Меню
Бесплатно
Главная  /  Насморк у взрослых  /  Территориальная общность. Социально-территориальные общности

Территориальная общность. Социально-территориальные общности

Территориальные общности - это совокупности людей, характе­ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории, системой экономических, социальных, поли­тических и других связей, выделяющих ее в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея­тельности населения. Социология изучает закономерности воздей­ствия соответствующей социально-территориальной общности (горо­да деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение.

Ядро той или иной единицы социально-пространственной орга­низации общества, даже в наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:

историческое прошлое. Именно с историей территориальной общ­ности связаны устойчиво сохраняющиеся определённые трудовые навыки населения, традиции, некоторые особенности быта, взглядов, отношений и т. д.;

экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они, определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;

природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы межличностного общения и многие дру­гие черты образа жизни населения.

В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационные и производственные отношения, классы и социальные слои, социаль­ные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут функционировать как от­носительно самостоятельные социальные образования.

Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все многообразие классовых, профессиональных, демографи­ческих и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взя­тые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относи­тельном уровне развития конкретной общности.

Территориальные общности бывают разных уровней. Высший – советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень- национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.


Исходной в системе территориальных единиц является первич­ная территориальная общность, которая обладает свойствами це­лостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной, территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.

Социальное воспроизводство.

Понятие «социально-демографиче­ское воспроизводство» - видовое по отношению к понятию «со­циальное воспроизводство». Социальное воспроизводство – это про­цесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно-экономической формации в форме их циклического воспроизведения оно воплощает тенденции изменения социальной структуры, присущие данной формации.

Социалистический процесс воспроизводства суть процесс гомогенизации общества, т.е. сближения социальных, групп, стирания социально-классовых различий от поколения к поколению и в пре­делах одного и того же поколения. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений между ними, так и возникно­вение и расширенное воспроизводство новых элементов и отноше­ний. В ходе этого процесса формируется изменяющийся и развива­ющийся индивид.

Если классы, социальные группы и слои, а также отношения. между ними воспроизводятся - функционируют и развиваются - в масштабах всего общества, то процесс воспроизводства индивида протекает непосредственно в первичных территориальных общностях, которые обеспечивают воссоздание его как живого носителя свойств, характеристик класса, группы, слоя.

Такие первичные ячейки общества, как производственный коллектив, семья, равно как и различные «отраслевые» социальные ин­ституты - образование, здравоохранение, культура и т. д., осуществ­ляют лишь частичные функции воспроизводства индивида. Специ­фика функций территориальных общностей состоит в том, что, ин­тегрируя деятельность социальных институтов, они обеспечивают.удовлетворение основных потребностей индивида и тем самым его воспроизведение.

Социальное воспроизводство индивида выступает как социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной терри­тории. Оно неотделимо от процессов демографического воспроизвод­ства и принимает форму социально-демографического воспроизвод­ства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выпол­нению общественно необходимых экономических, политических и иных функций. Поэтому в нем могут быть выделены такие состав­ляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, культурное и другие воспроизводства.

Социально-демографическое воспроизводство не сводится к фи­зическому воспроизводству численности людей. Это есть также вос­произведение совокупности определенных социальных качеств, необ­ходимых для нормального участия населения в функционировании и развитии общества. Таким образом, в данном воспроизводстве могут быть выделены два аспекта: количественный (собственно вос­производство индивидов) и качественный (формирование - воспита­ние, воссоздание социальных свойств).

По характеру воспроизводство делится на простое, суженное, расширенное с соответствующими каждому типу количественными и качественными характеристиками. Простым является воспроиз­водство населения в той же численности, что и ранее с неизмен­ными Социальными качествами: квалификацией, образованием и т. п. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом числен­ности новых поколений и (или) более высоким уровнем развития их социальных качеств. Для суженного воспроизводства свойственно уменьшение численности новых поколений и (или) снижение их качественных показателей.

Закономерностью развития социалистического общества является: расширенное социальное и, по крайней мере, простое демографическое воспроизводство. Однако это не исключает возможности существенных различий в режиме воспроизводства в связи с такими факторами, как развитость жизненной среды, качество управления воспроизводственными процессами и т. д.

Ядром социального воспроизводства (в масштабах общества) выступает воспроизводство социальной структуры, а сущностью со­циально-демографической составляющей этого процесса на территориальном уровне является демографическое возобновление ком­понентов социальной структуры, включая социальные перемещения.

Условием существования и развития первичной территориальной общности является относительная самодостаточность элементов ис­кусственной и природной среды для осуществления полного цикла социально-демографического воспроизводства. В отличие от мате­риального производства социально-демографическое (т. е. производство самого человека) по своей природе стационарно, территориаль­но нераздельно. Поэтому в литературе все более преобладает точка зрения о том, что возрастание функционального разнообразия, уни­версализация жизненной среды являются ведущим принципом тер­риториальной организации социального производства (и воспроизвод­ства) при социализме (ему противоположен принцип узкой специа­лизации поселений).

Недопустимо смешивать такие категории, как «город», «деревня», «регион», с одной стороны, и территориальная общность - с другой. Первые являются сложными территориальными образованиями, объемлющими природный и материально-вещный комплексы, а так­же совокупности людей, воспроизводящихся, т. е. функционирую­щих и развивающихся, в процессе производства и потребления на основе этих взаимосвязанных комплексов. Территориальные же общ­ности суть лишь эти совокупности людей.

В настоящее время россия (Российская Федерация) включает 89 регионов - субъектов федерации. Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт - петербург).

Формы расселения подразделяются на городские и сельские. Городские населенные пункты различаются по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа - не менее 2 тыс. чел.). Так согласно Градостроительному Кодексу РФ выделяются сверхкрупные города (свыше 3 млн. жителей), крупнейшие города (от 1 до 3 млн. жителей), крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. жителей), большие города (от 100 до 250 тыс. жителей), средние города (от 50 до 100 тыс. жителей), малые города (от 10 до 50 тыс. жителей).

Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства (эти функции называют градообразующими). Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность

Урбанизация и системы расселения. Взаимодействие социальных и пространственных факторов в процессе урбанизации.

Все принципиальные изменения в общей картине расселения, изменения образа жизни людей можно назвать урбанизацией. Причем речь идет не только о городах, но и сельском населении.
Урбанизация - глубокое качественное преобразование всей системы расселения на основе развития промышленности, транспорта, средств массовой информации, культурного и бытового обслуживания, распространения городского образа жизни среди различных социально-демографических групп населения.

Примечательно, что центры крупных городов, в том числе Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, заселяют малоимущие, цветное население. Чем выше социальный статус человека или социальной группы, тем дальше размещается жилье от центральной части города. Правда, сейчас развивается процесс kджентрификации - сноса старых построек в центральных районах и застройка их высококомфортным жильем типа гостиниц.
Наметившиеся тенденции урбанизации, уход населения из больших городов, широкое загородное строительство, развитие небольших сельских поселений нас ожидает в самом ближайшем будущем. Это закономерности урбанистического процесса, закономерности развития современной цивилизации, которая приведет к формированию новых систем расселения, нового, более совершенного, уклада жизни.



Социология города и социология деревни. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека. Социальные функции поселения, его типы. Уровень и качество жизни городского и сельского населения.

Сельская поселенческая общность противоположна городу по всем основным характеристикам. Здесь относительно низка территориальная концентрация населения, преимущественное занятие людей - сельскохозяйственный труд, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения.
Предметом социологии деревни (села) являются основные закономерности ее функционирования и развития, ее социально-экономическая природа, проблемы демографического и социального воспроизводства населения, типология сельских поселений, образ жизни населения, процессы миграции.

Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, сильная зависимость от природно-климатических условий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Преобладают социально и национально однородные семьи, нет городской анонимности общения. Очень сильны общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок Типологизация сельских поселений сложнее из-за большого разнообразия. Сельские населенные пункты бывают разные: - --аграрные; индустриально-аграрные; аграрно-административные.

Важнейший признак для типологизации - людность поселения. Выделяют мельчайшие, мелкие, средние, крупные сельские поселения

транспортные услуги, оздоровительные учреждения (курортный город). Некоторые города обслуживают единственное градообразующее предприятие (оборонный завод рудник, морской порт и т.д.). Более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п. В социологии выделяются 2 вида территориальных общностей: региональная (население региона) и поселенческая (население города или деревни). Любая региональная общность имеет свои характеристики:структура занятости, профессиональный и соц. профессиональный состав. У нас есть регионы с преобладанием шахтеров, аграрного населения, рыбаков или др.;уровень материального благосостояния и социального комфорта.,различие в культурном уровне, развитость культурной инфраструктуры, уровень образования, наличие и количество этносов, т.к. это накладывает отпечаток на культурную жизнь (языковую культуру- возникает двуязычие); отличие специфическими чертами, например уровнем криминализации. Улучшить жизнь людей можно на месте или миграцией, из-за миграции между регионами не существует столь резких различий. Миграции выполняют не только экон. функции, но и социальные, суть которых состоит не только в изменении положения человека в общественном разделении труда, но и в изменение его статуса, социального положения. Внутрисельская и внутригородская миграция часто ведет к перемещению индивидов из одних социальных групп в другие. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои. Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.



Задачи социологии труда

 Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

 Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

 Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

 Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

 Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

 Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальнуюорганизацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое

Для характеристики населения любых территориальных единиц применяется понятие «территориальная общность». Общество с точки зрения территориального устройства можно рассматривать как социально-территориальную систему, включающую и себя совокупность территориальных общностей людей, которые представляют собой специфические социальные группы, имеющие особые социальные интересы и определенным образом взаимодействующие друг с другом.

Наиболее общее определение территориальной общности дает в своем учебнике польский социолог Я. Щепаньский. Он называет территориальной общность, члены которой связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории (См.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. – С. 160). Основными элементами территориальной общности выступают соответствующие группы населения и используемые ими части жизненного пространства с их производственными и социально-бытовыми инфраструктурами, а также органами управления.

Территориальные общности выполняют внешние и внутренние функции. Внешние функции территориальной общности заключаются в удовлетворении потребностей общества в материальных благах, производственных и социальных услугах, культурных ценностях; внутренние – в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности соответствующих групп населения.

Объективной основой формирования территориальной общности выступают различия условий в местах поселения людей: во-первых, это природно-географические особенности территорий; во-вторых, неодинаковая степень благоприятности условий жизни людей, зависящая от социально-экономического развития тех или иных территорий.

Предпосылкой включения индивида в общность является его связь с территорией. Постоянное место жительства людей – это своего рода распределение их по тем или иным территориальным общностям. Возможность поменять общность, т. е. изменить свое социальное положение путем перемены места жительства, представляется более легкой, чем изменение принадлежности к определенной социальной группе другими способами.

Территориальные группы населения представлены поселенческими и региональными типами. Поселенческие общности образуются каким-то однородным поселением: либо сельским, либо городским; региональные включают в свой состав и то, и другое. Дифференциация поселений обусловлена, прежде всего, общественным разделением двух видов труда – промышленного и сельскохозяйственного, соответственно выделяют городские и сельские поселения. В регионе, как правило, представлены и промышленный, и сельскохозяйственный виды труда. Поэтому поселенческие общности характеризуются однородностью населения и жизненных условий, региональные – неоднородностью.

Содержание термина «регион» довольно многозначно. Им могут обозначаться единицы самых разных размеров, выделяемые по различным основаниям (политико-территориальные образования, экономические районы, крупные части страны, совокупности стран и т. д.). Понимание региона зависит от применяемого подхода и целей изучения. С точки зрения социологии, по мнению А.И. Сухарева, «регион – это относительно самостоятельное, территориально-очерченное, природно-социальное явление, обладающее способностью к самовоспроизводству» (Сухарев А.И. Основы регионологии. – Саранск, 1996. – С. 4).

Развитие любого региона в основном определяется общими закономерностями и тенденциями социально-экономического развития данной страны в данное время, но все же обладает относительной самостоятельностью. В результате локализации общественных отношений каждая региональная территориальная общность имеет специфические социальные интересы и проблемы.

Основными качественно различными видами поселенческих общностей являются городские и сельские. Город и село представляют собой застроенные и организованные пространства, заселенные определенным количеством населения. Эти объекты имеют сложную структуру, включают в себя разнообразные явления и процессы, что и обусловливает многообразие подходов к определению их сущности.

Важную роль в обществе и системе расселения играют городские социально-территориальные общности. В настоящее время все более усугубляются процессы урбанизации. Под понятием «урбанизация» (от лат. urbanus – городской) обычно понимают процесс роста роли городов в жизни общества.

Урбанизация – многогранное социально-экономическое явление, рассматривается как специфический образ жизни, определяемый, во-первых, материальной структурой города, различными городскими сооружениями; во-вторых, комплексом социальных институтов, типичных для города; в-третьих, системой установок и стереотипов поведения индивидов, моделями социальных отношений в городской среде.

Причинами урбанизации и развития городов в западной социологии являются рост численности, плотности населения и его территориальная подвижность. Так считали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Соглашаясь с ними, Р. Парк, Е. Берджесс и другие утверждали, что рост численности населения, его плотность и интенсивная миграционная подвижность ведут к конкуренции, формируют особенности социальной структуры города и городского образа жизни, становятся определяющим фактором разделения труда между городом и деревней. Таким образом, основной причиной возникновения и дальнейшего развития города считается рост численности населения, а следствием выступает разделение труда и возникновение городских и сельских видов поселений. В отечественной социологии основной причиной возникновения двух систем поселения является разделение труда, а уже его следствием – возникновение и развитие городов. Особенности функционирования и развития городских и сельских территориальных общностей изучаются социологией города и социологией села.

Социология города стремится установить закономерности взаимодействия социальной структуры города как модели общества и его предметно-пространственной организации. В основной круг проблем социологии города входит определение места города в обществе и системе расселения, основных причин появления и факторов, влияющих на развитие города, основных подсистем городов, особенностей городского образа жизни, путей и методов управления развитием города как целостной системы и т. д.

В социологию города большой вклад внесли западные исследователи. Первые работы, посвященные социологическим проблемам города, появились уже в конце XIX в. Одна из них – книга М. Вебера «Город», где сформулировано одно из первых социологических определений города. Город, по мнению автора, представляет собой крупное поселение, где «взаимное личное знакомство друг с другом, отличающее соседскую связь... отсутствует» (Вебер М. Город. – Петроград, 1923. – С. 7). Сравнивая город с сельской общиной, Вебер указывал на специфические моменты, характеризующие город: занятость неземледельческим трудом основного населения, многосторонность промысла, наличие рынка, концентрация управленческих функций и т. д.

Важную роль в развитии социологии города сыграла чикагская школа, сложившаяся в 20-30-е гг. XX века в США. Р. Парк, Л. Вирт, Е. Берджесс и др. ее представители рассматривали город как единый социальный организм. Основной предмет изучения составляли миграционные процессы, межэтнические отношения, явления социальной дезорганизации общества. Вирт, например, считал город сосредоточением связей. Однако проведенные в дальнейшем эмпирические исследования не подтвердили его выводов о распаде личных связей в крупном городе. Представителей чикагской школы критиковали за то, что они преувеличивали степень обособленности и неорганизованности, типичные, по их мнению, для городских общин, и рассматривали город как нечто обособленное, не зависящее от развития общества. В целом вклад чикагской школы в развитие социологии города значителен и идеи ее представителей о тесной взаимосвязи социальных явлений с пространственными характеристиками не утратили актуальности и в настоящее время.

Отечественные социологи рассматривают город как многомерное системное образование, отличающееся сложным сочетанием структурных связей. Основным методологическим принципом исследования города они считают системный подход, что предполагает:

1) исследование города как элемента общества и системы расселения;

2) исследование внутренней структуры города, расчленение его на подсистемы;

3) исследование закономерностей изменения, развития и функционирования города как целого.

Известный отечественный исследователь Г.М. Лаппо определяет город как «противоречивую гармонию». В городе постоянно возникают противоречия между формой (относительно стабильной, инертной) и содержанием (динамичным, постоянно обновляющимся). Он должен заставить «ужиться» в своих границах группы населения с различными интересами, занимающиеся разными видами деятельности. Однако при всей своей противоречивости город выступает саморегулирующейся системой.

Российские социологи (Ф.С. Файзуллин и др.) выделяют следующие особенности городского образа жизни: значительное повышение роли социальной информации и общения, интенсификацию этих процессов, возрастание зависимости деятельности человека от количества получаемой информации; возможность иметь большее количество друзей; более заметное раздвоение общества на формальное и неформальное, производственное и внепроизводственное; большую психологическую свободу от социального контроля в повседневной жизни.

Социология села - отрасль социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития и функционирования села как целостной социально-территориальной системы, разрабатывающая основные методологические принципы его исследования.

Сельская социально-территориальная общность значительно отличается от городской. Еще немецкий социолог Ф.Теннис предложил различать понятия «община» и «общество» («Gemeinsсhaft» и «Gesselschaft»), рассматривая общину как определенный вид сельской общности, а общество – городской. Отношения между людьми в общине, по его мнению, основываются на эмоциях, привязанностях; сельское общество самодостаточно, связано родственными узами и определенным чувством общности. В основе отношений второго рода, или общественных отношений, лежит рациональное начало, они учитывают степень полезности одного человека для другого. Согласно Теннису, в отличие от общины в обществе царит расчетливый разум, целерациональная воля. Социолог исследовал идеальные типы общины и общества. Их невозможно выделить в реальности в чистом виде, более того, в современном западном обществе значительных различий между городским и сельским образом жизни уже не существует. Общины лишены большей доли своей самодостаточности, поскольку важное значение стали приобретать социальные интересы национального масштаба. Дихотомия общины и общества в западной социологии воспроизводится чаще в связи с различением «традиционного» и «современного» общества.

В отечественной социологии особенности сельской территориальной общности изучались Т.И. Заславской, В.И. Староверовым и др. Интуитивно каждому понятно, чем город отличается от села. С городом связано представление о большом сосредоточении людей, многоэтажной застройке, интенсивном движении. При слове «село» возникает противоположная картина: одноэтажные дома, тишина, малолюдность. Наиболее распространенный показатель для разграничения города и села – численность населения: подразумевается, что город – это, прежде всего нечто большее. Но это только внешнее, видимое различие. Село имеет и свои специфические функции и отличается основными элементами внутренней структуры. Подобно большинству специальных объектов село является многофункциональным. Выполняемые им функции можно разделить на:

· специфические, свойственные только данному объекту;

· неспецифические, т. е. частично выполняемые и другими объектами.

Последняя группа функций делится на внешние, направленные на несельское население, и внутренние, направленные на сельские общности.

Специфической функцией, выполняемой селом, является обеспечение общества сельскохозяйственной продукцией. К неспецифическим внешним функциям могут быть отнесены:

1) социально-пространственная, которая заключается в относительно равномерном заселении, хозяйственном освоении и социальном контроле сельской территории;

2) рекреационно-природопользовательская, содержанием которой является организация отдыха за счет использования природных рекреационных ресурсов;

3) демографическая, обеспечивающая воспроизводство сельского населения.

Сельские территориальные общности имеют определенные особенности по сравнению с городскими. Сельские общности меньше по численности населения, в них повышенная доля престарелых, меньше лиц трудоспособного возраста и молодежи. Население села всегда отличалось более высоким уровнем естественного прироста, обусловленным повышенной рождаемостью, для него характерны высокий миграционный оборот, чистый миграционный отток и тенденция к сокращению общей численности. Профессионально-должностной и квалификационный состав ввиду специфики развития производственной сферы имеет меньшее разнообразие. Сельское население характеризуется некоторым консерватизмом мышления, недоверием к социальным новшествам, большей стабильностью норм и ценностей.

В настоящее время происходит усложнение социально-территориальной структуры общества, меняется традиционное представление о городе и деревне, нарушается их целостность, формируются другие образования (городские агломерации, сельскохозяйственные районы несельскохозяйственной специализации, поселки городского типа и т. д.). Многие исследователи склоняются к мнению, что социально-территориальная структура должна быть не двухмерной (город – село), а более сложной. Условно предлагалось различные образования называть аграрными и неаграрными сферами.

Различия между городом и селом еще сохраняются и проявляются по крайней мере с трех тесно связанных сторон:

· они представляют различные виды труда;

· это достаточно четко обособившиеся формы поселений;

· с этими поселениями связаны специфические социальные группы.

Население города и села складывается в особого рода социальные общности людей, общности по месту поселения, социально-территориальные общности.

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем .

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город . Употребим термин «город» в самом широком смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурною статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства. И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность . Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.



Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя - члена городского либо сельского сообщества.

Например , свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то своё, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

ВВЕДЕНИЕ.

Социология города и деревни является, на мой взгляд, актуальной в наши дни, поскольку только ясно представляя прошлое российского общества, его менталитета, особенности быта и развития экономики в истории, можно более или менее правильно представить себе перспективу дальнейшего развития России.

В круг проблем социологии города и деревни входят:

1. определение их места в обществе и системе расселения;

2. основные причины появления и факторы, влияющие на их функционирование и развитие;

3. социальная структура населения;

4. особенности городского и сельского образов жизни;

5. связь с окружающей средой;

6. городское и сельское управление и проблемы возрождения традиций самоуправления;

7. социальные факторы и следствия миграции населения (город – село, село – город) и др.

Работа написана на базе газет и журналов: «Социально – политический журнал», «Знание – сила», «Свободная мысль», «Социс».

СОЦИОЛОГИЯ РАССЕЛЕНИЯ.

Для понимания состояния российского общества и перспектив его развития важное значение имеет анализ социологии расселения. Главным в социологической теории расселения – выявление общественной общности сущности различных типов поселения.

Такой подход означает:

1. раскрытие общественной обусловленности возникновения расселения, его функционирования и развития;

2. определение его функций, роли в обществе;

3. установление изменений этой роли в связи с переходом от одной формации к другой;

4. выяснение влияния расселения, а также социальной, производственной деятельности людей на окружающую среду.

Социология расселения – область социологического знания, которая изучает генезис (происхождение, процесс образования), сущность и общие закономерности развития и функционирования города и деревни как целостных систем .

Генезис расселения в форме города и деревни – длительный исторический процесс, в течение которого организация пространства обретает социально обусловленный характер. Понятие «расселение» отражает весь социально обусловленный пространственный комплекс условий жизнедеятельности людей, а также диспропорции в их территориальном распределении, которые определяют социальные различия общественных групп и слоев. Расселение выступает как бы результатом, отражающим в снятом виде социальную структуру общества.

«Расселение – определяемое способом производства размещение людей в соответственно формируемой системе развернутых в пространстве и во времени условий жизнедеятельности в совокупности их материальных и духовных компонентов, направленных на удовлетворение основных потребностей человека».

Расселение – сложный и длительный процесс, отражающий состояние той или иной эпохи и предполагающий наряду с новыми общественными отношениями достаточный уровень развития производственных сил.

В условиях первобытного общества кочевой образ жизни являлся первой формой существования людей, это обусловлено главным образом природно – географическими факторами. Первобытное общество не знало дифференциации расселения, ибо сама общность людей формировалась на племенной, родовой основе. Расселение происходило на дисперсной базе, поскольку кровнородственные группы людей жили в разбросанных на освоенной территории пещерах. Социальные начала в общественной жизни переживали свое зарождение, выделение из природного. Территориальные различия заключались в естественных условиях жизни и деятельности людей и не имели социальной окраски, т.к. были обусловлены природой. Процесс формирования поселений особенно интенсифицируется тогда, когда наступает кризис охотничье – собирательного хозяйства и осуществляется переход к земледелию, что привязывало людей к определенному месту. Качественно однородная хозяйственная деятельность первобытно – общинного строя воспроизводила адекватные ей формы расселения. Относительное своеобразие вносила густота или разреженность территории по ее заселенности отдельными племенами. В целом из-за отсутствия основы для формирования обособленных социальных групп населения в первобытном обществе долгое время существовало однотипное расселение в виде автономных поселений близких к традиционному сельскому. Дальнейшее экономическое развитие придало поселениям характер системы, подчинив своим интересам ее основные элементы (населенные пункты), интегрально поляризованные в форме традиционной расчлененности – «город – деревня».

В период античности еще не выделялись город и деревня как самостоятельные поселения. Античности был свойственен своеобразный симбиоз «город – деревня», что носило повсеместный характер, включая и территории с городами – центрами. Города представляли собой группу поселений, близких к сельскому, деревенскому типу.

В период становления рабовладельческого строя организация пространства постепенно обретает устойчивый характер. Неразвитые города и деревни уступают место социально – дифференцируемому расселению. В это время происходит формирование первых городских организмов, или, как их точнее называют – протогородов. В эволюции расселения становятся заметными кристаллизация городских и деревенских функций и появление противоположностей между городом и деревней. Это в значительной мере было обусловлено разделение труда, которое и привело к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и тем самым – к отделению города от деревни. С этих пор условия и место жизнедеятельности человека определяются его социальным положением и экономическими возможностями.

Таким образом, «город» и «деревня» выступают в совокупности поселений скорее как собирательные понятия, в основном охватывающие многообразие существующих форм расселения и выражающие различия населенных пунктов. Историческое развитие города (деревни) не может быть непрерывным процессом эволюции. Между античным полисом, средневековым и современным городом есть много сходства, но наслоение эпох в процессе развития расселения наблюдается лишь в наследуемых материально – пространственных вещных формах и архитектурных решениях, а не в их социально – экономическом содержании.

Различия между городом и деревней разных эпох заключается в политических, социально – экономических, рекреационных, эстетических и других функциях. За пространственными преобразованиями в сети расселения кроются перемены в ее структуре и функциональной организации, что определяется социально – политическими изменениями общества.

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА.

Социологию города, на мой взгляд, следует считать открытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т.е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных локальных попытках решать социальные проблемы его жителей. До 19 века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступлением эры капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств. И лишь на пороге 20 века появились концепции французского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Ховарда, в которых были высказаны идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации . Именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это наименование.

Особое место занимает город как социально – территориальное образование, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, трудовых коллективов, учреждений, организаций и интересы самого человека как жителя. 20 век можно в известном смысле назвать веком массового возникновения городов. Процесс урбанизации охватил все страны, особенно индустриально развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала не только концентрация промышленности. Но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т.д.

Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной чертой нынешнего периода является неуклонное их укрупнение: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. чел., в том числе 23 – более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большинство (71 %) населения страны .

Проблематика и круг исследований городской социологии является в настоящее время предметом широкой дискуссии в социологической литературе. Теоретические основы немарксистской городской социологии заложены в трудах М. Вебера (анализ города в контексте исторического развития общества, его экономического строя, культуры и политических институтов), Тенниса (противополагание городских и сельских форм общественной жизни) и Зиммеля (выделение некоторых характерных черт городской культуры). В настоящее время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различных общественных слоев и этнических групп в городах.

Город – это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом . Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.

Городская культура характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных общностей; затуханием соседних связей; уменьшением роли семьи; многообразием культурных стереотипов; неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности .

Городской образ жизни в нашей стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающими отсюда его социально – профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально – этнической разновидностью в семейно – дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов.

В связи с развитием городского образа жизни вступают проблемы двоякого рода. Одни из них связаны с изучением и формированием механизмов создания новых образцов социальных отношений в производстве и за его пределами, с развитием форм и норм социально – культурного потребления и созданием механизмов преемственности различных норм культуры и социальных отношений. Другие обращены на перераспределение имеющихся и высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения развития этих процессов. Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих мест города и профессиональных качеств работающего населения, с одной стороны, и реальных несоответствий его требований и ожиданий рабочим местам и существующей структуре рабочих мест города – с другой.

Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну и ту же далеко не самую эффективную структуру рабочих мест во все расширяющемся масштабе, стимулирует тем самым регулярный приток рабой силы извне, что ведет к чрезмерному росту городов. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних городах, особенно с одной доминирующей отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность города предопределяет преимущественный спрос на рабочую силу какого – либо одного пола. Например, Иваново – центр текстильной промышленности, где используется преимущественно женский труд. В результате при формировании населения города происходит перекос в сторону лиц женского пола, вследствие чего процесс воспроизводства населения нарушается, учащаются разводы и т.д. Помимо этого, монофункциональность города делает практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене труда, что в свою очередь приводит к росту миграции населения, и прежде всего молодежи.

Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы.

Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей.

Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфрастуктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых – эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания. Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Набережных Челнов, Дивногорска, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого – к миграции. Решением этой задачи может быть обеспечение молодых сибирских городов стабильными квалифицированными кадрами .

Переход к новым высоким технологиям приводит не просто к подвижкам населения. Миграция сначала из деревень в рабочие поселки, затем из поселков в города, а из городов в мегаполисы характерна для большинства регионов планеты . Деревни, а тем более хутора исчезают, это обусловлено особенностями жизни и труда людей. На место них приходят мегаполисы с их проблемами и преимуществами, к которым можно отнести следующее: в крупных городах выгоднее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, создавать образовательные комплексы и т.д.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что разбираться с проблемой городов необходимо в наши дни, и разбираться надо не только с позиции муниципального администратора, а с позиции науки, для которой концентрация населения – естественное явление, возникающее не по чьей-то злой воле и ставшее закономерным следствием развития цивилизации, а значит, эволюции человека.

СОЦИОЛОГИЯ ДЕРЕВНИ.

Подобно городу, деревня как объект социологии – исторически сложившаяся внутренне дифференцированная социально-территориальная подсистема. Она характеризуется особым единством искусственной материально-вещной среды, доминирующей над нею природно-географических условий, рассредоточенного типа социально-пространственной организации людей .

Деревня отличается от города меньшей степенью социально-экономического развития, известным отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что соответственно сказывается на социальной структуре и образе жизни населения. Для нее характерны относительная (по сравнению с городом) малочисленность видов трудовой деятельности, большая социальная и профессиональная однородность. Деревня представляет собой относительно устойчивую самостоятельную систему, являющуюся социально-пространственной подсистемой общества. Основными компонентами она тождественна городу и одновременно дихотомична ему; совместно с городом исторически формирует целостность социальной и территориальной структуры общества.

Основные отличия сельского образа жизни от городского – менее развитый труд в общественном воспроизводстве, его отставание по механизации и энерговооруженности, относительно слабая дифференциация в сфере приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест и слабые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда и т.д.

Для сельского образа жизни также характерны необходимость и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально и национально гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения .

Во многом функции города и деревни схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. К числу важнейших функций деревни относят пространственно-коммуникационную. В наши дни интерес к этой функции обостряется. Ее необходимо знать с точки зрения выявления дальнейших возможностей освоения территории страны и оценка роли сельских поселений в решении продовольственной задачи. Создание надежной инфраструктуры (сети железных, автомобильных дорог, строительство аэродромов и взлетных полос и т.д.) при решении перевода сельского хозяйства на фермерский путь развития имеет первостепенное значение.

Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, «утоления» информационного голода жителей села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации – телевидение, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей.

В течение уже 100 лет деревня выполняет донорскую функцию. Из села черпаются ресурсов больше, чем отдается взамен. Причина – в устойчивой миграции из деревни в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему.

Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, сел, небольших городов. Так, с середины 20-х и до середины 80-х годов городское население увеличилось на 80 млн. человек . В современных крупных городах России доля мигрантов составляет 2/3 городского населения. Так была решена проблема обеспечения рабочей силой городов. Но решалась она за счет «вытягивания» ресурсов, лучшей рабочей силы из деревни .

С 90-х годов возрос миграционный поток город – деревня, город – село. Это связано с ухудшением жизни населения в городах, особенно неработающих пенсионеров, значительным удорожанием стоимости проездов на железнодорожном, автомобильном транспорте и другими причинами. Так, Санкт-Петербург к 1994 г. «потерял» более 200 тыс. своих жителей и число их впервые за последние 15 лет стало меньше 5 млн. человек . Эта тенденция не коснулась Москвы, в которой проживает более 11 млн. человек.

В последние годы усилился приток мигрантов в село из районов Крайнего Севера, от Мурманска до Анадыря, а также из стран ближнего зарубежья и горячих точек России.

Село все более и более стареет. Доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20 %. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду .

Отношения, складывающиеся в сельской местности в современной России, довольно специфичны. Центральными субъектами российских крестьянских обществ были и остаются, с одной стороны, крупные коллективные хозяйства и, с другой – семейные крестьянские дворы. Сейчас идет отбор различных возможностей и правил социально-экономического выживания крестьянства. Колхоз, акционерное общество нередко выступают по отношению к крестьянину как жесточайший эксплуататор его труда. Это проявляется, в частности, в форме невыдачи заработной платы.

В борьбе субъектов из числа нынешнего крестьянства инициатива остается за двором, фермером, они более решительны и разворотливы. Связь между колхозом, акционерными обществами и крестьянским двором становится все слабее и более одностороннее: двор стремится как можно больше взять и как можно меньше дать колхозу или акционерному обществу. Сами крестьяне чувствуют психологический дискомфорт от двойной жизни: для себя и для колхоза.

Другая специфическая черта экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в сельской местности, - курс не на укрепление производственной базы и совершенствование экономического механизма стимулирования развития производства, а на поспешное изменение форм собственности и организации хозяйств.

Число деревень, как говорилось выше, неизменно становится все меньше и меньше. И это неудивительно, поскольку в 1998 г. сельское хозяйство России понесло убытков больше, чем в 1997 г., на 10 млрд. руб. 92 % всех акционерных обществ, коллективных и государственных хозяйств, а также фермерских – убыточно.

Причин здесь несколько. Главная из них – политика правительства по отношению к этой важнейшей сфере народного хозяйства. Во всех странах мира, занимающих лидирующие позиции в сфере сельскохозяйственного производства, эта отрасль дотируется (размер дотаций составляют от 30 до 60 % от общего объема производимой продукции). В сельское хозяйство России отчисляется 2,2 % от ежегодного ВВП. Кроме того, жители хуторов, деревень, сел несут большие убытки от бездорожья, от отсутствия машин, механизмов по переработке произведенной сельскохозяйственной продукции и т.д.

Итак, в наше время важно не «устранение деревни», а ее социальное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть важность рассмотрения данной проблемы, поскольку несмотря на ее актуальность, она не привлекает должного интереса ученых теоретиков и практиков.

Проблему роста городов и вытекающие отсюда проблемы необходимо решать не с позиции местных чиновников, а с позиции науки. Необходимо разработать план проектирования и создания новых городов рационально, поскольку в настоящее время более удобными для проживания являются, как ни странно, старые города.

Кроме того, необходимо предотвратить «обнищание» деревень, ее старение. Целесообразно изменить политику государства по отношению к селам, хуторам, сельскому хозяйству в целом.

Не стоит упускать из виду и проблему миграции населения. Ранее выделялись причины миграции. Исходя из них, можно найти решение этой проблемы, которое, на мой взгляд, заключается в создание благоприятного экологического климата, т.е. проведение комплексных мероприятий по защите окружающей среды. Не лишним было бы и создание достаточного числа рабочих мест. Необходимо чтобы у людей было достаточное число выбора различных профессий. Кроме того, заработная плата и размер пенсии должен соответствовать уровню цен. Это приведет к уменьшению миграции как из города в деревню, так и наоборот. Помимо этого, наконец-то закончится «старение» деревень.

Необходимо создать более тесные связи между городом и деревней, дабы хотя бы таким образом наладить экономику сельского хозяйства.

Возможно, стоит ввести ряд новых льгот, чтобы привлечь молодежь в села, хутора, деревни, поскольку в настоящее время считается крайне не престижно жить и работать там.

Список литературы

1. Социология: Учеб. для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др. – М.: ЮНИТИДАНА, 2000. – 407 с.

2. Попов А.И. Эволюция расселения: города, агломерация, мегаполис. // Социально – политический журнал, - 1997, - № 6, - с. 38 – 47.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2 – е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 511 с.

4. Рабочая книга социолога. – М., 1983. – 480 с.

5. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

6. Моисеев Н. Мегаполисы как естественный фактор развития человечества. // Свободная мысль, - 1997, - № 3, - с. 62 – 67.

7. Социология / Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. М.: Мысль, 1990. – 446 с.

8. Шингарев А.И. Вымирающая деревня. // Социс, - 2002, - № 2, - с. 124 – 133.

9. Широкалова Г.С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов. // Социс, - 2002, - № 2, - с. 71 – 82.