Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Гиппократ: краткая биография и его открытия. Гиппократ - биография, информация, личная жизнь Врачебная школа к которой принадлежал гиппократ

Гиппократ: краткая биография и его открытия. Гиппократ - биография, информация, личная жизнь Врачебная школа к которой принадлежал гиппократ

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (ок. 460-377 до н. э.) - древнегреческий врач, в философии - материалист, эклектически сочетавший учения различных греческих философов V в до н. э.; под его именем дошло множество медицинских трактатов, в основном законченных к середине IV в. до н. э.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 80.

Гиппократ из Коса (ок. 460 - ок. 356 до н. э.). Знаменитый греческий врач, «отец медицины». Его школа располагалась у гробницы Асклепия на Косе, впрочем он обучал медицине по всей Греции. Считается, что Гиппократ первым выделил медицину как самостоятельную дисциплину и попытался избавить ее от суеверий, ища естественные причины заболеваний путем научных наблюдений. Маловероятно, что обширные медицинские труды гиппократовой школы написаны лично Гиппократом, однако все они несут следы его учения. Еще в начале девятнадцатого века врачи применяли методы лечения и диеты весьма близкие к предложенным Гиппократом. До наших дней существует традиция, обязывающая молодых врачей принимать гак называемую «клятву Гиппократа», в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 78.

Гиппократ (лат. Hippocrates, ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) - древнегреческий врач, основатель научной медицины. Им написано 58 сочинений. Он считал, что болезни не посланы богом, а обусловлены влиянием окружающего мира, питанием, образом жизни. Он смотрел на медицину и философию как на две равные науки, старался их сочетать и разделять. Представил понятие об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераментах. Тщательно разработанная Гиппократом этика врачей в отношении пациентов, которая принята в наши дни в качестве основы поведения врача, нашла свое отражение в так называемой «клятве Гиппократа».

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Гиппократ с Коса (Hippokrates) (традиционные даты - ок. 460-380 гг. до н.э.). Врач, о котором известно очень мало. Очевидно, он умер в Лариссе (Фессалия). Собрание примерно из 60 медицинских работ, известное как «Корпус Гиппократа», написано на ионическом диалекте. Поскольку эти работы были созданы примерно между 430 и 330 г. до н.э. (возможно, позднее), они могут представлять собой библиотеку Гиппократовой медицинской школы, располагавшейся в целительном святилище Асклепия на о. Кос. Среди рассматриваемых трудов следует упомянуть «О древней медицине», «О священной болезни» (об эпилепсии), «О воздухах, водах и местностях», а также «Эпидемии». Собственные работы Гиппократа, судя по всему, утеряны, поскольку ни один из трудов Гиппократова корпуса нельзя однозначно приписать ему. Гиппократ считался образцовым врачом, которому приписывалось создание Клятвы Гиппократа. Он был известен со времен Платона.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447-448.

Гиппократ (Ιπποκράτης) (ок. 460, о. Кос, - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, «отец медицины», один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинениях Гиппократа обнаруживается знакомство с натурфилософией 5 века до н. э.- при осторожном отношении его к философским объяснениям «природы» человека и к попыткам строить медицину на их основе (особенно сочинение «О древней медицине»). В сочинении «О воздухе, водах и местностях» проводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Выделил четыре основных темперамента - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Под именем Гиппократа дошло много медицинских трактатов, ему не принадлежащих; подложными являются «Письма Гиппократа», повествующие, в частности, об его встречах с Демокритом; едва ли восходит к Гиппократу и так называемая клятва Гиппократа - исходный пункт развития профессональной врачебной этики.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения в русском переводе: Избр. книги, пер. В.И.Руднева, [Μ.Ι 1936-Соч., пер. В. И. Руднева, 1т.] 2-3, М., 1941-44.

Литература: Moon R. О., Hippocrates and his successors..., L., 1923; P o h l e n z M., Ilippokrates und die Begründung der wissenschaftlichen Medizin, B., 1938; WeidauerK.j Thukydides und die hippokratischen Schriften, Hdlb., 1954.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия. Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. Подлинными исследователи признают от 18 до 8 сочинений. Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил ее от философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (460-377 до н. э.) - легендарный греческий врач-философ, «отец медицины». Как полагает В. Йегер, гиппократовские тексты существенным образом повлияли на послесократовскую философию. В частности, Платон и Аристотель неоднократно приводили образцы гиппократовского метода в своих сочинениях (напр., «Федр» 270 с-d, «Законы» 857 с-d). Именем Гиппократа названа наиболее известная коллекция древнегреческих медицинских текстов - «Гиппократов сборник» (72 сочинения), собранная в Александрийском музее не позднее 3 в. до н. э., которая включает тексты различных школ, в т. ч. и одни из наиболее ранних сочинений натурфилософского характера: «О ветрах», где рассматривается «пневматическая» теория; «О природе человека», где излагается учение о 4 основных жидкостях живого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в дальнейшем взятое за основу учением о «темпераментах» и теорией «гуморальной патологии», и др. Впервые здесь подробно обсуждаются такие понятия, как «фюсис» - природа, «динамис» - сила, широко используемые в последующей философской традиции. В сочинении «О благоприличном поведении» постулируется тесная связь медицины и философии, впервые зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ подобен богу». В «Письмах» Гиппократа, представляющих по общему признанию историков науки позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом и по поводу Демокрита (№ 10-17), объясняющая загадку «демокритовского смеха» скептическим взглядом философа на обыденные представления. «Клятва Гиппократа», общий пафос которой может быть сведен к фразе «не навреди», - один из основополагающих текстов по медицинской этике; по мнению JI. Эдельштейна, она создана в пифагорейской школе. По названию сборника «Клятва» получила название Гиппократовской и стала образцом для составления факультетских обещаний, которые произносили доктора медицины при получении степени. Тексты гиппократовского сборника были предметом углубленных комментариев многих философов и ученых эпохи эллинизма, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Один из наиболее значительных комментаторов Гиппократа - знаменитый римский врач и философ Гален.

Наибольшей известностью во все времена пользовались «Афоризмы» Гиппократа, представляющие компендиум античной медицины. Первый афоризм - «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» - получил широкую известность, начало его часто цитируется - «Vita brevis, ars longa...».

В. А. Гуркин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 531-532.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres completes d"Hippocrate, vol. 10, par E. Littrc. P., 1839- 61;

Hippocrates Collected works, engl. transl. W. H. S. Jones. L., 1984;

Соч. в 3 т., пер. В. И. Руднева, комм, и вступ. ст. В. П. Карпова, т. 1.

Избр. книги. М., 1936; т. 2 и 3. Соч. М., 1941,1944.

Литература:

Ковнер С. История медицины, вып. 2, Гиппократ. К., 1882;

Йегер В. Пайдейя. М., 1997;

Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348-367;

Fredrich С. Hippoc- ratische Untersuchungen. В., 1899;

Edelstein L. The Hippocratic oath. Baltimore, 1943;

Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y., 1979.

Имя: Гиппократ (Hippocrates)

Дата рождения: 460 года до н. э

Дата смерти: 377 - 356 года до н. э.

Возраст: 83 - 104 года

Место рождения: остров Кос

Место смерти: Ларисса в Фессалии

Деятельность: знаменитый древнегреческий целитель и врач

Семейное положение: был женат

Гиппократ - биография

До сих пор врачи в начале своего трудового пути произносят клятву Гиппократа. Считается, что этот великий доктор, живший 2400 лет назад, создал принципы, по которым живет медицина и сегодня. Но так ли это?

Еще недавно врачи читали Гиппократову клятву на древнегреческом или латыни. Сегодня -на родном языке. И называется она везде по-разному. В нашей стране врачи принимали «Присягу врача Советского Союза», а с недавних пор дают «Клятву врача России». Из современных «клятв Гиппократа» исчезло многое, что содержалось в прежней, - и не только обещание не делать абортов и хорошо обращаться с рабами. Исчезло и начальное торжественное обращение к богам и богиням: Аполлону, Асклепию, Гигиейе, Панацее...

Мало кто знает, что Гиппократ, сочиняя свою клятву, обращался не просто к богам, но к своим предкам. Его считали восемнадцатым по счету потомком Асклепия - легендарного целителя, сына Аполлона и нимфы Корониды. Когда нимфа влюбилась в простого пастуха Исхия, Аполлон в гневе убил ее, но младенца спас и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Тот научил мальчика основам врачевания, а прочее Асклепий постиг сам.

Однажды, к примеру, он убил змею и увидел, как вторая змея воскресила умершую с помощью какой-то травы. Найдя эту траву, сын бога начал с ее помощью лечить все болезни - с тех пор символом медицины стал посох, обвитый змеей. У Асклепия родились сыновья Подалирий и Махаон - врачи греческого войска, осаждавшего Трою, - и дочери Гигиейя («здоровье»). Панацея («всецелительница») и Иасо («лекарство»). Его искусство было так велико, что люди перестали умирать, и Зевс, испугавшись, что они сравняются с богами, испепелил дерзкого своими молниями. Но тут же воскресил и сделал богом врачевания - вдруг на Олимп тоже проникнет какая-нибудь хворь?

По легенде, Асклепий жил на острове Кос - благодатном клочке земли у берегов современной Турции. На ионийском диалекте название острова означает «краб», и действительно. его далеко вытянутые в море мысы напоминают крабьи клешни. Сегодня его посещают толпы туристов, благоговейно глядящие на развесистый «платан Гиппократа» (на самом деле посаженный в первых веках нашей эры) и развалины древнего города Астипалеи, где около 460 года до нашей эры родился великий врач, чье имя означает «укротитель коней».

В то время Кос населяли 2-3 тысячи человек, многие из которых были врачами. Косские доктора-так сказать, врачи милостью божьей - славились по всему Средиземноморью, жили при дворах персидских царей и греческих правителей. В отличие от лекарей Востока при лечении они не призывали богов, не читали заклинаний, не курили благовония. Конечно, на помощь богов они тоже рассчитывали, но больше надеялись на свой опыт и заветы Асклепия, передаваемые от отца к сыну.

Делиться искусством врачевания с чужими было запрещено, поэтому рецепты не записывали, а выучивали наизусть. Сам Гиппократ в одном из сочинений обронил фразу «Жизнь коротка, искусство долго». Она значит совсем не то, что обычно думают: искусству врача нужно учиться всю жизнь, и дается оно лишь избранным.

Врачом был и отец Гиппократа Гераклид, а мать его Фанарета происходила не от Асклепия. а от другого греческого героя - Геракла. В свое время он - опять же по легенде, - навестил Кос, где местные жители попытались принести его в жертву. Обозлившись, силач разорил остров дотла; должно быть, с тех пор на Косе остались его потомки. От Геракла будущему «отцу медицины» достались непоседливость и жажда подвигов. Можно предположить, что он учился семейному искусству у отца или у других родственников, но потом, к их удивлению, покинул родину и уехал доучиваться в Италию, где давно уже процветали греческие колонии.

В одной из них, Кротоне, возникла новая школа медицины, которую основал Алкмеон, ученик великого математика Пифагора . Он написал первое в античном мире медицинское сочинение, открыл нервную систему, создал учение о связи человеческой психики с мозгом. Еще он предположил, что человеческое тело создается взаимодействием четырех стихий -земли, воздуха, огня и воды. Нарушение их равновесия и порождает болезнь.

Мы не знаем, учился ли Гиппократ у Алкмеона, но его идеи удивительно напоминают те, что высказывал забытый кротонский мудрец. Книга Алкмеона до нас не дошла, зато от Гиппократа осталось почти 70 сочинений. Правда, подлинными считают лишь от 8 до 18 из них - остальные принадлежат перу его детей или учеников. Главные из них. помимо знаменитой «Клятвы», - первая и третья книги «Эпидемий» (прочие написаны не им), «Прогностика», «О воздухе, водах и местности», хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах». Известен сборник афоризмов, извлеченных из разных сочинений Гиппократа. Он оставил также труд «О диете при острых болезнях», впервые создав понятие диеты и придумав само это слово, означающее по-гречески «образ жизни».

Гиппократ, как и кротонцы. признавал, что болезни вызываются нарушением равновесия четырех жидкостей, или «гуморов», организма - крови (она соответствовала воздуху), флегмы (вода), желтой желчи (огонь) и черной желчи (земля) Как и они, он думал, что медицина невозможна без теории. Но ученики Пифагора считали свою теорию одинаковой для всех, поэтому она так и осталась бесплодным умствованием. Гиппократ же понимал, что «гуморы» в каждой местности, в каждое время года и у каждого возраста людей ведут себя по-разному, поэтому лечение должно быть строго индивидуальным.

Первым делом он предписывал пациентам покой и умеренное питание - для каждой болезни свое. Например, больных лихорадкой кормил ячменной кашей с ладаном, тмином и медом, а ревматиков - свеклой и вареной рыбой. Вообще, лечил «от противного»: если в организме разгулялась желтая желчь, больного следовало поместить в прохладное место, а если флегма (мокрота) - напротив, вынести на солнце. Но главным правилом врача Гиппократ считал осторожность - отсюда его знаменитый принцип «не навреди!».

Гиппократ призывал не злоупотреблять лекарствами -природа сама справится с лечением, если ей не мешать. Однако знал и применял почти 300 лекарственных средств, многие из которых применяются и сегодня: мед, ячменный отвар, сок молочая, чемерица. Для анестезии использовал маковый отвар. Ставил пиявки, делал лечебный массаж, купал больных в ваннах с отваром из целебных трав. Врачевал вывихи и переломы на изобретенной им «скамье Гиппократа» -прообразе современного ортопедического стола.

Умел пломбировать зубы и написал об их лечении особый труд, увы, не сохранившийся. Гиппократ требовал от своих учеников обращать внимание не только на состояние больного в данный момент, но и на его прежние болезни, образ жизни и климат места его обитания. Тщательно изучая все симптомы болезни -пот, кашель, затрудненное дыхание, икоту, отрыжку - он не меньшее внимание уделял словам и мыслям больного, даже его «умолчаниям». Гиппократ считал, что тело человека можно лечить только вместе с душой и только при помощи самого пациента. При этом никогда не выдавал больным своих сомнений или незнания, говоря: «Некоторые больные выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».

Внимательно наблюдая за ходом разных болезней. Гиппократ пришел к выводу. что каждая из них проходит момент кризиса, определяющий конечный исход. Его сочинения полны примеров вроде следующего: «Филиск жил рядом с городской стеной в Фасосе. Он слег в кровать, и на первый день у него был сильный жар, пот, он плохо спал. Второй день: общее ухудшение... спокойная ночь. Третий день: поутру и до полудня жара не было: вечером сильный жар, пот. жажда, черная моча: плохо спал... Умер в середине шестого дня». Указаний на лечение тут нет: похоже. врач не очень-то вмешивался в ход болезни злополучного Филиска, с любопытством наблюдая за ней. В этом его обвиняли и коллеги-злопыхатели; один из них писал, что Гиппократ всегда знает причины смерти людей, но понятия не имеет, как их вылечить.

Конечно, это не так. Когда «отцу медицины» пошел пятый десяток, его имя было настолько широко известно по всей Греции, что Платон в своих диалогах ставил его наравне с великими скульпторами Фидием и Поликлетом. Гиппократа считали не просто врачом, но врачом-философом, идеи которого много дают для объяснения природы человека. До нас дошла его переписка-правда, признанная поддельной. - с другим выдающимся мыслителем -Демокритом.

Жители города Абдеры, где жил Демокрит, сочли его сумасшедшим - он не любил общества, а на людях часто хохотал, видя глупость сограждан, за что был прозван «смеющимся философом». Гиппократа, как признанного авторитета, призвали подтвердить случай безумия (похоже, он занимался и психиатрией), но медик во всеуслышание заявил, что Демокрит - самый здоровый из абдеритов. Так зародилась дружба двух великих умов.

В Абдерах. на крайнем севере Греции, Гиппократ оказался не по своей воле. В его первой биографии, написанной Сораном Эфесским в I веке н.э., говорится, что врача изгнали с Коса за якобы совершенный им поджог храма. Сочинение Сорана полно вымыслов, но если здесь он не соврал, то речь явно идет о мести конкурентов. Вряд ли косские врачи были довольны как популярностью Гиппократа, так и тем. что он предал огласке вековые секреты их ремесла и принимал в свою школу всех желающих.

Наставничество было важной частью жизни «отца медицины»; недаром его «Клятва» начинается обязательством «считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями и делиться с ним своими достатками». По одной версии, ученики Гиппократа собирались в его доме, по другой - на холме в центре острова, где позже был воздвигнут величественный храм Асклепия. Их имен мы не знаем: когда врач покинул Кос, школа распалась.

Гиппократ отправился в горную Фессалию, которой правили его дальние родственники - цари из рода Гераклидов, Греции, охваченной Пелопоннесской войной, было не до врачевания, и Гиппократу никто не мешал лечить местных жителеи и писать новые сочинения. Временами непоседливый дух заставлял его надолго уезжать в другие места - например, на остров Фасос, - занимая там должность городского врача. Но каждый раз он возвращался в фессалийскую столицу Лариссу. Из благодарности к новой родине он дал одному из сыновей имя Фессал: как и его брат Дракон, он стал врачом.

Врачом был и Гиппократов зять Полиб все они помогали знаменитому родственнику в работе, а после смерти дописывали его книги. «Отец медицины» умер в Лариссе около 356 года до н.э. В отличие от многих его слава с годами не померкла. Его трактаты переписывали и снабжали комментариями, самые известные из которых оставил во II веке н.э. знаменитый Клавдий Шлен, прозванный «вторым Гиппократом». К этому времени все многочисленные школы античной медицины слились в одну-гиппократову, и жители острова Кос, забыв о былой неприязни, воздвигли знаменитому земляку памятник.

С концом античности врачевание, как и другие области науки, пришло в глубокий упадок. Но Гиппократу повезло - его труды, хранившиеся в знаменитой Александрийской библиотеке, не сгорели там со всем «языческим суесловием», а были заблаговременно вывезены в Константинополь по приказу византийских императоров - им ведь тоже требовалось лечение. Позже они были переведены на многие языки и творчески «улучшены», став в итоге почти неузнаваемыми.

В новое время весь этот «Гиппократов сборник» был раскритикован - за наивность, примитивность и, конечно, антинаучное учение о четырех «гуморах». Но стоит вспомнить, что Гиппократ не только «открыл» такие болезни, как пневмония, дизентерия, нефрит, офтальмия, эпилепсия, но и первым указал методы их лечения. И самое главное - он нашел верный путь между смелыми теориями и испытанной временем практикой, по которому и направил медицину как истинный наследник бога Асклепия.

Клятва Гиппократа долгое время оставалась вне критики. Даже такие забавные ее строки, как «в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами» у современных медиков споров не вызывают, хотя нередко и нарушаются. А вот другие пункты - например, о запрете давать больным яд даже по их просьбе - многие критикуют за несоответствие веяниям времени.

Отчасти поэтому в 2006 году в США клятва была заменена «профессиональным кодексом врача», где нет уже ссылок на Аполлона, не говоря уже о Гигиейе и Панацее. Остается надеяться, что будущих целителей удержит в рамках дозволенного хотя бы авторитет самого Гиппократа, сумевшего при всех своих заблуждениях и ошибках толкователей донести до потомков принцип, которым должен руководствоваться любой врач. - «не навреди!».

др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates

знаменитый древнегреческий целитель, врач и философ; вошёл в историю как «отец медицины»

ок. 460 - ок. 370 до н. э.

Краткая биография

Имя прославленного древнегреческого врача известно сегодня даже тем, кто имеет весьма отдаленное отношение к медицине, ведь и по сей день, получая диплом медика, профессионалы дают клятву, названную в его честь. Это неудивительно, ведь в европейской медицине сложно найти личность такого масштаба, внесшего столь огромный вклад в становление этой области знаний. Между тем биография Гиппократа довольно противоречива и скудна. Из всех сохранившихся до нашего дня жизнеописаний легендарного врача наиболее ранним является написанное автором, жившим уже спустя пять столетий.

Известно, что Гиппократ - уроженец греческого острова Кос, находящегося в восточной части Эгейского моря, где он появился на свет примерно в 460 г. до н. э. Он был продолжателем рода асклепиадов, династии врачей, основатель которой, легендарный Асклепий (Эскулап) впоследствии был признан богом медицины. Религиозный характер деятельности представителей этого рода органично сочетался с научными исследованиями и поисками истины. Своими познаниями с Гиппократом делились его тезка-дед и отец-врач Гераклид и мать Фенарета, которая была повитухой. В свою очередь, сам Гиппократ передавал знания и опыт сыновьям Драконту и Фесаллу и зятю Полибу.

С молодых лет он много времени посвящал путешествиям, пополняя багаж знаний информацией о практике врачей стран, в которых ему доводилось бывать. И лечил людей знаменитый эскулап не только на родине: исцелял от недугов он жителей Македонии, Фракии, Фессалии, побережья Мраморного моря. Жизнь Гиппократа была очень долгой; по разным сведениям, ему довелось прожить более 80 лет или даже более века. Умер отец медицины примерно в 377 г. до н. э. (в других источниках – 370 г. до н. э.). Его последним пристанищем стала Фессалия, город Ларисса.

Гиппократ был не просто врачом от бога – именно им были заложены основы медицины, реформированы существовавшие в его время многие постулаты. Существует т.н. Гиппократовский корпус – сборник, состоящий из 60 трактатов, из которых, впрочем, только, по разным данным, от 8 до 18 были написаны самим легендарным врачом. Существует и другая точка зрения, согласно которой авторство Гиппократа не оспаривается, а разнородность и противоречивость – как в содержании, так и в стиле изложения – объясняется тем, что трактаты писались врачом-исследователем на протяжении всей его долгой жизни.

Гиппократ был в числе первых врачевателей, которые исключали из возможных причин болезней религиозный фактор - гнев богов, бывший в большом ходу у его современников. К вопросу причинно-следственных связей он подходил с сугубо рациональных позиций с учетом таких факторов, как возраст, питание, влияние климата, условий труда и т.п. И по сей день используются приемы перевязок и инструменты, о которых говорилось в трудах Гиппократа, посвященных хирургии, что является свидетельством высокого уровня развития в эпоху античности этой области медицины.

Гиппократ заложил фундамент рациональной диетологии, предложил отличающиеся системы питания для разных форм заболеваний, стал первым, кто пользовался ощупыванием, простукиванием, слушанием для диагностики; активно практиковал массаж, банки, кровопускание, лечебные ванны. При всем новаторстве подходов главным принципом деятельности Гиппократа был «Не навреди!», призывающий врачей соблюдать осторожность в лечении больных. В ряде трудов призывал он коллег и к соблюдению других морально-этических корпоративных принципов. Уже при жизни авторитет и слава Гиппократа были огромны и неоспоримы, а его вклад в медицину не утратил значения до настоящего времени.

Биография из Википедии

Гиппокра́т (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - около 370 года до н. э., Ларисса) - знаменитый древнегреческий целитель, врач и философ. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля . Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины как практики, так и науки.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

  • труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после смерти Гиппократа
  • византийский энциклопедический словарь Суда X века
  • произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.

Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери - Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа:

  • Асклепий
  • Подалирий
  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Руины косского асклепиона - храма бога медицины Асклепия, в котором лечили людей и собирали медицинские знания

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины.

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, матерью - Фенарета. (По другой версии, имя матери Гиппократа было Пракситея.) У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену, стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.

В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ - потомственные врачи-асклепиады. Он прошёл обучение также у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр », а также в «Политике» Аристотеля.

Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.

Гиппократовский корпус

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III века до н. э. в Александрии.

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Темпераменты

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

  • Преобладание желчи (греч. χολή, холе , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком .
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα, флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком .
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником .
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе , «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом .

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором метода лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами, как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются такие способы применения повязок как простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др., лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Он стал первым, кто сформулировал морально-этические нормы доктора. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Клятва Гиппократа

«Клятва» (др.-греч. Ὅρκος, лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками:

Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

2. Принцип не причинения вреда:

Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

3. Отказ от эвтаназии и абортов:

Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.

4. Отказ от интимных связей с больными:

В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел...

5. Сохранение врачебной тайны:

Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения.

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.

При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался».

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде...

Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности.

А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы . Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству.

Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета.

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они написаны на ионийском диалекте древнегреческого языка, часто цитируются на латыни - широко использовавшемся в медицине языке. Более того современные филологи называют Гиппократа родоначальником афористики.

  • Не навреди (лат. Noli nocere) - главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом.
  • Врач лечит, природа исцеляет (лат. Medicus curat, natura sanat) - переведённый на латынь один из афоризмов Гиппократа. Означает, что несмотря на то, что врач назначает лечение, исцеляет всегда природа, которая поддерживает жизненные силы больного.
  • Жизнь коротка, искусство [долго]вечно (лат. Ars longa, vita brevis) - выражение представляет переформулированное Сенекой на латыни первое предложение «Афоризмов» Гиппократа. Оригинал этого афоризма Гиппократа выглядит так: «Ο βίος βραχύς, η τέχνη μακρή, ο καιρός οξύς, η πείρα σφαλερή και η κρίσις χαλεπή» (Жизнь коротка, (медицинское) искусство протяженно, случай быстротечен, опыт обманчив, а суждение - трудно). Изначально Гиппократ подчёркивал, что не хватит и всей жизни для того, чтобы постичь великую науку медицины.
  • Медицина - благороднейшая из всех наук (лат. Omnium artium medicina nobilissima est).
  • «Огнём и мечом» - перефразированный афоризм «Чего не излечивают лекарства, излечивает железо; чего не излечивает железо, излечивает огонь» (лат. Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat) .
  • «Противоположное излечивается противоположным» (лат. Contraria contrariis curantur) - один из афоризмов Гиппократа. На данном принципе основана современная медицина. Основоположник гомеопатии Самюэль Ганеман предложил лечить «подобное - подобным», противопоставив гомеопатию той медицине, которая лечит «противоположное противоположным», назвав её аллопатией.

Легенды

Демокрит - древнегреческий философ, которому Гиппократ, по преданию, провёл первую психиатрическую экспертизу

Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу, можно судить об его учении.

Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне , что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины, в которых свирепствовала чума, провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию - неумышленное преувеличение своего болезненного состояния.

К другим неподтверждённым историям следует отнести отказ Гиппократа покинуть Грецию и стать лечащим врачом самого царя империи Ахеменидов Артаксеркса. Согласно ещё одной легенде, граждане Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита, посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности».

В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке Гиппократа, согласно которой он сжёг асклепион (медицинский храм, в котором одновременно лечили людей и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем.

Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа

В медицине, по прошествии 2,5 тысяч лет после Гиппократа, используются термины, связанные с его именем.

Ноготь Гиппократа

Своеобразная деформация ногтей, более известная под названием «ногти в виде часовых стёкол».

Шум плеска Гиппократа

Шумом плеска Гиппократа (лат. succussio Hippocratis) называется звук, выслушиваемый при гидропневмотораксе, то есть при одновременном наличии в полости плевры газа и жидкости. Он выслушивается, если захватить обеими руками плечи больного и быстро, энергично встряхивать верхнюю половину его тела.

Маска Гиппократа

Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»:

Нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твёрдая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, чёрный или бледный, или свинцовый.

Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа

Пострадавший лежит на спине. Хирург садится со стороны вывиха лицом к больному и берёт повреждённую руку за предплечье выше запястья. После этого вставляет средний отдел одноимённой с вывихнутой рукой стопы в подмышечную ямку. При этом наружный край среднего отдела стопы упирается в боковую поверхность грудной клетки, а внутренний - в медиальную поверхность верхней трети плеча. Образуется двусторонний рычаг, коротким плечом которого являются головка и верхняя часть плечевой кости, а длинным - средняя и нижняя трети плеча. Хирург начинает постепенно, без рывков, наращивать силу тяги по оси руки с приведением её к туловищу. В это время по принципу действия рычага головка плечевой кости постепенно выводится в суставную поверхность лопатки и становится на место. Плечевой сустав приобретает нормальную форму, восстанавливаются пассивные движения. После этого производится иммобилизация сустава.

Сергей Рощин

ГИППОКРАТ: ОТЕЦ МЕДИЦИНЫ

Во времена Аристотеля его считали «великим», потом - «божественным», сегодня его называют «отцом медицины», и не потому, что он стоял у ее истоков - во времена Гиппократа медицина уже достигла значительного развития, а как дань уважения великому мастеру врачебного искусства. Присущий Гиппократу дар исцеления, перешедший к нему через многие поколения от самого бога медицины Асклепия, остался не только в его произведениях. Легенда гласит, что на месте, где была его гробница, поселился рой диких пчел, мед которых помогал при многих болезнях

Гиппократ жил в эпоху высшего культурного взлета Древней Греции и был современником Сократа и Платона. Он родился в городе Меропис на острове Кос, расположенном в восточной части Эгейского моря, в первый год восьмидесятой Олимпиады, то есть в 460 году до н. э. Там же он обучался медицине, ибо именно на этом острове располагалась одна из самых известных в Древней Греции медицинских школ (известность она приобрела после того как по просьбе жрецов врачи с острова Кос прекратили моровую язву, свирепствующую в греческом войске).

В древнейшие времена медицина была семейным делом, она культивировалась среди представителей определенных фамилий и передавалась от отца к сыну. Поэтому среди учителей Гиппократа называют его отца Гераклида, известного врача, некоего Геродика, крупного физиотерапевта и преподавателя гимнастики, а также софиста Георгия и философа Демокрита. То есть, кроме специального, медицинского, Гиппократ получил еще и прекрасное общее образование.

Поэтому всю жизнь он считал медицину не только прикладной, но и философской наукой. Более того, он относил медицину к искусству. У Гиппократа было два сына, Фессал и Драконт, которые являлись его лучшими учениками. Впрочем, он преподавал не только родным, но и всем тем, кто был способен к врачебному делу. Его предки по линии матери Фенареты восходили к гераклидам, то есть потомкам Геракла, вследствие чего находились в родственных отношениях с властителями греческой области Фессалия и двором македонских царей. По отцу же Гиппократ принадлежал к знатному роду асклепиадов, родоначальником которого, был Асклепий - греческий бог медицины.

Он не практиковал в своем родном городе и вел образ жизни странствующего лекаря. Посещая греческие колонии и сопредельные им территории, Гиппократ обретал в своих путешествиях бесценный опыт медицинских наблюдений за образом жизни и заболеваниями различных народов. В греческих полисах он иногда по несколько лет занимал должность общественного врача, который обычно избирался на должность народным собранием после предварительного экзамена. Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял специальные врачебные кабинеты, где больным оказывали помощь, главным образом хирургическую. Острые и хронические болезни лечились на дому. Среди пациентов Гиппократа преобладали состоятельные граждане.

Вероятно, мы вряд ли узнали бы о Гиппократе, если бы не эти сохранившиеся медицинские тексты. Авторство энциклопедии древнегреческой медицины приписывают Гиппократу, хотя, по мнению исследователей, в сборнике, состоявшем из более чем 60 трактатов, непосредственно перу врача с острова Кос принадлежит небольшое количество работ.

Так или иначе, но «Гиппократов сборник» носит имя «отца медицины» не случайно. Это был исключительно одаренный врач, относившийся к медицине как к искусству, о чем свидетельствует его знаменитая клятва, которую давали врачи, заканчивая обучение. Она, с одной стороны, защищала пациента, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, с другой - обеспечивала врачу полное доверие в обществе. Именно этой клятвой открывается «Гиппократов сборник». Клятва являлась необходимым элементом общественной жизни в греческих полисах. Греки клялись по всякому удобному поводу и без него (достаточно вспомнить Сократа - великий мудрец почти ни одной реплики не произносил без клятвенного заверения). Различных клятв в Древней Греции существовало огромное количество, и сущность их в основном заключалась в страхе перед божеским наказанием за их несоблюдение.

Некоторые рекомендации греческих врачей из текстов двух с лишним тысячелетий вполне можно использовать и сегодня. В классическую эпоху занятие каким-либо ремеслом считалось недостойным свободного человека. Любые профессионалы, в том числе и врачи, трудящиеся ради заработка, были практически объектами презрения лиц вышестоящих. Вот и согласно Аристотелю, «свободными» и «благородными» искусствами считались те виды деятельности, которые не оплачивались.

Конец своей жизни Гиппократ провел в Фессалии, на родине предков, где и умер близ города Лариса в один год с философом Демокритом - ок. 371 г. до н. э. После смерти слава его возросла до такой степени, что затмила многих предшествующих и последующих врачей. И до сей поры считают Гиппократа «отцом медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

  • труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после смерти Гиппократа
  • византийский энциклопедический словарь Суда X века
  • произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.

Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери - Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа:

  • Асклепий
  • Подалирий
  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гиппократ I
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины.

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета. У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену, стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.

В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ - потомственные врачи-асклепиады. Он прошёл обучение также у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.

Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте (по разным источникам, от 83 до 104 лет) в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.

Гиппократовский корпус

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III века до н. э. в Александрии.

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб).

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализирован работы четверых специалистов - Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми».

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений:

1. Клятва (Л)
2. Закон (Л)
3. О враче
4. О благоприличии
5. Наставление

6. Об искусстве
7. О древней медицине (Л)

8. Об анатомии
9. О сердце
10. О мясе
11. О железах
12. О природе костей
13. О природе человека (Д)
14. О семени
15. О природе ребёнка
16. О болезнях. Кн. 4
17. О пище
18. О соках (Д)
19. О ветрах
20. О кризисах
21. О критических днях
22. О седьмерицах
23. О воздухе, водах и местностях (Л, Д, П, Н)

24. О диете (Н)
25. О диете, или о сновидениях

26. Прогностика (Л, Д, П, Н) (др.-греч. ????????????, русский аналог - Прогнозирование)
27. Косские прогнозы
28. Предсказания

29. Эпидемии (Л, Д, П, Н)
30. О диете при острых болезнях. Кн. 1 (Л)
31. О диете при острых болезнях. Кн. 2
32. О страданиях
33. О болезнях. Кн. 1-3
34. О внутренних страданиях
35. О священной болезни (Д, П, Н)
36. О местах в человеке
37. Об употреблении жидкостей

38. О врачебном кабинете
39. О переломах (Л, Д, П, Н)
40. О вправлении суставов (Л, Д, П, Н)
41. Книга о рычаге (Л, Д, Н)
42. О ранах головы (Л)
43. О ранах и язвах
44. О геморроидах
45. О фистулах

46. О зрении

47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии

55. О прорезывании зубов

56. Афоризмы (Л, Н)

57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Темпераменты

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

  • Преобладание желчи (греч. ????, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком.
  • Преобладание слизи (греч. ??????, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником.
  • Преобладание чёрной желчи (греч. ??????? ????, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Клятва Гиппократа

«Клятва» (др.-греч. ?????, лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками

2. Принцип непричинения вреда

3. Отрицание эвтаназии и абортов