Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у детей  /  Развитие энергетического видения в домашних условиях. Прямое видение мозгом

Развитие энергетического видения в домашних условиях. Прямое видение мозгом

Экстрафильм от 26.07.16

Почему то в последние дни, точнее ночи, я совершенно перестал наблюдать особей мужского пола. Не понимаю, с чем это связано, но куда бы я ни отправился, точнее, куда бы меня не послали, я вижу одних только женщин.


Сегодня, я пытался сосредоточиться, и мысленно задавал вопрос: - «Почему? Где все мужчины»?

Ответа не было. Но вот меня занесло за кулисы театральной сцены, где танцовщицы облачённые в трико, с изображением сумасшедших ломаных чёрных и белых линий, устроил себе небольшой перерыв в репетиции. Только успел подумать о том, что вероятно я сейчас увижу нечто вроде «Танца молний», как в моём мире разразилась ужасающая гроза.

Очнулся, открыл глаза, даже жутко стало, не помню, когда ещё так грохотало. Сверкание молний видно даже сквозь очень плотную занавесь на небольшом окне слева от стола в моём кабинете.

Встал. Время ровно 03:00. Вышел в сени, и там через остеклённую дверь ведущую на задний двор, сполна насладился невероятным зрелищем. Молнии сверкали практически не переставая, по нескольку штук одновременно в разных местах. А гром был не похож на гром. Звук такой, словно на город падают пятисоткилограммовые авиабомбы. Это взрывы, а не гром.

Сигарета выкурена, уду ложиться снова. Закрываю глаза, и через опущенные веки продолжаю видеть вспышки. После одной такой, особенно мощной, по прошествии десяти секунд небо над крышей моего дома буквально раскалывается от грохота.

И тут только я начинаю догадываться, что я вижу вовсе не отблески света в комнате.
Не могу я видеть вспышки молний с опущенными веками в комнате, которая молниями не освещается. Их можно видеть только глядя на занавеску, непроницаемую для света снаружи.

Тогда я зажимаю оба глаза плотно сжатой пятернёй. Эффект тот же. Вижу вспышки, за которыми следует грохот с небес. Усложняю задачу. Один глаз открываю, и смотрю им на занавеску. Наблюдаю очередную вспышку обеими глазами, и следом звучит гром.

Ошибки быть не может. До меня доходит, что сегодня я вижу молнии не глазами, а непосредственно мозгом. Иначе, это явление не объяснить. Возможно, электромагнитный импульс разряда формирует в мозгу электрический сигнал, который мозг привычно интерпретирует как вспышку молнии, наблюдаемую глазом.

Но вот интересно… Сейчас мои глаза исключены из процесса преобразования света в сигнал, посылаемый ими в мозг, на обработку. Если это так, значит теоретически, очень многие явления, сопряжённые с выделением какого - либо вида энергии, человек способен прекрасно видеть с закрытыми глазами! Значит не все «колдуны» врут, что могут видеть окружающий мир с плотно завязанными глазами? Может, Юрий Горный на самом деле водит автомобиль с чёрной полумаской на верхней части лица, перевязанной сверху шарфом из светонепроницаемой ткани, и при этом не обманывает доверчивую публику? Это не трюк? Это способности?

Да и правда. Видим же мы картинки, читая книгу, например? Или просто фантазируем, и уж тем более, когда видим сны. Мозг сам формирует изображение без всякого участи глаз!

Далее я решил узнать об этом по подробнее у моих гидов, но они по своему обыкновению сами решили за меня, что мне показывать. Я увидел сверху всю Европу, и почти повсеместно дожди. А вот над метрополией Британской империи видно какое то свечение. Очень похоже на то, что там что-то происходит, или произойдёт. Не обязательно плохое, может и хорошее, но последствия окажутся значимыми для многих стран. Нужно последить за новостями из Лондона.

Видеть мозгом

Научные тесты выявили «внутренне зрение» в мозге незрячего художника из Турции Эсрефа Армагана, который с рождения не видит даже света, сообщает британский журнал «Нью сайентист».

Художник с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи, которые он никогда в жизни не видел, однако сканирование головного мозга Армагана показало, что в процессе рисования «включается» зрительная область его коры почти в такой же степени, как и у зрячего человека. Иными словами, слепой может представить себе тот или иной образ так, как будто он когда-то его видел воочию. Причем, эти зрительные образы он помнит и может воспроизвести годы спустя.

Тестирование Армагана проводились в США, уточняет «Нью сайентист». Картины феноменальный художник рисует пальцами рук, используя собственную уникальную художественную технику – он накладывает на холст краску одного цвета, а затем после ее полного высыхания – по очереди идут в ход другие цвета. Сначала Армаган делает набросок: он проводит клинышком по поверхности холста, оставляющим неглубокую канавку, которую мастер тут же прощупывает пальцами и проверяет правильность нарисованных форм.

Ощущение цвета, как отмечает журнал, было достигнуто художником путем простого запоминания соответствий со слов зрячих людей. К примеру, Армаган раньше думал, что если предмет красный, то и тень от него должна быть такого же цвета. Только из объяснений со стороны он запомнил, что небо должно быть голубым, море синим, а трава – зеленой.

Эсрефу Армагану сейчас 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, не мог ходить в школу, и никто специально не учил его рисовать. В шесть лет Эсреф сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками с помощью пальцев. В 42 года художник перешел на быстро засыхающую гуашь. Благодаря своим картинам Армаган прославился не только в Турции, но и получил известность за рубежом, отмечает «Нью сайентист».

Видение мозгом

Человек видит мозгом, а не глазами.

По материалам: Washington ProFile.

Исследователи из University of Rochester обнаружили, что у разных людей серьезно различается количество рецепторов-колбочек в сетчатке глаза, отвечающих за восприятие цвета. У одних людей колбочек в 40 раз больше, чем у других. Из-за этого, люди по-разному воспринимают цветовые оттенки.

Другой вывод исследования: человек воспринимает цвета не с помощью глаз, а, в основном, с помощью мозга. Причины этого пока не ясны. Статью об этом открытии опубликовал журнал Neuroscience.

Видение мозгом

Система Зрения: Что видит мозг?

Др. Ховард Гликсмен.

Зрение – это сложный процесс. Два месяца назад мы рассмотрели, как глаз может разрешать свету проходить через него и фокусироваться на сетчатке. Затем в предыдущем месяце мы подробно описали, как сетчатка может генерировать нервные импульсы, которые перемещаются к мозгу для интерпретации «зрения».

В этом раз мы рассматриваем, как эти зрительные сообщения распределяются и организовываются в пределах мозга для того, чтобы создать нейровозбуждающее пространственное изображение для анализа.

Мозг является центральным устройством обработки данных, который интерпретирует все неврологические сообщения, что поступают со всего тела. Глаз представляет собой внешнее устройство подобно любому другому чувствительному органу тела. Он находиться в углублении, проводя исследования для мозга. Под центральной слепотой подразумевается состояние, когда глаза хорошо работают, но именно мозг не производит правильной обработки данных зрительной информации.

Видение мозгом

Каждый оптический нерв состоит из примерно миллиона аксонов, которые идут от ганглиозных клеток. Не забывайте, что ганглиозные клетки просто переносят сообщения, которые они получают от биполярных клеток, а те, в свою очередь, от палочек и колбочек. Это что-то на подобие огромной нейробиомолекулярной эстафеты. Конечная цель – достичь визуального центра мозга, где определенная пространственная модель нервного возбуждения в конечном итоге обрабатывается и интерпретируется как «зрение».

Около 80% аксонов от ганглиозных клеток в оптическом нерве направляются к распределительной коробке мозга, которая называется боковым коленчатым телом. В этом соединительном нервном центре каждый ганглиозный аксон передает дальше свои сообщения с помощью высвобождения нейротрансмитера, который побуждает другой нейрон передавать дальше это сообщение к зрительной зоне коры головного мозга.

Оставшиеся 20% аксонов ганглиозных клеток меняют свое направление как раз перед распределительной коробкой, объединяются с другой системой, которая несет ответственность за некоторые автоматические рефлексы, происходящие в глазе. Когда свет проникает в глаз (освещает его), это приводит к тому, что зрачок, сокращаясь, становится меньше, а когда мало света в темной комнате, зрачок автоматически расширяется, чтобы пропустить больше света. Именно эти сообщения от ганглиозных клеток и начинают рефлексную дугу, которая порождает эти действия.

Видение мозгом

Полное изменение реальности: фокусирование побочных эффектов.

Рассмотрим природу изображения, которое проектируется на сетчатке после того, как лучи света перемещаются через глаз. Если вы когда-либо игрались с линзами, то вы должны помнить, что каждый раз, когда лучи света проходят сквозь криволинейную поверхность, то они не только преломляются, но и изображение с другой стороны становится полностью перевернутым.

Следовательно, когда мы рассматриваем то, что происходит с изображением света, когда оно проходит сквозь глаз, мы должны принять во внимание тот факт, что свет проходит три отдельных преломления. Первое преломление происходит, когда свет пересекает роговицу. На этой стадии, изображение было бы совершенно перевернутым, это означает, что оно было бы повернутым и перевернутым вверх дном. Но не забывайте, что свету все еще нужно пройти сквозь хрусталик, пока он не переместится в сетчатку.

У хрусталика есть две выпуклые поверхности в противоположность одной у роговицы. Изображение, проходя сквозь переднюю поверхность хрусталика снова приводится в порядок. Но потом оно дальше преломляется, поскольку проходит сквозь заднюю поверхность хрусталика, в результате которого возникает конечное изображение на сетчатке, которое является повернутым и перевернутым вверх дном. (см. рис. 1)

Вы можете подумать о том, как это может влиять на наше зрение? Не забывайте, что клетки фоторецепторов сетчатки просто посылают изображение в мозг на основе света, что отражает объект, на который мы смотрим. Следовательно, если изображение само по себе было перевернуто, то есть вверх дном, то сообщение, которое посылается из сетчатки в мозг, будет также это отражать. Это уже дело мозга - расшифровывать это зеркальное электрическое сообщение, которое посылается из глаз.

Видение мозгом

Все дело в перспективе.

Еще одна важная вещь, которую нужно помнить о зрении, может быть продемонстрирована следующим упражнением. Если вы сосредоточитесь на объекте, а затем переменно посмотрите на него каждым глазом, вы заметите, что есть существенное наложение между носовыми полями каждого глаза, немного под другим углом. Это означает, что, когда вы сосредотачиваете свой взгляд на чем-то, то глаз способен пересылать сообщения к мозгу, которые дают ему две различные перспективы. Вот таким образом мы можем достигать своего восприятия глубины.

Видение мозгом

Никто в действительности не может точно понять, как мы можем видеть. Это то же самое, что задать вопрос, что же является нейробиомолекулярной основой для определенной мысли, желания или эмоции.

Возможно, мы можем выяснить, в какой части мозга эти процессы происходят, с помощью каких нейротрансмитеров и в каких концентрациях, и с какими другими нейронами происходят реакции. Но мы все еще точно не понимаем, как эти процессы проявляются в особенных восприятиях, таких как зрение.

Мы не понимаем того, как мы можем думать. Философ Габриель Марсел определил эту загадку так: «проблема, которая посягает на свои собственные данные». Он подразумевал, что тот, кто задает этот вопрос, невольно становиться объектом вопроса. Человеческий мозг пробует выяснить, как он сам работает.

Видение мозгом

Вероятно, вышеизложенное вынудит людей задуматься перед тем, как они примут теорию макроэволюции и то, как она может применяться к развитию человеческого глаза и зрения. Как можно быть таким уверенным относительно теории происхождения, когда еще не понятно, как что-то фактически работает? Большинство того, что я прочитал у сторонников эволюции на тему зрения, содержит много риторики и предположений без приведения деталей и логической последовательности. Все это кажется немного преждевременным и несколько самонадеянным.

Наука пока не имеет инструментов, которые могут определенно сделать вывод об эволюции глаз и зрения. Будет ли она их когда-либо иметь? Может да, а может, нет. До этого времени, я сохраняю право смотреть на эволюционные объяснения биологов о происхождении человеческого зрения с большим количеством скептицизма, и как на чрезмерно упрощенные и требующие большого количества слепой веры.

Видение мозгом

СВЕРХВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА

Евгений Голомлзин.

Помните, как, в свое время, третировали людей, которые утверждали, что могут видеть пальцами, носом, ступнями и другими частями тела. В лучше случае их объявляли шарлатанами, в худшем - их ждала психушка.

Теперь можно сказать, что пришло время реабилитации, потому что существует методика, которая может научить видеть, слышать и ощущать непосредственно мозгом. А наука, в лице Бехтеревой Натальи Петровны, подтвердила такую возможность.

Однажды мне на глаза попалась цифра, которая поразила меня. Человечество накопило огромное количество знаний, но, оказывается, доля знаний о самом человеке составляет среди них не более трех процентов.
Выходит, что человек больше знает о планетах Солнечной системы и строении атома, чем об устройстве самого себя. Но поскольку природа не терпит пустоты, эта ниша непременно должна быть заполнена, а значит, научные исследования ближайшего будущего будут посвящены, главным образом, изучению человека - его тела, души и духа, а также их возможностей.
Мою мысль подтвердило выступление академика Бехтеревой Натальи Петровны на всемирном конгрессе "Итоги тысячелетия", проходившем в Санкт-Петербурге в конце 2000 года. Ее доклад был посвящен сверхвозможностям человеческого мозга.

ДАРВИН, ТЫ НЕ ПРАВ!
Аристотель был уверен, что душа находится в сердце, а мозг служит для охлаждения проходимой через него крови. С тех пор прошло много времени, но мозг по-прежнему остается большой загадкой даже для специалистов.

Мозг наших далеких предков не сильно отличается от нашего мозга, что не укладывается в эволюционную теорию Дарвина. По всей видимости, человечество со временем не становится умнее. С другой стороны, наш мозг легко приспосабливается к стремительно возрастающему информационному потоку - он запросто осваивает новую технику, технологии, которые и не снились людям, жившим всего 50-100 лет назад. При этом говорят, что человек средних способностей использует свой мозг на 20-30 процентов.

"Я бы не определяла работоспособность мозга в процентах, - говорит Наталья Петровна. - Мозг использует столько своих ресурсов, сколько человеку в данный момент нужно.

Но если это так, значит, мозг изначально имеет все возможности для решения любых задач, которые возникали, возникают, и даже будут возникать перед человеком? Наука о мозге отвечает на этот вопрос утвердительно.

Видение мозгом

ФЕНОМЕН ДЕТЕКТОРА ОШИБОК
Существует интересное явление - феномен "детектора ошибок", открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.

Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В результате спешащий на работу человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойство усиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, что забыл выключить утюг.

Оказывается, мозг сам, независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно. Если нет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке. Чем опаснее отклонения от нормы, тем громче об этом заявляет мозг. Часто это называют интуицией. Это открытие имеет очень важное значение. Какое?

"На протяжении сотен лет человеку со школьной скамьи говорили - не убий, не укради, - говорит Бехтерева. Что при этом происходило? В мозгу возникала своеобразная охранная служба, которая называется совесть. Эта служба работала иногда сильнее, чем указы, постановления и суд. Человек не осознавая причины, стремился не выходить за рамки десяти заповедей".

Что произошло потом? Эти законы исчезли из школьной программы. Их заменили законами физики, химии, зоологии, а историю представили перечнем войн и биографиями властителей и завоевателей. Можно себе представить, какие "охранные" программы сейчас стоят в мозгу.

Последствия их работы мы видим на каждом шагу, поскольку наш "детектор ошибок" не знает, что есть норма. При решении задач взаимоотношений между людьми он пользуется физическими законами, вроде "сила действия равна силе противодействия". И тогда человек начинает крушить все вокруг - "око за око, зуб за зуб". Ничего не поделаешь - другой-то программы у него нет.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ЭТО НОРМА
"Детектор ошибок" всего лишь верхушка айсберга возможностей человеческого мозга.

Однажды при лечении болезни Паркинсона стимуляцией мозга вживленными электродами, пациентка неожиданно почувствовала сильное чувство любви к лечащему врачу. Причем чувство было настолько сильным, что пришлось обращаться за помощью к психотерапевту.

В другой раз сотрудник Института экспериментальной медицины Владимир Михайлович Смирнов также занимался стимуляцией мозга больного. Внезапно тот как бы резко "поумнел" - в два раза улучшилась память, он стал быстрее считать. Пациент сказал, что ощутил что-то вроде озарения. Такое чувство возникает у творческих людей в момент, когда они становятся способны написать выдающиеся стихи, музыку, сделать открытие или изобретение.

"У меня в жизни бывало так, что буквально в готовом виде получала решения, до которых, как мне казалось, я просто не могла сама додуматься - вспоминает Наталья Петровна. - Решение ниоткуда, кроме определенного склада ума требует и определенного настроя, психического состояния. Это как бы состояние "приема". Причем оно не является чем-то экзотическим, не слишком отличается от нормы".

Выходит, что в мозгу каждого человека имеется все необходимое, чтобы стать гением? Скорее всего, это так. Каждый мозг, несомненно, обладает сверхвозможностями, и этот факт подтвердила наука. У людей, которых мы называем талантами, эта способность открыта с рождения. Бывает, что она включается в экстремальных ситуациях. Большинство же людей этими возможностями не пользуется. На это есть причины.

Известно, что для гениев характерно "сжигание" себя. Не зря их сравнивают с падающими метеорами - вспыхнул в ночи, высветил путь, поразил воображение и угас. Немногие гении доживали до преклонного возраста. Это происходило потому, что при активированных сверхвозможностях у них в мозгу были выключены защитные механизмы, призванные защитить человека от самого себя. Те гении, которые дожили до глубокой старости, такую защиту имели. А можно ли научиться открывать сверх возможности, не выключая защитные функции мозга. Теперь наука может дать утвердительный ответ.

Продолжаем рассматривать как работает наше зрение.

Как он это делает?

Несмотря на наши героические достижения, мы этого практически не знаем. Но все же у нас есть определенная информация о том, как происходит визуальная обработка, в противном случае эта лекция была бы совсем короткой. У нас есть определенные основы, и эти основы довольно хорошо исследованы. Описать их можно в три шага.

Я (доктор Медина) несколько раз был в Лувре и всегда меня удивляло, насколько мала "Мона Лиза".

Размер картины на самом деле составляет около 75х50 сантиметров. Представьте себе, что вы вместе со мной оказались в Лувре, смотрите на небольшой шедевр Леонардо, заключенный в пуленепробиваемое стекло с климат-контролем, пытаясь протиснуться сквозь толпу, чтобы взглянуть хотя бы мельком.

Что поступает в ваши глаза, когда вы воспринимаете картину?

Шаг номер один: свет от "Моны" поступает в ваши глаза. Как вы, возможно, знаете, на самом деле вы никогда не видите предметов. То, что вы видите - это часть света, отраженного от объекта. Только те фотоны, которым повезет попасть в ваши глаза, будут выполнять задачу обеспечения вашего видения. Их путешествие начинается, когда эти прыгающие фотоны находят путь через зрачок и попадают на заднюю стенку глаза.

Они стимулируют сетчатку - тонкий слой нервной ткани, которым выстлана обратная сторона глаза. Эта стимуляция позволяет вам получать от картины визуальную информацию.

Вы обнаруживаете различные уровни яркости. Вы обнаруживаете различные цвета - или длину волн. Вы обнаруживаете свет, который отскакивает от плексигласа, защищающего картину, и людей на своем пути, когда вы пытаетесь на нее взглянуть.

В сетчатке есть специальные клетки, которые отвечают на эту информацию, превращая этот отраженный свет в схему электрических импульсов.

Как вы помните, это называется трансдукцией.

Шаг номер два: сигнал посылается в заднюю часть мозга.

После превращения эти импульсы, кодирующие визуальную информацию "Моны",ьчерез оптический нерв направляются в более глубокие структуры мозга.

У сигналов будет пит-стоп в таламусе - яйцеобразной структуре в середине мозга. Но там они не остаются надолго.

Вместо этого сигналы быстро переходят в заднюю часть головы, в область, которая известна как затылочная доля - если вам хочется быть более точными, это зона V1 визуального кортекса.

Если вы положите руку на затылок, она будет находиться очень близко от той зоны мозга, которая позволяет вам видеть, как я говорю. Вы будете как раз около вашей затылочной доли мозга.

В этой доле есть детекторы, предназначенные для обработки определенных аспектов поля зрения. Есть клетки, которые отвечают лишь за вертикальные линии, вроде этой рамки вокруг картины.

Другие клетки отвечают только за округлые формы, к примеру, глаза Моны.

Некоторые отвечают только на длину волны определенный длины, к примеру, коричневый цвет ее одежды.

Эта информация извлекается из первоначального образа и передается в отдельные области мозга, которые могут находиться далеко друг от друга, разбросанными в разрушительном неистовстве Пикассо.

Если безнадежно смешать метафоры, то это во многом похоже на процесс приготовления хлопьев, который вы помните из прошлой лекции. И, как и в прошлой лекции, вам нужно будет реконструировать эти разбросанные кусочки обратно в связное целое, если вы хотите, чтобы ваше путешествие в Лувр имело смысл. Именно это и происходит в третьем шаге.

Шаг номер три: разделение путей.

Восстановление начинается, когда этим разрозненным электрическим сигналам дается приказ собраться в два больших нейронных пути. Эти пути имеют свое название. Формально они называются "вентральный путь" и "дорсальный путь". Неформально они носят название пути "что?" и "где?", так как они обрабатывают различные аспекты визуальной информации,

Которые восстанавливаются из задней части головы.

К примеру, путь "что?" обрабатывает информацию, которая дает предмету его узнаваемую форму. Вы видите овал лица Моны Лизы и понимаете, что оно не квадратное - и это не ягуар, - благодаря этому вентральному пути. Другие формы проходят такую же обработку.

Если вы повредите этот путь, вы больше не сможете визуально распознавать отдельные предметы.

Есть люди, которые потеряли способность узнавать животных, когда были повреждены определенные части этого пути. Они могут видеть животных, но если вы покажете такому человеку пластиковую фигурку носорога, они не смогут сказать, что это за животное.

Если вы попросите их закрыть глаза и просто ощупать игрушку, они немедленно ее узнают.

Они говорят: "Я ощущаю носорога". Теперь вы понимаете, почему этот путь называется "что?".

Второй путь, дорсальный, иногда называют "где?".

Как подразумевает его название, он не обрабатывает информацию о том, что это за объект.

Он обрабатывает информацию о том, где находится объект, что означает его местоположение.

Эта обработка касается не только стационарных, но и движущихся объектов.

Когда человек видит, как носорог идет по саванне, то это происходит благодаря дорсальному пути - пути "где?". Этот путь дополнительно отвечает за то, чтобы помочь вам контролировать движения, следите ли вы за чем-то взглядом или хотите указать на предмет рукой.

Комбинация информации от этих двух путей плюс исходящие потоки из многих других областей в конечном итоге и дают нам опыт сознательного зрительного восприятия.

Это подобно тому, как Амазонка формируется из речек, которые собирают бесчисленные горные ручейки.

И это конец шага три.

Однако это еще не конец истории.

Не глаза видят, а мозг

Давайте поговорим о зрении. Вы наверняка слышали такое выражение: «Увидеть – значит поверить». Но часто бывает и наоборот: поверить – значит увидеть . Ученым хорошо известно, что сильнейшее влияние на то, что, как нам кажется, мы видим, оказывают образы и идеи, воздействию которых мы подвергаемся предварительно, а также наши собственные мысли и воображение. Этим, вероятно, объясняется, почему именно люди, которые изначально верят в привидения или НЛО, гораздо чаще наблюдают эти самые явления, нежели те, кто в них не верит. Увидеть то, чего нет, может каждый, потому что мозг конструирует и интерпретирует наблюдаемую реальность. Мы видим то, что наш мозг показывает нам, отталкиваясь от информации, получаемой через органы зрения. Картинка, создаваемая мозгом, не всегда является 100-процентным отражением того, на что устремлен наш взгляд. По этой причине мы иногда не можем быть до конца уверены в том, что видим. Да, возможно, вы видели ангела. Но возможно и другое: мозг показал вам ангела, ошибочно сконструировав его образ из куста или другого предмета.

Мозг конструирует и интерпретирует наблюдаемую реальность? Звучит дико, если вдуматься. Разве мы не просто видим вещи, на которые смотрим? Как такое может быть? Большинство людей полагают, что мозг просто и честно показывает нам ту самую картинку, которую видят наши глаза. Но все обстоит не так. В реальности свет падает на сетчатку глаз и по зрительным нервам в мозг идут электрические импульсы. Затем мозг транслирует эти импульсы в зрительные образы, которые вы «видите» у себя в голове. Мозг не отражает и не проигрывает наблюдаемую вами сцену, подобно зеркалу или видеокамере с монитором. Он показывает вам сильно отредактированное и адаптированное описание наблюдаемой сцены. Предлагает вам собственную версию наблюдаемого мира. Можно сказать, что мозг снимает свой собственный фильм по мотивам реальных событий. То, что вы видите, – это не сырая видеосъемка, а художественно-документальный фильм. Мозг оставляет за собой право опускать детали, которые он считает маловажными. Может быть, это и неплохо. Более того, во многих случаях это совершенно необходимо во избежание информационной перегрузки. Вам совсем не нужно видеть каждый лист на дереве и каждую травинку, когда вы гуляете в парке. Это был бы переизбыток информации. Возникла бы непроходимая путаница у вас в голове, что только навредило бы вам. Для того чтобы вы получили представление о парке и могли нормально функционировать, достаточно иметь в голове общую картину парка, именно это мозг и дает вам. Если вам нужны дополнительные подробности, можете сфокусировать глаза и мозг на отдельном листке, отдельной травинке и т. д.

Но дальше начинаются еще более странные вещи. Мозг не только опускает огромное количество деталей, он еще и заполняет бреши образами, которые вы не только не можете видеть, но которых, возможно, вовсе не существует. Например, ваши глаза не могут уследить за быстро движущимся объектом, но мозг решает эту проблему, прикидывая, что могло бы быть полезно вам, и создает свою версию реального мира. Мозг также вставляет в нужные места статичной сцены элементы, которые, по его мнению, там должны быть, поскольку это позволяет вам лучше ориентироваться в окружающей среде. Как известно, такими фокусами славятся иллюзионисты. Даже если они не вполне понимают научную подоплеку происходящего, это не мешает им при выполнении своих фокусов максимально использовать особенности человеческого зрения. Еще раз должен подчеркнуть, что мозг делает все это не ради того, чтобы посмеяться над нами, а по той лишь причине, что в большинстве случаев это позволяет нам функционировать в жизни с максимальной эффективностью.

Мозг не только добавляет недостающие образы, он также обнаруживает шаблоны, закономерности и по ним «соединяет точки». Он делает это автоматически и очень хорошо. Он помогает нам увидеть вещи, которые в противном случае было бы очень трудно распознать. И эта способность мозга является, пожалуй, одной из причин, почему род человеческий до сих пор существует. Подобно многим другим животным, наши доисторические предки полагались на эту способность в целях выживания: она позволяла им не умереть от голода и не оказаться съеденными самим. Без этой способности невозможно было бы увидеть в листве замаскировавшуюся птицу или прячущегося в кустах кролика. Не менее важно было умение вовремя распознать контур крадущегося хищника, это позволяло нашим далеким предкам не попасть ему на обед в краткосрочной перспективе и избежать вымирания в перспективе долгосрочной.

Хотя современным горожанам редко выпадает нужда высматривать прячущегося в кустах хищника, описанная выше особенность зрения продолжает играть свою роль. Например, одна моя знакомая, которая увлекается заплывами на длинные дистанции в Карибском море, объясняла мне, что она не страдает от параноидального страха перед акулами, но вот отношение ее мозга к ним далеко от легкомысленного. Когда она плывет и опускает голову под воду, ее система зрения постоянно сканирует окрестные воды на предмет возможного появления акулы. И мозг зачастую «видит» ее, когда замечает предметы, своим контуром хотя бы отдаленно напоминающие шаблонный образ акулы. В 95 % случаев, как объясняет моя знакомая, мозг ошибается, принимая за акулу предметы, не имеющие ничего общего даже с рыбами.

Майкл Шермер, издатель журнала «Skeptic», многие годы посвятил изучению этой особенности мозга, которую описывает как «тенденцию обнаруживать шаблоны и модели в бессмысленном и бессодержательном шуме». Шермер говорит, что мозг делает это так часто и так хорошо, что его можно было бы назвать «машиной по обнаружению моделей». Это все замечательно, но до той поры, пока процесс обнаружения моделей не выходит за пределы действительности, в результате чего мы начинаем видеть то, чего не существует. И вот тогда мы рискуем навлечь на себя проблемы.

Если, гуляя на закате солнца в лесу, я наткнусь на тень, отдаленно напоминающую тень медведя, мой мозг тут же соорудит весьма подробную и убедительную модель медведя, затаившегося во мраке. Медведя нет, но я его видел! Клянусь вам, я видел его ощерившуюся пасть и горящие злобой глаза! Ладно, если медведь там был действительно, мозг спас мне жизнь, предупредив меня об этом. Но если его не было, то я лишь пережил небольшой испуг. А что, если бы вот так же я был абсолютно уверен, что своими глазами видел бигфута, демона, инопланетянина или бога? Это могло бы без нужды сильно осложнить мне жизнь. Шермер поясняет:

К сожалению, в нашем мозге не сформировалась система обнаружения вздора, которая позволяла бы отличать реальные шаблоны от ложных. В мозге нет системы обнаружения ошибок, которая регулировала бы работу механизма, создающего шаблоны и модели. И поэтому мы нуждаемся в науке, обладающей механизмами саморегуляции.

С одной стороны, способность мозга видеть шаблоны объектов, которых в реальности нет, помогает нам вовремя увидеть шаблоны того, что есть, когда это действительно имеет значение для выживания. С другой стороны, мы должны быть осведомлены об этом феномене, так как он может приводить к тому, что мы верим в то, чего нет, или в то, что является неправдой. И одним только зрением это не ограничивается. К слуху и мышлению это тоже относится. Хорошие скептики понимают, что мозг зачастую создает ложные модели, поэтому мы должны быть крайне осторожными с показаниями свидетелей, которые, к примеру, своими глазами наблюдали НЛО или что-то столь же необычное. В такой ситуации есть все основания проявить скептицизм и потребовать дополнительных доказательств. Может, эти люди что-то видели, может, нет. Но ведь мы с вами уже кое-что знаем о мозге, поэтому следует ли слепо доверяться человеку, который утверждает, что на прошлой неделе видел летающую тарелку или снежного человека? Не нужно думать, что он лжет. Любого из нас, даже обладающего 100-процентным зрением, это самое зрение может подвести. И самый блестящий мозг может прийти к неверным умозаключениям. И самая лучшая память, бывает, подводит.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Глаза не видят, если сердце приказывает ослепнуть Реальность часто оказывается вопросом личного восприятия, а не только объективных фактов. Великий мыслитель Сенека сказал: «Глаза не видят, если сердце приказывает им ослепнуть». Эта мудрость требует, чтобы мы учились

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Почему люди видят сны? Теперь читателю нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид галлюцинацией осуществления какого-нибудь желания. Ид непрерывно стремится к удовлетворению и наяву, и во сне. В часы бодрствования его прямому выражению

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Глава 4. Какими они себя видят?

Из книги Книга стервозной мудрости автора Рыбицкая Наталья Борисовна

Что они о нас думают и как видят Как эпиграф к теме о мужских вкусах, приведу слова Нинон Ланкло, французской куртизанки, жившей в семнадцатом веке:«Самые лестные признания не те, что делаются намеренно, а те, что вырываются помимо воли…».По большому счету, мужчины думают о

Из книги Неписаный кодекс везунчика. Как стать баловнем судьбы автора Сафин Айнур

Из книги Женский мозг и мужской мозг автора Гингер Серж

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

МУЖЧИНЫ ВИДЯТ ТОЛЬКО «ОБЩУЮ КАРТИНУ» Мужчины предпочитают видеть только «общую картину». Им нравится удовольствоваться лишь небольшим количеством крупных деталей, вдаваться в мелочи они считают ниже собственного достоинства. Например, мужчина не часто дарит своей

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

3. Почему люди видят сны? С учетом всего вышесказанного читателю теперь должно быть нетрудно понять, что такое сновидение. Это попытка ослабить напряжение Ид с помощью галлюцинации исполнения какого-нибудь желания. Ид стремится к удовлетворению непрерывно, как наяву, так

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Как влюбленные видят друг друга

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Почему женские глаза видят столь много? Миллиарды фотонов света, транслирующие информацию, равную 100 мегабайтам компьютерной памяти, падают каждую секунду на оболочку человеческого глаза. Столь большой объем данных мозг переработать не в состоянии, и поэтому он

Из книги Двадцать великих открытий в детской психологии автора Диксон Волес

Глава 5. Это видят глаза Сногсшибательно! Абсолютно гениально! Это не гиперболы (вспомните, что значит гипербола). Если и есть на свете исследование, выступающее в роли краеугольного камня для развития современных исследований познавательных способностей детей, то это

Из книги Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей] автора Мосс Роберт

Боги видят во сне людей, а люди – богов Для многих людей пребывание на этой планете само по себе является результатом сновидения бога-творца. Индийцы полагают, что Вишну видит наш мир во сне и наш мир будет существовать, пока этот сон не закончится и его главные герои,

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Люди видят во сне богов В древнем мире сновидение выступало в роли еженощного общения с богами, которые могли предстать перед человеком в любой форме. Греки, воспитанные на произведениях Гомера, знали, что боги могут проникнуть в личное пространство сновидца под видом

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Мы чувствуем собственную боль так же, как другие ее видят Открыто переживая боль, мы получаем возможность объяснять свое поведение и, соответственно, выяснять, что о нас думают другие. Наша склонность моделировать себя для других людей настолько сильна, что мы