Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Мамлеев Ю. Умер писатель юрий мамлеев Мамлеев юрий александрович

Мамлеев Ю. Умер писатель юрий мамлеев Мамлеев юрий александрович

Дата рождения: 11.12.1931

Русский писатель, драматург, поэт и философ. Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 года в Москве в семье профессора психиатрии. В 1940 году его отец был репрессирован и без вести сгинул в лагерях.

В 1956 году Юрий Витальевич закончил Московский лесотехнический институт, по специальности инженера. С 1957 по 1974 годы был преподавателем математики в вечерних школах для рабочей молодежи. Но это была лишь одна сторона его жизни, причем, не самая главная. С начала 1950-х годов он активно занимается изучением философии, теософии, оккультных учений. Его тайной страстью и основной сферой деятельности становится литература. В 1958 году Юрий Витальевич становится руководителем неформального эзотерического кружка "Сексуальные мистики". В это время тексты его рассказов и романов уже широко распространялись в "самиздате", так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. С 1953 по 1973 Мамлеев написал более ста прозаических произведений.

В квартире Мамлеева в Южинском переулке(отсюда название центрального цикла рассказов книги ) собирались писатели и художники, представители неофициального искусства - Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, Анатолий Зверев, Генрих Сапгир, Леонид Губанов, позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции. Нередко бывали на квартире и диссиденты, например Владимир Буковский.

Вот что Мамлеев говорит об этом кружке:

"Наша история, связанная с Южинским переулком, начиналась во времена господства тупого атеизма. Первой нашей целью было восстановление связи с Традицией и попытка ее творческого переосмысления. Почему именно так? Я называл наше тогдашнее состояние "купанием в Ничто". Поскольку все связи с Традицией были оборваны, мы не полагались только на связи с прошлым, даже в духовном плане. Под воздействием нашей духовной атмосферы многие принимали крещение. Многие искания были по линии всех мировых духовных традиций, в подоснове которых нам виделась единая мудрость, которая в значительной степени объединяет основные истины аутентичных традиций. Искали самые глубинные основы - то, что содержалось в писаниях Майстера Экхарта, Климента Александрийского, Веданте и Адвайта-Веданте. Это исключало профанические рериховские и блаватские интерпретации Востока. Каждый из нас занимался своей специальной духовной доктриной, но вместе с тем у всех было нечто общее, часто даже неосознанное. Каждый действовал в пределах своего мира.

Нас объединяла сама радикальная ситуация, в которой мы оказались. Все мы находились в условиях атеистического гроба и это придавало нашим исканиям особый оттенок метафизического радикализма. Такое случается, когда человек оказывается в тюрьме. Мы хотели прорваться дальше, не порывая с Традицией, продолжать ее в другом плане и пытаться соединить "несоединимое".

В 1974 году Юрий Витальевич вместе с женой эмигрирует в США, где начинает преподавательскую деятельность в Корнельском университете (Cernell University). Позже, в 1983 годе переезжает в Париж, во Францию, где преподает русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. После выхода в США на английском языке сборника «The Sky Above Hell» (1980), названного по одному из рассказов - «Небо над адом», писатель был принят в члены ПЕН-клуба (международной организации писателей). В 1985 он закончил роман , первое описание эзотерических под­польных кружков в Москве 60-х гг.

После изменения режима в России, Юрий Витальевич одним из первых эмигрантов вернувшихся в Россию. В 1990 году состоялся выход его первой книги на родине - . Затем последовали "Голос из ничто" , "Вечный дом" , "Шатуны" , "Черное зеркало" , "Бунт луны" , "Блуждающее время". Появляется множество статей, исследований о его творчестве, интервью в прессе, выступлений по радио и ТВ. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).

С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ.

Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом - в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) и «Россия Вечная» (Аиф-принт, 2002).

В «Судьбе бытия» Юрий Витальевич обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю. Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе «Последняя доктрина», которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую традицию.

В настоящее время в московском отделении Союза литераторов Российской Федерации образовалась секция метафизического реализма, течения, родоначальником которого считается Мамлеев. Он возглавляет секцию, а основное ядро составляют организатор секции Дмитрий Силкан, Николай Григорьев, Наталья Макеева, Елизавета Новикова. В целом же секция объединила несколько сотен прозаиков, поэтов, эссеистов. Их произведения вошли в сборник "Мистерия бесконечности".

Награды писателя

Член американского, французского (1980) и русского ПЕН-клубов, Союза литераторов Российской Федерации (1991), член исполкома Международного общества культурных связей с Индией.
Лауреат премии имени Андрея Белого
Лауреат международной Пушкинской премии за 1999 год
В 2007 указом президента России награжден орденом Дружбы.
Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008).

Библиография

Книги на русском языке
Изнанка Гогена. Париж: Третья волна, 1982.
Живая смерть (сборник рассказов). Нью-Йорк - Париж: Третья волна, 1986.
Шатуны (роман). Нью-Йорк - Париж: Третья волна, 1988.
Татьяна Горичева. Новый град Китеж (философские работы). Париж: 1988.
Голос из ничто (сборник рассказов). Нью-Йорк: Apollon Foundation, 2001.
(сборник рассказов) М.: Молодежный книжный центр, 1990.
(повесть и рассказы). М.: Художественная литература, 1991.
Голос из ничто. М.: Московский рабочий, 1991.
. М.: Терра, 1993.
Шатуны (роман). М., Терра, 1996.
Судьба бытия. «Unio mistica». М., Терра, 1997.
Чёрное зеркало (сборник рассказов). М., Вагриус, 1999.
(сборник рассказов). М: Вагриус, 2000.
(переиздание). М: Вагриус, 2001.
(роман). М. - СПб, Лимбус-пресс, 2001
М.: Аиф-принт, 2002.
(сборник рассказов). М.: Вагриус, 2002.

Основные тайны (сборник рассказов). М.: Вагриус, 2002.
(роман). М.: Ad Marginem, 2002.
(сборник рассказов). М.: Вагриус, 2003.
(сборник рассказов). М.: Вагриус,2003.

Мамлеев Юрий Витальевич - писатель и философ, драматург и поэт. Его произведения переведены на основные европейские языки. Основатель философско-патриотической доктрины (учения) «Вечная Россия» (она изложена в книге «Россия Вечная», Аиф-принт, 2002). Основатель нового литературного течения в современной русской литературе - метафизический реализм.

Подробнее

Биография
Юрий Витальевич Мамлеев родился 11-го декабря 1931 г. в Москве. В 1956 г. закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.

Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе.

После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).

С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев, как индолог, преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он - член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю. Мамлеев - Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ.

Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом - в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) и «Россия Вечная» (см. «Россия Вечная», Аиф-принт, 2002).

В «Судьбе бытия» Ю. Мамлеев обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю. Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе «Последняя доктрина», которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую Традицию.

В книге «Россия Вечная» Ю. Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов.

Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.).

О Мамлееве и его творчестве можно прочесть статьи в литературных и иных энциклопедиях, словарях (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедическом словаре «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т. п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени).

Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках.

О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).
Список основных книг на русском языке
Книги
1. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена. Третья волна, Париж, 1982.
2. Юрий Мамлеев. Живая смерть (сборник рассказов). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1986.
3. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1988.
4. Юрий Мамлеев, Татьяна Горичева. Новый град Китеж (философские работы). Париж, 1988.
5. Юрий Мамлеев. Голос из ничто (сборник рассказов). Apollon Foundation, Нью-Йорк, 2001.
6. Юрий Мамлеев. Сборник рассказов. Молодежный книжный центр, Москва, 1990.
7. Юрий Мамлеев. Вечный дом (повесть и рассказы). Художественная литература, Москва, 1991.
8. Юрий Мамлеев. Голос из ничто. Московский рабочий, Москва, 1991.
9. Юрий Мамлеев. Избранное. Терра, Москва, 1993.
10. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Терра, Москва, 1996.
11. Юрий Мамлеев Судьба бытия. «Unio mistica», Терра, Москва, 1997.
12. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 1999.
13. Юрий Мамлеев. Бунт луны (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 2000.
14. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (переиздание). Вагриус, Москва, 2001.
16. Юрий Мамлеев. Блуждающее время (роман). Москва – С.-Петербург, Лимбус-пресс, 2001
17. Юрий Мамлеев. Россия Вечная. Аиф-принт, Москва, 2002.
18. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.
19. Юрий Мамлеев. Основные тайны (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.
20. Юрий Мамлеев. Задумчивый киллер (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.
21. Юрий Мамлеев. Американские рассказы (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.
22. Юрий Мамлеев. Конец века (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.
23. Юрий Мамлеев. «Мир и хохот» (роман). Вагриус, Москва, 2003.

Список основных публикаций на иностранных языках:

1. The sky above Hell and other stories. Taplinger, New York, 1980.
2. Iouri Mamléiev. Chatouny. Paris, Robert Laffont, 1986.
3. La dernière comèdie. Paris, Robert Laffont, 1988.
4. Der Moder aus dem Nichts. Wien, Residenz Verlas, 1992.
5. The Pengnin book of new Russien writing. Russia’a Fleurs du Mal. Pengnin book, London, 1995 (Yuri Mamleyev. An individualist’s Notebook).
6. Russische Erzähler am Ende. Eine Anthologie. Berlin, Verleg, 1995.
7. Fleurs du mal. Albin Michel, Paris, 1997.
8. The Pengnin book of New Russien writing. USA, New York, 1997.
9. Эта же антология вышла в Голландии (на голландском языке).
10. Oi periqtdriakoi. Aqhna, Греция, 1993.
11. Il killer metafisico. Roma, Italy, Voland, 1997.
12. Chatouny (второе издание, paper book, карманное издание). Paris, Le Serpent a Plumes, 1998.
13. Der Tod des Erotomanen. Solzburg-Wien, Residenz Verlas, 1998.
14. Шатуны в 1998 вышли в Праге.
15. В Югославии в 90-х вышел сборник рассказов.
16. Кроме того, много публикаций в журналах в USA, France, Germany, Australia, Italy, Poland, Венгрия, Чехия.
17. Цветы зла (антология) - на итальянском. Roma, Italy, Voland, 2003.
18. В октябре 2003 года немецкое издательство «Зуркамп» выпустило роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» на немецком языке.

Роман вызвал у меня множество смешанных чувств, в основном - отрицательных.
Может, как для советской литературы 60-х гг. это могла быть бомба. Но сегодня... Книга определенно опоздала с изданием на русском языке и не производит должного впечатления.

Критики предлагают 2 варианта трактовки произведения Ю. Мамлеева. Первый - о том, что автор описал ад на земле. Люди сами не заметили, как превратились в монстров, и создали себе арсенал пыток, извращений, чудовищных пороков и т.п. Ценители творчества Мамлеева сравнивают его персонажей с героями картин Босха. Наверное, такая точка зрения оправданна. Действующие лица в "Шатунах" подчеркнуто телесны, у них гипертрофированы отдельные черты личности, преувеличены части тела, пугающе изгажено все - от головы до пят. Вторая трактовка - о том, что даже во тьме и ужасе люди продолжают искать истину, высший смысл и Дух. Эти искания проходят в непривычной форме. Автор опровергает засушенные представления о свете знания и самоценности правды. Для него понимание как раз несет многие печали, а поиски смысла проходят в таких мрачных глубинах, где света и быть не может.

Сюжет романа абсурден. Найти в происходящем логику будет трудно. Традиционную канву романа-воспитания и даже романа об интеллектуально-творческих кружках Мамлеев разрывает, рассыпает на нитки. Он последовательно издевается над сентиментальными представлениями о дружеских объединениях энтузиастов, уютных вечерах с единомышленниками на даче, семейных узах, искренней вере и прочим. Герои-шатуны - это маньяки, садисты, убийцы и вандалы, это интеллектуалы, фанатики и подающая надежды молодежь. Их поведение напоминает механические действия, ползания насекомых. Или пожирающих друг друга пауков в том самом чулане, по Достоевскому. Бога в этом мире нет, хотя многие персонажи любят о нем поговорить. Они изобретают новую религию - поклонение собственному "Я". Доходя до экстаза в самолюбовании и самопожирании, герои обретают собственный Ад или Эдем. В сознании героев они слиты воедино.

Язык книги своеобразен. Но меня он оттолкнул своей предсказуемостью. Автор злоупотребляет уменьшительно-ласкательными формами. У толстых садистов - не лица, а "личики". У мерзких бабищ - не руки и глаза, а "рученьки", "глазыньки". И это бесконечно повторяется, из раза в раз, в каждом втором предложении. То же самое - с излюбленными авторскими эпитетами. Например, слово "извивный" по отношению к любым предметам, частям тела и персонажам стало очень напрягать со временем. Одним из недостатков романа кажется и неизменно ироническое отношение автора ко всему происходящему, ко всем персонажам. В серьезные духовные поиски на этом фоне никак не поверится. Все герои Мамлеева - слишком ничтожные, жалкие и гадкие. Если это ад на земле, то уж очень он скучный. Не пугает, даже своей серостью.

В романе чувствуется что-то не из проходной литературы, но можно ли это назвать глубоким произведением искусства? Сомневаюсь. Или я чего-то очень сильно не поняла здесь.

Мамлеев Юрий Витальевич - писатель, философ.

Родился в семье профессора психиатрии.

В 1955 окончил лесотехнический институт.

До 1974 работал преподавателем математики в школах рабочей молодежи.

С нач. 1950-х интенсивно занимается философией - от классической немецкой постепенно переходит к индийской.

С 1958 становится лидером эзотерического кружка. (Московские эзотерические кружки изображены в романе Мамлеева «Московский гамбит», 1985.)

В течение 1960-х Мамлеев на основе индийских философских учений создает «собственную метафизику "Я"», которая подробно изложена в книге «Судьба бытия» (1993). По Мамлееву, человеческое существо является только оболочкой, внутри которой находится божественная реальность. Человек способен, отбросив отождествление себя со своим телом, умом, психикой, достичь Богореализации. При этом человек не становится Богом, но открывает в себе Бога как свое подлинное Я. Наиболее самобытная часть философии Мамлеева изложена в последней главе «Судьбы бытия» и в других работах.

Одновременно с занятиями философией Мамлеев выступает и как писатель. В период с 1953 по 1973. М. написал более 100 прозаических произведений. По словам самого Мамлеева, его художественные тексты «имели явный метафизический подтекст», «литература и метафизика шли рука об руку». Называя себя метафизическим реалистом, Мамлеев подчеркивает, что ему не интересны те мелочи и подробности человеческого существования, которые не дают «окна» в более глубокую реальность: «"Банальный", "видимый" человек не может представлять интереса для писателя-метафизика. Кроме того, такой человек (т.е. социально-психологическая сторона человека) прекрасно описан в литературе XIX в. <...> Для писателя-метафизика задача, следовательно, состоит в том, чтобы обратить все свое духовное зрение на невидимого человека, интересуясь внешним человеком лишь постольку, поскольку в нем отражаются реалии скрытого, тайного, трансцендентного человека» (Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №10. С.179).

Несмотря на некоторую связь с традициями Н.Гоголя, Ф.Достоевского, Ф.Сологуба, А.Белого, проза Мамлеев чрезвычайно специфична и самобытна. Художественный мир его произведений населен по преимуществу «монстрами», персонажами, которые хотят докопаться до самых тотальных глубин человеческого бытия. Почти все они охвачены метафизическим интересом к смерти, переходящим в некроманию. Герой рассказа «Любовная история» поочередно влюбляется в ушедших в иной мир людей. Для Васи Кошмарикова («Утро») каждая смерть становится праздником, он любит «даже не собственно мертвецов, а сам процесс смерти и его осознание». Маньяк Фёдор Соннов («Шатуны») убивает людей, чтобы понять, что такое душа. Столь же напряженно персонажи Мамлеева размышляют над проблемой «я - не я», не зная соотношения между собой и окружающим миром. Одним из моментов творчества Мамлеева-художника является разрушение гуманистических иллюзий, он, по собственному признанию, стремится показать, «насколько может быть страшен и необычен человек».

Своеобразной квинтэссенцией Мамлеев, наиболее совершенным его произведением является роман «Шатуны» (1968). Здесь гротеск касается как традиционного гуманизма, так и благодушно-инфантильного взгляда на связь между Богом и миром. Карикатурен образ Христофорова: «Когда он думал о Боге, то придавал своим мыслям такой благостный, умилительный характер, что весь мир, все существующее принимало в его мыслях умильный, сглаживающий и доброжелательный вид», однако перед смертью Христофоров вдруг открывает в себе страшное чудовище, свое «второе внутреннее существо» - и «все его идеи о Боге и любви рассыпались, как карточный домик». В этом персонаже основу «благостного» гуманизма составляет стремление заглушить подспудный страх перед ужасами бытия. Одна из героинь романа Анна Барская ощущает мир «как игру чудовищных, отделенных, потусторонних сил». Американский писатель Джеймс МакКонки считает, что роман этот сюрреален, «как будто земля превратилась в ад без осознания людьми, что такая трансформация имела место. <...> Виденье, лежащее здесь в основе,- религиозное, и комедия этой книги - смертельна по своей серьезности» (предисл. к книге Мамлеева «Изнанка Гогена», Париж; Нью-Йорк, 1982). Газета «Монд» (Париж. 1998. Нояб.) пишет: «Юрий Мамлеев одним своим яростным безумным произведением перевернул русскую литературу». Отчасти «Шатуны» связаны с «Серебряным голубем» А.Белого: речь идет о героях-интеллектуалах, которые мечтают о синтезе «интеллигентского мистицизма» с «русским, кондовым народно-дремучим мракобесием». И персонажей из народа, и интеллигентов притягивает «область смерти». И те, и другие воспринимают земную жизнь как преддверие в иное непознаваемое бытие.

В 1974 Мамлеев эмигрировал в США, где преподавал в Корнеллском университете, продолжая литературная деятельность. В начале 1980-х Мамлеев переехал в Париж.

С 1994 вновь живет в Москве. За это время Мамлеевым опубликованы 2 романа и несколько сборников рассказов. Роман «Блуждающее время» (2001) - философский роман о «тайной Москве», где его герои с яростной энергией отрицают ограниченность этого мира, о метаниях совр. российской интеллигенции. В романе «Мир и хохот» (2003) речь идет о загадочном исчезновении одного из персонажей. Но, пожалуй, главный герой романа - «хохот», ибо гротеск пронизывает всю ткань этого произведения.

В 1990-е Мамлеев обращается к драматургии (пьесы «Зов луны», «Свадьба с незнакомцем»). В этот период Мамлеев читал лекции по индийской философии в МГУ. Мамлеев - основатель литературного направления «метафизический реализм», которое вызывает большой интерес значительной части современной российской творческой молодежи. О творчестве Мамлеева написано большое количество статей, рецензий, диссертаций как в России, так и на Западе. Мамлеев отмечен литературными премиями: премией Андрея Белого (С.-Петербург, 1993), Пушкинской премией (Фонд Альфреда Топфера, Германия, 2000).

А.О.Большев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 518-520.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Изнанка Гогена. Париж; Нью-Йорк, 1982;

Живая смерть: рассказы. Нью-Йорк; Париж, 1986;

Шатуны: роман. Нью-Йорк; Париж, 1988;

Вечный дом: Повесть и рассказы. М., 1991;

Избранное. М., 1993;

Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №10,11;

Шатуны: роман. М., 1996;

Черное зеркало: рассказы. М., 1999;

Бунт луны: рассказы. М., 2000;

Блуждающее время: роман. М.; СПб., 2001;

Россия вечная. М., 2002;

Основные тайны: рассказы. М., 2002;

Шатуны: роман. М., 2002;

Задумчивый киллер: рассказы. М., 2003;

Американские рассказы: рассказы. М., 2003;

Конец века: рассказы. М., 2003;

Мир и хохот: роман. М., 2003.

Литература:

Беляева-Конеген С. Упырь // Стрелец. 1992. №3. С.167-169;

Горичева Г. Круги ада // Континент. 1983. №36. С.382-385;

Одесская М. Дом на краю бездны. Возвращение Юрия Мамлеева // Литературная газета. 1992. 23 дек. С. 4.

Будь то книга про Землю в будущем, превратившуюся в филиал ада, или рассказ из советских времен про маму, изрезавшую за испорченный дефицитный ковер сынишке руки, так что их пришлось ампутировать — закадровый посыл всегда неизменен: мир - надматериален, Россия - страна особой, высокой духовности. В этом вопросе Мамлеев - славянофил. А главный спор с современными западниками - была ли Россия двести лет назад страной изуверства и дикости, или территорией святости.

Если русский мир у автора «Вселенских историй» близок потустороннему, то западный - мир бездуховности, поклонения деньгам, и вообще там живут полуроботы. Поэтому-то, умерев, благополучная жительница Америки Элизабет, в одном из рассказов книги, попадает в ад обезличенный, мертвый. Ни тебе чертей, сковородок: одна беспросветная тоска и блуд духа. Очень близок в этом Мамлеев оказывается к Виктору Пелевину. С последним, «вторым вампирским» романом которого неожиданно выдвигает общую идею: посмертное мучение душ в аду лишено воспринимающего субъекта. То есть это игра форм, из которых вынут луч сознания. Интересная перекличка.

Рассказы в этом сборнике дополняют роман: «Вселенские истории». В романе две сестры (в противовес трем сестрам, потому что не хотят никуда уезжать), вступают в духовный кружок. С одним из участников которого, писателем Румовым, знакомится странный иностранец - адепт антихриста. Запад откликается на лекции адепта горячо, но в России его ждет провал. Сцена лекции в Москве - кульминация абсурда, во время которой сатаниста предлагают укусить, чтобы проверить, говорит ли он правду.

Начинается роман с веселой пирушки, а заканчивается разговором о будущем России. С оптимистическим взглядом на которое Мамлеева хочется согласится. Просто потому, что если лет через двадцать не повернем к лучшему, верить в добро станет совершенно невозможно.

Юрий Мамлеев. Вселенские истории: роман, рассказы

В книгу апологета метафизического реализма вошёл очередной апокалипсический роман и семь рассказов, живо напоминающих читателю о тех самых, любимых метафизиками «Шатунах». Роман же выглядит сиквелом или приквелом предыдущего романа «После конца», текста о том, что бывает после конца всего. «Сказал отец — всему конец», поёт Леонид Фёдоров в новой песне. Тема Мамлеева - старая, очень старая песня. Как только Богослов написал «Откровение», так сразу и услышали люди эти нечеловеческие песни. Но, кроме огромного интереса к «концу всего», у Юрия Витальевича есть не менее интересная, сквозная тема - исследование русскости в метафизическом аспекте. Есть люди, а есть русские. Роман «Вселенские истории» - о простых американских «техномистиках» и о наших шатунах. Отличия между ними огромные. Наши-то, они хоть и упыри в периоды обострения, но чтобы съесть человека, это нет. Как нет? Ну, иногда, под настроение, наш шатун может кого-нибудь съесть, но токмо ради любопытства, чтобы через приобщение к смерти другого, через убийство найти своё собственное положение (в смерти). Шатуны даже посмертные бывают, а в новом романе, в картинных эпизодах московской кухонной эзотерики, фигурирует и совсем Сверхпокойник.

В первой части романа всё просто, один голландец съедает швейцарца, по обоюдному согласию, причём швейцарец ест сам себя, во славу нового способа самоубийства. Юмор, сами понимаете, у Мамлеева совсем иной, нежели у Сорокина. Но интрига романа, пройдя через традиционные посиделки метафизиков на кухнях во второй части, в третьей неожиданно приводит к очень интересному персонажу, американцу - смертологу. Это профессия такая, смертолог. Смертолог Аллен отвечает в романе за демонический аспект гнозиса, яростно кричит о невыносимости жизни: «Я устал, устал от своего нелепого человеческого тела, которое скоро сгниёт, от этого идиотского мира, созданного по ошибке...». Кроме того, Аллен (чужой) не простой смертолог, а посланец тёмной силы, предтеча Антихриста. Но наш герой Румов тоже не лыком шит - на «достоевскую» истерику американца он отвечает страшным стихом - Но явь, как гнусный и злой подлог, кривлянье жадных до крови губ. Молю: исчезни железный бог, огромный, скользкий на ощупь труп.

Аллен, особого рода техномистик, курирует «от антихриста» ценное в Америке - институт бесконечной жизни, Дом бессмертных. И здесь самое интересное - в этот дом, естественно, попадают только мультимиллиардеры, готовые стать киборгами, цепляющиеся жадно за последнее дыхание, но не подозревающие, в лапы какого Зверя они попадают. Вот и представьте себе отношение русского мистика Румова к такой ерунде, как бесконечная физическая жизнь. Дрянь, чистая противобожеская дрянь. Над такой мировой дрянью, вожделенной для всего чужого, нерусского мира, у нас смеются даже в Комеди-клабе: киборги заполонили всю плОнету!