Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у взрослых  /  Судьба страны и женщины в поэме ахматовой "реквием". Комплексный анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием

Судьба страны и женщины в поэме ахматовой "реквием". Комплексный анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием

Тема родины в творчестве А Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой - «Вечера» и «Чёток» - написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», - пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция - осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты - отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный дух...

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних - о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.

В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Переулочек, переул...

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки...

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини - арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин - сестер, жен, вдов репрессированных - это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» - это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» - это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна - это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Новая эпоха, начавшаяся в стране после револю­ции, была воспринята А. Ахматовой как трагическое время потерь, горя и разрушений. Свое предназначе­ние с ее приходом она видела в том, чтобы до конца разделить судьбу своей страны, своего народа. Об этом говорится в эпиграфе поэмы: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Ахматова ощущает боль родины как свою собствен­ную, и по этой причине отказывается от эмиграции. Поэма «Реквием» при жизни поэта не была напеча­тана. Она оказалась слишком правдивым и горьким повествованием о страшных для России годах. Поэма выходит за рамки личной боли. Она являет собой глу­бокое размышление о судьбе всего народа, перенесше­го «страшные годы ежовщины». Ахматова посвящает поэму «невольным подругам» двух своих «осатанелых лет», отстоявших долгие ме­сяцы в тюремных ленинградских очередях, пережив­ших горе, перед которым «гнутся горы», надеявших­ся на спасение и перенесших тяжесть приговора. «Это было, когда улыбался только мертвый»,- так характеризует Ахматова время, описанное в поэме. Говоря о страданиях родины, она олицетворяет ее: «И безвинная корчилась Русь..» Строфы поэмы написаны разным стихотворным раз­мером, что придает им неодинаковое звучание. То отча­янный крик слышится в них, то стон, то плач, то погре­бальная песня. Скрежещут постылые двери, гудят па­ровозы, плачут дети, громыхают черные маруси.... Трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэта. Ахматовой пришлось пережить гибель двух мужей, созерцать исковерканную судьбу сына, самой терпеть преследования. «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне»,- пишет она. Глубокое горе матери заключено во многих строках поэмы. Ог­ромная трагедия происходящего в том, что «не разо­брать теперь кто зверь, кто человек». Героиня поэмы пытается мужественно переносить ниспосланные ей удары. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь... Самое тяжелое - «память до конца убить». Она об­ращается к смерти с просьбой прийти поскорее: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь?». «Мне очень трудно»,- умоляет героиня. Такая боль легко может довести человека до безумия, лишить его жела­ния жить, надеяться. «Уже безумие крылом души на­крыло половину»,- звучит как последний стон. Глубок смысл названия поэмы. Победа историче­ской памяти над забвением - основной пафос «Рек­виема». Поэма стала памятником и живым, и мерт­вым, а сама Ахматова - голосом национальной траге­дии. Литературовед Б. Зайцев писал о «Реквиеме»: «Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей» и «насмешницей»... Можно ли было предположить..., что хрупкая эта и тоненькая жен­щина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих - женах, матерях, невестах... ». Зайцев отмечает в «Ре­квиеме» мужскую силу стиха, «гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным зво­ном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое».

Ранняя лирика А. Ахматовой – в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна де­таль, которая передает психологическое состояние человека. На­пример, в стихотворении “Песня последней встречи” смятение и волнение передано лишь одной деталью: “Я на правую руку надела \ перчатку с левой руки”. Нежность и хрупкость чувств сочетались с твердостью и классической стройностью стиха. Ин­тимность и предельная откровенность ранней лирики определи­ли ее камерность.

Какие топонимы являются постоянными в лирике А. Ах­матовой?

Топонимы (название местности) Царское Село, связанное с именем А. С. Пушкина, и Петербург – символ культуры и дер­жавного величия.

Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?

Родина в поэзии А. Ахматовой – понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой вой­ны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифист­ском плане. А. Ахматова в стихах “Утешение”, “Молитва” готова на любые жертвы ради того, “чтобы туча над темной Россией \ стала облаком

в славе лучей”. В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрирова­ли, А. Ахматова не оставила Родину (см. 4).

Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть роди­ну (по стихам)?

А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах “Мне голос был, он звал утешно”, “Не с теми я, кто бросил землю”. Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: “Темна твоя дорога, странник, \Полынью пахнет хлеб чужой”. Она горда тем, что “ни единого удара не отклонили от себя”, чем и будет “оправдан каждый час”.

Каким предстает Петербург в поэме “Реквием” А. Ахматовой?

Петербург – прежде город культуры и символ державной вла­сти в 1930-е годы становится в поэзии А. Ахматовой Ленингра­дом. В поэме “Реквием” он превращается в некий придаток к ре­прессивной государственной машине: “Ненужным придатком болтался \ Возле тюрем своих Ленинград”.

Какова композиция поэмы “Реквием” А. Ахматовой?

“Реквием” состоит из прозаического Предисловия, где расска­зывается о жизненной основе и внутренней цели поэмы; Посвящения женщинам, разлученным с сыновьями, мужьями; Вступ­ления, которое адресовано уходящим на каторгу или расстрел. Поэма состоит из 10 стихотворений, написанных в разное вре­мя – с 1935 по 1940 годы. Заключает поэму двухчастный Эпилог. В Эпилоге возвращается образ тюремной очереди и развивается тема Памятника поэту, известная из Державина и Пушкина. Но в отличие от предыдущих памятников, современный поэт дол­жен быть запечатлен стоящим у тюремной стены.

Как А. Ахматова понимает роль поэта и поэзии?

А. Ахматова была далека от понимания социальной роли по­эзии. Она считала, что у поэта прежде всего моральные обяза­тельства перед обществом. Это выражено в стихах “Нам свежесть слов и чувства простоту”, где Поэт уподобляется Христу, кото­рого предают ученики, не понимает толпа. Но смысл поэтиче­ского творчества “расточать, а не копить”.

Глоссарий:

  • как трансформируется образ родины в поэме реквием
  • как трактуется тема родины в поэзии ахматовой
  • тема родины в поэзии ахматовой
  • тема родины в лирике ахматовой
  • образ родины в поэме реквием

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. …Но ложимся в нее И становимся ею – Оттого и зовем так Свободно – свою… “Родная земля” 1961г На протяжении многих лет поэты обращаются к...
  2. Как много лет назад, поэзию Ахматовой и сегодня восприни­мают по-разному. Есть люди, которые любят ранние её стихи, наиболее остро воспринимая изображение любви. Других при­влекает тайна,...
  3. Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как ды­шать. В цикле “Тайны...

Каковы особенности ранней лирики А. Ахматовой?

Ранняя лирика А. Ахматовой — в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна де­таль, которая передает психологическое состояние человека. На­пример, в стихотворении «Песня последней встречи» смятение и волнение передано лишь одной деталью: «Я на правую руку надела / перчатку с левой руки». Нежность и хрупкость чувств сочетались с твердостью и классической стройностью стиха. Ин­тимность и предельная откровенность ранней лирики определи­ли ее камерность.

Какие топонимы являются постоянными в лирике А. Ах­матовой?

Топонимы (название местности) Царское Село, связанное с именем А.С. Пушкина, и Петербург — символ культуры и дер­жавного величия.

Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?

Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой вой­ны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифист­ском плане. А. Ахматова в стихах «Утешение», «Молитва» готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрирова­ли, А. Ахматова не оставила Родину (см. 4).

Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть роди­ну (по стихам)?

А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».

Каким предстает Петербург в поэме «Реквием» А. Ахматовой?

Петербург — прежде город культуры и символ державной вла­сти в 1930-е годы становится в поэзии А. Ахматовой Ленингра­дом. В поэме «Реквием» он превращается в некий придаток к ре­прессивной государственной машине: «Ненужным придатком болтался / Возле тюрем своих Ленинград».

Какова композиция поэмы «Реквием» А. Ахматовой?

«Реквием» состоит из прозаического Предисловия, где расска­зывается о жизненной основе и внутренней цели поэмы; Посвящения женщинам, разлученным с сыновьями, мужьями; Вступ­ления, которое адресовано уходящим на каторгу или расстрел. Поэма состоит из 10 стихотворений, написанных в разное вре­мя — с 1935 по 1940 годы. Заключает поэму двухчастный Эпилог. В Эпилоге возвращается образ тюремной очереди и развивается тема Памятника поэту, известная из Державина и Пушкина. Но в отличие от предыдущих памятников, современный поэт дол­жен быть запечатлен стоящим у тюремной стены.

Как А. Ахматова понимает роль поэта и поэзии?

А. Ахматова была далека от понимания социальной роли по­эзии. Она считала, что у поэта прежде всего моральные обяза­тельства перед обществом. Это выражено в стихах «Нам свежесть слов и чувства простоту», где Поэт уподобляется Христу, кото­рого предают ученики, не понимает толпа. Но смысл поэтиче­ского творчества «расточать, а не копить».

Ахматова "Реквием" - сочинение "Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой"

Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, поэтому неудивительно, что ранняя лирика Ахматовой — почти исключительно лирика о любви. Но постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. “Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец”, — напишет она после посещения Царского Села.
Все чаще в стихах звучит предчувствие катастрофы, которую несет “не календарный — настоящий Двадцатый Век”. Для Ахматовой он начался осенью 1914 года. Тема родины все более властно звучит в поэзии в годы I мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, “чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”. Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Наверное, были минуты сомнения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда”.
Но любовь к родине была сильнее, ощущение неразделимости своей судьбы с судьбой народа окажется той силой, которая поможет принять существенное для нее решение:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию (в 1921 году был расстрелян муж — поэт Николай Гумилев), Ахматова уверенно скажет: “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам”. И постепенно “я” превращается в “мы”: “Мы ни единого удара не отклонили от себя”. Это “мы”, выросшее из ощущения родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отечественной войны. Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту “двадцать четвертую драму Шекспира”, которую пишет страшное время, “уже мы не в силах читать!”. Не в силах потому, что позади 30-е годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына).
Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь “перед этим горем гнутся горы, не течет великая река”. К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии. Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит “мы” в военной лирике:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Война расширяет родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну — она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей родины поэтесса вобрала в себя, и, только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое -
Душа моя и тело.
Ахматова всегда была “там, где народ, к несчастью, был”. И мы должны быть вечно благодарны великой поэтессе, что она, к счастью, была, есть и будет со своим народом.

.