография Тютчева, Жизнь и творчество Тютчева реферат

2.7 (54.74%) 57 votes
им. В.Г.Белинского

Контрольная работа

по истории отечественной литературы

на тему «Творчество Ф.И. Тютчева»

Выполнила: студентка 1 курса

заочного отделения

Пензенского государственного

педагогического университета

им. В.Г.Белинского

факультета начального

и специального образования

Кадеркаева Светлана Владимировна

Преподаватель: Подина Лариса Вячеславовна

Проверила:

План

1.Вступление.
2.Краткие биографические данные. Творческий путь великого поэта.
3. Основные мотивы лирики Тютчева:

1)философская лирика;

2)пейзажная лирика;

3)любовная лирика.

4.Заключение

В «многоводном» потоке русской литературы IX века, щедро одарившей человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит моему любимому поэту серебряного века Фёдору Ивановичу Тютчеву. Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа», правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу «сына роскоши»:

…И ты ещё дерзнул своей рукою жадной

Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;

Изгнать из родины семейство безотрадно!…

Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…

В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания Горация к Меценату» - первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из Германии».

Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета цензуры иностранной».

С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.

Однако среди всех своих современников - от Пушкина и Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого - он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.

Ф.И.Тютчев – весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. Некрасов открыл этот поэтический талант публикацией стихотворений в «Современнике», сделав дипломата, чиновника, автора политических записок известнейшим поэтом – лириком России.

Среди ведущих тем лирики Ф.И.Тютчева можно выделить философскую, любовную, пейзажную.

Философская лирика поэта на первый взгляд созвучна идеям немецкой романтической школы, с которыми он был хорошо знаком, так как много лет провел на дипломатической службе в Германии, с другой стороны его размышления о мире и человеке поражают глобальной масштабностью.

Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложности, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. По своим философским взглядам поэт был «пантеистом», то есть высшей силой, перед которой может преклониться человек, являлась для него природа. Но духовная жизнь, по представлениям поэта, была сложна и противоречива. Его восприятие жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. В глубине существования природы волнуется некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия бытия, которую он называл «хаосом» или «бездной». Весь видимый мир является только кратковременным всплеском этой безликой лучины жизни.

Любимое время суток Тютчева – вечер, ночь, когда оживают тайные силы. Если дневной мир ясен, светел, то изображение ночи связано с ощущением тревоги, страха. Видимый мир – это покров, скрывающий «древний хаос». Он стремится вырваться наружу в гражданских потрясениях, в мятеже. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Жизнь человеческая сопоставляется у Тютчева со сменой времен года: весна-молодость, лето-зрелость... Природа и человек живут по одним законам, человек – неотъемлемая часть природы, «мыслящий тростник».

Такое понимание жизни придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. «Когда испытываешь сознание хрупкости и непрочности всего в жизни, - писал Тютчев, - то существование, помимо духовного роста, является лишь бессмысленным кошмаром».

Таким образом, всякое индивидуальное существование представлялось ему чем-то неизбежно обреченным на исчезновение.

Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии владеют человеком и его жизнью, участь человеческая, поэтому подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море» «в бездну роковую».Из всего боренья стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных;

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них…

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе. «Мужайтесь, боритесь, о храбрые души, как бой ни жесток, ни упорна борьба!»

Перелистывая сборник стихов Тютчева, я всегда задерживаю свой взгляд на стихотворениях и природе. Почему? Может быть, это потому, что в детстве впервые услышав первые стихи Тютчева, они до сих пор волнуют душу, наполняют ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, может быть, потому, что стихи о природе мне более понятны. Я наизусть помню и сейчас:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром.

Как ба резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Есть в осени первоначальной

Прекрасная, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «Ночь хмурая, как зверь жестокий глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворенна, мыслит чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, но и чувствуем, как луч прикасается к нам. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Далеко не все предметно-живое трогает поэта. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах»начало читается как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Лишь высших гор до половины

Творческий путь Ф.И. Тютчева охватывает более полувека. За это время поэт написал не так уж много — около 300 стихотворений, которые помещаются в одной книге. Но эта книга, как справедливо заметил поэт А.А. Фет, перевешивает множество томов…

Историки литературы часто называют Тютчева «поздним романтиком». Приверженность поэта к романтизму во многом объясняется более чем двадцатилетним пребыванием за границей, обусловившим его оторванность от отечественной литературной и культурной жизни. По возвращении на родину Тютчев ощущал себя «обломком» прошлой эпохи и «последышем» поколения, которое уже сходило с авансцены отечественной культуры.

Творчество поэта отчетливо делится на два этапа: 20-40-е и 50-60-е гг. ХIX в.

Первый период протекал под знаком осмысления лирического «я» в мироздании. Даже в стихотворениях любовной тематики чувства лирического героя «вписывались» в картину Вселенной. Исследователи отмечают связь тютчевской поэзии этой поры с идеями русских «любомудров» (членов одноименного философского кружка и представителей соответствующего философского течения в русской поэзии), с основополагающими концепциями немецкого философа Ф. В. Й. Шеллинга и художественным опытом немецкого поэта-романтика Г. Гейне. Материал с сайта

Второй период тютчевского творчества характеризовался углубленным исследованием внутреннего мира человека. Одним из главных достижений этого этапа стал «денисьевский цикл».

Основную часть тютчевской лирики образуют стихи философского, пейзажно-философского и любовного плана. Однако перу поэта принадлежат также образцы гражданско-политической лирики и написанные «по поводу» емкие лирические миниатюры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • второй период творчества (50- 60-е гг.) достоевского
  • тютчев о творчестве
  • книги о творчестве тютчева
  • творчество тютчева краткое
  • сочинение тютьчев творчиства